Как появился праздник новый год. Откуда пошла традиция праздновать Новый Год

Как и когда появился Новый год? Вопрос весьма интересный, особенно если учесть, что мы не раз говорили, что Новый год - самый древний праздник, из всех празднуемых человеком.

Появление Нового года связано с необходимостью человека в отсчете и измерении времени. Человек часть природы и временную меру он искал именно в природе - годичный оборот Земли вокруг Солнца подошел идеально. Земля облетела Солнце, начался новый сельскохозяйственный сезон, новый посев и сбор урожая. Что еще тогда заботило людей? Да, в принципе, ничего.

Осталось выбрать дату начала Нового года. Время празднования Нового года должно быть знаковым.

Первые свидетельства о праздновании Нового года датируются тремя тысячами лет до нашей эры. Вот и ответ на вопрос, когда появился новый год?

Первыми его праздновать стали в Месопотамии, и все торжества были приурочены к разливу рек Тигр и Ефрат. Разлив рек проходил примерно в начале марта, и как следствие дата первого празднования Нового года приходится на март.

Сегодня в России новогодние выходные длятся 10 дней. В Месопотамии гуляния по случаю Нового года продолжались целых 12 дней! Во время празднования категорически запрещалось работать (никто в принципе и не пытался), вершить суды и каким-либо образом наказывать провинившихся. Весть мир становился на уши: устраивались праздничные шествия, гуляния и своего рода карнавалы. Месопотамцы праздновали победу своего светлого божества Мардука над силами тьмы, смерти и разрушения.

В Вавилоне, древнем месопотамском городе, во время праздника царь уезжал из города, а народ во время его отсутствия мог делать все что угодно. Почти также происходит с детьми, которых оставляют без присмотра родителей. Ну, а после возвращения правителя, все возвращалось на круги своя - начинался новый рабочий год, новая жизнь

Вот так можно сказать Новый год и появился на свет.

Месопотамия не единственная цивилизация, которая отмечала начало следующего года.

В ходе раскопок древнеегипетских пирамид был найден необычный сосуд, на котором была надпись «Начало нового года». Это прямое свидетельство того, что Новый год праздновали и в Египте.

Как и в Месопотамии, в Древнем Египте Новый год приходился на разлив главной реки - Нила, ведь именно Нилу египтяне обязаны возможности сеять хлеб в пустыне. Случалось это примерно в конце сентября. Тут так же устраивались пышные гуляния, пиршества, ритуальные катания на лодках по разлившейся реке и так далее. Возможно, начало современной традиции украшать елку пошло именно с тех времен - египтяне украшали пальмы.

Чаще всего празднование Нового года во многих странах древности проходило весной, и было приурочено к началу нового годичного цикла, который начинался с обновления природы.

Однако, некоторые народы совмещали начало Нового года с окончанием полевых работ и завершением сбора урожая. Логично. Поработали, теперь можно отдохнуть и повеселиться.

Именно так праздновали Новый год древние кельты и галлы, которые жили на территории современной Франции и Англии. Праздник начала нового года имел свое название - Самайн (Самхейн), ныне Хеллоуин. Праздник носил сильный мистический оттенок. Считалось что в этот день грань между этим и потусторонним миром становится очень тонкой и призраки могут являться к нам. Чтобы отпугнуть их, кельты использовали ветви омелы - еще один «предок» современной новогодней елки.

Как и многие другие народы, Древние Римляне праздновали начало Нового года в марте. Наверное, именно они ввели традицию дарить друг другу подарки. Особенно активно одаривались подарками в новогоднюю ночь высокопоставленные чиновники. Затем эта традиция дарения стала обязательной.

Лишь в 45 году до нашей эры, Юлий Цезарь с помощью жрецов, астрологов и звездочетов ввел новый календарь, названный в его честь, юлианский. И именно он постановил праздновать Новый год 1 января.

Каждый новый год, история праздника, посвященного следующему годовому циклу, привлекает всеобщее внимание. Дело в том, что это, пожалуй, единственный праздник в мире который празднуют все жители земли вне зависимости от расы, национальности или религиозных убеждений. При этом Новый год в России многими людьми празднуется два раза:

  • первый раз — 1 января;
  • второй раз — 13 января.

Вторая дата относится к так называемому старому Новому году, который в свое время был единственным и отмечался 1 января по Юлианскому летоисчислению.

История возникновения праздника Новый год в каждой стране своя, при этом далеко не везде он прижился сразу. Новый год в России несколько раз менял даты празднования и тоже прижился далеко не сразу, из-за чего в народе еще долго сохранялись древние обычаи празднования даты начала годового цикла.

Так, например, историки до сих пор не знают, как отмечался этот праздник на Руси в языческий период ее истории. Дело в том, что не сохранилось свидетельств, однозначно указывающих на время начала нового года в те времена. Большинство ученых сходится во мнении, что древние славяне, как и большинство древних народов, считали началом нового года месяц март, поскольку именно в данный период начинается очередное возрождение природы после зимней спячки.

