Царица анастасия романовна. Иван грозный и анастасия захарьина-юрьева. Жизнь в браке

Жалуетесь, что вам холодно? Скажите спасибо, что вы не живете в селе Оймякон! В январе температура здесь может неделями прочно держаться на отметке в минус 50ºС, поэтому неудивительно, что этот населенный пункт по праву называют самым холодным в мире. Самая низкая температура в истории Оймякона составляла …-71,2ºС!!!

(Всего 20 фото)

1. В селе живет около 500 человек. В 20-ых и 30-ых г. оно было остановкой для пастухов оленей.

2. Однако советское правительство в попытке «остепенить» кочевников, т.к. считало их неуправляемыми, сделало это поселение постоянным.

3. Вот, кому не так холодно при таких морозах!

4. По иронии судьбы, слово Оймякон означает «незамерзающая вода» - в честь находящегося рядом горячего источника.

5. На этом памятнике обозначена отметка самой рекордно низкой температуры в истории села.

9. 52-летний Александр Платонов – учитель на пенсии – вышел в туалет, который находится за его домом. Многие туристические компании предлагают посетить деревню и попробовать пожить в таких условиях.

10. Кстати, единственная местная школа закрывается только при температуре ниже -52ºС.

11. Оймякон лежит примерно в двух днях езды от города Якутск – столицы региона.

12. Его обслуживают два аэропорта, в столице есть университет, школы, театры и музеи. На фото: дорога к Оймякону, которую прозвали «Дорогой костей».

13. Туалет на заправочной станции по дороге в Оймякон.

14. А это студентка Якутска на автобусной остановке в столице.

15. Обычные проблемы, с которыми сталкиваются жители Оймякона каждый день: замерзают чернила в ручках, батарейки теряют мощность, а многие местные жители оставляют автомобили работать весь день, т.к. боятся, что они просто могут их больше не завести.

16. Еще одна проблема: похороны. При таком морозе на то, чтобы выкопать могилу в замерзшей земле, может уйти до трех дней. При этом землю сначала нужно отогреть костром и положить по краям раскаленные угли.

17. А вот и заправочная станция по дороге в Оймякон.

Якутия — это республика вечного льда, известная, в основном, . Река Лена — одна из самых длинных рек земли тянется от Южной тундры до Северной тайги и, в конце концов, впадает в Ледовитый океан. На реке Лене поражают уникальные скальные образования с видами необыкновенной красоты. Но в настоящей статье речь пойдет о другой достопримечательности Якутии- это Полюс Холода.

Как якуты любят говорить: у нас девять месяцев зима и три месяца настоящая зима. Но все не совсем так плохо. Есть также короткие летние недели с довольно теплыми днями.

Существует некая конкуренция за звание самого холодного места в Северном полушарии. С 1926 года с Верхоянском за право называться «Полюс холода» спорит поселок Оймякон, а точнее село Томтор, расположенное в 30 км юго-восточнее.

Несмотря на то, что в Антарктиде зарегистрирована более низкая температура, чем в Оймяконе, сопоставление эти показания не считается в полной мере корректным. Станция «Восток» расположена на высоте 3488 м над уровнем моря, в то время как Оймякон на высоте 741 м. Для сопоставления результатов необходимо привести оба значения к уровню моря. В Северном полушарии право именоваться «Полюс холода» оспаривают два населенных пункта Якутии: город Верхоянск и поселок Оймякон, где была отмечена температура -77,8°С.

Оймякон находится во впадине и со всех сторон защищен горами, задерживающими выход тяжелого холодного воздуха. Эти же горы препятствуют проникновению идущих со стороны океанов влажных воздушных масс. Оймяконская впадина расположена выше над уровнем моря, чем Верхоянск, следовательно, здесь можно ожидать экстремально низких температур воздуха. В Томторе находится знаменитая Оймяконская метеорологическая станция, где в 1938 году зарегистрирована температура -77,8°C. На этом основании Оймякон можно считать самым холодным местом на Земле. Среднемесячная температура января в Оймяконе составляет -61°C, но может достигать и -68°C. По неофициальным данным зимой 1916 года температура в поселке опускалась до -82°C.

Оймякон на местном языке означает «незамерзающий источник». В этой местности действительно есть ручьи, участки рек, которые не замерзают в такой сильный мороз. Оймякон в переводе означает «незамерзающая вода». Окружающая ручьи природа поражает своей нереальностью.

