Диаграммы статистика. Диаграммы. для построения прямоугольной диаграммы сравнения

В числе главных ресурсов производственных предприятий - сырье и материалы. В чем их специфика?

Что следует понимать под сырьем в производстве?

Под сырьем (как одним из основных ресурсов промышленных предприятий) чаще всего понимаются:

  1. вещества природного происхождения (например, полезные ископаемые) или синтетические, которые подвергаются достаточно глубокой переработке и становятся составным элементом принципиально иных веществ - в процессе химического или физического взаимодействия с другими видами сырья;
  2. плоды и иные типы сырья природного происхождения, которые впоследствии подвергаются обработке в целях производства некоторого товара, отличающегося от исходного сырья по потребительским свойствам, но в то же время сохраняющего основные его химические, а во многом и физические свойства.

Пример сырья первого типа - древесина. Она может быть переработана в бумагу, целлюлозу, ДСП посредством глубокой обработки исходного сырья, смешения его с другими веществами.

Пример сырья второго типа - свежие яблоки. Они могут быть законсервированы, превращены в пюре, высушены: на их основе готовится некоторый продукт, отличающийся от исходного сырья, но в целом сохраняющий характерные для него свойства - прежде всего, вкусовые.

Что следует понимать в производстве под материалами?

Под материалами (опять же, в контексте промышленного производства) чаще всего понимаются готовые к эксплуатации, имеющие определенное функциональное назначение изделия, подлежащие вместе с тем использованию в качестве элемента конструкции других изделий при минимальной химической обработке либо изменении физических свойств.

Материалы чаще всего подвергаются не переработке с изменением основных физических и химических свойств, а обработке - например, в целях приведения к определенному размеру или окрашивания в другой цвет.

Примеры материалов - кирпич, брус, арматура (в строительстве), гайки, болты, крепления (в машиностроении).

Сравнение

Главное отличие сырья от материалов заключается в том, что первый термин соответствует производственному ресурсу, который в общем случае не имеет коммерческой ценности (с точки зрения формирования добавленной стоимости), поскольку требует дальнейшей обработки.

Безусловно, можно продать чистую древесину и сырые яблоки и сделать на этом хороший бизнес, но в таком случае они не будут являться сырьем в контексте производственной деятельности. Клиент промышленной фирмы, очевидно, не станет покупать чистую древесину вместо целлюлозы или свежие яблоки вместо консервированных, если ему нужны именно продукты переработки исходного сырья.

Материалы - это, как мы отметили выше, готовые изделия, которые принципиально приспособлены к задействованию в тех или иных полезных целях и имеют самостоятельную коммерческую ценность. Но в силу своих уникальных свойств они также могут быть использованы в качестве элемента других, более сложных изделий.

Отметим, что материалы в большинстве случаев изготавливаются из какого-либо сырья. Строительный брус - из древесины, арматура - из металлических руд. Но бывает, что сырье в силу уникальных свойств может использоваться в качестве материала без какой-либо обработки. Например, бамбуковые стебли сразу же, не обрабатывая, можно применять в целях изготовления тех или иных изделий - например, элементов декора. В данном случае они будут одновременно и сырьем, и материалами.

Определив, в чем разница между сырьем и материалами, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Сырье Материалы
Что общего между ними?
Большинство материалов делается из какого-либо сырья
Некоторые виды сырья сразу после получения можно использовать в качестве материалов
В чем разница между ними?
С точки зрения применения в производстве является неоконченным, не имеющим коммерческой ценности для потребителя продуктом С точки зрения использования в производстве являются готовыми изделиями, принципиально приспособленными к самостоятельному применению
Как правило, подлежит переработке или обработке, в рамках которых могут значительно меняться его физические и химические свойства Как правило, подвергаются только обработке или же используются как элемент конструкции более сложных изделий

Зачем нужен бухучёт? Нужно ли предпринимателю разбираться в этой теме и насколько детально? Так ли необходимо главе небольшого бизнеса вникать в нюансы, связанные с бухучётом, или оставить это на усмотрение своего бухгалтера? Скажем сразу: понять, а уж тем более освоить бухучёт за пять минут, – не получится. Это достаточно сложная тема, требующая не только знаний, но и практики. Данной публикацией мы продолжаем серию небольших разъясняющих статей об основах этой науки. В разъяснялись базовые принципы и термины. была посвящена тому, как правильно читать баланс. В мы разбирались в терминологии бухучёта. А в этой статье речь пойдёт о нюансах и различиях учёта товара, продукции и услуги.

