Художественное своеобразие кому на руси жить хорошо. Сочинение на тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо»

Иным был творческий путь другого основателя «Цеха» – Николая Степановича Гумилева (1886–1921). В 1905 г. он опубликовал небольшой сборник стихов «Путь конквистадоров»; в

1908 г. выходит второй сборник поэта – «Романтические цветы»; в 1910-м – «Жемчуга», книга, принесшая Гумилеву известность. Она была посвящена Брюсову. Стихи, вошедшие в этот сборник, обнаруживали явное влияние тем и стиля брюсовской поэзии. Но, в отличие от стихов Брюсова, на них лежит печать стилизации, нарочитой декоративной экзотики («Капитаны» и др.). Брюсов писал о поэзии Гумилева этого периода в «Русской мысли» (1910. № 7): она «живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается современности».

Брюсовские мифологические и исторические герои, воплощающие волевые начала истории, отразили напряженные поиски поэтом героического и нравственного идеала в современности, что предопределило сочувственное восприятие им революции. Гумилев же разорвал всякие связи своих героев – «воинов», «капитанов», «конквистадоров» – с современностью, эстетизировал их безразличие к общественным ценностям. Как подметил Н.Н. Евгеньев, при несходстве ключевых мотивов Кузмина и Гумилева (стилизованные «Куранты любви» – у Кузмина, черная Африка, «муза дальних странствий» – у Гумилева), самый метод их достаточно схож. «Изысканный жираф» у озера Чад, золото, сыплющееся с «розоватых брабантских манжет», авантюрная романтика портовых таверн – все это трактовано Гумилевым в эстетском плане:

Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот...

(«Озеро Чад»)

В стихотворении с характерным названием «Современность» (из цикла «Чужое небо») Гумилев так выразил свое восприятие современности:

Я печален от книги, томлюсь от луны,

Может быть, мне совсем и не надо героя,

Вот идут по аллее, так странно нежны,

Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

Имея в виду прежде всего Гумилева, Блок писал об акмеистах, что они «не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще...».

Свой эстетический идеал Гумилев декларировал в сонете «Дон Жуан»:

Моя мечта надменна и проста:

Схватить весло, поставить ногу в стремя

И обмануть медлительное время,

Всегда лобзая новые уста...

Империалистическая война побудила Гумилева обратиться к теме исторической действительности. В его поэзии зазвучала тема России, но официальной, государственной, монархической. Он воспевает войну, героизируя ее как освободительную, народную:

И воистину светло и свято

Дело величавое войны,

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны...

(«Война»)

В первый же месяц войны Гумилев вступает вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк и направляется в действующую армию, где служит в конной разведке. Будучи специальным военным корреспондентом, в 1915 г. в «Биржевых ведомостях» он печатает «Записки кавалериста», в которых, рисуя эпизоды военных событий, пишет о войне, как деле справедливом и благородном.

В то же время в предощущении распада всей системы русского государственного быта его поэзию пронизывают пессимистические мотивы. О революции Гумилев не писал – в этом была его политическая позиция. Но не акмеистическим бесстрастием к общественной жизни отмечены теперь его стихи, а каким-то надломом души. В сборнике «Огненный столп» (1921) нет ни романтической бравады, ни напускного оптимизма. Они полны мрачной символики, туманных намеков, предощущений «непоправимой гибели». Начав с «преодоления символизма», Гумилев вернулся к типично символистской символике:

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет...

(«Заблудившийся трамвай»)

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наиболее, может быть, характерно для настроений Гумилева того времени. Образ трамвая, сошедшего с пути, – это для поэта сама жизнь, сошедшая с рельсов, жизнь, в которой происходит непонятное и странное:

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет.

Поэт озабочен поисками этой «Индии Духа», прибежища.

С точки зрения поэтического мастерства стихи «Огненного столпа» – самые совершенные в творчестве Гумилева. Они исполнены подлинного чувства, глубоко драматического переживания поэтом своей судьбы, трагических предощущений.

В 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в заговоре контрреволюционной Петроградской боевой организации, возглавляемой сенатором В.Н. Таганцевым, и расстрелян.

К. Симонов верно отметил: историю русской поэзии XX века нельзя писать, не упоминая о Гумилеве, о его стихах, критической работе (имеются в виду «Письма о русской поэзии» –литературно-критические статьи поэта, печатавшиеся с 1909 г. в «Аполлоне»), замечательных переводах, о его взаимоотношениях с Брюсовым, Блоком и другими выдающимися поэтами начала века.

