Эпатаж: что это – провокация или способ самовыражения? Это модно или нелепо

Дата постройки: 1714-1723 гг.

Архитекторы: Андреас Шлютер (1660-1714), Иоганн Фридрих Браунштейн (?-?), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Николо Микетти (1675-1759)

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – "Монплезир" (фр. monplaisir — "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д. В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком". Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".

Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в "Монплезире" был создан уголок Востока – Лаковый кабинет. Его стены декорированы большими черно-лаковыми панно с миниатюрной живописью, выполненной в китайском стиле. На прикрепленных между панно полочках-консолях размещен восточный фарфор, который в петровскую эпоху чрезвычайно ценился и являлся предметом особой гордости владельцев.

Парадный зал, находящийся в центре дворца, – одно из лучших достижений петровского барокко. Характерные темы смены времен года, изменчивости мироздания, построенного на четырех стихиях, отражены в скульптурном и живописном оформлении купола. Для отделки стен на английский манер использован благородный вощеный дуб. Парадный зал "Монплезира" – свидетель самых разнообразных событий. Здесь отмечались семейные праздники и победы русского оружия, проводились приемы иностранных послов. Огромный стеклянный кубок на столе напоминает о серьезном наказании: штрафном "Кубке Большого орла", который во время пиров наполняли до краёв вином и подносили нарушителям правил, введенных царем.

Редкие предметы кухонной посуды выставлены в опрятной Кухне, оформленной на голландский манер. Здесь иногда готовила и супруга царя Екатерина Алексеевна. Особенностью монплезирской кухни является наличие каменной раковины для мытья посуды, вода для которой подавалась по трубе от фонтана "Сноп". Водопровод и проточно-промывная канализация, созданные для "Монплезира", были значительными новшествами для XVIII века.

Рабочий кабинет Петра I связан с морской темой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времени. Забавные обезьянки в росписи потолка напоминают о путешествиях в заморские страны. Навигационные и измерительные инструменты, представленные на полках шкафа-поставца, свидетельствуют о морских занятиях императора – знатока кораблестроения и морского дела.

Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.

Ни один российский монарх не забывал о "Монплезире" – на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.

Монплезир, или «Мое удовольствие», – один самых красивых дворцов Петергофа. Он являлся любимым дворцом Петра І. Он сам выбрал для него место и разработал чертеж. Дворец расположен всего в нескольких шагах от вод Финского залива. Строительством дворца Монплезир занимались такие архитекторы, как А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. Оформлением интерьеров занимались лучшие скульпторы, строители, живописцы, резчики и лепщики.

Строительство Монплезира шло с 1714 по 1721 гг. Протяженность здания составляет 73 м. Благодаря 16-ти стеклянным аркам, все помещения дворца очень светлые. Это место Петр I считал идеальным жилищем просвещенного человека. Главный фасад здания выполнен в голландской стиле, и именно поэтому иногда его еще называют Голландским домиком.

Планировка здания выполнена очень рационально. Жилые комнаты соседствуют с парадными и хозяйственно-бытовыми помещениями. Во дворце Монплезир, как ни в каком другом архитектурном сооружении Петергофского ансамбля, отразились все те новые тенденции, которые определили особенности искусства и культуры петровских времен.

Шесть жилых комнат и несколько хозяйственных помещений примыкают к центральному, являющемуся парадным, помещению, образуя длинные галереи. К северному фасаду примыкает Морская терраса, выложенная голландским кирпичом разных цветов.

Среди всех помещений Монплезира особенно выделяются Парадный зал, Морской кабинет, спальня Петра I и Паровая комната. Самый красивый во дворце – Парадный зал. Двери этого зала выходят на берег Финского залива и в сад. Его стены облицованы дубом и декорированы живописными полотнами. Потолок покрывает многоцветная роспись. Пол выложен мраморными черно-белыми плитами. Именно этот узор стал основой при проектировании сливных ступеней «Шахматной горки».

Стены Морского кабинета декорированы дубовыми панелями и изображениями 13 образцов кораблей начала 18 в. Из окон кабинета открывается великолепная панорама на Кронштадт и Петербург. Здесь хранятся стальная шкатулка и навигационные инструменты Петра.

