Екатерина Дашкова. Из фавориток в изгнанницы. Семья Е. Р. Дашковой

Екатерина Романовна Дашкова (17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744, Санкт-Петербург - 4 (16) января 1810, Москва) - урождённая графиня Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II ("Мемуары княгини Дашковой", изданы в 1840 в Лондоне). Екатерина Романовна Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла академией наук. По её предложению была также открыта Российская Академия (21 октября 1783 г.), имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым президентом.

Екатерина Романовна Дашкова представляет собой уникальной явление в истории России. Какими только дарованиями она не обладала! По свидетельству Екатерины великой она была и аптекарем, и доктором, и плотником, и купцом, и судьей. Эта женщина могла остановить постановку в театре и начать учить актеров, как правильно играть роли. Дашкова сочиняла пьесы, писала статьи, проводила дороги, самостоятельно доила коров. Этот список можно продолжать и продолжать, поскольку все, за что она ни бралась, получалось у Дашковой в высшей степени хорошо.

Дашкова мыслила как крупный государственный деятель. Именно эта способность дала возможность этой женщине оставить существенный след в истории времен Екатерины Великой. Это был первый случай во всей истории, когда женщина, не принадлежавшая к царствующей династии (а была она графиней) смогла бы без всякого заискивания занять такое важное место среди вельмож.

Между Екатериной Дашковой и Екатериной Алексеевной оказалось много общего. Первая их встреча приходится на конец 1758 г. Разговор был продолжительным. Оказалось, что они обе очень начитаны, хорошо ознакомлены с идеями просветителей Франции. В общем, общаться друг с другом им понравилось.

Между Екатериной Дашковой и Екатериной Алексеевной оказалось немало и различий. Они обнаружились со временем. Например, если Дашкова всегда высказывалась прямолинейно, то Екатерина Великая легко могла найти компромисс с собеседником.

Дашкова отличалась непривлекательностью. Например, Дидро описывал ее маленький рост, вздутые щеки, приплюснутый нос, толстые губы и так далее. Может быть, именно из-за отсутствия грации Екатерина Романовна юные годы посвятила чтению мудрых книг, а не пребыванию в молодом обществе. Природа с щедростью наградила Екатерину умом. Именно в эти годы в Дашковой сформировался такой целеустремленный характер.

Замужество Дашковой овеяно легендой. Официальная версия этого события гласит, что Екатерина Романовна случайно познакомилась с князем М.И. Дашковым - своим будущим супругом. Скромную свадьбу отпраздновали вскоре после этого. Брак был благословлен как матерью князя, так и самой императрицей Елизаветой Петровной. Но народная молва рассудила по-другому. Более романтично. После того, как князь Дашков начал любезно говорить о Воронцовой (девичья фамилия Екатерины), та не растерялась и, подозвав дядю, объявила ему о том, что Дашкова просит ее руки. Поэтому князю (он ведь не мог сказать первому сановнику России, что слова обозначали совсем другое) просто пришлось брать в жены Воронцову.

Дашкова была счастлива в браке. Она любила мужа, а он отвечал взаимностью. Однако эта идиллия продолжалась недолго - князь Дашков, будучи капитаном, вынужден был отправиться служить в Петербург.

Рождению сына предшествовало небольшое "приключение". Узнав о скором прибавлении в семье, Дашков срочно поехал в Москву, но в пути сильно заболел и, чтобы не расстраивать этим свою жену, остановился у своей тетки. Екатерина же все-таки узнала о болезни супруга и, превозмогая боль, отправилась проведать Дашкова. Увидев мужа (а он даже не мог разговаривать), княгиня упала в обморок. Тут ее, естественно, отправили домой, где на свет и появился ребенок - сын Павел.

Екатерине Алексеевне было выгодно привязать к себе Дашкову. Почему? Да, очень просто. Екатерина Романовна впитала в себя лучшие идеи французских просветителей, также лелеяла мечту о процветании страны, но самое главное, была убеждена в неспособности наследника хорошо управлять страной. И сама Дашкова была не против поддерживать отношения с Екатериной Алексеевной. Она боялась, что муж ее кумира (Петр Федорович) заточит Екатерину Алексеевну в монастырь.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года между двумя Екатеринами возникла размолвка. Суть ее состояла в оценке ролей. Дело в том, что Дашкова заявила, что именно она руководитель переворота. Это высказывание послужило причиной охлаждения в их отношениях. Ведь новоиспеченной императрице было не приятна распространяемая версия о том, что она получила корону только благодаря восемнадцатилетней особе.

Первый удар по самолюбию Екатерины Романовны был нанесен именно после переворота. Открыв наградной список лиц, которые отличились в проведении переворота, он была очень удивлена. Ее фамилия была не на первом и даже не на втором месте, а среди рядовых участников, которые, в принципе, ничем не были примечательны. Этот ход императрица использовала с целью дать понять молодой даме, что сама была руководительницей произошедшего переворота.

Дашкова не одобрила насильственную смерть Петра Федоровича. Узнав, что к ней прямое отношение имеет Алексей Орлов, она на протяжении десятков лет не хотела с ним знаться. Сказанные Дашковой слова по поводу преждевременной смерти Петра Федоровича очень не понравились императрице.

Дашкова была в числе тех, кого не устраивал возможный брак Екатерины Великой с Орловым. Естественно, это не очень нравилось императрице. Екатерина Романовна все же в душе очень нежно относилась к Екатерине великой, но могла себе позволить колкие высказывания в ее адрес и в адрес Орлова. Дошло до того, что императрица написала письмо мужу княгини. Это означало прекращение отношений между двумя Екатеринами. Супруги отреагировали на эту записку весьма отрицательно. Ко всему прочему, они были вынуждены отправиться на место, где в тот момент находился полк Дашкова - в Ригу.

1754 год оказался для Дашковой очень трудным. В сентябре во время похода на Речь Посполитую Михаил Иванович скончался в результате болезни. На плечи Екатерины Романовны легла забота о детях (дочке и сыне) и о хозяйстве. В следующем году она перебирается в одну из подмосковных деревень. Здесь очень энергично берется за хозяйство и быстро достигает успехов - в течение пяти лет она расплачивается со всеми долгами, перешедшими к ней после смерти супруга.

Екатерина Романовна все-таки смогла сломить свою гордость. Об этом говорят сразу два ее поступка. Во-первых, живя за границей, она наотрез отказалась принять у себя Рюльера - автора, описавшего события переворота 1762 года. Дело не в самом перевороте, а в том, как он отобразил на своих страницах Екатерину Великую - а сделал он это далеко не самым лучшим образом. Во-вторых, при встрече с французским просветителем Дидро Дашкова всеми своими силами восхваляла императрицу России. Она не ошиблась. Вскоре Дидро написал о ее преданности самой Екатерине II.

