Название крыма в древности. Краткая история Крыма в датах для школьников. Кратко и только основные события. Иван Грозный планировал закрепить Крым за Россией

История отечественного танкостроения хранит немало любопытных фактов. Некоторые технические решения, найденные 20 - 40 лет назад, поражают наше воображение и сейчас.

Танк на подводных крыльях

*********************

Танк на подводных крыльях

Информацией о том, что танки и иная бронетехника может плавать, сегодня не удивишь никого. А как бы вы отнеслись к информации о том, что танк плывёт со скоростью более 50 (пятидесяти) км/час?!


И плывёт, не форсируя реку, пусть и такую широкую, как Волга, а в открытом море, при волнении до 5 баллов и на расстояния, превышающие 300 (триста) километров?!

Фантастика? Нет реальность «данная нам в ощущениях».

Знакомьтесь – «проект 80». Работы были доведены до приёмных испытаний, но танк так и не поступил на вооружение нашей армии. В связи с этим информации об этой уникальной разработке крайне мало. В этой статье я использую материалы статьи, подготовленной двумя авторами: Сергеем Апресовым и Юрием Веремеевым. К сожалению, я не имею их координат и не смог запросить на это разрешение. Но, надеюсь, что они не стали - бы возражать против данной публикации.

Объект 80. Вид сбокуИтак, морское скоростное (МСТДП) танкодесантное плавсредство. Оно же, проект 80. эта разработка принадлежала КБ «Волгобалтсудопроект» (в настоящее время – КБ «Вымпел») и была воплощена в металле на Навашинском судостроительном заводе. Время начала работы над проектом – конец пятидесятых годов. Люди, интересующиеся историей, прекрасно представляют международную обстановку тех лет. И возникает вопрос, на который у меня нет точного ответа: кому, а главное, для чего (?) понадобился мореходный танк, который был способен обгонять практически все речные и морские суда (и корабли!) того времени, за исключением, пожалуй, торпедных катеров.

Объект 80. проекцииСогласно выданному АБТУ техническому заданию МСТДП должно было:

быстро принимать на борт танк Т-54 (позднее Т-55);
иметь скорость на плаву 50 и более км/час;
обладать высокой мореходностью (совершать движение при пятибалльном волнении);
обеспечивать танку возможность стрельбы на ходу прямо с воды.

За основу взяли танковый понтон, оснастив его автономной силовой установкой и подводными крыльями. Причём в качестве двигателя применялся двигатель от «Ракеты» мощностью 1200 л.с. крылья также разрабатывались головным ЦКБ, которое занималось созданием судов на подводных крыльях.

Объект 80 на испытаниях в СевастополеВ комплект МСТДП входило два таких катера. Они закреплялись (навешивались) на танк по бокам, аналогично понтонам, не имевшим двигателей. для того, чтобы приподнимать пантоны над землёй, на каждый из них установили по два гидроцилиндра. До определённого уровня танк входил в воду с вывешенными плавсредствами. Подводные крылья в транспортном положении поднимались и чем-то напоминали устанавливаемые на современных автомобилях конструкции типа «антикрыло». Расположенные позади и впереди танка крылья-стяжки также поднимались и прижимались в походном положении к бортам танка. В момент достижения конструкцией водоизмещающего положения данные стяжки опускались и, защёлкиваясь на уровне днища плавстредства, создавали жёсткие поперечные перекладины. Такая конструкция удерживала катера, которые не расходились в разные стороны и могли нести танк. После формирования данной жёсткой конструкции танк гидроцилиндрами поднимался вверх, «задавливая» пантоны в воду и повышая, тем самым, их водоизмещение.

«Проект 80» оснащался малопогруженными подводными крыльями, конструктором которых был Ростислав Алексеев. Их плюсом была возможность достижения высокой скорости, минусом – явно выраженные противопоказания к сильному волнению. Рулевая колонка катера и его гребной винт конструктивно совмещались с подводным крылом, устанавливаемым сзади. Это давало возможность регулировать глубину погружения винта. Конструкция отходила от берега в водозамещающем положении и, по достижению определённой глубины, полностью опускались подводные крылья. Упомянутые ранее поперечные стяжки, кроме функций рёбер жёсткости помогали катерам подняться над водой, так как тоже имели профиль крыла.

Объект 80 Испытания на скоростьОчень важным преимуществом «объекта 80» было конструктивное решение, позволявшее проводить навеску на танк катеров и смыкание стяжек-крыльев в автоматическом режиме. Время подготовки плавсредства к началу переправы не превышало 45 минут. Вышедший на берег танк освобождался от данной конструкции всего за 3 минуты.

Первый макет изделия в масштабе 1:2 навашинские судостроители изготовили в 1966 году. Для испытаний была выбрана небольшая и тихая речка Тёша. Они прошли успешно. И уже в 1967 опытный образец начали испытывать в Севастополе. Экипаж состоял из двух человек, моториста и водителя.