Паровую комнату использовали по ее прямому назначению. Пол ее выполнен из сосны, а потолок – из липы, при сильном нагревании помещения она источает приятный медовый запах. В ней хранятся вещи, которые необходимы для банных процедур: шайка для веников и ушат. В углу – печь с лежащими на ней ядрами, их сильно нагревали и, как камни, поливали водой. Ядра применяли потому, что они не трескались и не шипели, охлаждаясь. В настоящее время здесь размещена экспозиция женского нижнего белья конца 19 в.

Художественные достоинства дворца Монплезир обеспечивают ему заметное место в русском искусстве. Помимо всего прочего, в помещениях дворца хранится собранная Петром І первая русская коллекция картин европейских художников, коллекция голландского фаянса, собрание китайского фарфора, кухонной утвари петровских времен и русское стекло.

Перед южным фасадом замка находится сад. Он был основан царским садовником Л. Гарнихфельтом. Сад делится на 4 зоны, которые посредине пересекаются аллеями. В точке пересечения аллей находится фонтан под названием «Сноп». Центром каждой зоны является фонтан «Колокол». Украшают их позолоченные фигуры Психеи, Вакха, Аполлона и Фавна. Они установлены на закругленных пьедесталах, в середину которых поступает вода, а затем стекает колоколом. От этого и их название.

Дворец Монплезир является особенно почитаемой реликвией русской истории, благодаря тем историческим событиям, свидетелем которых он был. Во дворце встречались многие сподвижники Петра I: корабельные шкиперы, иностранные послы, русские купцы; здесь проводились ассамблеи – съезды царского двора и парадные приемы. Петр I посетил последний раз Монплезир в октябре 1724 г. В 1725 г. здесь состоялся торжественный прием первых членов Академии Наук, устроенный императрицей Екатериной I. В Парадном зале дворца Екатерина II в узком кругу приближенных устраивала ужины. С середины 18 в. Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем императора Петра Великого. До наших дней здесь сохранились дипломатические подарки и личные вещи первого императора.

Согласна. В Москве много дорогих салонов, но сервис в "Мон Плезир" никак не соответствует ценам на услуги(((да и интерьер так себе. На "троечку". Администраторы-отдельная тема для обсуждения.(((((

Дорогие друзья, товарищи! Если хотите сохранить свои деньги, искренний и добрый Вам совет - держитесь подальше от этого заведения. Я купил абонемент на год в начале февраля в этот, так называемый фитнес клуб. Итог - походил сюда месяц, затем бравая девушка на рецепшн отказалась туда пускать под предлогом смены какого то руководства и, как следствие, недействительности приобретенных абонементов. Деньги, естественно, никто возвращать не собирается. Слышал, что, клиенты собираются обращаться в суд...
2017-05-03


Несколько лет ходила в этот клуб. Все было нормально, доброжелательные сотрудники, скидки, акции на клубные карты и услуги, подарки в праздники. Недавно произошла очень не приятная история. Управляющая организация клуба сменилась на другую. Клиентов, проплатившим клубные карты, просто "кинули", сказали денег не вернут, купите новые. Прайс с новыми ценами завысили. Учитывая, что клуб старый, ремонт не делался давно, тренажёры убогие, кондиционеры не везде работают, шкафчики не все закрываются. Даже...
2017-04-18


Долго ходила в этот клуб, нареканий не было. Уютное место, с приятными ценами, скидками на клубные карты, доброжелательным персоналом. Недавно случилась некрасивая история с этим клубом. Внезапно исчезла управляющая организация клубом "Мон Плезир" под названием "Мираж". Клиентам проплатившим годовые карты денег не вернули. Новая организация ответственность нести не хочет. Мало того завысила цены на новые клубные карты. Даже полотенца и вода теперь платные! Учитывая, что клуб старый, ремонт не делался...
2017-04-18


Ужасный фитнес-клуб! Купила абонент на 3 месяца в марте. Не работал фитнес 2 недели, как говорили по техническим причинам, обещали продлить абонент. Потом не работал бассейн, засор в бассейне был, как говорили сотрудники. Пришла сегодня в фитнес, сказали поменялся хозяин и мой абонент теперь не действителен! Некорректно вели себя сотрудники фитнеса, грубили. Ни денег, ничего возвращать не собираются! В договоре печать не поставили организации, ссылаясь, что на данный момент нет печати организации...
2017-04-16


