Сколько крымских татар проживает в крыму. Места компактного проживания крымских татар в крыму. Крым во время Великой Отечественной войны


Au Pair - международная программа, отправляющая молодых людей работать, по сути, гувернантками или нянями: участники едут в другую страну, чтобы помогать чужой семье воспитывать детей и выполнять небольшие поручения по хозяйству. Взамен семья предоставляет им жильё, оплачивает питание и выделяет деньги на карманные расходы - труд au pair обычно оплачивается не очень высоко, но многие участвуют, чтобы выучить язык и пожить в другой стране. Мы поговорили с Еленой Ершовой, работавшей au pair во Франции, а она рассказала о непослушных детях, гостеприимных семьях и том, почему жизнь в Париже оказалась не такой радужной, как она представляла.

До того как переехать во Францию, я организовывала культурные мероприятия в России: фотовыставки, концерты, фестивали, городские праздники. Не могу сказать, что моя работа мне не нравилась - скорее, хотелось выйти на международный уровень, поработать в иностранной компании или проекте да и просто пожить в другой стране.

Удачный момент подвернулся осенью 2015 года, когда я завершила все текущие проекты и совершенно не знала, что делать дальше. К тому времени я уже учила французский, но не могла продвинуться дальше определённого уровня - регулярно общаться на языке было не с кем. И тут я вспомнила, что знакомая из Страсбурга рассказывала мне о студенческой программе au pair, с помощью которой можно переехать в Европу и целый год прожить в семье, заботясь о детях - то есть быть гувернанткой. У меня был небольшой опыт работы с детьми на мероприятиях, к тому же я помогала воспитывать маленькую племянницу, поэтому решила попробовать. Казалось, это уникальный шанс - попасть в семью, увидеть своими глазами, как формируются и культура, и язык нации.

Как попасть в парижскую семью

Никто из моего окружения в подобных программах не участвовал, поэтому я пребывала в абсолютном неведении. Начала с самого простого: забила в поисковике название программы и стала изучать тематические форумы и сайты. В итоге нашла удобный портал, который существует много лет и действительно работает. Ты создаёшь там профиль и можешь просматривать профили семей, которые ищут гувернанток для своих детей.

Сначала я рассматривала только семьи из Парижа, потому что люблю мегаполисы и активную городскую жизнь. Но вскоре стало ясно, что в Париже такие вещи мало кого интересуют - так география моих поисков расширилась сначала до пригородов столицы, а потом я и вовсе стала рассуждать, что неплохо было бы пожить и на Лазурном Берегу, и в Страсбурге, да и Лион хороший город. Второй момент, на который я обращала внимание при поиске, - количество детей и возраст. Я поставила себе условие, что их должно быть не больше двух и они должны быть старше трёх-четырёх лет, чтобы мне не нужно было переживать о подгузниках и сложном кормлении.

А вот моё собственное расположение сыграло со мной злую шутку. Главным препятствием оказалось то, что я из России. Программа Au Pair существует в Европе уже почти пятьдесят лет, и европейцам, естественно, не нужна виза: они просто заключают договор с семьёй и регистрируются по приезде во Францию. Мне же были нужны специальная виза и целый пакет документов, в том числе и со стороны семьи: подписанный двумя сторонами договор, мотивационные письма, медицинская справка и многое другое. Это сложная бюрократическая процедура, которая занимает много времени, - большинство семей было просто не готово этим заниматься. Они говорили мне, что я нравлюсь им больше, чем другие претендентки, но как только дело доходило до документов, предпочтение отдавали няням из Европы.

В итоге процесс поиска семьи и оформления документов занял у меня целых три месяца. Когда я получила столько отказов из-за визы, я стала активно писать семьям, которые искали именно русскоязычных девушек. И вот тут мне повезло. На одно из моих сообщений ответила Элеонор, мама двоих детей из Парижа. Мы встретились с ней и её мужем Филиппом, когда они приехали в Москву, и понравились друг другу. Они забрали мои документы вместе с подписанным договором, завизировали их во Франции и прислали мне. Сразу после Нового года я получила специальную студенческую визу и улетела в Париж.

Жизнь во Франции

Я попала в уникальную семью, которая не просто интересовалась Россией, а обожала её, причём уже не в первом поколении. В семье было двое детей - девочка трёх с половиной лет и мальчик пяти лет, - которые ходили на подготовительные занятия для дошкольников и учили там три языка: французский, английский и русский. Одним из условий моего пребывания было то, что я должна говорить с детьми только на русском языке, чтобы помочь им его выучить.

