Скопление рыхлого ледового материала. Заторные и зажорные явления. Основные задачи рсчс

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.

Ежедневно из города в город, из страны в страну по дорогам перевозятся тысячи грузов. И в пути их подстерегает множество опасностей. Машины может пропасть без вести или попасть в аварию. Груз может потерять товарный вид, намокнуть, его могут повредить, украсть, задержать или даже конфисковать на таможне.

Есть только один способ хоть как-то обезопасить себя от этих рисков. Его мы и рассмотрим в нашей статье. И поговорим о страховании грузов при перевозке автомобильным транспортом, его тарифах, правилах, условиях и особенностях.

Страхование автомобильных грузов

Это разновидность страхования имущества, защищающая интересы хозяина груза в случае урона, вызванного различным происшествиями в дороге. В рамках процедуры производиться фиксация и контроль страховых случаев, и выплату возмещения владельцу при их наступлении.

Для предоставления такого вида услуг организация должна пройти государственное лицензирование и в дальнейшем соблюдать правила, описывающие программы, перечень рисков и порядок компенсации убытков. Есть множество частных и государственных организаций, предлагающих этот вид услуг в сфере перевозок. И грузовладельцы выбирают учреждение и тип полиса по своему усмотрению.

Договор гарантирует возмещение ущерба при повреждении груза или даже его полной потери в результате ДТП. По действующему в России законодательству страхование грузов не является обязательным. Но часто автоперевозчики отказываются подписывать договора с клиентами, если те не оформили соответствующий полис.
Объектом договора обычно бывает:

    Сам перевозимый товар, принадлежащий физическому или юридическому лицу.

    Будущая прибыль от его продажи.

    Расходы, связанные с перевозками.

Страховые программы делятся на следующие виды:

    С ответственностью за все риски.

Учреждение выплачивает компенсацию владельцу при порче или гибели груза по любой причине, кроме общепринятых исключений. Ещё возмещаются затраты по общей аварии в соответствии с долей застрахованного, и все расходы по спасению груза, снижению урона, определению причин нанесения вреда, включая оплату услуг различных экспертов.

    С ответственностью за частную аварию.

Деньги выплачиваются при повреждении или потере части (всего) груза, произошедшим в соответствии с происшествием из перечня рисков.

К ним относятся: кража, порча или утрата груза (всего или только части) в результате природных катаклизмов, крушения, ДТП, удара о неподвижные и подвижные предметы, взрыва, пропажа транспорта без вести вместе с товаром. А также при порче во время погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Исключения такие же, как и в предыдущем случае.

    Без ответственности за повреждения, кроме крушения.

Основное отличие от предыдущего случая состоит в том, что убытки при порче груза выплачивают только тогда, когда они произошли при аварии транспортного средства.

В соглашение также включаются дополнительные риски, подлежащие компенсации. Это взносы и выплаты по общей аварии, траты на спасение товара, минимизацию урона и установлению их размера при условии, что этот риск подлежит компенсации по договору.

Помимо этого, существуют специальные программы страхования.



Чтобы получить выплату, собственнику товара необходимо доказать наступление страхового случая, то есть факт его пропажи или порчи. Для этого ему нужно сообщить о произошедшем компании-страховщику. И через 2-3 дня предоставить письменное заявление с требованием выплатить компенсацию. Одновременно следует отправить автоперевозчику письменную претензию. Если этого не будет сделано, то организация не сможет выплатить деньги.

Затем нужно оформить бумаги, подтверждающие повреждение или утрату груза. При аварии это будет заключение от ГИБДД. А в некоторых соглашениях предусматривается освидетельствование повреждений сотрудником страхового учреждения или независимым экспертом.

Необходимо направить организации копии следующих документов:

    Заявление о компенсации урона.

    Договор на автоперевозку.

    Накладные с отметками о маршруте.

    Свидетельство, что водитель пытался спасти груз.

    Заключения государственных органов.

Особенности страхования грузов

Риски при автоперевозке одни из самых высоких. Так как велика вероятность повреждения груза при аварии или в других ситуациях, связанных с порчей или хищением доставляемого товара.

