Бессмертный полк комментарии. Об акции "бессмертный полк". Зачем финнам российский «Бессмертный полк»

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» 1 Фес. 5:1-6.

В Священном Писании мы прочли следующие слова: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью ...» .

Еще несколько лет назад мы проповедовали, говорили людям о последнем времени – и не многие из них, тогда, соглашались с нами. Но сегодня, мы наблюдаем совершенно другую картину: среди неверующих, с которыми мы общаемся, все уверены в том, что скоро наступит конец света. Люди видят и понимают, что мир разрушается у них на глазах. Мирские люди все, как один, осознают, что все «ценности» тают на глазах и рассеиваются, словно туман. Люди в мире живут в страхе, в ужасе, ожидая новый экономический спад или очередной выпад терроризма. А мы в Церкви имеем МИР Божий в своих сердцах. Это чудо, и это удивляет, соприкасающихся с нами неверующих людей.

Ни для кого не секрет, что со времен Первоапостольской Церкви ученики Христа ожидают Его возвращения. И до сего дня по всей планете то там, то здесь люди говорят о последнем времени, озираясь вокруг. По наблюдениям одних, конец света сначала ожидали в одной стране, по наблюдениям других – в другой. Люди по-разному реагировали на различные обстоятельства, происходящие в мире. Но Церковь всегда живет пророческим временем , и Откровение Духа Святого учит Церковь пребывать в состоянии готовности постоянно. То есть быть приготовленными для приближения дня Господня всегда, в любое время.

Нам нет нужды слушать то, что сегодня говорят теологи и что прогнозируют политологи. Церкви необходимо заботиться о том, что когда бы ни наступил этот час, чтобы Невеста Христа была бы готова к встрече с Женихом. Поэтому каждый день нужно приготавливать себя: очищаться в Крови Христа, еще больше освящаться, еще больше отделяться от этого мира, со страхом совершая свое Спасение.

Апостол Павел говорит о том, что нет нужды писать вам братья, потому что Церковь живет в мудрости, в Откровении, под водительством Духа Святого. Эта Божья забота позволяет нам видеть исполненными все пророчества, слышать голос Господа: «Не замедлю, вскоре гряду!» . Позволяет слышать голос Духа Святого и Невесты, взывающих: «Гряди, Господи! » При всем видимом распаде сего мира, еще немного, и в мире объявят «безопасность»…. Враг готовит себе плацдарм для того, чтобы установить свое правление на этой земле.

Так говорит Слово Божье: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут » . Неизбежно – Господь грядет за Церковью! И Церковь готовится к Великому Дню, к сретению с Господом на воздухе. Для мира это произойдет: «как тать ночью» . Но для Церкви – НЕТ! Верная Церковь ходит в Свете, в нашей жизни все освещено, Господь дает Силы преодолевать, претерпевать все трудности до конца. Он заботится о Своих слугах, подкрепляет братьев и сестер, находящихся в труднейших жизненных ситуациях. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не [сыны] ночи, ни тьмы» .

Далее написано: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ...» . Почему в такое время прочие спят? В Писании есть ответ: «от того, что не рассуждают о Теле, многие из вас больны и немало засыпают». Из десяти дев, пять оказались неразумными. Они не увидели ценности в том, чтобы жить в Духе Святом со всем народом Божьим. Они избрали собственный путь в деле служения Господу. Не захотели оставаться под водительством и руководством Духа Святого, иметь управление через пасторское «пятигранное» служение, иметь переживание через действие Даров Духа. Эти пять дев не разумели, не позаботились научиться у Господа, принять полноту истинного учения, иметь наставление Духа Святого. Они решили идти путем собственного разума, путем религии, не требующей от них посвящения, и они УСНУЛИ с пустыми сосудами в руках. Нам же сказано: «Итак, не будем спать » – да не будет среди нас такого!

« но будем бодрствовать » . Эти слова означают, что каждый день следует проявлять заботу о том, чтобы исполняться Духом Святым, иметь в своей жизни кропление Крови Иисуса Христа, разделять действие Духа Святого в Теле и вкушать Хлеб жизни – принимать всю благодать Христа для того, чтобы оставаться живыми для Вечности.

« и трезвиться » . Трезвость говорит нам о здравом учении , чтобы в это последнее время не впасть в заблуждение, не отклониться от Истины Апостольского учения, так как: « ...и многих прельстят» Марк. 13:6 . Но жить тем, что предано нам от Самого Господа, тем, что приняла Первая Церковь и чем сегодня живет последняя Верная Церковь.