Я очень хорошо помню, что прилетела в Париж в субботу. У меня был всего один свободный день, который я провела с семьей, и всё - уже в понедельник я должна была включиться в рабочий режим. Элеонор, мама семейства, помогала мне собрать и отвести детей в школу с утра - вся вторая половина дня была на мне. Я должна была забирать детей из школы, покормить, сделать домашнее задание, провести с ними время до сна - в общем, начинать дружить и общаться. Дети с самого начала не давали мне расслабиться: в первый же день начали играть дома в догонялки, кричали и полностью игнорировали мои замечания. Это была тяжёлая работа, и у меня ушло много времени, чтобы завоевать авторитет и научиться пресекать их непослушание.

Остальные приняли меня невероятно тепло и радушно. Ещё при первом интервью по скайпу Элеонор предупредила меня, что им нужен не просто работник, а человек, который станет членом семьи и захочет проводить с ними свободное время: ездить в загородные дома, участвовать в общих сборищах и прогулках по выходным. Я совершенно не чувствовала себя чужой - мы проводили всё свободное время вместе: вечера на кухне с бокалом вина, поездки за город в выходные, ужины и обеды с семьёй и их друзьями и знакомыми. Однажды бабушка детей - одна из самых известных судей Франции - взяла меня во Дворец правосудия, куда нельзя попасть просто так. А ещё мне довелось побывать на ужине, на который были приглашены послы разных стран, в том числе из Ватикана. Я действительно стала частью семьи, и даже когда у меня появились друзья в Париже, я часто предпочитала семейные мероприятия походам в клуб или на дискотеку.

Свободного времени у меня тоже было довольно много. Я проводила с детьми примерно два часа утром, когда будила их, кормила, одевала и отводила в школу. С половины девятого до четырёх часов дня я была абсолютно свободна. Первое время нужно было ходить на обязательные курсы по французскому языку, но, когда они закончились, я большую часть дня была предоставлена самой себе. Во второй половине дня - с четырёх до девяти - я снова была с детьми: мы делали домашнее задание, гуляли, зачастую они играли друг с другом, а я могла заниматься своими делами. После девяти вечера я была свободна и могла провести время с семьёй или друзьями.

Примерно раз в месяц я старалась выезжать из Парижа в другие города Франции. Так как расходы на проживание, питание, проезд по городу и страховку брала на себя семья, моей зарплаты в четыреста евро хватало и на повседневную жизнь с музеями, кофе и круассанами, и на поездки по стране. Это, кстати, очень важный момент для всех, кто собирается поехать в Европу по программе Au Pair: тщательно проговорите с семьёй все финансовые вопросы - не только ежемесячную фиксированную оплату, но и дополнительные расходы, иначе можно столкнуться с непредвиденными тратами. Например, я сама оплачивала обязательные курсы французского языка, хотя позже узнала, что это должна была делать семья.

Умения договариваться и идти на компромиссы - очень важные качества для такой работы. Нужно понимать, что, когда ты приезжаешь в чужую семью, тебя могут ждать сюрпризы: и правила жизни семьи, и их поведение, и характер. Даже у моей прекрасной семьи были чёткие, давно сложившиеся правила быта, к которым мне пришлось приспосабливаться. Например, из-за того, что электричество, газ и вода во Франции в разы дороже, чем в России, в семье нельзя было отдельно стирать свои вещи в стиральной машине. Мне рассказывали, что одна из предыдущих нянь всё время так делала и бросала буквально несколько вещей в стиральную машинку, как мы привыкли делать в России - в конце месяца семья получила счёт за электричество в два раза больше обычного. Отопление во Франции также стоит очень дорого. На самом деле малообеспеченные семьи иногда вообще его не включают на зиму, хотя в квартирах холодно. Но даже если тебе разрешают регулировать температуру и повернуть кран отопления, его, к сожалению, можно повернуть не на максимальное значение, а только наполовину - тебе будет более-менее комфортно, но ты при этом не потратишь весь бюджет семьи.

Необычным для меня было и то, что люди ходят дома в том, в чём они пришли с улицы. Я не понимала, как можно пройти по ковру, на кухню, в ванную в ботинках или в куртке. Моя французская семья смеялась и рассказывала, что я не первая русская няня, которая пытается приучить детей снимать обувь в коридоре вместо того, чтобы прямиком бежать на кухню в ботинках и забираться на диван с ногами. Но я всё же упорно заставляла детей переобуваться. Родители посмеивались, но относились к этому абсолютно спокойно.