Испытания начались с приятных результатов. На первом же испытании «80» разогнался до 58 км/час, превысив, тем самым, требования ТЗ. Затем начались проблемы с прочностью стяжек и мореходностью. Изделие отказывалось идти на крыле при большом волнении. 3 балла при запрашиваемых 5. При большем волнении пантоны зарывались в воду, захлёстывало дизеля и.п.

Ведение огня с воды – сложнейшая задача, которую изначально считали «выполнимой условно». Другими словами – невыполнимой вообще. Прицелы, установленные на танках, не рассчитаны на такую стрельбу. Здесь потребовались иные системы стабилизации и наведения. Второй сложнейший узел проблем – огромная динамическая нагрузка на пантоны и их элементы, возникающая от образующейся при выстреле ударной волны, а также на крепление конструкции к танку.

Объект 80. СевастопольДанная задача не решена до настоящего времени. Эффективная стрельба ПТ-76 на показательных выступлениях, всего лишь постановочный трюк. В этих случаях используются холостые заряда, да к тому же ещё и вполовину уменьшенные. А калибр данной пушки гораздо меньше той, которая стояла на танке, планируемом к десантированию (76 мм против 100мм). Да и сам ПТ-76 изначально плавающий. Несмотря на это испытательные стрельбы в рамках доведения «проекта 80» проводились. Но результаты их нельзя назвать даже удовлетворительными.

Несмотря на колоссальную сложность задачи по созданию плавсредства на подводных крыльях, она была решена. На судостроительных заводах в Астрахани, Рыбинске и Навашино было изготовлено в общей сложности 13 комплектов МСТДП «проекта 80», из которых сформировали батальон «крылатых танков», который разместили в Севастополе. По непроверенным данным несколько машин было направлено на Балтику.

В 1971 году проект закрыли. Ответа на вопрос – почему? – нет. Но, обращаясь к исторической оценке того периода, ответить на него сейчас не сложно.


Немцы - люди действительно творческие. К сожалению, как показывает история, они далеко не всегда направляли свой «творческий потенциал» в русло созидания. В годы войны тамошние инженеры и ученые создали множество чудовищных инструментов войны, единственной задачей которых было уничтожение людей. Для ненавистной Великобритании, «спрятавшейся» на островах, коварные нацисты готовили кое-что особенное.


Великобритании очень повезло в истории относительно географического вопроса. После (пускай и кровопролитного) объединения в единое государство страна получила невероятный бонус на мировой арене, оказавшись «спрятанной» на островах. Эта территориальная особенность подпортила немало крови всем историческим противникам державы, а также помогла стать ей одним из мощнейших государств в мире.


В тревожные годы мировых воин XX века Великобритания вновь выиграла от своего местоположения. Возможно, именно Ла-Манш уберег Соединенное Королевство от стремительного марша гудерианских танковых кулаков. Выражаясь современным языком, у Гитлера (да и у всего командования Рейха) «горело» от «британских трусов», которые окопались за проливом с внушительной группировкой союзных войск. На пути к мировому господству Германии не очень хотелось оставлять такой «подарок» у себя в тылу.


Немцы любили свои новые танки, вот только морские операции и гусеничная техника – вещи не совместимые. И тогда немецкие инженеры решили придумать кое-что действительно особенное для Великобритании - подводные танки, которые должны были пройти по дну Ла-Манша.

В 1940 году в рамках подготовки военной операции «Морской лев» (операция по высадке морского десанта в Великобританию) был создан танк Tauchpanzer III с функцией подводного хождения. За основу боевой машины был взят средний танк вермахта Panzerkampfwagen III. Внутри машины появилась помпа для откачки воды, все щели надежно закрывались, охлаждаться машина должна была морской водой, наконец, на башню была установлена дыхательная труба с длинным рукавом, на конце которого крепился специальный буй.


Таким образом, танк должен был не тонуть и получать приток свежего воздуха. В экипировку танкистов также вошли индивидуальные средства дыхания, позаимствованные у подводников. Ориентироваться под водой было намного сложнее, поэтому на Tauchpanzer III поставили еще и гирокомпас, а также усиленную радиостанцию для координации действий (направления движения) при помощи связи с кораблями.

С июля по октябрь 1940 года немецкие заводы выпустили 168 таких танков. Однако, на испытаниях оказалось, что танки не очень хорошо чувствуют себя на морском дне. Речь о пересечении Ла-Манша больше не шла. Второй план оказался более реалистичным. Машины должны были доставлять к Великобритании на баржах, опускать на дно, а уже оттуда танки должны были двигаться вперед к побережью.


Побывать на пляжах Британии Tauchpanzer III так и не удалось. Операция «Морской лев» постоянно откладывалась, а вскоре началась война с Советским союзом. К этому моменту почти все 168 танков были переброшены на восточный фронт, где использовались для формирования рек. Оборудование, нужное для езды, по морскому дну было почти полностью снято с танков, от него осталась лишь герметизация щелей и дыхательная труба на башню. Во время операции «Барбаросса» Tauchpanzer III форсировали Западный Буг. После этого машина использовалась вермахтом как обычный танк.