Сегодня Дух Святой, передавая это Слово, желает ободрить и поддержать всех тех, кто, проходя через свои жизненные трудности, находится в таком состоянии веры, что их огонь жизни угасает. Церковь почти преодолела свой долгий и нелегкий путь. Осталось чуть-чуть, поэтому не стоит давать место врагу, который всегда ищет, чтобы обокрасть нас.

Используй «арсенал» Неба, ресурсы Божьи, вспомни о « » . В это последнее время нам необходимо искать всякую возможность для обновления в вере. Следует направить свои усилия на то, чтобы искать Господа на рассвете, исполняться Его силы и Откровения. Просить о действии Крови, молиться и читать Слово в течение дня, чтобы усмирить свою плоть. Восхвалять Господа, приходить в собрание со всем народом Божьим, пребывать в Его присутствии. Так претерпевать до конца, до последнего часа, пока Бог Отец не пошлет нам Вечное избавление.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Страница 1 из 5

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ – один из ключевых эсхатологических терминов Священного Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божьей. В Ветхом Завете термин «день Господень», или «день Яхве» (Иоил. 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Ам. 5:18–20; Авд. 1:15; Соф. 1:7; Зах. 14:1; Мал. 4:5), встречается также в следующих вариантах: «день Господа» (Соф. 1:14; Ис. 13:6, 9; Иез. 13:5; 30:3); «день Господа Саваофа» (Ис. 2:12); «день мщения у Господа» (Ис. 34:8); «день отмщения» (Иер. 46:10); «день гнева Господня» (Плач 2:22; Соф. 1:18; 2:3); «день ярости Господа» (Иез. 7:19); «день жертвы Господней» (Соф. 1:8). Синонимами «дня Господня» являются выражения: «тот день /дни» (Ам. 8:9, 13; Ис. 2:11, 17); «вот день» (Иез. 7:10); «наступил день» (Иез. 7:12); «пришло время» (Иез. 7:12); «то время» (Соф. 1:12) и др. Тема «дня Господня», в основном, рассматривается в пророческих книгах Ветхого Завета. Главные положения библейского учения о «дне Господнем» излагаются в книге пророка Амоса, который говорит о «дне Господнем» в контексте пророчеств о судьбах Израиля и, в основном, обличает нечестие Израиля, за которое его должна постигнуть кара Божья. В первый раз в Священном Писании представление о дня Господнем даётся в Ам. 5:18–20. Согласно предположению, высказанному Р.Г. Чарлзом, обращение пророка Амоса к понятию «день Господень» свидетельствует о распространённости в среде иудеев верования в скорое и окончательное сокрушение Господом врагов Своего народа. Современники Амоса ожидали, что день Господень будет днём великой победы Бога над нечестивыми народами в самое ближайшее время. Как полагают исследователи, по этой причине Амос часто называет Господа «Господь Бог Саваоф» (евр. – Яхве Бог Воинств – Ам. 5:14). По мнению исследователей, пророк следует народному восприятию Яхве как Бога – Воителя за Израиль. Обвиняя Израиль в глубоком попрании правды Божьей, носителем которой он призван быть, пророк говорит о ложности надежд на грядущий триумф еврейского народа. Израилю предстоит не торжество победы, но суд Божий. Этим судным днём провозглашается «день Господень», который для Израиля станет не днём надежды, а днём отчаяния: «Горе желающим дня Господня! ...он – тьма, а не свет…» (Ам. 5:18). Это провозвестие дня Господня в «Книге пророка Амоса» построено на контрасте ожидаемого и истинного. Таким образом, день Господень – это сложившееся религиозное представление, к которому пророк прибегает в соответствии с данным ему видением исторической ситуации. Согласно точке зрения русских исследователей конца XIX в., пророк Иоиль пророчествовал раньше Амоса, учение которого о дне Господнем могло сформироваться под влиянием пророчества Иоиля о наказании язычников (Иоиль 3:14–15, ср. 3.:6–21). Пророк Амос развивает это понимание дня Господня, отмечая, что этот день страшен для всех, отступающих от заповедей Бога. В современной западной экзегетике существует два взгляда на происхождение термина «день Господень». З. Мовинкель предположил, что день Господень был важнейшей составной частью празднования еврейского Нового года, связанного с богослужебным почитанием праздника восхождения Яхве на трон. Герхард фон Рад рассматривал день Господень в контексте концепции священной войны как день победы Яхве над противниками. Последующие гипотезы высказывались в рамках этих версий.

