Кулибин иван петрович. Часовщик императрицы. История нереализованных проектов Ивана Кулибина. Самобеглая коляска и другие истории

Одним из союзников Третьего Рейха на восточном фронте были словацкие войска. Мы решили исследовать историю их участия в боевых действиях против Красной Армии и переход тысячи словацких бойцов на сторону белорусских партизан. Словацкая армия в войне против Советского Союза «Независимость» В марте 1939 г. Гитлер вызвал в Берлин лидеров Словацкой народной партии и пригрозил им, что если они не выведут Словакию из состава Чехо-словакии, он прикажет венграм захватить их страну. И словаки присоединились к «Оси». Президент монсеньер Йозеф Тисо создал однопартийное государство. Словакии было позволено создать собственную армию, получившую чехословацкое вооружение.

В марте 1939 г. премьер-министром Войтехом Тукой и министром иностранных дел Германии Риббентропом был подписан «Договор об охранных отношениях между Германией и Словацким государством». Войтех Тука В соответствии с этим документом Рейх брал на себя «защиту» политической независимости Словацкого государства и интеграции его территории. 21 июля 1939 г. в Словакии была принята новая конституция, в соответствии с которой Глинковская партия, которая с 1938 г. стала именоваться Партией словацкого национального единства, получила право быть правящей «государственной партией».

Другие партии были распущены. Тисо осматривает словацкие войска Важным моментом в истории фашистской Словакии стали т.н. Зальцбургские переговоры Туки и Гитлера в июле 1940 г. и присоединение Словакии к антикоминтерновскому пакту в ноябре 1940 г. Война против Польши Словакия стала единственным союзником Третьего Рейха, атаковавшей Вторую Речь Посполитую в сентябре 1939 г. Словацкие части атаковали южную часть Польши, продвигаясь в направлении Дебицы и Тарнува. Воздушное прикрытие операции осуществлял словацкий авиаполк. 1-я словацкая дивизия под командованием генерала Антона Пуланича прикрывала фланг 2-й немецкой горнострелковой дивизии и заняла город Закопане. 11 сентября 1939 г. 3-я словацкая дивизия перешла словацко-польскую границу и без сопротивления заняла часть польской территории.