Купил годовой абонемент в этот клуб в конце февраля 2017 года, сменив свой привычный клуб по причине сильного и необоснованного повышения цен. Здесь, конечно, всё было намного скромнее, но обстановка понравилась. Конечно, мягко говоря, небогато, скромно, но весьма уютно. Несмотря на тесноту, в тренажерном зале всё необходимое есть. Но в конце марта 2017 года клуб вдруг закрылся на 10 дней типа по техническим причинам. Потом открылся, а спустя ещё неделю симпатичная девушка на рецепшн торжественно...
2017-04-16


В целом клуб был неплохой, спокойный тихий, все необходимое есть - из 10 баллов поставил бы 5.5. Но то, что произошло в этом году - просто ужас. Кинули на деньги с массажем (я покупал сразу несколько сеансов, так как дешевле получалось). Купил в январе абонемент на год - в итоге сегодня сообщили, что он недействительный, так как у них видите ли хозяин поменялся. Мало того, с ними по этому поводу судиться начали. Мне по деньгам дороже встанет на это время тратить. Но очевидно, что клиентов они своих...

Огромную благодарность выражаю сотрудникам фитнес клуба! Спасибо Вам большое за домашнюю атмосферу и за индивидуальный подход к каждому клиенту! Особое СПАСИБО Валентине! Все сотрудники создают потрясающую атмосферу для посещения этого клуба!

Впечатление от клуба двоякое. Тренер хороший, тренажеры устраивают. Бассейн так себе. Но меня больше всего удивляет, то, что в клубе уже давно не было ремонта. В кардиозоне потолок просто ужасный, то и гляди на голову упадет, весь в ржавых подтеках. В бассейне тоже ремонта давно не было. Клубу исполнилось 13 лет, я так понимаю, что, все эти 13 лет ремонт здесь не делали. Понятно, руководству клуба наплевать на клиентов. Деньги собрали, а вкладывать их в ремонт, конечно же никто не собирается. Будут...

Все очень маленькое, маленькая женская раздевалка, малюсенький бассейн, в тренажерном зале 4-5 человек - это предел, но в целом терпимо. Кроме 2-3 тупых напыщенных сотрудников.

Фитнес клуб "Мон Плезир" очень сильно мне понравился из-за того, что благодаря талантливому тренеру я начал регулярно заниматься бодибилдингом, каждый раз разглядывая свои растущие мышцы перед зеркалом, мне хотелось приходить сюда снова и снова.

Этот фитнес-клуб просто находка для любого спортсмена. Совсем недавно и я купил абонемент в этот клуб. Радует наличие всех необходимых тренажёров для гармоничного развития всех мышц тела. Всегда можно спросить совета у грамотных инструкторов. После тренировки можно расслабиться, поплавать в бассейне. Также рекомендуется проходить курс массажа.

Хожу сюда на аквааэробику! Я просто в восторге, здесь замечательный чистый бассейн, длиной шестнадцать метров, всегда чистая теплая вода, инструкторы очень профессиональные, по желанию можно записаться на индивидуальную тренировку!

Следишь за своей фигурой? Тогда тебе прямая дорога в фитнес клуб Мон Плезир. Отличные тренажеры. Профессиональные тренеры. И многое другое ждет вас здесь. Перед клубом имеется большая парковка так, что не бойтесь места хватит всем.

Один из самых лучших фитнес клубов нашего города. Все кто занимается фитнесом, его знают. Здесь не только качалка, но еще есть много залов с бассейном, с секциями разными.
Дворцы Петра I.Часть 4."Монплезир"

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I - "Монплезир" (фр. monplaisir — "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д.

Монплезир (фр. mon plaisir — «моё удовольствие») — дворец в Петергофе, памятник архитектуры начала XVIII века.Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами Андреасом Шлютером, Иоганном Фридрихом Браунштейном, Жаном-Батистом Леблоном, Николо Микетти. Пётр лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления. В целом дворец строился в соответствии с представлениями императора о максимально удобном жилище для просвещённого человека его времени. С этой позиции архитектуру и убранство Монплезира можно рассматривать как образец архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века.