От затрат и до прибыли

Любому предпринимателю знакомы такие термины, как прибыль и выручка. Знакомы и такие, как затраты, и убыток. Если бизнес совсем небольшой, суммовые показатели можно прикидывать «на пальцах», «котловым методом». Но по мере роста и расширения бизнеса, увеличения видов деятельности, волей-неволей потребуется детализация и прибыли, и выручки, и расходов – иначе не увидеть прибыльности каждого из направлений. А без этого принимать взвешенные управленческие решения невозможно.

Существует разделение учёта на управленческий и бухгалтерский. У каждого из них свои «правила игры», своя трактовка тех или иных терминов, которые в случае каждого конкретного бизнеса могут совпадать в большей или меньшей степени. У управленческого учёта правила и методы более индивидуализированы, адаптивны. Бухгалтерский, управленческие функции которого никто не отменял, гораздо строже, но его большая «стандартизованность» оправдана необходимостью иметь общие параметры для анализа и сравнения показателей деловой деятельности различных фирм. Это необходимо для принятия решений о кредитовании, это необходимо для расчета налогов.

Поэтому потребность в классическом бухгалтерском учёте была, есть и, видимо будет существовать, поэтому давайте разберемся, что есть что, с точки зрения бухгалтерского учета.

Разложим «по полочкам»

Классика экономической теории говорит о том, что хозяйственная деятельность – это деятельность, направленная на создание новой потребительской стоимости. Потребительская стоимость – это то, за что покупатель «голосует» рублём или какой-либо иной валютой. То есть покупает, приобретает, получает от предпринимателя. Что именно он может получить?

Всё множество и разнообразие того, что поступает потребителю от предпринимателя можно «уложить» в три-четыре категории. Это – товары, продукция, услуги или работы.

Как показывает практика, для предпринимателя-собственника или для коммерческого директора (и вообще для любого, кто эти функции реализует) этот список обычно сводится к двум категориям – товар или услуга. В чём их отличие?

Первое – товар: имеет очевидную материальную форму и, скорее всего, не требует особых пояснений (продукты, автомобили, предметы роскоши и т.д.). Второе – услуга: материальной формы не имеет, точнее – может не иметь, хотя те или иные материальные выражения выполненных услуг мы видим часто (это услуги парикмахера, визажиста, ремонтника, турфирмы и т.д.).

Но это не единственное отличие товара и услуги как объектов учёта. Помимо их «материальности», имеет значение – чем они были у поставщика и чем станут у покупателя! Точнее – в зависимости от того, каким образом появляется эта новая потребительская ценность у поставщика (изготовителя, исполнителя), зависит то, как её необходимо учитывать: на каких счетах бухгалтерского учета и каким способом должен учитывать затраты поставщик. То, каким образом эта сущность учёта будет использована у потребителя (покупателя, заказчика), зависит то, как она будет учитываться у него после приобретения.


Схема I

Поэтому с точки зрения бухгалтерского учёта всё же необходимо разделять материальные объекты, которые являются видом деятельности фирмы, на товары и продукцию , несмотря на то, что с коммерческой точки зрения все они «выглядят как товары», потому что «мы их продаём».

«Двое из ларца, одинаковы с лица»

Товарами следует называть такие объекты, которые «проходя через фирму» (от приобретения у поставщика до продажи покупателю) не меняют своей сущности. Они могут пройти предпродажную подготовку (например, морковь можно помыть, высушить и красиво расфасовать), к ним могут применить тюнинг (добавить к автомобилю внешние или внутренние элементы отделки), повысив таким образом их потребительскую привлекательность и цену продажи. И морковь, и автомобиль при этом не перестанут быть тем, чем были.

Иное дело, если ту же морковь не просто помыли и высушили, но сделали из нее салат, добавив в предварительно измельченную морковь другие ингредиенты, соус и специи. Получилась новая сущность – «салат из моркови с чем-то ещё», то есть новая продукция . Ни один из первоначальных ингредиентов не остался прежним и вошел в состав нового продукта.


Схема II

Разница в бухгалтерском учёте товаров и продукции заключается в том, что товары учитываются на счете 41 (Товары) с момента покупки и до момента реализации. Продукция же, которую выпускает фирма, в момент выпуска отражается на счете 43 (Готовая продукция).

