Как делили мир после второй мировой войны. Формирование польского правительства. Положение на Балканах

Незадолго до завершения Второй мировой войны состоялась вторая по счету встреча глав государств антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина (СССР), У. Черчилля (Великобритании) и Ф. Рузвельта (США). Проходила она в период с 4 по 1945 года и по месту своего проведения получила название Ялтинской конференции. Это было последнее международное совещание, на котором встретились представители «большой тройки» в преддверии наступления ядерной эпохи.

Послевоенный раздел Европы

Если в ходе предшествующей встречи высоких сторон, состоявшейся в 1943 году в Тегеране, обсуждались главным образом вопросы, связанные с достижением совместной победы над фашизмом, то суть Ялтинской конференции заключалась в послевоенном разделе сфер мирового влияния между странами-победительницами. Поскольку к тому времени наступление советских войск уже развивалось на германской территории, и крах нацизма не вызывал сомнений, можно было смело говорить о том, что в Ливадийском (Белом) дворце Ялты, где собрались представители трех великих держав, определялась будущая картина мира.

Кроме того, вполне очевидным было и поражение Японии, поскольку почти вся акватория Тихого океана находилась под контролем американцев. Впервые в мировой истории сложилась обстановка, при которой в руках трех государств-победителей находилась судьба целой Европы. Понимая всю уникальность представившегося шанса, каждая из делегаций приложила максимум усилий к принятию наиболее выгодных для нее решений.

Основные пункты повестки дня

Весь спектр вопросов, рассматриваемых на Ялтинской конференции, сводился к двум основным проблемам. Во-первых, на обширных территориях, ранее находившихся под оккупацией Третьего Рейха, необходимо было установить официальные границы государств. Кроме того, на территории самой Германии требовалось четко определить сферы влияния союзников и разграничить их демаркационными линиями. Это разделение побежденного государства являлось неофициальным, но тем не менее должно было признаваться каждой из заинтересованных сторон.

Во-вторых, все участники Крымской (Ялтинской) конференции прекрасно сознавали, что временное объединение сил стран Запада и Советского Союза после завершения войны теряет смысл и неизбежно обернется политическим противостоянием. В связи с этим было крайне необходимо разработать меры, гарантирующие неизменность ранее установленных границ.

Обсуждая вопросы, касающиеся передела границ европейских государств, Сталин, Черчилль и Рузвельт проявили выдержку, и, согласившись на взаимные уступки, сумели достичь договоренности по всем пунктам. Благодаря этому, решения Ялтинской конференции существенно изменили политическую карту мира, внеся изменения в очертания большинства государств.

Решения, связанные с границами Польши

Однако общая договоренность была достигнута в результате напряженной работы, в ходе которой одним из наиболее сложных и дискуссионных оказался так называемый польский вопрос. Проблема заключалась в том, что до начала Второй мировой войны по своей территории Польша являлась крупнейшим государством Центральной Европы, однако в год Ялтинской конференция она представляла собой лишь незначительную территорию, сдвинутую к северо-западу от своих прежних границ.

Достаточно сказать, что до 1939 года, когда был подписан печально известный пакт Молотова-Риббентропа, включавший в себя раздел Польши между СССР и Германией, ее восточные рубежи находились вблизи Минска и Киева. Кроме того, полякам принадлежал отошедший к Литве Виленский регион, а западная граница проходила восточнее Одера. В пределы государства входила и значительная часть балтийского побережья. После поражения Германии договор о разделе Польши терял силу, и требовалось выработать новое решение, касающееся ее территориальных границ.

Противостояние идеологий

Кроме того, существовала еще одна проблема, остро стоявшая перед участниками Ялтинской конференции. Кратко ее можно определить следующим образом. Дело в том, что благодаря наступлению Красной армии, с февраля 1945 года власть на территории Польши принадлежала временному правительству, сформированному из просоветски настроенных членов Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Этот орган власти был признан только правительствами СССР и Чехословакии.