День Господень

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В пророческих книгах нередко встречаются выражения «день Господень» и «день Господа» (Ис 13:6,9 ; Иез 13:5 ; Иоиль 1:15 ; Иоиль 2:1,11,31 ; Ам 5:18,20 ; Авд 1:15 ; Соф 1:7,14 ; Мал 4:5 ), дословный перевод – «день Яхве» (→ ). В других местах (Ис 2:12 ; Иез 30:3 ; Зах 14:1 – в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определенного артикля в еврейском тексте) это словосочетание дословно означает «некий день Яхве». Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание «тот день» (Ис 2:11,17,20 ). Под Днем Господнем в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеческую историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах День Господень может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА

В речах ранних пророков Священного Писания, в частности у Амоса (Ам 5:18 ), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророческого слова жило ожидание Дня Господнего и бытовали определенные представления о том, что он будет собой представлять. Израильский народ, в отличие от пророка, ожидал День Господень как благодатное событие; предполагалось, что День Господень будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1-2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частности, над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Амос явно оспаривает мнение, что День Господень – это свет (Ам 5:18,20 ), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам 8:9 ; сравните с Ис 2:12 и следующие; Ис 24:21 ; Иоиль 2:31 ; Мих 1:3,4 ; Зах 14:4-8 ). Для связанных с Днем Господним ожиданиями – будь то ожидания народа или предвидения пророков – типично как раз то, что политические изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (сравните особенно Соф 1:14-18 ). То обстоятельство, что об упованиях на День Господень, как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидетельствует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Дня Господнего господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ

В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Дне Господнем как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (Ам 1:1 ; Авд 1:1 ; Иоиль 3:1 ), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам 2:6-16 ), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязательной пощады ему, она свидетельствует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам 3:2 ). День Господень станет неотвратимым судом (Ам 5:19 ), и Израиль падет (Ам 5:2 ). Cуд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов (Ам 5:15 ). Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам 8:11-14 ). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует День Господень народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис 2:6-22 ). Возвещение Дня Господнего, как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф 1).

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ

Наряду с пророческим возвещением Дня Господнего как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоиль 2:28-32 ; Ам 9:11 ; Авд 1:17 – Авд 1:21 ). Разрушение Иерусалима в 586 году до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Дня Господнего (Плач 1:21 ; Иез 34:12 ; здесь этот день, который уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоиль 2:2 и Соф 1:15 – «день облачный и мрачный»), хотя Иoиль и Софония писали о Дне Господнем как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. День Господень должен принести с собой защиту (Зах 12), очищение (Мал 3:2 ), омовение от греха (Зах 13:1 и следующие), излияние духа благодати и умиления (Зах 12:10 ), орошение живыми водами (Зах 14:8 ). Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказанное спасение в Дне Господнем станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророческая весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоиль 2:28-32 и

Реальность христианства такова, что в конце истории человечество ожидает Судный день. И хотя мир по большей части живёт так, словно это никогда не случится, — день этот наступит, и для одних он станет днём ужаса и содрогания, а для других — днём радости встречи с любимым Господом. Что нам известно о последнем суде? Верно ли понимаем мы те немногие сведения, что даёт нам об этом Писание?

Христианство утверждает, что человек вечен, и земная жизнь — лишь мгновение перед этой вечностью. При этом оно очень скупо говорит и о самой вечной жизни, и о том суде, который ждёт каждого. Священное Писание христиан полно рассказами о прошлом человечества от его сотворения и до основания Церкви воплощённым Сыном Божиим. Там есть пророчества о будущем, о конце истории человека, о неизбежности последнего суда — но крайне мало информации о том, какой будет загробная жизнь и каким будет суд.

В таком осторожном отношении к тайне суда и вечности есть глубокая мудрость и огромная забота о нас Автора Слова Божия. Лукавая природа грешного человека такова, что как только он узнает что-то о посмертной участи, то сразу начинает придумывать, как бы поудобней «там» устроиться. Если «там» гуляет потусторонняя дичь, то нужно взять с собой в могилу лук и стрелы. Если «там» есть дичь и есть охотники, то кто-то должен быть у них главным — значит, надо прихватить с собой жён, слуг, лошадей, золота побольше, чтобы и «там» быть главным.