На этом польско-словацкая война закончилась. Война против СССР 22 июня 1941 г. Тисо издал приказ о мобилизации армии. На следующий день Словакия объявила войну Советскому Союзу, а 24 июня 1941 г. словацкие войска перешли советскую границу в районе реки Сан. Первой словацкой армейской частью отправленной на Восточный фронт была мобильно-подвижная группа, которая двинулась в сторону Войткова и Кростенко. Словацкие солдаты осматривают подбитый советский танк Т-28, Западная Украина 27 июня словаки получили приказ уничтожить советские доты в районе Санок-Залуж-Леско и успешно справились с этой задачей. Всего тогда было уничтожено 9 дотов и 4 заблокировано.
Гарнизоны заблокированных дотов были взяты в плен. Йозеф Тисо 1 июля моторизованная группа словацких войск заняла Дрогобыч, а через день словаки были уже в Стрые. К 8 июля словацкие части концентрировались в районе Самбора. Словацкий пехотинец образца 1941 г. К 22 июля словацкие части вошли в Винницу, но под Липовцами, в следствии контратаки советских войск, словаки понесли значительные потери и были отброшены. Города Западной Украины напоминали словацким солдатам о временах, когда и Словакия и Западная Украина находились в составе Австро-Венгерской империи. Типичным австрийским городом, не смотря на «польское» межвоенное двадцатилетие был и Львов. Германский офицер благодарит словацких солдат за службу Вот как этот город описывал словацкий военный корреспондент Кароль Мургаш: «Львов был типичным европейским городом. За ним, дальше на восток, начиналась пустота. Львов был, по сути, границей между Европой и Азией».
Во Львове словакам пришлось увидеть ужасы преступлений НКВД, когда не имея возможности эвакуировать заключенных советские репрессивные органы зверски расправлялись с ними. Кровавые картины расстрелов в тюрьмах НКВД были «как бальзам на душу» для геббельсосвской пропаганды. Многие словацкие солдаты вспоминали, как германские офицеры-пропагандисты бегали с фотоаппаратами и документировали «сталинские преступления». В западно-украинских деревнях украинцы и поляки в основном дружелюбно встречали словацкие части. События в некотором смысле напоминали 17 сентября 1939 года, т.к. в деревнях появлялись самодельные триумфальные арки и приветственные лозунги. А ведь не прошло и двух лет с момента «освободительного похода Красной Армии в Западную Украину». И вот такие метаморфозы. В дневнике командующего 1-й словацкой дивизией в эти дни была сделана следующая запись: «С утра наши части продвигаются в район Добромила. По дороге местные жители очень тепло нас встречали, угощали клубникой, забрасывали машины цветами. Украинский народ очень гостеприимный.
Например, увидев нашего солдата, украинцы тут же зовут его на «молоко» или на «яичницу». А вот еще один отчет от 5 июля 1941 г.: «Идем к Старой Соли. Во всех деревнях построены триумфальные арки, которые украшены украинскими, немецкими и словацкими флагами. В Терли из далека виден большой словацкий флаг, под которой укреплена табличка с надписью: «Да здравствует словацкая армия». Красноармейцы сдаются в плен словакам В своём дневнике один из словацких офицеров 8 июля записал: «Дети кидают нам под ноги цветы. Старики подходят к нам и жмут руки, высказывая, таким образом, благодарность за освобождение от советского ада. 20 июля. На площади много людей. Украинские девушки в национальной одежде подбегают к нашим солдатам и дарят им цветы». Из дневников словацких солдат и офицеров мы также узнаем, что многие из них были шокированы тем, что большевики сделали с костелами и церквями.
К примеру, в местечке Хиров монастырь был превращен в казармы, а в костеле был организован кинотеатр. Иконы, другое убранство было просто выброшено на улицу. А им на смену были повешены портреты советских вождей и агитационные плакаты. В Ильинцах костел советы превратили в склад. Словацкий подвижной отряд С началом немецкой агрессии на Советский Союз, на территории Западной Украины усилились разногласия между украинцами и поляками. Первые, сделали ставку на создание независимого государства, а вторые оказались в роли жертв. Доходило и до курьезов. Дело в том, что словаки часто пели национальный гимн «Hej, Słowacy» который очень похож на польский национальный гимн. При виде военнослужащих, поющих настолько похожий гимн, многие польские женщины, по воспоминаниям очевидцев начинали плакать. Не сдерживались даже мужчины. В свою очередь, националистически настроенные украинцы, из-за «гимнов» подозревали словаков в симпатиях к полякам. Словаки ведут пленных красноармейцев Впрочем, не стоит думать, что путь словаков на восточном фронте был сплошь усеян цветами. В августе 1941 г. на основе мобильно-подвижной бригады была сформирована 1-я моторизованная дивизия. В ее состав входили два пехотных полка, артиллерийский полк, батальон разведки и танковая рота. Всего около 10 тыс. человек.
Оставшиеся части вошли в состав 2-й охранной дивизии (около 6 тыс. человек), в задачу которой входила борьба с окруженными частями Красной Армии и партизанами. В середине сентября 1941 г. 1-я моторизованная дивизия приняла участие в штурме Киева. Затем, словаки участвовали в боевых действиях в районе Кременчуга. С октября 1941 г. дивизия воевала в составе 1-й немецкой танковой армии Кляйста в районе Днепра. Зимой 1941/1942 г. словацкая «мобильная дивизия воевала в районе Миуса. Один из немецких офицеров, характеризуя словаков в своем донесении, писал: «Это храбрые и выносливые солдаты с очень хорошей дисциплиной». Позднее дивизия приняла участие в захвате Ростова, где сражалась бок о бок с дивизией СС «Викинг». В 1942 г. Братислава предложила немцам направить на фронт 3-ю словацкую дивизию, но Берлин отказался. Словаки переправляются через реку Сан В боях под Краснодаром словацкая «быстрая дивизия» была окружена. Лишь не большой части личного состава удалось вырваться из кольца. При этом вся материальная часть стала трофеем советской армии.

