Армия власовцев. Власовцы. Отдел боевой подготовки

Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имеет смысл рассмотреть каждую сферу общественной жизни отдельно.

Экономика.

Разрушение городов – 49 городов разорены. 15 из них стали селами, 14 так и не были восстановлены.

Замедление в развитии ремесел – многие ремесленники, как жители городов погибали при штурме города или увозились в плен в Орду; были утрачены навсегда некоторые технологии (перегородчатая эмаль, резьба по камню); ремесленники работали не на рынок, а на ханов и княжеский двор.

Выплата дани легла тяжелым бременем на государство. Происходила утечка серебра – основного денежного металла Руси, что тормозило развитие товарно-денежных отношений.

Политика.

Назначение князей с помощью специальных грамот – ярлыков (Но! Только подтверждали или отвергали кандидатуру князя, не влияя на процедуру выбора, при этом сохранилось право наследования).

Не создали собственной правящей династии.

Создали институт наместников – баскаков – предводителей военных отрядов, следивших за деятельностью князей и собиравших дань. Донос баскака приводил либо к вызову князя в Орду, либо к карательному походу. (Но! В к.XIII в. сбор дани был передан в руки русских князей)

Отмирание вечевых традиций и формирование политического курса на установление безграничной власти правителя по восточному образцу.

Монголы искусственно поддерживали территориально-политическую раздробленность, что стало основой для последующей централизации сверху.

Социальная структура.

· Практически полное уничтожение старой варяжской знати.

· Формирование новой знати с сильным татарским элементом – Шереметевы, Державины, Толстые, Ахматовы.

Религия.

· Орда не уничтожила православную веру и навязывала свою религию.

· Уничтожение и разграбление церквей происходило только с целью наживы, а не по идеологическим соображениям.

· Церковь была освобождена от налогообложения, ее владения объявлены неприкосновенными.

· За время ига увеличилось число монастырей, существенно расширилось их землевладение.

· Укрепление позиции церкви больше как политического института, чем как духовного.

· Защита православной церкви от влияния Запада.

Общественное сознание.

· Изменение сознание правителей – князья вынуждены были демонстрировать раболепие. Непокорных унизительно наказывали или уничтожали.

· Утверждение восточной модели правления – жестокой и деспотичной, с неограниченной властью государя.

Вопрос о влиянии татаро-монгольского нашествия и установления ордынского владычества на историю России принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

1. Завоеватели оказали значительное воздействие на развитие захваченных земель. Они затормозили экономическое развитие государства, но послужили толчком к объединению. (Н.М.Карамзин)

Завоеватели оказали незначительное влияние на развитие русских земель, все процессы экономического и политического характера органически вытекали из тенденций предыдущих периодов. (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский)

Само существование татаро-монгольского ига подвергается сомнению, а события представляются продолжением княжеских междуусобиц (А.Т.Фоменко, Г.В.Носовский, А.Б.Широкорад).

2. Центр объединения русских земель: возможности и реальность.

Междуусобные войны и раздробление Киевской Руси привели к тому, что формально каждый удельный князь мог начать объединение земель.

Тверское княжество.

Стало самостоятельным княжеством в 1247 г. (первый князь – младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославовович – после смерти А.Н. получил великое княжение)

В нач. XIV в. – наиболее сильное в политическом и экономическом отношении княжество среди восточно-русских земель. Именно тверские князья могли претендовать на великое княжение по принципу старшинства. Политика князей была направлена на непримиримую борьбу с Ордой, что приводило к многочисленным нападениям и разграблению городов княжества как со стороны Орды, так и со стороны ее союзников.

Литовское княжество.

Включало часть русских земель (часть Галицко-Волынского княжества). Не будучи частью Киевской Руси, данное княжество не попадало под власть ига . Кроме того, присоединение уделов русских князей к Литовскому государству освобождало их от подчинения Орде. Однако, с к.XIV в. официальной религией Литвы становится католичество , что является ощутимым препятствием на пути объединения русских земель.

Московское княжество.

1276 г. – первый князь Даниил Александрович (младший сын А.Н.)

Москва занимала центральное положение среди городов Восточной Руси - была прикрыта со всех сторон от внешних врагов: Рязанским, Ростовким, Нижегородским, Ярославским, Смоленским княжествами.

От Москвы шла «великая дорога Володимирская».

Удобное расположение содействовало сравнительно ранней и густой населенности края: прибежище для окраинного населения.

Сгущенность населения приносила большую выгоду князю, увеличивая количество плательщиков прямых податей.

Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира способствует притоку церковных средств.

В борьбе за великокняжеский престол с тверскими князьями – старшими родичами использовали силу Орды (часто ездили туда на поклон с богатыми дарами, добились поручения усмирить восстание в Твери, позволив татарам разорить Тверское княжество за что и получили великокняжеский стол в 1328 г. Иван Данилович Калита).

Ключевский В. О.: «Гибкие и сообразительные дельцы»

Исторические последствия:

Благодаря этим предпосылкам к сер.XV в. Московское княжество превосходило своими размерами любое из княжеств, существовавших тогда на Руси.

Благодаря умению вести политические и хозяйственные дела московские князья приобрели популярность у населения.

Московские князья инициировали процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига не путем решительных военных действий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов

Для заочного отделения.. тема историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов часа..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История, как наука и учебная дисциплина
Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомств

Сущность и формы исторического сознания
Каждый человек, а также любая национальная и социальная общность обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошл

Функции исторического сознания
Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определенный способ существования общества, индивидуальное историческое сознание - составляющей дух


Наиболее распространенными методами являются: 1. генетический, с помощью которого прослеживается причино-следственная связь между событиями; 2. сравнительны

История народов, населявших территорию России
Европейская и азиатская территория России, была населена уже в самые древние времена существования человечества. Однако эти народы, охарактеризованные Н.М.Карамзи

Хитрость
Готские историки отмечают, что славянские воины в то время не славились еще воинским искусством, однако заменяли его природной храбростью и хитроумием: “Сражаться со своими врагами они люб

Жестокость
Летописи VI века изображают самыми черными красками жестокость славян в рассуждении греков; однако это вполне естественно для военных противников, тем более, что сами греки озлобленные частыми напа

Проблема возникновения и развития государственности на Руси в исторической науке
По поводу проблемы зарождения русского государства существует множество точек зрения: от крайней норманнской, которая преувеличивает роль скандинавских народов в становлении восточно-славянского го

Период становления государства Киевская Русь
История Древнерусского государства традиционно разделяется на три периода: 1. IX - сер. X в.в. - формирование государства (правление первых киевских князей Олега, Игоря, Св

Киевская Русь в период правления первых Рюриковичей
При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были

Расцвет Киевской Руси
После Святослава великим князем Киевской Руси в течение восьми лет был его сын от Предславы Ярополк (972-980). Непродолжительность княжения Ярополка в значительно

Предпосылки территориально-политической раздробленности
Территориальная раздробленность – закономерный этап в развитии социально-экономических и политически отношений, следующий за этапом формирования раннефеодального государства. Терри

Характеристика удельного периода на Руси
Удельный порядок был одним из по­литических следствий русской колонизации верхнего Повол­жья при участии природы края. Эта колонизация приносила в тот край те же общественные элемен

Экономический и политический уклад удельных княжеств
Владимиро-Суздальская земля. Экономические особенности: Располагалась в междуречье Оки и Волги:

Татаро-монгольское нашествие и установление ига
В XIII в. разрозненные русские земли подверглись мощной атаке со стороны новой военной силы – татаро-монгольского войска. Оно обладало рядом особенностей, делавшими его непобедимой

Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси
Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имее

Правление Ивана IV Грозного (1533-1584)
Вступил на престол в трехлетнем возрасте, поэтому долгое время страной правили боярские группировки. Официальное венчание на царство в 1547. Около 1549 г. вокруг ц

Темы докладов и сообщений.
Марксизм и формационный подход к истории. Развитие представлений о цивилизационном развитии в европейской философии истории. Этнологический подход к историче

Темы докладов и сообщений
Библиографический список Основная литература. 1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск, 2007.