Рассмотрим теперь ситуацию с учетом материальных ценностей у покупателя (снова обратившись к схеме I). Вне зависимости от того, чем являлись купленные материальные ценности у поставщика (товаром или продукцией), у покупателя имеет ключевое значение – для каких целей (и частично – при каких видах деятельности) он их приобретает.

  • Если организация ведёт торговую деятельность, и объекты приобретаются для последующей перепродажи, то их необходимо учитывать на счете 41 (Товары).
  • Если организация ведёт производственную деятельность или оказывает услуги, и объекты приобретаются для этой деятельности, то учёт ведётся на одном из субсчетов (счетов раздельного учета) счета 10 (Материалы).
  • Если организация приобретает эти объекты для ремонта собственного оборудования, для использования на нужды администрации, для модернизации оборудования, в качестве инвентаря, спецодежды или спецоснастки и т.д. – выбирают соответствующие субсчета счёта 10 (Материалы).
  • Если приобретаемые объекты являются оборудованием, которое должно служить более 12 месяцев, то его учитывают на счете 08 (Вложения во внеоборотные активы) или, если это оборудование не может быть использовано самостоятельно или без монтажа, то на счет 07 (Оборудование к установке).

«Чем мы можем быть вам полезны?»

Услугу определить несколько сложнее, мы можем воспользоваться определением из Налогового кодекса: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Аналогичное определение примем для бухгалтерского учёта.

Услугу и продукцию с точки зрения бухгалтерского учета объединяет то, на каких счетах Плана счетов учитываются затраты. Затраты по производству продукции и оказанию услуг учитываются на субсчетах счета 20. В отличие от них коммерческие затраты (издержки обращения) учитываются на специальном счете 44.

Ниже приведена сравнительная схема учёта по разным видам деятельности. При этом показано, что базовый состав расходов по любой деятельности можно объединить как минимум в следующие группы:

  • «М» – материальные затраты, они же МПЗ (материально-производственные запасы). Все материальные объекты, которые используются при изготовлении продукции или при оказании услуг. Материальные затраты переносятся (корреспондируются) на счета затрат со счета 10 (Материалы).
  • «З» – зарплата (или оплата труда), включая все, установленные законодательством взносы на сумму оплаты труда (ФОТ – фонд оплаты труда). Затраты на оплату труда переносятся (корреспондируются) на счета затрат со счета 70 (Расчеты с персоналом по оплате труда).
  • «А» – амортизация оборудования и нематериальных активов. Эта составляющая затрат переносится (корреспондируется) на счета затрат со счета 02 (Амортизация основных средств).
  • «У» – услуги, полученные фирмой (аренда площадей, связь, коммунальные услуги, юридические, реклама, представительские расходы, командировки и т.д.). Стоимость полученных услуг корреспондируется на счета затрат со счета 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками) и в некоторых случаях с некоторых субсчетов счета 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами).


Схема III. Сравнение отражения затрат по услугам, производству, торговле

Фактические затраты производства и услуг собираются на счете 20. Для маленьких фирм допустимо использовать счет 26 (Общехозяйственные расходы). Коммерческие расходы (издержки обращения) учитываются на счете 44 (Расходы на продажу).

Как уже говорилось выше, продукция отличается от оказываемых услуг тем, что имеет материальный характер. Все объекты, имеющие материальный характер, хранятся (хотя бы какое-то минимальное время) на складах, в том числе и потому, что могут быть реализованы не сразу, а по частям. Поэтому готовая продукция учитывается на одноименном счете (43) в количестве и в плановой стоимости, и с него же реализуется по мере необходимости.

Услуги же характерны тем, что для них не существует операции (процесса) хранения на складе (ни в процессе их принятия к учету от исполнителя, ни в процессе оказания их заказчиком). В процессе выполнения услуги происходит накопление (сборка) затрат на выполнение услуги.

Выполненная услуга, по которой подписан акт, отражается у исполнителя в виде выручки на доходной части счета учёта финансового результата продаж. Фактические расходы по выполнению услуги учитываются у заказчика на расходной части того же счёта в процессе выполнения регламентных операций по закрытию месяца.

Взгляд с двух сторон сделки

Теперь, если подытожить вышесказанное и иным образом скомпоновать информацию с схемы I и схемы III, то учёт по разным видам деятельности и образующийся в результате этой деятельности продукт можно показать следующим образом – со стороны той фирмы, которая реализует (продаёт, оказывает услугу) и со стороны той фирмы, которая это приобретает и потребляет. Как и ранее, схемы упрощены для первичного освоения темы, так же упрощены и наименования документов, отражающих факт реализации.