Холод многие годы сдерживал потоки туристов в край вечной мерзлоты. Но в последнее время именно холод способствовал развитию новой концепции туризма и стал новым брендом в туристической инфраструктуре края. Желающие испытать себя на прочность, увидеть, как выглядит настоящая зима, едут в Якутию, край вечной мерзлоты. Здесь исключительно холодно, но край очень доброжелательный. Для туристов созданы маршруты, которые позволят изучить местный быт, гастрономические пристрастия, увидеть обряд алгыс, трудовые будни оленеводов, поучаствовать в конно-пеших маршрутах, в спортивной рыбалке, охоте, осмотреть достопримечательности, побывать на фестивале «Полюс холода».

Жители Оймякона не носят одежду из синтетических тканей, потому что на морозе она распадается, зимой здесь одевают даже коров, чтобы они не заморозили вымя. В Оймяконе нет простудных заболеваний, потому что замерзают вирусы, замерзает выдыхаемый воздух. В этом краю много долгожителей. В Оймяконе можно услышать «шёпот звёзд». На морозе человеческое дыхание мгновенно замерзает и можно слышать его тихий шелест. Название «шёпот звёзд» этому удивительному явлению дали якуты. Местные жители занимаются разведением якутской лошади, которая известна своей адаптацией к климату и находит возможность искать растительность, которая находится под глубоким снежным покровом.

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки


Интересным в этих краях может быть следующее:
  • увидеть жизнь людей в экстремальных условиях;
  • прокатиться по трассе «Якутск-Магадан»;
  • найти некоторые фрагменты Аэрокобра , самолета, разбившегося во время перегона самолетов в Отечественную войну;
  • посетить метеостанцию Восточная ;
  • посетить золотой рудник, и этнографический комплекс «Бакалдын «;
  • великолепные пейзажи: величественные горы и быстрые реки;
  • увидеть огромные оленьи пастбища;
  • почувствовать «на собственной шкуре» экстремальный мороз и его влияние на все окружающее;
  • отведать жеребятины и строганины, приготовленных по местным рецептам;
  • в солнечную погоду можно наблюдать гало - когда солнце над горизонтом превращается в три практически одинаковых.

Купить билет до Якутска вы сможете воспользовавшись сервисом

Самые дешевые билеты из Москвы в Якутск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

В селе есть два музея - краеведческий и литературно-краеведческий. В первом все экспонаты, даже карабин 18 века, можно потрогать руками (рекомендую все же не злоупотреблять). Второй находится в здании школы и посвящен репрессированным русским писателям и истории ГУЛАГа на территории края в целом, за что его называют «музеем ГУЛАГа».

Также любителям истории будет интересен этот район как место лагерей системы ГУЛАГ и той самой автодороги «Колыма», построенной ценою тысяч жизней политзаключенных.

В Томторе установлен обелиск «Полюс холода», где увековечен температурный рекорд, отмеченный геологом Обручевым. Этот обелиск, так-же является местной достопримечательностью. Каждый год в Томторе в начале апреля проходит фестиваль «Полюс Холода», на который съезжаются многочисленные туристы. Главным событием праздника является авто-тур Якутск-Оймякон, 1270 км заснеженных трасс. В это время проходят соревнования среди дедов морозов на снегоходах, оленях, а также, для местных девушек: «Мисс Полюс Холода» и «Хозяйка чума», выставка национальной одежды, прикладного искусства и национальной кухни народов Севера, гонки на оленях, подледная рыбалка. Во время фестиваля массовые гулянья включают катание в собачьей упряжке из якутских лаек. Если вам повезет, вы сможете отведать невероятно вкусное мясо снежного барана чубуку, добыть которого на охоте чрезвычайно сложно.

Санта-Клаус из Лапландии и Дед Мороз из Великого Устюга являются постоянными гостями фестиваля. Почему фестиваль с таким названием проводится здесь в апреле, а не, например, в январе? Говорят, по просьбе теплолюбивого Санта-Клауса.

Из Якутска в Оймякон (Томтор) можно добраться за один день. Федеральная трасса «Колыма», в последние два года была значительно расширена, а бывшие еще несколько лет назад опасными участки укреплены. Лучший сезон для поездки на Полюс холода с начала декабря по апрель.