Во время путешествия за пределами России Екатерина Романовна не теряла времени зря. Она намного расширила свой кругозор. Посещение каждого города сопровождалось, во-первых, знакомством с его достопримечательностями, во-вторых, посещением различных картинных галерей, музеев, театров, а в-третьих, знакомством и общением с наиболее известными деятелями культуры. Среди последних были Вольтер, Дидро, Гибнер и другие.

При возвращении Дашковой в Россию (1771 год) ей было оказано большое уважение. Гнев императрицы сменился на милость. Екатерина II даже пожаловала ей сумму в шестьдесят тысяч рублей. Годы, проведенные за пределами страны, не прошли даром. Сама Дашкова увязывала такую разительную перемену в отношении к ней еще и с потерей столь сильного влияния на императрицу со стороны Орловых. Когда Дашкова уже в третий раз вернулась на родину из-за границы, то она вновь была одарена Екатериной Алексеевной. Предметом подарка стал дом в Петербурге (его стоимость оценивалась по меркам тех времен в тридцать тысяч рублей), а также две с половиной тысячи крепостных.

Екатерина Дашкова не сразу согласилась быть директором Академии наук и художеств. Она была очень удивлена предложением Екатерины Великой (которое она ей сообщила на балу). Что-то заставило Дашкову написать в письме императрице о том, что она не в состоянии управлять Академией. Что именно, не понятно. То ли Екатерина Романовна таким образом хотела показать свою значимость, то ли правда считала себя недостойной. Но если учесть, что директором Академии был фаворит Елизаветы Петровны К.Г. Разумовский, который точно уж не обладал умение управлять, то выбор Екатерины II являлся вполне оправданным - знаниям Дашковой отказать было нельзя. Уже в 1786 году Екатерина Романовна принесла Екатерине Великой подробный отчет о деятельности на посту директора за последние три года. А результаты этой деятельности были весомыми! Новые книги появились в библиотеке, новые шрифты - в типографии, были закрыты долги, а цены издаваемых в академии книг существенно снизились. Кроме того, лишились места работы в Академии многие бездельники, а гимназистами оставили только тех, кто действительно имел способности к изучению наук.

Екатерина Дашкова была инициатором создания Российской Академии. Она была учреждена в 1783 году. Главным и существенным отличием Российской Академии от Академии наук и художеств явилась опора на разработку так называемого гуманитарного цикла (Академия наук больше опиралась на точные науки). Интересен тот факт, что главой новой Академии стала опять-таки Екатерина Романовна, правда, снова против своего желания. Таким образом, хотела Дашкова этого или нет, она стала руководителем сразу двух важных научных учреждений России.

Дашкова издавала журнал "Собеседник любителей российского слова". Его содержание чем-то напоминало содержание издаваемого еще в шестидесятые годы Екатериной Алексеевной журнала "Всякая всячина". То есть в "Собеседнике" осуждались такие пороки как обман, презрение, двоедушие и тому подобное. Печатался этот журнал сначала в Академии наук и художеств, потом и в Российской академии.

Дашкова хорошо ладила с детьми. Скорее, наоборот. Отношения с сыном и дочерью у нее сложились неважные. В этом виновата и сама княгиня. Ведь она даже во взрослые годы деспотически надзирала их: буквально контролировала каждый шаг своих детей. Дочь Дашковой - Анастасия - оказалась человеком безнравственным. "Прославилась" она неописуемой расточительностью и кокетством. Сын Дашковой - Павел - также не радовал свою мать. Служа у Потемкина, вел очень разгульную жизнь. Женившись без благословения матери, даже не сообщил ей об этом. О женитьбе сына Екатерина Романовна узнала только через два месяца, да и то от посторонних лиц.

В 1795 году произошло новое охлаждение в отношениях между Дашковой и Екатериной II. Связано это было с опубликованием Екатериной Романовной трагедии "Вадим Новгородский" (автор Княжнин). Екатерине Великой было доложено, что содержание этой трагедии не без вреда скажется на авторитете верховной власти. А так как Екатерина II к этому времени отступила от пути либерализма, то осталась очень недовольна Дашковой.

"Желаю вам счастливого пути", - сказала императрица Дашковой при их последней встрече. Екатерина Романовна сама пришла на прием к императрице, чтобы попросить освободить ее от дел. Екатерина великая к этому моменту была настолько отрицательно настроена к Дашковой, что вместо какой-либо благодарности за проделанную в былые годы работу бросила ей вслед: "Желаю вам счастливого пути".

Жизнь Дашковой после смерти Екатерины Великой нельзя назвать счастливой. Тот факт, что Екатерина Романовна приняла самое активное участие в перевороте 1762 года, послужил причиной преследований княгини со стороны Павла I. Он ей мстил за отца. Во-первых, освободил Дашкову от всех должностей, во-вторых, приказал ей переселиться в Новгородскую губернию. Изба, в которой она обосновалась, была лишена практически всех удобств. Правда, после нескольких прошений Дашковой было разрешено перебраться в свое калужское имение. Подводя итог, следует отметить, что хотя Дашковой и выпало на жизнь много трудностей, она не прогнулась под ними.

(17 марта по старому стилю) 1743 года (по другим сведениям — в 1744 году) в Санкт‑Петербурге.

Дочь графа Романа Воронцова от брака с Марфой Сурминой, она рано лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди — вице‑канцлера Михаила Воронцова. Девочка получила хорошее домашнее образование, прекрасно владела европейскими языками и увлекалась сочинениями французских просветителей.

В 1758 году сблизилась с будущей императрицей Екатериной II и стала ее преданной сторонницей. Активно участвовала в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину II на престол.

В 1759 году вышла замуж за князя Михаила Дашкова.

Против ожиданий княгини, первенствующее место при дворе и в государственных делах заняли другие лица. Вместе с тем охладели и отношения императрицы к Дашковой, которая удалилась от двора. Некоторое время княгиня провела в подмосковной деревне, а в 1768 году совершила поездку по России.

В 1794 году Дашкова вновь впала в немилость императрицы за публикацию в "Российском Феатре" трагедии Якова Княжнина "Вадим Новгородский" (1793). Отношения с Екатериной II ухудшились, и Дашкова уехала в имение Троицкое Калужской губернии.

В 1796 году император Павел I отстранил Дашкову от всех ее должностей и выслал в имение Коротово Новгородской губернии.

В 1801 году при Александре I опала была снята. На предложение членов Российской академии вновь занять место президента Дашкова ответила отказом .

Княгиня жила попеременно в Москве и Санкт‑Петербурге, вела обширную переписку, сотрудничала в журнале "Друг просвещения" (1804-1806), в 1808 году — в "Вестнике Европы", "Русском вестнике" и других журналах под разными псевдонимами. Последние годы ее жизни прошли в работе над мемуарами, которые на русском языке были изданы только в 1859 году Александром Герценом.

