Ирада исаакиевский собор. «Завладел ногой в дорогом педикюре»: Эротическая проза нового директора Исаакиевского собора. Борис Вишневский, депутат ЗакСа от партии «Яблоко»

Учители церкви похожи на чадолюбивую мать, переносящую всякую тягость и труд для воспитания своих милых детей. Как она предлагает свои сосцы, доставляющее неистощимую молочную пищу милому дитяти, так точно и учитель церкви, предлагая свой ум детям церкви, побуждает охотно извлекать словесное молоко. И как мать, после времени молочной пищи, служит для жизни своих детей тем, что дает твердый хлеб вместе с овощами, приготовленными на огне, таким же образом и учитель, после оглашения божественными словами, как бы после молочной пищи, дает питающимся от него детям труднообъяснимый хлеб слова, вместе с разными толкованиями и учениями Писания. Поэтому и мы, возлюбленные, после того, как напитали вас молоком легких слов в предыдущие дни, теперь поведем к рассмотрению учений: Дух Святой приготовляет для вас здравое слово наставления. На трапезе Писания нам предложен такой хлеб слова: почему Господь наш Иисус Христос, пришедший за жизнь всех принять на Себя страдание и смерть, перед славным крестом говорит: "" (Отче, аще возможно есть, чаша сия да мимоидет от мене) ? Многие, не поняв мудрой цели и не вникнув в сокрытое в этом изречении сокровище, говорят о Его робости. Но мы, возлюбленные, побеседуем с Ним, как дети, чтобы вам, как детям, усвоить мысли Его. Скажем Ему, не как совершенные, но как дети: "Почему, Господи, перед страданием за нас, перед распятием на кресте, Ты робеешь и молишься, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ? Если Ты сам Себя истощил, приняв образ раба, когда никто Тебя не принуждал, зачем теперь Ты о другом просишь и говоришь: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ? Ты ведь сдерживался и спешил пить эту чашу. Ты говорил: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! " (крещением имам креститися, и како удержуся дондеже буду пить его) (Лук. 12: 50); и между тем как сдерживаешься и спешишь пить его, (теперь) отказываешься и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Ужели

не знаешь, что Ты намерен был претерпеть за нас смерть? И ведь Ты говорил: "" (подобает Сыну человеческому быть предану и пострадати и в третий день востати) (Мф. 16: 21); почему же перед самим крестом Ты отказываешься и говоришь: "если возможно, да минует Меня чаша сия "? И если Ты этого желал, зачем порицал своего ученика Петра, препятствовавшего Тебе? Ты говорил: "Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть "; а Петр говорил: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! " (милосерд ты Господи: не иматъ быти тебе сие) (ст. 22); (тогда) вознегодовав на него, Ты говорил: "Оойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое 2 (иди за мною сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши, яже Божия, но человеческая) (ст. 23). Если Ты порицал его тогда, как по-человечески говорящего, зачем теперь ищешь того, чему он тогда препятствовал, и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? Мы научаемся, что Ты творец видимого и невидимого; прикосновением руки исцелял от болезней, словом укреплял разрушившиеся тела мертвых, потоки крови иссушал краем одежды, пятью хлебами напитал до сытости пять тысяч мужей, повелевал ветрам и морю, и все Тебе с трепетом повиновалось; и, совершитель стольких чудес и разрушитель смерти, теперь Ты боишься смерти, и говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? И если Ты боишься смерти, на кого впредь будет у нас надежда жизни; и если боишься смерти, то почему говоришь: "Я… воскресение и жизнь " (аз есмъ жизнь и воскресение) (Иоан. 11: 25)? Жизнь и воскресение никогда не боятся смерти. Что же значит, что Ты говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "? Разве Ты не знаешь, знающий все прежде бытия его, не знаешь - возможно, или нет миновать этой чаше? Почему Ты говорил: "никто не знает Отца, только Сын " (Мф. 11: 27)? Ты знаешь Отца, Которого ни в чем Ты не больше, а о чаше не знаешь, возможно ли ей миновать? Почему же Павел говорить: "И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его " (несть тварь неявлена пред ним, вся же нага и объявлена пред очима его) ; и еще: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (живо бо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и преходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслем сердечным) (Евр. 4: 13, 12)? Если нет перед лицом Его твари неявной, все обнажено и объявлено в глазах Его, почему Ты теперь, будто не знающий, говоришь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", если только в этом слове нет какой-либо сокрытой тайны? Не подходяще, Господи, к Тебе это слово, так как Ты Бог, Сын Божий, Слово, Мудрость, Сила, Свет, Солнце правды, Источник бессмертия, Жизнь вечная, Воскресение для нас, умерших от греха. Отче, аще возможно есть, чаша сия да мимоидет. О, как трудно проникнуть в это слово, рассмотреть и обсудить его! Как тесно (оно) и мучительно для многих людей! Научи нас, Господи, этой

