Все о букве ю. Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает. Закрепление знаний на практике

Урок обучения грамоте

Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»

Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.

Ход рока

I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка

    «Хомячок»

    «Конфетка»

    Разучить упражнение «Каретка».

Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)

    Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?

    Расскажите, что нарисовано на картинке?

    Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?

К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)

II . Постановка темы и цели урока

Какие гласные буквы уже изучили?

На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)

Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)

- Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
- Отгадайте загадку:

Одноногий Ивашка -

Расписная рубашка.

Петь-плясать мастак,

А стоять - никак.

    Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.

    А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.

    Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])

    Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».

    Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.

III . Работа над новым материалом

1.На что похожа буква Ю.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью

Ой, смотри-ка, что случилось;

Получилась буква Ю!

    Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.

    Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:

На Юлию лью твою воду.

    Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?

    Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)

Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.

4. Игра «Услышь звуки».

Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.

Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.

5. Чтение с доски.

юг пою рисую играю

Юра поют рисуют играют

6. Работа с учебником.

Чтение прибаутки на с. 170.
Чтение стихотворения на с. 171.
Рассказ о профессии модельера портного.

7. Чтение скороговорки по карточке.

Юлил -юлил и выюлил.

IV Итог урока.

С какой новой гласной буквой вы познакомились?

Какую особенность она имеет?

Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?

Цели:
Дидактическая цель:
познакомить учащихся с новой
йотированной буквой Ю ю,
особенностями этой буквы:
обозначает два звука [й][у], если
находится в начале слова или
после другой гласной и
обозначает мягкость
предшествующего согласного
звука.
 Образовательная цель:
продолжить обучение учащихся
звуко­буквенному анализу слов,
делению слов на слоги, работе с
предложением, текстом,
создавать условия для
самостоятельной деятельности
учащихся.
 Развивающая цель:
формировать навыки
правильного, осознанного,
выразительного чтения слов,
предложений; учить работать с
текстом, отвечать на вопросы;
работать индивидуально, в паре;
 Воспитательная цель:
воспитывать уважение друг к
другу, родному языку.
(Приложение 1)
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность

ученика
1.
Организационный
момент
Приветствие детей и гостей
урока Слайд 1

Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на
урок,
Улыбнёмся друг другу, и
нашим гостям,
Чудесных открытий желаю
всем вам!
2. Актуализа ция
знаний
– Какое умение поможет нам
сегодня сделать ещё одно
маленькое открытие в мире
звуков и букв.
– Прежде чем приступить к
новому, что необходимо
сделать?
– Вспомните, с какой буквой
мы познакомились на прошлом
уроке?
– Что мы узнали про эту букву?
– Вам было задано прочитать
Текст «Заботливая внучка».
Давайте сейчас проверим, как
вы дома читали.
– Все ли слова вам были
понятны? Объяснение!
– Чтение значения этого слова
из словаря.
Слайд 2
– Давайте продолжим
повторение, какие звуки мы
знаем?
– Что вы можете сказать про
согласные звуки?
– Что можете сказать про
гласные звуки?
– Умение учиться
– Повторить то, что
нам потребуется на
уроке
– С буквой Ха.
– Что согласная,
глухая, непарная,
мяг., и твер.
Чтение текста
– грамотная нет
– Согласные и
гласные
– они звонкие, глухие,
мягкие и твердые
– ударные,
безударные
– а, о, ы, у, и, я, у, ё,
е,
– гл. твердые и
мягкие
– про гласные (я, е, ё)
– они обозначают по 2
звука

3. Постановка
проблемы и её
решение
– Назовите все гласные буквы.
Слайд 3
– На какие группы можно
разделить?
– О каких буквах мы можем
сказать, что они особые
(хитрые) Почему?
– Мы повторили всё, что нам
потребуется сегодня на уроке, а
открыть новое нам поможет
звуковая схема. Слайд 4
– Посмотрите на звуковую
схему. Что вы можете
рассказать про это слово?
– Отгадайте загадку и узнаете,
что я загадала.
Слайд 5
Кручусь, верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
Слайд 6
– Проверим, подходит ли
звуковая схема к слову.
– Какие звуки мы слышим?
– Где возникло затруднение?
– Как мы произносим этот
звук? Легко или трудно?
– Что мы должны узнать?
– Кто догадался, с какой новой
буквой мы познакомимся
сегодня на уроке?
– Кто сможет сказать какая эта
буква гл. или согл.?
– Почему?
– С какими гласными она будет
дружить?
– Сформулируйте тему урока.
Слайд 7
– В этом слове 2
слога, 4 зв., 2 глас., 2
сог, 1 мяг. согл., 1
твёр. согл.

– Юла
– При произношении
слышим звуки [йула]
– При обозначении
первого слога,
– Легко
– Какой буквой
обозначить эти звуки?
– Познакомиться с
буквой Ю
– Гласная
– Легко произносится,
можно спеть
– я, е, ё
– Тема урока: «Буква
«Ю» и звуки, которые
она обозначает».
Формируют цели и

– Значит, каких целей, нам
сегодня надо достичь на уроке?
(вывесить на доску цели)
Слайд 8
 познакомиться с новой
буквой и звуками,
которые она обозначает;
 научиться отличать их от
других звуков;
 учиться читать слова,
слоги и предложения с
новой буквой.
– Кто сможет найти эту букву в
алфавите на стене.
– Эта буква особенная, кто
догадался, почему я так
говорю?
Это первый секрет
– Сейчас откроем учебники и
прочитаем слоги и слова с этой
буквой на стр_________
– Назовите ещё слова, где буква
ю в начале слова.
– Как можно назвать мальчика в
морской форме?
Слайд 9
Чтобы точно узнать значение
слова «Юнга» давайте
обратимся к словарю, я заранее
нашла это слово (работа над
значением слова)
– В этом слове какую роль
играет буква ю?
Слайд 10
– Как вы думаете, можно ли с
уверенностью утверждать, что
буква ю обозначает 2 звука
они выводятся на
экран.

Показывают
– Обозначает 2 звука
Называют по
памяти
– Юнга

– Обозначает 2 звука
– Нет, не всегда
– Плюшки, салют,
верблюд, клюшка
– Буква ю в середине
сл.
– Мягко
– Обозначает
мягкость
предшествующего
согласного звука
– Июль
– Ю обозначает два
звука
– После другой
гласной.
– 1 столбик: Юбка,
одеваю
– 2 столбик: брюки,
всю

всегда?
– Посмотрите на картинки
обратите внимание, есть ли в
этих словах буква ю?
– Где находится буква ю в этих
словах?
– Как вы думаете, какую
команду даёт буква ю соглас­
ным звукам: читаться мягко
или твёрдо?
– Это второй секрет буквы ю.
Как его сформулировать?
Слайд 11
– Назовите, какой месяц
изображён на картинке, если он
считается серединой лета?
– Что мы замечаем, произнося
это слова?
– Обратите внимание, где
находится буква ю.
– Значит буква ю обозначает 2
звука еще когда
Третий секрет
– Мы открыли три секрета
буквы Ю. Проверим, как вы
поняли.
– Найдите в книге текст на
стр.___и из этого текста на
листочки, которые лежат на
партах, выпишите в 1 столбик
слова, где буква ю обозначает 2
звука, а во второй, где мягкость
согласного.
Проверка
Слайд 12
Физминутка
4. Закрепление
Работа с текстом

– Сейчас мы будем работать с

– Есть название
– Понятно о чем
прочитали.
– Матросом
– Первое
предложение
Работа в тетрадях
– Строчная буква Ю
состоит из двух
элементов. Это
наклонная палочка с
соединением и овала.

– Познакомиться с
новой буквой и
звуками, которые она
обозначает
– С буквой Ю
– Обозначает 2 звука;
– Учиться читать
слова, слоги и
предложения с новой
буквой
текстом, который написан у вас
на листочках.
– Подумайте, о ком пойдёт речь
в тексте?
Слайд 13
Юнга
Юркий кораблик «Юла» плывёт
к берегу. Юра –юнга «Юлы». У
Юры уютная каюта и любимый
кот Юпитер. Юнга хочет стать
матросом. Он будет плавать по
морям и океанам.
– Докажите, что вы прочитали
текст.
– Как зовут мальчика?
– Кем он хочет стать? Найдите
и прочитайте предложение, в
котором говорится о названии
корабля
Слайд 14
– Давайте сейчас посмотрим, из
каких элементов состоит
строчная буква ю. Посмотрите,
как правильно надо написать
эту букву.
– Обратите внимание как вы
сидите! Примите правильную
позу. Правильно возьмите в
руку ручку.
– У вас в тетрадях написан
образец. Обведите образец и
напишите до конца строчки
самостоятельно.
– Письмо слогов и слов с новой
буквой по образцам.
Рефлексия

– Какая цель была на этом
этапе урока?
– С какой новой буквой
познакомились?
– Почему она особенная?
– Спасибо, вы отлично
поработали!

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

Загадки

Спасибо, что посетили мою страничку.

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает . »

Задачи: познакомить со звуками [ й’у ] , буквами Ю, ю ; объяснить, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – после мягкого согласного; учить читать слова с изученными буквами.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что звуки [ й’у ] обозначаются буквой ю ; читать слова и предложения с буквами Ю,ю ; составлять рассказ по рисунку.

Метапредметные: соотносить модель и слово; сравнивать разные модели.

Личностные: проявлять интерес к чтению.

Ход урока

I. Актуализация знаний

− Объясните значение пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить» (Иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, прибраться,поставить на место спортивный инвентарь. С горы хорошо катиться, а санки трудно поднимать в гору, но это нужно делать самому. )

II. Мотивация познавательной деятельности

− Прочитаем стихотворение Якова Акима «Первый снег». Какое чудо произошло под утро?

Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (Кот стал стряхивать снег с лап. )

− Как Яков Аким сумел донести до нас, какой первый снег? Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью.)

− По желанию можно выучить это стихотворение наизусть.

III. Постановка целей и определение темы урока

− Отгадайте загадку.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет, вскачь пройдет немножко,

Захочет, ляжет на бочок.

(Юла)

− С какой новой буквой нам предстоит познакомиться?

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с новой буквой и звуками.

− Проведите слого-звуковой анализ слова «юла».

−Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)

− Произнесите первый слог? Сколько слышите звуков? Какие? (Два звука [ й’у ] .)

−Где мы слышим эти звуки? (В начале слова. )

− Эти два звука будем обозначать буквой ю.

Учитель показывает, как печатаются буквы Ю, ю

− В тренажере напечатайте эти буквы.

Физкультминутка «Мы писали…»

− Что дети делают с юлой. (Дети с юлой играют.)

− Составьте слово играют из букв разрезной азбуки и его схему. Сколько звуков обозначает буква ю в этом слове? (Два, потому что стоит после гласного.)

  1. Работа с электронным приложением.

− Прочитайте слоги с буквой Х . Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному. )

− Сколько звуков обозначает буква ю в логах первого столбика? (Один звук, потому что стоит после мягкого согласного.)

− Сформулируем правило. (Буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. )

− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова с буквой ю вы услышали. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]

− Прочитайте слова с буквой ю .

Физкультминутка

−Я подобрала слова с буквой ю . Если в слове, которое я произнесу, буква ю обозначает два звука, то мальчики машут руками над головой. Если в слове буква ю обозначает один звук, то девочки приседают.

Юла, клюв, Юра, хрюкать, чирикают, клюнуть, Юля, юнга, крюк, юбка, ключ.

  1. Работа по «Азбуке»

− Рассмотрите иллюстрацию на стр. 46. О каком произведении С.Я. Маршака идет речь? («Сказка о глупом мышонке»)

−О чем рассказывается в этом произведении?

− Какой момент изображен?

− Что написано под иллюстрацией? (Колыбельная)

− А вам пели колыбельные? Какие?

− Рассмотрите картинку на стр.47.

− Кто на ней изображен? (Ежик)

– Какая профессия у ежика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква ю . (Портной ежик шьет брюки.)

– Прочитайте, что написано над картинкой. Найдите слова с буквой ю. Определите, сколько звуков она обозначает.

– Прочитайте правило в красной рамке. Выучим его наизусть.

V. Рефлексия учебной деятельности

− С какой буквой познакомились на уроке?

– Почему букву ю называют хитрой? (Может обозначать один или два звука.)

− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?