Peter I in the Palace of Monplaisir

С Монплезиром связаны многие значимые события и личности русской истории. Естественно, Монплезир постоянно посещал Пётр I, здесь же проводились съезды двора, парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук. Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.

В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком".

Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".

В Монплезире представлена собранная самим Петром I коллекция картин европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и коллекция кухонной утвари первой четверти XVIII века. В оформлении использованы голландские изразцы, лаковые панно (выполненные по китайскому образцу), ткани, резной дуб, паркеты, мрамор.

Орнаментально-скульптурное оформление считается шедевром декоративной лепки XVIII века. Живописные работы выполнены французским художником Филиппом Пильманом. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.

Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром.

Интерьеры

Лаковый Кабинет

Лаковый, или Китайский, кабинет — своеобразная дворцовая экспозиция фарфора, который в начале XVIII века являлся предметом особой гордости владельцев. Петр I, собрав коллекцию японского и китайского фарфора, решил разместить ее в своем любимом дворце, в специальном кабинете.

Потолок кабинета декорирован лепным гипсовым растительно-орнаментальным фризом в виде дубовых листьев, ветвей, развевающихся лент. Фриз обрамляет полихромный плафон, написанный темперой по штукатурке. Темой для написанного Ф. Пильманом плафона с аллегорическим изображением осени послужил миф о боге вина Вакхе, отданном на воспитание нимфам. Юная нимфа в венке из плюща, с перекинутой через плечо шкурой барса выжимает сок из виноградной кисти в чашу, чтобы напоить младенца Вакха.

Наборный паркет кабинета составлен из ромбов ореха и клена.

Самое главное в декоре интерьера—лаковые панно. Одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно посвящены повседневным сценам китайского быта. Над ними и под ними—одиннадцать малых панно с изображениями летящих среди облаков сказочных птиц, драконов, журавлей.Декоративную насыщенность кабинету придают 129 резных золоченых полочек на гладких краснолаковых полосах, разделяющих большие панно. На каждой из них ритмично размещено по двенадцать полочек, сгруппированных по три. Углы кабинета украшены четырьмя большими полочками.

В кабинете использованы более двадцати типов полочек разных размеров: в виде раковин или акантовых листьев, с масками, окаймленных орнаментами, с полуфигурами крылатых дев и фигурами путти. Но даже однотипные полочки отличаются характером исполнительской трактовки деталей.

Первоначально кабинет предполагали облицевать дубом, но Петр приказал архитектору Браунштейну составить проект отделки кабинета для “порцелиновой” (фарфоровой) посуды. По рисункам Браунштейна русские мастера под наблюдением Ж. Мишеля “работали резную и столярную работу”. Лаковые панно на липовых досках полтора года писали четырнадцать иконописцев, которыми руководил Г. Брумкорст. Роспись называлась “лаковой голландской работой” и выполнялась по рисункам Брумкорста. Его ближайшим помощником был подмастерье Иван Попов, который после смерти мастера возглавил “лакирную команду”. Значительную роль в росписи Лакового кабинета сыграли Иван Тиханов, который по распоряжению Петра был из учеников “пожалован в подмастерья”, и Иван Поляков. Эскизы Брумкорста в трактовке потомственных иконописцев стали подлинными художественными произведениями.

В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы уничтожили отделку кабинета. Но потомки русских иконописцев, художники из всемирно известного села Палех воссоздали редчайшие панно — произведения своих предков. Эту феноменальную работу возрождения 73 черно-лаковых панно и остальных лаковых деталей выполнили палешане Н. Зиновьев, Д. Буторин, Г. Зубкова, В. Большаков, А. Борунов, В. Смирнов, Г. Мельников, Ю. Виноградов. По моделям А. Громова (он же руководитель этой работы), Г. Михайловой, Э. Масленникова и Л. Швецкой мастера-резчики заново создали полочки и остальной резной декор кабинета.