Темы докладов и сообщений
1. Предпосылки, специфика и альтернативность формирования единого российского государства. 2. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды. 3. Иван IV Гр

Частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства, как сказал Карамзин: «Москва обязана своим величием ханам!». Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти великого князя. В то же время не отрицали влияние разорительных походов татаро - монгол на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д. Гумилев, же нарисовал в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды. Соловьев (Ключевский, Платонов) оценивал воздействие завоевателей на внутреннею жизнь древнерусского общества как незначительное, за исключением набегов и войн. Он полагал, что процессы, 2-ой половины 13-15 в., либо вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды. Упомянув кратко о зависимости русских князей от ханских ярлыков и сбора налогов, Соловьев отмечал, что нет причины признавать значительное влияние монголов на русскую внутреннею администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов. Для многих историков промежуточная позиция - влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие и объединение Руси. Создание единого государства, по мнению Грекова, Насонова и др. произошло не благодаря, а вопреки Орде, с точки зрения на монгольское иго в современной исторической науке: Традиционная история рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая, трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников. Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на самые разные стороны жизни Руси: происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, на менее удобные территории с менее благоприятным климатом; резко снижается политическая и социальная роль городов; усилилась власть князей над населением. Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело к заметному упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, захирели многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар основе городской культуры - ремесленному производству. Так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства в последствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси где жило большинство населения страны. Крестьян грабили все и ордынские чиновники, и многочисленные ханские послы, и просто разбойничьи шайки. Страшным был ущерб, нанесенный моноло-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси моноголо-татарским и завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде "дани" и "запросов". Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже "серебряный голод". Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. Монголо-татарские завоевания искусственно задерживало распространения товарно-денежных отношений, натуральное хозяйство не развивалось.

Заключение

Таким образом, зарождение и развитие Золотой орды оказало сильнейшее влияние на развитие Русского государства, потому что на долгие годы ее история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство. Нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны. Таким образом, монголо-татарское нашествие никак нельзя назвать прогрессивным явлением в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Егоров В.Л. «Золотая орда мифы или реальность» изд. знание Москва 1990г

Греков Б.И. Мир истории: русские земли в 13-15вв.М.,1986г

Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец средневековой Руси - Отечественная история. 1996г

Рязановский В.А. Вопросы истории 1993г.№7

Скрынников Р. Г. История Российская 9-17 вв М.; изд.Весь мир 1997г

Политическая власть

До монголов в Киевской Руси монархический, аристократический и демографический элементы власти уравновешивали друг друга. Историки считают, что в Киевской Руси народ имел голос в правительстве по всей стране. Это было характерно и для восточных княжеств, в том числе Суздальского, в котором монархический элемент преобладал. Таким образом, в Киевской Руси князь (даже великий князь суздальский) был только главой исполнительской власти правительства. Во всяком случае, он не был самодержцем.

После того как Русь была поделена на Западную (Украина и Белоруссия) и Восточную (Московия), обе они пошли разными путями. В Западной Руси, которая вошла в состав Литовского княжества, значительно усилился аристократический элемент власти. Он стал преобладающим. В Восточной Руси, которая вошла в состав Монгольской империи, стал преобладать монархический элемент власти. До монголов этого не было. Это произошло под влиянием монголов.

Об этом свидетельствуют как исторические факты, так и иноземные послы. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн в 1517 году писал, что великий князь Василий III был значительно выше всех других монархов Европы по степени власти над своими подданными. Спустя семьдесят лет после этого англичанин Джилс Флетчер после посещения Москвы писал: «государство и форма его правления чисто тираническая, поскольку во всем исходит из интересов князя при этом в совершенно откровенной и варварской манере».

В Киевской Руси крестьяне были свободными. Крестьянин мог попасть в рабство только из-за долгов. Общество состояло из бояр, горожан и «людей» в сельских районах.

В Восточной Руси после монголов все классы были прикреплены к государственной службе. Это была система всеобщей государственной повинности. Слугами царя были все, включая удельных князей и бояр. Слугами царя были дворяне и дети боярские. Это стало возможным в результате опричнины Ивана Грозного.

Создание военных поместий позволило царям контролировать и армию, и земельные владения служилых людей. В 1581 году было введено временное крепостное право. Сводом законов «Уложением» в 1649 году оно было сделано постоянным.

Структурирование общества, несомненно, было результатом воздействия монгольской системы. Общество в Восточной Руси приобрело следующую структуру. Городские жители были организованы в закрытые общины. Община была ответственной за выплату налогов и исполнение наложенных на членов общины специальных повинностей. Горожан, входящих в такие общины, называли посадскими людьми.

На государственных землях жили и трудились вольные крестьяне. На помещичьих землях трудились крепостные крестьяне. Горожане и крестьяне составляли низший класс подданных царя. Они были освобождены от воинской и придворной службы. Но при этом они должны были платить налоги. В определенных случаях они должны были выполнять обязательные работы, которые назывались тяглом. Поэтому этот класс населения называли тягловыми людьми. Тягловые люди отличались от служилых людей тем, что последние обязаны были нести службу при дворе и военную службу. Люди, несущие службу при дворе и в армии, считались людьми благородного происхождения. Тягловые люди считались простолюдинами.

Так русское общество было четко структурировано под влиянием строгой структурированности монгольского общества. И дело тут, конечно, не в конкретных элементах общества и их названиях. Дело в принципиальном подходе. До монголов в русском обществе ничего подобного не было.

Под ударом монголов погибло не менее одной десятой части населения Руси. Часть городов была разрушена. Это Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль, Владимир-Суздальский и др. Киев, Чернигов и Переславль на несколько столетий потеряли свое значение. Сохранились только Смоленск, Новгород, Псков и Галич.

Оставшихся в живых мастеров и квалифицированных ремесленников забирали к хану. Существовала определенная квота ювелиров и ремесленников, которых посылали к великому хану. Поэтому развитие производственных традиций на Руси прекратилось. В домонгольской Киевской Руси высокого уровня достигло искусство производства перегородчатой эмали. В 1240 году мастерские по изготовлению эмалей были закрыты, мастера были или убиты, или пленены. Так искусство перегородчатой эмали исчезло. В конце XIV века в Москве стали делать выемочную эмаль (лиможские эмали импортировали). Перегородочные эмали стали делать в Москве в XVI веке. Однако уровня киевских мастеров не достигли. В монгольский период почти на столетие остановилось производство скани. Только под влиянием центрально-азиатских образцов оно впоследствии возобновилось. Кстати, шапка Мономаха (по одной из версий) также была при – везена из Центральной Азии. По мере разрушения Золотой Орды некоторые мастера возвращались в Москву.

С нашествием монголов исчезла и техника чернения. Возродилась она только в XVI веке. Глазированная полихромная керамика (включая декоративные изразцы) вновь появилась на Руси в XV веке. В монгольский период полностью прекратилось производство стеклянных браслетов, стеклянных, сердоликовых и бронзовых бус и других украшений.

В результате монгольского завоевания прекратилось искусство резьбы по камню. В Суздальской земле на Георгиевском соборе Юрьева-Польского сохранились каменные рельефы. Они представляют собой последний шедевр этого рода, который был закончен незадолго до завоевания монголов. С завоеванием монголов затормозилось всё, в том числе и строительство каменных зданий. Строительные ремесла пришли в полный упадок.

Нашествием монголов вообще было подорвано русское промышленное производство. Не менее ста лет после завоевания монголов на Руси продолжалась промышленная депрессия. Некоторые отрасли производства ста ли возрождаться только тогда, когда контроль монголов над Русью несколько ослаб. Стала возрождаться металлургия. Быстрый рост ремесел начался в XV веке. На Руси стали появляться оживленные ремесленные центры.

Сельское хозяйство

Монголы разрушили на Руси различные ремесла и промышленное производство. Но они не стали разрушать сельскохозяйственное производство – они кормились плодами этого производства. На юге Руси монголы даже заставляли возделывать просо и пшеницу, которые они использовали для нужд администрации и армии.

Русь для монголов была ценна своей данью. Основную часть дани производили крестьяне. Поэтому монголы не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Монголы не препятствовали и охотничьему промыслу и рыболовству. Они вносили свой вклад в дань монголам.

На территориях, не подвластных монголам (Новгородские земли и север Восточной Руси), производилась выплавка железа и добывалась соль (выпариванием). В монгольский период разрабатывали только поверхностные залежи железных руд.

Крестьяне бежали от ужасов монгольского нашествия. Естественно, бежали на север, куда монголы не доходили. Тогда таким севером были окрестности Москвы и Твери. Таким образом, монгольское давление способствовало быстрому заселению северо-восточной части Великого княжества Владимирского. Это районы Костромы и Галича.

Переселенцы расчищали леса под пашню. Применяли технику подсеки. На освоенных ранее землях превалировала трехпольная система севооборота.

При обработке земли использовали три основных вида плуга. Это тяжелый плуг, усовершенствованную соху (деревянная соха с железным плужным лемехом) и легкую деревянную соху. Тяжелый плуг использовался редко. Чаще всего использовалась легкая соха. Её тянула одна лошадь. В северных лесных районах такая соха была самой распространенной. Усовершенствованную соху тянули три лошади. Она использовалась на землях вокруг Москвы.

В Восточной Руси разводили верховых и ездовых лошадей. Их разводили в великокняжеском хозяйстве. Князю нужны были кони для создания конных подразделений армии. Поэтому на хозяйстве московских князей были в значительных количествах жеребцы, табуны кобыл, верховые и ездовые лошади.