Протекающая в Оймяконе река Индигирка, известна не только золотыми приисками и добычей сурьмы, но и большим количеством различных видов рыбы. На реке ведется промысел ряпушки, нельмы, омуля, сига, чира, муксуна. Туристы могут поучаствовать в подледной рыбалке: в прозрачной воде Индигирки рыбу видно даже на четырехметровой глубине.

В туристском комплексе «Чочур-Муран» действует небольшой этнографический музей. Его экспозиция состоит из старинных предметов. В зимнее время на территории комплекса руками якутских мастеров создается парк ледовых скульптур. Этот вид искусства очень популярен в Якутии. Главная достопримечательность — обустроенное внутри горы «Царство Вечной Мерзлоты». В пещере туристов встречает высеченный изо льда якутский мороз — Чысхаан. В комнате Хозяина Севера можно увидеть ледяную мебель, посуду. Следующий зал предназначен для обрядов очищения, благоговения. Здесь чествуют новобрачных, и искренне желают, что бы их союз был таким же вечным, как и окружающая мерзлота. В Музее вечной мерзлоты есть ледяная горка, Ледяной бар. За свое посещение необычного Музея вы можете получить у Архивариуса именной сертификат.

7.08.1560 (20.08). - Кончина Царицы Анастасии, первой жены Царя Иоанна IV Грозного, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых .

Послеофициального венчания на царство(16.1.1547), в феврале 1547 года молодой Царь Иван IV Васильевич решил жениться и устроил смотрины лучших невест из боярских и дворянских семей. Выбор Царя остановился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьева из рода, известного с середины XIV века, хотя и к высшей знати не принадлежащего.
«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чуствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты», - писалН.М. Карамзинв "Истории государства Российского".

Источники сохранили мало сведений о характере и жизни первой русской Царицы и первой, любимой жены Грозного Царя. Анастасия, «ростом маленькая, а коса до полу, богатая», получившая воспитание в затворе боярского терема, не обладала властным характером и не стремилась оказывать влияние на государственные дела мужа. Однаковзятие КазаниЦарь посвятил ей, своей Царице.

Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией Романовой

Летопись гласит, что «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели», усмиряя его несдержанный нрав. Русскому летописцу вторит современник Грозного, некий англичанин Дорсет, бывший в Москве по торговым делам: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Золотое шитье светлиц великокняжеского рода. Хоругвь двухсторонняя, мастерская Анастасии Романовны.


Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве "пяличного дела". Пелены, покровцы, плащаницы, воздухи передавались в дар Церкви. Аналогов этим произведениям нет и поныне, а те, что сохранились, составляют безценные собрания музеев.


"Богоматерь Одигитрия"

Анастасия родила царю трех сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго - по одной из версий (возможно, преувеличенной) - "убил отец". И лишь третий,Феодор, станет наследником престола и в 1584 г. Царем. Царицы Анастасии к тому времени уже давно не будет в живых. В 1560 г. она умирает в селе Коломенском, пережив долгую болезнь.
Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о причине смерти «и отравами царицу Анастасию изведоша». Это добавило Грозному ненависти к прочим боярским интригам.Исследования, начатые в 2000 г., подтвердили факт отравления. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Ртуть в те времена была самым распространенным смертельным ядом.

Погребение Анастасии

Специалисты также установили возраст Царицы - ей было не более 25-26 лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить "захудалых", "некняжеских" родственников Анастасии из окружения Царя, где они заняли важные государственные посты.
Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», - сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях Грозного Царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах.
Тем не менее Царица Анастасия и после своей смерти сыграла в русской истории, пожалуй, самую важную роль - она стала связующим звеноммежду пресекшейся царствовавшей ветвью династии Рюриковичейи новой династией Романовых:призванный Земским Собором Царь Михаил Феодоровичбыл всем дорог каксвойственник угасшего царского рода, "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет", как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.