В то же время в Лондоне находилось польское правительство в изгнании, возглавляемое ярым антикоммунистом Томашем Арчишевским. Под его руководством было составлено обращение к вооруженным формированиям польского подполья с призывом всеми силами воспрепятствовать вступлению советских войск на территории страны и установлению ими коммунистического режима.

Формирование польского правительства

Таким образом, одним из вопросов Ялтинской конференции была выработка совместного решения, касающегося формирования польского правительства. Надо заметить, что особых разногласий по этому вопросу не возникло. Решили, что, поскольку Польша была освобождена от фашистов исключительно силами Красной армии, то вполне справедливым будет предоставить советскому руководству взять под свой контроль формирование на ее территории органов власти. В результате было создано «Временное правительство национального единства», в которое вошли лояльные к сталинскому режиму польские политические деятели.

Решения, принятые по «германскому вопросу»

Решения Ялтинской конференции коснулись и другого, не менее важного вопроса - оккупации Германии и разделу ее на территории, подконтрольные каждому из государств-победителей. К ним, по общему согласию, была причислена и Франция, также получившая свою оккупационную зону. Несмотря на то что данная проблема являлась одной из ключевых, договоренность по ней не вызвала бурных дискуссий. Принципиальные решения были приняты руководителями Советского Союза, США и Великобритании еще в сентябре 1944 года и зафиксированы при подписании совместного договора. В итоге на Ялтинской конференции главы государств лишь подтвердили свои прежние решения.

Вопреки ожиданиям, подписание протокола конференции послужило толчком последующих процессов, результатом которых стал раскол Германии, растянувшийся на долгие десятилетия. Первым из них было создание в сентябре 1949 года нового государства прозападной ориентации - Федеративной Республики Германии, Конституцию которой тремя месяцами ранее подписали представители США, Великобритании и Франции. В ответ на этот шаг ровно через месяц советская оккупационная зона была преобразована в Германскую Демократическую Республику, вся жизнь которой находилась под неусыпным контролем Москвы. Предпринимались также попытки отделения Восточной Пруссии.

Совместное заявление

В коммюнике, подписанном участниками встречи, говорилось, что решения, принятые на Ялтинской конференции, должны послужить гарантией того, что Германия никогда в будущем не сможет развязать войну. С этой целью должен быть уничтожен весь ее военно-промышленный комплекс, разоружены и распущены еще остававшиеся армейские части, а нацистская партия «стерта с лица земли». Лишь только после этого немецкий народ сможет вновь занять подобающее место в сообществе наций.

Положение на Балканах

Извечный «балканский вопрос» также был внесен в повестку дня Ялтинской конференции. Одним из его аспектов являлась обстановка в Югославии и Греции. Есть основания полагать, что еще на встрече, состоявшейся в октябре 1944 года, Сталин предоставил возможность Великобритании определять дальнейшую судьбу греков. Именно по этой причине столкновения, последовавшие в этой стране год спустя между сторонниками коммунистов и формированиями прозападной ориентации, завершились победой последних.

Однако в то же время Сталину удалось настоять на том, что в Югославии власть осталась в руках представителей Национально-освободительной армии, которую возглавлял Иосип Броз Тито, придерживавшийся в тот период марксистских взглядов. Ему было рекомендовано при формировании правительства включить в него возможно большее количество демократически настроенных политиков.

Заключительная декларация

Один из важнейших итоговых документов Ялтинской конференции получил название «Декларации об освобождении Европы». В нем определялись конкретные принципы политики, которую государства-победители намеревались проводить на территориях, отвоеванных у фашистов. В частности, предусматривалось восстановление суверенных прав проживающих на них народов.

Более того, участники конференции брали на себя обязанность совместно оказывать помощь населению этих стран в реализации их законных прав. В документе особо подчеркивалось, что порядок, установленный в послевоенной Европе, должен способствовать ликвидации последствий германской оккупации и обеспечивать создание широкого круга демократических учреждений.

К сожалению, идея совместных действий на благо освобожденных народов не получила реального осуществления. Причина состояла в том, что каждая держава-победительница имела юридическую власть лишь на территории, где были размещены ее войска, и проводила на ней свою идеологическую линию. В результате был дан толчок разделу Европы на два лагеря - социалистический и капиталистический.