1. Если деятельность торговая, то схема учёта у продавца выглядит так, как показано на схеме IV, а купленные товары у покупателя могут стать практически любым видом материальных активов.


Схема IV

2. Если деятельность – производство, то схема простейшего производства (один передел) представлена на схеме V. Приобретенная покупателем продукция так же может стать любым видом материальных активов.


Схема V

3. Если деятельность – оказание услуг, то схема учета затрат (также упрощенная) представлена на схеме VI. У потребителя услуг (заказчика) оказанная услуга может быть отражена на любом необходимом счете затрат.


Схема VI

Путь к прибыли

Все затраты в конечном итоге собираются на расходной части счета 90 (Продажи), на который – в его доходную часть – поступает выручка. Из разницы между этими величинами формируется финансовый результат по основной деятельности фирмы (см. схему VII).

Но это ещё не прибыль в привычном смысле этого слова. Для выхода на сумму прибыли необходимо учитывать еще и так называемые Прочие доходы и расходы. В частности, если продажа товаров и продукции отражается по счету 90, то продажа не предусмотренных изначально для продажи излишков материалов и невостребованного оборудования – отражается по счету 91.

А пока, на стадии начального знакомства с бухгалтерским учётом, следует иметь в виду, что прибылью (или убытком) называется итог по счету 99 (Прибыли и убытки). Причем существует понятие «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль».


Схема VII

Чистая прибыль в конце года переносится на счет 84 (Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток). Такая операция называется «реформация баланса» и является завершающей в финансовом году.

При покупке мебели часто возникает вопрос: «Что предпочесть: ЛДСП или МДФ?» На первый взгляд, эти современные материалы очень похожи. Они сделаны из древесных опилок и стружек, и на ощупь качественная плита ламинированного ДСП кажется такой же, как плита МДФ. Так чем же отличаются ЛДСП и МДФ?

МДФ и ЛДСП: в чем разница

В состав древесно-стружечной плиты (ДСП) входят спрессованные стружки и опилки, пропитанные формальдегидными смолами. В зависимости от сортности ДСП имеет разные качественные характеристики: от рыхлого материала плотностью 300 кг/м 3 до более прочного и дорогого в 600 кг/м 3 , который как раз и используется при изготовлении мебели.

Современное производство позволяет максимально снизить вредное воздействие связующей смолы и облагородить внешний вид плиты с помощью покрытия меламиновой пленкой – ламинирования. Отсюда и название «ЛДСП». Пленка имеет хорошие эстетические свойства и не дает формальдегиду испаряться.

Изготовление плиты МДФ происходит по усовершенствованной технологии производства ДСП – путем сушки древесного волокна и горячего прессования. В составе древесноволокнистой плиты средней плотности (МДФ) только мельчайшие опилки, спрессованные до однородного состояния. В отличие от ДСП, которую перед покрытием пленкой нужно тщательно шлифовать,

МДФ сразу имеет гладкую и ровную поверхность. Такая плита более плотная и прочная, устойчивая к сверлению и воздействию влаги по сравнению с ЛДСП. Также она лучше подходит для глубокой фрезеровки и деформирования при создании радиусных фасадов мебели. Кроме того, плита МДФ обладает значительно более высокими экологическими свойствами за счет того, что в качестве пропитки опилок используются в основном натуральные смолы, лигнин и парафин. Формальдегид также присутствует, но в гораздо меньшем объеме.


Для большей наглядности отличий между двумя материалами можно сравнить структуру ДСП с неоднородным сырьем, пропущенным через блендер, а МДФ – с продуктом из мясорубки. Плотность плиты МДФ варьируется от 600 до 800 кг/м 3 , что в условиях повышенной влаги позволяет материалу по некоторым характеристикам превосходить даже натуральную древесину.

Уход за мебелью ЛДСП или МДФ

Есть несколько общих условий ухода за мебелью из МДФ или ЛДСП.