Страхование осуществляется на сумму, указанную его отправителем или получателем. Но она не должна превышать действительную стоимость груза. Ценность товара определяется по перевозочным документам.

Технология и условия соглашения должны учитывать:

    Особенности процесса доставки грузов. Товары разделяют на 18 групп, каждая из которых имеет свой специфический риск. Например, у металла это коррозия. Кроме того, существуют общие риски. Наиболее вероятный из которых – риск кражи.

    То, что перевозчиков и видов транспорта может быть несколько.

    То, что доставка может проходить по территории разных стран, поэтому договор должен соответствовать требованиям международного права.


Действие полиса вступает в силу с момента, когда товар отгружен со склада в пункте отправления и продолжается на протяжении всей поездки.
Существует специфика при заключении соглашений о перевозке контейнеров. В их в случае стандартные правила для автоперевозок не действуют. И договор заключается по специальным условиям.

Импортный груз считается застрахованным до прибытия его на границу. Для его транспортировки по территории другого государства необходимо заключить ещё один договор. Хотя при соблюдении определённых условий возможно действие одного соглашения от отправителя до склада получателя.

Внимательно читайте договор перед подписанием. Так как выплата компенсаций невыгодна компании-страховщику, в соглашении могут быть пункты, уменьшающие или исключающие выплату. Например, ограничение по сроку подачи документов при оформлении полиса.


Тарифы страхования

Величина тарифа страхования при автоперевозках определяется индивидуально. При этом учитывается множество характеристик:

    Товара: его группы, качества упаковки, стоимости, объёма товара.

    Машины: грузоподъёмности и перегрузки.

    Вида и величины франшизы.

    Наличие сопровождения или охраны.

    И многих других параметров.

К примеру, у АльфаСтрахования в этих случаях он составляет всего от 0,02 до 0,2% от страховой суммы. У других автостраховщиков эти цифры могут быть в пределах 0,01–0,7%.

Затор - это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив. Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.

Зажор - явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда, (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во- вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор - в конце зимы и весной.

Главной причиной образования затора является задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз по течению. При этом движущийся сверху раздробленный лед встречает на своем пути еще не нарушенный ледяной покров. Последовательность вскрытия реки сверху вниз по течению является необходимым, но недостаточным условием возникновения затора льда. Основное условие создается только тогда, когда поверхностная скорость течения воды при вскрытии довольно значительна (0,6-0,8 м/с и более). Различные русловые препятствия, как, например, крутые повороты, сужения, острова, изменение уклона поверхности от большего к меньшему, лишь усиливают процесс.

Зажоры - это скопление шуги, где шуга - это рыхлые, губчатые массы льда, состоящие из большого количества граненых кристаллов в виде игл. Если обычно лед образуется при замерзании реки на поверхности слоя воды, то происхождение льда, из которого состоит шуга иное. Это лед глубинный или донный. Рожденный в глубине или на дне потока он обладает иными качествами. При определенных условиях на порогах, камнях и других предметах, лежащих на дне, появляются кристаллы льда. К ним прилипают новые льдинки, и так происходит до тех пор, пока часть массы не оторвется и не всплывет вверх. Нередко вместе со льдом поднимаются те предметы, на которых он образован. Поток подхватывает всплывшие массы льда и несет их вниз по течению. Зажоры могут длиться в течение длительного времени - месяц, два. Разлившаяся вода замерзнет по всей ширине, и лед будет держаться до весны, поэтому нет ничего хуже и страшнее зимних наводнений. Хуже всего то, что с ними очень трудно бороться, тут не помогает ни взрывчатка, ни бомбы. Шуга забивает русло потока на протяжении многих километров, причем все это происходит под ледяным покровом

Нагоны - это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность. Такие явления случаются в морских устьях крупных рек, а также на больших озерах и водохранилищах.

Ветровой нагон, также как половодье, затор, зажор является стихийным бедствием, если уровень воды настолько высок, что происходит затопление городов и населенных пунктов, повреждение промышленных и транспортных объектов, посевов сельскохозяйственных культур.

Главным условием возникновения служит сильный и продолжительный ветер, который характерен для глубоких циклонов.