После переформирования остатки моторизованной дивизии были переименованы в 1-ю пехотную дивизию, которую отправили на охрану черноморского побережья. Советские партизаны и перешедшие на советскую сторону словаки Весной 1943 г. 2-ю охранную дивизию перебросили в Беларусь, в район Минска, для борьбы с советскими партизанами. Кроме этого словаки несли службу по охране железнодорожных путей в районе Мозыря и Калинковичей. Зимой 1943 года из-за участившихся случаев дезертирства (в декабре 1943 г. к партизанам ушло 1250 солдат охранной дивизии), словаков расформировали и отправили в Италию в качестве строительной части. Словацкое восстание 1944 г. Когда в 1944 году фронт подошёл к Словакии, в стране была сформирована Восточно-словацкая армия: 1-я и 2-я пехотные дивизии под командованием генерала Густава Малара. Кроме того, в Центральной Словакии формировали 3-ю дивизию. Армия должна была прикрывать немецкую армию в районе Западных Карпат и остановить наступление советских войск. Однако словаки уже не желали воевать на стороне Третьего Рейха. В словацких частях начались волнения. Униформа военнослужащего словацкой армии во время восстания Большую роль в организации восстания сыграли десантированные в Словакии советские партизанские группы.
Так, до конца войны в Словакию было направлено 53 организационные группы численностью более 1 тыс. человек. К середине 1944 года в словацких горах было сформировано два крупных партизанских отряда — «Чапаев» и «Пугачёв». В ночь на 25 июля 1944 года в Канторской долине недалеко от Ружомберка была сброшена группа под командованием советского офицера Петра Величко. Она стала основой для 1-й Словацкой партизанской бригады. Словацкая армия в начале августа 1944 года получила приказ провести антипартизанскую операцию в горах, но партизаны были заранее предупреждены. К тому же словацкие солдаты не хотели воевать против соотечественников. 12 августа Тисо ввел в стране военное положение.

Политика оккупантов в протекторате: Формально в протекторате Богемия и Моравия сохранялось чешское правит-во, но на практике-главный имперский рейхспртектор. Вместо существовавших ранее двух партий- Национальног единства и Национальной партии труда была создана одна-Национальной солидарности. В СМИ пропаганда бессмысленности сопротивления. Оккупанты перевели эк-ку на военные рельсы, на нужды Герм работала вся промышл-ть. Герм подчинила себе финанс ситему, на с\х наложены обязательные поставки продовольствия и сырья. Закон об ариизации-конфискация имущества евреев и отправка их в концлагеря. С окт 1941 началась отправка чехов в концлагеря (известный лагерь Терезин).

Движение Сопротивления: Усилия оккупантов натолкнулись на противодействие патриотически настроенной молодежи, интеллигенции, деят-лей к-ры, они поддерживали оптимизм, полемизировали с пропагандой. Полит хар-р приняла манифестация в день нац независимости 28 окт 1939г. В ходе нее был ранен студент-медик Ян Оплетал. Он вскоре скончался и его похороны превратились в новую манифестацию. Последовали репрессии и 17 нояб. Были закрыты все высшие учебные заведения. Эта дата после войны отмечается как Междун день солидарности студентов. К лету 1939 оформились первые подпольные группы Сопротивления. Напр, «Политич центр»-туда входили от всех партий, кромк коммунистов-орг-ция не оч массовая,но влиятельная-есть связи с лондонским центром эмиграции Бенеша(с 1940). «Защита Нации»-орг-ция бывших военных. «Петиционный комитет-верными останемся!»-творч интеллиг-ция соц-дем ориентации. Весна 1940-возник координационный центр движения Сопротивления. Но организационную самостоятельность сохраняло коммунистиеское подполье. Помимо Лондонского центра эмиграции возник коммунистич центр в Москве во главе с Готвальдом. Лондонское эмиграц правит-во вошло в антигитлеровскую коалицию. 18 июля 1941 Бенеш заключил чехословацко-советское соглашение о взаимопомощи и борьбе с Герм. Значение в том, что советская сторона признала Чехословацкий комитет в Лондоне правит-вом суверенной Чехословакии и партнером по антигитл коалиции. Ответом на активизацию подполья стал нацистский террор. В сент пост пртектора занял Гейдрих, при нем –ч\п, активная борьба с подпольем. Лондоский центр 27 мая 1942 организовал удачное покушения на Гейдриха. После этого еще больше террор, аресты, ликвидация всех сформировавшихся центров, уничтожен второй по счету с начала оккупации ЦК КПЧ, но вскоре коммунисты создали третий, но связь с Москвой восстановили только в 1943. С 1942 в СССР началось формирование чехословацких военных частей, они принимали участие в боях за Киев и пр, потом превратились в армейский корпус. С ростом авторитета СССР Бенеш признал равноправным партнером московский центр движения Сопротивления. 12 дек 1943 в Москве Бенешем и Сталиным был подписан договор о дружбе и послевоенном сотрудничестве. Переговоры рук-лей центров: КПЧ требовала усиления вооруж методов борьбы, нац?- бенеш отказывался признавать словаков самобытной нацией. КПЧ сумели настоять на дополнении довоенной системы власти навыми органами-национальными комитетами. Наметили программу обновления страны на народно-демокр основе. КПЧ отказалось от предложения вступить в эмигрантское правит-во Бенеша, тч так и осталось 2 центра, хотя наметилась линия на создание единого антифашистского фронта.


