Анненский смычок и струны анализ по плану. Анализ стихотворения «Смычок и струны. Анализ стихотворения «Смычок и струны»

«Ваш роман еще принесет вам сюрпризы» - эти слова одного из героев М.А.Булгакова оказались пророческими для самого писателя.

Они в полной мере отражают его непростую творческую судьбу: сначала невозможность донести свои произведения до читателя, а затем, уже после смерти, мировая известность и всеобщее почитание.

Михаил Афанасьевич Булгаков, писавший в трудные для страны 20-30-е годы, стал жертвой существовавшего режима, мгновенно пресекавшего любое инакомыслие.

Детские годы

Семья во многом заложила основы личности будущего писателя. Отцом М.Булгакова был Афанасий Иванович - профессор Киевской духовной академии, весьма образованный и трудолюбивый человек. Мать, Варвара Михайловна, всегда четко определяла грани добра и зла, отличалась довольно твердым характером.

Булгаков Михаил Афанасьевич, родившийся в 1891 году (15 мая - по новому, 3 - по старому стилю), был старшим ребенком. Многодетная семья - 3 сына и 4 дочери - держалась на дружбе, взаимной любви и непререкаемом авторитете знания. Воспоминания о беззаботной жизни в отеческом доме на Андреевском спуске навсегда останутся для писателя теплыми и светлыми.

Начало карьеры врача

Когда пришло время определять свое будущее, Михаил Афанасьевич Булгаков без сомнения выбрал медицину. По его признанию, на тот момент профессия врача являлась для него блестящим вариантом, так как давала возможность быть независимым и помогать людям.

Однако учебу в Киевском университете прервала Первая мировая. В 1916 году его выпустили в качестве «ратника второго ополчения», и молодой врач отправился в один из госпиталей, куда поступали раненые с фронта. Впечатления от увиденного и пережитого Михаил Афанасьевич Булгаков впоследствии отразит на страницах «Белой гвардии».

К концу года последовало и первое назначение - земским врачом в Смоленскую губернию. Первые месяцы работы повлияли на формирование характера Булгакова, которому не раз приходилось принимать самостоятельные решения в определении диагноза и лечении больных. А вскоре к опыту медицинскому добавятся наблюдения за социальными явлениями - так взрослел и определял свою жизненную позицию Булгаков Михаил Афанасьевич. Биография писателя отныне будет неразрывно связана с событиями революции, гражданской войны и последующих за этим реформ.

На перепутье

17-й год врезался в память Булгакова бесконечными разбоями и дебошами, которые он наблюдал во время поездки в Саратов и Москву. И морем крови… «Я стараюсь жить, не замечая его (настоящего)…», - писал начинающий врач в одном из писем сестре. Он видел все, что происходило в стране, собственными глазами и сформировал свое отношение к этим событиям.

В начале 18-го Булгаков Михаил Афанасьевич оказался в родном Киеве, где постоянно меняется власть. Проходящие войска белогвардейцев, Красной армии, петлюровцев постоянно объявляют о мобилизации. Так врач с уже имеющимся опытом поочередно попадает то в войска Украинской Народной Республики, то в Красный крест, то в белогвардейскую армию, в частности Добровольческую. В 1920 году, когда исход войны начал определяться, Булгаков Михаил Афанасьевич, биография которого могла сложиться совсем по-другому, сам заболел тифом и не смог покинуть Россию вместе с эмигрантами.

Начало литературной деятельности

После выздоровления врач-практик начинает писать. Во Владикавказе, где он жил в начале 1921 года, появляются первые драмы. Их играли на местной сцене, но сам Булгаков относился к ним довольно критически, так как всегда мечтал о серьезной постановке в столичном театре.

В сентябре того же года последовал переезд в Москву. Булгаков Михаил Афанасьевич, краткая биография которого с этого момента начинает новый этап, печатается в газетах (преимущественно «Гудок») и журналах (можно выделить «Медицинский работник», «Возрождение») - это фельетоны, очерки, репортажи. Нельзя сказать, чтобы публицистика доставляла ему большое удовольствие, но нужно было как-то зарабатывать деньги. На это же время приходится и работа в берлинской газете «Накануне», где публикуются «Записки на манжетах». С 1923 года Михаил Афанасьевич Булгаков становится членом Всероссийского Союза писателей.

Осмысление действительности

Повседневная жизнь, которая устанавливалась в Москве, требовала новых форм изображения. Еще в публицистике Булгакова наметился сатирический подход к описанию происходящего в стране. Например, совсем не в духе социалистического реализма давалось описание кокарды на форменной фуражке в одном из очерков: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли…». Такой подход останется основным во всех его произведениях. В итоге повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», которые Булгаков Михаил Афанасьевич публикует в 1924-25 годах, вызовут недовольство властей и пролетарских писателей. А произведение «Собачье сердце» этого же периода увидит свет лишь спустя шесть десятилетий.