Основной характеристикой, по которой можно судить о величине нагона, является нагонный подъем уровня воды, обычно выражающийся в метрах. Другими величинами служат глубина распространения нагонной волны, площадь и продолжительность затопления.

Главные факторы, влияющие на величину нагонного уровня, - скорость и направление ветра. В таких условиях скорость обычно достигает 25 м/с, а иногда и более.

Нагонные наводнения нередко охватывают большие территории. Продолжительность затопления обычно находится в пределах от нескольких десятков часов до нескольких суток.

Чем крупнее водоем и меньше его глубина, тем больших размеров достигают нагоны.

По величине подъема уровня, повторяемости и материальному ущербу нагонные наводнения в устье реки Невы в пределах Санкт-Петербурга занимают первое место в России. Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой, но самыми опасными являются осенние. На них приходится до 70%, включая и катастрофические.

Затор – это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки. В результате происходит подъем воды и ее разлив.

Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскры­тии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит он из крупных и мелких льдин.

Зажор – явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда (шуга, небольшие льдинки), тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор – в конце зимы и весной.

Главной причиной является задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смеща­ется сверху вниз по течению. При этом движущийся сверху раздроблен­ный лед встречает на своем пути еще не нарушенный ледяной покров. Пос­ледовательность вскрытия реки сверху вниз по течению является необхо­димым, но недостаточным условием возникновения затора льда. Основ­ное условие создается только тогда, когда поверхностная скорость тече­ния воды при вскрытии довольно значительна (0,6-0,8 м/с и более). Раз­личные русловые препятствия, как, например, крутые повороты, суже­ния, острова, изменение уклона поверхности от большего к меньшему, лишь усиливают процесс.

Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покро­ва. Необходимым условием образования является возникновение в русле внутриводного льда и его вовлечение под кромку ледяного покрова. Ре­шающее значение при этом имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/с), а также температура воздуха в период замерзания. Образованию зажоров способствуют острова, отмели, валуны, крутые повороты, суже­ние русла. Скопление шуги и другого рыхлого ледяного материала, обра­зующегося на этих участках в результате непрерывного процесса образо­вания внутриводяного льда и разрушения ледяного покрова, вызывает стеснение водного сечения, вследствие чего происходит подъем воды выше по течению. Ниже – уровни понижаются. Образование сплошного покро­ва в месте образования зажора задерживается.

Краткая характеристика заторов и зажоров.

Их главными определяющими являются: строение, размеры, макси­мальный уровень и максимальный подъем воды.

В строении затора выделяются три характерных участка: замок – пок­рытый трещинами ледяной покров или перемычка из льда, заклинив­ших русло; собственно затор (голова затора) – многослойное скопление хаотически расположенных льдин, подвергшихся интенсивному торо­шению; хвост – примыкающее к затору однослойное скопление льда в зоне подпора.

Длина головной части затора обычно превышает ширину реки в 3-5 раз. На этом участке скопление льда имеет максимальную толщину. Длина хвоста затора на крупных реках может достигать нескольких де­сятков километров. На средних реках общая длина затора может быть от одного до нескольких километров.

Зажорные массы льда однородны по своему строению и располагают­ся непосредственно у кромки ледяного покрова и под ним. Здесь они имеют небольшую толщину. Длина зажорного участка может составлять от 3 до 5 величин ширины реки. Это примерно 3-5 км на средних и до 15 км на больших.

Основными характеристиками являются максимальные подъемы уровней воды. Максимальный заторный уровень, как правило, превы­шает уровень весеннего половодья. Максимальный зажорный уровень превышает уровень воды при ледоставе.

Наибольшие заторные и зажорные подъемы воды в реках России при­ведены в таблице.

Таблица 7.

Применяется также такая характеристика, как продолжительность затора или зажора. Затор льда – явление кратковременное. Высо­кий уровень держится обычно от 0,5 до 1,5 суток. Бывали случаи и более длительного стояния, но они всегда связаны с похолоданием и сокращением стока воды. Период подъема зажорного уровня несколь­ко более длительный, до 3 суток. Спад уровня обычно происходит за 10-15 суток.