  1. Нежелательно длительное воздействие высоких температур: при 75 градусах и выше возможно отслоение покрытия.
  2. Еще один фактор – солнечный свет, который также может изменить внешний вид плиты. Более подвержена выгоранию пленка на ЛДСП, хотя и МДФ может несколько поменять цвет при постоянном воздействии солнечных лучей.
  3. Также нужно быть внимательным к долгому взаимодействию с водой. Если стыки покрытия не герметичны, при попадании воды внутрь плиты опилки разбухнут, а сама плита потеряет свой внешний вид и свойства. Однако, это крайний случай. В обычных бытовых условиях при кратковременном воздействии водой, что неизбежно на кухне, плита может долго сохранять свой первоначальный вид. Производители МДФ уверяют, что древесно-волокнистая плита способна выдержать даже небольшой потоп.

ЛДСП или МДФ: что лучше

Общий плюс обоих материалов по сравнению с натуральной древесиной – устойчивость к вредителям и заражению грибком.

Преимущества и недостатки ЛДСП:

+ широкий ассортимент цветовых покрытий;
+ большая устойчивость к температурным воздействиям по сравнению с неламинированной ДСП;
+ доступная цена, благодаря чему ЛДСП лидирует как материал в мебельном производстве;
недостаточная прочность, склонность к сколам, особенно если потребуется несколько раз закрутить шуруп в одно и то же место;
меньшая влагостойкость по сравнению с МДФ;
не поддается фрезеровке;
возможны вредные испарения при повреждении покрытия.

Преимущества и недостатки МДФ:

+ выбор цветовых решений не уступает ЛДСП;
+ возможна точная имитация текстуры и рисунка дерева, при этом цена сравнительно ниже, чем у натуральной древесины;
+ высокая плотность;
+ высокая устойчивость к сколам и механическим воздействиям;
+ большая устойчивость к изменениям влажности, чем у ЛДСП;
+ возможность сложной декоративной обработки, материал подходит для глубокой фрезеровки и создания любых рисунков;
+ хорошо сочетается с металлом, декорируется стеклянными вставками;
высокая цена, особенно если мебель имеет дополнительный декор. Это связано с тем, что производство МДФ не так широко развито, как ЛДСП;
требуется дополнительный уход за фасадами с декором и стеклянными витринами.

ЛДСП и МДФ: комбинируем материалы

ЛДСП – красивый, недорогой, но недостаточно прочный материал, а МДФ по качественным характеристикам превосходит ЛДСП, но порой это отступает на второй план, когда речь заходит о цене. Так что же делать, если хочется недорого купить красивую и качественную мебель? Чаще такой вопрос возникает при выборе кухни : МДФ или ЛДСП?


Оптимальный вариант для кошелька не в ущерб качеству и долговечности – выбирать мебель с комбинированием материалов .

ЛДСП отлично выполнит свои функции в качестве основы для корпуса кухни, а МДФ, благодаря разнообразию пленок для покрытия и возможности декорирования, позволит сделать красивые фасады, которые идеально впишутся в интерьер кухни. Так что не стоит выбирать, что лучше для кухни: МДФ или ЛДСП? Ответ кроется в правильном сочетании обоих материалов и их рациональном назначении.

Например, ЛДСП кроме использования в корпусе мебели может применяться в качестве недорогой, но прочной и надежной столешницы различной толщины: от 25 до 38 мм. Плиту покрывают многослойным пластиком по технологии «Постформинг». Такая плита устойчива к воздействию влаги и механическим повреждениям, поэтому прослужит много лет, не требуя специального ухода.

Качественная ламинированная древесно-стружечная плита в сочетании с МДФ может быть использована и в производстве другой мебели, в том числе шкафов , кроватей , мебельных групп для детской комнаты. Если стыки и соединения ЛДСП надежно защищены, а у производителя есть соответствующие сертификаты, подтверждающие экологичность материала, то такая мебель безопасна в эксплуатации и заслуженно может занять место в квартире.

Среди плоскостных диаграмм наибольшее распространение получили столбиковые, полосовые или ленточные, треугольные, квадратные, круговые, секторные, фигурные.

Столбиковые диаграммы изображаются в виде прямоугольников (столбиков), вытянутых по вертикали, высота которых соответствует значению показателя (рис. 6.9).

Полосовая диаграмма

Принцип построения полосовых диаграмм тот же, что и столбиковых. Отличие заключается в том, что полосовые (или ленточные) графики представляют значение показателя не по вертикальной, а по горизонтальной оси.

Оба вида диаграмм применяются для сравнения не только самих величин, но и их частей. Для изображения структуры совокупности строят столбики (полосы) одинакового размера, принимая целое за 100%, а величину частей целого - соответствующей удельным весам (рис. 6.10).