Чем больше подробностей о «тамошней» жизни предлагает религия, тем легче размыть даже правильные идеи. Показательны в этом плане представления о суде у древних египтян. В их основе лежало ясное понятие о том, что каждому умершему предстоит суд, на котором за грехи накажут, а за добро вознаградят. Но египтяне настолько ясно разбирались в тонкостях процедуры суда и так хорошо представляли все опасности загробного пути на суд, что разработали огромное количество ухищрений, которые гарантировали успешное прохождение всех загробных сложностей. А значит, важен уже не столько нравственный облик умершего, сколько возможность оплатить жрецам похороны по «высшему разряду» со всеми необходимыми ритуалами, амулетами, заклинаниями.

Мне кажется, что с древних времён природа интереса к подробностям грядущего суда не изменилась — этот интерес движим всё тем же желанием получше устроиться после смерти. Если слово Божие, открыв немногое, о чём-то умолчало, это не зря. Как сказал блаженный Феодорит Кирский, «Не должно доискиваться того, о чём умолчано, надлежит же любить написанное».

В любом православном катехизисе можно прочесть, в том или ином варианте, следующее: «После смерти человек предстаёт на частный суд, на котором определяется его участь до всеобщего воскресения. Праведники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают блаженства, нераскаянные грешники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают мучения. После всеобщего воскресения состоится последний общий суд, после которого праведники в полноте пребудут в вечном блаженстве, нераскаянные грешники в полноте вкусят мучения». И ведь всё верно сказано, и фантазиями, сродни древнеегипетским, тут и не пахнет... Но эти сухие, словно созданные для зубрёжки безапелляционные формулировки ни в какое сравнение не идут с яркими образами Писания, с притчами, в которых Господь приоткрывал тайну вечности. Катехизис можно лишь зубрить, а в слово Божие можно с любовью долго и вдумчиво вчитываться. На литургии священник или диакон целует открытую страницу с текстом Евангелия после прочтения, и совсем невозможно представить себе, чтобы кому-то захотелось с такой же любовью целовать текст катехизиса. Но когда мы начнём с любовью, вдумчиво вчитываться в Писание, мы найдём в нём немало мест о суде, которые непросто согласовать с определением из катехизиса. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него (Ин. 3, 17). Может показаться, что эти слова вовсе отменяют суд, но это не так, ведь апостол Павел говорит, что всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5, 10). В первое Своё пришествие на землю Сын Божий явился в образе раба, в уничижении. Явился не судить, но спасти. А Его второе пришествие будет уже не в уничижении, но в славе для суда: Бог и Господь наш Иисус Христос будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1).

Но что это будет за суд в свете любви Божией к нам? Суд — это не только приговор, суд — это, в первую очередь, установление истины. Когда обвиняемый предстаёт на суде, сначала нужно уяснить, виновен ли он в том, в чём его обвиняют. Но Богу не нужно ничего уяснять, Он знает всё. Суд станет моментом истины для нас самих. Тогда откроются все тайные помышления, и мы сами себя увидим в истинном свете такими, как есть, и сами поймём, чего мы заслуживаем. Но что ещё более поразительно, именно в этом смысле открытия истины суд не просто произойдёт в будущем — он уже начался. Господь в Евангелии от Иоанна, продолжая Свою мысль о том, что Он пришёл не судить, говорит: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3, 19-21).

Сын Божий, Свет от Света-Отца, пришёл на землю и Своим явлением уже осветил мир. В Его свете уже видно, что есть зло, а что — добро. Каждый, кто приближается к Нему, уже может начать познавать истину о себе, может начать судить себя. Удивительно, но хоть Сын Божий не пришёл с Ангелами и не сел на престоле судить, однако суд уже потихоньку происходит в жизни многих христиан. Это очень характерная черта Евангелия: как Царство Небесное уже началось в жизни христиан, но ещё не настало в полную силу, так и суд уже начался, но в полноте он случится в конце истории. Мы молимся словами Господа «да приидет Царствие Твое», но Сам же Господь и сказал, что Царствие Божие уже внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так же и суд: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27), — но и свет пришёл в мир , уже пришёл, и в этом и состоит суд.

