Заброшенный тоннель. Дидинский тоннель. Как добраться к нему и как фотографировать под землей. Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель

Немало людей по всему миру всерьез увлекаются машинами. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому в игровой индустрии начал стремительно развиваться жанр гонок. Игры гонки бывают очень разными, в некоторых нужно не только уметь управлять своим автомобилем, но и точно стрелять. Другие представители жанра будут требовать от игрока первым достичь финишной черты, без стрельбы, спихивания соперников в пропасть и прочего. Гонки способны дать не меньшее количество адреналина, чем самые динамичные из шутеров. Далее представлены самые лучшие гонки на ПК за последние годы.

10. The Crew Wild Run

Открывает рейтинг игр гонок на PC «The Crew Wild Run» . Первоначально сообщество встретило эту игру достаточно холодно. Основные претензии касались уже устаревшей графики и скучного мультиплеера. Однако разработчики из студии Ivory Tower решили не сдаваться и спустя некоторое время выпустили обновление Wild Run, направленное на значительное улучшение графики, а также привнесение в игру новых фишек. Одной из отличительных особенностей The Crew является огромный открытый мир. Чтобы проехать его от края до края геймеру придется потратить более сорока минут реального времени. Для любителей одиночной игры была разработана 50 часовая сюжетная линия, разнообразные испытания и гоночные треки. Среди главных нововведений оказался так называемый «саммит» — своеобразный турнир среди гонщиков, который появляется в случайном месте и длится примерно неделю.

9. Trackmania Turbo

Следующая в списке лучших компьютерных гонок — игра «Trackmania Turbo», в которой геймерам предстоит покорять просто безумные трассы на футуристических автомобилях, при этом большинство треков напоминают американские горки. Это дает огромный драйв после прохождения очередного уровня. Время, за которое игрок прошел трассу, фиксируется и отправляется в таблицу рекордов. Геймеру откроют лишь его текущую позицию в рейтинге, не показывая скольких секунд ему не хватает для лидерства. Специфика трасс такова, что между прибытием на финиш двух игроков может пройти менее половины секунды, что заставляет геймера быть в постоянном напряжении, заставляя филигранно проходить каждый поворот. Дополнительно разработчики предусмотрели возможность создавать свои собственные треки, а также визуально изменять некоторые машины.

8. GRID Autosport

GRID Autosport - это своеобразная смесь аркады и симулятора гонок, созданная студией Codemasters. Проект полюбился геймерам за счет своей яркой графики и серьезного подхода к геймплею, например, в гонках на выносливость игроку придется следить как за целостностью резины, так и за колесами в целом. Всего в игре присутствует 22 трассы и более сотни различных маршрутов. Особо сумел отличиться и местный ИИ. Компьютерные соперники не видят никаких препятствий, смело могут пойти на таран, устроить завал или перевернуться на одном из крутых поворотов. В результате, спустя пару минут после старта на дороге начинает твориться форменная вакханалия, однако это лишь добавляет игровому процессу хардкорности. Все эти особенности выводят GRID Autosport на 8 место рейтинга лучших игр в жанре гонки.

7. Dirt 3

В топ 10 лучших гонок на пк входит Dirt 3 — продолжение популярной серии игр в жанре автосимулятора. В новой части игрокам предстоит покорять просторы таких стран и континентов как Финляндия, Япония, Африка. Всего доступно 100 различных маршрутов, более 62 автомобилей и огромное количество режимов, начиная от гонки с препятствиями «Джимхана», до распространения зомби-инфекции. Кроме того, любители делиться своими повторами смогут загружать свои реплеи на Youtube прямо из игрового клиента. При помощи встроенного редактора, можно создавать действительно качественный контент.

6. DiRT Showdown

DiRT Showdown — одна из лучших гонок на ПК по бездорожью. В этой игре геймеру необходимо будет самостоятельно решить, каким способом он достигнет победы. Почти полное отсутствие правил – одна из фишек DiRT Showdown. Некоторые игровые издания сравнивали игру с FlatOut, созданной на ином движке. Студия Codemasters решила отойти от привычного автосимулятора и добавила в проект намного больше аркадности. Это хорошо сказалось на игровом процессе. Также был превосходно реализован мультиплеер. Среди множества режимов особенно выделился «Разрушение», где игрокам необходимо уничтожать другие машины и при этом не погибнуть самим. Приятная графика и отличная оптимизация лишь усиливают положительные эмоции от DiRT Showdown.

5. F1 2016

В середине списка самых лучших компьютерных гонок расположилась игра F1 2016. Это один из немногих представителей жанра тактических гонок, где от геймера требуется не только быстрая реакция, но и тщательно проработанный план на каждый заезд. Особенно интересно был реализован механизм обкатки новой резины. Теперь новые покрышки набирают сцепление с дорогой лишь за несколько кругов, а затем постепенно утрачивают его. Погода приобрела одно из решающих значений. Гоночный болид будет буксовать, скользить на мокром асфальте, тем не менее, управляемость позволяет опытному пилоту вырулить в практически любой ситуации. Не забыли разработчики пройтись и по характеристикам доступных болидов. Каждая марка обладает своими узнаваемыми чертами и это ощущается буквально сразу после пересадки с Ferrrari на Williams.

4. Need for Speed Rivals

Need for Speed Rivals — одна из лучших онлайн гонок на PC. Очередная аркада из серии Need For Speed благодаря особой технологии All Drive смогла внедрить мультиплеер прямо в режим кампании. Теперь на одной карте могут находиться около десятка лихачей, желающих получить внеочередную дозу адреналина. Это сильно осложнило геймплей в открытом мире, поскольку теперь игрока могут в любой момент вызвать на дуэль, да и просто перехватить по пути в гараж, подобные встречи всегда оставляют определенные эмоции. Даже во время заезда с ботами за одного из них может подключится живой игрок (как и за полицейских в случае погони), впрочем, сами трассы также открыты и во время гонки на ней вполне могут попадаться другие геймеры, которые способные специально помешать финиширующим посредством тарана.

3. Assetto Corsa

Итальянцы тоже умеют делать игры. В их числе популярный гоночный симулятор — Assetto Corsa. В игре проработаны даже мельчайшие детали, поскольку все автомобили были перенесены в виртуальный мир при помощи лазерного сканирования. Кроме того, для каждого автомобиля был создан специальный клип, описывающий его особенности. Реализм в Assetto Corsa проработан достаточно хорошо. Если игрок резко затормозит, есть шанс сгорания тормозов, а если несколько раз ошибиться с нажатием сцепления, то можно сломать коробку передач. Однако разработчики слишком сильно ушли в проработку деталей, забыв про искусственный интеллект. Он в свою очередь практически не совершает ошибок и не оставляет ни малейшего шанса неопытному игроку.

2. Need for Speed 2015

Need for Speed 2015 — идеальный вариант для тех, кто ищет лучшие гонки на пк с тюнингом. Фактически это аркада с возможностью тонкой настройки каждой детали своей машины. Практически любая развалина превращается в гоночный болид при помощи нехитрого тюнинга. Автопарк здесь действительно обширный и включает в себя почти все популярные марки вроде BMW, Mazda, Nissan. Причем модифицировать автомобиль можно, если такие обвесы на него существуют в реальности. Из-за этого ограничения некоторые модели нельзя улучшить практически никак. Сетевой контент получился неплохим, геймеры могут координироваться и устраивать кооперативные заезды, присутствует возможность вызова любого игрока на дуэль, также можно устанавливать рекорды на различных трассах.

1. Project CARS

Project CARS – один из самых реалистичных и лучших автосимуляторов для ПК на данный момент. Автомобили были прорисованы с таким вниманием к малейшим деталям, что можно зависнуть на пару минут разглядывая текстуры внутри салона. Динамическая смена погоды также дает о себе знать, поскольку игроку придется каким-то образом решать, что делать во время внезапного ливня, из-за которого придется менять резину в боксе. Очень достоверно передана работа сцепления, теперь если при старте его не зажимать, то автомобиль просто заглохнет. Торможение, в свою очередь, рекомендуется производить короткими, плавными нажатиями, для сбережения ресурса покрышек. Онлайновая составляющая не менее хороша, чем графическое исполнение игры. Геймеры могут участвовать в чемпионатах, которые проводились в реальности, причем в них даже есть вероятность получить призы от спонсоров. Учитывая все особенности игры, Project CARS достойно занимает 1 место в рейтинге лучших гонок на ПК.


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: Твой выбор», темой которого стали лучшие гоночные игры. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали лучший из них. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – десятка лучших гоночных игр по мнению наших пользователей!

«Формульные» игры на протяжении долгих одиннадцати лет находились под юрисдикцией Sony . Их отчим домом были исключительно консоли семейства PlayStation, лишь ранние проекты с сияющей эмблемой F1 во лбу соизволили посетить PC. Но эти маленькие исключения не облегчили душевных страданий фанатов «Формулы Один», которым приходилось трагично облизывать губы и надеяться на Христа.

Бог с небес не сошел, увы, но в 2008-м году лицензия на производство игр в серии F1 приятным образом сменила прописку и переехала в британские офисы Codemasters . Сэры, находящиеся на службе у королевы, съели не одну собаку на создании великолепных гоночных проектов – студия в Бирмингеме к тому времени успела себя зарекомендовать в потребительских глазах за счет и Race Driver: Grid . Будущее у F1 явно наметилось безоблачное.

Первая обкатка реактивных болидов (вспоминать о F1 2009 не будем, тьфу-тьфу-тьфу) состоялась всего полгода назад, Codemasters победно вскинула руки и отправила F1 2010 на баррикады. Результат превзошел все самые смелые ожидания. «Королевский» вид автогонок впервые за долгие годы стал не просто очередной косточкой для изголодавшихся фанатов, а очень серьезным и претендующим на гоночным проектом. С поистине великолепной и динамично меняющейся погодой, реалистично мокрым асфальтом и кучей маленьких спортивных нюансов, знакомых каждому адепту F1.

Итого – два миллиона проданных копий, град из девяток и десяток от прессы, F1 2011 в этом году, десятое место в топе лучших. Успех.

Split/Second в какой-то мере не повезло. Она вышла в слишком «людный» для гоночного жанра период – май прошлого года принес миру сразу и Blur , и ModNation Racers , и вот Split/Second . В итоге ни одна из трех игр не получила достаточного внимания со стороны заядлых водителей. Трио очень быстро отошло на второй план. А вскорости народ и вовсе забыл о существовании этих амбициозных проектов. Студия Rock, конечно, пыталась поддержать интерес к Split/Second , да только это не сильно помогло – DLC-подпитка иссякла уже через четыре месяца после релиза.

А жаль. Ведь Split/Second – это концентрат истинного удовольствия, которое гонщики могут получить от ураганных и взрывоопасных заездов на виртуальных спорт-карах, как будто утащенных из высокобюджетных голливудских блокбастеров. Даже великолепная порой меркла на фоне Split/Second . Идея с постоянно меняющимся ландшафтом трассы, постоянными «бабахами» и обрушивающимися на проезжающие машины кусками автострады работала на отлично. Времени для ленивых зевков и богатырских потягиваний тут не было, так как в любой момент голубое небо могли заслонить вертолеты с парой бомб, вносящих в вашу идеальную езду немного суматохи и ерзания по трассе.

Split/Second привнесла столь нужное разнообразие и несколько интересных идей в гоночный жанр, а студия Black Rock еще раз доказала свою способность создавать адреналиновые игрушки. Печально, что многие в свое время проморгали этот проект. Но всегда есть шанс восполнить пробелы. Если у вас таковые имеются, то доза Split/Second вам не повредит, уж поверьте.

Британский гонщик Колин Макрей , царство ему небесное, и Codemasters очень долго сотрудничали на почве создания игр, целиком и полностью посвященных удалым гонкам по бездорожью. С 1998-го года прилавки почти на регулярной основе атаковали проекты с префиксом . Потом в 2005-м году назрело пришествие нового поколения консолей, Codemasters на время приостановила свой отлаженный конвейер и поручила состряпать новенький движок, который впоследствии станет корпоративным стандартом для всех автомобильных забав от английских пэров.

Через два года упорной работы на пыльной дороге появилась она – Colin McRae: Dirt , мечта поклонников ралли, бешеных скоростей, безумных поворотов и застревающего в глазах песка. Выглядела игра для своего времени просто феноменально. из спецэффектов, теряющих детали машин, превращающихся в стальную лепешку и пресловутые комья грязи, вырывающейся из-под зверски вертящихся колес, – визуальное пиршество было знатным, гурманы рукоплескали. Воздыхатели раллийных режимов тоже не скучали – «карьерные» гонки и добротный уровень сложности лихо съедали львиную часть рабочего дня любого энтузиаста, попавшего под колеса Colin McRae: Dirt .

За прошедшие четыре года Colin McRae: Dirt успела обзавестись сиквелом, а буквально в мае удостоится третьей части. Уже лишившейся приставки Colin McRae , но сохранившей свое раллийное кредо и доросшей до движкового тюнинга образца EGO 2.0 . определенно не должна подвести свой фан-клуб.

За пять с лишним лет разработки Gran Turismo 5 успела обрасти народными сказаниями, легендами и фантастическими небылицами в духе бульварных россказней о том, что игра появится уже на PlayStation 4, а ее главным героем станет Стиг . Ведь кто бы мог подумать в далеком 2005-м году, когда пятая часть GT только-только показалась на фоне восходящего солнца, что Polyphony Digital потратит на написание своей эпической оды автомобилям целую пятилетку. Многие крутили пальцем у виска и говорили, что PD отправит GT5 в продажу в худшем случае где-нибудь в районе 2008-го года. «Нет, ну правда, не могут же они делать эту игру больше трех лет?» - успокаивали себя оптимисты.

Начало ноября 2010-го года. Sony совершенно неожиданно объявляет об очередной отсрочке и смене даты выхода . Сердца фанатов не выдерживают, многих в срочном порядке доставляют в больницу… Как вдруг через несколько дней прибывает обещанный бальзам, призванный залечить раны, оставленные ожиданием, – дата выхода сместилась только на пару недель, все в порядке.

Когда же GT5 наконец-то добралась до трясущихся ручек автомобилистов, а 40-й уровень карьеры покорился – у многих остались смешанные чувства после игры. Вроде все обещания выполнены. Тысяча машин в гараже, 26 локаций и 71 трек, трасса из программы Top Gear, картинг, состязания , NASCAR и Super GT, мультиплеер на шестнадцать персон. Все тут, Кадзунори Ямаути не обманул игроков. А с другой стороны, стоило ли все это пяти лет ожидания? Кто-то утвердительно кивнет, а кто-то сомнительно покачает головой…

Тем не менее, Gran Turismo 5 продолжает эволюционировать, Polyphony Digital снабжает игру обновлениями и пытается превратить ее в ту самую «единственную и неповторимую», о которой грезил народ. Шесть миллионов игроков, уже проголосовавших за GT5 рублем, – это хорошее, знайте ли, подспорье для того, чтобы уверенно двигаться вперед.

Test Drive Unlimited – удивительная штука. По сути, единственная в топе, которая предлагает не только участвовать в заездах и соревноваться с зарвавшимися водилами, но и просто проживать свои денечки на гавайском острове. Покупать новую одежду для альтер-эго, жмурящегося во время живописных солнечных закатов, скупать недвижимость и бессовестным образом спускать деньги на прокачку своего любимого авто. Или еще лучше – приобретать какую-нибудь Ferrari 575M Maranello , давить на газ и через 4 с лишним секунды мчаться на скорости 100 километров в час, ловя солнечные блики.

Французы из Eden Games умудрились сделать очень красивый и, что очень важно, бесшовный и полностью открытый мир. Не забыв при этом снабдить его полагающимися по жанру гоночными соревнованиями, а также интересный многопользовательский режим, плавно вплетающийся в одиночные поездки по побережью с обязательным вбиранием в легкие морского воздуха. Продажа недоевших машин, создание клубов по интересам и «мгновенные» , устраиваемые с помощью «подмигивания» фарами, - в TDU все смотрелось и чувствовалось очень органично, на многие промашки Eden Games и вовсе не хотелось обращать внимание.

Будем честны, свеженькая Test Drive Unlimited 2 слишком сильно дала крен в сторону «симсовой» жизни. Порой даже создается впечатление, что о гоночной сущности проекта Eden Games вспомнила в самый последний момент, где-то в перерывах между добавлением казино и новой фурнитуры для дома. Впрочем, сомнительные достижения TDU2 ничуть не преуменьшают заслуги оригинальной игры. Ее народ любит по сей день, а немногочисленные фанаты – носят на руках. А больше хорошей игре ничего и не нужно.

Да, вы не ошиблись. Третий проект в топе от мастеров гоночного жанра и высоких скоростей из Codemasters . К тандему F1 2010 и Colin McRae: Dirt примкнула Race Driver: Grid , что лишний раз показывает плодовитость британской автомобильной кузни, умеющей ежегодно выпускать не просто хорошие, а отличные гоночные проекты.

Race Driver: Grid - не исключение. Ставшая продолжателем славных традиций серии , она сумела совместить в себе два очень важных элемента – удовольствие, которое получаешь от свиста в ушах на скорости в 240 километров в час, и доморощенную реалистичность. Ни в коем разе, Grid не претендует на звание породистого автосима, но в то же время не сдается на милость аркадным покатушкам. Она живет где-то между напускной серьезностью и разудалым весельем. Даже уникальная фишка «Flashback» , позволяющая вернуться на десять секунд назад и изменить траекторию движения своего автомобиля до того, как он впишется в ограждение, – лишь легкое заигрывание с публикой.

Ведь для серьезных людей тут имеется приличный набор дорогих машин, три региона для участия в разнообразных соревнованиях и знаменитая гонка на выдержку 24 часа Ле-Мана. От Race Driver: Grid получат удовольствие в равной степени как новички, любящие посоревноваться с искусственным интеллектом, так и ветераны гоночного движения, предпочитающие сражаться с реальным противником.

Отважным любителям крутить виртуальную баранку из Slightly Mad Studios с самого начала предстояла тяжелая работенка. Подвыпившая серия Need for Speed валялась в канаве примерно с 2006-го года, когда на витринах розничных сетей появилась Need for Speed: Carbon . Дальше состояние NFS только ухудшалось – в 2007-м году до магазинов докатилась невыразительная : ProStreet, а еще через 365 дней по репутации великой гоночной серии был нанесен сокрушительный удар. В нокаут ее отправила Need for Speed: Undercover , которая совсем позабыла о светлых временах NFS .

У Need for Speed: Shift на удивление получилось вернуть в сознание давно опьяневшую от собственного успеха серию. Slightly Mad Studios выбрала довольно интересный подход – она не стала лепить очередной трехкопеечный сюжет про копов под прикрытием, а сосредоточилась на создании солидной игры, которой по силам было бы соперничать с автосимами вроде Gran Turismo и . Правдоподобная физическая модель, более «приземленное» использование нитро-соединений, 60 машин с обязательным кокпитом и 19 треков, вылепленных на основе реально существующих трасс…

Набор приличный. Его с головой хватило для того, чтобы вытянуть NFS из трясины. А вот чтобы замахнуться на подиум и первое место – на это силенок у Shift не нашлось. Но ничего страшного. Всегда есть второй шанс. Shift он представился буквально на этой неделе. В продажу отправилась – игра, которая еще больше пытается дистанцироваться от аркадного прошлого NFS и приблизиться к величию GT . 140+ тачек, 35+ треков и еще больше реализма – все составляющие успеха при ней.

Симулятор умышленных аварий, каскадерских трюков и безумия на дороге – так лучше всего охарактеризовать . Там, где многие игры из топа пытаются быть максимально серьезными, FlatOut 2 выезжает на своем легком, аркадном и чертовски разрушительном подходе ко всему. На каждом повороте здесь нужно не элегантно обходить противников, а таранить – да пожестче, чтобы с выбитыми зубами и переломанными ключицами. А каждого обошедшего вас оппонента – обязательно нагонять и сталкивать в близлежащий кювет.

Финны из Bugbear Entertainment и не пытались разбавить игру хоть каплей реализма – даже физическая модель тут используется не по прямому назначению. Движку чаще приходится обсчитывать параметры вылетающего из окна машины водительского тела, отправленного в сторону огромных кеглей, нежели кряхтеть над определением того, когда и куда слетит капот покореженного автомобиля. Все для развлечения народных масс. FlatOut 2 фактически состоит из одних зрелищ, чистого фана, получаемого от беззубого трюкачества.

И пусть FlatOut 2 вряд ли сможет померяться силушкой с более серьезными и крупными товарищами, пользующимися силой бренда, – сейчас она занимает третье место. Пользователи сайт отдают ей отлитый из бронзы помятый бампер. Награда нашла своего героя в Финляндии, родном доме студии Bugbear Entertainment .

Burnout Paradise , вне всяких сомнений, открыла новую страницу в истории франчайза Burnout . Мастаки из Criterion Games не захотели делать «стандартный сиквел», где всего становится больше, но центральные элементы игры практически не меняются, а перелопатили всю концепцию ранних Burnout -проектов. В конечном счете, они только выиграли за счет того, что не пошли на поводу у низменного желания заработать побольше денег, приложив при этом как можно меньше усилий.

Burnout Paradise с порога начинала удивлять заядлых лихачей – в меру большой открытый мир сменил груду трасс и разрозненных состязаний, разбросанных по трем континентам. Трюкачество претерпело несколько важных изменений, было сдобрено новой моделью повреждений, с которой машины превращались в груду дымящегося металлолома куда как веселее. Потрясающая графика, цикл смены дня и ночи и удачно вплетенный во все этого гоночное «царствие небесное» мультиплеер, начисто лишенный путешествий по миллиону менюшек, - все элементы мозаики сложились в одну целостную и великолепную игру.

Criterion Games можно сердечно поздравить с серебряной наградой, а EA – с тем, что у нее под боком находится одна из лучших студий, которая прекрасно знает, что нужно фанатам гонок. Приз за второе место укатывает в британские офисы Criterion Games .

1-е место: Need for Speed: Most . 2615 голосов.

На подиуме сплошь доминируют проекты издательского дома Electronic Arts . Махните местами FlatOut 2 и Need for Speed: Shift , и вообще получится, что вся призовая тройка оккупирована играми от «Электроников».

Что сказать, EA на самом деле отлично себя чувствует в этом жанре, а серии NFS и давно стали синонимами породистых представителей гоночного небосклона. Пусть и в бочках меда всегда найдется обильная порция дегтя – в общем и целом оба франчайза хорошо себя зарекомендовали, и у каждого есть приличная армия фанатов.

Но наши пользователи отдали победу Need for Speed , а именно Most Wanted – можно сказать, последнему хорошему проекту в серии перед затяжной бурей, длившейся на протяжении трех лет и закончившейся лишь после выпуска Shift . Без вопросов, честно и заслуженно.

Открытый городок Рокпорт-Сити, любимейшие соревнования на разгон по прямой и заносы на поворотах, полицейские погони, все еще присутствующая в игре кастомизация автомобилей и аркадность всего происходящего – Most Wanted впитала в себя все самое лучшее, что было в Need for Speed . Не спорим, кое-где зияли большие пустоты, местами искусственный интеллект непроходимо тормозил, а сюжет ввергал в уныние, но на фоне достоинств эти недостатки меркли. Многие люди провели с Most Wanted в обнимку не один месяц, занимаясь прокачкой своей машины и оттачиванием водительских навыков. А это большая редкость в наше время, когда глаза разбегаются при виде той массы проектов, которые выйдут в ближайшие несколько месяцев.

Словом, цепляем на грудь Need for Speed: Most Wanted золотую медаль и желаем EA не сбавлять оборотов в будущем. Все лучшее ведь еще только впереди.

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го мая. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали самые сложные боссы в играх.

Их выбирали сами болельщики.

Недавно популярный болельщицкий ресурс F1 Fanatic опубликовал список 100 лучших гонок «Формулы-1» с 2008 года . Мимо рейтинга можно было смело пройти мимо, если бы не одна особенность: достойные Гран-при выбрал не автор сайта, а сами болельщики, причем общее число голосов перевалило за 150 000. И этого достаточно, чтобы рассмотреть фанатские пристрастия.

При беглом осмотре списка возникает легкое удивление. Например, сумасшедшие Канада и Бельгия 2008 года (столкновение на пит-лейн в Монреале лидеров с последующей победой Кубицы и классное сражение между Хэмилтоном и Райкконеном на намокающей трассе в Спа) расположились только на 38 и 44 местах, позади нескольких менее впечатляющих Гран-при. Зато в топ-10 попало 5 гонок образца 2014-2015 годов. Объяснение этому долго искать не нужно: если вы каждый день будете банками поедать икру, то перестанете ценить ее вкус, но зато после бесконечной перловки та же икра подарит совсем другие ощущения – вот и после начала доминирования «Мерседеса» почти каждая гонка, в которой побеждают не пилоты «серебряных стрел», выглядит невероятной.

Что еще бросается в глаза? В топ-10 попали две венгерские гонки (хотя трасса «Хунгароринг» не считается благоволящей к обгонам), а также четыре Гран-при, в которых определился чемпион мира; победа Макса Ферстаппена оказалась на 13 месте – и это единственная гонка 2016 года, попавшая в топ-30; лучший Гран-при России (2015 года) занял 76 место со средней оценкой 6,97.

Топ-10

10. Гран-при Европы 2012 года. Оценка – 8,78

Пример того, что даже на скучной трассе могут проходить очень яркие гонки: лидировавший Феттель сходит из-за поломки генератора, похожую участь разделяет и прекрасно выступавший Грожан, Мальдонадо в споре за третье место выбивает Хэмилтона, а Алонсо, стартовавший 11-м, проводит фантастический заезд и добирается до вершины.

9. Гран-при Абу-Даби 2012 года. Оценка – 8,85

Я бы не сказал, что эта гонка достойна места в топ-10 больше, чем, скажем, Гран-при Бразилии 2008 года, но зато именно в этом Гран-при первую победу после возвращения в «Ф-1» одержал Кими Райкконен, а еще финн сказал крылатую фразу: «Оставьте меня в покое, я знаю, что делаю!».

8. Гран-при Бахрейна 2014 года. Оценка – 9,1

Это одна из немногих гонок, в которой пилоты «Мерседеса» Льюис Хэмилтон и Нико Росберг красиво, долго и зрелищно боролись за победу.

7. Гран-при Канады 2011 года. Оценка – 9,1

Дождь на трассе в Монреале – только этого достаточно, чтобы увидеть настоящий триллер. Конечно, действо слегка затянулось (на 4 часа), но оно того стоило: Баттон сталкивается с напарником по команде, получает штраф за аварию с Алонсо, оказывается в конце пелотона, а затем прорывается в группу лидеров и на последнем круге выходит на первое место.

6. Гран-при США 2015 года. Оценка – 9,1

Реактивные пилоты «Ред Булл» атакуют гонщиков «Мерседеса» на первых кругах, но затем трасса начинает подсыхать, и все меняется. В итоге Хэмилтон указывает Росбергу, кто в команде главный, оформляет третий чемпионский титул, а после финиша бросает напарнику кепку с номером 2.

5. Гран-при Венгрии 2015 года. Оценка – 9,11

«Феррари» захватывает лидерство, но из двух алых машин до финиша добирается лишь одна – побеждает Феттель. За его спиной активно сражаются «Мерседесы» и Даниэль Риккардо, но все заканчивается столкновениями, в результате которых на второе место подиума поднимается Даниил Квят.

4. Гран-при Венгрии 2014 года. Оценка – 9,14

Комментарий одного из болельщиков на F1 Fanatic: «Наслаждался гонкой от старта до финиша. Всего понемногу: быстрый гонщик, прорывающийся из хвоста пелотона, дождь, автомобиль безопасности… еще сейфти-кар, сложные условия на трассе, ошибки, разные стратегии, хорошие – без DRS – обгоны… и все это вместе в последние 5 кругов превращается в напряженный финал».

3. Гран-при Канады 2014 года. Оценка – 9,19

Поначалу казалось, что все пройдет по привычному сценарию – Хэмилтон и Росберг разыграют победу между собой, – но затем на обеих машинах лидеров начались технические проблемы. В итоге на первое место прорвался Риккардо, а Перес и Масса, боровшиеся за подиум, столкнулись и вылетели на последнем круге.

2. Гран-при Китая 2011 года. Оценка – 9,24

Одна из лучших побед Льюиса Хэмилтона – пилот «Макларена» прорывался всю гонку, по ходу заезда опередив Баттона, Росберга, Массу, а также лидировавшего Феттеля. Уэббер добрался до третьего места при старте с 18-й позиции, ну а еще гонка была интересна с точки зрения выбора стратегий – в то время как одни парни проехали с двумя остановками, другие предпочли вариант с тремя пит-стопами. Такой Гран-при можно с удовольствием пересматривать в хорошей компании.

1. Гран-при Бразилии 2012 года. Оценка – 9,45

По такому Гран-при можно писать сценарий для фильма: два претендента на чемпионский титул – Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель – приезжают на последнюю гонку сезона: после квалификации для испанца все почти заканчивается – он лишь 7-й (а Феттель – на первом ряду), но уже на первом круге Себ попадает в аварию и оказывается в конце пелотона. Начинается дождь, гонщики на трассе без конца меняются позициями, происходит много ошибок, вылетов и аварий. Алонсо в итоге финиширует вторым, но Феттель все-таки набирает необходимое количество очков и становится чемпионом.

О том, что это последняя на сегодня победа Дженсона Баттона, в свете той битвы за титул почти никто уже и не помнит.