Парадный зал

Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. Центральную часть занимает Парадный зал, к которому с двух сторон примыкают по три помещения: справа, с восточной стороны,—Лаковый (Китайский) кабинет, Кухня, Буфетная; слева, с западной стороны,—Секретарская, Спальня и Морской кабинет. Парадный зал входит в анфиладу, составленную люстгаузами, галереями, Лаковым кабинетом и Секретарской.

Работа А.Бенуа

В XVIII веке его называли Большим, а позже Парадным. По контрасту с галереями и особенно с миниатюрными кабинетами он производит впечатление огромного помещения, хотя его длина—чуть больше 13 метров, а ширина—7,5 метра. Впечатление пространственности достигается конструктивным решением перекрытия, средняя часть которого поднята на высоту более 8 метров.

Следует отметить простоту и оригинальность конструкции перекрытия: на продольные стены положены цельные дубовые балки—прогоны,—над которыми устроены каркасные (фахверховые) стены, образующие высокие падуги со сводом. Освещается зал сквозь дверь и два окна на каждой торцовой стене. Пол выстлан в шашку черными и белыми мраморными плитами мастером А. Кардасье и его учениками Д. Васильевым и М. Ильиным. Стены на всю высоту облицованы дубовыми, тонкопрофилированными филенками. В облицовку продольных стен симметрично вкомпоновано по восьми живописных полотен в черных рамах. Пять картин в дубовых обрамлениях с резными волютами использованы для оформления наддверий, одна—для декорировки камина

Характерные темы смены времен года, изменчивости мироздания, построенного на четырех стихиях, отражены в скульптурном и живописном оформлении купола. Для отделки стен на английский манер использован благородный вощеный дуб.Особую праздничность залу придает полихромная темперная роспись потолка. Плафон трактован как растянутый над залом расписной полог шатра, в прорезях которого видно небо. В центре, в овальном просвете, изображен покровитель искусства Аполлон, парящий в облаках с лирой в руке. На пологе, в окружении орнаментов и корзин с цветами, написаны фигуры четырех персонажей итальянской народной комедии дель арте: спесивый Капитан в пышном берете, хитроумный интриган Бригелло (само имя которого в переводе с ит. означает “ссора”) и две фигуры дзанни (слуг). В углах плафона, где также открывается небо, помещены головки-аллегории четырех братьев-ветров: весеннего—Зефира, летнего—Эвра, осеннего—Нота и зимнего—Борея.


На падугах в фигурных клеймах, обрамленных цветочными гирляндами и орнаментами, написаны многофигурные композиции, посвященные четырем стихиям — воде, огню, воздуху, земле. Роспись северной падуги посвящена водной стихии. На ней изображен Нептун., увозящий с возничим-тритоном на колеснице в виде огромной раковины, запряженной морскими конями, похищенную им Амфитриту, ставшую его супругой и владычицей морей. Роспись южной падуги исполнена на сюжет мифа о Вулкане—боге огня и покровителе кузнечного ремесла. Художник изобразил Вулкана сидящим возле наковальни вблизи пылающего горна. На двух других падугах также представлены античные боги: Юнона с павлином—повелительница туч, бури, молнии — как аллегория воздуха и Церера — богиня плодородия и земледелия—как аллегория земли. Роспись зала выполнил в 1718 году Ф. Пильман, вместе с которым работали десять русских живописцев из Оружейной канцелярии.

Петродворец. Дворец Монплезир". Зал. Архитекторы И.Браунштейн и Ж.-Б.-А.Леблон ((?). Столярный мастер Ж.Мишель. Восстановлен в 1959-1961гг.

Роспись перекрытия Парадного зала композиционно и тематически связана со скульптурно-орнаментальным декором, исполненным Б.-К. Растрелли. Среднее поле плафона обрамлено лепкой в виде пышных свисающих драпировок с фестонами и кистями. В углах потолка из монументальных кронштейнов с акантами как бы вырастают парные алебастровые скульптуры, словно несущие на своих плечах свод. Эти совершенные по лепке и проработке деталей восемь полуфигур атлантов и кариатид олицетворяют времена года.

Аллегории весны

Аллегории лета

Фигуры с венками из виноградных гроздьев означают осень.

