Осталось совсем немного времени до начала нового учебного года. Но, уже сегодня учителей, родителей и будущих выпускников волнует вопрос, какие нововведения готовит Министерство образования 2017-2018 и чего ожидать тем, кто планирует сдавать ЕГЭ и бороться за бюджетные места в ВУЗах России.
В данной статье мы затронем наиболее важные темы:
В 2017-2018 году сдавать ГИА в формате ЕГЭ имеют право:
- Учащиеся образовательных учреждений РФ (школ, лицеев, колледжей, ПТУ и др.), успешно освоившие программу среднего общего образования, не имеющие академической задолженности и оценок ниже «удовлетворительно».
- Граждане РФ, получившие полное среднее образование в зарубежных образовательных центрах.
- Выпускники прошлых лет, не сдававшие ЕГЭ или желающие повысить результат предыдущего года.
Дети, обучавшиеся по индивидуальным программам или в формате «семейного образования» предварительно должны пройти ГИА и написать итоговое сочинение, обратившись в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. Для допуска к ЕГЭ таким выпускникам необходимо получить на экзаменах оценку «удовлетворительно» или выше.
Право сдачи экзамена в досрочный период (с 22.03.18 по 13.04.18) имеют выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, имеющие весомую документально подтвержденную причину.
ЕГЭ для жителей Крыма
С каждым годом все большее число крымских выпускников выбирают для обучения ВУЗы РФ. На протяжении последних двух лет 11-классники имели выбор – сдавать ГИА в формате ЕГЭ или же вступительные экзамены непосредственно в выбранном для обучения университете. Так, в 2017 году 84% выпускников Севастополя сделали выбор в пользу сдачи ЕГЭ. Большинство успешно справились с испытаниями и вступили на бюджетные или контрактные формы обучения в российские ВУЗы.
Согласно указу президента, подписанному в июле 2016 года, для выпускников Крымского полуострова в 2018 году Единый Государственный экзамен должен стать обязательным.
Влияние ЕГЭ на аттестационный балл
В 2018 году выпускникам важно качественно подготовится к сдаче ЕГЭ, так как полученные на испытаниях оценки могут существенно повлиять на аттестационный балл. Это нововведение коснется и обязательных предметов, и экзаменов по выбору.
Предположительно, система перевода балла ЕГЭ в оценку будет следующей:
Предмет | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | не сдал |
Русский язык | ||||
Математика | ||||
Физика | ||||
Информатика | ||||
Биология | ||||
Химия | ||||
Обществознание | ||||
История | ||||
Иностранный язык | ||||
География | ||||
Литература |
Обязательные предметы ЕГЭ 2018
На данный момент нет официальной информации о каких-либо изменениях в количестве обязательных испытаний. В 2017-2018 учебном году все участники ЕГЭ будут сдавать русский язык и математику (базовый либо профильный уровень). На выбор предложены такие предметы, как:
- физика;
- информатика;
- химия;
- биология;
- история;
- география;
- литература;
- обществознание;
- иностранный язык: английский, французский, испанский, немецкий или китайский.
Дискуссии по перечню обязательных предметов продолжаются. Возможно, что уже в 2018 году будут приняты анонсированные нововведения в ЕГЭ и всем выпускникам придется сдавать историю, географию или иностранный язык. Также возможно введение интегрированного испытания по естественнонаучным дисциплинам.
Изменения в КИМ по различным предметам
Стоит сразу предупредить будущих 11-тиклассников, что материалы для подготовки к ЕГЭ, которыми пользовались выпускники 2016 года, уже не актуальны. В 2017 году КИМы по многим предметам претерпели существенные изменения.
Русский язык
Экзаменационная работа состоит из 2 частей, на выполнение которых отводится 210 минут:
- предусматривает дачу краткого ответа на вопрос;
- сочинение на заданную тему.
Существует вероятность того, что в 2018 году добавится и третья часть – говорение. Устная речь будет записана и после ценена комиссией. Большинство учителей считают, что только так можно оценить реальный уровень владения устной речью и способность ученика выражать свое мнение и позицию.