1532, или 1533 - 7.8.1560, Москва), первая русская царица (с З.2.1547), первая жена Ивана IV Васильевича Грозного. Из рода Захарьиных-Кошкиных. Впервые упомянута в 1542/43 в духовной родной тётки по отцу, княгине А. Ю. Ромодановской. После смерти отца, Р. Ю. Захарьина-Юрьева, в феврале 1543 года воспитывалась матерью Ульяной. По свидетельству «Летописца начала царства...», в качестве невесты была выбрана самим царём. Венчал их митрополит Московский и всея Руси Макарий в Успенском соборе Московского Кремля. Их дети: Анна Ивановна (10.8.1549 - 20.7.1550), Мария Ивановна (17.З.1551 - 1551), Дмитрий Иванович (октябрь 1552 - 6.6.1553), Иван Иванович, Евдокия Ивановна (28.2.1556 - июнь 1558), Фёдор Иванович. Неоднократно совершала обетные паломничества, в том числе пешком (в Троице-Сергиев монастырь в сентябре 1548), и особые моления (например, вместе с мужем у гроба преподобного Никиты в Никитском монастыре Переяславля летом 1553 при возвращении из поездки по северным монастырям, во время которой погиб её сын Дмитрий).

Сопровождала мужа в «походах по монастырям»: в Троице-Сергиев монастырь (февраль 1547, июнь 1548; декабрь 1552 - для крещения Дмитрия), монастыри Центра и Севера страны (май - июнь 1553), вновь в Троице-Сергиев монастырь и в переяславский Никитский монастырь (сентябрь 1556) и др. После посещения монастырей нередко следовала за царём в объездах ближних и дальних царских резиденций, дворцовых сёл, охотничьих угодий (1548, 1556), в поездках по военно-политическим делам (летом - осенью 1559 в Можайск). Участвовала в придворно-церковных церемониальных «встречах» и «отпусках» чудотворных икон (святого Николы Великорецкого в августе 1556, Божией Матери «Одигитрия» и других образов из Нарвы в августе 1558).

По инициативе царя и его окружения поведение венценосной пары постепенно приобретало публичный, этикетно-нормативный характер с использованием новых форм общения и прежних традиций. Начало Казанского похода 1552 года сопровождалось официальным посещением Иваном IV покоев Захарьиной-Юрьевой, обращённой к ней речью, плачем царицы и ещё одной речью царя к митрополиту с просьбой-поручением иметь попечение о всей его семье. Как царица Захарьина-Юрьева распоряжалась членами Государева двора, нёсшими свою придворную службу при ней, включая лиц с думными чинами. Под её присмотром и управлением находились ряд мастерских и производств в системе дворцового ведомства.

Брак царя с Захарьиной-Юрьевой привёл к карьерному росту её близких родственников (клан родных и двоюродных её братьев, близких к ним лиц был особо влиятелен в 1548-54, а затем уже после кончины Захарьиной-Юрьевой), однако сама она заметной политической роли не играла. Во время мартовского кризиса 1553 (в дни тяжёлой болезни царя часть правящей элиты собиралась присягать старицкому князю Владимиру Андреевичу, а не младенцу царевичу Дмитрию Ивановичу) Захарьина-Юрьева по присяжной грамоте князя Владимира Андреевича получала некоторые права опекунши. Эти нормы и возможные властные прерогативы в случае смерти Ивана IV получили детальную разработку в майской крестоцеловальной записи князя Владимира Андреевича, составленной по решению Ивана IV в связи со смертью царевича Дмитрия Ивановича и рождением царевича Ивана Ивановича. Старицкий князь должен был согласовывать с главным опекуном, то есть Захарьиной-Юрьевой, едва ли не каждый свой шаг и при малейшем сомнении доносить на свою мать - княгиню Евфросинию Андреевну, под влиянием которой он находился.

Последние 1,5-2 года жизни Захарьина-Юрьева тяжело болела. Иван IV после разрыва с А. Ф. Адашевым и Сильвестром обвинял их в том, что они «ненависть зельну воздвигли на нашу царицу». По слухам, она скончалась от отравления (исследование её останков скорее подтверждает их, нежели опровергает: в костях обнаружена аномально высокая концентрация некоторых ртутных соединений). Была похоронена в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля. В 1929 саркофаг с прахом Захарьиной-Юрьевой перенесён в подклет Архангельского собора.

Лит.: Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в середине XVI в. // Общество и государство феодальной России. М., 1975; он же. Свадебные дела XVI в. // Вопросы истории. 1976. № 10; Панова Т. Уж приготовлен яд, пощады не проси // Знание - сила. 1998. № 7; Флоря Б. Н. Иван Грозный. 2-е изд. М., 2002; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. Н. Новгород, 2005.