Своя среди чужих

У меня не было адаптационного периода, я сразу почувствовала себя в своём городе, в своём доме, среди своих людей и наслаждалась этим чувством с первого дня. Кризисный момент случился месяцев через пять, когда я стала узнавать больше о социальной и экономической жизни страны, о проблемах миграции. Оказалось, что и во Франции есть вопросы, которые пока не решены и для выяснения которых нужно много сил и времени.

Например, мне было тяжело смириться с отношением людей к чистоте города - Париж казался мне очень грязным; в этом плане Москву можно считать примером чистоты и порядка. На улицах очень много бездомных, а в метро к тебе могут пристать и начать навязчиво требовать денег или еды. Меня удивляло, что многие вещи во Франции организованы не так современно, как в России. Например, банковская система очень бюрократичная, медленная и неприветливая по отношению к клиенту. Поменять карту, с которой списывается абонентская плата за мобильный телефон, - это целая история.

Всё это меня раздражало и вызывало разочарование - я не могла принять эти реалии французской жизни и решила, что не хочу здесь оставаться дольше положенного года: казалось, что в России не так уж и плохо, а все наши проблемы хотя бы родные и понятные. Но, как часто бывает, прошло время, и я поняла, что люблю и страну, и город, и людей, и готова жить и вливаться в эту культуру. Несмотря на все предрассудки и истории о том, что французы плохо относятся к представителям других национальностей и культур, это не совсем так. Если вы человек другой нации, но обожаете французскую культуру, язык, хотите стать своим и демонстрируете это, это очень ценится. Хотя, например, в кафе, если вы плохо говорите по-французски, вас с надменным видом могут прервать и перейти на английский. Такое тоже встречается.

Планы на будущее

По правилам программы, в ней можно участвовать только два раза, то есть работать няней на территории страны можно два года. Когда подходил к концу мой первый год, семья предложила мне остаться, но я отказалась. Во-первых, мне хочется профессионального развития и карьерных достижений. Я понимала, что уже не могу себе позволить второй год такой жизни - пора использовать то, что я накопила и получила. А во-вторых, я слишком устала от детей, с которыми занималась, так что по окончании контракта я вернулась в Россию.

Уже несколько месяцев я живу дома, но это не изменило моего решения уехать жить и работать за границу, получить международный опыт, активно использовать французский, который стал для меня родным языком. Недавно я подала документы на конкурсную программу на обучение во Франции, по которой можно будет ещё и работать. В середине лета я получу ответ. Если всё получится, то уеду, как и планировала, если нет - буду продолжать искать новые возможности.

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Основная статья: Богатовско-Зеленогорский регион Крыма

Наиболее крупный регион компактного проживания крымских татар расположен по обе стороны Крымских гор. Здесь крымские татары составляют лишь 41,5%. Доля русскоязычных народов (русских, украинцев, белорусов, греков, болгар, армян и прочих) — 52,3%. Общая площадь — 430 км², плотность населения — 23,8 чел./км². В Богатовско-Зеленогорском регионе 23 села, в 8 из которых крымские татары составляют абсолютное большинство населения (более 50%). Из крупных сел (с населением более 1 тысячи человек) доля крымских татар выше всего в (39,36% по языку). Зеленогорье, расположенное на Южном склоне Крымских гор, — самое татарское село из расположенных от Алушты до Судака, здесь доля татар составляет 37,72% (по языку).

В Богатовско-Зеленогорский район компактного расселения крымских татар входят:

- 4 сельсовета и ещё 1 село Белогорского района

  • Мичуринский сельский совет занимает 2-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (48,91% по языку)
  • Земляничненский сельский совет занимает 3-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (48,02% по языку)
  • Богатовский сельский совет занимает 7-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (40,19% по языку)
  • Курский сельский совет расположен между вышеназванными и Грушевским сельсоветом Судака. Доля крымских татар — 27,19% по языку (53 место из 244 среди сельсоветов Крыма)
  • село Дозорное Чернопольского сельсовета (50,34% крымских татар по языку) — прилегает к Богатовскому сельсовету

- 1 сельсовет, подчиненный горсовету Судака

  • Грушевский сельский совет занимает 8-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (39,34% по языку). В его составе - сёлаГрушевка, Холодовка и Переваловка.

