Сообщение как давно появился голос человека. Откуда берётся голос. Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)

Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.

Оборудование:

  • 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
  • 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
  • Шумовые и детские музыкальные инструменты;
  • карточки с термином F (форте - громко), P («пиано» - тихо)
  • мультимедийное оборудование

Интеграция образовательных областей: М + П + З + К

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о:
  • динамике музыки (F, P)
  • шумовых и музыкальных инструментах
  • тембре звучания инструментов
  • В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
  • В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

I . Постановка исследовательской задачи

Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р .) приветствует детей:
- Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?

Дети: С музыкального приветствия.

М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?

Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.

М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..

(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята -дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте - громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином « P »(пиано - тихо).

М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
- Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?

Дети: В зале много игрушек.

М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?

Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.

М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?

Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.

М.Р. Давайте попробуем это сделать!

Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).

М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?

Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.

М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?

Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…

М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны-у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
- Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?

Дети: ДИРИЖЕР!

М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?

Дети: Громко (Форте), дружно.

М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?

Дети: Тихо (пиано), спокойно.

М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)

Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»

Дирижирует Александр!

Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.

После игры на инструментах, педагог хвалит детей.

М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?

Дети: Из горлышка.

М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).

М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?

М.Р. Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».

Дети выполняют задание.

М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Дети: В горлышке что-то дрожит.

М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1 . Слайд №3)

М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?

Ответы детей:

В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
- Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
- Не есть мороженое на улице;
- Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.

II . Прогнозирование результата

Проблемная ситуация: Как возникает речь?

Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.

III . Выполнение эксперимента

Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши) .

Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)

Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.

М.Р. Что-нибудь мы услышали?

Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).

Дети: Теперь было слышно.

Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой -более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:

Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.

М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: Дернуть посильнее - звук усилится.

М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?

Дети: Она порвется.

М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?

Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.

М.Р. Так как же возникает речь?

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)

М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?

Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.

М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.

Дети исполняют песню «Счастливого рождества».

Занятие заканчивается.

Звук представляет собой колебание, которое циркулирует в водной среде либо в воздухе. Источником звука может стать любой объект, если заставить его вибрировать.

Происхождение звуков можно представить так. В случае резкого смещения частиц определенной среды давление значительно увеличивается. С помощью таких частиц давление переходит на близлежащие частицы. Те, в свой черед, оказывают влияние на следующие, и зона повышенного давления начинает передвигаться в водной либо воздушной среде. После зоны повышенного давления идет область пониженного давления, вследствие чего, формируется несколько чередующихся зон сдавливания и разрежения, которые распространяются в среде в форме волны. Каждая частица осуществляет ударные движения. Таким образом, появляется продольная волна.

Как известно, колебания проходят через дыхательный аппарат человека. Если бы воздух в органы дыхания проникал беспрепятственно, то мы бы не могли произнести каких-либо звуков. Но наша дыхательная система наделена такими препятствиями. Совокупность органов, которые принимают участие в формировании голоса, называется голосовым аппаратом.

Голос появляется лишь тогда, когда воздух из легких вытесняется наружу через нос и рот, то есть на выдохе. Наша дыхательная система наделена неким участком, расположенным между глоткой и трахеей, который называют гортанью. Гортань представляет собой хрящевую трубку, покрытую слизистой оболочкой изнутри. На данной оболочке присутствуют складки, которые включают в себя мышцы и связки. Такие складки называются голосовыми связками, а щель между голосовыми связками – голосовой щелью. Именно благодаря вибрации складок появляется голос. Воздух проходит сквозь голосовую щель, создавая звуковую волну, вследствие чего рождается голос.

Когда мы молчим, то голосовая щель расширяется, а во время крика либо разговора – сужается. Мышцы гортани могут поменять позицию хрящей. В результате чего, натяжение голосовых связок и ширина голосовой щели могут изменяться. Именно параметры голосовых связок предопределяют тип голоса. Так, у людей с высокими голосами складки тонкие и короткие, а низкими голосами – более длинные и толстые.

Артикуляция являет собой работу органов речи при формировании звуков. Артикуляционный аппарат предназначен для получения звуков четкой и ясной речи. Кроме голосовых складок к артикуляционному аппарату принадлежит нёбо, губы, язык, глотка и зубы.

Тон звука обусловливается появлением шумов при передвижении воздуха сквозь речевой аппарат. Шум появляется в том случае, когда воздушная струя сталкивается на своем пути с дополнительными препятствиями - органами ротовой полости. Если шум при появлении звука отсутствует, то тогда образуются гласные звуки, если же с голосом шум присутствует, то появляются согласные звуки.

Резонаторы являют собой полости, которые резонируют на появляющийся звук в голосовой щели и придают ему тембр. Резонанс – это действие увеличения собственных колебаний мембран под влиянием внешних пульсаций такой же частоты.