Словакия: В Словакии после провозглашения независ гос-ва сформировался режим Тисо. В рук-ве страной были сторонники фашизации об-ва. По Конституции 1939г гос-во называлось Словацкая республика, создали армию, полицию, госаппарат.-все это сначала в эйфории от независимости. Словакия-единственное вновь созданное гос-во Европы-это Гитлеру для пропагандистских целей. Словакия добилась ограниченного междун признания, в тч и со стороны СССР в 1939-41. По мере фашизации, усиливалась либеральная и левая оппозиция режиму. За 1939-1943 были уничтожены 4 ЦК Компартии Словакии, пятому удалось установить связь с московским рук-вом КПЧ. Коммунисты стали выступать за свободную Словакию в составе освобожденной Чехословакии. Курс на подг нац-дем революции. По мере нарастания кризиса режима Тисо усиливались антифашистские настроения в словацкой армии. К концу 1943 образован Словацкий национальный совет (СНС) как единый центр сопротивления. Это стало результатом переговоров антифашистских сил и заключения ими 25 дек 1943г т.н. Рождественского соглашения. СНС выступал за обновление республики на новых принципах, за равноправие чехов и словаков. Вне рамок СНС действовала ориентированная на Бенеша группировка Шробара. Весна 1944-соглашение СНС с военными, признавшими условия рожденственского соглашения. Серьезная сила-военные-антифашисты. К лету 1944 возросла активность партизан, режим с ними не справлялся. 29 авг немецк войска перешли словацкую границу, что послужило сигналом к вооруж восстанию. Центром стала Банска Бистрица. Заработала повстанческая радиостанция, на террит Зволен-Банска Бистрица-Брезно было заявлено о свержении правящего режима Тисо и провозглашена народно-демократич республика. Восстание-начало нац-дем рев-ии в Чехословакии. Создано новое словацкое правит-во-Корпус уполномоченных. Правит-во в Лондоне признало СНС верховным органом власти в Словакии. Помощь с советской стороны. Создали Генштаб партизанского движения. 8 сент 1944 в поддержку Красная армия начала Карпато-Дукельскую операцию, но она затянулась, не удалось задействовать военных из Вост Словакии, нет четкой координации действий. 27 окт 1944 пал центр восстания Банска Бистрица. Все расформировано, часть бежала в горы. Подавление-нацистский террор. Восстание занимает значит место в антифаш борьбе. Вместе с Красной Армией чехи и словаки бились на сев-вост Словакии, 4 апр 1944 освобождена Братислава, а к концу апреля почти вся Словакия.

Формирование Национального фронта чехов и словаков и освобождение страны: В марте 1945 переговоры представителей лондонской эмиграции, моск центра (КПЧ)и СНС о составе чехословацкого правит-ва и программе действий. Основа-платформа КПЧ. Принимали участие 6 партий-эти силы вскоре создали Национальный фронт чехов и словаков. Бенеш смирился с результатами. Кошицкая программа (обнародована в г Кошице) . Переехавшее туда правит-во с формирована на паритетных началах- по 4 чела от каждой партии. Премьер-соц-дем Фирлингер. Программа признала самобытность словацкой нации и ее равноправие с чехами. Чехословакия провозглашалась гос-вом двух равноправных народов. В едином Национальном фронте разные силы. Окончанию войны предшествовало усиление движения сопротивления в чешских землях. 5мая восстание в Праге. Нац комитет взял рук-во, появились баррикады, на помощь восставшим советские части. Повстанцам тяжело-силы неравны, помощь задерживается 8 мая повстанцы подписали соглашение о перемирии, по которому немцы получали право беспрепятственно отступать, сдав все тяжелое вооружение. Но они не выполняли все жгли и убивали население. 9 мая пришла советская помощь-очень кстати, не успели разгромит Прагу.