130 лет назад родился Николай Гумилев - Русский офицер, поэт и исследователь, загубленный большевиками

15 апреля 1886 года, 130 лет назад родился русский поэт Серебряного века и исследователь Африки незабвенный Николай Степанович Гумилёв.

Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Отец Коли - корабельный врач, участвовал в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывал сыну о море и путешествиях.

В литературе Гумилев дебютировал как символист . Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» он издал в 1905 году , впоследствии считая его «ученическим опытом». Этот труд удостоил отдельной рецензией Валерий Брюсов - один из авторитетнейших поэтов того времени. Долгое время Гумилев считал Брюсова своим учителем , и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко» . Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Николай Гумилев много путешествовал - побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах…

Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления - акмеизма , ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо».

Во время Первой Мировой войны Гумилев пошел на фронт добровольцем , участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость Георгиевскими крестами и получил офицерское звание. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написан цикл очерков «Записки кавалериста», несколько пьес.

Приверженец монархии , Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени - много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература».

В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.

В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко . В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки . Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии (позднее он даже повторит маршрут Александра Булатовича и частично маршруты Николая Леонтьева).

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству). Так, учениками Гумилёва считали себя не знакомые с ним лично Н. Н. Туроверов и С. Н. Марков.

"В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони." Ходасевич, «Некрополь»

. Н. А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни», поэтому жанр «Кому на Руси жить хорошо» можно определить как поэму-эпопею..
Некрасов обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам, построив поэму на фольклорной основе. Жс: Он использовал традиции народного эпоса, что позволяло трактовать жанр поэмы как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков). Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора:
а) Волшебная сказка (Пролог)
б) Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский,
в) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая,
г) Притча (Бабья притча),
д) Легенда (О двух великих грешниках),
е) Пословицы, поговорки, загадки.
Сказочные мотивы присутствуют в прологе: соц-бытовые (герои, сказочный зачин «В каком году - рассчитывай, в каком году -угадывай, спор о счастье, бытовые элементы), волшебные (волшебные предметы), об Иване-дураке, о животных (говорящая птичка, сказка о птичьем царстве). В поэме задействованы в виде вставок лирические, соц-бытовые, свадебные, солдатские, любовные, обрядовые песни («Веселая», «Барщинная», «Голодная», «Соленая», песни Гриши), авторские плачи. Есть и поверия языческие и христианские: обряд свадьбы - расплетение кос, обряд после свадьбы - катание в санях итд.
Сюжет поэмы построен как путешествие-хождение крестьян-странников в поисках счастливого человека. центральным героем является народ и его самосознание. сюжетний план строится по принципу эпической завершенности: спор семерых мужиков в Прологе выносится в последних частях на широкие просторы воли и принимает характер народного обсуждения.
семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит мотив странничества. Путники внимательно выслушива-ют мнения тех, кого встречают в ходе своего путешествия, наблюдают различные картины русской жизни (главы "Помещик", "Крестьянка", "Пир - на весь мир"), сами участвуют в событиях (глава "Счастливые"), а главное, являются одновременно сюжетообразующим элементом произведения (тема путешествия) и выразителями авторской оценки описываемых сюжетов (мет-ким словом, ярким сравнением).
Стиль «Кому на Руси жить хорошо» - сплав литературного языка, элементов фольклора и разговорной речи русского крестьянства. Некрасов вводит в поэму просторечную лексику, народные речевые обороты, фразеологизмы. В основе всей образно-эмоциональной системы некрасовского произведения лежат законы народной поэтики. Свободный и гибкий язык поэмы назван «гениальной находкой Некрасова».
Композ. Поэма фрагментарна, построенная из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, она распадается на судьбы десятков людей. Время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь в широком временном срезе.Все 4-х части пронизаны горячими спорами, показывающими выход крестьян из состояния пассивности, пробуждение, освобождение от рабского духа.
Все части поэмы связаны между собой заглавным вопросом поэмы. (способ соподчинения или параллельное подчинение). Каждая из частей — это небольшая завершенная поэма. Характерно применение контрастов или антитезы, что проявляется в заглавии частей поэмы, в контрастном противопоставлении крестьян-холопов и крестьян-свободолюбов, и в противопоставлении жизни господ и крестьян.
-----
Использование “свободного” языка, приближенного к простонародной речи способствовало передачи своеобразия народного языка с его афористичностю и оборотами; вплетанию в ткань поэмы деревенских песнь, поговорок, причитаний, элементов народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); воспроизводению задорных речей мужиков, и выразительных монологов крестьянских ораторов, и рассуждений самодура-помещика.

Лекция, реферат. Жанровое своеобразие поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.