Екатерина Романовна рано овдовела — ее супруг Михаил Дашков скончался в 1764 году. В этом браке родились дочь и двое сыновей, один из которых умер в младенчестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь графа Романа Илларионовича Воронцова и Марфы Ивановны, урожденной Сурминой. Крестница императрицы Елизаветы Петровны и Петра Федоровича. До четырех лет находилась в имении бабушки. Воспитывалась в доме своего дяди, канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Получила прекрасное образование.

Необычайно способная и умная Дашкова стала одной из первых ученых женщин России. Играла значительную роль в дворцовом перевороте 1762 г., будучи сторонницей Екатерины II. После воцарения Екатерины II с семьей жила во дворце. Во время коронации была пожалована в статс-дамы. Наделенная от природы редкими способностями, честолюбивая, она желала во всем быть первой и считала, что императрица обязана ей престолом. Не получив должного вознаграждения и признания своих заслуг, Дашкова отдалилась от двора.

С 1762 по 1764 гг. потеряла двух близких людей, мужа и сына Михаила. Тяжело переживая потерю, жила уединенно, не участвуя в общественной жизни. В 1769 г. вместе с детьми уехала за границу, где прожила в общей сложности почти десять лет. Путешествовала по Германии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Польше, Голландии, Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии. За границей встречалась с Вольтером, Дидро, Смитом, которые лестно отзывались о ней. Дидро говорил о княгине: «Она серьезна по характеру, обыкновенно не высказывает того, что думает, но если говорит, то просто и с истинным убеждением... душа ее потрясена несчастьем. Ее убеждения основательны и кругозор обширен. Она смела и горда. Она проникнута отвращением к деспотизму и к тому, что более или менее походит на тиранию. Она хорошо знает русских государственных людей и откровенно высказывает свое мнение о них, хваля их достоинства и в то же время резко отзываясь о недостатках. Она так же решительна в своей ненависти, как и в дружбе, у нее есть проницательность, хладнокровие, верные суждения».

Дашкова была принята в члены многих ученых обществ: была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.

По возвращении в Россию в 1783 г. получила должность директора Петербургской Академии наук, став единственной в мире женщиной на этом посту. Она учредила особую Российскую Академию для изучения «российского слова». Основала два научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» и «Новые ежемесячные сочинения», где печатались Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и др. Автор многих литературных трудов. Особый интерес представляют ее мемуары.

При воцарении Павла I, Дашкова была отстранена от всех должностей. Ее сослали в деревню, где она прожила до самой смерти императора.

С 1759 г. была замужем за офицером Преображенского полка князем Михаилом (Кондратом) Ивановичем Дашковым. Имела сыновей Павла и Михаила (рано умершего); и дочь Анастасию, замужем за Андреем Евдокимовичем Щербининым.

Екатерина Романовна увлекалась музыкой, прекрасно пела. Незадолго до смерти передала в дар Московскому университету свой «естественный кабинет», собранный во время путешествий.

Похоронена княгиня в церкви села Троицкого Московской губернии.

Полина Дашкова – российская писательница, автор романов «Кровь нерожденных», «Точка невозврата», «Пакт», «Соотношение сил». Будущая писательница родилась 14 июля 1960 года в Москве в интеллигентной семье. При рождении девочка получила имя Татьяна. Вскоре родители девочки развелись. После чего мать Татьяна Леонидовна, телережиссер по профессии, вышла замуж за математика Виктора Владимировича Поляченко, который удочерил Татьяну. Отчим занимал высокий пост – работал заведующим лабораторией ВЦ АН СССР.

В детстве, помимо основной школы, девочка посещала еще и балетную студию, но в танцах не осталась. После получения среднего образования в 1979 году девушка поступила в Литературный институт имени на курс ко , знаменитому советскому поэту, лауреату Сталинской премии.


Будучи студенткой пятого курса, Татьяна устроилась литературным консультантом в журнал «Сельская молодежь», там же девушка начала печатать поэтические произведения. Затем стихи Поляченко появились в ряде литературных изданий – журналах «Юность», «Истоки», «Молодые голоса». Спустя пять лет Татьяна получила место заведующей отделом литературы в «Русском курьере».

Литература

В середине 90-х годов Поляченко стала писать детективные романы. Первая книга Татьяны «Кровь нерожденных» принесла писательнице всероссийскую известность. В первом романе автор построила сюжет вокруг нового для 90-х годов кровавого бизнеса – торговли человеческими эмбрионами. Перед читателями автор предстала под творческим псевдонимом Полина Дашкова, который она преобразовала из имени младшей дочери и собственной фамилии.


В 1998 году Татьяна выпустила роман «Никто не заплачет», через год подготовила к изданию две следующих книги – «Место под солнцем» и «Золотой песок». В 2000 году писательница порадовала поклонников сразу пятью работами: «Эфирное время», «Чеченская марионетка, или Продажные твари», «Питомник», «Образ врага», «Легкие шаги безумия». В традиционную канву детектива писательница умело вплетала исторические свидетельства, факты, подтвержденные документально. Помимо России, Полина Дашкова начала печататься за границей. Ее романы получили популярность в Германии, Франции, Китае, Дании, Испании, Польше и Венгрии.

В 2002 году свет увидел двухтомник Полины Дашковой «Чувство реальности» о заказном убийстве гражданина США на территории Российской Федерации. В книге писательница соединила шпионский мотив с любовной темой, легко перемещая повествование из реалий российской глубинки в кулуары североамериканского разведывательного управления. Отсутствие главных героев позволило автору подробно раскрыть психологию и внутренний мир каждого персонажа. В 2003 году появились схожий с предыдущим криминальный роман «Херувим» и сборник рассказов «Качели».


Через год режиссер Али Хамраев получил от Полины Дашковой права на экранизацию третьего детектива писательницы «Место под солнцем». По сценарию молодой балерине пришлось столкнуться с убийством мужа, которое ей приходится расследовать самой. Под подозрение попало сразу несколько знакомых: поклонник танцовщицы, партнер мужа по бизнесу, его любовница. Главных героев восьмисерийного фильма сыграли , и . Несмотря на звездный состав сериала, отзывы критиков и самой писательницы носили негативный характер.

В 2005 году появился второй из двух фильмов по книгам Дашковой – детектив «Херувим» режиссера Николая Гейко, главные роли в котором исполнили , и . В 2004 году из-под пера Татьяны вышел триллер «Приз», в котором рассказывалось о темном прошлом одного преуспевающего предпринимателя и о девушке, знающей тайну. Через два года автор выпустила очередной сборник остросюжетных рассказов «Игра во мнения» и детективный роман «Вечная ночь» о преступлениях маньяка-философа.

В 2007-2009 годах Полина Дашкова создает очередной шедевр – трехтомник «Источник счастья», сюжет которого переносит читателей в эпоху начала XX столетия. Загадочные события, медицинские открытия, семейные тайны – все компоненты мастерски переплетены в детективном романе, написанном легким, доступным языком. Поиски исчезнувшего профессора Свешникова, а вернее его лекарства, дарящего вечную молодость, заставляют миллиардера Петра Кольта начать изучение биографии медика и его архивов. Книга не лишена точности в описании исторических фактов при изрядной вольности в трактовке событий прошлого.


Трехтомник Полины Дашковой "Источник счастья"

В 2010 году выходит сборник «Точка невозврата», в который вошли рассказы «Лешенька», «Ее величество пробка», «Балет», «Как я снималась в кино», «Брюки дев» и документально-приключенческая повесть «Точка невозврата». В последнем произведении сборника присутствует главный герой из предыдущего романа – доктор Агапкин.


В 2012 году из-под пера Полины Дашковой вышел роман о предвоенном времени «Пакт». Машина войны запущена, и никто не состоянии остановить механизм, но в человеческих силах спасти хотя бы одну жизнь. Через два года вышел очередной политический роман Дашковой «Соотношение сил» об одновременной разработке атомного оружия в Третьем рейхе и СССР.

Личная жизнь

В начале 80-х годов Татьяна познакомилась с будущим мужем Алексеем Витальевичем Шишовым, студентом ВГИКа, режиссером-документалистом и сценаристом. Своего будущего супруга девушка представила педагогу литературного института Льву Ивановичу, который одобрил выбор студентки. В 1986 году у супругов родилась дочь Анна, через шесть лет – Дарья.


Алексей Шишов начал творческую деятельность в середине 90-х, сняв документальную ленту «Прогулки с Бродским». В 2000-х последовали фильмы о жизни писателей , а. Последними работами Шишова стали киноленты о и Викторе Некрасове. В 2010 году режиссер скончался.


Старшая дочь окончила два вуза – МГУ по специальности историк и ВГИК, мастерскую неигрового кино. В 2014 году на фестивале «Артдокфест» состоялась премьера фильма Анны Шишовой «На краю», который получил сразу несколько премий. Младшая сестра Дарья тоже стала студенткой ВГИКа, но девушка выбрала специальность мультипликатора.

Полина Дашкова сейчас

В начале 2017 года Полина Дашкова наряду с литераторами и кинематографистами Владимиром Вишневским, Дмитрием Воденниковым, Игорем Волгиным, Марком Розовским вошла в Большое жюри конкурса национальных литературных наград «Поэт года» и «Писатель года». В состязании приняли участие писатели и поэты, печатающиеся на порталах Стихи.ру и Проза.ру.


Работа по выбору финалистов состязания длилась год, после чего определились победители: Алла Шарапова (поэт года), Александр Шимловский (писатель года), Александр Демидов (лирика), Андрей Васильев (песни), Ирина Ракша (мемуары), Сергей Бушов (фантастика) и Спика Рейн (детская литература). Вручение премий состоялось в Большом конференц-зале правительства Москвы 21 марта, в день поэзии.


По сообщению пресс-службы издательства «Эксмо-АСТ», сейчас Полина Дашкова работает над очередным романом, выпуск которого ожидается в конце 2017 года. Сюжет и жанр писательница пока держит от читателей в секрете.

Библиография

  • «Кровь нерожденных» - 1996
  • «Место под солнцем» - 1999
  • «Никто не заплачет» - 1998
  • «Легкие шаги безумия» - 2000
  • «Питомник» - 2000
  • «Чувство реальности» - 2002
  • «Херувим» - 2003
  • «Приз» - 2004
  • «Вечная ночь» - 2006
  • «Источник счастья» - 2007
  • «Точка невозврата» - 2010
  • «Пакт» - 2012
  • «Соотношение сил» - 2014

Все, что дал России восемнадцатый век, в виде просвещения, образования, забвения своих корней и возвращения к ним, освоение новых земель и новых профессий, наконец, в виде неистовой жажды новых знаний нашло свое воплощение в жизни этой сильной и чрезвычайно талантливой женщины. Ее заслуги велики уже тем, что все, что ею было сделано - это было сделано женщиной, а в восемнадцатом столетии таковых примеров немного. Ее первый биограф написал о ней: "Благородное рвение Дашковой к наукам и любовь к ученым стоило ей многих усилий, а иногда и неудовольствий, но препятствия не удерживали ее". Ее жизнь слагалась по заветам Петра Великого, который явил миру русского человека, жаждущего познания, когда узнавание нового, познание мира стало отличительной чертой общества на целое столетие, определив движение вперед русского общества, когда было принято все уметь, напитавшись знаниями, и прилагать это к жизни.

"Очень бы мне хотелось, чтобы вы могли взглянуть на самую княгиню. В ней все, язык и платье, - все оригинально; что бы она ни делала, она решительно ни на кого не похожа. Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли; она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник; она всякий день делает самые противуположные вещи на свете - ведет переписку с братом, занимающим одно из первых мест в империи, с учеными, с литераторами, с жидами, с своим сыном, со всеми родственниками. Ее разговор, увлекательный по своей простоте, доходит иногда до детской наивности. Она, нисколько не думая, говорит разом по-французски, по-итальянски, по-русски, по-английски, путая все языки вместе. Она родилась быть министром или полководцем, ее место во главе государства" - так напишет о ней друг, ирландаская девушка, наблюдавшая ее уже в старости и покоренная широтой и красотой этой необычайной русской женщины, княгиней Екатериной Романовной Дашковой.

В светлом и гулком зале Петербургской академии, которая была рождена гением Петра Великого, как и все, что он создавал, грандиозное, собирались академики. Академия переживала свои худшие времена - она была обобрана временщиками от науки до нитки, гений Ломоносова давно почил, академики подвергались оскорблениям придворных управляющих... И вот пронесся слух, что во главе академии императрица Екатерина II поставила женщину, причем свою сподвижницу в неблаговидном заговоре против законного царя... Воистину неисповедимы пути Господни... Какие еще худшие времена ждут академиков в будущем?

В залу стремительно вошла маленькая женщина в черном, закрытом, глухом платье с орденской лентой через плечо. А за ней, поддерживаемый с двух сторон, седой академик. Это был знаменитый математик и геометр, известный не только России, но и Европе, гордость академии, сподвижник Ломоносова Леонард Эйлер.

Он был стар, академии не посещал давно, ему были жалки и неинтересны академические дрязги и оскорбления чиновные, но эта маленькая хрупкая женщина сумела заставить его покинуть дом, - так страстно она добивалась его поддержки, так по-математически логичен был ее ум, так настойчиво и живо рассказала она старому академику о том, что будет делать в академии и чем должна стать она для России.

В зале стих гул... Женщина подошла к кафедре, губы ее слегка вздрагивали, выдавая волнение, когда она начала произносить свою речь. Но постепенно княгиня Дашкова овладела вниманием зала, как она умела это всегда. Все в затаенном ожидании внимали ей. Может и вправду эти руки, взлетавшие над кафедрой, смогут что-то изменить в разоренной академии?

"Я сказала им, что просила Эйлера ввести меня в заседание, так как, несмотря на собственное невежество, считаю, что подобным поступком самым торжественным образом свидетельствую о своем уважении к науке и просвещению".

Речь произнесена. И все рассаживаются по своим местам согласно давно заведенному ранжиру. В ту же секунду Дашкова обнаруживает, что рядом с местом председательствующего садится какой-то "профессор аллегории", который и сам-то нечто вроде "аллегории" в науке, но в больших чинах. И тогда она произносит слова, столь уместные и резкие, чтобы поставить собеседника на место. Обращаясь к заслуженному центру внимания, к Эйлеру, она говорит: "Сядьте, где вам угодно. Какое бы место вы ни избрали, оно станет первым с той минуты, как вы его займете".

Десять лет во главе Академии дали возможность Екатерине Романовне воплотить в жизнь многие ее планы - она не тщилась быть ученой дамой, но сделала все, чтобы организовать жизнь академии на самом передовом уровне просвещения, а самое главное, сделать ее полезной Отечеству.

Уже через три года многое изменится в академии и Екатерина Романовна подведет итог своих дел: у Академии было множество долгов - долги свои академия оплатила все; шрифты в типографии были старыми, прессы сломаны, отчего книги не печатались - были отлиты новые шрифты и заказаны за границей; книги по специальностям не покупались - были даны распоряжения о закупке книг; "господа профессора, обремененные делами, чуждыми их науке, не имели времени заниматься своими специальностями, что вредило успехам науки" - теперь "каждый из них может заниматься своей наукой совершенно свободно, не встречая с моей стороны никаких препятствий; со своими делами они обращаются прямо ко мне и получают быстрое их разрешение, не подчиняясь волоките, пугавшей некоторых из них"; цены на карты и книги были очень высоки и никто не мог их покупать, к тому же не было каталога этих книг - "книги, карты и альманахи, поступившие в продажу со времени моего вступления в Академию, продаются за половину их прежней цены", выгнали неспособных учеников и набрали способных в гимназию при академии, приведены в порядок протоколы заседаний академии, книжный магазин при академии был ревизован, библиотека приведена в порядок, физические инструменты, которые пришли в негодность заменены новыми, заказанными за границей, обновлен химический кабинет и устроены новые печи для опытов, выписан профессор минералогии, которого не было в академии, "хотя Россия изобилует минеральными богатствами", отреставрирован и поправлен знаменитый Готторпский глобус, который Петр Первый привез в качестве трофея Северной войны; улучшена работа Географического отдела, который вследствие этого за три года создал новые карты; и во всем экономия средств, приведение в порядок, контроль и учет...

Но, пожалуй, самое главное, что все время звучит в ее делах по обустройству академии - это, чтобы "господа академики занимались работами, приносящими немедленную пользу нашему отечеству".

Ее возмущению нет предела: "Наблюдения и открытия, производимые внутри страны, сообщались за границу до их опубликования в России, и, к стыду Академии, там пользовались ими раньше, нежели у нас.

Я велела занести в журнал, что гг. академики не должны отныне сообщать подобные открытия за границу, пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати и пока государство не воспользовалось ими".

Сэкономив в хозяйстве Академии изрядную сумму, она просит у императрицы разрешения открыть общедоступные курсы по основным отраслям наук, причем чтение лекций для всех производить "на российском языке",- особо подчеркивает Дашкова. Такие публичные лекции прочитали лучшие академики, и княгиня с удовлетворением запишет потом: "Я часто присутствовала при лекциях и с удовольствием видела, что ими пользовались для пополнения своего образования дети бедных русских дворян и молодые гвардии унтер-офицеры...".

Она способствовала направлению различных экспедиций по изучению России, начала печатание полного собрания сочинений М.В. Ломоносова, выходит при ней вторым изданием "описание земли Камчатской" профессора С.П. Крашенинникова, записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям России, возобновляются "Академические известия", печатаются новые карты России, издается новый просветительский журнал "Новые ежемесячные сочинения". Академики с признанием зовут ее "нашим доблестным начальником".

Но особой любовью и заботой Екатерины Романовны был язык Отечества Российского. Рожденная в среде, где все говорили по-французски, узнавшая этот язык едва ли не раньше русского, еще в юности, приехав молодой женой в московский патриархальный дом, она не могла понять, что ей говорила ее московская свекровь - так далека она была от языка Родины. Но в последствии он занял для нее самое главное место в сердце, особенно во время путешествий за границей. Ей хотелось донести красоту своего родного языка до своих именитых и ученых собеседников - она пела русские песни и романсы, катаясь на лодке, на которой укрепила русский флаг, своим швейцарским друзьям, когда была у Вольтера на Женевском озере в Швейцарии, рассказывала о русской жизни и ее устройстве философу Дидро, своему частому собеседнику и в заграничных путешествиях, и в письмах.

Будучи в Австрии при встрече с венским канцлером Кауницем на обеде речь зашла о Петре Первом. Канцлер назвал его создателем России и русских. Дашкова сразу же бросилась ему возражать, утверждая, что государственная и культурная история России имеет несравненно более древние истоки. Она знала это не по наслышке: до своего заграничного путешествия она побывала в Киеве, с наслаждением рассматривала фрески и мозаики древней Софии Киевской, была в Киево-Печерской лавре, посетила академию. Ее восхищает древность русской науки и истории: "Наука проникла в Киев из Греции задолго до ее появления у некоторых европейских народов, с такой готовностью называющих русских варварами. Философия Ньютона преподавалась в этих школах в то время, как католическое духовенство запрещало ее во Франции".

И вот теперь опять это европейское пренебрежение к русской истории! Отвечая канцлеру, она вся покрылась румянцем, глаза яростно заблистали:

" - Еще 400 лет тому назад, - сказала я, - Батыем были разорены церкви, покрытые мозаикой.

Разве вы не считаете ни во что, княгиня, - возразил канцлер, - что он сблизил Россию с Европой и что ее узнали только со времен Петра I ?

Великая империя, князь, имеющая неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждаются в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе, кого хочет. Если Россия оставалась неизвестной до того времени, о котором вы говорите, ваша светлость, это доказывает, простите меня, князь, только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорирующих столь могущественное государство..."

Никогда Дашкова не оставляла без внимания хотя бы малейшее умаление достоинств своего Отечества, европейски образованная, она считала европейцев во многом невежами по отношению к своей Родине, со всею страстью исправляла это невежество, просвещая своих многочисленных влиятельных в области науки и в области политической европейских знакомых. Так что можно считать ее в какой-то мере и талантливой дипломатической посланницей, которая за все свои многочисленные путешествия заграницу немало укрепила авторитет и России, и императрицы Екатерины II. Именно ее долгим и подробным разговорам о России с Дени Дидро можно объяснит желание знаменитого просветителя посетить Россию, а символ эпохи, житель брегов Женевского озера Вольтер, расставаясь с ней, напишет письмо вдогонку: "Альпийские горы долго будут греметь эхом Вашего имени - имени, которое навсегда остается в моем сердце".

Во время первого своего путешествия за границу в 1769, которое Дашкова предприняла под именем госпожи Михалковой для поправления здоровья детей, случилось курьезное, но вполне показательное для ее характера происшествие. Она приехала в Данциг и остановилась в гостинице "Россия". К ее изумлению в пышной зале гостиницы она обнаруживает два огромных, монументальных полотна, на которых раненные и умирающие русские солдаты просят пощады у победителей-пруссаков. И это после триумфальной победы русских в Семилетней войне, когда войска генерала Чернышева взяли Берлин! Зная, что здесь останавливаются многие русские, княгиня возмущается тем, что недавно здесь побывавший Алексей Орлов "не купил и не бросил в огонь" эти оскорбительные картинки. Ну а она придумывает свой ход - подговаривает секретаря русской миссии купить ей масляные краски и за одну ночь переписывает картину, перекрасив мундиры из русских в прусские и наоборот. Так и получается, что пруссаки теперь просят пощады у истинных победителей - русских. Умела княгиня быть решительной.

Будучи в Англии, Дашкова посещает Оксфорд, центр наук. К ней приходят русские студенты, в торжественной мантии приезжает университетский вице-канцлер. Дашкова осматривает Оксфордскую библиотеку, особенно интересуется русскими манускриптами, долго изучает русско-греческий словарь с грамматическими правилами. Может быть именно тогда пришла ей счастливая мысль о необходимости составления русской грамматики и русского словаря?

Много позже уже в качестве президента Академии Дашкова в разговоре с императрицей, с которой по делам академии она теперь виделась часто, выражает недоумение, что в России до сих пор нет Академии русского языка. Дабы обратить особое внимание монархини, она приводит в сравнение, что во Франции и Германии подобного рода Академии существуют вот уже полвека. Екатерина уязвлена, что столь достойный проект не пришел ей в голову: "Я уверена, что ваша энергия избавит от проволочек с этим делом, которое, к моему стыду, до сих пор не осуществлено". И тут же поручает княгине составить устав, назначая ее президентом. Цель Академии - изучение русского языка и составление правил, которые "избавили бы от необходимости употреблять иностранные слова и понятия, взамен русских, гораздо более выразительные".

С энтузиазмом, достойным ее, княгиня выступает на открытии академии, которую теперь стали называть Российской, в отличие от Петербургской, занимавшейся преимущественно точными науками, и которая, занимаясь русским языком и литературой и впредь, до наших времен, составляет второе отделение Российской Академии наук русского языка и словесности. Она не забывает возблагодарить за столь мудрое решение государыню, отметив, что "императрица, свидетельница толиких наших благ, дает ныне новое отличие покровительства и российскому слову, толь многих языков повелителю".

До произнесения речи она находится в жутком волнении, доходящем до спазм. Но во время произнесения, ее охватывает все большее вдохновение и велеречивость слов становится ясной слушателям, объятым тем же энтузиазмом, который слышен уже в звуках голоса маленькой княгини:

"Учреждением сей императорской Российской академии предоставлено усовершить и возвеличить Слово наше..."

Усовершить и возвеличить Слово... То, что всегда ее занимало, с самого раннего детства, столь малорадостного, - книги, слова, мысли составляли едва ли не главную отраду одинокому сердцу.

Княгиня вспомнила первые годы своей жизни. Она родилась в 1744 г. в знатности, принадлежа по рождению своему к высшим родам русской аристократии - семье графов Воронцовых. Воспреемницей ее от купели была императрица Елизавета Петровна, "дщерь Петрова", а крестным - наследник престола, будущий император Петр III, к свержению с престола которого будет причастна и эта девочка, его крестница.

Двух лет она лишилась матери, а потому, видимо, столь много мужской решительности было в ее характере. Отец, одержимый получением светских удовольствий, отдал девочку на воспитание в дом к ее дяде, вице-канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову, женатому на двоюродной сестре императрицы. Дядя ничем не отличал племянницу от родной дочери, она часто резвилась на коленях у государыни. Ей дали по тем временам достойное воспитание. "Мой дядя не жалел денег на учителей. И мы - по своему времени - получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали и умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык, а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бехтеев; у нас были изысканные и любезные манеры, и потому немудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц. Но что же было сделано для развития нашего ума и сердца? Ровно ничего..."

Жажда знаний и развития ума и сердца не покидала ее в течение всей жизни. И тогда, в детстве эта жажда помогла выстоять. Четырнадцатилетней девочкой она заболела корью, и поскольку болезнь эта была заразною, да к тому же еще смертельно опасною, то семья Воронцовых, будучи связана с императорским двором, почла за лучшее удалить девочку в деревню, в поместье, изолировав ее ото всех и приставив компаньонку-немку. Несправедливость одиночества особенно остро воспринимается в детстве. И чтобы заглушить тоску она находит в доме канцлера книги, в которые с головой погружается... Чтение серьезное, да к тому же приправленное одиночеством взращивает в ней вдумчивую натуру, не лишенную гордыни, она приходит к выводу, что должна "добиться всего без посторонней помощи".

Девушка читает серьезную литературу, которая, благо, была у вице-канцлера, не чуждого интереса к просвещению, друга Ломоносова. "Любимыми моими авторами были Бейль, Монтескьё, Вольтер и Буало..." - все светила европейского века Просвещения. Законы, нравы, обычаи, несправедливости мира находят в ее юном сердце интерес и питательную почву. Она наблюдательна, резка на язык, желает фрондировать. Отказывается белится и румянится, как другие девушки, тем самым отвоевывает себе право быть не такой, как все. Жадно и пытливо вслушивается в рассказы всех, посещающих дом ее дяди.

"...Я сравнивала их страны с моей родиной, и во мне пробудилось горячее желание путешествовать; но я думала, что у меня никогда не хватит на это мужества, и полагала, что моя чувствительность и раздражительность моих нервов не вынесут бремени болезненных ощущений уязвленного самолюбия и глубокой печали любящего свою родину сердца...".

К 15 годам у нее уже своя библиотека в 900 томов, которую она потом с гордостью будет демонстрировать всем, как самое свое главное украшение, а пока особую радость приносит ей приобретение словаря Луи Морери и знаменитой "Энциклопедии": "Никогда драгоценное украшение не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги".

Жажда познания... Как она пригодится ей при создании Российской академии.

"Многоразличные древности, рассыпанные в пространствах отечества нашего, обильные летописи, дражайшие памятники деяний праотцев наших, каковыми немногие из существующих ныне европейских народов хвалиться могут, представляют упражнениям нашим обширное поле...

Знаменитые деяния предков наших, а наипаче славный век Екатерины П, явит нам предметы к произведениям, достойным громкого нашего века; сие равномерно, как и сочинение грамматики и словаря, да будет первым нашим упражнением..."

Четкая, ясная программа развития языка, которая есть первое условие складывания самосознания нации: изучение древних летописей и документов, извлечение из них фактов истории, создание современных литературных сочинений о времени минувшем и настоящем, а так же совершенствование грамматики и создание словаря... По-ломоносовски логичная и государственная программа, которой княгиня Дашкова отдается со всей страстностью: "Будьте уверены, что я всегда гореть буду беспредельным усердием, истекающим из любви моей к любезному отечеству, ко всему тому, что всему нашему обществу полезно быть может, и что неусыпною прилежностию буду стараться заменить недостатки моих способностей..."

Она становится "сотрудницей писателей почтенных", "любительницей муз".

"Российский язык красотою изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно домогаются говорить или писать несовершенно, языком весьма низким для твердости нашего духа и обильных чувствований сердца. В столичных городах дамы стыдятся в больших собраниях говорить по-российски, а писать редкие умеют... До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего!.."

В своей речи она спела оду в прозе Русскому слову: "Вам известны обширность и богатства языка нашего; на нем сильное красноречие Цицероново, убедительная сладость Демосфенова, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство и гремящая Пиндара лира не теряют своего достоинства; тончайшие философические воображения, многоразличные семейственные свойства и перемены имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи; однако при всех сих преимуществах недоставало языку нашему предписанных правил постоянного определения речениям и непременного словам знаменования. Отсюда происходили разнообразность, в сопряжении слов несвойственные, или паче обезображивающие язык наш речения, заимствуемые от языков иностранных..."

И все это должно было стать задачей работы Российской академии. Более 11 лет княгиня руководила ею, "горя беспредельным усердием". Из 364 заседаний две трети прошли под ее председательством.

Призывающему гласу
Я последовать хощу,
Ко священному Парнасу
Прежнего пути ищу.
Сладко мне повиноваться
Председательнице муз.

Кто российской громкой славы
Не удобен в рог звучать,
Тот испорченные нравы
Постарайся обличать...
Пойте, росски музы, пойте,
Есть наперсница у вас;
Восхищайтесь, лиры стройте:
Вверен Дашковой Парнас.

Написал о ней поэт Михаил Херасков.

Вокруг академического Парнаса Дашковой собирается цвет русских ученых людей. Членами Российской академии были ученые, образованные лица духовного звания, государственные деятели и, впервые, писатели - Фонвизин, Державин, Херасков, Княжнин. Не забудем в благодарности, что в XIX веке членами Российской академии станут Крылов, Жуковский, Пушкин.

Душа всей академии маленькая княгиня Дашкова развила неимоверную энергию при выполнении главного дела академии - составлении словаря, который теперь навсегда войдет в историю под именем "Словарь Дашковой".

"Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный" - это первый толковый словарь русского языка с элементами этимологического (он разветвленно составлен от корней слов, слова составлены не по алфавиту, а по общему корню, образуя разветвленные смысловые гнезда). Это прапрадедушка всех словарей русского языка. По нему можно было определить, откуда произошло слово, кроме того, он включал множество новых слов в русском языке, введенных, например, Ломоносовым в науку.

"Просвещенная часть общества отдавала мне справедливость и сознавала, что учреждение русской академии и быстрота, с которой двигалось составление первого у нас словаря, стояла в зависимости от моего патриотизма и моей энергии. Но придворная партия находила, что словарь, расположенный в словопроизводном порядке, очень неудобен..."(скорее, это было противопоставление словаря Дашковой словарю самой императрицы, который она тоже начала составлять по другому принципу).

Но для нас важно и прежде всего то, как высоко ценил словарь А.С. Пушкин. Он побывал на заседании Российской академии в 1836 и оставил нам свидетельство благодарных потомков. Он пишет в своем отчете следующее, касательно словаря: "Екатерина П основала Российскую академию в 1783 году и повелела Дашковой быть председателем оной.

Екатерина, стремившаяся во всем установить закон и незыблемый порядок, хотела дать уложение и русскому языку. Академия, повинуясь ее наказу, тотчас приступила к составлению словаря. Императрица приняла в нем участие не только словом, но и делом, часто осведомлялась она об успехе начатого труда и, несколько раз слыша, что словарь доведен до буквы Н, сказала однажды с видом некоторого нетерпения: все Наш да Наш! когда же вы мне скажете: Ваш? Академия удвоила старание. Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора бы Покой оставить.

Не смотря на сии шутки, Академия должна была изумить государыню поспешным исполнением высочайшей ее воли: словарь окончен был в течение шести лет. Карамзин справедливо удивлялся таковому подвигу. "Полный Словарь, изданный Академиею, говорит он, - принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях, есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями".

При этом Пушкин замечает, что Французская академия, основанная в 1634 году и с тех пор беспрерывно занимавшаяся составлением своего словаря, издала оный не прежде, как в 1694 году. Но к этому времени словарь обветшал, стали его переделывать, прошло несколько лет, а Академия все еще пересматривала букву А.

Итак, Екатерина II подписала указ о создании Академии Российской 21 октября 1783 года "чтобы усовершить и возвеличить русское слово". Во главе двух академий президентом она поставила Екатерину Дашкову, с которой к этому времени она уже была не так близка, но слишком понимала широту и уровень личности княгини, которая была к тому времени человеком известным в европейских ученых кругах. Императрица как всегда сделала правильный выбор, она умела выбирать сподвижников.

Впервые во главе важнейшего учреждения стала женщина и притом впервые не царского происхождения!

Словарь был написан и издан в самые кратчайшие сроки: его делали 11 лет, издавали в 6 частях с 1789 по 1794 год. В него вошло 43 257 слов. Это был подвиг научный, культурный, политический. Еще до окончания издания появились восторженные отклики об этой работе, увековечившей все изменения в русском языке, начиная с преобразовательной деятельности Петра Великого. Чешский славист И. Добровский писал, что словарь - это памятник, делающий великую честь молодой Академии.

Творение словаря было похоже на военный поход, где командиром армии была княгиня Дашкова.