29) Польша в годы 2 мв. 1 сент. 1939 г. Германия напала на Польшу…3 сент. Англ. и Франц. объявили войну Гер. У Гер. Огромный перевес в живой силе и технике. Германия ударила с Померании, Вост. Пруссии, Силезии, Чехии и Словакии. На 3 день войны – поляки разбиты. 8-27 сент. – осада Варшавы. К сер. сент. очевидно что Польша проиграла. На Западе “Странная война”. 17 сент. – вторжение СССР в Польшу под предлогом защиты населения Зап. Украины и Зап. Белоруссии. В ночь с 17 на 18 сент. гражданское и военное руководство страны покинуло Польшу. Потери Польши – 65 тыс. чел, убитыми, 240 тыс. в плену. 28 сент. в Москве подписан Советско-Гер. договор о дружбе и границы => территор. раздел Польши => Литва в сфере интересов Москвы. Гитлер расчленил Польшу à Зап., часть центр. и сев. районов включены в состав Гер. (10 млн. чел) => там сразу террор по отношению к Полякам.… Остальная Польша – Генерал - Губернаторство с центром в Кракове => террор по отношению к цыганам и евреям. Тяжело было и Зап. Украине и Зап. Белоруссии отданным Советам à там классовый подход (депортация - расстрел буржуазии, интеллигенции, зажиточного крестьянства). Всего депортировано около 400 тыс. поляков. В 1940 году расстреляно 21 857 польских офицеров. Всего в ходе 2 МВ. Польша потеряла ок. 6 млн. чел. Польское сопротивление: 30 сент. в Париже создано польское правит. в миграции. В 1940 году перебралось в Англию. Премьер министр и командующий войсками ген. В.Сикорский. Сформир. Польская армия – 84 тыс. бойцов. Уже в 1939 году на оккупир. тер. создается Союз Вооруженной борьбы (с 1942 – Армия Крайова) => сопротивление немцам… Конец дек. 1941 года – сброшены в оккупир. зону польские коммунисты => 5 янв. 1942 года образована Польская Рабочая Партия (ППР). Еще один очаг сопротивления фашистам à создание Гвардии Людовой, с весны 1944 – Армия Людовой.

Установление двоевластия: В ходе операции “Багратион” Красная Армия вышла на госграницу 1941 года. 21 июля Сов. Армия вступила не тер. Польши. В тот же день в Москве создан Польский Комитет Национального Освобождения (ПКНО)-> правительство левых сил. ПКНО объявил правит. в Англии самозваным и повинным в войне… С 1943 года глава Польского правительства в Англии – С.Миколайчик. 1 августа 1944 года – восстание в Варшаве…но помощи от Советов не последовало à немцы потопили восстание в крови… Январь 1945 года – наступление Красной Армии в Польше => освобождена все территория Польши. Советы потеряли 600 тыс. убитыми.

Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение – все спорилось в умелых руках русского самоучки

«Кулибин» – так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства, а его имя давно стало нарицательным. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, большинство из которых, однако, так и не были оценены при его жизни.

Иван Петрович Кулибин родился 21 апреля (10 апреля по старому стилю) 1735 года в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его отец был старообрядцем и воспитывал сына в строгости, с ранних лет приучая к труду. Иван освоил грамоту и счет у дьячка, а затем встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако больше всего юношу увлекало чтение книг и создание разных игрушек – «флюгеров, толчей, меленок». Убедившись в исключительных способностях сына, Кулибин-старший позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

После смерти отца 23-летний Иван Кулибин открывает в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. А когда он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» губернатору Аршеневскому, пошла народная молва о необыкновенном умельце. Нижегородская знать, дворяне, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.

Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение – все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы – забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки – финансировались с превеликой радостью.

Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было тогда оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.

Итак, что же изобрел Иван Петрович Кулибин?

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд – тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь – так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал – якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование – водоходы так и не получили распространения. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны – суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века – подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х стареющая и располневшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х и до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста – при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию. К 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы – за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он только совершенствовал. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля – за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель – самоучка Леонтий Шамшуренков (известный, в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Протез ноги

На рубеже XVIII–XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» – весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын – на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

Фонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту – в качестве фонарей на экипажах – применялись лишь его уменьшенные версии. В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение – прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты – это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права – каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Выдающийся изобретатель-самоучка Иван Кулибин, в советское время пропагандировавшийся как гений из народа, родился ровно 280 лет назад - 21 апреля 1735 года.

Авторству русского механика, который до самой смерти был одержим идеей создания вечного двигателя, принадлежат сразу несколько оригинальных машин, приборов и аппаратов, которые опередили своё время и так и не получили широкого применения.

