Почему опытного городничего принимают за ревизора. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Весть о скором прибытии ревизора

"Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор", - с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами - городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство - настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: "Недостаточность состояния... Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар". А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: "...смерть люблю узнать, что есть нового на свете".

При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях - в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах "сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками". А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание - "...разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку". В общем было чему ужаснуться. Сам городничий восклицает: "Что это за скверный город!"

Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая "столичная штучка". Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор!

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее - он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет "взаймы" у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь - двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей во лбу не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды. И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что всё принимают за чистую монету: "Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху".

Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: "Чему смеетесь? над собой смеетесь!" - обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу. Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно. Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: "Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо был смех".

Николай Васильевич Гоголь - мастер художественного слова. В своих произведениях он всегда метко и образно доносил до читателя главное, о чём хотел сказать. Неоднозначен жанровый выбор автора:

  • фантастические произведения;
  • сказочные произведения;
  • сатирические произведения.

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»

Любая комедия как драматический жанр предполагает высмеивание автором тех или иных людских пороков, недостатков. «Ревизор» не исключение. Сам сюжет строится на ожидании чиновниками ревизора, который должен посетить их город. Конечно, и городничий, и чиновники стараются принять меры, чтобы устранить неполадки, каждый на своей службе. Но главное - нужно встретить почётного гостя, понравиться ему. Разрабатывается определённый план. Всех сбивает с толку письмо, полученное городничим от приятеля. В нём сообщается, что ездит по городам некий ревизор, поселяется тайно в гостинице и наблюдает, как идут дела в городе.

Страх - вот что помешало чиновникам здраво рассуждать. Приехавший из Петербурга мелкий чиновник Хлестаков легко был принят ими за ревизора. Во-первых, ехал из Петербурга; во-вторых, поселился «тайно», ведь никого не предупредил о своём приезде; в-третьих, вёл себя в трактире нагло и вызывающе, угрожая со всеми разобраться.

Сам городничий, не вникая в ситуацию, тоже движимый страхом, предлагает Хлестакову переехать к нему. После некоторых колебаний, мнимый ревизор принимает приглашение городничего. Хлестаков глуп, он даже не понял, что его приняли не за того. Это потом слуга его Осип скажет, что нужно побыстрее уезжать, пока обман не раскрылся.

Сцена со взятками делает понятнее характеры каждого из чиновников. Да и то, что Хлестаков берёт у них деньги, ещё больше убеждает их, что перед ними настоящий ревизор. И каждому из чиновников хочется угодить приезжему начальству и понравиться. Правда, есть среди них и те, которые готовы рассказать за других всё плохое, а о себе, естественно, промолчать. Но глупому Хлестакову это не нужно. Он рад неслыханному везению: спит на перинах, ест самое лучшее, денег дают, сколько попросит.

Обман открывается, когда привыкший вскрывать чужие письма почтмейстер, приносит городничему письмо Хлестакова другу. В этом письме подробно описывается каждый из чиновников. Немая сцена...

содержимое:

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель-сатирик. С помощью смеха он боролся со всеми недостатками общества. И вот Гоголь задумал написать пьесу, в которой он покажет истинно русские характеры, общественные пороки. И из его замысла получилась великолепная пьеса, произведение на все времена — «Ревизор». по словам Николая Васильевича, сюжет к комедии ему подсказал А. С. Пушкин. Сам Гоголь замысел произведения определил так:» В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним посмеяться над всеми».

Действие пьесы завязывается в уездном городке, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедещь». В этом городке имеются свои чиновники: судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики, «сплетницы», Бобчинский и Добчинский. Во главе города стоит городничий Сквозник-Дмухановский. В городе полный беспорядок, невооруженным глазом видны взяточничество, казнокрадство, лихоимство чиновников, причем за каждым имеются свои грешки. Для всех них характерно праздное времяпровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. И никто из чиновников не стремится улучшить положение дел в городе, даже городничий, хотя это его прямые обязанности. Вообщем, дела в городе идут наихудшим образом, городничий и чиновники об этом знают.