Торговля

В Монгольской империи была обеспечена безопасность международной торговли. Русь входила в состав Монгольской империи. Это должно было способствовать развитию торговли. Однако торговля предусматривает не только безопасность торговых путей, но и наличие товаров. С нашествием монголов производство товаров сократилось, а в большинстве случаев и вообще прекратилось. Города были не способны удовлетворять потребности сельских жителей. Города вместе с ремеслами лежали в руинах.

Затем во время правления Берке товары уже были, но русские купцы были отстранены от международной торговли. Там правила бал могущественная корпорация мусульманских купцов центрально-азиатского происхождения. Время русских купцов наступило только при Менгу-Тимуре. При Узбеке (1314 – 1341) в Сарае была большая русская купеческая колония. Во времена Тохтамыша русские купцы контролировали судоходство на Волге. Русские купцы того периода вели выгодные дела с городом Сурож. Торговцы с Сурожем (сурожане) упоминаются в Волынской летописи. В XIV веке сурожане (русские купцы) составляли большую часть московского купечества.

Русские расширили свою торговлю с западом. Новгород активно торговал с Ганзеей. Москва и Тверь торговали с Новгородом и Псковом, с Литвой, Польшей, Богамией и Германией. С запада на Русь завозили главным образом шерсть. Поэтому этих купцов называли суконниками.

Влияние на правительство

Управление Русью регламентировалось монголами. Князья обязаны были действовать в рамках тех ограничений, которые предписывались завоевателями.

Поскольку часть городов монголами была разрушена, то оказалась разрушенной и вечевская система. Вече продолжало функционировать только в Новгороде и Пскове. Князья были заинтересованы в том, чтобы устранить вече от управленческих дел. В этом вопросе бояре были на стороне князей и, следовательно, монголов. Монголы встречали сопротивление именно городского населения.

Сопротивление городского населения было сломлено общими усилиями князей и монголов. Вече как таковое прекратило свое существование в середине XIV века. Была ликвидирована и должность тысяцкого, который до этого представлял интересы города в княжеской администрации.

Политическая и ремесленная жизнь в городах затихла. Поэтому оживилась жизнь в крупных земельных поместьях. Их владельцы здесь сосредотачивали политическую, экономическую и социальную деятельность. Занятия политикой были ограничены, поэтому князья больше занимались хозяйством в своем владении. Княжеские земельные владения постепенно увеличивались. Увеличивалось и боярское землевладение. Бояре готовы были продолжить борьбу с князьями, но в данной ситуации это было опасно. Монголы всегда выступали на стороне князя. Поскольку бояре имели право сменить князя, то они постепенно стали сосредотачиваться вокруг московского князя. Однако со временем бояре оказались закрепощенными московским князем и покинуть княжество не имели права. Кто был настойчив, тот потерял вначале имение, а затем и голову.

При московском князе функционировали два боярских совета – большой и малый. Большой боярский совет созывался только по важнейшим поводам. Малый совет собирался регулярно. В него входили «великий наместник» Москвы, главный церемониймейстер (окольничий), бояре, которые возглавляли административные управления княжеских поместий, их называли «путными». В состав малого боярского совета входили и другие высшие бояре, которые были членами княжеского кабинета. Их называли «большими боярами» или «боярами воведенными» (в княжеский дворец). В состав княжеского кабинета входил и тысяцкий, пока его должность не сократили.

Отношение городского населения к боярам было настороженным. Они ждали от бояр самого худшего. И недаром.

Великий князь мог усиливаться как за счет усиления своей власти внутри княжества, так и за счет соседнего княжества. Со временем власть великого князя в пределах своего княжества стала неограниченной. Он стал абсолютным государем своего княжества, самодержцем (автократом). Это расшифровывалось как «правитель, независимый от иноземного сюзерена».

Процесс образования единого великого княжества продолжался в течение всего периода монгольского завоевания. Полное объединение Восточной Руси завершилось в начале XVI века (в правление Василия III). Не надо думать, что монголы способствовали объединению Руси. Они действовали по принципу: «разделяй и властвуй». Они всячески поддерживали распри между князьями.

В домонгольской Руси наследство князя делилось между сыновьями. Это не способствовало централизации власти. В монгольский период московские князья передавали наследство предпочтительно старшему сыну (по завещанию). Это делали только князья. Для других такого правила не существовало, поскольку в русских сводах не существовало закона первородства в статьях о наследовании без завещания. Поэтому земельные владения делились поровну между всеми сыновьями. Это касалось как княжеских, так и боярских угодий. При этом оговаривались условия обеспечения матери, вдовы, а также дочерей.

Централизовать и усилить свою власть московский князь смог и благодаря тому, что большую часть наследовал старший сын. Остальные сыновья наследовали значительно меньше. Примером может служить завещание Дмитрия Донского. Между пятью своими сыновьями он распределил наследство следующим образом. Старшему сыну он завещал больше одной трети. Остальные сыновья получили значительно меньше.

Эта тенденция укреплялась. Так, внук Дмитрия Донского Василий II своему старшему сыну Ивану III завещал 14 городов. Остальным четырем сыновьям досталось 12 городов (на всех). Иван III эту тенденцию усилил. Он завещал старшему сыну 66 городов. Четыре остальных сына получили только 30 городов. Такая практика наследования противоречила русскому честному праву. Так зарождались элементы государственного права.

Великокняжеским престолом распоряжались монголы. Но когда они ослабли, Дмитрий Донской «благословил» своего старшего сына Василия I Великим княжеством Владимирским. Правда, хан с этим не согласился, и правление по ханским ярлыкам продолжалось. Только Иван III, получив в наследство правление Великим княжеством, не думал о ханском ярлыке.

За монгольский период в корне изменилось княжеское управление. До этого князь был верховным судьей, главнокомандующим армией. Налоги и судебные пошлины собирали его представители. В монгольский период управлял всеми административными функциями хан. Князья действовали по приказам хана. Это значит, что административные полномочия князей в их княжествах были ограничены.

Судебная практика находилась во власти монгольского Верховного суда и самого хана. По приказу хана казнили некоторых из князей. Хан решал споры между князьями. Служившие в монгольской армии русские подчинялись монгольскому военному праву. В монгольском суде рассматривались и все тяжбы между русскими и монголами. Примером может служить дело потомков князя Бориса Ростовского против потомков царевича Петра Ордынского. Монгольский царевич принял православие и основал монастырь. Потомки Петра Ордынского также были православными. Но они были монголами царской крови. Поэтому спор разрешался в монгольском суде. Сам спор состоял в том, что потомки Бориса Ростовского стремились захватить земли, которые принадлежали монастырю, основанному Петром Ордынским. В монгольский суд обратился внук Петра Ордынского. Монгольский суд защитил православный монастырь от жадного русского вельможи.

По распоряжению хана (по его ярлыку) Русская православная церковь была защищена от любых посягательств на её права и привилегии. Если эти права и привилегии нарушали монголы, то они подлежали монгольскому суду. Если нарушители были русские, то их наказывать должны были русские князья. Если решение князя не удовлетворяло церковь, то она всегда могла обратиться к хану.

Хан твердо установил свои судебные прерогативы на высшем уровне. На более низком уровне правосудие совершал князь. Он разрешал тяжбы между русскими боярами и простолюдинами. В этой сфере все оставалось введении князей. Это не значит, что ничего не изменилось. Наказания ожесточились. Раньше на Руси не было смертной казни. Сейчас же по примеру монголов она была введена. Правда, в это же время она была введена и на западе. Был и введены телесные наказания. Князь Василий I Московский в 1397 году издал Двинскую грамоту, по которой каждый вор подлежал клеймению, а за третью кражу следовало наказание смертной казнью через повешение. Для изменников была установлена смертная казнь через отсечение головы. В «Судебнике» Ивана III (1497) смертная казнь назначалась за следующие преступления: призыв к мятежу, кражу церковного имущества, убийство, подбрасывание вещей в дом человека с целью впоследствии обвинить его в краже (подмёт), поджог. При подозрении в любом серьезном преступлении мог быть казнен закоренелый разбойник, известный обществу в этом качестве.

Надо отметить, что система наказаний Англии, Франции и Германии в позднем Средневековье и начале новой эры была более суровой, чем монгольское уголовное право. Отсечение головы и повешение в Германии преступников было обычным делом. Преступников сжигали на костре, заживо хоронили, топили, колесовали, четвертовали, сажали на кол. В Пскове подвергали смертной казни за кражу в пределах Псковского кремля, конокрадство, шпионство и поджог. Либо вешали, либо отрубали головы. В Новгороде предпочитали топить преступников в Волхове.

В монгольский период в Московии в уголовную процедуру вводили пытки. Предписывалось в «Судебнике» 1497 года пытать подозреваемого без снисхождения и беспристрастно. Запрещалось жертве наговаривать на невинных людей. В это же время пытки широко применялись на западе. В XIV веке Римская католическая церковь предписывала использовать пытки в процессах над еретиками.