Кулибин появился на свет в селе Подновье Нижегородского уезда в семье купца-старообрядца. Это отложило отпечаток на его образ жизни. Он придерживался старообрядческих традиций, не курил, не пил и не увлекался азартными играми.

Кулибина с детства обучали торговать мукой, чем юноша и занимался какое-то время, но, прежде всего, он был увлечен механикой. Её Иван изучал, в том числе, и по книгам Михаила Ломоносова, которые ему доставал отец.

Счастливые часы

С 17 лет в семейном доме появляются деревянные круги для отливки колес, медные часы с кукушкой и токарный станок.

Друг отца Кулибина - купец Костромин - обратил внимание на талант юноши. Он предложил молодому инженеру изготовить необыкновенный подарок для самой императрицы Екатерины II - сделать диковинные часы. Финансирование работ Костромин взял на себя. Удивительно, но попутно с изготовлением подарка для царицы Кулибин умудрился создать микроскоп.

Диковинные часы изобретатель изготовил в 1767 году. Они имели форму яйца. Каждый час на них открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел откатывал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы, куранты играли три раза «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Часовой механизм включал более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей. В данный момент эти часы хранятся в Эрмитаже.

Диковинные часы изобретатель изготовил в 1767 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок инженера приятно удивил царицу, которая приняла решение пригласить его в Петербург в 1969 году на должность заведующего механической мастерской Петербургской Академии наук.

В Северную столицу Кулибин перебрался вместе с супругой, на которой он женился в Нижнем Новгороде в возрасте 24 лет. От этого брака у инженера было четыре дочери и один сын.

Из Нижнего Новгорода в Петербург вместе с инженером также переехали микроскоп, телескопы и станок для шлифовки и полировки линз. Все это, если верить документам, инженер передал в Кунсткамеру. Увы, до наших дней эти устройства не дошли.

Развалившийся мост

В Петербурге Кулибин взялся реализовывать задачу по созданию надежной переправы через Неву. В тот момент горожане пользовались лишь наплывным мостом, который разбирали по весне и осени.

Инженер хотел сделать деревянную переправу с пролетом 298 метров. Одноарочное сооружение должно было упираться концами в берега Невы. На решение этой задачи изобретатель потратил больше десяти лет, за которые создал несколько проектов моста. В октябре 1776 года построили модель оптимального варианта переправы в масштабе 1:10 и поставили её во дворе Академии Наук. Мост Кулибина получил высокую оценку известнейшего математика Леонадра Эйлера, а императрица Екатерина II наградила Кулибина орденом святого Андрея Первозванного.

К сожалению, дальше дело не пошло. Мост инженера-самоучки так и не был переброшен через Неву. Модель же конструкции 17 лет простояла во дворе Академии Наук. Далее её перенесли в сад Таврического дворца и поставили над каналом. Через 40 лет конструкция разрушилась.

Проект моста через Неву Ивана Кулибина, 1776 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Проект водохода

Одним из самых интересных изобретений Кулибина является водоход. Его механик представил в 1782 году. К тому моменту инженер овдовел. В возрасте 50 лет он женился во второй раз. От этой супруги у Кулибина родились три сына и одна дочь.

Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком. Фото: Commons.wikimedia.org

Инженер решил сконструировать водоход, насмотревшись на тяжелый труд бурлаков. Судно должно было приводиться в движение речным течением. Идея конструкции заключалась в том, что водоход сам «подтягивал» себя вверх по течению, не требуя человеческих усилий. Расположенные на его бортах колеса крутились и передавали вращение нескольким осям, от которых движение передавалось барабану, наматывающему канат. Другой конец каната был привязан к якорю, брошенному выше по течению.

Испытания этого изобретения, признанного в итоге полезным, состоялись спустя 22 года, когда Кулибин уже вернулся в Нижний Новгород. Увы, конструкция имела ряд недостатков. Дело в том, что водоход двигался со скоростью лишь в одну версту в час, а строительство такого аппарата требовало серьезных финансовых затрат. В итоге проект в работу так и не внедрили.

Медленная повозка

Идея создания повозки, представляющей собой что-то среднее между современным велосипедом и автомобилем, пришла в голову Кулибина в 1784 году. Механик создавал самокатку, которую должен был запускать слуга, крутивший педали.

Впервые инженер лично проехался по Петербургу на своей «машине» в 1791 году. Повозка была трехколесной. Спереди рамы находилось сидение для двух человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные педали, и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение.

