Конспект урока. Строчная буква д. Сравнение печатных и письменных букв

423. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены предложений. Поставь к ним вопросы.

Чем отличаются второе и третье предложение от первого? А второе от третьего?

Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими? Какой вопрос возникает?

Второе и третье предложение отличаются тем, что в них по два сказуемых.
Четвертое предложение отличается тем, что в нем три подлежащих. Возникает вопрос: может ли быть в предложении два или даже три сказуемых и как их можно называть?

424. Прочитай. Найди и подчеркни главные члены в предложениях. Поставь к ним вопросы.

Сравни предложения. Чем они отличаются? Какой вывод ты можешь сделать?

Уточни в толковом словаре значение прилагательного однородный. Как ты думаешь, почему эти члены предложения так называются?

В предложениях 2,3,4 несколько сказуемых, они разделяются запятыми и соединяются союзом и. можно сделать вывод, что в предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем или несколько подлежащих при одном сказуемом. Предложение с несколькими подлежащими или сказуемыми называется предложением с однородными членами. В толковом словаре слово однородный толкуется так: одинаковый, относящийся к одной и той же группе (роду, разряду).

425. Прочитай отрывок из стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса». Из каких членов предложения состоит лесная песня? Прочитай ее с интонацией перечисления. Есть ли в этом отрывке друге однородные члены? Как надо прочитать это предложение? Спиши лесную песню.

Лесная песня состоит из подлежащих. В этом отрывке есть и однородные сказуемые: рассядемся, будем петь. При чтении этого стихотворения нужна интонация перечисления.

426. Прочитай текст про себя. Какие слова нужно читать с интонацией перечисления? Прочитай вслух, соблюдая интонацию перечисления.

Докажи, что древние русские имена говорят о богатстве русского языка. Встречал ли ты эти имена? Где? Расскажи. Как ты думаешь, какие фамилии образовались от этих имен?

По характеру ребенка: Бессон, Молчан, Несмеяна, Неулыба, Добр, Смирной. По тем чувствам, которые дети вызывали у родителей: Любим, Любава, Милава, Нечай. Эти имена встречаются в фамилиях, которые от них произошли: Беляй - Беляев, Молчан - Молчанов, Булгак - Булгаков, Смирной - Смирнов, Любим - Любимов, Нечай - Нечаев, Черняй - Чернов, Некраса - Некрасов.

427. Спиши предложения. Найди и обозначь главные члены. Есть ли среди них однородные? Покажи графически, какие члены предложения однородные. Прочитай предложения с однородными членами. Не забудь об интонации перечисления.

428. Спиши текст. Найди и подчеркни главные члены в каждом предложении. Покажи графически однородные члены.

Подчеркни знакомые орфограммы, объясни написание.

Рассмотри еще раз схемы предложений с однородными членами. Какой знак разделает однородные члены на письме?

429. Прочитай. Определи, какая схема соответствует каждому предложению. Спиши в порядке следования схем.

Ночью в полях под напевы метели дремлют березки и ели.

На дворе стоит бычок и жует свой язычок.

Выйдет солнышко опять, в окна к нам заглянет.

430. Запиши предложения по схемам.

Гуси и лебеди гнездятся на озере.

Гуси и лебеди плавают, плещутся, ныряют.

Летом так чудесно поют зарянки и соловьи.

431. Спиши текст. Поставь, где это нужно, запятую между однородными членами. Покажи графически однородные члены.

432. Составь и запиши предложения по схемам.

Волга и Ока текут в Каспийское море.

Белые лилии и желтые кувшинки цвели в пруду.

Яркие звезды мерцали, сияли, светили.

433. Составь и запиши предложения, в которые есть: 1) два однородных подлежащих при одном сказуемом; 2) три однородных подлежащих при одном сказуемом; 3) два однородных сказуемых при одном подлежащем; 4) три однородных сказуемых при одном подлежащем. Расставь правильно знаки препинания. Подчерки орфограммы.

434. Прочитай текст. Какова его главная мысль? Перечисли знаки препинания, которые ты знаешь. Какие из них ставятся только в конце предложения, а какие - только внутри предложения?

Главная мысль текста : знаки препинания, как интонация, позволяют точнее понимать текст, помогают передать то, что нельзя передать только словами. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. В середине предложения можно ставить запятую, тире.