тайне Твоего слова; мы Твои, и в Тебя уверовали. Пусть не поднимается в своем злословии исполин Евномий, и не порицает воинства Израиля Господня; он нас порицает, и против Тебя, нашего Владыки, поднимается бесчестье. Возбуди в нашем сердце ум, как у кротчайшего Давида; дай нам один камень слова, чтобы, метнув им, разрушить сущность их нечестия, чтобы узнало сегодня все воинство, что Ты Господь всевышний, один только по всей земле, (Пс. 82: 19). Велик у нас сонм еретический, говорящий: "Видишь, как Он боится и робеет; видишь, как молится Отцу словами: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "! Теперь Евномий радуется, теперь Арий веселится, как нашедшие хульные слова, шипящие против истины. Но не веселитесь вы, иноплеменники! Сокрушено ярмо нашего мучителя. С нами Бог (Числ. 14: 9)! Знайте, язычники, и покоряйтесь; если опять усилитесь, опять будете побеждены; и если совет совещаете, разорит Господь; уста Господни сказали это - "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". О, чаша, исполненная жизни и бессмертия! Из нее, осквернив своим зловерием, Евномий и Арий напояют ближнего коварной гибелью, считая горечью ее сладкое смешение мыслей, и не боясь голоса Писания, говорящего: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей (горе напаяющему подруга своего развращением мутным) (Авв. 2: 15); горе говорящим горькое сладкое, и сладкое горькое; полагающим свет тьмой, и тьму светом; Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою " (горе иже мудри в себе самих, и пред собою разумни) (Ис. 5: 20, 21). Мы же, возлюбленные, взяв чашу Господа нашего, с любовью почерпнем преисполняющего ее учения. "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия "! Не по-твоему, Арий - будто робеет Господь наш, или боится смерти; почему Он боялся бы, когда имел власть умереть и не умереть: "" (область имам положити душу мою, и область имам паки прияти ю) (Иоан. 10: 18)? Если бы Он принуждался кем-нибудь, то ты верно бы сказал, что Он робеет; а теперь Он сам говорит: "Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ", т. е., "Я никем не принуждаюсь. Но как Я сам Себя истощил, приняв образ раба, без принуждения кем-либо, и Себе самом устроил тело для жительства: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его " (премудрость созда себе дом) (Прит. 9: 1), - таким же образом могу и разрушенное смертью Свое тело воскресить для жизни. Я есмь говорящий: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю) (Иоан. 2: 19), так что ни из робости, ни из страха смерти Я говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", но предлагая слово сокрытой тайны. Это изречение есть приманка для диавола; Мне нужно было уловить его этим изречением. Диавол видел, что Я совершил много знамений, что исцелял прикосновением руки болезни, что изгонял словом легионы демонов, что струпья прокаженных снимал словом, как бы веялкой, что расслабленных укреплял голосом, что повеле-

вал ветрам и морю, и все Мне с трепетом повиновалось; увидев из этих дел, что Я Сын Божий, он подумал, что если Я буду распят на кресте, он погиб; если Я сойду в преисподнюю, то сокрушу его железные запоры и разрушу его медные врата. И, увидев это, из страха избегает поставить многоценный для Меня трофей креста. Что Мне делать? Как мудрый рыбак, Я делаю вид, что робею, - делаю вид, что боюсь смерти и говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ", чтобы он, заключив из этих моих малодушных слов, что Я робкий человек, избегающий смерти, поспешил поставить посреди земли тайну крестного древа, будто бы против Меня. Мне нужно было, как мудрому рыбаку, воспользоваться искусством против него; Мне нужно было все претерпеть за жизнь всех. Если он от начала воспользовался хитростью для погибели Адама, тем более Мне нужно было воспользоваться для спасения всех. Коварными словами он обманул Адама; божественными словами: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия " обманывается он, коварный. Если бы рыбак, когда опускает уду в море, не надевал на нее червя, и не показывал его будто ускользающим, рыбы не бросались бы к нему. Я облек уду Моего божества червем тела; опустил уду, сокрытую в червь тела, в глубину этой жизни; если бы червь не двигался подобно червю, не пришел бы тот, кому нужно было уловиться удой. Мне нужно было принять вид червя и сказать: "Я же червь, а не человек " (аз есмь червь, а не человек) (Пс. 21: 7), чтобы он подбежал и ухватился за уду, и был бы вытащен Мной, и исполнилось бы написанное у Иова: "Можешь ли ты удою вытащить левиафана " (извлечешь же змия удицею) (Иов. 40: 20). Я становлюсь как бы робким человеком, становлюсь как бы убегающим смерти, говорю: "душа Моя скорбит смертельно " (прискорбна есть душа моя до смерти) (Мф. 26: 38), говорю: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Он с радостью и весело слушает эти слова; спешит делать враждебное для Меня. И что же говорит сам в себе? "И это человек. Я поглотил Авраама, Исаака, Иакова, патриархов и пророков; поглощу и Его. Вот Он робеет, как человек; Он человек; поглощу Его". Он поглотит Меня, как человека, и Я окажусь в утробе его Богом совершителем. "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Он поглотит закваску тела, и Я окажусь негасимым углем божества, страшно сжигающим его внутри: "Огонь пришел Я низвести на землю " (огня приидох воврещи на землю) (Лук. 12: 49). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия , Я буду говорить, как агнец; не желаю, чтобы он видел сверкающий меч божества, чтобы не убег он, волк. Он поглотит Меня, как агнца, и изнутри уязвится изощренным мечом: не мир пришел Я принести, но меч (не приидох воврещи мир на него, но меч) (Мф. 10: 34). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Я скрою пастыря Бога в агнце тела; не желаю обнаружить пастыря Бога, чтобы не убежал волк; волк уходит, если видит

Пастыря. Я буду говорить, как агнец. Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Буду говорить, как агнец, не имеющий пастыря; Я сделался как бы беспомощным человеком. Поглотит Меня, как агнца, и сокрушится изнутри крестным посохом пастыря. Он сгрызет зерно горчичное, и Я окажусь для него остротой страшно мучительного божества; он сгрызет Меня, как человека, и Я окажусь крепким камнем, сильно сокрушившим его зубы, чтобы он научился не сгрызать более людей; и исполнится написанное: "Боже! сокруши зубы их в устах их " (Бог же сокрушит зубы его во устех его) (Пс. 57: 7). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Если бы он знал, какова эта чаша, от которой Я отмаливаюсь, он молился бы, чтобы она миновала; против него она жало, а для моих спасение. Когда он Меня поглотит, тогда почувствует, Кого поглотил; когда он увидит, что Мной скрывается солнце, омрачается день, тогда и сам огорчится; и исполнится написанное: "Ад преисподний пришел в движение ради тебя " (ад доле огорчися, срет тя) (Ис. 14: 9). Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия . Пусть не смущают вас эти слова, мудро произносимые; подождите, и увидите вывод из Моих слов, и тогда изумитесь мудрости их. Он думает, что глупо ухищрение Мое; а не знает, что немудрое Божие премудрее человеков (буее Божие премудрее человек есть) (1 Кор. 1: 25); он думает отсюда, что Я самый немощный, а не знает, чтонемощное Божие сильнее человеков (немощное Божие крепчав человек есть) (ст. 25); не знает, что Я буду пить чашу, он упьется и омрачится, а мои возбудятся и станут бодрыми. Теперь он с радостью слушает эти Мои слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ". Когда поглотит Меня, когда увидит, что камни раскалываются, гробницы и могилы открываются и сам он сокрушается, и мертвые встают и восходят на небо, тогда он раскается и будет печалиться над тем, чему теперь радуется. Он не знает, что самому себе ставит западню, которую ставит, и сам попадется, по писанному: "Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил " (ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела) (Пс. 7: 16). Он не знает, что крест, который он намерен поставить - для Меня постель, для него крест; для Меня почивальня - для него смерть. О, чаша, жало для диавола, пугало демонов, веялка грехов, устроительница жизни, умилостивление для грешников, чаша бессмертия! " (Обаче не якоже аз хощу, но якоже ты) . Он узнал, несчастный, что все стало, что Я сказал; он слышал Мои слова: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня " (благодарю Тебя, Отче, яко услышал еси мя. Аз же ведех, яко всегда мя послушаеши) (Иоан. 11: 41, 42). Так как Я молился, чтобы миновала чаша смерти, то, чтобы ты не думал, вследствие молитвы о миновании чаши, будто дело креста стало слабым, Я делаю сомнительный вывод из Своей молитвы, и говорю: "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты ". Отцу Своему Я приписываю власть над смертью, хотя сам имею власть положить душу Свою, и власть имею опять взять ее. Я покрываю Свое божественное достоинство ду-

Ховными листьями, покрываю властность Своего божества человеческими словами, говорю: "не как Я хочу, но как Ты ". Он, слепец не звал, что Моя воля и Отца Моего одно: "Все, что имеет Отец, есть Мое " (вся, елика иматъ Отец, моя суть) (Иоан. 16: 15), и: "Я и Отец - одно " (аз и Отец едино есмы) (Иоан. 10: 30).Впрочем, не как Я хочу, но как Ты . Он повесит зерно хлебное, и когда поглотит Меня, увидит, что сам удавливается тройной петлей". Но может быть кто-нибудь из слушателей спросит: "Неужели Христос посмеялся над диаволом, или возможно ли было насмехаться над ним?" Ему мы скажем: прочитай Писание, и найдешь, что сам Отец говорит Моисею: "что Я сделал в Египте " (видишь, елико наругахся Египтяном) (Исх. 10: 2). Так и Господь посмеялся над диаволом и демонами. Нужно было, чтобы он был осмеян, как безумец, за свое великоречие и слова: "Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул " (крепостью Моей сотворю и разумом рук моих отъиму пределы языков, и вселенную всю как гнездо возьму, и яко оставления яйца возму, и никого не будет, иже противу мне речет) (Ис. 10: 13, 14). Нужно было, чтобы он и демоны были осмеяны, чтобы обнаружилось, что в таких своих похвальбах они неразумнее даже детей. Поэтому и не знали, что делали: "ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы " (аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли) (1 Кор. 2: 8). Также и пророк предвозвестил об этом драконе, что он будет осмеян: "там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем " (змий сей, егоже создал еси ругатися ему ) (Пс. 103: 26). Но, чтобы не казалось, что излишним удлинением слова мы препятствуем желающим после нас еще яснее передать мысль Писания, здесь прекратим свое Слово. Мы были вызваны сказать по поводу той же самой главы, не потому, что можем говорить без пропусков, но чтобы объяснить по своим силам, и дать повод любознательным: "дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее " (даждь премудрому вину, и премудрший будет) (Прит. 9: 9). И вы, возлюбленные, собрав из Писания, в подкрепление сказанному, старайтесь еще больше уяснить трудную мысль - Господь наш не по робости, как выше у нас сказано, уклоняется от чаши смерти, но по божественному устроению, чтобы по моим ничтожным словам и мыслям и вашим трудам воссылалась слава Христу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

_______


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!

Страсти вокруг должности директора Исаакиевского собора разгораются все сильнее. До сих пор остается непонятным, кто же станет во главе государственного музея-памятника. Информационные агентства ведут войну, Ирада Вовненко меняет решения с периодичностью в полчаса, а Смольный все опровергает. «Комсомолка» рассказывает о том, что известно на данный момент.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Бывший директор Исаакиевского собора Николай Буров еще в апреле написал заявление об уходе по собственному желанию, и с 1 июня официально оставил кресло управляющего. «Предпочитаю уволиться, а не быть уволенным», - говорил он. Сразу же после этого поползли слухи: «Должность директора Исаакия займет заместитель Бурова Ирада Вовненко». Эту информацию СМИ она не подтвердила, но 31 мая писательницу представили коллективу музея в качестве исполняющего обязанности директора музея.

– Ирада Тофиковна станет исполняющим обязанности директора, – рассказала «Комсомолке» начальник отдела по связям с общественностью и культурным проектам музея Мария Морозова . –Николай Витальевич направил всем сотрудникам письмо, в котором поблагодарил за работу и извинился за нереализованные проекты.

ВОВНЕНКО ИЛИ НЕ ВОВНЕКО?

Сегодня утром достоверный источник из Смольного сообщил «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге» , что кресло руководителя достанется вовсе не Вовненко. Нам стало известно, что претендентов на должность несколько. И все они - представители сильного пола. Правда, спустя несколько часов, эту информацию опроверг пресс-секретарь Губернатора Андрей Кибитов .

Георгий Полтавченко не давал поручения искать нового и.о. директора Исаакиевского собора. За подбор кадров отвечает Комитет по культуре. В Администрации Петербурга подбирают кадры исключительно по принципу профессионализма, гендерный принцип подбора кадров не практикуется, - сообщил он.

Казалось, переживать больше не о чем - все остаются на своих местах. Если бы не одно но - о своем увольнении заявила сама Ирада. Она рассказала СМИ, что добровольно покидает кресло директора Исаакиевского собора.

Я сама ухожу, сейчас пишу заявление. И счастлива от этого,- сказала она.

«ЗАЯВЛЕНИЙ НЕ ПИСАЛА»

Но и эта версия прожила недолго. Спустя полчаса пресс-служба музея-памятника «Исаакиевский собор» опровергла информацию о том, что Ирада Вовненко написала заявление об увольнении.

