Символизм в русской литературе блок. «Поэтическая символика А. Блока. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилась эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блокивськои лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения. Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-восьмидесятых годах XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не узнавая его, и как форму познания они предложили символ, наделив его особым, необычным содержанием. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражает суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинную, доступную только взгляда поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа.

Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного, примеру, в Брюсова:

В гармонии тени мелькнуло безумие, померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились мрачнее, Сливаясь в напев темно-синий.

Реальность, как таковая, изгнана из поэзии: перед нами открывается шаткий и неуловимый мир образов, для которого трудно найти логические связи, который подчинен произвольным авторским ассоциациям, насквозь субъективным и нуждающимся дополнительных объяснений. Божественная интуиция, творческое озарение — вот основа всякого искусства, и его цель — выразить, изобразить мгновение этого прозрения, прорыва за пределы реального, узнаваемого. Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа. и поэта В. Соловьева. Именно с его произведений Блок позаимствовал идею о мировой катастрофе наближаеться, и учение о Всемирной Душу или Вечную Женственность, призванную обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира. В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Дама. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистическую язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:

Ты в белой метели, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла …

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотная, как всякое видение, мечта, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блокивський поэзии нераскрытым, недосказанного, неопределенным. Он обнаружен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Володарка Вселенной:

О, Святая, как ласковы свечи, Как утешительны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

Лирический герой цикла появляется несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но стремящейся одиночества, живет своей внутренней жизнью, далеким общественным интересам:

Что бурая жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится мероприятие!

Пейзажи стихов Блока полны отвлечений и осложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего. Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события данные автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми С развитием социальной тематики в творчестве Блока связана появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы. Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:

Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты живешь, Русь. Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенадцать»: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздует …

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. Действительно, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судья, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность — одна из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, безлично — очеловечить, Что не сбылось — воплотить.с Христа. Его нельзя назвать однозначным. Действительно, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судья, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность — одна из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды … Все померкло, отошло … Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, который отрицает предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, безлично — очеловечить, Что не сбылось — воплотить.

Творчество А. Блока, гениального поэта, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений Серебряного века русской литературы - символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы.

В творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые, казалось бы, черты и качества личности. Он и классичен, сдержан, интеллектуален и интеллигентен, но он же – наиболее яркий представитель и выразитель одного из самых активных модернистских течений. Он резко выделялся среди людей. Автор мемуаров В.Т. Юрезанский вспоминал: «Что-то высокое, необыкновенное чувствовалось в нем, даже мистическая экзальтированность поэта не отпугивала, она соединялась с силой прозрения о самых сокровенных глубинах человеческой души, он нес в себе трагические вихри борьбы между лучезарной чистотой и грехами, между героическим подвигом и кабацкими страстями».

Первый период поэтического творчества Блока – это не что иное, как череда мечтательности и сентиментальности в духе Жуковского и Полонского. Блок также очень любил творчество Лермонтова, видел в нём родственную душу. Герой ранней лирики Блока, как и романтической лирики Лермонтова, демоничен, противоречив, мучается от неслиянности с окружающей действительностью. В состав поэтического мира Блока войдет романтическая мечта о подвиге, сотворенная во многом из пушкинского материала. Исследователь П. Громов подчеркивает влияние творчества А. Фета, который испытал новое поэтическое перерождение в 80-х годах, на искания молодого поэта и на мотивы его творчества.

Многие литературоведы (В. Орлов, А. Турков) предлагают датировать первое знакомство Блока с декадентской литературой августом 1899 года (имеется в виду повесть З. Гиппиус «Зеркала»), ссылаясь на автобиографию поэта. Знакомство же Блока с поэзией Брюсова и других символистов отнесено к ещё более позднему времени, к маю 1901 года. Однако, ряд литературоведов, исследующих юношеские стихотворения Блока, находят отражение главных мотивов сборника «Русские символисты» Брюсова (1894-1895) в пародийном стихотворении «Горько рыдает поэт» 1895 года. Это позволяет предполагать, что Блок знал, что такое современная ему декадентская поэзия еще в 1895 году и был склонен иронизировать над ней. Декадентское «новое» действительно влечет Блока, поэт старается понять его изнутри, но одновременно жизнь и ум влекут его к другому: Блоку хочется подавить и превозмочь декадентское начало в своей лире. О себе Блок говорил еще в 1902, что он не декадент, он – «после декадентов».