435. Что могут рассказать знаки препинания о смысле и интонации этих предложений?

Составь и запиши предложения по этим схемам. Какие это предложения по цели высказывания и по интонации?

436. Прочитай. На какие вопросы отвечают выделенные слова? К каким членам предложения они относятся? Какими членами предложения являются выделенные слова - главными или второстепенными? Какой вывод об однородных членах предложения ты можешь сделать?

Спиши текст, подчеркни в предложениях грамматической основы. Графически покажи однородные члены предложения.

437. Спиши. Подчеркни главные члены. Графически обозначь однородные члены предложения. Какие они - главные или второстепенные? Объясни, почему ставится или не ставится запятая между однородными членами.

Какие это предложения по цели высказывания и по интонации? Подчеркни орфограммы в словах и между словами. Объясни написания.

438. Прочитай. Какие знаки стоят в конце предложения? Какое предложение надо прочитать с интонацией перечисления? Почему? Какие знаки нужно поставить в этом предложении?

Спиши вторую и третью строфы. Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Покажи графически однородные члены.

Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой.
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой.
- поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой -
На то мы Ваньки - Встаньки!

439. Диктант с подготовкой. Прочитай. Подчеркни и объясни орфограммы. Подчеркни простым карандашом главные члены предложений. Покажи однородные члены. Поставь, где это нужно, запятые. Закрой учебник. Напиши под диктовку.

СТРОЧНАЯ БУКВА д.

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную буквы д ; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока: решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные): сравнивают печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [д]; обводят элементы буквы д безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи.

Личностные результаты: уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулируют учебную задачу и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям; выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основное содержание темы, понятия и термины

Строчная буква д , звук [д], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных

Авторские комментарии: материал данного урока можно использовать на уроках обучения грамоте по любому УМК. На уроке используются «Чудо-прописи» В.А.Илюхиной. При разработке урока использовано методическое пособие к «Чудо-прописям» В.А.Илюхиной.

Ход урока.

    Организация начала урока.

Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»

    Постановка учебной задачи.

И г р а «Звук заблудился».

1. Мама с б очками ( д очками) пошла

По дороге вдоль села.

2. На поляне весной

Вырос з уб ( д уб) молодой.

3. Сели в ло ж ку (ло д ку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Что объединяет слова-отгадки?

На какие звуки заблудились?

Дайте характеристику этому звуку.

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

    Пальчиковая гимнастика «Краб»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает -2 раза.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит - 2 раза.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет - 2 раза.

А под пальмой …

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне - 2 раза.

А под пальмой …. краб сидит

У детей:

Руки прижаты друг к другу (от кисти до локтя), пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руки, стараясь попадать в такт музыке.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Большие пальцы соединены, остальные – согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Большие пальцы соеденены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в стороны (крылья). Машем ими в воздухе.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем» пасть крокодила.

2. Правила посадки за столом во время письма.

Проверим посадку, правила обращения с ручкой.

Сравним печатную и письменную строчные буквы д, д.

Повторим алгоритм написания букв а , у и элементы, из которых составляется написание новой буквы.

Даем словесное описание:

Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влевовверх, задерживаемся на строке (можно говорить пишем крышечку ) и опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка , крючок

до середины, две части соединяем секретом, по секрету длинная наклонная линия вниз (не доходя 1/3 в нижней дополнительной строке), петелька , перехлест на нижней линеечке рабочей строки,крючок до середины (петелька по ширине должна быть на 1/3 , чем ширина буквы, в средней ее части выписывается секрет , т. е. присутствует параллельность).

2. Читаем слово дикобраз. Соотносим его со схемой, вписать

изученную букву.

Соединения буквы д с другими буквами анализируются и записываем(ди,дл,де,дв).

3. Проводим орфографический разбор слов: водолаз,подводный, водопад. Списываем слова и комментируем их (...пишу во , гласная о ...). После записи слов устанавливаем, что в словах

есть общая часть и что они близки по смыслу.

4. Разбор анаграммы дома (мода); дорога (города); кабан (банка); дог (год) .

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Переписываем скороговорку на чистые строки.

8.. Отгадай слово, зашифрованное в ребусе.

Какой первый звук в нашем зашифрованном слове?

Какой буквой он обозначается на письме?