Судьба Дальнего Востока и вопрос о репарациях

Участники Ялтинской конференции в ходе заседаний коснулись и такой важной темы, как размеры компенсации (репарации), которую, согласно международным законам, Германия обязана была выплатить странам-победительницам за причиненный им ущерб. Окончательную сумму на тот момент определить не удалось, но была достигнута договоренность о том, что 50 % от нее получит СССР, поскольку он понес в ходе войны самые большие потери.

По поводу событий, происходивших в тот период на Дальнем Востоке, было принято решение, согласно которому через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз был обязан вступить в войну с Японией. За это, согласно подписанному договору, ему передавались Курильские острова, а также Южный Сахалин, потерянный Россией в результате русско-японской войны. Кроме того, советская сторона получала в долгосрочную аренду Китайско-Восточную железную дорогу и Порт-Артур.

Подготовка к созданию ООН

Совещание глав государств «большой тройки» состоявшееся в феврале 1954 года, вошло в историю еще и потому, что на нем была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Толчком к этому послужила необходимость создания международной организации, в задачу которой входило бы предотвращение любых попыток насильственного изменения законных границ государств. Этим полномочным юридическим органом впоследствии стала идеология которой была выработана в ходе Ялтинской конференции.

Дата созыва следующей (Сан-Францисской) конференции, на которой делегациями 50 стран-учредителей был выработан и утвержден ее Устав, также была официально объявлена участниками ялтинской встречи. Этим знаменательным днем стало 25 апреля 1945 года. Созданная совместными усилиями представителей многих государств, ООН взяла на себя функции гаранта стабильности послевоенного мира. Благодаря своему авторитету и оперативным действиям, ей многократно удавалось найти эффективные решения самых сложных международных проблем.

— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне СССР, США и Великобритании, созванная в целях согласования планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников, выработки основных принципов общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Коммюнике конференции была сформулирована единая политика СССР, США и Великобритании в отношении послевоенного статута Германии. Было решено, что вооруженные силы трех держав после полного разгрома оккупируют Германию и займут определенные ее части (зоны).

Предусматривалось также создание союзнической администрации, осуществление контроля ситуации в стране через специально создаваемый орган, который возглавят главнокомандующие трех держав, с местом пребывания в Берлине. При этом предполагалось пригласить Францию в качестве четвертого члена этого контрольного органа, чтобы она взяла на себя одну из зон оккупации.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу. Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которая должна была работать в Москве.

Участники конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе", в которой союзные державы заявили о стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы.

Одним из наиболее сложных на конференции стал польский вопрос. Главами трех держав было достигнуто соглашение о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. В отношении польских границ было решено, что "восточная граница Польши должна идти вдоль "линии Керзона" с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши". Предусматривалось также, что Польша "должна получить существенные приращения территории на Севере и Западе".

По вопросу о Югославии конференция приняла ряд рекомендаций в отношении образования Временного объединенного правительства из представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского королевского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента на основе Антифашистского веча народного освобождения Югославии.

Крупнейшее значение имело решение Крымской конференции об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций (ООН) и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Обстановка на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий официально участниками Ялтинской конференции не обсуждалась, так как СССР был связан с Японией договором о нейтралитете. Соглашение было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и подписано 11 февраля.

В принятом на Крымской конференции Соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В обмен на участие советских войск в войне против Японии США и Великобритания предоставили Сталину существенные уступки. СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные еще в русско-японской войне 1904-1905 годов. Монголия получила статус независимого государства.

Советской стороне также были обещаны восстановление аренды Порт-Артура, как военно-морской базы СССР, и совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог.

На конференции были также подписаны двусторонние соглашения , определявшие порядок обращения с военнопленными и гражданскими лицами государств — участников соглашений в случае их освобождения войсками стран-союзниц, а также условия их репатриации.

Было достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав.

На Крымской конференции 1945 года были заложены основы послевоенного миропорядка просуществовавшего почти всю вторую половину XX века, а некоторые его элементы, такие как ООН, существуют и поныне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(Текст выработан на Ялтинской конференции в феврале 1945 года)

Руководители трех великих держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников при условии:

1. Сохранения status quo (статус-кво - ред.) Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики).