И тут на них обрушивается пренеприятнейшее известие — к ним едет ревизор! Городничий и чиновники напуганы тем, что все результаты их службы видны невооруженным глазом. Они знают, что им грозит, если не предпринять срочные меры. Городничий раздает указания, которые только внешне, поверхостно могут изменить обстановку в городе к лучшему, словом, он заметает следы. О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок», при котором процветают грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием «ревизора». Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения, типа снятия арапника, висевшего в присутствии, замены гряных колпаков больным на чистые в богоугодных заведениях или уборки улицы, по которой поедет ревизор.

В этом городе пришлось остановиться господину Хлестакову. По пути домой он «совершенно издержался», и по этому случаю он и остановился в городе. Хлестаков — один из главных героев пьесы Гоголя. Он мелкий чиновник из Петербурга, «елистратишка», как называет его слуга Осип. «Слова из уст этого молодого человека вылетают совершенно неожиданно». Он мелкий лгун, а лучше сказать, фантазер. Хлестаков любит жеманиться, рисоваться, а на самом деле ничего из себя не представляет. Он не пользуеся уважением даже у своего слуги Осипа: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится.», «Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!», «С приезжающими знакомится, а потом в картишки, — вот тебе и доигрался!» Все эти высказывания Осипа точно характеризуют Хлестакова как человека глупого, легкомысленного, «без царя в голове». И теперь он живет в этом городишке, в трактире. Положение его весьма скверное: денег нет, есть нечего, платить трактирщику тоже нечем.

А в это время Бобчинский и Добчинский сообщают городничему, что ревизор уже приехал, что они его узнали, объясняя свои домыслы не совсем точными и примитивными доводами: «.... молодой человек. недурно наружности. ходит эдак по комнате, и в лице такое рассуждение. и здесь(в голове) много, много всего.», «Он! и денег не платит и не едет. «. Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу. так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.» А что же на самом деле? Взор их пал на Хлестакова, который не платит, потому что ему действительно нечем платить, а в тарелки заглядывает, потому что очень хочет есть.

«меня так и проняло страхом». Вот он, главный герой этой комедии, страх! Именно он движет чиновниками с самого начала, он туманит им разум. именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, «фитюльку», ничтожество, «елистратишку» за важного человека. Они создают в своем воображении несуществующий призрак ревизора и сражаются с ним. Городничий едет к «ревизору». В панике он вместо шляпы надевает коробку себе на голову, на ходу раздает последние поручения перед встречей с «чиновником из Петербурга».

Хлестаков ы это время тоже боится. Трактирщик пригрозил, что сдаст его городничему, после чего Хлестакова посадят в тюрьму. И тут к нему заходит городничий. Комичность этой ситуации заключается в том, что они оба боятся друг друга. Хлестаков к тому же еще и горячится, громко кричит, что заставляет городничего еще сильней трястись от страха. Городничий пытается его задобрить, дает «взятку», приглашает его пожить у себя, и Хлестаков, встретив столь радушный прием, успокаивается. Он даже не подозревает за кого его приняли, не задумывается. почему его так тепло приняли, он совершенно правдив и искренен. Он оказался не хитрее, а простодушнее, ведь он и не собирался никого обманывать, но городничий и не сомневается: перед ним ревизор, который хочет скрыть это.

Будь Хлестаков сознательным лгуном, он был бы понят и разгадан. И здесь опять играет роль всеобщий страх. Он не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно даже поверить. Сам Хлестаков забывается настолько, что сам верит в свое вранье. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему созванный отцом домой, или «ваше превосходительство», управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Единственный, кто первый понял ошибку, — это слуга Осип, который, боясь за своего господина, увозит его из этого города.

Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым «я» и уже управляет всем городом, заставляет видеть чиновников, чего на самом деле нет. В этой пьесе показана сила страха, что он может сделать с людьми, и какие потом могут быть последствия.

Гоголь показал ту проблему, которая существовала не только в те времена, но. к сожалению, существует и в наши дни. Смеясь вместе с автором над современными ему чиновниками, мы смеемся над своими Сквозник-Дмухановскими, Ляпкиными-Тяпкиными, Хлоповыми, Земляниками, Хлестаковыми. Герои комедии Гоголя живут среди нас и по сей день.

“Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор”, – с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами – городские чиновники.
Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство – настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: “Недостаточность состояния… Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар”. А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: “…смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях – в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах “сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками”. А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание – “…разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку”. В общем было чему ужаснуться.
Сам городничий восклицает: “Что это за скверный город!”
Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно – этакая “столичная штучка”. Причина появления столь важного гостя может быть только одна – конечно, это ревизор!
При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее – он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет “взаймы” у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь – двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.
Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей во лбу не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды.
И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что все принимают за чистую монету: “Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху”.
Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: “Чему смеетесь? над собой смеетесь!” – обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу.
Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно. Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо был смех”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В пьесе Гоголя “Ревизор” лучшая социальная комедия своего времени. “Ревизор” сыграл немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира – с воплощением социальных идей. Писатель ставил перед собой цель – “смеяться сильно” над Read More ......
  2. Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим Read More ......
  3. Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий Read More ......
  4. Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: “…никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа”. И “оттого еще глубже сердечное содрогание” зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и “трудным” в комедии является образ того, кого Read More ......
  5. В комедии Гоголя “Ревизор” высмеиваются порядки и нравы провинциальной России, современной автору. В произведении показана жизнь уездного города N, нравы его чиновников и безропотность его жителей. Городишко, о котором повествует Гоголь, – маленький, в самом центре России, “хоть три года Read More ......
  6. План 1. Комедия Гоголя “Ревизор” – произведение о российском провинциальном чиновничестве. 2. Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора: 1) обобщенный образ уездного города N.; 2) “внешний облик” города; 3) бедственное положение жителей города; 4) порочное сословие чиновников N.; 5) Read More ......
  7. Недавно на уроках литературы мы с классом прочли комедию Н. В. Гоголя “Ревизор”. На мой взгляд комедия очень смешная. Не зря Гоголь писал ее несколько лет. В этой комедии изображен собирательный образ маленького провинциального русского городка. Пьеса начинается с того, Read More ......
  8. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора

Николай Васильевич Гоголь не нуждается в представлении. Он известен, в частности, тем, что боролся с недостатками современного ему общества с помощью смеха. В 1835 году Гоголь задумал сочинить пьесу, где были бы представлены истинно русские пороки и характеры. Так в 1836 году родилась комедия "Ревизор". Главный герой ее - Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось бы, истинное его положение в обществе нетрудно было разгадать.

Весть о скором прибытии ревизора

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, необходимо обратиться к самому началу произведения. Комедия Гоголя начинается тем, что Антон Антонович, городничий, собирает вместе чиновников и говорит, что у него есть для всех "пренеприятное известие". Оказывается, вскоре должен приехать из Петербурга ревизор с проверкой. При этом неизвестно, как он будет выглядеть и когда именно собирается приехать. Эта новость, естественно, повергла в шок чиновников города N. Она внесла некоторую сумятицу в их размеренную и ленивую жизнь.

Положение дел в городе N

Следует сказать, что чиновники были мздоимцами. Каждый из них озабочен лишь тем, как бы получить больше денег. Создается впечатление, что в то время в городе N обычными вещами были расходование чиновниками городской казны и получение взяток. Даже закон был против этого бессилен.

Городничий, например, оправдывался тем, что жалование его было недостаточным. Его якобы не хватало даже на чай с сахаром. Что же касается городского судьи, тот и вовсе не считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. Для получения информации он вскрывал чужие письма.

Безусловно, такое безответственное отношение чиновников к служебным обязанностям в итоге привело к тому, что город пришел в запустение. Ясно, что новость о предстоящей проверке всполошила местную верхушку власти. Неудивительно, почему Хлестакова приняли за ревизора в этой суматохе.

Подготовка к прибытию ревизора

Ожидая прибытия начальства с проверкой, каждый из чиновников принялся судорожно вспоминать, что необходимо сделать. Наконец-то все они начали предпринимать попытки навести порядок в своих ведомствах. Работы было очень много. Слуги в здании суда сушили белье и развели гусей. Больные в местной больнице курили табак и носили грязную одежду. Церковь должны были построить уже давно, 5 лет назад, однако ее открытие не состоялось. Городничий велел всем говорить, что пожар разрушил это здание. Приказано было снести старый забор, находящийся возле сапожника. На его место велено было поставить макет из соломы. Городничий Антон Антонович сам, глядя на такое плачевное состояние дел, самокритично признавал, что это "скверный город".