Другой часто применяемой характеристикой заторов и зажоров служит повторяемость этих явлений. Здесь колебания весьма велики. В одних местах они повторяются через 2-5 лет, в других – значительно реже.

Непосредственная опасность этих явлений заключается в том, что про­исходит резкий подъем воды, и в значительных пределах. Вода выхо­дит из берегов и затопляет прилегающую местность. Кроме того, опас­ность представляют и навалы льда на берегах высотой до 15 м, которые часто разрушают прибрежные сооружения.

Зажорные явления приводят к более тяжелым последствиям, так как они случаются в начале, а иногда и в середине зимы и могут длиться до 1,5 месяцев. Разлившаяся вода замерзает на полях и в других местах, создавая сложности для ликвидации последствий такого стихийного бедствия.

Мощные и частые заторы льда присущи тем рекам, у которых вскры­тие происходит сверху вниз по течению. Такая последовательность ха­рактерна для Северной Двины, Печоры, Лены, Енисея, Иртыша – рек, текущих с юга на север.

Места образования заторов льда можно разделить на постоянные и непостоянные. Постоянные места известны. Непостоянные – известны мень­ше. Большей частью это крутые повороты в сочетании с сужением русла.

Заторы на реках – широко распространенное явление и свойственны в основном крупным рекам, например: Северной Двине, Сухоне, Печо­ре, Енисею и многим другим.

По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды первенст­во принадлежит двум самым крупным озерным рекам – Ангаре и Неве.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01

Затор льда

скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды. Образуется преимущественно во время весеннего ледохода, осенние и зимние заторы наблюдаются редко. На участке образования такого З.л. можно выделить: 1) зону ледостава, или очага З.л., - это зона взлома или подвижек льда, представляющая собой сдвинутые вниз по течению ледяные поля, ниже которых может сохраняться еще не взломанный лед (замок З.л.); 2) зону затора - участок реки, занятый взломанным льдом; здесь выделяется голова затора - нагромождение взломанного спрессованного битого льда, имеющего большую мощность и стесняющего живое сечение реки; на берегах реки громоздятся навалы льда; 3) хвост З.л. - верхняя часть участка с редким ледоходом и с подъемом уровня за счет подпора. З.л. разрушают гидротехнические сооружения, что приносит значительный ущерб народному хозяйству. Борьба с З.л. сводится к мероприятиям, направленным на предупреждение их образования (разрушение льда ледоколами, ледорезными машинами или взрывами).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Затор льда" в других словарях:

    затор льда - Нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах реки, на мелях и в других местах, где проход льдин затруднен, что приводит к резкому подъему уровня воды и вызывает наводнения. → Рис. 158 … Словарь по географии

    ЗАТОР ЛЬДА - 16. ЗАТОР ЛЬДА скопление льда в русле, стесняющее живое течение реки и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и на некотором участке выше него. Источник: ПНАЭ Г 05 035 94: Учет внешних воздейств …

    затор - затор: По ГОСТ Р 22.0.03; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЗАТОР, а, муж. Задержка в движении от скопления движущихся людей, предметов, пробка (в 3 знач.). На перекрёстке образовался з. З. льда. | прил. заторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Многослойное скопление льдин в русле, стесняющее живое сечение и вызывающее подъём уровня воды на заторном участке реки. Заторы формируются в местах, где вскрытие реки задерживается из за повышенной толщины и прочности ледяного покрова (в местах… … Географическая энциклопедия

    ПНАЭ Г-05-035-94: Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно- и радиационно опасные объекты - Терминология ПНАЭ Г 05 035 94: Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно и радиационно опасные объекты: 2. ВЗРЫВ ДРЕЙФУЮЩИХ ОБЛАКОВ результат возгорания утечек воспламеняющихся газов в виде облаков, которые,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    I река, исток Ладожского озера, соединяет Финский залив с обширным внутренним бассейном, состоящим из озер Ладожского, Онежского, Ильменя и др. Н. получила свое название от слова Нево или Нев древнего финского названия Ладожского озера, что… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Толковый словарь Ожегова