Для изображения показателей с противоположным содержанием (импорт и экспорт, сальдо положительное и отрицательное, возрастная пирамида) строят разнонаправленные столбиковые или полосовые диаграммы.

Основу квадратных, треугольных и круговых диаграмм составляет изображение значения показателя величиной площади геометрической фигуры.

Квадратная диаграмма

Для построения квадратной диаграммы устанавливают размер стороны квадрата путем извлечения корня квадратного из значения показателя.

Так, например, для построения диаграммы на рис. 6.11 из объема услуг связи за 1997 г. в России по отправлению телеграмм
(73 млн.), пенсионных выплат (392 млн.), посылок (24 млн.) квадратные корни составили соответствено 8,5; 19,8; 4,9.

Круговая диаграмма

Круговые диаграммы строятся в виде площади кругов, радиусы которых равны корню квадратному из значений показателя.

Секторная диаграмма

Для изображения структуры (состава) совокупности используются секторные диаграммы . Круговая секторная диаграмма строится путем разделения круга на секторы пропорционально удельному весу частей в целом. Размер каждого сектора определяется величиной угла расчета (1% соответствует 3,6 0).

Пример. Доля продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота России составила в 1992 г. 55%, а в 1997 г. - 49%, доля непродовольственных товаров составила соответственно 45% и 51%.

Построим два круга одинакового радиуса, а для изображения секторов определим центральные углы: для продовольственных товаров 3,6 0 *55 = 198 0 , 3,6*49 = 176,4 0 ; для непродовольственных товаров 3,6 0 *45 = 162 0 ; 3,6 0 *51 = 183,6 0 . Разделим круги на соответствующие секторы (рис. 6.12).

Треугольная диаграмма

Разновидностью диаграмм, представляющих структуру (кроме столбиковых и полосовых), является диаграмма треугольная. Она применяется для одновременного изображения трех величин, изображающих элементы или составные части целого. Треугольная диаграмма представляет собой равносторонний треугольник, каждая сторона которого является равномерной масштабной шкалой от 0 до 100. Внутри строится координатная сетка, соответствующая линиям, проводимым параллельно сторонам треугольника. Перпендикуляры из любой точки координатной сетки представляют доли трех компонентов, соответствует в сумме 100% (рис. 6.13). Точка на графике соответствует 20% (по А), 30% (по В) и 50% (по С).

Рис. 6.13. Треугольная диаграмма

Фигурная диаграмма

Диаграммы фигурные представляют собой изображение в виде рисунков, силуэтов, фигур.

В медицинской практике графические изображения используются для иллюстрации статистических данных, характеризующих показате-ли здоровья и здравоохранения.

При построении графических изображений необходимо соблюдать следующие требования :

1) данные на графике должны размещаться слева направо или снизу вверх;

2) шкалы на диаграммах должны быть снабжены указателями раз-меров;

3) изображенные графически величины должны иметь цифровые обозначения на самом графике или в прилагаемой к нему таблице;

4) геометрические знаки, фигуры, краски, штриховки должны быть пояснены;

5) каждый график должен иметь четкое, ясное, по возможности краткое название, отражающее его содержание.

Различают следующие виды графических изображений:

1. Диаграммы - являются способом изображения статистических данных при помощи линий и фигур.

2. Картограммы и картодиаграммы - являются способом отображе-ния территориального распределения статистических показателей с помощью географических карт.

Наиболее распространенным видом графических изображений яв-ляются диаграммы, которые по способу построения делятся на:

Линейные;

Плоскостные;

Объемные;

Фигурные.

Линейные диаграммы применяются как при изучении связи между явлениями, так и при характеристике изменений явлений во времени. Они строятся в прямоугольной системе коорди-нат: горизонтальной (оси абсцисс - ось х) и вертикальной (оси орди-нат - ось y). Точка пересечения осей служит началом отсчета.

На оси абсцисс, в избранном масштабе, откладывается время или другие факторные признаки; затем из точек, соответствующих опре-деленным моментам или периодам времени, восстанавливаются ордина-ты, отражающие размеры изучаемого результативного признака. Верши-ны ординат соединяются прямыми линиями (рис. 1).

Рисунок 1. Пример линейной диаграммы.

На одном графике может быть одновременно построено несколько линейных диаграмм, что позволяет производить их наглядное срав-нение (не рекомендуется строить более 4 диаграмм, так как большее их количество затрудняет восприятие).