Аллегории зимы

Трактованная в разных аллегориях и мифологических образах космологическая тема стихий и времен года — одна из основных в искусстве барокко. Использование ее в качестве сюжетной основы росписи в Монплезире — свидетельство того, что Россия этого времени разрабатывала в своем искусстве не только стилистические приемы, но и идеологические концепции, свойственные европейской культуре.Как напоминание об “ассамблеях”, проходивших в зале, экспонируется кубок Большого орла с гравированными царскими регалиями, двуглавым орлом, вензелем Петра и звездой Андреевского ордена, а также многозначительным девизом на латинском языке: “Доброе дело торжествует”, который был широко распространен в годы Северной войны.


Личные комнаты Петра

Западные помещения Монплезира образуют анфиладу личных комнат Петра (Морской кабинет, Спальня, Секретарская).

Для Морского кабинета отведен северо-западный. угол дворца. Несмотря на небольшие размеры, кабинет имеет три, а не два окна, как в остальных комнатах. Все эти окна с характерными дубовыми рамами в мелкую прямоугольную клетку обращены к заливу, вдали виднеются очертания Кронштадта и Ленинграда.

Нижняя часть стен кабинета, облицованных дубом, выделена панелями, трактованными как своеобразные керамические панно. Каждое панно составлено из квадратных изразцов с изображениями парусников, написанных кобальтом под глазурь. Шестнадцать типов парусных кораблей петровского времени, запечатленных на кафельных плитках, подчеркивают морской характер кабинета и пристрастие его хозяина к морскому делу.

Самая богатая часть убранства Морского кабинета—перекрытие, декорированное лепкой и росписью кисти Ф. Пильмана. Рисунок наборного паркета в кабинете, как и в других комнатах Монплезира, сделан по собственноручным эскизам Петра, который использовал один из архитектурных альбомов, имевшихся в его библиотеке. Эти паркеты воссозданы бригадами столяров В. Б. Хасина и К. А. Караваева.

Петродворец. Дворец "Монплезир". Морской кабинет. Архитектор И.Браунштейн. 1716-1722гг.

По стенам кабинета развешены картины западноевропейских живописцев конца XVII—начала XVIII века.Архитектурно-художественный декор кабинета дополняется мебельным и бытовым убранством конца XVII—начала XVIII века. Примечательна тульская металлическая шкатулка с короной, вензелем Петра I и литыми скульптурными деталями, среди которых—головки петровских солдат в треуголках. В ее изготовлении, по преданию, принимал участие сам Петр.

Украшением кабинета служит резное кресло начала XVIII века, декорированное затейливым рельефным орнаментом, изображением русского герба и монограммами Петра I. Семь подобных кресел как подлинные петровские реликвии находились в Летнем дворце Елизаветы Петровны; при Павле они были перевезены в Приоратский дворец, а затем переданы в Гатчинский дворец, для кабинета Александра III в Арсенальном каре. Единственное сохранившееся кресло нашло достойное место в кабинете основателя Петергофа

Спальня

Спальня — среднее помещение анфилады личных комнат Петра I. Она изолирована от Парадного зала, и вход в нее возможен через Морской кабинет или Секретарскую.

В архитектуре Спальни учтены все требования, предъявлявшиеся к европейскому дворцовому интерьеру начала XVIII века: четкий объем, хорошая освещенность, которую дают два окна, теплота (камин непосредственно в комнате и за стеной в зале), уют. Вместе с тем Спальня отвечает личным привычкам Петра: он с детства любил небольшие помещения.

Петродворец. Дворец "Монплезир". Спальня. Камин. 1717г.

Стены Спальни затянуты однотонной, зеленоватого, “травчатого” цвета материей. Пол выстлан паркетом геометрического рисунка.

Лепной и живописный декор Спальни подчеркнуто параден по сравнению с другими личными комнатами.

Средняя часть перекрытия занята живописным плафоном сложной конфигурации, написанным Ф. Пильманом. Среди орнаментальных сплетений художник, как и в Парадном зале, поместил четыре фигуры персонажей комедии дель арте.

Петродвопец. Дворец "Монплезир". Спальня. Архитектор И.Браунштейн. 1716-1722гг. Плафон худ.Ф.Пильмана. 1719г.