Математика
Из заданий полностью убрали тесты с одним вариантом ответа. В ЕГЭ базового уровня, а также в 1 блоке ЕГЭ профильного уровня будут предложены задания с множественным выбором (2 правильных ответа). Во 2 блоке профильного уровня упор планируют сделать на интегрированные задачи, требующие познаний из области алгебры и геометрии.
Физика
Хотя структура заданий в 2018 году не будет существенно изменена, учащихся 11 классов ожидает другой не очень приятный сюрприз – сокращение часов на изучение физики. В 2017-2018 учебном году Минобразования приняли решение вернуть в школы , выделив на преподавание часы за счет физики.
В билетах по физике выпускники также не встретят тестовых заданий. Даже задачи начального уровня потребуют дать краткий ответ (число, слово, десятичная дробь или последовательность), а для решение заданий высокого уровня придется аккумулировать все свои знания из разных областей физики и математики.
Также читайте подробнее о сдаче .
Информатика
Главным новшеством 2018 года в информационных технологиях долен стать полный отказ от бумажных билетов. Демонстрировать уровень владения компьютером, а также наличие навыков логического мышления и работы с данными, моделирования и построения алгоритмов придется с использованием компьютера.
Идея отличная, но будут ли учтены при этом особенности преподавания предмета в школах и предоставлена ученикам возможность выбора знакомого им программного обеспечения для выполнения заданий. Время покажет.
Литература
Еще в 2017 году активно обсуждались такие изменения в КИМах по литературе, как:
- уход от системы тестов с одним правильным ответом;
- повышение требований к сочинению;
- введение заданий творческого характера.
Исходя из анонсированных новшеств, можно ожидать, что билет по литературе будет состоять из трех блоков. На прохождение испытания в 2017 году предоставлялось 235 минут. Будет ли предоставлено в 2018 больше времени ввиду усложнения заданий, будет известно ближе к концу календарного года.
Биология
Количество заданий в билете сократилось (в 2017 году их предлагалось ученикам всего 28), но сложность существенно возросла. На смену тестам пришли задачи на дополнение схем и таблиц, подбор соответствий, а тажке анализ и синтез информации.
Неприятной неожиданностью для многих в 2017 году стал тот факт, что 11 из 28 задач содержали иллюстрации (рисунки, графики, схемы), чтение которых вызвало определенные затруднения.
Химия
Структура билета существенно изменилась в сравнении с 2016 годом. За 180 минут экзаменуемым будет необходимо выполнить 34 задания (что на 6 меньше, чем ранее). Но, при этом, вместо тестов с одним ответом предстоит:
- сделать множественный выбор;
- установить взаимно-однозначное соответствие;
- решить расчетные задачи различного уровня сложности.
Обществознание
За 235 минут будущим абитуриентам предстоит дать ответ на 29 заданий, разделенных на два блока:
- 20 заданий с коротким ответом, в которых понадобится: вставить слово, установить соответствие, выбрать правильные ответы.
- 9 заданий с развернутым ответом, в которые входит и небольшое эссе.
Иностранный язык
Экзамены по английскому, немецкому, французскому и испанскому языку практически не изменились. Они проходят в два этапа:
- Основной, на прохождение которого отводится 180 минут, включает выполнение заданий на грамматику, лексику, чтение и аудирование.
- Второй этап – устная речь.
Новым для учеников в 2017-2018 году будет возможность сдачи китайского языка, изучение которого сегодня стремительно набирает популярность. ЕГЭ по китайскому успешно прошли апробацию в 2017 году и в этом сезоне будут предложены выпускникам наряду английским или испанским.
Запишите термин, о котором идёт речь.
Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Век | Событие (процесс) | Участник события (процесса) |
_____________(А) | _____________(Б) | Владимир Святой |
XX в. | _______________(В) | _______________(Г) |
XVII в. | Смутное время | _______________(Д) |
_____________(Е) | Введение опричнины | _______________(Ж) |
______________(З) | _______________(И) | Александр II |
Пропущенные элементы:
2) крещение Руси
3) И.В. Сталин
5) Иван IV Грозный
7) отмена крепостного права в России
8) Ярослав Мудрый
9) В.И. Шуйский
10) индустриализация в СССР
11) П.С. Нахимов
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
Ответ:
Укажите название сражения, обозначенного на схеме.
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период.
Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает ?
Укажите любые два мнения.
«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…» И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий «Север» были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.
При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены.
«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…» И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий «Север» были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.
При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится.
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
ВПР по истории для 11 класса состоит из двенадцати заданий. В ней проверяются знания одиннадцатиклассников по всему курсу отечественной истории – от Древней Руси до начала 20 века. 8 заданий работы – базового уровня, 4 – повышенного. Для выполнения работы отводится 90 минут, то есть 2 урока. Максимально возможный балл – 21.
Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями
Задание 1
Первое задание проверяет то, как ученики 11 классов знают исторические термины. Приводится краткое определение, а в ответе нужно записать подходящий термин. Примеры заданий:
- Система сбора дани, при которой киевский князь раз в год с дружиной ездил по подвластным племенам, кормился за их счет и собирал дань
- Период международных отношений с 1940 по 1980, который характеризовался противостоянием двух блоков стран во главе со сверхдержавами США и СССР, сопровождавшийся локальными конфликтами, однако не переросший в прямое военное столкновение сверхдержав
За правильный ответ ученик получает 1 балл.
Задание 2
В этом задании нужно ответить на два небольших вопроса по тексту. Как правило, вопросы здесь небольшие – например, определить год, к которому относятся описываемые события, и (для данного текста) определить, о начале какой битвы ведется речь. Если на оба вопроса даны верные ответы – ставится 2 балла, если только на один – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.
Задание 3
Третье задание также предполагает работу с текстом и выделение двух каких-либо элементов – например, для приведенного выше текста необходимо написать, с какими трудностями столкнулась советская армия в начале сражения. В ответе можно просто привести две подходящие цитаты из текста. Если два элемента выделены верно – ответ оценивается в 2 балла, если только один – в 1 балл, иначе – в 0 баллов.
Задание 4
Четвертое задание тоже составлено с опорой на текст, однако для того, чтобы дать верный ответ, нужно знать основные факты и события отечественной истории. Задается один вопрос по теме, схожей с темой текста либо даже по теме текста, однако ответа в нем нет – его нужно написать, опираясь на собственные знания. Для нашего текста он звучит так: Какое название получил этап в ходе Великой Отечественной войны, который начался с описанной в воспоминаниях битвы? Если ответ верный – ученик получает 1 балл.
Задание 5
В пятом номере ВПР по истории необходимо заполнять таблицу, в которой пропущено 9 элементов. Обычно графы таблицы называются «век – событие – участник события». После таблицы приводится 12 вариантов, из которых нужно выбрать пропущенные элементы. Приводим пример:
Варианты:
- Андрей Боголюбский
- Призвание варягов
- Разгром Хазарского каганата
- Святослав Игоревич
- Ярослав Мудрый
- Александр Ярославич
- Битва на реке Воже
- Невская битва
Если все цифры вставлены верно – ученик получает 4 балла. При наличии 1 ошибки ему ставится 3 балла, 2-3 ошибок – 2 балла, 4 ошибок – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.
Задания 6-7
В обоих заданиях приводится по одному вопросу, связанному с картой. Часто нужно определить год, в котором происходили отображенные на ней события, либо написать название события, которое она иллюстрирует. Иногда нужно определить, кто был правителем страны в это время, либо указать название реки, города, моря, полуострова или даже сражения, место которого отмечено на карте. Примеры заданий для данной карты:
- Укажите год событий, отображенных на карте.
- Напишите, как называется город, который обозначен цифрой 1 – место одного из крупнейших сражений войны, события которой отображены на карте.
Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.
После этого приводится изображение какого-либо памятника культуры, с которым будут связаны задания 8 и 9, например:
Задания 8-9
В этих номерах работы задаются вопросы по изображенному культурному объекту. Они могут быть самыми разными; самые распространенные – как называется и при каком правителе был возведен данный объект, в каком стиле он выстроен, кто был его архитектором, в каком городе и веке он был воздвигнут. Однако иногда задаются и такие вопросы:
- Что призвано было символизировать данное сооружение? (к приведенной выше фотографии)
- Какого было назначение данного архитектурного памятника при его создании, что отразилось в его названии?
- Назовите период истории России, в котором прославились те исторические деятели, которым посвящен данный памятник.
Как правило, восьмое задание содержит в себе два небольших вопроса, поэтому за него можно максимально получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждый из них. За правильный ответ на девятое задание также ставится 1 балл.
Задание 10
Десятое задание звучит одинаково для всех вариантов:
Укажите название одного любого памятника культуры, который расположен в вашем регионе. Используя знания по истории региона, расскажите о нем. Рассказ должен содержать как минимум 2 исторических факта. Если памятник, изображенный на фотографии, находится в вашем регионе, рассказывать о нем не следует – нужно выбрать любой другой памятник.
Ответ должен состоять из 3-6 предложений. Конечно, нужно указать год создания памятника, его авторов, по возможности – правителя страны во время его создания. Очень хорошо, если получится написать, к какому событию приурочено его создание, каково назначение памятника, что он символизирует. Ответ оценивается по двум критериям:
К1 – Указание название памятника культуры. Если название указано верно и полно – ставится 1 балл, если нет – 0.
К2 – Изложение информации о памятнике культуры. Если в тексте присутствуют 2 правильных исторических факта о выбранном памятнике при отсутствии ошибок – ставится 2 балла. Если же в ответе есть фактическая ошибка либо присутствует только 1 исторический факт – 1 балл. В других случаях ученик не получает баллы по данному критерию.
Таким образом, всего за задание под номером 10 можно получить 3 балла.
- Междоусобица в Московском княжестве во второй четверти 15 века
- Русско-турецкие войны второй половины 18 века
- «Контрреформы» 1880-1890 годов
- Заключение сепаратного мира с Германией
И 11, и 12 задание должны выполняться по одной теме; нельзя делать 11 задание по одной теме, а 12 – по другой.
Задание 11
В одиннадцатом задании нужно назвать одного человека, который принимал участие в выбранном событии, а также – один его поступок, совершенный во время участия в этом действии. Например, если выбрана тема 2, можно указать такую личность, как Александр Васильевич Суворов, а в поступках написать – «Взятие крепости Измаил в ходе войны 1787-1791». Если и участник, и поступок указаны верно – ставится 2 балла, если же правилен только один компонент – 1 балл, в иных ситуациях – 0 баллов.
Задание 12
В последнем номере ВПР по истории нужно указать, в чем заключалось влияние выбранного события на дальнейшую историю России и мировую историю. В ответе обязательно опираться на исторические факты, а не писать общие фразы вроде «Это событие было очень важным». Например, при выборе темы 2 (русско-турецкие войны второй половины 18 века) можно написать такой ответ:
Русско-турецкие войны второй половины 18 века позволили России значительно укрепить свои позиции в районе Черного моря. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, завершившему войну 1768-1774 годов, к России присоединялись крымские земли – Еникале и Керчь (при сохранении Азова и Кинбурна); также Россия получала право иметь флот на Черном море и проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. По Ясскому договору, подписанному после окончания войны 1787-1791, к России отошли все земли Крымского полуострова, а также земли между Днестром и Южным Бугом. Все это способствовало укреплению позиций государства на международной арене.
Необязательно писать такой длинный ответ – можно уместить основную суть в паре предложений. Если роль выбранного события при опоре на исторические факты указана верно – ученик получает 1 балл, если нет – 0 баллов.