Положение Блока среди символистов в переходную пору его творчества было несколько парадоксальным, по мнению исследователя Громова, потому что в поэзии его «звучат «метели», «болотность» – и, с другой стороны, стремление к ясности, конкретности. Блок никогда не воспринимал ту или иную эстетическую или этическую программу в законченном и, следовательно, отвлеченном виде, как некую сумму пунктов, которым необходимо следовать во что бы то ни стало. Его отношение и к искусству, и к литературным программам носило ярко выраженный личностный характер; «Блок подходил и к тому, и к другим не как деятель «школы» или представитель «течения», а как человек вполне определенной исторической эпохи, во всем многообразии своих общественных и личных связей, допуская варианты и отклонения». Понятие «символ» для Блока было существенным и глубоким. Литературовед Ермилов подчёркивает, что поэт «не был теоретиком символизма – в отличие, скажем, от А. Белого или Вяч. Иванова, но во многом разделял теоретические мнения последнего (что в особенности ярко показывает его доклад 1910 года «О современном состоянии русского символизма»)». В этом докладе он утверждал, что «солнце наивного реализма закатилось» и что «осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя». Он употребляет термин и понятие «символизм» в гораздо более широком значении, нежели его соратники. По мнению исследователя Долгополова, связь Блока с символизмом была неизбежной, она «объективно вызывалась к жизни всем ходом его формирования как лирического поэта, к тому же трагического миросозерцания, но неизбежным был и конфликт».

С самого раннего периода его творчества Александр Блок был полон возвышенным представлением о роли поэта. Его первые книги стихов, полные расцвета жизни, трепетности, радости молодости, туманных чувств, недоговоренности чудесного, таят в себе предчувствие трагического, мрачного «страшного» мира, что начинает возникать в его дальнейшем творчестве. Уже в ранних циклах стихов Блока оформились мотивы, которым было суждено стать главными в его поэзии. Он создал особый тип мироощущения – человека кризисной, переходной эпохи, осознавшего всю значительность времени, в которое он живет, стремящегося «отыскать всеобщую связь явлений». Мир, в котором протекала жизнь, воспринимался поэтом как дисгармонический. В творчестве Блока происходит как бы преображение действительности, не воспроизведение её в адекватных формах, а пересоздание. «Поэт смотрит на искусство как на нечто данное свыше, кем-то продиктованное». Он лишь записывает звуки, пришедшие извне, или из окружающего катастрофического мира, или из далеких миров и пространств.

Я вам поведал неземное.

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье - топор.

В мечте - герои.

Так я причаливал к земле.

Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени - символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса - мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения - никаких красок, только оттенки. Задача поэта - внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное - с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.

связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане - любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать - значит, определить, а определить - значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.

Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.

Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.

Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:.Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне - ты почиешь, Русь.

Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.

Музыкальность - одно из свойств лирики Блока.

Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.

Все померкло, прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты- и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее - увековечить, Безличное - врчеловечить, Несбывшееся - воплотить!

Блок Александр Александрович (1880-1921) - поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма.

Творчество Александра Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как звала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени -- символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70--80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты. Символизм принято считать проявлением декаданса.

Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения -- никаких красок, только оттенки.

Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:

Ты в белой вьюге, снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, вечном звоне

Церквей смешались купола.

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы -- один из ключевых в поэзии Блока. Она для него -- идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета -- ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать -- значит определить, а определить -- значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:

О, Святая, как ласковы свечи.

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая -- Ты.

Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам:

Что буря жизни, если розы

Твои цветут мне и горят!

Что человеческие слезы.

Когда румянится закат!

Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы, и мира внутреннего:

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

Когда позднее в творчестве Блока появляются социальные мотивы, основной формой их изложения по-прежнему остается символическая форма. Образы размыты, характеры неопределенны.

В стихотворении “Фабрика” поэт рисует нам фигуру некоего чудовища, согнутые спины рабочих, желтые окна, в которых смеются над обманутыми:

В соседнем доме окна желты.

По вечерам -- по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене -- а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России, чтобы навсегда остаться одним из лучших ее поэтов.

Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикои одного из модернистских литературных течений того времени - символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса - мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения - никаких красок, только оттенки. Задача поэта - внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное - с помощью изобразительного, К примеру, у Брюсова:

В гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий. Реальность, как таковая, изгоняется из поэзии: перед нами открывается зыбкий и неуловимый мир образов, для которого трудно найти логические связи, который подчинен произвольным авторским ассоциациям, насквозь субъективным и требующим дополнительных объяснений. Божественная интуиция, творческое озарение - вот основа всякого искусства, и его цель - выразить, изобразить миг этого прозрения, прорыва за пределы реального, .познаваемого.

Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа, и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане - любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, вечном звоне

Церквей смешались купола. Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать - значит, определить, а определить - значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны

Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:

Что буря жизни, если розы

Твои цветут мне и горят!

Что человеческие слезы,

Когда румянится закат!

Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.

В поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь,

Русь, Воплощением революционной стихии делает

Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенадцать»:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем...

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность - одно из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды.

Все померкло, прошло, отошло... Или:

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечитъ,

Несбывшееся - воплотить!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Символизм А. Блока . И в закладках появилось готовое сочинение.