Судьба первого романа

В 1925 году журнал «Россия» начинает печатать новое творение писателя. «Старомодная вещь» в духе классической литературы 19 века - такие ассоциации у современников вызовет роман, за который возьмется Булгаков Михаил Афанасьевич. «Белая гвардия» - это не оставляющие писателя воспоминания о событиях гражданской войны. А еще попытка переосмыслить произошедшее со страной и множеством отдельных семей в то сложное время уже с точки зрения беспристрастного очевидца и, в какой-то мере, историка. Однако закрытие журнала прервало публикацию романа, и по его страницам Булгаков напишет новое произведение - пьесу «Дни Турбиных».

Драматургия

Театр всегда занимал важное место в жизни Михаила Афанасьевича. В 1826 году МХАТ поставил «Дни Турбиных». Скандальная пьеса, которую Сталин назвал «антисоветской штукой», сначала была разрешена на год. Однако впоследствии неоднократно возвращалась на сцену (ставили ее исключительно в МХАТе), так как пришлась по душе вождю. Он видел ее, несмотря на данную им негативную оценку, более 10 раз.

Далее последуют новые пьесы, среди которых написанные в 20-е годы «Багровый остров», «Зойкина квартира», «Бег» (к постановке запрещена) и более поздняя «Кабала святош» (о Мольере, ставилась только 7 раз). Все, что позже написал для театра Булгаков Михаил Афанасьевич: «Иван Васильевич» об управдоме-дураке, «Адам и Ева» о возникающей в Ленинграде газовой войне, «Дон Кихот» (переработанное произведение Сервантеса), «Блаженство» о будущем с четко спланированными желаниями людей и др. - так и не попало на сцену при жизни драматурга.

На обращение с письмом к правительству в марте 1930 года о предоставлении возможности работать или выехать за границу откликнулся сам Сталин, порекомендовавший Булгакову обратиться в МХАТ. В результате он начинает работать в театре режиссером-ассистентом, что позволило поставить пьесу по повести «Мертвые души». Как признавался в 1937 году Булгаков Михаил Афанасьевич, произведения его были обречены: за семь лет написал «16 вещей», из которых разрешили только инсценировку Н.Гоголя. А после постановки «Кабалы святош» и последовавшей за этим разгромной статьи в «Правде» драматург перешел в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.

Роман о дьяволе

Новое произведение было задумано еще в начале 30-х годов, но работа над ним продолжалась до последних дней жизни писателя. Уже смертельно больной, он диктовал жене очередные страницы романа, который стал венцом всего его творчества и принес мировую известность.

Булгаков Михаил Афанасьевич планировал изначально написать произведение о дьяволе, но постепенно превратил сюжет не только в сатирическое изображение Москвы 30-х годов, но и в отражение собственной непростой творческой судьбы. В образах главных героев - Мастера и Маргариты - угадываются черты самого писателя и его третьей жены, Елены Сергеевны. Переплетение трех ипостасей: произошедшего в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову столице и в жизни никем не понятого, кроме любящей его женщины, автора попавшего под запрет романа - помогло дать субъективную оценку тому, что происходило в советской стране и литературных кругах.

Личная жизнь писателя

«Три женитьбы нагадала цыганка», - отмечал Булгаков Михаил Афанасьевич. Краткая биография писателя не может быть полной без упоминания о его любимых женщинах.

Впервые он женился еще на втором курсе Киевского университета, в 1913 году, на Т.Н. Лаппе. Поступок молодого человека вызвал недовольство у родных, так как оба в тот период были достаточно молоды. Их совместная жизнь не была легкой - средств к существованию не хватало, однако молодая жена всюду следовала за мужем. Развелись они в 1924 году. Устные воспоминания Татьяны Николаевны были записаны исследователями творчества писателя.

С Л.Е. Белозерской М. Булгаков познакомился в начале 1924 года на вечере в редакции газеты «Накануне». Они поженились спустя год и прожили в согласии 5 лет, до встречи писателя с Е.С. Шиловской. Любовь Евгеньевна принимала деятельное участие в творчестве мужа, ей он посвятил произведения «Собачье сердце» и «Кабала святош». Существует предположение, что именно Белозерская предложила ввести образ главной героини, основным прототипом которой впоследствии стала Елена Сергеевна, в роман «Мастер и Маргарита». Любовь Евгеньевна оставила книгу о совместной жизни с Булгаковым «О, мед воспоминания».

В 1932 году писатель разводится со второй женой и вступает в брак с Еленой Сергеевной. Их отношения были светлыми и трепетными - так позже напишет о своих героях в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков Михаил Афанасьевич. Фото же позволяют понять, насколько действительно оба были счастливы.

Елена Сергеевна стала для Булгакова возлюбленной, музой, секретарем, хранителем всех его бумаг (в 1933 году писатель передал ей доверенность на распоряжение его произведениями). А еще бесценным биографом: все семь лет совместной жизни она вела дневник, помогающий представить, что перечувствовал отвергнутый властью и литературными кругами творец. Сама она видела цель своего существования в том, чтобы сохранить каждую строчку, написанную любимым человеком.