Камин Спальни—шедевр декоративной лепки начала XVIII века. Особенной насыщенностью отмечен декор его верхнего яруса. В капители пилястр включены маски смеющихся и опечаленных сатиров, пышные гирлянды цветов. Пилястры декорированы рельефным изображением цепи ордена Андрея Первозванного. Некоторые декоративные мотивы орнаментально-скульптурного оформления камина и перекрытия Спальни, а также других жилых комнат позволяют предположить авторство Н. Пино. Декор камина искусно реставрирован Н. И. Оде.

Основная часть Спальни занята кроватью с пологом (копия с образца начала XVIII века). Здесь же находятся облицованный орнаментированной латунью умывальный столик испанской работы XVII века, зеркало в золоченой резной раме 1730-х годов и мебель этого времени. Из бытовых предметов Петра I сохранились покрывало ручной работы, халат, полотенца, а также деревянная расписная кружка и три деревянных стакана, подаренные ему в Архангельске.

Секретарская

Облик каждого интерьера Монплезира при всей стилистической общности совершенно индивидуален. Он определяется назначением интерьера и положением его в композиции дворца. Это видно и по решению интерьера Секретарской.

По назначению Секретарская—деловое помещение. Здесь находился дежурный офицер, записывавший распоряжения Петра I и ведавший охраной дворца. Но вместе с тем Секретарская входит и в парадную анфиладу. Отсюда сочетание в ней лаконичности и определенной представительности.

Стены Секретарской, как и Морского кабинета, облицованы дубовыми филенками, а панели представляют собой набор расписных изразцов в дубовых рамах. Кафельные плитки с изображениями сельских пейзажей, городских жанровых сцен, видов приморских городов напоминают о заграничных путешествиях Петра. Паркет, набранный из трех пород дерева, имеет вид звезд, схожих с розой ветров на компасе. В декоре перекрытия Секретарской использованы профилированные тяги, обрамляющие плафон, с вогнутыми углами и четыре овальных медальона. Центральный полихромный плафон орнаментальный, а в медальонах темперной техникой в мягкой коричневой гамме по золотому фону написаны группы сатиров и вакханок.

Петродворец. Дворец "Монплезир". Секретарская. Архитектор И.Браунштейн. 1716-1722гг. Плафон художника Ф.Пильмана. 1719г.

Ноту парадности в облик Секретарской вносит и камин с лепным рельефом и 28 орнаментальными полочками на угловых пилястрах и ступенчатыми выступами. Их назначение аналогично консолям Китайского кабинета — служить подставками для коллекции фарфора.

Парадный характер облика Секретарской подчеркнут большим числом картин, развешенных на стенах. Это определило второе название помещения—Картинная.

Буфетная,кухня

Два помещения с восточной стороны от Парадного зала—Буфетная и Кухня—дополняют личные комнаты Петра, а третье—Лаковый (Китайский) кабинет— имеет исключительно представительское назначение. Буфетная, расположенная в северо-восточном углу дворца, в петровское время была непосредственно связана с кухней. Но проем, соединявший их, был в первой половине XVIII века заделан. При последней реставрации его восстановили. Паркетный пол набран из остроугольных дощечек двух цветов. Потолок декорирован только плафоном кисти Ф. Пильмана. Его сюжет—аллегория зимы; зиму олицетворяет нимфа с жаровней в руках, пламя которой пытается задуть ветер Борей.

Камин Буфетной декорирован на первый взгляд простой, но очень изящной лепкой, составленной из нескольких повторяющихся деталей — пальметок, розеток и более 150 миниатюрных цветков.

Мебельное и бытовое убранство Буфетной относится к началу XVIII века. Здесь выставлены дельфтский фаянс, коричневые чайники, изготовленные из так называемой “каменной массы” и, по преданию, подаренные Петру китайским богдыханом, а также русское художественное стекло. Все эти предметы исторически связаны с Монплезиром.

Петродворец. Дворец "Монплезир". Кухня. Архитектор И.Браунштейн. 1716-1723гг. Кафели воссозданы Б.Мицкевичем в 1964г.