Организация судопроизводства у русских в монгольский период не изменилась. Несмотря на это, в XVI и XVII веках мелких чиновников местных судов называли ярыгами (по-монгольски jargu, что значит судья).

Первые полвека после завоевания монголы сами собирали налоги и набирали русских на военную службу. На территории всей Восточной Руси татары организовали почтово-конную службу (ям). Монеты чеканили также монголы. Таким образом, финансовое и военное управление было полностью в руках монголов. Князь мог содержать только свою свиту. Им разрешалось собирать только второстепенные местные налоги и поместные сборы.

Под давлением восстаний горожан монголы отдали право собирать налоги князьям.

Вначале князь должен был собирать дань под наблюдением монгольского уполномоченного. На великих князей монголы возложили обязанность осуществлять надзор за призывом солдат в монгольскую армию и почтовой службой. Военная и финансовая система основывалась на делении на тьмы. Дань монголам стали собирать чиновники великого князя – даньщики. Первые пятьдесят лет монголы осуществляли призыв ремесленников. Впоследствии такой регулярный призыв был прекращен.

Князья были довольны тем, что монголы поручили им собирать дань. Дело в том, что часть дани они забирали себе. Наибольшую выгоду из этого извлекали в Великом княжестве Владимирском, поскольку оно было самое большое (там было больше тем).

После разгрома Тохтамыша великие и удельные князья стали пользоваться большими правами. Они стали управлять своими княжествам и без вмешательства со стороны хана. Русские князья даже стали чеканить монеты (со своим изображением и изображением хана). Монгольскую административную систему князья менять не стали – она была удобной. Можно заключить, что с конца XIV века великокняжеская система налогообложения и военной организации развивалась на основе монгольских моделей.

Главным источником дохода князя была дань. Величина дани определялась на одну соху. На импортируемые товары налагались таможенные пошлины (тамга). Взимались и местные таможенные пошлины – мыто. На каждой стадии транспортирования товаров выплачивались сборы разного рода. Взимались налоги с продажи скота и лошадей. Собирали сбор за привязывание скота (привязное), за рога (роговое), пятно за клеймение лошадей. Собранные деньги хранились казначеем в великокняжеской казне. Слово казна происходит из тюркского языка. Еще одно доказательство влияния монголов.

Великий князь имел доход и за счет сбора судебных пошлин. Сам великий князь рассматривал только наиболее важные дела. Большую часть дел вели наместники князя. Главным наместником был большой наместник Москвы. По наместнику было в каждом сколько-нибудь значительном городе. Роль наместника в сельском районе выполнял волостель. У наместников и волостелей были помощники – судьи (тиуны) и докладчики (заводчики). Подсудный имел право обращаться в вышестоящие судебные инстанции вплоть до великого князя.

Чиновники, которые находились на службе у великого, должны были обеспечиваться средствами к существованию.

В казне не хватало денег для того, чтобы им выплачивать денежное довольствие. Поэтому им было разрешено великим князем «кормиться» с того района, в который они были назначены. Такая практика существовала и в Киевской Руси. Однако тогда она применялась редко. В монгольский период она стала применяться практически везде. Поэтому наместников и волостелей называли кормленщиками. Перечень того, что им причиталось, устанавливался традицией, а затем законом. При поступлении на должность чиновник получал въезжий корм (вступительный взнос). Затем его снабжали необходимым на Рождество, на Пасху и в день святых Петра и Павла (29 июня). Кормленщик был уполномочен в своем районе собирать таможенные и судебные пошлины и сборы за бракосочетания. Часть этих сборов ему было разрешено оставлять у себя.

Несмотря на существующий регламент, кормленщики старались от людей, которые от них зависели, выжать как можно больше. Наиболее жадных приходилось менять. Не всегда это было эффективным – новый кормленщик часто оказывался еще более жадным. Поэтому оставался путь один – назначать кормленщиков на небольшой срок (два-три года). Желающих «кормиться» было очень много, и великому князю было нелегко от них отбиваться. Чтобы удовлетворить как можно большее число чиновников, князь применял практику ротации (через определенное время одного кормленщика заменял другим).

Наместники и волостели выполняли не только судебные функции. Они обладали и общей административной властью. Наместники имели власть над горожанами, а волостели – над населением государственных земель. Великокняжескими владениями руководили великокняжеские управляющие. Боярскими поместьями руководили бояре, а церковными землями – церковные власти. Вся территория великого княжества, таким образом, делилась на две части. Государственные чиновники управляли землями одной части, а манориальная администрация управляла землями другой части. Администрация великокняжеская была столь же важной, как и общая государственная.

Центром всей системы управления был двор великого князя. Отвечал за двор тиун дворский (просто дворский – мажордом). Позднее его стали звать дворецкий. Он был главой служащих великокняжеского двора – слуг и придворных (дворян). В обязанность дворецкого входило назначить каждому работу и содержание. Многие из этих служащих на время службы получали земельные наделы. Дворецкий был также судьей, а также управляющим крестьян, которые жили в поместьях великого князя. Дворецкий также был казначеем доменов. С населения доменов собирали налог деньгами. Эти деньги хранились отдельно от государственных денег, которые хранились в казначействе.

В доменах были сформированы специальные отделения органов управления. Каждое такое отделение называлась путь («дорога»). Руководитель отделения (путник) подчинялся непосредственно великому князю. В Киевской Руси также существовала подобная система, но она была менее развита.

Армия

В конце XV и в XVI веках вооруженные силы Московии делились на пять больших подразделений (как и у монголов). По-русски эти подразделения назывались полками. Подразделениями армии были следующие: центральное (большой полк); подразделение правой руки (правая рука); подразделение левой руки (левая рука); авангард (передовой полк) и арьергард (сторожевой полк). У монголов и у русских подразделение правой руки более важно, чем подразделение левой руки. В русской армии освоили монгольскую практику окружения противника.

В русской армии были введены некоторые монгольские доспехи и вооружения. Войска Даниила Галицкого были экипированы в монгольском стиле. В русской армии стали успешно использовать лассо. Кардинально изменился состав русской армии. В Киевской Руси армия состояла из дружины и городского ополчения, которым командовал тысяцкий. Сельское население не принимало участия в военных действиях.

Монголы установили на Руси свою систему воинской повинности. Она стала всеобщей, а значит, к воинской службе стали призывать и сельское население. Городское ополчение было заменено регулярной армией. Должности тысяцких были отменены.

Неизбежно изменилась суть княжеской дружины. Раньше, в киевский период, княжеская дружина состояла из двух групп (младших и старших дружинников). В монгольский период старшие дружинники составили основу боярского класса. Младших дружинников называли гридь, что по-норвежски означает «дом». В домонгольский период младшие дружинники занимали второстепенные позиции. Княжеская дружина в то время строилась на добровольных началах, по принципу свободного товарищества. Дружина была коллективом друзей. Князь в дружине был неформальным лидером, лучшим из лучших. Именно поэтому, а не благодаря его власти он был популярным, авторитетным в дружине. Естественно, что он обладал не только храбростью, но и организаторским и способностями. Если этого не было, дружинники были вправе покинуть князя. Часто они так и делали. Вся дружина в то время представляла собой единое целое. Старшие и младшие дружинники очень тесно сотрудничали. Только во второй половине XII века постепенно произошло размежевание между старшими и младшими дружинниками. Старшие члены дружины (бояре) создали свои отряды. Младшие дружинники составили ядро княжеской дружины. Они и составляли княжеский двор. В монгольский период это размежевание усилилось. Единая княжеская дружина перестала существовать, а точнее она перестала быть дружиной в прямом смысле этого слова. Вместо дружины сформировались бояре и княжеский двор. Боярские отряды сопровождали князя в походах, но главной военной силой княжества был двор. Двор князя напоминал орду монгольского хана. Параллель тут практически полная. В киевский период члены дружины князя были его боевыми товарищами. В монгольский период члены двора князя были слугами, а те – товарищами князя. Они обязаны были служить князю или всю жизнь, или определенный период.

С введением регулярной армии была введена должность военного начальника – окольничего. Его функции и задачи соответствовали таковым у монгольского букаула в армии Золотой Орды. Ввел должность окольничего на Руси по монгольскому образцу великий князь Федор. Он много лет провел при ханском дворе и был женат на монгольской царевне. Значительно позднее, в XVI веке, окольничими стали звать членов Боярской думы второго ранга.

Благодаря тому, что была введена всеобщая воинская повинность, Дмитрий Донской смог собрать многочисленную армию и победить на Куликовом поле. Сын Дмитрия Донского Василий I использовал общий призыв в армию, чтобы подготовиться к отражению нашествия Тамерлана. На Руси общий воинский призыв был известен как «посоха», поскольку число новобранцев определялось по числу сох в крестьянском хозяйстве.