Разновидностью линейных диаграмм являются радиальные диаграммы (диаграммы в системе полярных координат). Этот вид диаграмм применяют для изображения сезонных колеба-ний явлений, имеющих замкнутый циклический характер.

Количество осей соответствует количеству частей, на которые разделен период времени (например, год - при месячном делении го-да берется 12 осей). За длину радиуса окружности принимается средняя величина, затем на каждой оси откладывается величина, соответствующая уровню явле-ния. Полученные точки соединяются прямыми (рис. 2).


Рисунок 2. Пример радиальной диаграммы.

Плоскостные диаграммы делятся на: столбиковые; пирамидальные; секторные; внутристолбиковые.

Столбиковые - диаграммы, строятся по такому же принципу, как и динамические кривые, но в них вертикально или горизонтально проводимым линиям соответствуют прямоугольники. Эти диаграммы особенно удобны тогда, когда иллюстрируется не динамика явлений, а сравнительная величина их в какой-либо опре-деленный промежуток времени (рис.3).

Рисунок 3. Пример столбиковой диаграммы.

Пирамидальные диаграммы представляют собой столбиковые ди-аграммы, повернутые основаниями друг к другу, в результате чего столбики расположены горизонтально. Пирамидальные диаграммы часто применяют для изображения возрастно-половой структуры населения (рис. 4).

Рисунок 4. Пример пирамидальной диаграммы.

Секторные диаграммы - представляют собой круг, который прини-мается за целое (360 о - 100%), а его отдельные секторы соответс-твуют частям изображаемого явления (рис. 5).

Рисунок 5. Пример секторной диаграммы.

Секторы должны располагаться в по-рядке их возрастания или убывания по ходу часовой стрелки от 12 часов. Такие диаграммы применяются для иллюстрации экс-тенсивных показателей.

Внутристолбиковые (полосовые, сложностолбиковые, ленточные) диаграммы представляют собой прямоугольник или квадрат, разде-ленный на части. При этом длина лент (столбиков) принимается за 100%, а их составные части соответствуют долям явления в процен-тах. Этот вид диаграмм используют, как правило, для сравнения структуры какого-либо явления (например, заболеваемости) в нес-кольких коллективах или в одном коллективе за различные периоды времени (рис. 6).

Рисунок 6. Пример внутристолбиковой диаграммы.

Объемные диаграммы . При построении этого вида диаграмм (рис. 7), статистические данные изображают в виде геометрических фигур трех измерений (куб, шар, пирамида).

Рисунок 7. Пример объемной диаграммы.

Фигурные диаграммы. В этом виде диаграмм статистические величины изображаются при помощи фигур-символов, характерных для данного явления (нап-ример, больничные койки; вспомогательный транспорт). Для построения диаграммы устанавливается определенный масш-таб, например, изображение одной койки соответствует 200 тыс. фак-тических коек.

Фигурные диаграммы строятся двумя методами:

1) сравниваемые статистические величины изображаются либо фигурами разных размеров (см. на рисунке слева), либо разной численностью фигур одинакового размера (см. на рисунке справа).

При этом обычно пользуются округленными цифровыми данными, поэтому фигурные диаграммы служат, главным образом, для популяризации статистических данных, и используются, обычно для иллюстрации показателей наглядности (рис. 8).

Рисунок 8. Пример фигурной диаграммы.

Картограммой называется географическая карта или ее схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на разных участках террито-рии, причем окраска или штриховка делается тем интенсивнее, чем больше распространение изучаемого явления (рис. 9, 10).

Различают :

1) фоновые картограммы - где различия величины статистического показателя в разных районах выражаются особенностью фона, приданного каждой территории. В однотонной - степенью густоты штриховки, в цветной - степенью интенсивности цвета, причем пользуются только одним цветом, но разных оттенков - от самого светлого, до наиболее темного.

Рисунок 9. Пример фоновой картограммы.

2) точечные картограммы - где величина статистического показателя изображается числом точек, размещенных на контурной карте конкретной территории. Каждая точка обозначает некоторое (условное) число единиц данного признака (например, 1000 жителей).

Рисунок 10. Пример точечной картограммы.

Картодиаграммой называется такое графическое изображе-ние, когда на географическую карту или ее схему статистические данные наносятся в виде столбиковых, секторных, фигурных и других диаграмм (рис. 11).

Рисунок 11. Пример картодиаграммы.