Кулибина опять подвела маленькая скорость, которую развивало его изобретение. Скорость самоходки, и без того небольшая, падала в два раза на подъемах, а слуге приходилось тратить куда больше усилий, давя на педали. Широкое использование повозка так и не получила.

Впервые инженер лично проехался по Петербургу на своей «машине» в 1791 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Куда больше при дворе были впечатлены бездымными фейерверками Кулибина. Им инженер отдал много времени, составляя оригинальную рецептуру огней, основанную на изучении влияния разнообразных веществ на их цвет. Также разрабатывались технические приемы, при которых использовались разные виды ракет. Авторству Кулибина даже принадлежит трактат «О фейерверках». Пиротехникой механик частенько развлекал императрицу и дворцовый люд.

Без финансирования

Чтобы угодить царице, Кулибин даже изобрел лифт. В 1793 году, когда Екатерине II было 64 года, ей уже сложно было преодолевать многочисленные лестницы в Зимнем дворце. Тогда Кулибин сконструировал для императрицы кресло-подъемник, своеобразный прообраз лифта. Его механизм состоял из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась в него, два стоявших за ним человека опускали и поднимали платформу с помощью винтового механизма на паровом приводе.

После смерти императрицы кресло-подъемник не использовали, а спустя время «шахту» и вовсе заложили кирпичом. Реставраторы Эрмитажа обнаружили фрагменты устройства лишь в начале XXI века.

В 1801 году изобретатель, которому нужно было продлять финансирование, составил «Реестр-перечень изобретений Кулибина». Его он преподнес императору Александру I, но механику отказали в материальной помощи. В связи с этим Кулибин, вынужденный жить на пенсию, вернулся в Нижний Новгород. Здесь изобретатель принялся конструировать вечный двигатель, на что было потрачено значительное количество средств. В возрасте 70 лет во второй раз овдовевший Кулибин женился в третий раз и обзавелся ещё тремя дочерьми, за всю свою жизнь оставив после себя, помимо новаторских творений, 12 детей.

Инженер ушел из жизни в 1818 году в возрасте 83 лет и был похоронен в Нижнем Новгороде.

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде. Установлен рядом с его могилой. Скульптор П. И. Гусев. Фото:

В апреле 2017 года исполнилось 282 года со дня рождения выдающегося «Архимеда наших дней», как называл Кулибина Гавриил Державин — известный поэт и государственный деятель 18 века.

Ребята, мы хотим познакомить вас с выдающимся русским механиком-самоучкой, учёным, изобретателем и инженером — Иваном Петровичем Кулибиным. Он стал известным благодаря своим изобретениям и самоотверженному труду в области науки и техники.

Иван Петрович не имел специального технического образования. Тем не менее, на его счету около 40 крупных изобретений в области механики, оптики, гидродинамики, физики, часовых механизмов, мостостроения и даже автомобилестроения. Кулибин намного опередил своё время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его образование было более чем скромным — он выучился грамоте и счёту у местного дьячка*. К учёбе у мальчика проявились недюжинные способности — он быстро осваивал преподаваемый материал. Далее Иван самостоятельно стал постигать науки, к которым звало его сердце.

*Дьяк должностное лицо в государственных учреждениях.

Ещё в детстве маленький Ваня интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?» — в поисках ответа он разбирал и снова собирал всё, что попадало к нему в руки. Много времени он уделял изучению разных часовых механизмов. Очень уж любил Иван часы! Отец надеялся, что сын продолжит его дело и станет торговать в лавке, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его способности проявились очень рано.

Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. Например, в саду отцовского дома был пруд, который высыхал летом. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Соседи не могли нахвалиться талантливым юношей, который в считанные минуты мог починить не только часы, но и заводские машины типа токарных станков!

Слава изобретателя-самоучки вышла за пределы Нижнего Новгорода и разнеслась по всей России. Но настоящая известность к Ивану Кулибину приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит императрице Екатерине II уникальные часы-яйцо, над которыми он работал более двух лет. Часы размером с гусиное яйцо состояли из 427 деталей, рассмотреть которые можно только под лупой. Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

Кроме того, в часах был заключён крохотный миниатюрный театр. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У «гроба Господня» стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись «жёны-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялся стих «Христос воскрес». Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог.

Фигурки ангелов, воинов и жён-мироносиц были отлиты из золота и серебра. При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра в любой момент. В полдень же часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. В настоящее время эти уникальные часы можно увидеть в Эрмитаже.