V. Рефлексивно-оценочный.

Все ли поставленные задачи мы с вами решили на уроке?

Как вы оцениваете свою работу? Если хорошо, то нарисуйте солнышко на полях.

Как вы думаете, кто у нас на уроке работал лучше всех?

Подробный конспект урока письма в 1 классе по теме " Письмо строчной д" (по программе "Школа России) будет полезен начинающим учителям. Задачи урока: познакомить со строчной прописной буквой д и научить писать её каллиграфически; отрабатывать умение делать слого-звуковой анализ, учить подбирать проверочные слова, развивать речь, орфографическую зоркость, фонематический слух; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, уважение к труду дворника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПИСЬМУ В 1 КЛАССЕ

Савельева В.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №7 города Серпухова МО

Тема : с. 16. Письмо строчной д.

Цель : обучение написанию строчной « д».

Задачи: познакомить со строчной прописной буквой д и научить писать её каллиграфически; отрабатывать умение делать слого-звуковой анализ, учить подбирать проверочные слова, развивать речь, орфографическую зоркость, фонематический слух; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, уважение к труду дворника.

Оборудование : презентация, компьютер, предложение На дне реки водолаз.

элементы строчной буквы «д», словарь С.И Ожегова, буквы аоув, уз.

Ход урока.

  1. Орг. момент .
  2. Сообщ. цели.

Послушайте загадку:

Фартук одет; ведро и метла.

По двору ходит туда и сюда.

Сор подбирает, улицу метёт.

А снежной зимой и снег уберёт.

Поднимите руку, кто догадался. Правильно, это дворник.

Кто такой «дворник»?

В словаре русского языка Ожегова С.И. говорится так: «Дворник – работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома».

Как можно облегчить труд дворника?

Откройте тетрадь на стр. 16.

Ребята, как вы думаете, почему к нам на урок сегодня пришёл дворник? (первая буква в слове «дворник» д, мы сегодня будем учиться писать строчную букву д)

Правильно, тема нашего урока: письмо строчной д.

Какие цели мы поставим перед собой?(научиться писать букву, слоги, слова и предложения с ней)

Сколько звуков обозначает буква д? (2)

Назовите их.

3 . Анализ строчной д. Сравнение с печатной буквой .

Ребята, посмотрите на строчную и печатную д.

Похожи ли эти буквы?

Посмотрите на строчную и скажите, из каких элементов состоит буква. (овал и наклонная линия с закруглением внизу, с петлёй)

У каких изученных нами букв есть элемент «овал»? (а, о, б, в)

У каких изученных нами букв есть элемент «наклонный с закруглением внизу, с петлёй»?(у, з)

4. Составление буквы из элементов.

Кто хотел бы составить строчную д, выбрав нужные элементы?

Спасибо.

5 . Письмо элементов буквы д.

- Напишем элементы д.

- Сейчас вы пишите в воздухе вместе со мной.

Начинаем писать овал сверху вниз. Наклонный элемент пишем сверху вниз, выполняем закругление, поднимаемся вверх.

Напишите элементы у себя в тетради.

- Посмотрите на узор.

Что он вам напоминает?

Обведите узор.

6. Объяснение учителя.

А теперь поставьте руку на локоть. Слушайте внимательно и смотрите, как правильно писать строчную д.

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Прописываю овал, касаясь нижней линии рабочей строки. Провожу линию до верхней линии рабочей строки. Выполняю наклонный элемент до пунктирной линии, делаем закругление налево, поднимаемся верх и пересекаем нижнюю линию рабочей строки в том месте, где её пересёк наклонный элемент. Заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки.

Обратите внимание, что все 3 линии должны пересечься в 1 точке.

7. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь ещё раз напишем в воздухе букву д.

- Обведите букву д на одежде дворника. Давайте проверим, правильно ли лежит ваша тетрадь. Правильно держим ручку – 3 палец снизу. Спина прямая.

Работаем с 1 строчкой – пишем букву д. Подчеркните самую красивую букву. Закончили.

8. Чтение и письмо слогов.

- Прочитайте про себя, что написано на следующей строке.

А теперь вслух.

Назовите слоги с нижним соединением (да, до)

Назовите слоги с верхним соединением (ду)

Какой первый звук слышим в слогах «да, до, ду»?

Какой буквой обозначим звук (д)?

Какой первый звук слышим в слоге «де»?

Какой буквой обозначим звук (д , )?

Пропишем слог «да» вместе со мной.

Сначала пишем в воздухе.

А теперь самостоятельно пропишите 4 слога, проговаривайте, что пишите.

8. Вывод.

При помощи какой буквы мы записывали (д), и (д , )?

9. Физминутка . (проведёт Маша)

Дети, встаньте, потянитесь.

И друг другу улыбнитесь.

В гости дворник к нам пришёл.

Он метлу в углу нашёл.

Посмотрел, где лист, где сор.

Он проверил весь наш двор.

Всё в округе он подмёл

И домой к себе пошёл.

Тихо сели.

10. Письмо слов. Орфографическая работа.

Прочитайте слово на следующей строчке про себя, а теперь вслух.

Что нарисовано справа? (схема)

Кто догадался, какое слово напишем справа?

Подсказка. Чтобы узнать, какое слово мы напишем справа, посмотрите на слайд.

(дома)

Сколько слогов в слове?

Назовите 1 слог, 2 слог.

Назовите 1 звук, 2, 3, 4.

Раскрасим схему слова «дома».

Проверим, как справились с заданием.

Пока вы раскрашивали схему, у дворника возник вопрос: какую букву надо писать на месте пропуска? (д.ма)

Давайте определим «опасное» место в слове.

Назовите ударный слог в слове «дома». «Позовём» слово. Давайте подчеркнём «опасное» место.

Кто догадался, какое слово поможет нам правильно написать букву? (однокоренные слова -дом, домик, домики). В этом слове мы отчётливо слышим (о), т.к. этот звук ударный.

Какую же букву впишем в слово «д. ма»?(о) При этом слышим звук (а). Вот почему это «опасное» место в слове.

Запись слова с комментированием учителя (ученика) у доски. Поставим ударение в слове, подчеркнём «опасное» место.

11. Гимнастика для пальчиков.

12. Письмо слов. Орфографическая работа.

Прочитаем слово на следующей строке про себя, вслух.

Кто из вас догадался, глядя на схему, какое слово запишем справа. (сад)

Сколько слогов в слове «сад»? Назовём 1,2, 3 звук.

Раскрасьте схему.

Проверим.

Дворник просит вас выбрать из двух букв ту, которую нужно вставить в слово. Са. Т Д

Кто догадался?

Какое слово поможет?

Нам поможет слово «сады» (после буквы согласного звука должна стоять буква гласного звука)

Какую букву напишем в слове «сад»?

Напишите слово сад, сами проговаривая себе.

Подчеркнём букву «д» в слове. Это «опасное» место.

13. Работа над предложением. Орфографическая работа.

Прочитайте, что написано на следующей строчке.

Чего не хватаем в предложении?

Чтобы понять, какое слово нужно вписать, посмотрите на схему и на слайд.

Кто догадался? (дуб)

Сколько слогов в слове «дуб»?

Назовите 1, 2 ,3 звук.

Раскрасьте схему.

Проверим.

Какую букву напишем последней в слове «дуб»?

Кто догадался, почему нужно писать букву «б»?

Почему?

Проверочное слово «дубы»- после согласной буквы стоит гласная.

Какую букву впишем в слово «дуб»?

Давайте допишем слово «дуб» в предложение «У дома рос дуб.»

Подчеркнём «опасное» место в слове «дуб», начало предложения и точку.

Прочитаем ещё раз это предложение.

Сколько слов в предложении?

Что стоит в конце предложения?

14. Работа над деформированным предложением .

Прочитаем вопрос.

Ответьте.

Я составила предложение, но оно у меня рассыпалось.

Составьте предложение. На дне реки водолаз.

Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово.

Назовите второе слово.

Назовите третье слово.

Назовите четвёртое слово.

Как пишем начало предложения?

Что ставим в конце предложения?

Запишите это предложение сразу после вопроса. Комментируйте себе сами. -Будьте внимательны.

Обведите в кружок букву, которую учились сегодня писать.

15 . Подведение итога.

Какую букву научились писать?

Из каких элементов она состоит?

У кого на уроке всё получилось?

Кто доволен своей работой?

Кому сегодня было не очень легко на уроке?

Сегодня на уроке очень хорошо работали…Молодцы!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com