Резонаторы бывают двух типов: грудной и головной. Благодаря верхним резонаторам голос обретает звонкость, а нижним – мягкость, силу и полноту звука. К верхним резонаторам имеют отношения полости, которые расположены выше голосовых связок. К ним относятся лобные и гайморовы пазухи, а также носовые ходы. К нижним резонаторам причисляют трахею, бронхи и легкие. Как в вверху, так и внизу к гортани прилегают трубкообразные полости, которые с ней нераздельны. Нижняя подгортанная трубка соединяется с трахеей и бронхами, а верхняя – переходит в ротоглотку, а после этого, соединяется с носовой и ротовой полостью.

Упоминая об органах, которые входят в состав голосового аппарата, ненужно забывать и про центральную нервную систему. Особые речевые аппараты головного мозга объединяют их функции в единое комплексное действие звукообразования, которое является очень сложным психофизическим процессом.



Однажды зимним воскресным днем я с друзьями и сестренкой катался с горки. Нам было очень весело, мы много смеялись и кричали. А на следующее утро я проснулся и не мог сказать ни слова, у меня пропал голос. Я не знал, что делать, и почему так произошло.

Оказалось, что не только у меня, но и у некоторых моих одноклассников тоже пропадал голос. И мне захотелось узнать причины такого явления.

Ежесекундно мы слышим разнообразные звуки: шелест листьев, щебет птиц, жужжание насекомых, музыку, человеческую речь. Я решил разобраться, а откуда вообще берутся звуки? Для ответа на эти вопросы я провел несколько опытов.

Опыт с линейкой.

Я положил линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола. Крепко прижал рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогнул свободный край линейки вниз и отпустил его. Я увидел, что линейка начала от этого дрожать, колебаться и услышал звук, похожий на жужжание.

Опыт со стаканом.

Я натянул на пластиковый стакан банковскую резинку. Приложил стакан к уху и стал дергать резинку, создавая колебания. Я услышал звук, который был похож на звучание музыкального инструмента.

Опыт с гитарной струной.

Неужели и звуки музыкальных инструментов появляются также? Я взял гитару и дернул за струну, она задрожала, при этом получился мелодичный звук. Как только я дотронулся до струны, она перестала колебаться и звук пропал.

Вывод: звук появляется благодаря колебательным движениям.

Так что же колеблется, когда человек говорит или поёт? Как образуется голос? Я приложил руку к передней части шеи и произнес слова, я почувствовал, как под моими пальцами что-то дрожит, колеблется.

Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом. Одним из органов голосового аппарата является гортань. Гортань – орган дыхательной системы, отвечающий за воздухопроведение и голосообразование.Гортань – это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками.

Голос возникает благодаря колебанию двух мускульных упругих перепонок - голосовых связок. Голосовые связки - это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани. Струя воздуха, выталкиваемая из легких, по трахеи проходит через голосовые связки.

Голосовые связки достаточно гибкие и могут регулировать расстояние между своими краями в очень широких пределах. При дыхании они разведены в стороны, чтобы не загораживать путь воздушной струе; при шепоте голосовые связки натягиваются таким образом, чтобы проходящий через них воздух создавал звучание, похожее на шипящие или свистящие звуки; для порождения голосового звучания связки начинают вибрировать, периодически смыкаясь и размыкаясь.

Что же происходит, когда голосовой аппарат выходит из строя. Человек чувствует сухость, жжение и першение в горле, часто возникает "сухой" лающий кашель, боль в горле при глотании, хрипота или полное отсутствие голоса. Все это симптомы ларингита - воспаления слизистой оболочки гортани и голосовых связок. Распухшие и поврежденные голосовые связки уже не могут колебаться и смыкаться.

Болезнь может длиться не более недели, но если не соблюдать голосовой режим и лечить неправильно, заболевание может перейти в хронический ларингит. Развитию хронической формы также способствуют хронические очаги воспаления дыхательных путей, аллергические процессы, вредные условия труда, связанные с перенапряжением голоса, химическими раздражающими веществами и пылью, и др.

Причиной воспаления и отека гортани могут быть разные факторы: б актериальные и вирусные заболевания (грипп, простуда и др.); пневмонии, бронхиты; химические раздражители; аллергия; повреждения гортани; нарушенное носовое дыхание; хронические воспалительные процессы в носоглотке; профессиональный фактор, когда происходит перенапряжение голоса (учителя, певцы, ораторы и др.) загрязненный и запыленный воздух (как в помещении, так и на улице); сухой и горячий воздух.

Лечение. При выявлении ларингита, врач назначит комплексное лечение, чтобы устранить причины заболевания и облегчить состояние. Из медикаментов необходимо принимать противовоспалительные и антибактериальные препараты, а также антигистаминные и снимающие отечность тканей средства. Во время лечения рекомендуются ингаляции, полоскания горла, теплые компрессы на область шеи, а также теплое и обильное питье, чтобы смягчить воспаление.