Преждевременная смерть

Причиной ранней смерти писателя стала тяжелая болезнь почек, передавшаяся ему по наследству от отца. Он скончался 10 марта 1940 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его жена - так желал сам Булгаков - установила на могиле камень «голгофу», ранее лежавший на могиле Н. Гоголя.

Уже после смерти обрел М.А. Булгаков настоящую известность, которая начнется с публикации в 1966 году романа «Мастер и Маргарита».

Не пытайтесь казаться людям лучше, чем Вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь… но и не пытайтесь казаться хуже, чем Вы есть — на корточках тоже долго не просидишь… ВСЕГДА ОСТАВАЙТЕСЬ СОБОЙ!

Михаил Афанасьевич Булгаков

Детство.

1891 г . 15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя дано в честь, хранителя города Киева, архангела Михаила.

1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.

Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать — Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.

1901 г . 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.

Смерть отца. Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков — профессор Киевской духовной академии, человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года.

Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, незащищенность, упрямство и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение.

Женитьба.

Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей.

1915 г . 26 апреля произошло венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны.

Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Медицинская деятельность.

В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911- 1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.

Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера.

К осени 1916 г. - сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губернии.

В 1917 г. работает в городской больнице г. Вязьмы.

В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части.

В конце августа 1919 г . большевики, покидая под напором Белой армии Киев, спешно расстреливали сотни заложников, после них взорам киевлян открылись страшные картины. Это укрепляло решимость Булгакова сопротивляться победе власти большевиков в России.

Мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочёл бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.

Колеблясь над бездной.

Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему.

Начало литературной деятельности

В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.

Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917— 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.

“Драматургия М. А. Булгакова”

Пьеса “Дни Турбиных” 5 октября 1926 года на сцене Московского театра состоялась премьера спектакля “ Дни Турбиных”.

“Дни Турбиных” были написаны по мотивам романа "Белая гвардия" и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Работу над первой редакцией пьесы "Белая гвардия" Булгаков начал в июле 1925 г. Еще 3 апреля 1925 г. он получил приглашение режиссера МХАТа Б. И. Вершилова придти в театр, где ему предложили написать пьесу на основе романа "Белая гвардия".

У Булгакова замысел подобной пьесы зародился еще в январе 1925 года. В какой-то мере этот замысел продолжал идею, осуществленную во Владикавказе в ранней его пьесе "Братья Турбины" в 1920 году. Тогда автобиографические герои (Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве - Покровской) были перенесены во времена революции 1905 г . В пьесе "Белая гвардия", как и в романе, Булгаков использовал собственные воспоминания о жизни в Киеве на рубеже 1918-1919 гг.

Это была удивительная постановка! Единственная из всего довоенного репертуара, она выдержала около 1000 представлений! В 30-е годы, в жуткое время “ежовщины”, когда люди боялись собственной тени, актеры выходили на сцену в золотых погонах офицеров царской армии, говорили о человеческой чести и даже пели “Боже, Царя храни...”, Известно, с каким интересом относился к этому спектаклю Сталин. За почти пятнадцатилетнюю историю постановки он не менее 15 раз смотрел спектакль полностью, а сколько раз он приезжал ко второму, к третьему действию!

Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год

“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”.

Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова — Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине.

Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны.

В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.

И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

“Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце”

“Собачье сердце” — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лжекритиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика - Шарикова составляют основу сюжета повести. Внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса, выдает существо очень неглупое, по-своему оценивающее жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”. Булгаков блестяще выражает, так сказать, "внутренний мир” собаки, бездомного московского пса, ироничного, любознательного наблюдателя жизни...

А какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления! И это мигом утрачивается в “варианте” Шарикова. Новое “очеловеченное” существо неизмеримо ниже Шарика. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Неизбежен конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном. В повести Шариков вернулся в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30—50-е годы травил людей, как когда-то по роду службы травил и душил бродячих собак и кошек. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится всем низким, потому что это поднимает его высоко — над теми, кто духом высок, кто разумом высок, а потому должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале 20 века, остается актуальной и в наши дни.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г .). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Над своим гениальным романом М. Булгаков работал не только долго, но и чрезвычайно напряженно, создав несколько редакций произведения. До последних дней ослепший писатель откладывая другие замыслы, диктовал жене новые поправки к тексту. Это говорит о том значении, которое он придавал своему созданию.

В основу романа легли самые разнообразные источники; в нем по-новому претворены самые разнородные мотивы творений мировой литературы всех эпох. Таким образом, роман М. Булгакова явился итогом развития мировой культуры до середины XX века. Он творчески переработал и синтезировал творения всех эпох, различных национальных школ, разных искусств (литературы, живописи, музыки, театра). Трудно найти подобное явление в литературе мира по широте охвата действительности и преемственности с художественными памятниками столетий, по философкой глубине и изобретательности в композиционной организации целого. Будучи романом, «Мастер и Маргарита» строится по законам игры и театрально-музыкального представления, утверждая ту великую истину, что «весь мир — театр», а действующие персонажи — лицедеи в нем.

Как показали исследователи, М. Булгаков глубоко воспринял философское учение русского мыслителя П. Флоренского о троичности бытия. Оно сказалось в тройственной структуре романа. В нем ясно вырисовываются три основных плана произведения: исторический, реальный и фантастический. В соответствии с этим воспроизводятся три пространственные зоны: ершалаимский мир, московская действительность и мир потусторонний, вечный. В этом последнем тоже показано триединство, в нем имеются три самостоятельные сферы: царство Тьмы, область Света и царство Покоя.

Первый, исторический, план повествования производит на читателя особое, неизгладимое впечатление. Прошлое предстает здесь исключительно реалистичным, картинным, оно передано с большим психологизмом и живописным мастерством. Рассказывая о том, что произошло 1900 лет тому назад, развертывая действие на фоне пейзажей Древней Иудеи, Булгаков предлагает нам присутствовать при сценах, где творится сама История. Основными действующими лицами в этой части романа являются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, ведущей проблемой — взаимоотношения личности и власти. В крытую колоннаду у дворца с мозаичным полом входит Пилат «в белом плаще с кровавым подбоем» (эта двухцветность плаща воспринимается как знак той противоречивости, которой отмечен этот персонаж). К нему приводят бродягу Иешуа для допроса. Один глаз Пилата нацеливается на арестованного, другой глаз закрыт. И усмехается он лишь одной щекой. Так начинается это повествование.

Перед нами грозный властитель, которого боятся все. Но он раздираем противоречивыми чувствами, он раздвоен. Лицо Пилата страшно, но глаза тревожны. Он должен казнить бродягу, но чувствует себя его тайным другом и хотел бы сохранить ему жизнь. Он явно желает спасти Иешуа, оклеветанного доносчиками, но положение охранителя порядка и римского наместника, а также давление закона не позволяют ему сделать то, что он желает. Он запускает в ход карающую государственную машину, но начинает страдать, поскольку чувствует себя частью ее механизма. В конечном счете в Пилате торжествует идея могущества государства, власти, не обузданной моралью, произвола, направленного против личности.

Бродяге Иешуа вменяется в вину, что он на базаре «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Поначалу эта подробность усиливает ощущение ничтожности арестанта. Но вскоре открывается, что это человек высокого духа, очевидной мудрости, провозвестник новых человеческих идеалов, носитель идей добра, милосердия, высокой истины. Ничто не может поколебать его убеждений, его непреложной веры и стойкости.

В роман М. Булгакова вместе с Иешуа входит возвышенная тема Христа. Правда, Иешуа не сам Христос (по-иному звучит его имя, у него другая внешность, иной возраст — ему 27 лет, а не 33, у него не канонические христианские взгляды), но он — подобие Христа. Не случайно вся эта историческая часть романа возникает именно тогда, когда Воланд прошептал Бездомному и Берлиозу, что «Иисус существовал». К тому же у Иешуа, как и у Христа, есть свои ученики и последователи, например Левий Матвей, этот сборщик податей, переживший сложную эволюцию и глубокую душевную драму, имеются свои предатели (Иуда) и палачи.

Обоим антагонистам — Пилату и Иешуа — даровано бессмертие. Всегда будут помнить пятого прокуратора Иудеи (четырех предшественников его не знает никто), но только лишь потому, что ему суждено было соприкоснуться с личностью Иешуа, которого он послал на Лысую Гору. Его бессмертие мучительно, тягостно, изнуряюще, позорно, тогда как в памяти людей имя Иешуа сопряжено с представлением о добре, нравственной чистоте и человечности. Это подлинное бессмертие. Так столкновение двух исторических персонажей романа позволило автору поставить вопросы о добре и зле, о мужестве и трусости и главную проблему — деспотической власти и личности.

Второй, реальный, план повествования передает настоящее и изображает жизнь Москвы послереволюционных десятилетий. Время действия здесь несколько неопределенно, поскольку этот пласт по-своему отражает приметы 20-х и 30-х годов 20 столетия. Пасха, приходившаяся на 5 мая, была в 1929 году, ко второму десятилетию века относятся многие черты нарисованного быта, но другие штрихи явно 30-х годов. Дядя Берлиоза пользуется троллейбусом, а это средство передвижения в Москве появилось в 1934 году.

Главными персонажами этого сюжета оказываются Мастер, Маргарита и литераторы, ревностно выполняющие социальный заказ государства. Ведущей проблемой становятся взаимоотношения творца-художника и общества, проблема, особо волновавшая Булгакова и, конечно же, тесно связанная с темой личности и власти.

Мастер — фигура во многом автобиографическая, и перипетии его печальной истории — это отчасти превратности судьбы самого Булгакова, хотя идентичными обе личности признать нельзя. Мастер привлекает читателя прежде всего тем, что он живет во власти воображения и творчества, постоянно осмысляет свои глубокие художественные идеи и претворяет их в чеканные исторические образы. Но его занимают и вечные, общечеловеческие проблемы, и эстетические вопросы о природе художественного творчества, о безраздельной самоотдаче творца. Не зря слово «Мастер» обретает символическое значение. Не зря его судьба в романе становится трагической. В определенной мере он соотносится с Фаустом. Ему тоже свойственны жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Мастер проникает в толщи истории, чтобы извлечь из них вечные законы, управляющие жизнью. Как и Фауст, он вступает в контакт с Мефистофелем (Воландом). В конце романа князь Тьмы прямо сошлется на героя Гете: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой?..»

Отметим и некоторую похожесть Мастера на Иешуа. Оба они бездомны, оба преданы и арестованы, оба гибнут. Их роднят правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать человеческому горю. Мастер живет в созданном им герое Га-Ноцри, а свет последнего проникает в душу исторического романиста. Оба они несут идею добра и любви, Христос незримо живет в сердцах обоих. Интересно, что Мастер на 5 лет старше Христа, тогда как Иешуа на 5 лет моложе. Таким образом, Иисус (ему 33 года) в возрастном плане помещается между ними. Однако не следует преувеличивать сходство героев. В отличие от Иешуа, Мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство, не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман. Но у Мастера есть и определенное преимущество: идея всепрощения ему не свойственна, всякого человека добрым он считать не может, в душе его рядом с любовью уживается выстраданная ненависть к гонителям.

И тут мы встречаемся с московским литературным, около - и надлитературным миром, со всеми этими латунскими, лапшенниковыми, близкими к журналу критиками, которых Булгаков казнит своей сатирой. Чего стоит один Мстислав Лаврович (его прототип — Всеволод Вишневский, хулитель Булгакова), который призывает «ударить, и крепко ударить по пилатчине». Имя персонажа содержит в себе два корня: «мсти» и «слав», то есть «мсти славе» и получай за это лавры. И в итоге неравной борьбы с этими носителями злобной мстительности «свободный смелый дар» художника не выдерживает. Стражи общества, сформированного тоталитарным режимом, загоняют творца в тупик и губят его.

Но есть у героя романа необыкновенная подруга — Маргарита. Она является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви. Маргарита способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Кроме того, она способна бороться за своего Мастера. И вот эта женщина-птица, родственная другим «крылатым» героиням русской классики, взмывает в воздух, обращается в ведьму и начинает парить в небесах, совершая свой гордый полет.


В отличие от гетевской Маргариты, она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. И это тоже решительно направляет фаустианскую тему в другое русло. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви («...Иду на все из-за него», — говорит она Азазелло). История отношений заглавных героев кажется фантастической, но она остается и реальной, земной, счастливой и несчастной одновременно и потому органично вписывается в московский мир, изображенный в произведении.

Прекрасен и третий пласт повествования в романе фантастический , отчасти подготовленный злоключениями Маргариты. Центральными героями здесь являются Воланд, его свита и московские обыватели, среди которых действуют эти необычные гости. Ведущей проблемой этого плана становится проблема смысла жизни, обогащенная темой мирового зла и добра, философской и этической одновременно. Своеобразие решения этой проблемы состоит в том, что сюжет с дьяволиадой внедряется в сюжет предыдущий. И оттого гротескно-фантастическое причудливо переплетается здесь с реально-бытовым.

Может показаться, что шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства и обманы, безобразна и чудовищна. Такая точка зрения высказывалась, и пришельцы объявлялись не только чертовщиной, но и бесовщиной. Но эта не так. Отмеченные чертами комизма, эти существа из необыкновенной троицы по-своему чудесны.

Воланд, их предводитель, вобрал в себя некоторые особенности ранее изображавшихся духов зла — Вельзевула, Люцифера, Асмодея, Демона. Булгаков предпочитал ассоциировать своего героя с Сатаной. Но некоторыми чертами Воланд походит на Мефистофеля, и это подчеркивается эпиграфом к роману. Однако Воланд существенно отличается от этого героя. Булгаковский князь Тьмы не лжет, не предает, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы его покарать. И тогда по закону отрицания отрицания зло уничтожается или превращается в свою противоположность.

Стремясь к познанию и истине, Воланд отдельными гранями своей личности начинает походить на Фауста, особенно на мага из народных книг об этом герое. И не случайно он умеет ценить все значительное, сильное, творческое (например, в Мастере, в Иешуа, Маргарите). Будучи князем Тьмы, он проявляет интерес к Свету. Припомним, что на его груди знак скарабея. Это рождает ассоциации с культурой Древнего Египта и его символикой, обращенной к солнцу. Он обладает могущественной волшебной силой, учёностью, даром пророчества, умением перемещать в пространстве и воскрешать давно забытое.

Только Воланд и его подручные (Коровьев, Азазелло, кот) способны разобраться в том, что творится в реальной, катастрофически развивающейся действительности, и поставить все на свои места. Вот почему эта группа фантастических персонажей оказалась внедренной в бытовую, будничную Москву. Это своеобразный отклик на отчаянный крик Булгакова о помощи.

Но не только пришельцы могли поразить московских обывателей, последние также в немалой мере оказались способными ошеломить нечистую силу. Достаточно вспомнить психоз с организацией кружков, одобрение Прохором Петровичем резолюций бестелесного костюма, исчезновение людей из квартиры № 50, проверку входящих в ресторан по удостоверениям или объяснения Босого, как пачка денег «сама вползла к нему в портфель».

Выясняется, что мир, окружающий Воланда и его свиту, заселен рвачами, взяточниками, подхалимами, очковтирателями, аферистами, хапугами, пошляками, приспособленцами, корыстолюбцами. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Они наказывают Берлиоза, безбожника, глупца и доносчика «куда следует», плута Никанора Ивановича, хапугу Поплавского, лгуна Варенуху, двоеженца Семплеярова, стяжателя-буфетчика, воровку Аннушку, очковтирателя Лиходеева, взяточника Босого, бездарного Рюхина (он завидует бессмертию Пушкина) и атеистически настроенного, агрессивного Ивана Бездомного (он готов сослать Иммануила Канта на Соловки).

Но, наказывая, шайка Воланда при этом возвращает к жизни все, что достойно развития. Так, Иван Понырев претерпевает сложную эволюцию, выздоравливает и становится духовно прозревшим человеком. Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, свершается во имя добра и глубоко поучительно. И открывается смысл эпиграфа, взятого из Гете и предпосланного роману: «...Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Пласты романа, его пространственно-временные сферы и герои находятся в тесной взаимосвязи, переплетении, взаимопроникновении. Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем (золотые купола), и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда. Все планы книги объединены проблемой добра и зла, темами поисков истины и творчества. В романе Мастера и романе о Мастере есть свои идеальные герои, их антагонисты (Пилат, Берлиоз), предатели (Иуда, Алоизий Могарыч), ученики (Левий Матвей, Иван Понырев), толпа обывателей. В конце книги эти пласты и пространственно-временные сферы сливаются, и Булгаков помещает своих героев в мир Вечности.

Жанр произведения синтетичен: это и сатирический роман, и комическая эпопея, и утопия с элементами фантастики, и историческое повествование.


Стиль романа характеризуется соединением драматизма, лирики, гротеска и фарса, нередко вступающих в причудливое смешение. Этот стиль нередко близок фантасмагориям и острым гротескам Гойи. Поэтому столь же неожиданным становится прихотливое соединение экзотизмов в величественно-спокойном повествовании о прошлом с канцеляризмами и варваризмами в динамичных сатирических сценах о настоящем. Этот стиль нес читателям радость и веселье от сознания духовного раскрепощения.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.

Поистине, как сказал однажды Воланд, обращаясь к Мастеру, - “рукописи не горят”. Лишённый своего читателя, обречённый не быть, писатель Булгаков жил любовью жены - Елены Сергеевны Булгаковой - и верой в высший суд, суд времени. Как истинный Мастер, Булгаков и его роман принадлежали вечности. Понимание этого было так же недоступно многим современникам писателя, как и недоброжелателям его Мастера. В 1946 году, выступая перед коллективом МХАТа, Вс. Вишневский, давнишний враг Булгакова, превозносил историческое значение постановление ЦК ВКПб о журналах “Звезда” и “Ленинград” и доклад о них Жданова. Для вещей убедительности драматург-рапповец процитировал фразу Сталина: “Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать”. Вождь жестоко заблуждался: ничему большевики Булгакова не научили; ни в чём сила их не подтвердилась.


Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.

Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной . В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь...”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, — молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса... Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве...

Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.

“Писатель решает жить и работать... Они еще не вместе, но есть надежда... Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его — на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой — “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали... Чтобы знали...” Он заслужил покой, закончив роман.

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.

Письмо Сталину. В июле 1929 года Булгаков обратился к Сталину: “В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам...”. Далее следовала просьба о выезде за границу. Никакого ответа на это обращение не последовало. Как писатель жил это время? Если бы не помощь друзей, прежде всего - В.В.Вересаева, он бы, несомненно, погиб...


28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.

Последние годы жизни.

В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг — стихи.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений Бегичева, Вера. Последний из Галилеи / В. Бегичева // Наука и религия. - 2014. - № 4 . - С. 18 - 22

Бегичева, Вера. Ученики / В. Бегичева // Наука и религия. - 2013. - № 2 . - С. 40-45

Бегичева, Вера. Чудо / В. Бегичева // Наука и религия. - 2015. - № 10 . - С. 34 - 39

Богданов, Николай Николаевич. Михаил Булгаков как психолог / Н. Н. Богданов // Литература в школе. - 2015. - № 8 . - С. 14 - 18

Ванюшева, Наталья Рудольфовна. "Всё движется любовью..." : мастер класс по роману "Мастер и Маргарита" / Н. Р. Ванюшева // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2014. - № 3 № 3 Демон с тысячью лиц: тема судьбы в русской драме начала ХХ века / К. Г. Фрумкин // Нева. - 2016. - №3 . - С. 211 - 221

Черных, Галина Алексеевна. Использование приёмов драматизации при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Г. А. Черных // Литература: издательский дом "Первое сентября". - 2013. - № 7/8 . - С. 20 - 22

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

В ноябре 1919 года М. Булгаков был призван по приказу Главкома Добровольческой армии во Владикавказ и затем в Грозный, в качестве медика. Как удалось установить лишь в 1987 году, именно там, в белогвардейской газете "Грозный", появилась 26/13/ноября 1919 года первая публикация М. Булгакова /1/. Статья в газете (номер ее вышел на одном листе) подводила итоги пережитого за последние годы и была окрашена мрачными ожиданиями: "Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала "великая социальная революция", у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль... а что будет с нами дальше... мы наказаны... нужно драться... драться десятки лет... нужно будет платить за прошлое... за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабо чих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!.. И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям: пла тите, платите честно, и вечно помните социальную революцию!" /1/. Таково, в предельном сокращении, содержание первой публикации М. Булгакова. В дальнейшем мировоззрение его трансформировалось, но скептицизм остался неизменным. В ноябре 1919 года М. Булгакову было 28, 5 лет, это был год возвращения Сатурна, он входил в петлю: 26 ноября он находился в 12°Девы, в соединении с Лилит, Сатурном и Прозерпиной радикса. Сатурн (и Уран) в радиксе М. Булгакова управляет домом творчества, находится в радиксе в градусе гениальности (11°Девы), добрый в космограмме и гороскопе, но находится, как мы видим, в ужасном окружении. Возвращение Сатурна, т. е. становление личности, обретение внутреннего стержня неизбежно связано при та ком транзите с качественными переворотами в темном поле Лилит – мрак вселяется в душу человека, он попадает в тяжелейшие испытания. Собственно, по астрологическим канонам, при таком тран зите человек может попасть в изоляцию, в тюрьму, в больницу. Как мы увидим, все это произойдет с М. Булгаковым, пока Сатурн в 1920 году будет делать петлю своего положения в радиксе. Как раз в ноябре 1919 года он вошел в нее. Тюрьмой для М. Булгакова окажется СССР.

Но что с творчеством, с началом литературной деятельности? Сол нце в символической прогрессии в 1919 году находилось в 23°Близнецов – в точном тригоне к Жребию творчества (Асц+Альмутен5дома – Солнце) в 23°Водолея, это, заметим, градус, связанный с Россией. Транзитные Солнце и Лилит 26 ноября 1919 года проходили 5 °Cтрельца и были в соединении с Кету радикса в 6 °Cтрельца, транзитный Кету проходил по Солнцу радикса. Эта взаимная рецепция с участием Лилит давала духовные сомнения, мрачность, комплекс вины, ломку жизни, невыносимые ус ловия существования – и все это в полной мере проявилось в событиях ноября 1919 года на Кавказе, вокруг М. Булгакова и в его первой публикации "Грядущие перспективы". Селена в конце ноября 1919 года проходила 25/26°Близнецов – по Кресту Судьбы радикса М. Булгакова. Вот такое начало.