Прибытие Хлестакова

Городские чиновники, конечно же, боялись вышестоящего начальства. Поэтому они готовы были увидеть проверяющего из столицы в любом приезжем. Вот почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора. Когда распространился слух о том, что в гостинице города N уже давно живет какой-то неизвестный, все решили, что этот незнакомец непременно должен был быть ревизором. К тому же Хлестаков Иван Александрович (так звали гостя) прибыл из Петербурга и одет был по самой последней столичной моде. Действительно, зачем жителю столицы приезжать в уездный город? Ответ может быть лишь один: для осуществления проверки! Надеемся, вам теперь ясно, почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора.

Встреча "ревизора" с городничим

Весьма любопытна встреча Ивана Александровича с городничим. Последний в панике надел вместо шляпы себе на голову коробку. Городничий раздавал на ходу последние поручения своим подчиненным перед встречей с важным гостем.

Комичность сцены встречи этих героев заключается в том, что оба они опасаются. Хлестакову пригрозил трактирщик, что сдаст его городничему, и его посадят в тюрьму. И вот появляется городничий... Оба героя боятся друг друга. Иван Александрович к тому же громко кричит и горячится, что заставляет его гостя трястись от страха еще сильнее. Городничий пытается дать ему взятку, чтобы задобрить, приглашает "ревизора" пожить у себя. Встретив неожиданно радушный прием, Хлестаков успокаивается. Иван Александрович сначала даже не подозревает, кем его считает городничий. Он не сразу задумывается о том, почему его приняли так тепло. Хлестаков совершенно искренен и правдив. Он оказался простодушнее, а не хитрее, ведь он не собирался сначала обманывать. Однако городничий полагает, что ревизор таким образом пытается скрыть, кто он есть на самом деле. Если бы Иван Александрович был сознательным лгуном, у него было бы намного больше шансов быть разгаданным и понятым. То, как приняли Хлестакова за ревизора, весьма показательно. Всеобщий страх не дал чиновникам и городничему открыть глаза.

Как Хлестаков в комедии "Ревизор" играл свою роль

Заметим, что и в дальнейшем Иван Александрович не растерялся. Навязанную обстоятельствами роль он исполнил великолепно. Сначала Хлестаков подумал, увидев чиновников и городничего, что они прибыли, дабы за неуплату долга за гостиницу посадить его в тюрьму. Однако затем догадался, что его приняли за какое-то высокопоставленное должностное лицо. И Иван Александрович оказался не прочь этим воспользоваться. Сначала он с легкостью взял денег в долг у каждого из городских чиновников.

Хлестаков в комедии "Ревизор" сделался уважаемым человеком и желанным гостем в любом доме. Он очаровал дочку и жену городничего, а дочке даже предложил выйти за него замуж.

Сцена вранья

Сцена вранья Ивана Александровича - кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.

Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.

Обман обнаруживается

Каково же пришлось городским чиновникам, когда они обнаружили, что их обманул какой-то мелкий служащий, прибывший из Петербурга! В пьесе далее завязывается драка между ними. Каждый из них стремится выяснить, кому не удалось распознать самозванца, почему Хлестакова приняли за ревизора. Однако злоключения чиновников города N на этом не заканчиваются. Ведь поступает известие о том, что приехал настоящий ревизор! Этим и завершается пьеса.

Положительный герой пьесы

Николая Васильевича нередко упрекали в том, что в его произведении отсутствуют положительные герои. Гоголь отвечал на это, что один такой персонаж все же есть - это смех.

Итак, мы ответили на вопрос: "Почему Хлестакова приняли за ревизора?" Кратко подытоживая сказанное выше, отметим, что страх - основная причина всеобщей ошибки. Именно он является двигателем сюжета в произведении Гоголя и создает ситуацию заблуждения. Именно страх лишиться теплых мест и боязнь проверки порождает в которую попали абсолютно все персонажи комедии.