2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов,

б) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР,

в) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет.

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов.

Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кай-ши. По совету Маршала И. В. Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.

Главы правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.

Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига.

И. Сталин

Франклин Рузвельт

Уинстон Черчилль


>

Никаким разделом мира ялтинские соглашения не были.
Откройте текст ялтинских соглашений.
http://www.yale.edu/lawweb/avalon/wwii/yalta.htm

Конкретно по Польше:

establishment of a Polish Provisional Government which can be more broadly based than was possible before the recent liberation of the western part of Poland. The Provisional Government which is now functioning in Poland should therefore be reorganized on a broader democratic basis with the inclusion of democratic leaders from Poland itself and from Poles abroad. This new Government should then be called the Polish Provisional Government of National Unity.

"M. Molotov, Mr. Harriman and Sir A. Clark Kerr are authorized as a commission to consult in the first instance in Moscow with members of the present Provisional Government and with other Polish democratic leaders from within Poland and from abroad, with a view to the reorganization of the present Government along the above lines. This Polish Provisional Government of National Unity shall be pledged to the holding of free and unfettered elections as soon as possible on the basis of universal suffrage and secret ballot. In these elections all democratic and anti-Nazi parties shall have the right to take part and to put forward candidates.

образование польского временного правительства на основе более широкого представительства, чем было возможно до недавнего освобождения западной части Польши. Существующее в настоящее время временное правительство Польши должно быть реорганизовано на более широкой демократической основе и включить в себя демократических лидеров как в самой Польше, так и из польской эмиграции. Это новое правительство будет названо польским временным правительством национального единства.

Г-н Молотов, г-н Харриман и сэр А. Кларк Керр уполномачиваются в качестве комиссии для ведения консультаций с членами существующего временного правительства [Польши] и с другими польскими демократическими лидерами как находящимися внутри Польши, так и в польской эмиграции, с тем чтобы реорганизовать существующее правительство указанным выше образом. Созданное таким образом польское временное правительство национального единства должно обязаться самым скорейшим образом провести свободные и нестесненные выборы на основе всеобщего и тайного голосования. В этих выборах должны иметь право участвовать и выставить своих кандидатов все демократические и анти-нацистские партии.

А теперь сравните с теми режимами, которые СССР установил в Венгрии, Польше, Болгарии, Румынии и позднее Чехословакии и Германии.

США вовсе не считали ялтинские соглашения декоративными или демагогическими. Более того, декоративные соглашения США были не нужны. Если бы соглашение считалось заведомо демагогическим, США предпочли бы его вовсе не заключать. Не было никакого смысла в заключении соглашения, которое давало бы преимущества только одной стороне. Если бы США могли априори расчитывать не получение не более чем демократического фасада в восточной Европе, не было бы никакого смысла в заключении ялтинского соглашения, более того, предпочтительным было бы его не заключать. Правда не могла быть скрыта, и как только она стала бы известна, это привело бы к возникновению ощущения предательства и преданности. Заключившие соглашение выглядели бы идиотами, если не хуже.

Воевать из-за Польши и восточной Европы с СССР Соединенные Штаты разумеется не стали бы, но это не означает, что они были безучастны к участи этих стран и их народов, и к участи демократических систем в этих странах.

Если бы США не расчитывали получить от СССР конкретные осмысленные обязательства, умирающий Рузвельт (давление крови в Ялте у него было 260/150) не отправился бы на другую сторону земли для переговоров и заключения этих соглашений. Он также не выражал бы эмоциональной радости по поводу заключения соглашений (в США и Англии считали, что добились от СССР большего объема обязательств, чем первоначально расчитывали), ни раздражения и озабоченности, когда СССР начал заключенные обязательства нарушать.