Восхищённая императрица тут же назначила Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербургской академии наук. Иван Петрович Кулибин переехал с семьёй в Петербург и проработал в Академии тридцать лет, принеся огромную пользу своей Родине и народу. Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные изобретения Ивана Кулибина.

Имея большую известность, Иван Петрович был очень скромным человеком. Никого не поучал и не наставлял. Он никогда не курил табак, не играл в карты и не пил спиртное. Писал стихи. Иван Петрович был абсолютно равнодушен не только к славе, но и деньгам: свои изобретения он раздаривал людям. Все зарабатываемые деньги тратил на изготовление изобретений, покупку необходимых деталей, инструментов.

Его семья жила очень скромно. Иван Петрович отдавал всё своё время и талант на благо народа. Сегодня оригинальных изобретателей-самоучек называют Кулибиными.

Подготовила Инна Баканова

Иван Петрович Кулибин

Самые известные изобретения Ивана Кулибина

Карманные планетные часы с семью стрелками

Они показывают часы, минуты, секунды, дни недели, месяцы, фазы Луны и часы восхода и захода Солнца в Москве и Петербурге, а также время рассвета. Эти часы не сохранились, их можно представить только по чертежам и рисункам самого изобретателя.

Водоход

Зная о тяжёлом труде простых людей, которые с помощью своей физической силы подтягивали судно к берегу, Кулибин решил изобрести такое речное судно, которое могло передвигаться против течения без применения силы людей и животных. В 1782 году Кулибин изобрёл такое судно. Несмотря на успешные испытания, использовать водоходы почему-то не стали.

Оптический телеграф

Понимая значение быстрой связи для такой большой страны, как Россия, Кулибин в 1794 году разработал проект семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось».

Фонарь-прожектор

В 1779 году Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававшим мощный свет от простой свечи. Свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Отражавшийся свет свечи мог с лёгкостью направляться в нужное место при поворачивании корпуса прожектора. Изобретённый прожектор позволял видеть в темноте человека на расстоянии более 500 шагов. В дневное время и в ясную погоду свет прожектора Кулибина был различим на расстоянии 10 км. Изобретатель хотел использовать фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц, но во времена Кулибина фонарь не нашёл применения. Только через столетие на его основе были изобретены прожекторы и прожекторные светофоры. Фонарь Кулибина находится в Музее речного флота (Нижний Новгород).

«Механическая нога»

В 1791 году изобретатель разработал конструкцию «механической ноги» для одного офицера, который потерял ногу в сражении под Очаковым. Кулибинский протез практически заменял утраченную ногу. Протез состоял из отдельных блоков, соединявшихся шарнирами, шинами и колёсиками, давал возможность производить сгибание в коленном шарнире и имитировал ногу человека. Позже Кулибин придумал протез и для замены ноги, ампутированной выше колена. Механизм движения позволял воспроизводить движения бедра и голени, близкие к естественным.

Подъёмное кресло

В 1793 году Кулибин создал кресло-подъёмник, прообраз современного лифта. Подъёмный механизм кресла действовал при помощи одного или двух человек, которые поднимали кабину специальными гайками, двигающимися по двум вертикально установленным ходовым винтам. Такое кресло было смонтировано в Зимнем дворце, где использовалось три года. После смерти императрицы Екатерины II о лифте забыли, а подъёмное устройство заложили кирпичом. Только в начале XXI века во время реставрации были обнаружены фрагменты подъёмного устройства.

Арочный деревянный мост

Кулибин разработал в 1776 году проект арочного деревянного однопролётного моста через Неву. Комиссия Академии наук признала, что расчёты Кулибина верны и мост строить можно. Однако решение о постройке моста принято не было. Вероятно, одним из главных аргументов против этого были опасения, что такое сооружение быстро потеряет стойкость при гниении деревянных элементов. В области деревянного мостостроения конструкция Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым достижением.

Трёхколёсный экипаж-самокатка

Трёхколёсный механизм мог развивать скорость до 16,2 км/ч и содержал основу ходовой части автомобиля: коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Коляска была рассчитана на одного-двух пассажиров и приводилась в движение педалями, на которых стоял человек, попеременно нажимая на них ногами. По чертежам Кулибина была воссоздана действующая модель самокатки. Сейчас она выставлена в Политехническом музее.*

* Политехнический музей один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади. Хранит свыше 190 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний.