Значение присоединения поволжья и сибири. Присоединение Поволжья и Сибири. Овладение Волжским путем

Стоит, конечно, стоит креститься! – это я скажу в самом начале, чтобы мои вечно спешащие и нетерпеливые читатели знали, чего ожидать, и если они ждут другого ответа, чтобы не мучились, попусту глазоньки не портили и времени драгоценного не тратили.

Евреи относятся к крещению, как старые девы – или, скажем, радикальные феминистки к брачной ночи. Много про это слышали, и про радости, и про ужасы. Но установка – ни за что! Все, только не это. Как в рассказе про курицу, которая убегала от петуха и попала под грузовик. Увидела это старая дева и сказала: «Она предпочла умереть!»

Так и евреи – любят рассказывать о мучениках, которые предпочитали умереть, только бы не принять крещение. А были и такие, которые своих детей убивали, чтобы те не принимали веры Христовой. И тут вы ощущаете сходство с радикальным феминизмом, потому что для тех интимная близость с мужчиной – это измена высшему назначению женщины в их глазах, ее полной автономии.

Есть у старых дев свои радости. Есть свои радости и у евреев. Есть имитация богослужения, но ликования нет. А если посмотреть внимательно, то есть постоянная тоска от незавершенности. Вот в чем первая разница. У христиан есть один тяжелый тоскливый день в году – страстная пятница. Это день, когда долгожданный Мессия умер, и неизвестно, воскреснет ли. На смену приходит страстная суббота, когда обещанием воскресения вспыхивает Благодатный Огонь – но воскресения еще нет. Таковы все пятницы и субботы у евреев. Мессии нет, и неизвестно, когда будет. Писем не шлет и не звонит. У христиан им на смену приходит восьмой день недели – воскресение. Христос воскрес и вернулся к нам. У евреев неделя начинается по-новой – будни, тоска, практические дела, чтобы к концу недели снова оказаться в состоянии ожидания и несбывшихся надежд.

И Мессии разные. У евреев национальный герой, который возвеличит царство Израиля и возобновит богослужение в Иерусалиме в храме. Снова начнут резать телят. У христиан храм уже восстановлен – это тело воскресшего Христа. Вместо бойни телят – у нас наше причастие. Поэтому нет печали, есть только радость.

Наш Христос – заботится не обо всем Израиле, но о каждом из нас. Он не герой, он Бог. Только Бог может спасти. А национальный герой – это из области государственного строительства. Возвеличение земных царств – вообще не задача для христиан qua христиан. Так что и тут нет пустых ожиданий.

Зачем он нужен, еврейский Мессия? Вообще не нужен – если вы не оголтелый еврейский националист. Ведь он ничего отдельному человеку не даст – разве что сто рабов-гоев, если вы – правоверный еврей. А Христос – спасает нас от греха, дает радость, приводит к Богу.

Иудаизм – вера коллективная, единица что – единица ноль. Христианская вера – в ней есть и коллектив, церковь, но есть и личность. Есть радость покаяния, исповедь, очищение – это радость одиночки.

А вот радость коллективная – это радость общения с народом. Не только с евреями, которые всюду в меньшинстве, а там, где в большинстве – от этого мало радости. Вы увидите, как меняется ваше отношение к людям. Общее причастие разрушает стену недоверия и враждебности. Вы сможете – в Израиле – свободно молиться и причащаться с палестинцами. Они вам больше не будут врагами, а возлюбленными братьями и сестрами. Вам не будет нужно отдельное еврейское государство, чтобы избежать общества не-евреев. И в России, и в любой другой христианской стране – не надо вам ехать на край света в поисках синагоги, не надо проходить через охрану и показывать сумочку или выворачивать карманы. Церковь рядом с домом найдется всегда. Да и верующие – посимпатичнее, попроще, социально ближе.

Это если вы не банкир, не олигарх. А банкиру и олигарху, наверное, проще оставаться евреем – христианская вера не одобряет лихвы. Выбор, конечно, есть и и у олигарха, но проще верблюду пройти, как мы знаем, через игольное ушко (есть такие узкие ворота в Иерусалиме), чем олигарху душу спасти. Но верблюд может пройти сквозь Ушко, и богатый человек тоже может спастись. Нет ни социального, ни биологического детерминизма.

Открыть для себя Христа – сказочный момент в жизни. Японцы это называют сатори, а мы – Богоявление. Когда вам явится Бог, или вы предстанете перед Ним, то испытаете ощущение такой силы, что все прочие померкнут.

Были времена, когда еврей, приходя к Христу, расставался со всеми своими близкими, друзьями, родными. И сейчас с многими приходится расстаться, но не со всеми. Так много евреев пришло к Христу в последние годы, что евреи к этому подпривыкли и волосы на себе не рвут, траур не надевают, в ужас не приходят. Гонения? Ну, не такие они страшные, чтоб стоило задумываться.

Надо только идти до конца, не тормозить. Тормоза придумал трус. Бывает, что евреи тормозят, стараются усидеть на двух стульях. Мы, мол, и христиане, и евреи, дважды избранные. Я с такими сталкивался. Думаю, что это и неверно по сути, и вредно для души – если это не просто тактика миссионера. Мы становимся бывшими евреями – такими же христианами, как и наши новообретенные братья и сестры по вере, не больше и не меньше.

Для живущих в России евреев приход к Христу позволит и совпасть по фазе с русским народом, который сейчас переживает огромный духовный подъем. Остающиеся при своей старой вере – или безверии – евреи продолжают бороться с Христом, и вредят не только другим, но и свою душу губят.

Если до революции крестившихся евреев подозревали в крещении ради выгоды, то сегодня в этом нет корысти – но есть польза для души. А потери невелики – несколько ненужных знакомых, и некоторые атавизмы. История показывает, что лучшие из евреев обычно приходят к Христу. Дети самых известных евреев – Теодора Герцля, Моисея Монтефиоре – крестились. Крещение открывает сердце и душу. Не случайно русские поэты еврейского происхождения, имена которых на слуху, Пастернак, Мандельштам, Бродский – все были крещены. Еврейская вера – а не еврейская кровь – мешает творческому порыву. Людей надо любить, а иудаизм учит, что любить надо только евреев.

Теодор Герцль, основатель политического сионизма, хотел крестить евреев, как в свое время Владимир крестил киевлян. Возможно, и до этого дело дойдет, но пока – купель это личный подвиг. И личная большая радость. Я помню ощущение воды и елея, запах мирры, выход из храма под звон колоколов, сияние иерусалимского солнца – за такое счастье все отдай, и не жалко. Для человека с живой душой крещение – чудо. А человеку с мертвой душой скажу – Христос воскресил мертвого Лазаря, уже тронутого тлением. Он может воскресить и твою мертвую душу.

Евреи-выкресты в царской России

Соломон Динкевич, Нью-Джерси

Публикуем отрывки из нового тома книги Соломона Динкевича «Евреи, иудаизм, Израиль»

АССИМИЛЯЦИЯ

Толчком к крещению Антона (1829 - 1899) и Николая (1835 - 1881) Рубинштейнов, евреев по отцу, купцу первой гильдии Григорию Рубинштейну и немцев по матери Калерии из Пруссии выдающихся музыкантов, основавших Петербургскую (Антон, 1862) и Московскую (Николай, 1860) Консерватории послужил, по словам их матери, указ Николая I о призыве еврейских детей (кантонистов) на 25-летнюю воинскую службу. «Евреи называют меня христианином, христиане - евреем, немцы - русским, русские - немцем», - говорил Антон Рубиншетейн.

Поэт Саша Черный (Александр Гликман, 1860-1932) был крещен в 10-летнем возрасте. Вряд ли был крещен Исаак Левитан (1860-1900), иначе ему бы не потребовалось покидать Москву в 1891 году, когда Московским генерал-губернатором стал брат Александра III великий князь Сергей Александрович, изгнавший евреев из Москвы. Что же касается Марка Антокольского (1843-1902), то, по словам Марины Лужиковой, пра-пра-правнучки его сестры, он крестился, ибо в противном случае для него была бы закрыта Академия художеств. «При этом, - добавляет она, - Антокольский никогда не работал в субботу и соблюдал еврейские праздники» (Журнал «Зов Сиона» и статья Майи Басс в журнале «Спектр»).

«Есть у нас евреи и профессора, из коих иные крестились в христианство (например, академик А. Ф. Иоффе, принявший лютеранство - С. Д.), но всем своим духом и симпатиями принадлежащие родному им и воспитавшему их еврейству… (они) стоят нравственно не ниже людей христианской культуры», - писал Николай Лесков.

В 1903 году Теодор Герцль (1860-1907) посетил Россию. Министр полиции Плеве разъяснил ему политику царского правительства по еврейскому вопросу: «Треть евреев (революционеров) мы расстреляем, треть вышлем из страны, а треть принудим к ассимиляции через крещение».

В это время 4 миллиона евреев были заперты в «черте оседлости». Вне ее проживало порядка 100 тысяч евреев (~ 2.5%). Это были профессора, купцы первой гильдии, ремесленники высших разрядов, бывшие николаевские солдаты. Для получения высшего образования еврейскую молодежь ограничивали 5% нормой, а в обеих столицах - только 3%. Когда 1 марта 1881 года был убит царь Александр II, по стране прокатились еврейские погромы, которые затем периодически повторялись в западных и южных губерниях.

«После убийства Александра II русские власти стали еще сильнее преследовать евреев. Их гнали из Петербурга, Москвы, Киева, с Волги, из русских деревень. Но не только в физическое гетто загоняли евреев, образовалось еще более мучительное и более угнетающее гетто - экономическое, политическое, духовное, научное.… Чтобы проломить эти решетки, отделявшие еврейский мир от нееврейского, недостаточно было иметь талант, деньги, хорошие связи» (Осип Дымов).

Оправдывая «правовые меры» правительства против евреев, А. И. Солженицын писал в 2-х томнике «Двести лет вместе» (М., «Русский путь», 2001 и 2002), что «переход (евреев) в христианство, особенно в лютеранство(не требовавшего регулярного посещения религиозной службы - С. Д.),… сразу открывал все пути жизни…».

Действительно, чего проще, отрекись от своих родителей, от всего еврейства и ты полноценный гражданин Российской империи. Но вот, что пишет Осип Дымов в книге воспоминаний «То, что я помню» (Израиль, 2011).

Предварительно замечу, что Осип Дымов (Осип Исидорович Перельман, 1878-1959), старший брат блестящего популяризатора математики, физики и астрономии Якова Исидоровича Перельмана (1882-1942), был известным российским литератором, одним из авторов знаменитой «Всеобщей истории», изданной Сатириконом (1911 г). Его пьесы с успехом шли в театрах Петербурга, Москвы и провинции вплоть до Октябрьского переворота 1917 года. Еще в 1913 году он навсегда покинул Россию и продолжал публиковаться в эмигрантских изданиях сначала в Европе, а потом в Америке. В Америке он публиковался, в основном, на идише. В СССР его имя полностью замалчивалось.

Итак, Осип Дымов: «В Петербурге, куда я приехал из Белостока в 1897 году, я соприкоснулся с новым типом евреев, с которым не встречался раньше: крещеные и ассимилированные дети Израиля, современные мараны - далекий, но по-своему близкий отзвук (испанских) маранов времен инквизиции». Вот один из его рассказов.

«В памяти остался случай с фотографом Шапиро, евреем, знатоком древнееврейского языка, поэтом. Широко были известны его стихи на древнееврейском языке. Когда преследование евреев ужесточилось, Шапиро был вынужден креститься. С мукой в сердце, стиснув зубы, чтобы не кричать от боли, он вошел в церковь евреем и вышел оттуда… несчастным евреем. Но надпись, выведенная в его паспорте свежими чернилами, гласила: «Православный».

Фотостудия Шапиро располагалась на Невском проспекте как раз напротив великолепного Казанского собора. Фотоработы Шапиро были известны во всей России не только из-за их художественной ценности, но главным образом, из-за того, что он бывший иудей, а ныне православный имел право фотографировать царя и его семью. Чтобы иметь возможность заниматься этой деятельностью, он был вынужден креститься.

Шапиро продолжал писать стихи на древнееврейском языке, ходил в синагогу, состоял в еврейских организациях. Он преклонялся перед русской литературой, которую хорошо знал и высоко ценил, и гордился тем, что лучшие, талантливейшие представители русской литературы фотографировались именно у него.

Ночью начинались его мучения. В определенный час, когда на улице было еще темно - а петербургская ночь продолжительна - начинали звонить стопудовые колокола Казанского собора, который, как уже говорилось, находился как раз против его жилища. Многие годы Шапиро жил в этом доме и не слышал колоколов, но после крещения он вдруг открыл, что они существуют. Их тяжелый металлический звон будил его каждую ночь, каждую темную ночь в одно и то же время. Как бы глубоко он ни спал, первый металлический «бум» был как удар по голове, как острый укол в сердце, и он просыпался, испуганный, растерянный и растоптанный железными ударами, звуки которых обрушивались на него.

«Помнишь, - напоминали колокола, - помнишь то утро, когда мы звонили для тебя в церкви, и священник обратился к тебе и повелел, чтобы ты осенил себя крестом, а ты с помертвевшими губами, с ненавистью, стыдом и дрожью в сердце повторял слова священника? Слова были на старославянском языке, но ты, зная этот язык, тем не менее, не понимал, о чем идет речь».

«Бум-бим… бум-бим!» - продолжали звенеть колокола, и опять всплывала в памяти сцена, которую пережил он, поэт, писавший на древнееврейском языке, он, еврейский националист. Она еще продолжается, она не закончилась там, в церкви, где священник произносил над ним молитвы и осенял его лицо крестом. При этом он использовал жидкость, вязкую, как подсолнечное масло, которая называется миро, тяжелые капли падали на бледное лицо новообращаемого. Инстинктивно он пытался их вытереть, но священник не позволил.

«Бум-бим… бим-бум!» - мучили его колокола. Их металлический звук проникал через окна и стены, наполнял комнату, весь дом, его мозг и рвал на части его еврейское, теперь уж точно еврейское сердце.

И так повторялось каждую ночь. Каждую ночь он снова и снова проходил тот же мученический путь, каждую ночь, пока город спал, а колокола звенели, он, поэт, писавший на древнееврейском языке, и фотограф царя принимал крещение. Не единожды, а десятки и десятки раз он отказывался от «фальшивой веры раввинов и мудрецов», как заставлял его повторять священник. Не единожды, но десятки раз он отказывался от отца и матери… Но чем чаще по ночам он принимал крещение, тем больше он становился евреем. И чем чаще колокола «бимбомкали» над его несчастной головой и звали его в церковь, тем дальше он хотел от нее убежать. Куда бежать? Где можно спрятаться?

Конечно, он мог бы переселиться в другое жилище, где колокола были бы не слышны. Но как утащить с собой фотографическую студию, стеклянную крышу, инструменты и адрес, этот всем хорошо знакомый на протяжении многих лет адрес на Невском проспекте? И он был вынужден оставаться на том же месте, в центре города.

Но Шапиро не выдержал и, в конце концов, всё-таки сбежал. Он продал свое жилье, свое дело, отказался от чести быть «фотографом его величества» и перебрался в тихий уголок, далеко от центра, где никто его не знал и он не знал никого. Здесь он умер в одиночестве, окруженный своими книгами и рукописями на древнееврейском языке.

Хоронили его, естественно, на христианском кладбище, и печальный звон колоколов провожал его в последний путь, но он уже их не слышал. Или - кто знает? - может быть, слышал?..».

А вот еще один - трагикомический - рассказ Осипа Дымова, типичный шолом-алейхемовский смех сквозь слезы. Боюсь, что нашим детям, а внукам и подавно, этого не понять: для них это патология.

«В Москве жил еврей по фамилии Медвецкий. Жил себе тихо, имел двух дочерей, хорошо успевавших в гимназии. Он был портным, то есть ремесленником. Ремесленники, приписанные к определенному цеху, имели право жить в «белокаменной» как с любовью называли Москву. Медвецкий был не Б-г весть, каким портным, зрение у него было слабое, да и заказов, по-видимому, имел немного. На какие же в таком случае деньги он содержал дом из шести комнат, в котором стоял дорогой рояль, на полу лежали богатые ковры и который украшали картины и мягкая мебель?

Портняжничество для Медвецкого было стороннее занятие, не более чем скучная обязанность. Настоящий его заработок, которым оплачивались картины, мебель, рояль и т.д., заключался в том, что он постоянно проходил обряд крещения. Что сия странная вещь означает?

Когда, например, какому-нибудь Рабиновичу из Минска очень нужно было приехать и остаться жить в Москве, он связывался с Медвецким. Так, мол, и так, пан Медвецкий, я хотел бы стать христианином, то есть хотеть-то я не хочу, но должен… На это Медвецкий спрашивал его в письме: каким именно христианином хотите вы стать, господин Рабинович? Если православным, вам это будет стоить 600 рублей, католиком - 400, лютеранином - сотенная. После того, как - в зависимости от желания клиента и необходимой суммы - утрясалась форма христианства, Рабинович высылал свои документы Медвецкому в Москву. С момента их получения Медвецкий переставал быть Медвецким и становился Рабиновичем. Новый Рабинович отправлялся к русскому попу (если 600 рублей) или к католическому ксендзу (если только 400), и поп или ксендз учили с ним катехизис. Медвецкий-Рабинович делал вид, что всё, чему его учат, он слышит в первый раз - ну, а как же иначе?

После того как катехизис был усвоен, Медвецкий держал путь в церковь или костел и проходил обряд крещения. Затем он отсылал документы назад в Минск с новоприобретенным добавлением касательно вероисповедания. Несколькими днями позже в Москву являлся подлинный господин Рабинович, полноправный христианин… Там его уже никто не трогал.

Так было с Рабиновичем из Минска, с Левиным из Одессы, с Розенблюмом из Пинска… У Медвецкого была довольно обширная клиентура: один рекомендовал его другому… Испытывал ли Медвецкий раскаяние? Мучила ли его совесть? Но разве он сам проходил обряд крещения? Это же были Рабинович, Левин или Розенблюм, а не он! Он, Медвецкий, остался евреем, а христианами стали они, эти паскудные выкресты, чтоб им тошно было! Ну а как чувствовали себя Рабинович или Левин? А что, собственно, они должны были чувствовать? Разве они ходили к попу? Они не учили катехизис и никогда в жизни не были в церкви. Всё делал этот паскудник из Москвы - Медвецкий, чтоб ему тошно было, этот еврей, продавший свою душу!..

Рассказывают, что сорок два раза принимал Медвецкий христианство в его различных формах в зависимости от пожеланий клиентов. Две его еврейские дочери уже окончили гимназию и стали невестами. Жена ездила в Карлсбад «на воды». В его доме вместо одной служанки были уже две. А Медвецкий продолжал креститься и, само собой разумеется, оставался при этом евреем.

И так как он продолжал оставаться евреем, то в нем постепенно росло чувство, что в его швейном цеху начались трудности. Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, дядя царя, проводил в цехах «чистку», чтобы избавиться от евреев.

В одно прекрасное утро (хотя для Берко Медвецкого прекрасным его никак не назовешь) пристав сказал, что он должен покинуть Москву, город «сорока сороков», как его величали в народе.

Мне конец, - пробормотал убитый горем Медвецкий. - Куда я денусь? Зачем мне покидать?

Послушай меня, Берко, - приставу захотелось ему помочь, - на моем участке проживает некто Рабинович из Минска. Он христианин, православный, и я его не трогаю. Почему бы тебе не сделать то же самое?

Рабинович? Я его хорошо знаю! - не сдержался Медвецкий. - Продажная душа, он никогда не уважал свой народ, свою религию! Он может креститься, если хочет, а я - никогда! Нет, господин пристав, только не я, Берко Медвецкий!

И сколько пристав ни убеждал его, Медвецкий стоял на своем: он еврей и евреем останется, и нет такой силы в мире, которая могла бы его заставить отступить.

Кончилось тем, что Медвецкому пришлось оставить Москву, «город сорока сороков», оставить свой уютный дом с шестью комнатами и роялем - всё, что он мог иметь только здесь и ни в каком другом месте».

Нельзя не упомянуть и дореволюционных российских евреев-выкрестов, ставших самоненавистниками - таких, как Манусевич-Мануйлов, приложивший руку к созданию фальшивых «Протоколов сионских мудрецов» (см. т. 2, стр. 87 - 92) или дед Ленина по материнской линии Моше Бланк. Вскоре после крещения он написал два письма царю Николаю I (7 июня 1845 и 18 сентября 1846), в которых обвинял евреев в ненависти к христианству и призывал принять строгие меры против этих злобных врагов отечества.

Еврей-выкрест В. А. Грингмут был одним из редакторов черносотенной газеты «Московские новости», автором «Руководства черносотенца-монархиста» и другом известного жидоеда Пуришкевича. Это о них сказал Игорь Губерман:

Еврей славянского разлива -
Антисемит без крайней плоти.

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Я христианин и вам, возможно, это не понравится, но меня мучает один вопрос, который вы, возможно, сможете прояснить. Вопрос касается крещения. Например, в Иоанн. 1:25 фарисеи спросили Иоанна крестителя, почему он крестит, если он не пророк, и не Илия, и не Машиах. И это далеко не единственное место, которое меня смущает. Выходит, что крещение Иоанна не было чем-то новым, но было понятно тогдашним еврейским учителям Торы. Я начинаю думать что крещение – это вовсе не христианский ритуал, а еврейский. Не могли ли бы Вы объяснить мне это, и что оно означало в еврейской традиции, потому что ничего насчёт крещения я не нахожу в Ветхом Завете (кроме ритуальных омовений, конечно, но это сомнительно). С уважением, Анатолий. Спасибо.

Ответ :

Уважаемый Анатолий!

Как и множество других обрядов, которые христианство заимствовало из иудаизма (в искажённой форме), обряд крещения был заимствован также из иудаизма. Он взят из обряда принятия иудаизма: среди прочего, человек, принимающий иудаизм, должен окунуться в микву .

С уважением, Реувен Куклин

Вопрос .

Спасибо огромное за Ваш ответ. Не могли ли бы Вы объяснить больше, в чем заключался этот обряд окунания в Микву, откуда происходит (я ничего не вижу подобного в Танахе, кроме ритуальных очистительных омовений) и как эволюционировал в обряд посвящения в иудаизм, а также – как был изменен христианством. Я был бы также признателен за ссылки на дополнительную информацию по этому вопросу. Я очень хочу разобраться в том, во что я верю, потому что мне кажется, что "таинства" стали таинствами после отрыва христианства от иудейских корней, которые могут эти таинства объяснить. Я уже слышал о происхождении крещения от Миквы из одного христианского фильма, но почти ничего не могу найти ни о самом обряде, ни о его связи с крещением. Пожалуйста, помогите разобраться. Огромное спасибо.

Анатолий

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Анатолий!

Мудрецы в трактате Критот (9а) учат из сказанного в Торе, что все евреи первоначально вступили в союз с Б-гом (а это произошло при выходе из Египта) посредством трёх вещей: 1) жертвоприношение, 2) окунание в микву , 3) обрезание.

Из того, что сказано в Торе (Бэмидбар 15:15): "установление одно для вас и для пришельца (принимающего иудаизм – Р. К. ), живущего у вас", учат мудрецы (трактат Критот, там же), что каждый, кто принимает иудаизм, должен пройти процесс, состоящий из трёх вышеупомянутых стадий. Однако, из сказанного в Торе (Бэмидбар 15:14) учат мудрецы (трактат Герим 2:5), что если жертва не принесена, это не препятствует принятию иудаизма (жертвоприношение необходимо только для достижения ритуальной чистоты). Поэтому в наши дни, когда нет Храма и нет возможности принести жертву, человек, принимающий иудаизм, проходит только две стадии (обрезание и окунание в микву ). У каждой из этих стадий свои рамки и свои строжайшие законы, невыполнение которых является препятствием для принятия иудаизма. Все эти законы основаны на Устной Торе, которую весь еврейский народ принял на горе Синай вместе с Письменной Торой. Все эти законы были получены «за один раз», тут нет какой-либо «эволюции».

В святой Церкви нет ни эллина, ни иудея, нет ни русского, ни украинца, ни белоруса. В Церкви умаляется значение национальности: все едины, национально равны. Все - рабы Божии. И в этом звании - наивысшая простота, величие и благородство, каких только достигал человек.

Нет национальности у Бога, нет национальной исключительности и у сынов Божьих. Однако в реальной жизни, протекающей в сумраке нашего маловерия, в блудном отдалении от Отца, мы все же отличаем вольно или невольно, с положительной или отрицательной стороны друг друга по национальности.

В русской православной среде, освященной церковностью, национальность как отличительный признак практически не имеет значения. Тем не менее, национальность все же представляет собой вполне определенные, данные нам от рождения отличительные генетические черты ума и души. Эти черты отражают наш национальный менталитет, нашу культурную и психическую самобытность, которые необходимо учитывать в межличностном общении.

Национальные особенности возникают в результате длительного формирования устойчивых духовных и материальных (социально-исторических) условий жизни. Религия как основа культуры среди многих национально-образующих факторов играет главенствующую роль. В определенном смысле национальность - это выражение религиозности через характер той или иной сложившейся группы людей. Именно в этом смысле часто говорят: азербайджанцы - мусульмане, немцы - протестанты, русские, сербы - православные, французы - католики; По этой же причине национальности одной веры всегда значительно ближе друг к другу, чем национальности, сложившиеся под влиянием разных религий.

Одной из особенностей еврейского «национального» сознания, важной на наш взгляд, для любого народа в среде которого проживают евреи всех «национальностей» - является двойной стандарт их поведения. Еврейству свойственна особая, веками выработанная племенная психика, работающая в двух взаимоисключающих режимах:

1. поведение в кругу единоплеменников;

2. поведение вне еврейской среде. Каждый еврей знает, как вести себя в своем кругу и что надо говорить своим и как вести себя с гоями, что можно, что надо говорить не-еврееям.

В воспоминаниях о своем детстве, написанных, в общем-то, не так давно, в 70-е годы, Моисей Альтман, известный советский филолог, происходивший, по его собственному утверждению из семьи «рьяных хасидов», приводит эпизод, иллюстрирующий, что называет «из первых уст» двойной стандарт еврейского поведения, «...когда уже будучи в первом классе в гимназии, - пишет Альтман, - я сказал, что в прочитанном мной рассказе написано, что капитан Бонн умер, а ведь капитан не был евреем, так надо было написать «издох», а не «умер», то отец опасливо меня предостерег, чтобы я с такими поправками в гимназии не выступал» (М.С. Альтман. Разговоры с Вячеславом Ивановым. Спб. 1995, с.293). Ниже Альтман откровенно делится и о самой атмосфере в еврейской семье: «К не-евреям бабушка (впрочем, как и все местечко) относилась с крайним презрением, не считала их почти за людей; у них, была она уверена, нет души (есть только дух-дыханье). Всякий русский мальчик именовался шейгец - нечисть)... А когда я у бабушки спросил, будут ли, когда придет Мессия, существовать другие народы, она сказала: «Будут, ибо кто же, как не они, будут у нас служить и на нас работать?» (Там же, с.318).

Никто в мире не сможет так «искренне», глядя вам в глаза, сказать: «я - русский» или «я - христианин», как это сделает еврей. В этом - многовековая школа выживания в чуждой среде. Двойной стандарт или двойная мораль распространены, как известно, и в уголовном мире, где законы «чести и порядочности» среди своих прекрасно уживаются с произволом, жестокостью и низостью по отношению к остальному обществу. Вопрос о пребывании евреев в Церкви очень сложный с этической точки зрения. Православие - это религия спасения души человека, очищения его от греха, ибо Иисус Христос Господь наш пришел в этот мир спасти не праведных, но грешных. В этом смысле мы должны только приветствовать тот факт, что к нам, немощным, погибающим от грехов и чаящих спасения, присоединяются другие желающие спасения. Спасаться сообща, бороться сообща с дьяволом легче, в этом нет сомнения. С другой стороны, не всякий говорящий «Господи...» - верующий...

Нельзя забывать, что Православие - антиеврейская по духу религия. С ним ведется тысячелетняя борьба сил зла. Враги рода человеческого называют его «иудейством для толпы» (Биконсфилд), используя в качестве излюбленного оружия ложь, невежество, лицемерие - прекрасно зная, что Православие это духовное антииудейство. Православие, по сути, - прерогатива аристократов духа, религия избранных (малого числа избранных из многих званых). И оказаться в среде православных, различно завладеть доверием и душами - вот уже как два тысячелетия неисполнимая, вожделенная мечта дьявола, а значит, и верных его сынов. Как происходит проникновение евреев в христианскую среду может проиллюстрировать знаменитое древнее письмо князя евреев Константинополя своим соплеменникам во Франции, в котором он дает такой совет великих раввинов: «относительно того, что король французский заставляет вас принимать крещение - принимайте его, раз вы не в силах поступать иначе, но при условии, чтобы закон Моисеев сохранился бы в сердцах ваших... относительно того, что христиане разрушают наши синагоги - сделайте детей ваших канонниками и причетниками, дабы они разрушали храмы христиан».

В другом откровении, прозвучавшем уже в наши дни из уст одного из московских священников-евреев, этот древнейший совет великих раввинов проявляется уже в своем реальном воплощении: «Я настоящий и искренний пастырь для ваших овец, - заявляет «православный брат в Моисее», - И ваш Мессия настоящий. Но это ваш Мессия. Он и рожден в яслях для скотов, в позоре родился и в позоре распялся, вам в пример, Ему и следуйте. И я не нарушаю, а помогаю вам следовать за Ним. А наш мессия придет, он не будет распинаться, он будет царствовать». Какая зловещая «искренность»!.. Жизнь, к сожалению, показывает, что вышесказанное - не пустые слова. О нем следует знать и помнить про себя. Однако, что невозможно человеку, возможно Богу. Господь сотворивший мир из ничего, Он не сможет ли изменить сердце всякого, кто возжелает обратиться к Нему? Русские принимали и принимают в православную среду искренних евреев, коих призывает к Себе на служение Господь. Так как и св. ап. Павел был когда-то Савлом. А в самом русском народе, особенно в наши дни, среди русских по крови немало духовно больных еврейством...

И все же реальность не так оптимистична, как наши размышления. Некоторые священники, имевшие опыт общения с евреями, убеждены в том, что евреи, с детства воспитанные в антихристианских традициях и пришедшие впоследствии в православную среду вносят в нее разлагающий дух еврейства. Убеждены, что по отношению к ним Церкви следует быть крайне предусмотрительной и осторожной, прежде, чем крестить их в Православную веру и, тем более, прежде, чем допускать их к Православному Богослужению. В православных обителях и храмах мы видим сегодня немало евреев. Стоит в храме появиться настоятелю из евреев, как тут же, точно грибы после дождя, появляются евреи на клиросе, в сторожах, в алтарниках, в диаконах... Благодаря всё той же поруке или «истинному интернационализму» они с какой-то неуловимой лёгкостью занимают руководящий должности в монастырях и храмах, работая в Православии как на должностях, почти не скрывая или не умея скрыть, что в их душе есть нечто и поважнее того, чему они служат внешне…