Откуда пришел Новый год, история возникновения данного праздника и иные вопросы, касающиеся этой темы, можно прояснить, узнав, что оказывается, славяне праздновали не одну-единственную дату, а сразу первые три месяца, которые назвались пролетье и включали в себя авсень, овсень или тусень.


При этом если все-таки уточнять дату, то на Руси данный праздник отмечался, предположительно, в день весеннего равноденствия 22 марта. При этом и Масленица и Новый год отмечались в один день.

С принятием христианства на Руси исчисление стало вестись от сотворения мира, поэтому с 988 года, согласно новому Юлианскому календарю, праздник начали отмечать начиная с 1 марта. Однако не навсегда к нам в таком виде пришел Новый год, история праздника в очередной раз изменилась в 1348 году, когда церковные иерархи, руководствуясь решениями Никейского собора, перенесли этот праздник на 1 сентября.

Такие новшества вызвали в народе неоднозначную реакцию, так как шли в разрез с давно бытовавшими на Руси традициями празднования начала наступления нового годового цикла. Но сентябрьская дата все-таки была утверждена и существовала в церковной традиции даже тогда, когда светская власть в лице Петра Первого опять изменила дату празднования наступления нового года.

Реформы Петра Великого

История праздника Новый год, каким знаем его мы, связана с именем Петра I. Дело в том, что российский император, проводя в жизнь свои реформы, в 1699 поставил точку в соблюдении обычаев Древней Руси и повелел считать датой начала нового года привычное нам 1 января.

Так как в России церковь жила по юлианскому календарю, император не мог полностью перевести страну на систему календаря, по которому жили все христианские народы — григорианскому. Однако он заставил вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. При этом летоисчисление нового образца еще долго шло параллельно со старым порядком счисления лет.

Петр, известный своим крутым нравом, просто запретил праздновать прежнюю дату — 1 сентября. Тех же, кто ослушался указа, ждало суровое наказание. При этом Петр тщательно следил за тем, что бы праздник отмечался в соответствии с европейскими традициями, и для этого разработал целый регламент.

Именно с 1699 года Новый год обрел привычный для нас образ, связанный с елкой, фейерверками, а также праздничным столом.

Тогда же вошло в моду дарить на этот день друг другу подарки и поздравлять. При этом церковь в празднествах не участвовала, и духовенство отмечало церковные праздники и Рождество.

Новые власти, ставшие во главе страны в 1917 году, обновили и Новый год, история возникновения которого дополнилась советским периодом. Дело в том, что после Октябрьской революции советское правительство приняло решение реформировать действующий календарь, в результате чего Россия перешла на западноевропейский стиль, разработанный на основе григорианского календаря. Именно по нему жило большинство стран Европы в то время.

В результате первый день после 31 января был назначен 14 февраля. Вследствие этого пришлось сместить дату празднования многих церковных праздников, например Рождества и Нового года. Кроме того, возник такой чисто русский феномен, как старый Новый год.

В 1929 году новые власти отменили празднование Рождества, Нового года и традицию установления елки. Однако уже в 1935 году традиция установки ели к новому году была возрождена, когда видный большевистский деятель П.П. Постышев призвал организовать Новый год для детей, в том числе установить для них новогоднюю ель. Данная инициатива положила начало празднованию Нового Года в советском стиле с шампанским, оливье и шпротами.

При этом вплоть до 1949 года 1 января был рабочим днем, и советские граждане могли отметить праздник только после того, как полностью отработали рабочий день.

Современные традиции празднования

Современные традиции празднования Нового года практически не изменились с советских времен. Его также отмечают в ночь с 31-го на 1-е января, при этом для ребенка образовательные и культурные учреждения могут организовать собственные новогодние утренники, например в детском саду или школе.

Стоит отметить и традицию празднования старого Нового года, которая родилась еще во времена Петра Первого, когда праздник отмечали в сентябре, тайком. Советское же правительство, перенеся первый день нового года на 14 дней, эту традицию закрепило. В результате чего россияне стали отмечать праздник два раза — по новому и по старому календарю.

Кроме того, в последнее время приобрело популярность празднование наступления нового годового цикла по китайскому, буддистскому и иным календарям. Чаще всего это никак не связано с приверженностью к определенной философии или религии — многие люди просто стараются таким образом продлить атмосферу праздника перед новым трудовым годом.

Что же касается Русской православной церкви, то она живет по юлианскому календарю. При этом церковные иерархи заявляют о том, что вопрос о переходе Церкви на григорианский календарь не стоит, поэтому православный Новый год празднуется 14 сентября по светскому календарю или 1 сентября по церковному. В честь этого события в российских храмах служатся молебны «на новолетие».

Обычай отмечать Новый Год зародился очень давно, в третьем тысячелетии. Своё начало он берет еще в Месопотамии. В конце марта, как только прибывала вода в реках, начинались все работы, связанные с земледелием. В то время, люди весело праздновали наступление весеннего времени 12 дней, сопровождающиеся карнавалами и маскарадами. В эти дни верили, что святой бог Мардук совершает светлые победы над силами смерти и разрушения. Этот прекрасный период символизировался свободой, прекращением работы и всяческих наказаний. Со временем, традиция новогоднего празднования перешла ко всем народам мира.

Когда начали праздновать Новый Год на Руси?



В календаре древних славян счет годам велся от «сотворения мира», которое произошло за 5508 лет до новой эры. Новый год начинался 1 марта - с началом весенних работ на полях. В Х веке (988 году) состоялось крещение Руси, а с ним пришел и новый календарь. Теперь в Древней Руси Новый год начинался по-церковному 1 марта, а по-гражданскому 1 сентября.

В 6850 году (1342 году) митрополит Феогностий отменил мартовский Новый год, оставив и для церкви, и для мирян только сентябрьский. А 15 декабря 1699 года, когда на Руси числился 7208 год от «сотворения мира», Петр I издал Указ, который предписывал «считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего, 1700 года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели друг друга поздравлять с Новым годом, а день после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» считать 1 января 1700 года от «Рождества Христова».

Утром 1 января 1700 года Петр I сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном неб е вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год «по-европейски» - зимой.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в то же время отмечался праздник святки. И многие старые обряды: веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Традиции празднования Нового Года в разных странах

В старину говорили, что выпускает зима из-под коряг лесных и колод гнилых не только метели, но и нечистую силу. Потому в это необычное время гадали, творили сказочные обряды, заговаривали нечисть.

Встреча Нового года - древнейшая традиция, существующая у всех народов мира, ведь «как на Новый год, так и целый год». Поэтому и старались приготовить как можно больше угощений и подарков.

Все народы мира встречают Новый год по своим обычаям и традициям.

В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.

В Италии под Новый год принято избавляться от старых ненужных вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена.

Во Франции Дед Мороз - Пер Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Деревянные или глиняные фигурки - сантоны - ставят возле елки.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Люцию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке - сливки, собаке - сахарную косточку, ослику - морковь.

Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

В Колумбии главным героем новогоднего карнавала считают Старый Новый Год, он разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуале — колумбийский Дед Мороз — устраивает фейерверки.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, ведра, тазы и миски водой, и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

В Мексике Новый год встречают огнем праздничных фейерверков, стрельбой из ракетниц, звоном особых новогодних бубенчиков. А детям в полночь вручают вкусные пряничные куклы.

В Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола.

В Мьянме Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается так называемым «фестивалем воды», когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой — это своего рода пожелание счастья в Новом году.

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в некоторых странах считают местных гномов, распевающих рождественские песни средневековых странствующих жонглеров, бродячих продавцов детских игрушек.

Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Однако среди предков старца был и вполне реальный человек. В IV веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. По преданию, он был очень добрым человеком. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. Однако, вскоре после этого, церковь, в которой он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря он стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Джон Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

О праздновании Рождества

Если в Новый год было принято поздравлять всех знакомых, то на Рождество визиты делались только близким родственникам и друзьям, что еще раз говорит нам о семейном характере праздника.

Правила приличия конца XIX в. не позволяли избегать этих визитов, так как считалось, что « для поддержания хороших отношений » они просто необходимы. На Рождество было принято дарить конфеты, или какие-нибудь полезные вещицы.

Если вы хотите, чтобы праздник Рождества вновь вернулся, - впустите его в свой дом, в свою семью. Начните с того, что расскажите детям о происхождении праздника и о том, как отмечали его в России раньше. Детям будет интересен обряд сочельника с его зажженной свечой на окне и необыкновенно простой и очень вкусной едой. Стол можно украсить оригинальными композициями из веток и свечей.

За столом, после еды, можно устроить чтения вслух, которые также очень любят дети. Для этого хорошо подобрать рассказы и сказки, которые так и называются в литературе - рождественские, святочные.

Не забудьте в рождественские праздники о визитах в семьи ваших родных и друзей, о подарках, которые дети могут получить от красавицы-елки. Обязательно включите в программу праздника прогулку по зимнему городу или парку, визит в театр или на концерт. Создайте свою собственную традицию, о которой бы с детства знали ваши дети, ощущали ее теплоту и уважали ее, желали бы в будущем продолжать ее уже в своих семьях.

Классический облик Деда Мороза

Согласно описанию этнолога Светланы Васильевны Жарниковой, классическому Деду Морозу свойственны следующие черты:

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Наверняка, многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных « младших братьев» . Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-нибудь из зарубежных аналогов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом), лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Т рехпалые перчатки и варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

Обувь - сапоги серебряные или красные, шитые серебром. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от « подделки» . Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки.

Посох - хрустальный или серебрённый « под хрусталь» . Витая ручка так же серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям: фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменила его очертания.

Снегурочка - это уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Как правило, это девушка, одетая в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко, и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить « правильный костюм» .

Вот такая удивительная история и интересные традиции у Нового Года!



Далее следуйте инструкциям в ней."); } else if(response.code == 10){ // Не указан email toldot.showWindow(event, "Не получилось", "Не указан email."); } else if(response.code == 180){ // неизвестная ошибка toldot.showWindow(event, "Возникла ошибка", "У нас не получилось подписать вас автоматически. Возникла ошибка
" + response.answerHTML + "
" + response.mchimpStatus + "
" + "Скопируйте описание ошибки, приведенное выше, и . Мы с радостью поможем."); } else if(response.code == 190){ // имейл забанили toldot.showWindow(event, "Возникла ошибка", "У нас не получилось подписать вас автоматически. . Мы с радостью подпишем Вам вручную."); } else { toldot.showWindow(event, "Неизвестный ответ сервера",JSON.stringify(response)) } }) ">Подписаться

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте


Новый год! Тот ли новый год?

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют . Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» нерелигиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых - начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние - особенно. Ой сколько же их было! Главная - «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно неспеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января - выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда - какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднетства - фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения - просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев - на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчесления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н. э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н. э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января - в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н. э. - 14 н. э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313-315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304-335 н. э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», - днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений : сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еше один день начала года - 25-е марта - «День Возвещения» - день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502-1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличащийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса - январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» - места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книгЫ в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спецраспоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, - как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую - может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» - день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сам же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января - выходной - или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в дествительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую - довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка преобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, - было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне - березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди из главных языческих праздников, у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связаные с поклоненем солнцу и культом деревьев, единстенно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегоднящнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы - это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря - издал указ о праздновании 1 января Нового года, - 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромисно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го - начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голандия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распросранения движения Аскала (Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному ревлюционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг - всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я - не еврей! Я - интернационалист!». На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлявлять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т. д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин - только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке - пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду - в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название - теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей - первый на очереди на увольнение и т. д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» - кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церьковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001 .

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, - еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы - те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празнующим рождение Йешу (Иисуса) - главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников - маскарад в

Сложно представить, но когда-то праздника Нового Года не существовало. Но все имеет свое начало.

История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие — наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина.

Само слово «карнавал», кстати, в переводе с вавилонского означает корабль-море и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера)

Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию. В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вам что-нибудь напоминает эта символика? Ну, конечно, Георгия Победоносца на гербе Москвы).

От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них — к народам Западной Европы.


Как отмечали Новый Год в старину?

Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.

Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Новый год отмечали с 1 января.

Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке — со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века. А как же обстояло дело у нас, на Руси?

В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).

Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя сопровождался выстрелом из 25 орудий.

15 декабря 1699 года Петр I издал указ, в котором повелевалось встречать Новый 1700 год и новое тысячелетие от Рождества человеческого. Отныне было запрещено праздновать пришествие нового года со дня сотворения мира, т.е. 1 сентября. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. Подготовка к празднику должна была быть завершена до 1 января 1700 года. Украшения должны были стоять по 7 января года текущего, что сейчас совпадает с нашими новогодними каникулами.

Первой пущенной ракетой в ознаменовании новых правил и даты встречи Нового года, была ракета, пущенная самим царем, а уж после этого началось празднование по всей столице. Всю неделю в вечернее и ночное время в небе светились огни фейерверков, город был освещен праздничной иллюминацией, люди пели, танцевали и веселились, поздравляли друг друга, даря новогодние подарки.

Петр I ревностно следил за тем, чтобы Новогодний праздник у нас был лучше и ярче, чем в Европе и ничем не отличался от нее, в том числе и летоисчислением. Тем же указом был отменен 7207 год от сотворения мира, который шел тогда на Руси и провозглашен 1700 год от Рождества Христова. Это стало еще одним шагом сближения России с Европой, так как различные календари вносили путаницу в отношениях с европейскими странами.


Итак, с 1 января народное новогоднее веселье получило всеобщее признание и любовь. Отныне праздник Нового года перестал быть церковным, и на века был закреплен российским календарем.

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах круглый год — отсюда пошло их название – «елки-палки».

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная пятиконечная.

В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это «буржуазной прихотью» и «старорежимным обычаем». Кроме того, по их мнению, «новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение». С этого момента новогодняя елка «ушла в подполье»: только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно.

В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев «реабилитировал» праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи.

Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.