Что может быть лучше профилактики?

Предрасполагающие факторы в развитии ларингита: курение, дефицит витаминов, профессиональные вредности (пыль, дым и др.), длительные голосовые нагрузки, переохлаждение, сухой неувлажненный воздух.

Чтобы не испытать на себе все «прелести» ларингита, желательно следовать некоторым советам врачей:

  • Профилактика ОРВИ. Желательно чаще мыть руки с мылом, а когда нет такой возможности - пользоваться одноразовыми салфетками. Нельзя трогать рот и нос грязными руками. Рекомендуется закаливание в виде обтираний, обливаний холодной водой, контрастного душа. Желательно чаще бывать на свежем воздухе и высыпаться.
  • Чтобы избежать переохлаждения, необходимо голосовые связки держать в тепле. Поэтому нужно ограничить разговоры на морозе, всегда носить теплую шапку и шарф.
  • В помещении желательно чаще проводить влажную уборку для сокращения количества пыли и для увлажнения воздуха. Чтобы сохранить нормальную влажность помещения, можно воспользоваться различными увлажнителями.
  • Если работа связана с вредными веществами, рекомендуется после работы делать ингаляции, чтобы очистить слизистую оболочку дыхательных путей от вредных частиц.

В результате исследования моя гипотеза была доказана. Я получил новые знания о голосе человека и способах его сохранения, поделился ими с одноклассниками. Теперь каждый из нас следит за здоровьем своего голосового аппарата и реже болеет.

Литература:

  1. М. Ди Специо, "Занимательные опыты: свет и звук". - М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Винченцо Гуиди. Детский атлас анатомии. - М.: Владис, 2013г.
  3. Видеозапись телепередачи "Галилео", тема "Голос", от 22.11.2011 года.
  4. Передача "Тело человека. Глотка. Голосовые связки", производство телевидение "СТРИМ", 2013 г.
  5. http://nnovmed.ru/news/voice_off_sore_throat_maybe_it_is_laryngitis.html - медицинский портал о здоровье и красоте NNOVMED

Все голоса мира - от высокого сопрано некоторых оперных певиц до глубоких баритонов певцов, от спокойной речи телевизионных дикторов до лепета малышей на детской площадке - возникают в гортани, полой камере в глотке.

Гортань на самом деле представляет собой что-то типа клапана - воздушного клапана. Гортань находится на вершине дыхательного горла, где в нее порциями поступает воздух из легких. Гортань состоит в основном из хрящей - полужесткого вещества, из которого также формируются нос и уши. Внутренняя поверхность гортани покрыта слизистой оболочкой - поверхностью, усеянной слизистыми железами. Слизистая помогает сохранять гортань от пересыхания из-за постоянного потока проходящего через нее воздуха.

Когда вы молчите, ваши голосовые связки расслаблены и открыты, позволяя воздуху во врем дыхания бесшумно проходить в легкие и обратно. Но когда вы начинаете говорить, мышцы в связках натягиваются, укорачивая их для получения высоких звуков, и растягиваясь для более низких звуков. (Для демонстрации возможностей ваших голосовых связок прикоснитесь пальцами к бугорку в передней части вашего горла. Теперь скажите: «А-а-а-а». Возникающая при этом вибрация идет от голосовых связок, вызывая колебания в гортани.)

Вибрирующие связки производят звуковые волны. На пути к ушам слушателей эти волны должны пройти через глотку - конусообразную трубку соединяющую пищевод со ртом. Глотка формируем звук, делая его более «плотным».

Но если бы все ограничилось только легкими глоткой и гортанью, мы бы просто мычали, гудели и ничего более. Чтобы по-настоящему говорить нам нужны артикуляторы - устройства, преобразующие звуки в речь. Чтобы увидеть артикуляторы, откройте рот и посмотрите в зеркало. Вот же они - ваши твердые челюсти, зубы и твердое нёбо, а также более мягкие губы, язык и мягкое нёбо.

Вы когда-нибудь видели человека, занимающегося йогой? Он принимает одну позу за другой, каждый раз по-разному располагая руки и ноги. Точно так же каждый раз, когда нужно произвести новый звук, части нашего рта занимают разное положение. С помощью тысяч таких комбинаций и позиций мы можем производить все необходимые для речи звуки.

Чтобы увидеть эту йогу речи, попробуйте перед зеркалом сначала произнести « и-и-и », а затем « им ». Вы заметите, как по-разному располагаются во время каждого звука челюсти, губы и зубы и как по-разному вибрирует нёбо в зависимости от того, какой звук вы произносите.

«..пример, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой». Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают
определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?
Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.
Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. …не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»
По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества».
Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
Исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона утверждают, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли..»