Но что поделаешь, если мы, имея истинную религию, не можем в полнее достойно служить своему Богу, все куда-то лениво уклоняемся, чего-то ищем, а еврейство, сегодня уже, кажется, ни во что неверующее, незнающее никакой религии, проявляет во всем невиданную активность и интернациональную солидарность и целенаправленность. Разумеется, само по себе еврейство мало кому интересно. Беспокоит судьба великого русского народа, пребывающего вот уже второе столетие под смертоносным гипнотическим влиянием еврейства. Под его идеологической, политической, финансовой властью. Которое не остановится до тех пор, пока не выжмет последние соки из ненавистного ему народа, пока не вынет из него всю душу и не оставит взамен «дух-дыхание»... Впрочем, судьба, - это суд Божий, и впереди ожидает нас то, что желает и знает только Сам Господь и если не «здесь и сейчас», то пред престолом Божьим у русского народа много ходатаев и покровителей, которые не позволят сбыться худшему: уготовить себе место в аду по окончании земной жизни...

https://rusprav.org/biblioteka/AntisemitismForBeginners/AntiSemitismForBeginners.html

Укрепляя государственную власть, Иван IV одновременно решал крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед Русским государством. Упрочнение государства в результате реформ середины 50-х годов позволило Ивану IV решить так называемый "казанский" вопрос. Казанские ханы совершали набеги на Россию, вредили восточной торговле русских купцов. Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными.

В 1551 г. Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань . У р.Свияги за месяц была построена крепость Свияжск, сыгравшая роль опорного пункта для наступления. Летом 1552 г. огромное войско (около 150 тыс.человек) во главе с Иваном IV осадило Казань. Русские войска после месячной осады взяли штурмом город. В результате Среднее и Нижнее Поволжье были присоединены к России. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.

Сложнее дело обстояло с Крымским ханством , которому Россия платила дань. Покорить его не могли, а крымцы устраивали постоянные набеги на Россию, грабили и разоряли ее, угоняли в плен население. Во время одного наиболее удачного похода в 1571 г. они сожгли Москву и угнали в плен около 150 тыс. человек. Помимо того, московской дипломатии в 1569 г. и 1571 г. удалось сорвать планы турецкого султана Селима II организовать походы в Поволжье. Государству приходилось держать дозорные отряды, строить крепости, чтобы татары не нападали врасплох. Это несколько сдерживало набеги крымских мурз.

Таким образом, главным результатом внешней политики на юге было в целом успешное сдерживание татаро-турецкой агрессии .

В середине XVI в. Российское государство укрепляет свой международный авторитет, поддерживает отношения со Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-государствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана, с 1553 г. Иван IV начинает уделять большое внимание отношениям с Англией.

Соседом России на востоке стало Сибирское ханство . Началось проникновение русских купцов-предпринимателей в Сибирь. В 1581 г. на средства богатых купцов Строгановых была снаряжена военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 г. после упорного штурма казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума – Кашлык. Позже Кучум ночью напал на казаков. Ермак погиб. Но участь ханства уже была предрешена: через несколько лет Кучум потерпел окончательное поражение. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории.

Успехи на Востоке дали основания Грозному считать, что так же пойдет дело и на Западе. Часть прибалтийских земель занимал Ливонский орден, немецкое государство, которое уже ослабело. Иван мечтал завоевать удобный выход к Балтийскому морю, чтобы улучшить торговлю и облегчить сношения с Европой. В 1558 г. под предлогом неуплаты дани русские начали войну, получившую название Ливонской. Ливонская война, длившаяся 25 лет, оказалась крайне изнурительной для России. Начало ознаменовалось блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев и другие города. Однако не была учтена международная обстановка. Литва, Польша, Швеция, Германия, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю. Польско-литовское государство, затем Швеция и Дания вступают в борьбу за "ливонское наследство". Это, а также перемена отношения Ивана к "избранной раде", привели в поражению в 1564 г. от поляков. Война приняла затяжной и тяжелый характер. Участились набеги крымского хана. Сил для продолжения войны у России не было.

В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие России и Речи Посполитой, по которому Россия теряла Полоцк и завоеванную Ливонию, но вернула себе ряд городов, захваченных поляками. В 1583 г. заключено перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья р.Невы, перешло к Швеции.

В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.