Зима 1919/1920 гг. – переломная в жизни М. Булгакова, это от мечают все его биографы вслед за самим писателем. 28/15/ февраля 1920 года он позднее обозначил как день окончательного выбора жиз ненного пути: "...навсегда бросил медицину и отдался литературе" /1/. В тот день в решающем сражении вблизи станицы Егорлыцкой потерпела поражение главная сила Белого движения – казачья кон ница. Всем было ясно, что это конец. Посмотрим эфемериды и радикс М. Булгакова. Анарета и Доминус генитура его радикса, управитель дома родины Юпитер и злой Нептун, управитель дома партнерства, оба ретроградные в тот день находились в разрушительном 10°Льва в точной двойной квадратуре к куспидам 9-го и 3-го домов, а альмутен 3-го и 8-го домов и Алькокоден его гороскопа Марс входил на куспид 3-го дома. Альмутен 10-го и сигнификатор 3-го домов Меркурий в тот день проходил 26°Рыб и находился в точной квадратуре к Кресту Судь бы и Жребию врача радикса Булгакова. Транзитная Лилит проходила 15 °Cтрельца – точно по IС, по корням и по Колесу Фортуны – подрыв корней, разрыв с прошлым и искушение судьбы. Транзитная Селена находилась в соединении с Плутоном в 6°Рака – в точной оппозиции к Точке Тьмы (инволюции) радикса. Плутон в радиксе М. Булгакова является главным управителем 3-го дома (и сигнификатор дома испытаний). Третий дом в гороскопах творческих людей как раз и есть дом литературы, так что, как видим, 28 февраля 1920 года М. Булгаков сделал выбор в пользу Света. Нельзя не поразиться напряженности транзитной ситуации: Селена и Плутон в точной оппозиции к Точке Тьмы (и в точных скрытых аспектах к Узлам Луны радикса); Лилит точно на IС и Колесе Фортуны и в оппозиции к Точке Света радикса; транзитный Сатурн, управитель дома творчества и сигнификатор дома карьеры – в точной двойной квадратуре к Узлам Луны радикса; транзитные Узлы Луны в точных красных аспектах к оси Асц/Дсц, но Раху в разрушительном 19 °Cкорпиона; алькокоден Марс – на куспиде 3-го дома; анарета и владыка рождения Юпитер и Нептун – в разру шительном 10°Льва, также в точной двойной квадратуре; остается добавить, что Солнце в тот день находилось в 9°Рыб в точной оппозиции к Сатурну и замыкало конфигурацию Крест на Узлы Луны радикса Булгакова, и даже быстрая Луна в тот день проходила Крест Судьбы радикса. Там же, на Кресте Судьбы, в феврале 1920 года стояла в символической прогрессии Селена, а Лилит в символической прогрес сии шла по куспиду 2-го дома, дома здоровья – все это с точностью до градуса! В марте 1920 года М. Булгаков тяжело заболел возвратным тифом и не смог уехать из Грозного с отступавшими белыми частями. Когда он в апреле 1920 года смог встать на ноги, в городе были красные. Все, что происходило с ним до марта 1920 года, теперь необ ходимо было скрывать, везде искали белогвардейцев. Теперь, в мае 1920 года, крестовую ситуацию на Узлы Луны радикса М. Булгакова точно замыкала оппозиция Урана и Сатурна в шестых градусах Рыб и Девы. Кстати, транзит Сатурна по 12-му дому заставляет человека явное делать тайным. Сама оппозиция Сатурна и Урана, которые в радиксе М. Булгакова связаны через Лилит полуквадратурой, делает жизнь крайне ненадежной, лишает друзей и защиты, но в радиксе в соединении с Ураном находится у М. Булгакова Жребий Счастья и, главное, мы помним, что пока человек, Дух (Солнце) которого соеди нен с Небесной Артой (Селеной), следует путем Арты, ему нечего бояться, он находится под защитой Неба. Т. Лаппа спустя много лет удивлялась, как М. Булгаков остался жив в тот год, – ведь очень многие знали его как белогвардейца и читали его бескомпромиссные "Грядущие перспективы"!

С мая 1920 года М. Булгаков, еще слабый после смертельной бо лезни, со снятыми погонами и следами от них, в мятой фуражке, в обмотках..., уже заведует литературной, а затем театральной секцией русского театра, организованного товарищем Ю. Л. Слезкиным, зав. подотделом искусств Терского Наробраза. Театр денег не платил. Жи ли они с Т. Лаппа на отрубы от длинной золотой цепи в мизинец толщиной, принадлежавшей Т. Лаппа, – и надо же, не обокрали, не сорвали на беспокойных улицах эту цепь, которую она дважды обма тывала вокруг шеи.

Летом 1920 года М. Булгаков пишет первую пьесу "Братья Турби ны", действие которой происходит в 1905 году. К маю 1921 года будет написана уже пятая пьеса "владикавказского" периода – через два года в Москве он уничтожит свои экземпляры всех этих ранних пьес. В октябре 1920 года одной из многочисленных большевистских комис сий М. Булгаков изгоняется со своих должностей в русском театре с пометкой "бел." в докладе комиссии. И не удивительно, ведь в октябре Сатурн проходит по Асц, переходит из 12-го дома в 1-й, многое тайное делается явным, к тому же в октябре альтумен дома испытаний и сигнификатор дома личности транзитный Марс проходит оппозицию к Марсу радикса и замыкает двойную квадратуру (и крест) на ось Асц/Дсц и транзитный Сатурн. Только потому, что Марс – самая добрая планета радикса и добрый также Сатурн, это первое столкно вение с новой властью прошло сравнительно безболезненно. Даже после увольнения его пьесы продолжали идти в русском театре. Пре мьера последней владикавказской пьесы М. Булгакова "Сыновья мул лы" состоялась во Владикавказе 15 мая 1921 года, в день тридцатилетия автора. Самая злая и самая сильная планета его радикса Юпитер в соединении с Селеной в транзите шли по роковому для М. Булгакова соединению Сатурна, Лилит и Прозерпины, транзитный Сатурн за вершал петлю вокруг Асц, а транзитная Лилит проходила 5/6°Водолея – точку уплотнения личных энергий (инверсия золотого сечения Асц радикса, см. Б. Романов "Введение в астрологию золотых сечений"), где личное творчество максимально удалено от Зервана. Это был уже конформизм. Руку М. Булгакова узнать в этой пьесе было невозможно. В туземном подотделе Наркобраза пьеса была встречена с восторгом, ее немедленно купили за 200 000 рублей и через две недели она шла. Далее в "Записках на манжетах" отражены эти переломные дни, когда ценой сделки с совестью, сопровождавшейся психологической трав мой, заработана была необходимая сумма денег: "... Бежать! Бежать! На 100 тысяч можно выехать отсюда. Вперед. К морю. Через море и море, и Францию – сушу – в Париж!" Но Небесная Арта не прощает сделок с совестью.

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе « » и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем (« »). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. « » (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. , А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.