США, со своей стороны, обладали очевидными средствами воздействия на Кремль. СССР был заинтересован в сохранении хороших отношений с США. Американская мощь была важным фактором в сохранении Германии под контролем. СССР был также заинтересован в получении экономической помощи от США и из других источников находившихся под американским влиянием. Эта помощь была критически важна для послевоенной реконструкции СССР. Это давало западным союзникам надежду на заключение соглашений с СССР и на выполнение СССР заключенных договоренностей.

США соглашались, что контроль за внешней политикой Польши и других стран восточной Европы важен для СССР, что СССР для безопасности требуется буферная зона от Германии, а также коммуникации к Германии. США поэтому соглашались на глубокую согласованность польской внешней и военной политики с Кремлем, однако при значительной автономности Польши во внутренней политике. Именно это и было ялтинской формулой.

Конкретно, Кремль обязывался обеспечить создание коалиционного правительства Польши на широкой демократической основе, с включением в него демократических лидеров как извнутри Польши, так и из польской эмиграции. Действия по образованию такого правительства возлагались на Молотова и на послов США и Англии в Москве. По образованию, это правительство должно было провести свободные, беспрепятственные и тайные выборы.

Эти обязательства были СССР вопиющим образом нарушены.

Начиная с того, что некоммунистические силы фактически не получили доступа в формируемое правительство, которое фактически не вышло за пределы люблинского. Даже самый список эмигрантских лидеров которым хотя бы позволили только вступить в переговоры на тему и приехать в Польшу оказался чрезвычайно ограниченным.

Американское руководство чувствовало себя обманутым.

Черчиль предлагал предъявить претензии Сталину в лоб, но (война с Германией тогда еще не закончилась!) Рузвельт ответил, что предпочтительнее начать оказывать давление на СССР непрямым образом, путем формирования американского общественного мнения, а также переговоров.

Сталин во время переговоров с Хопикнсом (посланником Рузвельта) неоднократно заявлял ему, что СССР не имеет никакого намерения советизации Польши, и что намерение СССР состоит в установлении в Польше парламентской демократии западного стиля по образцу Голландии (это подлинные слова Сталина). Каковые обещания находились в соответствии с ялтинской формулой, но были вопиющим образом нарушены СССР.

Параллельно, Сталин сказал Молотову, что по поводу ялтинских соглашений не стоит беспокоиться, и что мы (СССР) всё-равно сделаем по-своему. Т.е. Сталин действительно смотрел на ялтинские соглашения как на клочок бумаги (а на обязательства данные США и Англии в Ялте, и затем во время миссии Гопкинса -- как на ничего не стоящие и заведомо подлежащие нарушению).

Но США на заключенные соглашения так не смотрели.

Поступившие новости о широком терроре, арестах, "ликвидациях" полностью перечеркнули перспективу сотрудничества с СССР. Стало очевидным, что СССР в нарушение ялтинских соглашений устанавливает в Польше коммунистический режим.

За месяц до смерти Рузвельт высказался, что с СССР не удастся вести дел. Что Сталин нарушил все данные им обещания, "все до единого".

Трумен также испытывал чувство нетерпимого обмана и разрушения доверия.

Всего лишь через неделю после того как он стал президентом, Трумен встретился с Молотовым и потребовал от него выполнения взятых Советским Союзом обязательств. О тоне состоявшегося разговора можно судить по тому, что шокированный Молотов воскликнул "со мной никто в жизни никогда так не разговаривал". "Выполняйте свои обязательства, и с вами не будут разговаривать подобным образом", - ответил Трумен.

Затем последовало нарушение СССР потсдамских соглашений, выяснение невозможности совместного с СССР управления Германией, фактический отказ СССР в сотрудничестве с другими оккупационными властями (прежде всего -- в экономической, экспортно-импортной политике в Германии), коммунизация остальных стран восточной и центральной Европы, иранский кризис (попытка СССР аннексировать северный Иран), советские территориальные претензии к Турции и военные угрозы ей (причем неясно было, где СССР со своим экспансионизмом собирается остановиться и собирается ли вообще), спонсирование коммунистических радикалов в Греции и Турции, блокада Берлина и т.д. Кульминирующее в агрессии против южной Кореи развязанной СССР и подготовке нападения на Югославию, и далее по всем известным пунктам.