Ирада Тофиковна никуда не уходит, никаких заявлений не писала и писать не собирается. Она по-прежнему исполняет обязанности директора музея, - сообщила «Комсомолке» пресс-секретарь «Исаакиевского собора» Мария Морозова. - Сейчас она на своем рабочем месте.

Сама Ирада к телефону не подходит. Вместо нее на звонки отвечает помощница и за ответами на вопросы предлагает обратиться в пресс-службу музея.

«Комсомолка» продолжает следить за развитием событий.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Борис Вишневский, депутат ЗакСа от партии «Яблоко»:

О возможных причинах стремительного ухода Ирады Вовненко из Исаакия: она же заявила, что будет вести диалог с РПЦ - но, возможно, РПЦ не хочет вести диалог с женщиной-директором. И еще: женщинам запрещен вход в алтарь. Как музеем будет руководить директор, которому часть музея недоступна?

Исполняющим обязанности директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Ирада Вовненко, ранее занимавшая пост замдиректора по связям с общественностью. Николай Буров, возглавлявший музей почти 10 лет, обратился к подчиненным с прощальным письмом и поблагодарил их за совместную работу.

У нового директора собора насыщенная биография: 44-летняя Вовненко работала главным специалистом международного отдела ГМЗ «Царское Село», была главой проекта «Собрание друзей Исаакиевского собора», организовала несколько выставок, основала благотворительный фонд «Ренессанс».

Однако больше всего известна Вовненко как писательница . Первое произведение автора «Любовь и счастье добавлять по вкусу» вышло в 2009 году. Следом появились новые романы: «Влечение» и «Дресс-код вдохновения». Отдельную книгу - «Любовь и другие диссонансы» - Вовненко написала в соавторстве с польским писателем Янушем Вишневским. Примечательно, что основные романы писательницы вышли с иллюстрациями художника Никаса Сафронова.

Проза Вовненко характеризуется рецензентами как женская, любовная и эротическая. В предисловии к книге «Влечение» ректор Института психологии и сексологии, доктор медицинских наук, профессор Лев Щеглов указывает: «Мир любви и секса - часть бескрайней вселенной, называемой Человек. И этот человек у Ирады Вовненко объемен, интересен и неоднозначен. В сексологии есть представление о „мужском“ и „женском“ взгляде на секс, на интимность. В этой книге мы погружаемся в „женскую“ сферу чувств и суждений. Можно сказать, что героини новелл являют собой некую Эмманюэль XXI века, продолжающую поиски любви и счастья».

Мы отобрали несколько цитат из разных книг Ирады Вовненко, которые наглядно демонстрируют ее талант в области любовной прозы.

«Сергей целовал ее нежную шею, полную грудь, которая отзывчиво устремлялась под его пальцы. До обширной кровати они не добрались, антрацитово-черная юбка и кружевная единица белья были отброшены прямо на подоконнике. Что это? Как давно она не испытывала таких ощущений, этого уплывающего неба, ускользающей действительности…»

«Он никогда не искал особых эрогенных зон на ее теле. Он считал, что женщина является эрогенной зоной вся, целиком. Он мог быть как необыкновенно нежным, так и удивительно грубым. Однажды, в порыве страсти, он сильно ударил ее, оставил роскошнейший синяк, после чего бережно целовал вспухшую скулу, стоя на коленях, умоляя о прощении»

«Он усадил ее на кровать, в подушки, завладел ногой в дорогом педикюре и принялся целовать каждый пальчик, от чуть изогнутого мизинца до аккуратного большого; Ольга даже немного сопротивлялась, смущенная. После нескончаемых ласк они весело плескались в ванне, и все повторилось снова: подоконник, губы, крики, стоны, восторг, восторг»

«На Сенной площади в разъезжающие двери буквально вломился Сергей с охапкой белых роз. Молча он начал целовать ее - шею, руки, лицо, глаза. Розы падали на пол вагона, чуть шелестя нежными лепестками, похожие на элемент причудливой инсталляции современного художника»

«Нижнее белье у брюнетки отсутствует, широкая мужская ладонь на мгновение останавливается на самом сокровенном. Девушка хрипло и шумно дышит, судорожно цепляется руками за загорелую шею своего милого собеседника, закусывает губу в ярко-красной атласной помаде»

«Он поцеловал ее в шею. Сначала нежно, так прикасаются к крылу мотылька, чтобы не навредить пыльце. Эрика подняла пылающее лицо, ноги обморочно подогнулись, и тогда он отнес ее на диван вишневой кожи, небольшой»

Стало известно, что исполняющей обязанности директора Исаакиевского собора стала Ирада Вовненко, писательница и бывший замдиректор по связям с общественностью музея. Где до этого работала Вовненко, чему посвящены ее книги и чем она занималась в Исаакиевском соборе до повышения? «Бумага» рассказывает о новой руководительнице ГМП «Исаакиевский собор».

Фото: Alekseevaexpo

Ирада Вовненко работает в государственных музеях с 2003 года

Сейчас Ираде Вовненко 44 года. Она родилась в Ленинграде и окончила здесь кафедру истории русского искусства Института культуры (СПбГИК) и немецкое отделение филфака СПбГУ.

После выпуска она три года преподавала на немецкой кафедре университета, позже недолго работала в юридической фирме, а в 2003 году стала главным специалистом ГМЗ «Царское село».

В ГМЗ «Царское село» она работала в международном отделе и участвовала в восстановлении Янтарной комнаты.

Вспоминая о своей первой музейной должности, Вовненко рассказывает о приеме в Екатерининском дворце, где познакомилась с директором музея-заповедника Иваном Саутовым. По ее словам, Саутову понравилось, как увлеченно она беседовала об искусстве с немцами. Тем же вечером Вовненко предложили работу в международном отделе.

Вовненко участвовала в восстановлении Янтарной комнаты и называет процесс «настоящим искусствоведческим детективом». Кроме того, она занималась синхронным переводом на международных встречах.

Вскоре после смерти директора ГМЗ «Царское село» Вовненко перешла на работу в Исаакиевский собор. «Я остро переживала уход Ивана Петровича, так что, когда директор Исаакиевского собора Николай Витальевич Буров пригласил меня возглавить их международный отдел, это оказалось как раз тем, что нужно, - полным обновлением», - вспоминает Вовненко.

С 2006 года Вовненко написала 13 книг. В основном это издания для детей и любовные романы

Ирада Вовненко еще и автор книг. По ее воспоминаниям , свою первую книгу «Волшебный калейдоскоп. Путешествие Петьки в страну Историю» она начала писать, чтобы привлечь своего восьмилетнего сына к изучению истории города. После этого у нее вышли еще две детские книги. С тех пор ей «так понравилось сочинять», что она перешла к взрослой прозе.

В период с 2006 по 2017 год книги Вовненко издавались 13 раз и четыре раза переиздавались. Она написала серию детских книг о мальчике Пете, который путешествует во времени в Петербурге и знакомится с деятелями искусства. Вовненко также автор любовных романов «Любовь и счастье добавлять по вкусу», «Влечение», «Дресс-код вдохновения» и «Открытка».

Из романа Ирады Вовненко «Влечение»:

«…Молча он начал целовать ее - шею, руки, лицо, глаза. Розы падали на пол вагона, чуть шелестя нежными лепестками, похожие на элемент причудливой инсталляции современного художника. Ольге было удивительно безразлично - что ее могут узнать, что общественный транспорт, что незнакомый мужчина… - Твои вопросительные скулы! Безумно соскучился по ним, - сказал Сергей одними губами».

Ирада Вовненко еще и соавтор Януша Леона Вишневского, написавшего роман «Одиночество в сети». Вместе с Вишневским Вовненко написала роман «Любовь и другие диссонансы». По воспоминаниям , она была настолько поражена творчеством и умом писателя, что «даже развелась и снова вышла замуж».

С 2015 года Ирада Вовненко состоит в Союзе писателей России.

Последняя изданная книга Вовненко - сборник в поддержку женской прозы «Красота на кончиках мыслей» 2016 года. Сейчас писательница работает над еще одной книгой в соавторстве с Вишневским, которая будет называться «Пятая ступень».

Ирада Вовненко проводит благотворительные балы

Вовненко, еще работая в «Царском селе», организовывала благотворительные литературно-музыкальные вечера «в лучших русских традициях» и благотворительные детские балы, которые проводятся до сих пор, но уже совместно с ГМП «Исаакиевский собор».

Тогда же она открыла благотворительный фонд «Ренессанс», который целенаправленно устраивает благотворительные балы в Петербурге. По словам Вовненко, все собранные средства адресно направляются в детские дома и детские больницы.

В Исаакиевском соборе Вовненко почти десять лет руководила проектом, который привлекал внимание к сохранению музея

После приглашения в Исаакиевский собор Ирада Вовненко начала руководить проектом «Собрание друзей Исаакиевского собора» и в январе 2009 года провела первое мероприятие. Программа была направлена на привлечение внимания к состоянию музейного комплекса: Сампсониевского собора, Исаакиевского и Спаса на Крови.

При содействии проекта для юго-западной звонницы Исаакиевского собора отлили 14 колоколов и отреставрировали скульптуры «Ангелы со светильником» и «Апостол Павел» на крыше собора.

«Собрание друзей Исаакиевского собора» действует до сих пор. Среди более чем 70 участников проекта - деятели культуры и искусства, бизнесмены и политики, а также некоторые организации.

Ирада Вовненко за время своей работы провела более десятка выставок и благотворительных концертов в Исаакиевском соборе

Помимо руководства «Собранием друзей Исаакиевского собора», Вовненко работала руководителем отдела по связям с общественностью, проводила выставочные проекты и благотворительные вечера. С 2011 года она провела более десятка выставок и благотворительных концертов.

Одним из самых крупных ее проектов стал «Петербург глазами ангелов: взгляд с Исаакия», который в 2015 году получил диплом в номинации «Престиж Петербурга» на конкурсе «Музейный Олимп». Суть проекта заключалась в том, чтобы при помощи работ известного фотографа Евгения Мохорева показать Петербург с «ангельской высоты».

Ирада Вовненко стала исполняющей обязанности директора музея из-за увольнения Николая Бурова

31 мая 2017 года Вовненко стала исполняющей обязанности директора ГМП «Исаакиевский собор». Контракт нынешнего директора Исаакия Николая Бурова истекает 5 июня, однако он принял решение уйти с поста 1 июня. Он заявлял об этом на фоне скандала с передачей музея РПЦ.

О том, что Вовненко, возможно, получит пост директора музея 17 мая, сообщала «Фонтанка» со ссылкой на источники в музее. При этом, как заявляла сама Вовненко, тогда ей еще не поступало официальных предложений от руководства.

Через два дня после назначения Вовненко появилась информация о том, что ее уберут с поста руководителя музея

В пятницу, 2 июня, «Фонтанка» , что Ираду Вовненко заменят на посту руководителя Исаакиевского собора по личному поручению губернатора города. В Смольном, якобы, сочли, что «таким объектом может руководить только мужчина». После этого «РИА Новости» опубликовали слова Вовненко о том, что она сама покидает пост.

Глава пресс-службы губернатора Андрей Кибитов сообщение об отстранении Вовненко фейком. А позднее она сама информацию об отставке с поста и. о. директора Исаакия.

Сам Буров еще в апреле объявил, что уйдет со своего поста 1 июня. Накануне он обратился к сотрудникам с прощальным письмом, поблагодарив за совместную работу и попросив прощения за нереализованные проекты. Эксперты ОК-информ полагают, что новый директор в целом продолжит линию своего предшественника на сохранение нынешнего статуса Исаакия.

Кто такая Ирада Вовненко

В 1998-м она окончила Петербургский государственный университет культуры и искусств (кафедра истории русской культуры), а в 1999-м - филологический факультет СПбГУ (немецкое отделение). Затем четыре года Вовненко преподавала немецкий язык в СПбГУ и в Экономическом Университете, работала синхронным переводчиком с немецкого на разных мероприятиях. С 2003-го Ирада Вовненко стала главным специалистом международного отдела ГМЗ «Царское Село», принимала активное участие в восстановлении Янтарной комнаты. В 2004-м основала благотворительный фонд «Ренессанс», а в 2006-м написала первую книгу для детей «Волшебный калейдоскоп. Путешествие Петьки в страну Историю».

С 2009-го Вовненко начала участвовать в деятельности Исаакиевского собора, руководила проектом «Собрание друзей Исаакиевского собора». В 2011-м издала книгу вместе с польским писателем Янушем Вишневским «Любовь и другие диссонансы», в 2015-м вступила в петербургский Союз писателей. В последние годы работала заместителем директора музея-памятника «Исаакиевский собор» по связям с общественностью.

Борис Вишневский, депутат Заксобрания Петербурга от фракции «Яблоко»:

Что можно сказать о новом директоре Исаакия? Отзывы о ней довольно спокойные, человек она и для музея, и для нашего города - мягко говоря, не посторонний, и это радует. Будем надеяться, что она продолжит политику своего предшественника Бурова, то есть будет заботиться об одном из главных петербургских музеев, сохранении всех его ценностей и нынешнего статуса.

Сейчас рассмотрение вопроса по проведению референдума о статусе Исаакия в парламенте перенесено на осень, и за это время власть и РПЦ постараются сделать так, чтобы и референдума никакого не понадобилось

Честно говоря, я лично с ней не знаком, но коллеги, знающие Вовненко, говорят: ее назначение - не самое лучшее, но и не самое худшее решение. Если бы на этот пост назначили директора Музея истории города Калякина, это было бы гораздо хуже. Что касается Бурова, то он просто устал от всей той возни, которая в последние месяцы происходила вокруг Искааия, и поэтому подал в отставку.

Мне хотелось бы, чтобы новый директор продолжила активную борьбу за статус Исаакия. Но главную роль в этом все-таки должны играть сами петербуржцы, все те, кто последние полгода изо всех сил боролся за сохранение в соборе музея. Сейчас рассмотрение вопроса по проведению референдума о статусе Исаакия в парламенте перенесено на осень, и за это время власть и РПЦ постараются сделать так, чтобы и референдума никакого не понадобилось.

Поэтому мы не прекращаем нашу борьбу за статус собора, у нас достаточно способов для этого. Это и публичные массовые акции против передачи собора в ведение РПЦ, это и «народный референдум», который мы намерены провести в конце июня, и депутатские запросы в суды и органы власти, и привлечение к ситуации правоохранительных органов. Является ли Ирада Вовненко нашим союзником? Чтобы с уверенностью говорить об этом, мне надо познакомиться с ней лично. Думаю, в ближайшее время я с нею встречусь и сделаю свои выводы.

Максим Резник, депутат Заксобрания Петербурга от «Партии Роста»:

Ирада Вовненко - человек из коллектива музея Исаакиевского собора, она не варяг. И уже поэтому ее назначение - хороший шаг, чтобы не обострять ситуацию вокруг музея. Посмотрим, какую линию она будет проводить - надеюсь, в ней будет преемственность от Николая Бурова, который категорически противился передаче собора в ведение Русской православной церкви.

Потому что эта позиция - справедливая и законная. Надеюсь, госпожа Вовненко уже сегодня-завтра как-то обозначит свое видение.

Ирада Вовненко - человек из коллектива музея Исаакиевского собора, она не варяг. И уже поэтому ее назначение - хороший шаг, чтобы не обострять ситуацию вокруг музея

Кстати, вчера вечером я написал письмо Генпрокурору Юрию Чайке по поводу передачи петербургских соборов РПЦ. Там сказано, что все операции по передаче соборов в Петербурге абсолютно незаконны. Так, в случае со Смольным собором для этого с памятника были сняты все охранные обязательства, что невозможно с точки зрения закона. И главная вина за это лежит на Смольном, точнее - на КИО, мне вообще непонятно, как они могли допустить подобный договор.

Аналогичная ситуация - и с передачей РПЦ всех других соборов в Петербурге. Поэтому прежде чем вести разговоры о статусе Исаакия, Генпрокуратура должна разобраться в ситуации и отменить все предыдущие решения о передаче петербургских соборов РПЦ. Закон у нас должен быть один для всех, и РПЦ - не исключение. Более того, Церковь в плане соблюдения законности должна быть примером для всех - как морально-нравственный ориентир для миллионов россиян.

Что касается возможности для Смольного втихую передать Исаакий Церкви в течение лета. Да, какие-то действия они наверняка предпримут, но передать собор не смогут. Это просто невозможно сделать одномоментно. Можно торжественно вручить Патриарху Кириллу ключи от собора. Можно вручить ему пасхальный кулич в виде Исаакия. Можно повязать ему синюю ленту как новому почетному гражданину Петербурга. Но вот собор передать РПЦ в одночасье нельзя - этот шаг все равно придется согласовывать и с Кремлем, и с жителями Петербурга.

Дмитрий Солонников, политолог, директор Института современного государственного развития:

Думаю, что сегодня личность нового директора Исаакиевского собора не так уж принципиальна. Понятно, что смена директора собора - результат острейшего противостояния вокруг него. Но проблема со статусом собора уже вышла на самый высокий государственный уровень, и уличные противостояния в Петербурге или судебные баталии по этому поводу, по сути, ничего не решают.

Реально судьба Исаакия решается на уровне Кремля, и главный вопрос для Патриархии и Администрации президента - разобраться, кто запустил данный процесс, кто является его инициатором, и главное - как снизить или вовсе ликвидировать очевидный негативный резонанс вокруг передачи собора РПЦ.

И назначение нового директора Исаакия, даже если это умная и красивая женщина, как госпожа Вовненко, данный конфликт уже не погасит. Будущий статус собора все равно определят президент и, возможно, Патриарх, и этот процесс будут максимально затягивать, больше его не педалируя - для того чтобы снизить общественный резонанс вокруг этого. Думаю, процесс затянут как минимум до 2018-го (именно этот срок указан в распоряжении Смольного) или вовсе постараются его «замять» и забыть. А все виновные в дальнейшем педалировании вопроса на федеральном уровне будут методично наказываться. После того как вопрос с Исаакием решится на уровне Кремля, и все нижестоящие ступеньки «вертикали власти», и музейное сообщество должны будут реагировать на сигналы «сверху».