Казанова, всеевропейский повеса, колесивший по свету в поисках приключений, побывал в России и у Дашковой, и был немало раздражен тем, что женщина возглавила академию: "Кажется, Россия есть страна, где отношения обоих полов поставлены совершенно навыворот: женщины тут стоят во главе правления, председательствуют в ученых учреждениях, заведывают государственной администрацией и высшею политикой. Здешней стране не достает одной только вещи, - а этим татарским красоткам - одного лишь преимущества, именно: чтобы они командовали войсками!"

А она командовала! И работала, не покладая рук, сама. Екатерина Романовна взяла на себя обязанность предоставить слова на буквы Ц, Ш, Щ, а так же слова, относящиеся к охоте, управления государством, слова морально-нравственного оттенка. Слова на Г собирал и объяснял адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, на Д - протоиерей Санкт-Петербургского Исаакиевского собора Г.М. Покровский, на Е - физик и астроном, вице-президент академии С.Я. Румовский, который еще описывал все слова, связанные с "звездословием", на Л - комедиограф Д.И. Фонвизин, на Т - пиит и генеральный прокурор Г.Р. Державин, на Ю - граф А.С. Строганов, президент Академии художеств, на Э - И.И. Шувалов. Действительно, весь цвет общества того времени.

Еженедельные дискуссии, заседания, сбор материалов, попытка определиться в главном, ограничив задачу необходимостью, подбор примеров и речений из всех источников - так шла кропотливая работа.

После окончания печатанья словаря императрицей были учреждены специальные золотые медали для создателей. На большой золотой медали с одной стороны было изображение Екатерины II, а с другой - ее вензель и надпись: "Российскому слову отличную пользу принесшему".

Из 35 членов Академии, участвовавших в создании словаря золотой медали были удостоены десять человек. Причем Е.Р. Дашкова отказалась получить медаль первой в 1784 г. и уступила ее неизменному секретарю академии, академику Ивану Лепехину? усердному труженику словаря. Ее наградили только в 1790 году.

Окончание словаря совпало с кончиной и великой императрицы 6 ноября 1796 г. Умерла "Мать Отечества", но умерла и покровительница Дашковой, пусть и не всегда благоволившая к ней, но ценившая ее ум и заслуги. Павел I ненавидел ее всегда за участие в заговоре матери против отца, а потому он сразу же отстранил ее от дел, сослал в ссылку.

Не жаловал ее и император Александр I. Но главное дело своей жизни она сумела выполнить.

Президент двух Российских академий, Дашкова была избрана и членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангерской академий, Вольного экономического Санкт-Петербургского общества, Берлинского общества любителей природы и Философского Филадельфийского общества.

Литературные труды ее тоже снискали известность. Еще до Российской академии "попечением императорской Академии наук" и княгини открывается журнал "Собеседник любителей российского слова" - любимое детище княгини. Главная задача - печатать сочинения только российских авторов, чтобы "стараться о доставлении публике хороших российских сочинений". Все труды должны были быть присланы президенту академии княгине Дашковой. Сама императрица поначалу сотрудничала в журнале, присылая свои сочинения "Были и небылицы", "Записки касательно российской истории" и выступая на страницах анонимно. Но и сама Е.Р. Дашкова выступала автором на страницах "Собеседника", за два года его существования опубликовав более десятка статей, она выступала в них и как прозаик, и как поэт. Добролюбов высоко ценил ее статьи, противопоставляя их сочинениям Екатерины II: "Эти статьи сильно вооружают против того, что вообще есть низкого, гадкого в человеке и что особенно было распространено было в некоторых слоях русского общества того времени, - против двоедушия, ласкательства, ханжества, суетности, фанфаронства, обмана, презрения к человечеству..."

Выпускала Российская академия и журнал "Российский феатр", откуда черпали театральный репертуар, и тоже при деятельном участии княгини. Ее перу принадлежала комедия "Тоисеков, или Человек бесхарактерный" шла в Эрмитажном театре. Этот журнал послужил и разрыву отношений с императрицей, когда княгиня напечатала в пользу детей покойного драматурга Княжнина его трагедию "Вадим Новгородский", с главным героем - представителем новгородской вольницы, веча. Она не могла не предвидеть последствий, но все-таки решилась на этот поступок стоивший ей гнева императрицы. Дашкова просится в двухгодичный отпуск в 1794 году, который и получает от императрицы вместе с холодным прощанием. Больше она никогда не возвращалась ко двору.

В своей личной судьбе она была скорее несчастна, чем счастлива. Мужа, за которого она вышла пятнадцати лет от роду, Екатерина сильно любила, но он умер рано, оставив ее с двумя детьми и практически без средств к существованию и с множеством своих долгов. Но она сделала все, чтобы вывести из нищеты своих детей и устроила свое имение великолепно, несколько лет проведя в нищете и трудах по его совершенствованию. Дети, которым она уделяла столько времени, для которых разработала специальную программу воспитания, оказались глупы и неблагодарны, фактически она не общалась ни с дочерью, ни с сыном в их зрелости. Дружбу откровенную и любовь к себе получила она от двух своих знакомых ирландок Вильмонт на старости лет, для них же написала свои знаменитые "Записки".

Она умерла в январе 1810 году в своем московском доме на Большой Никитской улице. Ее отпевали в храме Малого Вознесения, а свое последнее упокоение она нашла в храме Святой Троицы в своем имении Троицком, которое так любила и где хотела "жить и умереть". Дашкова завещала своим друзьям напечатать ее собственноручные "Записки", где, может быть, она слегка преувеличила свою роль в екатерининском перевороте. Но даже и после смерти ее записки представлялись весьма опасными. Напечатаны они были только через 30 лет. Их опубликовал А. Герцен, буквально влюбившийся и в героиню, и в ее образ: "Какая женщина! Какое сильное и богатое существование!".

Он же, пожалуй, наиболее точно определил ее роль в русской истории. "Дашковою русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России и смело становится рядом с Екатериной. В Дашковой чувствуется та самая сила, не совсем устроенная, которая рвалась к просторной жизни из-под плесени московского застоя, что-то сильное, многостороннее, деятельное, петровское, Ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием и женственностью".

Именно Екатерина Романовна Дашкова открыла путь плеяде русских женщин, которые славились своим умом, самостоятельностью суждений и решительными поступками, прославившими не только их личности, но и Отечество, горячо ими любимое. В своей статье "О смысле слова "воспитание", Е.Р. Дашкова писала, что нравственное воспитание, которое она почитала за наиглавнейшее, состоит в том, чтобы "вкоренить в сердце воспитанника любовь к отечеству и правде, почтение к законам, омерзение к эгоизму и убеждение в той истине, что нельзя быть благополучным, не выполнив долгу звания своего". Сама Дашкова всячески пыталась привить своим соотечественникам "любовь к отечеству и правде", чем и выполнила в полной мере "долг звания своего".

Http://www.voskres.ru/school/ganitsheva.htm