Рядом с Парадным залом, за филенчатой двустворчатой дубовой дверью с живописным и резным наддверием, находится Кухня. Пол ее вымощен крупными квадратными плитками из плотного мраморовидного известняка двух цветов. Стены снизу доверху, очаг и шатер над ним облицованы поливными изразцами с разноцветной подглазурной росписью, как это обычно делалось в западноевропейских, особенно голландских, домах. В монплезирской Кухне употреблено более трех тысяч квадратных кафельных плиток, в углах которых изображены гвоздики, а в круг вписаны бытовые сценки, сельские, городские и морские пейзажи.

Воссоздание изразцов монплезирской Кухни, Морского кабинета и Секретарской является творческим достижением керамиста Б. А. Мицкевича.

У окна Кухни находится посудомойка, состоявшая в петровское время из каменной раковины и кирпичного основания. Интересно, что вода сюда поступала по трубе из фонтана “Сноп”, а после использования, отстоявшись в свинцовом баке, скрытом под землей, за стеной дворца спускалась в залив. Это один из ранних и редких образцов проточно-промывной канализации в мировой архитектуре.

На дубовых посудных полках кухонного шкафа и плите расставлена утварь—оловянные английские блюда, медные лохани, котлы, таганы, противни, фаянсовые блюда и тарелки, стеклянные штофы и другие предметы русской и западноевропейской работы конца XVII— начала XVIII века.

Из Кухни небольшая кирпичная лестница ведет в подвал, состоящий из двух помещений, перекрытых сводами, опирающимися на массивный центральный столб. В подвале хранились необходимые припасы и вина для царского стола.Облик Кухни и элементы декора других помещений— черно-белые мраморные полы, изразцы, переплеты оконных рам и дверей,—так же как и кирпичные фасады дворца, напоминают об архитектуре Голландии, где Петр бывал, города, улицы и дома которой запечатлены на картинах, собранных в Монплезире. Поэтому петергофский дворец Петра часто называли “голландским домиком”.

Галереи

По галереям протяженностью 22 метра каждая, выстланным в шашку черным и белым мрамором, можно прогуливаться, одновременно любуясь морем и садом с фонтанами. В каждой галерее в кладке стен и дубовой облицовке сделаны гнезда для размещения 23 картин. Эти картины в черных рамах—часть большой коллекции западноевропейской живописи XVII—начала XVIII века, собранной Петром. Больше всего Петру нравились морские пейзажи Адама Сило—живописца, гравера и корабельного мастера, безукоризненно точно изображавшего оснастку парусных кораблей.

Потолки галерей покрыты многокрасочной темперной росписью с позолотой, исполненной по эскизам Ф. Пильмана в 1720—1721 годах живописцами московской Оружейной палаты А. Захаровым, В. Ерошевским, И. Любецким, С. Бушуевым, Ф. Воробьевым и другими русскими художниками.

В росписи потолков галерей господствуют декоративно-орнаментальные и гротескные мотивы. На светлом поле плафона выделены медальоны с изображением аллегорических фигур, вазы, пышные гирлянды, гротескные лица людей, химерические крылатые существа с человеческими головами. В росписи отчетливо прослеживается сочетание двух традиций: элегантной французской живописи рококо и привнесенной русскими исполнителями сдержанной линейной манеры монументального церковного письма.

Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.Ни один российский монарх не забывал о "Монплезире" - на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.

Петродворец. Дворец "Монплезир". Восточная галерея. Архитекторы И.Браунштейн, Ж.-Б.-А.Леблон, Н.Микетти. Столярный мастер Ж.Мишель. 1717-1723гг. Плафон худ.Ф.Пильмана. 1720-1721гг.

После Великой Октябрьской социалистической революции Монплезир был превращен в музей. Во время войны гитлеровские захватчики похитили резьбу, лаковые панно, дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, растащили и разбили изразцы, нанесли повреждения лепке, живописи и мраморным полам.

До реставрации

Реставрация Монплезира длилась десять лет и завершилась в 1963 году. Под руководством архитектора А. Гессена уникальный памятник искусства полностью восстановлен. Свои места заняла спасенная в начале войны коллекция картин, интерьеры обставлены мебелью и декоративными предметами первой половины XVIII века. В облике Монплезира привлекает сочетание представительности и простоты, уюта и изящества. В этом особая прелесть дворца, одного из самых поэтичных произведений русской архитектуры.

http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/monplzrIN.htm