Кроме того, когда мы пытаемся понять слова Господа о том, что Он пришёл не судить мир, но спасти, нужно помнить, каким представляли себе грядущий суд слушатели Христа — иудеи. Еврейский народ с радостью ждал суда. Хотя в Писании можно найти слова о том, что на суде каждый ответит за свои личные поступки, но всё же для евреев суд представлялся скорее как долгожданный момент отмщения их обидчикам. Евреи ожидали, что на этом суде они не будут отвечать перед Богом за свои поступки, но будут истцами, обвинителями язычников и евреев-отступников. На этом суде Бог наконец защитит притеснённых иудеев, накажет язычников и подчинит их еврейскому народу. У евреев гораздо больший отклик находил пламенный призыв псалма наказать нечестивых: Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс. 58, 6) — чем смиренное исповедание своей нищеты перед судом Божиим: Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2).

Так, для еврея, который ждал суда как момента своего торжества над язычниками, слова Господа о том, что Он пришёл спасти мир, означали, что массового осуждения язычников не будет, Господь пришёл не судить их, но спасти.

Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Из этих слов может сложиться впечатление, что далеко не всем людям нужно будет пройти через суд, причём для избежания суда достаточно верить в Бога. Современные исследователи обращают внимание, что в греческом языке слово κρίνω может означать не только «сужу», но и «осуждаю». И хоть в классическом варианте греческого языка производное от κρίνω слово κρίσις («суд») означало сам процесс суда, но в языке новозаветных авторов, для которых греческий язык, как правило, не был родным, это слово зачастую означало результат, то есть «осуждение».

С современными комментаторами согласны и святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст, не вдаваясь в филологические тонкости, прямо говорит: «слова „на суд не приходит“ означают: не подлежит наказанию». Тогда слова «верующий на суд не приходит» означают то же, что и чуть ранее сказанное Господом: «верующий в Него не судится», и значение этих слов лучше всего передаёт их славянский перевод: веруяй в Онь несть осужден (Ин. 3, 18). И хоть окончательный суд ещё впереди, формы глаголов настоящего времени (на суд не приходит, не судится) говорят о том, что действие суда уже началось, и в каком-то смысле верующий уже не осуждён.

Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор. 6, 2). Эти слова апостола могут зародить сомнение: так кто всё-таки будет судить — Бог или святые? В этом отрывке нужно обратить внимание на слова «разве не знаете». Они говорят нам о том, что апостол Павел пытался напомнить коринфянам нечто, что они уже должны были знать, а именно книгу пророка Даниила. В 7-й главе этой книги говорится, что суд дан был святым Всевышнего (Дан. 7, 22). Но если мы вчитаемся в слова пророка, то увидим, что суд как окончательное установление Царства Божия творит Бог, а святым даётся суд как атрибут власти в Царстве Божием. Если до последнего Божиего суда миром правили и мир судили богохульные и звероподобные царства, то после установления Царства Божия власть и суд будут в руках святых. Кроме того, Сам Господь в Евангелии рассказывает нам, какой будет роль святых на суде: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. 12, 41-42). Это значит, что святые не будут судить по своему произволу других, это значит, что уже фактом своего существования, фактом своей праведности они осуждают нечестивых. Если праведники в сложных условиях сохранили веру и праведность, то нет никакого оправдания нечестивым, у которых были все возможности для жизни по заповедям Божиим. Об этом же говорится и в Послании к Евреям о праведности Ноя: Верою Ной... осудил весь мир (Евр. 11, 7). Ной жил в одно и то же время с развращённым поколением, но соблюл веру и уже этим одним осудил весь развратившийся мир.

То же самое имеет в виду Господь, когда говорит апостолам: В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). Апостолы получат власть судить в пакибытии, то есть в Царстве Божием, в противоположность этому времени, в котором судят безбожные правители. Апостолы будут судить двенадцать колен Израилевых потому, что они являют собой тот священный остаток Израиля, который не отпал от Бога, и одновременно родоначальников Нового Израиля — как двенадцать патриархов были родоначальниками ветхого Израиля. Потому самим фактом своей веры в Мессию они осудят ветхий Израиль, не признавший Мессию.

Суд Божий неотвратим. Он будет подобен тому, как пастух отделяет овец от козлов, как рыбак из пой-манной рыбы выбирает хорошую и выбрасывает плохую, как жнецы жнут пшеницу и сжигают плевелы. Суд застанет врасплох тех, кто ест, пьёт и веселится, забывая о Боге и о нуждах ближних. Суд станет радостной встречей с Господом для тех, кто помнит Его и бодрствует в заботе о Его рабах.

Хоть мы и мало знаем об этом суде, то немногое, что нам открыто, нужно любить и молитвенно читать — тогда и немногие слова Писания смогут изменить жизнь человека и проложить ему путь к Богу.