Огнестрельное оружие стало поступать в русскую армию после 1376 года. На западе были закуплены пушки для усиления обороноспособности Москвы. Уже в 1382 году военный гарнизон, оборонявший Москву от набега Тохтамыша, располагал и пушками и ручными ружьями. Ружья называли тюфьяками, что на тюркском значит маленькая пушка. Впоследствии в армию поступили и пищали – новый тип легких пушек. Пищали появились в войсках Твери в 1408 году, а в Москве – в 1451 году. Надо сказать, что у монголов (даже у Тамерлана) армия не была оснащена огнестрельным оружием.

Русские заимствовали с запада только пушки и пищали. Оба термина заимствованы с чешского языка. Ручное ружье в России было восточного типа. Оно использовалось в это время в Индии и Персии. На западе оно появилось позднее. Только в 1420 году в Германии появились «ручные пушки». В середине XV века огнестрельное оружие производили в Москве и Твери. Иван III в 1475 году существенно расширил московский оружейный завод. В монгольский период произошли значительные изменения на Руси и в социальной сфере. При Иване III царю были подчинены все слои общества (от бояр до крестьян).

Московские бояре имели различное происхождение. Бутурлины, Челядины, Кутузовы первоначально заявляли о своем германском происхождении. Бояре Морозовы и Вельяминовы имели варяжские корни. Все они плюс Воронцов принадлежали к древним боярским родам Великого княжества Владимирского. Бояре Плещеевы и Квашнины имели западнорусское происхождение. На службе у великого князя Московского были семьи родом из Польши и Литвы (но необязательно поляки и литовцы). Некоторые бояре были колонизированными западными русскими. Другие имели «прусское происхождение» (Хвостовы, Романовы и Шереметевы). Романовы первоначально известны как Кошкины, а позднее как Захарьины. Греческие корни имели Головины и Ховрины. При дворе московского князя было немало лиц татарского или тюркского происхождения. Наиболее выдающимися среди них были Вельяминовы – Зерновы. Ветвями этого монгольского рода были Сабуровы и Годуновы. Бахметьевы поселились на Руси в конце XIV, а Арсеньевы – в середине XV века.

В середине XV века стал формироваться класс служилых князей. В течение XIV и XV веков все князья – потомки Рюрика передали свои суверенные права великому князю Московскому. На службу к московскому князю перешли некоторые литовские князья Гедиминовичи. Среди них были потомки сына Годимина Наримунта – Патрикеевы. При Василии III некоторые монгольские князья поступили на службу в Московском княжестве. Если до этого они под своим именем правили в Казани или в Сибири, то их называли царями или царевичами. Эти монгольские князья в начале XVI века занимали самое высокое положение среди князей, которые служили московскому царю. В XVI и XVII столетиях в Москву перешли татарские князья Кудашевы и Енгалычевы. В это же время царю в Москве стали служить некоторые представители черкесской и грузинской знати (Черкесские и Имеретинские). Процесс формирования группы служилых князей завершился к середине XVI века.

Из дома Рюрика в Москве поселились следующие выдающиеся князья: Белозерские, Долгоруковы, Курбские, Щепины-Ростовские, Лобановы-Ростовские, Оболенские, Шаховские, Шуйские, Волконские и др. Гедиминовичи занимали не менее высокую позицию. Среди них были Голицын, Куракины, Мстиславские, Трубецкие и др.

У служилых князей были те же обязанности, что и у бояр. Они образовали высший слой боярского класса. В начале XVI века государь делал назначения в соответствии с генеалогическим указателем («Государев родословец») и со списками государственных и армейских должностей («Разрядная книга»). Каждый требовал, чтобы его назначение соответствовало этим книгам. Это касалось и избрания новых членов в Боярскую думу. Членами Думы первого чина были князья и бояре. Членами второго чина были окольничие. Такая система называлась местничеством. Бояре потеряли прежнюю свободу службы. Они были обязаны служить царю. Процесс ограничения свободы бояр начался еще при Дмитрии Донском. Решающий удар по этой свободе нанес Иван Грозный.

До Дмитрия Донского бояре владели своей землей независимо от службы. Дмитрий Донской ввел новые правила игры – имение боярина можно было арестовать, если его действия расценивались как измена.

Что касается князей, то они должны были давать великому князю клятву о вечной верности. При этом они подписывали присягу о неотъезде. Нарушение принятых на себя обязательств имело следствием потерю владений. При Иване III не только служилые князья, но и бояре не могли оставлять службы. В противном случае они теряли свои имения.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что в XVII веке был следующий состав русской знати (включая бояр и князей): 229 русских аристократических фамилий имели «западноевропейское» происхождение, в том числе и немецкое; 223 – имели польское и литовское происхождение; 156 – татарское и другое восточное происхождение. Фамилии русского происхождения составляли меньшинство.

Всё сказанное выше относилось к верхнему эшелону власти. Более низкий эшелон состоял из двух групп: слуги вольные и люди, прикрепленные к службе. Последние были под властью дворецкого (слуги под дворским). Их впоследствии стали называть дворянами. Дети боярские представляли собой обедневшие линии боярских фамилий. Дети боярские упоминаются еще в 1259 году. Но их проблема проявилась в полный рост в первой половине XV века. Дети боярские имели свободу службы, как и слуги вольные, и бояре. Все они владели вотчинами. С уходом со службы вотчины у них не отнимали. Размеры этих вотчин были разные. У детей боярских (обедневших бояр) они были намного меньше, чем у бояр. Их права были более ограниченными. Что касается слуг вольных, то они являлись второстепенными военачальниками. Со временем они, как и бояре, потеряли свободу службы.

Дворяне были свободными людьми. Часть из них до этого были рабами великого князя. Все дворяне были прикреплены к службе. При найме свободные люди могли оговаривать срок своей службы. Обязанности дворян были разные. Некоторые служили в армии. Другие служили при дворе. Третьи были заняты в управлении дворцовым хозяйством князя. Часть дворян (более низкого уровня) несли службу во владениях князя. Они были пчеловодами, псарями, садовниками и т. п. Дворяне получали содержание по-разному. Одним князь выплачивал содержание, другим он давал во временное пользование небольшие земельные владения (на время службы). На этом принципе функционировали военные поместья.

«Слуги под дворским», сформировавшиеся в монгольский период, впоследствии сыграли важную роль в обогащении московского князя и одновременно его усилении. Эти «слуги» были основной опорой царя в противостоянии с боярами. Иван Грозный в основном справился с боярами. В дальнейшем отношения царя и знати строились по подобию отношения царя и «слуг под дворским» монгольского периода.

Военачальников царь держал в безусловном подчинении посредством поместной системы. Пока военный служил, до тех пор он владел поместьем. Эта система в основном формировалась в монгольский период, хотя этот процесс успешно закончился в XVI веке. Окончательно дворянство возвысилось в середине XVI века, когда царь ввел в состав членов Думы чин думного дворянина. Дворяне получили право голоса в высшем совете страны. В последующем права дворян приблизились к правам бояр. Уже в XVIII веке термин «бояре» сошел со сцены. Все стали дворянами (аристократами).

Положение горожан и крестьян под влиянием монгольской системы изменилось кардинально. Это произошло под влиянием общего воинского призыва и системы дани монголам. Горожане и крестьяне должны были нести тягло. Это означало платить налоги и отбывать трудовые повинности. Именно в монгольский период началась консолидация тягловых социальных классов. Они составляли подавляющую часть нации. Этот процесс завершился в семнадцатом веке. Процесс начался с введением монголами всеобщего налогообложения и общей воинской обязанности.

В период Киевской Руси жизнь горожан и крестьян регулировалась по-иному. В больших городах горожане дань не платили. Но они формировали собственное ополчение. В ополчении служили свободные горожане. Только Новгород и Псков в монгольский период удержали свою автономию. Их жители сохранили полные политические и личные права.

Система общей воинской повинности и общего налогообложения сохранилась на Руси и в послемонгольский период. В 1478 году Новгород был присоединен к Московскому княжеству. В 1510 году присоединили и Псков.

Политическая свобода городов Восточной Руси была уничтожена. Такое положение сохранилось и в последующем. Произошла резкая дифференциация основной массы населения. Образовалось привилегированное меньшинство, состоящее из высшего слоя московских купцов, гостей и суконников. Это меньшинство стояло значительно выше остальных горожан.

В продолжение XVI века это меньшинство разделилось на три слоя. Верхний слой составляли самые богатые оптовые торговцы. Ниже находилась гостиная сотня (корпорация менее богатых гостей). Нижний слой составляла суконная сотня (корпорация суконников). Все три слоя освобождались от прямых налогов и от любых обязательных трудовых повинностей. Но все они должны были помогать царю управлять государством (финансово) и собирать косвенные налоги.

Тягловая масса горожан делилась на две части. Середние горожане состояли из различных торговцев и ремесленников. Молодшие горожане (черные люди) состояли из мелких ремесленников и полуквалифицированных и неквалифицированных работников. Молодшие горожане сформировали черную сотню.

Середние и молодшие горожане жили преимущественно за пределами города, в посаде (в пригородах). С 1550 года их стали звать посадскими людьми. Они составляли средний и низший класс городского населения.

Посадские люди постепенно были закрепощены – их обязали жить в данной общине. Кто самовольно оставлял общину, подлежал высылке в Сибирь. За переход из одного посада в другой в 1658 году была установлена смертная казнь.

Крестьяне в монгольский период обязаны были служить в армии и кроме того регулярно платить налоги. Во времена Киевской Руси облагались только государственные крестьяне (смерды). При этом прямым налогом не облагались земледельцы (люди и своеземцы). В монгольский период структура крестьян изменилась. Были введены по монгольскому образцу сотни (служилые общины). В них вошли и смерды. Кроме того, монголами были введены «орды». Число мелких землевладельцев быстро уменьшалось. Они сохранялись только в Новгороде и Пскове. Если землей они владели коллективно, то их называли в Новгороде шабры, а в Пскове – сябры.

В Восточной Руси монастыри владели значительной долей всех земель. По инициативе церкви сельских жителей земледельцев стали называть крестьянами (христианами) (1391). В Восточной Руси монгольского периода существовали земли церковные и монастырские, государственные земли (черные), которые облагались налогами, дворцовые земли и владения служилых князей и бояр.

Крестьяне на монастырских землях государственное тягло не несли. Они работали только на монастыри. Хуже (еще хуже) было крестьянам на других землях. Они несли воинскую повинность и платили дань. В послемонгольский период церковь лишилась льгот платить дань, и положение всех крестьян стало одинаковым.

В монгольский период крестьяне, хотя платили дань и призывались в армию, сохраняли личную свободу. И не только. Он имел трудовое право на землю, которую он обрабатывал. Пока крестьянин продолжал обрабатывать землю и платить налоги его никто не мог законным путем согнать с участка. Крестьяне, живущие на государственной («черной») земле платили только государственные налоги. Крестьяне, работающие на церковных и личных владениях, должны были платить, кроме того, и манориальные сборы или же отрабатывать их. Это компенсировалось более низкими налогами государству. Так что в конце концов все крестьяне находились примерно в одинаковом положении. Важно подчеркнуть, что при этом каждый крестьянин мог в любое время покинуть свой участок и переселиться в другое землевладение. Для этого надо было рассчитаться с прежним хозяином, что было возможно после окончания сельскохозяйственного цикла (осенью). Правда, на государственных землях он должен был найти того, кто бы стал обрабатывать освободившуюся землю. В середине XV века существовал конечный срок расчета с прежним хозяином. Это был день святого Юрия (Юрьев день) – 26 ноября. Эта дата указывается и в Уложении 1550 года.

Когда правительство ввело поместную систему, то остро встала проблема обеспечения помещиков крестьянами. Распоряжением 1581 года крестьян прикрепляли к поместьям на время, а с 1649 года – навечно. Так в России возникло крепостное право. Крепостного права не было только на государственных землях. Эти крестьяне были прикреплены к их общинам.

Церковь в монгольский период

В первый период монгольского на шествия церковь пострадала, так же как и весь народ. Митрополит, как и многие другие выдающиеся священнослужители, был убит. Епархия в Переславле была закрыта, так как город был разрушен.

Положение церкви стало меняться к лучшему, после того как хан Менгу-Тимур выдал ей охранную грамоту. Достаточно быстро церковь укрепилась и стала сильнее, чем была в домонгольский период. Монголы дали церкви свободу, а от князей она не зависела. Крестьяне работали только на себя. Церковь не платила дань ни князю, ни монголам. Монастыри богатели трудом крестьян из года в год. Тем не менее историки позволяют себе говорить, что в это время церковь видела свою задачу в оказании моральной поддержки крестьянам. А не лучше ли было освободить крестьян?

В первое столетие монгольского периода было основано тридцать монастырей, во второе столетие – более ста пятидесяти.

Очень противоречива. Со временем историки не могут прийти к согласию, когда же все-таки начала формироваться сама армия, кто такие власовцы и какую роль они сыграли в годы войны. Кроме того, что само формирование солдат считается, с одной стороны, патриотичным, а с другой, предательским, нет еще и точных данных, когда именно Власов со своими бойцами вступил в бой. Но обо всем по порядку.

Кто он?

Власов Андрей Андреевич был известным политическим и военным деятелем. Он начинал на стороне СССР. Участвовал в битве за Москву. Но в 1942 году был пленен немцами. Не долго думая, Власов решил перейти на сторону Гитлера и стал сотрудничать против СССР.

Власов по сей день остается противоречивой фигурой. До сих пор историки делятся на два лагеря: одни пытаются оправдать действия военачальника, другие - осудить. Сторонники Власова яростно кричат о его патриотизме. Те, кто примкнул к РОА, были и остаются настоящими патриотами своей страны, но не своего правительства.

Противники давно для себя решили, кто такие власовцы. Они уверены, что раз их начальник и они сами примкнули к нацистам, то они были, есть и останутся изменниками и коллаборационистами. К тому же патриотизм, по мнению противников, это всего лишь прикрытие. На самом деле власовцы перешли на сторону Гитлера только во имя спасения своих жизней. К тому же они не стали там уважаемыми людьми. Нацисты их использовали в целях пропаганды.

Формирование

Впервые о формировании РОА заговорил именно Андрей Андреевич Власов. В 1942 году они с Баерским создали «Смоленскую декларацию», которая была своеобразной «рукой помощи» для немецкого командования. В документе шла речь о предложении основать армию, которая боролась бы против коммунизма на территории России. Третий рейх поступил мудро. Немцы решили сообщить об этом документе в СМИ, чтобы создать резонанс и волну обсуждения.

Конечно, такой шаг был направлен прежде всего на пропаганду. Тем не менее солдаты, которые входили в немецкую армию, стали называть себя военными РОА. Фактически это было допустимо, теоретически армия существовала лишь на бумаге.

Не власовцы

Несмотря на то что уже с 1943 года добровольцы начали формироваться в Русскую освободительную армию, говорить о том, кто такие власовцы, еще было рано. Немецкое командование кормило Власова «завтраками», а тем временем собирало всех желающих в РОА.

На момент 1941 года в проект входило более 200 тысяч добровольцев, но тогда Гитлер еще не знал о таком количестве помощи. Со временем стали появляться знаменитые «Хави» (Hilfswillige - «желающие помогать»). Сначала немцы называли их «наши Иваны». Эти люди работали охранниками, поварами, конюхами, водителями, грузчиками и т. д.

Если в 1942 году в входило чуть более 200 тысяч хави, то уже к концу года насчитывался почти миллион «предателей» и пленных. Со временем русские солдаты воевали в элитных дивизиях войск СС.

РОНА (РННА)

Параллельно с хави формируется еще одна так называемая армия - Русская освободительная народная (РОНА). В то время о Власове можно было услышать, благодаря битве за Москву. Несмотря на то что РОНА состояла всего из 500 солдат, она являлась оборонной для города. Прекратила свое существование после смерти своего основателя Ивана Воскобойникова.

Параллельно в Белоруссии создали Русскую национальную народную армию (РННА). Она была точной копией РОНА. Ее основателем был Гиль-Родионов. Прослужил отряд до 1943 года, а после того, как Гиль-Родионов вернулся к советской власти, немцы расформировали РННА.

Кроме этих «невласовцев», существовали еще легионы, которые славились среди немцев и были в почете. А также казаки, которые боролись за формирование собственного государства. Им нацисты еще больше симпатизировали и считали их не славянами, а готами.

Зарождение

Теперь непосредственно о том, кто такие власовцы в годы войны. Как мы уже помним, Власов попал в плен и оттуда начал активное сотрудничество с Третьим рейхом. Он предлагал создать армию для того, чтобы Россия стала независимой. Немцев это, естественно, не устраивало. Поэтому они не позволяли Власову в полной мере реализовать свои проекты.

Но нацисты решили сыграть на имени военачальника. Они призывали солдат Красной Армии предавать СССР, записываться в РОА, которую они создавать и не планировали. Все это делалось от имени Власова. С 1943 года нацисты начали давать солдатам РОА больше проявлять себя.

Пожалуй, так и появился флаг власовцев. Немцы разрешили русским использовать нашивки на рукаве. Они имели вид Хотя многие солдаты пытались использовать бело-сине-красное знамя, но немцы этого не разрешали. Остальные добровольцы, других национальностей, часто использовали нашивки в виде национальных флагов.

Когда у солдат появились нашивки с Андреевским флагом и надписью РОА, Власов был еще далек от командования. Поэтому и этот период трудно назвать «власовским».

Явление

В 1944 году, когда Третий рейх стал догадываться, что молниеносной войны не получается, а на фронте их дела совсем плачевные, решено было все-таки вернуться к Власову. В 1944 году рейхсфюрер СС Гиммлер обсудил с советским военачальником вопрос о формировании армии. Тогда уже все понимали, кто такие власовцы.

Несмотря на то что Гиммлер пообещал сформировать десять русских дивизий, позже рейхсфюрер передумал и дал согласие только на три.

Организация

Комитет освобождения народов России сформировали лишь в 1944 году в Праге. Именно тогда начинается практическая организация РОА. У армии было собственное командование и все рода войск. Власов был как председателем Комитета, так и главнокомандующим которые, в свою очередь, как на бумаге, так и на деле являлись независимой русской национальной армией.

С немцами РОА была связана союзными отношениями. Хотя и финансированием занимался Третий рейх. Деньги, которые выдавали немцы, были кредитными и должны были выплачиваться по мере возможности.

Мысли Власова

Власов же поставил перед собой иную задачу. Он надеялся, что его организация станет как можно сильнее. Он предвидел разгром нацистов и понимал, что после этого ему придется представлять «третью сторону» в конфликте Запада с СССР. Власовцам предстояло при поддержке Британии и США реализовать свои политические планы. Лишь в начале 1945 года РОА была официально представлена как вооруженные силы союзной державы. Уже через месяц бойцы смогли получить свой собственный нарукавный знак, а на шапке - кокарду РОА.

Боевое крещение

Уже тогда стали понимать, кто такие власовцы. В годы войны им пришлось потрудиться немного. В целом армия поучаствовала лишь в двух сражениях. Причем первое происходило против советских войск, а второе - против Третьего рейха.

9 февраля РОА впервые вышла на боевые позиции. Действия проходили в районе Одера. РОА хорошо проявила себя, и немецкое командование высоко оценило её действия. Она смогла занять Нойлевин, южную часть Карлсбизе и Керстенбрух. 20 марта РОА должна была захватить и оборудовать плацдарм, а также отвечать за проход судов по Одеру. Действия армии были более или менее успешными.

Уже в конце марта 1945 года РОА решила собраться "в кучу" и соединиться с Казачьим кавалерийским корпусом. Это делалось для того, чтобы показать всему миру свою мощь и потенциал. Тогда Запад достаточно осторожно относился к власовцам. Им не особо нравились их методы и цели.

Также у РОА были и пути отступления. Командование надеялось воссоединиться с югославскими отрядами или пробиться в Украинскую повстанческую армию. Когда руководство осознало неизбежное поражение немцев, решено было самостоятельно отправиться на запад, чтобы сдаться там в плен союзникам. Позже стало известно, что Гиммлер писал о физическом устранении руководства Комитета. Именно это и стало первой причиной побега РОА из-под крыла Третьего рейха.

Последним событием, которое остается в истории, стало Пражское восстание. Части РОА добрались до Праги и подняли бунт против Германии вместе с партизанами. Таким образом, им удалось освободить столицу еще до прихода Красной армии.

Обучение

За всю историю существовала лишь одна школа, которая готовила солдат в РОА, - Дабендорфская. За все время было выпущено 5 тысяч человек - это 12 выпусков. Лекции основывались на жесткой критике существующей системы в СССР. Главным упором была именно идеологическая составляющая. Необходимо было перевоспитать плененных солдат и вырастить убежденных противников Сталина.

Отсюда выпускались настоящие власовцы. Фото нагрудного знака школы доказывает, что это была организация с четкими целями и идеями. Школа прослужила недолго. В конце февраля её нужно было эвакуировать в Гишюбель. Уже в апреле она прекратила свое существование.

Споры

Главным спором остается то, каков же был флаг власовцев. Многие по сей день утверждают, что именно нынешний государственный флаг России является знаменем «предателей» и последователей Власова. Фактически так оно есть. Некоторые считали, что знамя власовцев - это с Андреевским крестом, некоторые отдельные коллаборационисты использовали современный триколор РФ. Последний факт подтверждался даже видео- и фотосъемкой.

Также начались вопросы к другим атрибутам. Оказывается, награды власовцев так или иначе касаются знаменитого на нынешнее время спора о георгиевской ленточке. И тут стоит пояснить. Дело в том, что ленточка власовцев, в принципе, вовсе не существовала.

Ныне именно георгиевскую ленту относят к побежденным в Великой Отечественной войне. Её использовали в наградах для членов Комитета освобождения народов России и РОА. А изначально она крепилась к Ордену Святого Георгия еще в имперской России.

В советской наградной системе существовала гвардейская лента. Она являлась особым знаком отличия. Использовали её при оформлении ордена Славы и медали «За победу над Германией».

Не вздыхали «эх, если бы я знал» (потому что знали, на что шли), и не ждали пощады, и не ждали амнистии – только власовцы.

Еще задолго до нежданного нашего пересечения на тюремных нарах я знал о них и недоумевал о них.
Сперва это были много раз вымокшие и много раз высохшие листовки, затерявшиеся в высоких, третий год не кошенных травах прифронтовой орловской полосы. В них объявлялось о создании в декабре 1942 года какого-то смоленского «русского комитета» – то ли претендующего быть подобием русского правительства, то ли нет. Видно, этого еще не решили и сами немцы. И оттого неуверенное сообщение казалось даже просто вымыслом. На листовках был снимок генерала Власова и изложена его биография. На неясном снимке лицо казалось сыто-удачливым, как у всех наших генералов новой формации. (Говорили мне потом, что это не так, что Власов имел наружность скорей западного генерала – высок, худ, в роговых очках). А из биографии эта удачливость как будто подтверждалась: не запятнала служба военным советником у Чан-Кай-Ши. Первое потрясение его жизни только и было, когда его 2-ю ударную армию бездарно покинули умирать от голода в окружении. Но каким фразам той биографии вообще можно было верить? *(8) Глядя на этот снимок, невозможно было поверить, что вот – выдающийся человек или что вот он давно и глубоко болел за Россию. А уж листовки, сообщавшие о создании РОА – «русской освободительной армии» не только были написаны дурным русским языком, но и с чужим духом, явно немецким, и даже незаинтересованно в предмете, зато с грубой хвастливостью по поводу сытой каши у них и веселого настроения у солдат. Не верилось и в эту армию, а если она действительно была – то уж какое там веселое настроение?.. Вот так-то соврать только немец и мог. *(9)
Что русские против нас вправду есть и что они бьются круче всяких эсэсовцев, мы отведали вскоре. В июле 1943 года под Орлом взвод русских в немецкой форме защищал, например, Собакинские Выселки. Они бились с таким отчаянием, будто эти Выселки построили сами. Одного загнали в погреб, к нему туда бросали ручные гранаты, он замолкал; но едва совались спуститься – он снова сек автоматом. Лишь когда ухнули туда противотанковую гранату, узнали, еще в погребе у него была яма, и в ней он перепрятывался от разрыва противопехотных гранат. Надо представить себе степень оглушенности, контузии и безнадежности, в которой он продолжал сражаться.
Защищали они, например, и несбиваемый днепровский плацдарм южнее Турска, там две недели шли безуспешные бои за сотни метров, и бои свирепые и морозы такие же (декабрь 43-го года). В этом осточертении многодневного зимнего боя в маскхалатах, скрывавших шинель и шапку, были и мы и они, и под Малыми Козловичами, рассказывали мне, был такой случай. В перебежках между сосен запутались и легли рядом двое, и уже не понимая точно, стреляли в кого-то и куда-то. Автоматы у обоих – советские. Патронами делились, друг друга похваливали, матерились на замерзающую смазку автомата. Наконец совсем перестало подавать, решили они закурить, сбросили с голов белые капюшоны – и тут разглядели орла и звездочку на шапках друг у друга. Вскочили! Автоматы не стреляют! Схватили и, м рдуя ими как дубинками, стали друг за другом гоняться: уж тут не политика и не родина-мать, а ростое пещерное недоверие: я его пожалею, а он меня убьет.
В Восточной Пруссии в нескольких шагах от меня провели по обочине тройку пленных власовцев, а по шоссе как раз грохотала Т-тридцать четверка. Вдруг один из пленных вывернулся, прыгнул и ласточкой шлепнулся под танк. Танк увильнул, но все же раздавил его краем гусеницы. Раздавленный еще извивался, красная пена шла на губы. И можно было его понять! Солдатскую смерть он предпочитал повешению в застенке.
Им не оставлено было выбора. Им нельзя было драться иначе. Им не оставлено было выхода биться как-нибудь побережливее к себе. Если один «чистый» плен уже признавался у нас непрощаемой изменой родине, то что" ж о тех, кто взял оружие врага? Поведение этих людей с нашей пропагандной топорностью объяснялось: 1) предательством (биологически? текущим в крови?) и 2) трусостью. Вот уж только не трусостью! Трус ищет где есть поблажка, снисхождение. А во «власовские» отряды вермахта их могла привести только последняя крайность, только запредельное отчаяние, только неутолимая ненависть к советскому режиму, только презрение к собственной сохранности. Ибо знали они: здесь не мелькнет им ни полоски пощады! В нашем плену их расстреливали, едва только слышали первое разборчивое русское слово изо рта. В русском плену, также как и в немецком, хуже всего приходилось русским.
Эта война вообще нам открыла, что хуже всего на земле быть русским.
Я со стыдом вспоминаю, как при освоении (то есть, разграбе) бобруйского котла я шел по шоссе среди разбитых и поваленных немецких автомашин, рассыпанной трофейной роскоши, – и из низинки, где погрязли утопленные повозки и машины, потерянно бродили немецкие битюги и дымились костры из трофеев же, услышал вопль о помощи: «Господин капитан! Господин капитан!» Это чисто по-русски кричал мне о защите пеший в немецких брюках, выше пояса нагой, уже весь окровавленный – на лице, груди, плечах, спине, – а сержант-особист, сидя на лошади, погонял его перед собою кнутом и наседанием лошади. Он полосовал его по голому телу кнутом, не давая оборачиваться, не давая звать на помощь, гнал его и бил, вызывая из кожи новые красные ссадины.
Это была не пуническая, не греко-персидская война! Всякий, имеющий власть, офицер любой армии на земле должен был остановить бессудное истязание. Любой – да, а – нашей?.. При лютости и абсолютности нашего разделения человечества? (Если [не с нами], [не наш] и т. д. – то достоин только презрения и уничтожения.) Так вот, я СТРУСИЛ защищать власовца перед особистом, я НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ И НЕ СДЕЛАЛ, Я ПРОШЕЛ МИМО, КАК БЫ НЕ СЛЫША – чтоб эта признанная всеми чума не перекинулась на меня (а вдруг этот власовец какой-нибудь сверхзлодей?.. а вдруг особист обо мне подумает..? а вдруг..?) Да проще того, кто знает обстановку тогда в армии – стал ли бы еще этот особист слушать армейского капитана?
И со зверским лицом особист продолжал стегать и гнать беззащитного человека как скотину.
Эта картина навсегда перед мною осталась. Это ведь – почти символ Архипелага, его на обложку книги можно помещать.
И все это они предчувствовали, предзнали – а нашивали-таки на левый рукав немецкого мундира щит с бело-сине-красной окантовкой, андреевским полем и буквами РОА. *(10) Жители оккупированных областей презирали их как немецких наёмников, немцы – за их русскую кровь. Жалкие их газетки были обработаны немецким цензурным тесаком: Великогермания да фюрер. И оттого оставалось власовцам биться на смерть, а на досуге водка и водка.
ОБРЕЧЕННОСТЬ – вот что было их существование все годы войны и чужбины, и никакого выхода никуда.
Гитлер и его окружение, уже отовсюду отсутупая, уже накануне гибели, всё не могли преодолеть своего стойкого недоверия к отдельным русским формированиям, решиться на целостные русские дивизии, на тень независимой, не подчиненной им России. Лишь в треске последнего крушения, в ноябре 1944 г., был разрешен (в Праге) поздний спектакль: созыв объединяющего все национальные группы «комитета освобождения народов Росии» и издание манифеста (по-прежнему ублюдочного, ибо в нём не разрешалось мыслить Россию вне Германии и вне нацизма). Председателем комитета стал Власов. Только с осени 1944 года и стали формироваться собственно власовские цельнорусские дивизии. *(11) Вероятно, мудрые немецкие политики предполагали, что тут-то русские рабочие (ost-овцы) и хлынут разбирать оружие. Да уж Красная армия стояла на Висле и на Дунае... И как будто в насмешку, чтобы подтвердить дальновидность самых недальновидных немцев, эти власовские дивизии своим первым и последним независимым действием нанесли удар... по немцам! Уже при общем развале, уже без согласования с Oberkomando, Власов к концу апреля собрал свои две с половиной дивизии под Прагу. Тут узналось, что эсесовский генерал Штейнер готовится уничтожить чешскую столицу, в целом виде не отдать её. И Власов скомандовал своим дивизиям перейти на сторону восставших чехов. И всю обиду, горечь, злость, какую накопили на немцев подневольные русские груди за эти жестокие и бестолковые три года, выпустили теперь в нападении на немцев: с неожиданной стороны вышибли их из Праги. (Все ли чехи разобрались потом, [[какие]] русские спасли им город? У нас история искажена, и говорят, что Прагу спасли советские войска, хотя они бы не могли успеть.)
А затем власовская армия стала отступать в сторону американцев, к Баварии: вся надежда их только и была на союзников – что они пригодятся союзникам и тогда осветится смыслом их долгое висение в немецкой петле. Но американцы встретили их вооруженной стеной и принудили сдаться в советские руки, как и предусмотрено было Ялтинской конференцией. А в том же мае в Австрии такой же лояльный союзнический шаг (из обычной скромности у нас не оглашенный) совершил и Черчилль: он передал советскому командованию казачий корпус в 90 тысяч человек, *(12) да еще много обозов – старых, малых и баб, не желавших возвращаться на родные казачьи реки. (Великий муж, памятниками которому со временем покроется вся Англия, распорядился и этих отдать на смерть.)
Помимо создаваемых спешно власовских дивизий немало русских подразделений так и продолжало закисать в глуби немецкой армии, под неотличимыми немецкими мундирами. Они кончали войну на разных участках и по-разному.
За несколько дней до моего ареста попал под власовские пули и я. Русские были и в окруженном нами восточно-прусском котле. В одну из ночей в конце января их часть пошла на прорыв на запад через наше расположение без артподготовки, молча. Сплошного фронта не было, они быстро углубились, взяли в клещи мою высунутую вперед звукобатарею, так что я едва успел вытянуть её по последней оставшейся дороге. Но потом я вернулся за подбитой машиной и перед рассветом видел, как, накопясь в маскхалатах на снегу, они внезапно поднялись, бросились с «ура» на огневые позиции 152-го миллиметрового дивизиона у Адлиг Швенкиттен и забросали двенадцать тяжелых пушек гранатами, не дав сделать ни выстрела. Под их трассирующими пулями наша последняя кучка бежала три километра снежною целиной до моста через речушку Пассарге. Там их остановили.
Вскоре я был арестован, и вот перед парадом Победы мы теперь все вместе сидели на бутырских нарах, я докуривал после них и они после меня, и вдвоем с кем-нибудь мы выносили жестяную шестиведерную парашу.
Многие «власовцы", как и «шпионы на час", были молодые люди, этак между 1915 и 1922 годами рождения, то самое «племя молодое незнакомое", которое от имени Пушкина поспешил приветствовать суетливый Луначарский. Большинство их попало в военные формирования той же волной случайности, какою в соседнем лагере их товарищи попадали в шпионы – зависело от приехавшего вербовщика.
Вербовщики глумливо разъясняли им – глумливо, если б то не было истиной! – «Сталин от вас отказался!", «Сталину на вас наплевать!"
Советский закон поставил их вне себя еще прежде, чем они поставили себя вне советского закона.
И они – записывались... Одни – чтоб только вырваться из смертного лагеря. Другие – в расчете перейти к партизанам (и переходили! и воевали потом за партизан! – но по сталинской мерке это нисколько не смягчало их приговора). Однако в ком-то же и заныл позорный сорок первый год, ошеломляющее поражение после многолетнего хвастовства; и кто-то же счел первым виновником вот этих нечеловеческих лагерей – Сталина. И вот они тоже потянулись заявить о себе, о своем грозном опыте; что они – тоже частицы России и хотят влиять на её будущее, а не быть игрушкой чужих ошибок.
Но еще горше посмеялась над ними судьба, еще худшими пешками они стали. С тупым верхоглядством и самомнением дозволяли им немцы лишь умирать за свой Рейх, но не дозволяли думать о независимой русской судьбе.
А до союзников было две тысячи вёрст – и еще каковы окажутся те союзники?..
Слово «власовец» у нас звучит подобно слову «нечистоты", кажется мы оскверняем рот одним только этим звучанием и поэтому никто не дерзнет вымолвить двух трех фраз с подлежащим «власовец".
Но так не пишется история. Сейчас четверть века спустя, когда большинство их погибло в лагерях, а уцелевшие доживают на крайнем севере, я хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей *(13) в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом. Что, может, задуматься надо: кто ж больше виноват – эта молодежь или седое Отечество? Что биологическим предательством этого не объяснить, а должны быть причины общественные.
Потому что, как старая пословица говорит: [от корма кони не рыщут].
Вот так представить: поле – и рыщут в нём неухоженные оголодалые обезумевшие кони.

(А.И.Солженицын, "Архипелаг ГУЛаг")