- 1 село Приветненского сельсовета, подчинённого в свою очередь горсовету Алушты.

  • Зеленогорье (37,72% крымских татар по языку), это наибольшая доля крымских татар в пределах Алушта-Судакского побережья.

Новожиловско-Цветочненский район

Новожиловский и Цветочненский сельские советы Белогорского района. Самое крупное село - Цветочное (историческое название Новая Бурульча).

Земли Новожиловского и Цветочненского сельсоветов компактно расположены на северо-западе Белогорского района (там где его граница делает приметный выступ). Новожиловский сельсовет — 4-й (после Сарыбашского, Мичуринского и Земляничненского) по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (доля крымских татар 46,86% по языку), Цветочненский — 5-й (44,32% по языку). Прилегающие сельсоветы Белогорского, Симферопольского и Красногвардейского районов имеют значительно меньшую долю крымских татар в населении.

Малые анклавы крымскотатарского расселения

Вышеназванными 3-мя районами места компактного проживания крымских татар в Крыму в общем и исчерпываются. Более нигде на полуострове крымские татары не образуют сколь-либо обширных ареалов компактного расселения. Везде крымские татары живут в сельских, поселковых и городских советах смешанного этнического состава. Кроме названных выше территорий, сельские советы со значительным крымскотатарским населением нигде не примыкают друг к другу.

Крымские татары (по родному языку) составляют более трети (33,3%) населения также в следующих сельских советах:

  • Ароматненский сельский совет (41,82%) — Бахчисарайский район
  • Вересаевский сельский совет (38,72%) — Сакский район
  • Журавский сельский совет (38,12%) — Кировский район
  • Зеленовский сельский совет (37,69%) — Бахчисарайский район
  • Чистенский сельский совет (36,56%) — Симферопольский район

а также Красноярский Черноморского рн, Пушкинский Советского рн, Мельничный Белогорского рн, Чайкинский Джанкойского рн, Войковский Первомайского рн, Крайненский Сакского рн, Мирненский Симферопольского рн, Вишеннный Белогорского рн, Дрофинский Нижнегорского рн и Ровненский Красногвардейского рн.

Расселение в Симферопольской агломерации

Доля крымских татар в населении 7 сельсоветов Симферопольского района, примыкающих к территории Симферополя, — 28,1% (оценочно, по национальной идентичности. Доля по языку - 26,8%). В Крыму только в Белогорском районе доля крымских татар выше (там — 29,2%). В 7 пригородных сельсоветах вокруг крымской столицы проживает около 17 тысяч крымских татар (это оценка, точные данные есть по жителям с родным языком крымскотатарским, их — 16366 человек). Вместе с крымскотатарской общиной Симферополя (25209 человек) жители пригородов составляют самую большую крымскотатарскую общину в Крыму — 42,4 тысячи человек или 17,3% всех крымских татар на полуострове Крым.

Доля крымских татар в суммарном населении Симферополя и 7 пригородных сельсоветов — 10,1% (42,4 тыс. из 419,2 тыс.).

Доля крымских татар в оставшейся части Симферопольского района — 18,1%, что меньше чем в Белогорском, Кировском, Советском, Джанкойском, Первомайском, Бахчисарайском районах; и близка к доле в соседних Сакском (17,5%) и Красногвардейском (16,7%) районах.

Поскольку конфигурация границ сельсоветов Симферопольского района имеет свою специфику, то к числу 7 прилегающих к территории Симферополя сельсоветов, добавляется Мазанский сельский совет, который отделен от Симферополя территорией Трудовского сельского совета и зажат между ним и границей Белогорского района. Пригородный характер расселения и занятости населения в Мазанском сельсовете сомнений не вызывает. Таким образом:

  • в 8-ми пригородных сельсоветах — 18052 крымских татар (27,8% населения)
  • на севере и западе Симферопольского района — 15109 крымских татар (17,9% населения).

В таком виде данные заносятся в таблицу расселения крымских татар в Крыму. Обе цифры отражают именно национальный состав, но получены на основе экстраполяции показателей состава населения по родному языку.

19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.

Подводя итоги

Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.

Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым - 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе - 303,1 тыс. чел. (77%).

Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе - 52,9 тысяч (13,45%).

Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 - в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).

Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.

Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов - 535, крымчаков – 228 человек.

Кто в плюсе, а кто в минусе

За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.

Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.

Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.

Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.

Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.

Родной язык

Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский - 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.

Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский - 0,37%.

Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.