День Господень

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В пророч. книгах нередко встречаются выражения "день Господень" и "день Господа" (Ис 13:6,9; Иез 13:5; Иоил 1:15; 2:1,11,31; Ам 5:18,20; Авд 15; Соф 1:7,14; Мал 4:5) , досл. пер. - "день Яхве" (см. Имена Бога). В других местах (Ис 2:12; Иез 30:3; Зах 14:1 - в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает "некий день Яхве". Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание "тот день" (Ис 2:11,17,20) . Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.
II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА
В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (Ам 5:18) , проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1 и 2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Амос явно оспаривает мнение, что Д.Г. - это свет (Ам 5:18,20) , ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам 8:9; ср. Ис 2:12 и след.; 24:21; Иоил 2:31; Мих 1:3,4; Зах 14:4-8) . Для связанных с Д.Г. ожиданиями - будь то ожидания народа или предвидения пророков - типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно Соф 1:14-18) . То обстоят-во, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидет-вует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.
III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ
В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, к-рый разразится не только над чуждыми народами (Ам 1; Авд; Иоил 3) , но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам 2:6-16) , поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидет-вует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам 3:2) . Д.Г. станет неотвратимым судом (Ам 5:19) , и Израиль падет (ст. 2). Суд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов (ст. 15). Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам 8:11-14) . Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис 2:6-22) . Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф 1) .
IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ
Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоил 2:28-32; Ам 9:11; Авд 17-21) . Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (Плач 1:21; Иез 34:12 ; здесь этот день, к-рый уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоил 2:2 и Соф 1:15 - "день облачный и мрачный"), хотя Иоиль и Софония писали о Д.Г. как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. Д.Г. должен принести с собой защиту (Зах 12) , очищение (Мал 3:2) , омовение от греха (Зах 13:1 и след.) , излияние духа благодати и умиления (Зах 12:10) , орошение живыми водами (Зах 14:8) . Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказ. спасение в Д.Г. станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророч. весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоил 2:28-32 и Мал 4 . см. Суд см. Второе пришествие Иисуса см. Приход Царства Божиего на землю .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "День Господень" в других словарях:

    День Господень - евр. йом ле Адонай. День Господень день суда, о котором предсказано во многих пророчествах (Ис. 2:12 и дал.; 13:6,9: Иоил. 2:31; 1 Фес. 5:2; 2 Пет. 3:12). Великий день Господень (Соф. 1:14 и дал.) … Словарь библейских имен

    День Господень - (День Яхве, День гнева, День Страшного Суда) одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д. Г. определяется понятием Суда. Первые сведения о Д. Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    день\ Господень - день Госп’одень великий и страшный (Иоил.2:31), день (время) суда (2Пет.2:9), день (время) гнева (Рим.2:5 ; Отк.6:17), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян.17:31) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ - [евр. , (); греч. ἡμέρα Κυρίου], один из ключевых эсхатологических терминов Свящ. Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божией. В … Православная энциклопедия

    День Господень - ♦ (ENG day of the Lord) термин, связанный в Ветхом Завете с приближающимся Страшным судом (Ис. 13:9; Иоил. 1:15; 2:11; Ам. 5:20), а в Новом Завете со Вторым пришествием Иисуса Христа (2 Пет. 3:10) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    День Господень - English: Day of the Lord Выражение, которое может значить 1) любой суд Божий в истории, 2) Божий суд во время периода Скорби, 3) благословения Тысячелетнего Царства, 4) весь период от начала Скорби до конца Тысячелетнего Царства … Словарь богословских терминов

    день - Господень А. Значение слова день 1. Светлый период суток после ночи Бог назвал свет днем: Быт 1:5 день и ночь: Быт 8:22; Есф 4:16; Ин 9:4,5 разделен на двенадцать часов: Мф 20:1 12; Ин 11:9 2. Двадцатичетырехчасовой период времени: Быт 1:5,13,19 … Библия: Тематический словарь

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἡμέρα) часть времени от восхода до захода солнца;… … Словарь церковнославянского языка

    Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Пятидесятница, Троицын день, Троица … Википедия

Книги

  • Воспрянь, о сердце! день Господень, BWV 145 , Бах Иоганн Себастьян. Репринтное нотное издание Bach, Johann Sebastian`Ich lebe, mein Herze, zu deinem Erg?tzen, BWV 145`. Жанры: Sacred cantatas; Cantatas; Religious works; For 3 voices, mixed chorus, orchestra;…