Секретные подземные ходы. Загадки старинных подземелий

На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время .

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV - его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник - царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).

Борис Годунов (1584-1605)

После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович . Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате "подковёрной борьбы" Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя "ушёл в мир иной"). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.


С. В. Иванов. «Боярская дума»

После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь - Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).

(1552 — 13 апреля 1605) — после смерти Ивана Грозного стал фактическим правителем государства в качестве опекуна Федора Иоанновича, а с 1598 года — русский царь .

При Иване Грозном Борис Годунов сначала был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова. А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная "царица Ирина" на российском престоле) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.

После смерти Ивана Грозного, царский престол достался сначала его сыну Фёдору (под опекунством Годунова) , а после его смерти - самому Борису Годунову.

Умер в 1605 году в возрасте 53 года, в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. После его смерти царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но в результате мятежа в Москве, спровоцированного Лжедмитрием, царь Фёдор и его мать Мария Годунова были зверски убиты. (Мятежники оставили в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца.)

Борис Годунов был п охоронен в Архангельском соборе Кремля. При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 году над их гробницами была сооружена усыпальница.


Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх , которым стал московский митрополит Иов . Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.

Патриарх Иов (1589—1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград) , Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат - Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше "подогревало" ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.

Смута (1598-1613)

Голод (1601 - 1603)


В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод , продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.

Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606)

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.

Царевич Дмитрий (†1591) , сын Ивана Грозного от последней жены царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.

Смерть царевича Дмитрия (Угличского)

Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.

Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.

Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I . Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

— самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 - царь России.

По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий - некто Григорий Отрепьев , беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига - лишённый духовного сана, т.е. степени священства) . До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». О трепьев становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.

Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.

16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».


Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.

13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.

Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.

Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек , которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит . Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.

1 9 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.

Василий Иванович Шуйский , из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского, родился в 1552 году. С 1584 года являлся боярином и главой Московской судной палаты.

В 1587 году возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

После смерти Годунова Василий Шуйский пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.

Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.

Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.

В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, — .

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора . В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — .


В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек "узнала" в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря , а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.


Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины» .

«Семибоярщина» - "временное" боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.


Состояло из 7 членов Боярской думы - князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета) и Ф.И.Шереметьева. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены) .

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.


Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611) , начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор , на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.


Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином - Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор .

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.


В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин , согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.


11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля . Торжества длились 3 дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты Нефедов Сергей Александрович

5.15. Голод 1601–1603 годов

5.15. Голод 1601–1603 годов

В контексте демографически-структурной теории введение крепостного права привело к перераспределению ресурсов в пользу дворянства и государства и к уменьшению ресурсов народа – то есть к сокращению экологической ниши. С точки зрения теории, создавшаяся ситуации была аналогична ситуации 1560-х годов – только тогда средства существования у народа отнимало государство, а теперь это делали дворяне с позволения государства. Разница состояла в том, что в 1560-х годах общество находилось в состоянии Сжатия, и у крестьян было мало земли; они не могли предоставить государству требуемые у них ресурсы. Теперь же, после катастрофы, земли было достаточно и крестьяне в принципе могли увеличить запашку, чтобы удовлетворить разумные требования помещиков. Но были ли эти требования разумными? Мелкие помещики имели лишь несколько крестьянских дворов, и тем не менее им нужно было каждый год снаряжаться в поход. Степан Рахманов был по тем временам богатым помещиком, у него было 13 крестьянских дворов. В Тульском уезде средний помещик имел 4 двора – что оставалось делать этому нищему воину? Мелкие и средние помещики были вынуждены отнимать у крестьян весь прибавочный продукт, не оставляя им никаких запасов. В случае большого неурожая такое положение было чревато страшным голодом – а ведь большой неурожай случался на Руси каждые 6–7 лет. Лето 1601 года выдалось холодным и сырым, уже в начале сентября выпал снег, и крестьяне смогли собрать лишь малую часть урожая – а то, что собрали, – это была «зяблая», недозревшая и помороженная рожь. В прежние времена, когда у крестьян были запасы хлеба, один неурожай не смог бы вызвать голод. Теперь же сразу начались большие волнения, и под впечатлением этих волнений уже в ноябре 1601 года правительство издало указ о крестьянском выходе. Указ разрешал крестьянам уходить от бесхлебных провинциальных дворян, но не позволял уходить из монастырей, из дворцовых имений и от богатых московских дворян. Адрес грядущей беды был обозначен очень точно: правительство понимало, что крестьяне мелких провинциальных помещиков не имеют запасов, что им грозит голод. Голод еще не начался – но царь понимал, что грядущий голод будет следствием политики закрепощения. Годунов пытался спасти крестьян, отменив (хотя бы на время) крепостное право, разрешив им уходить от своих хозяев. Дело в том, что в стране был хлеб: во-первых, неурожай был не повсеместным; к примеру, на Вологодчине в тот год урожайность ржи была сам-3,6, почти как обычно. Во-вторых, сохранение запасов хлеба на случай голода было давней традицией, поэтому у помещиков побогаче, у монастырей, у некоторых крестьян были многолетние запасы хлеба. В Иосифо-Волоколамском монастыре были запасы хлеба на 3 года, в Кирилло-Белозерском монастыре – на шесть лет. «Запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… – свидетельствует Исаак Масса, – у знатных господ, а также в монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его… Многие богатые крестьяне, у которых были большие запасы хлеба, зарыли его в ямы и не осмеливались продавать…» «Царь снарядил розыск по всей стране, не найдется ли запасов хлеба, – пишет Конрад Буссов, – и тогда обнаружили несказанно много скирд зерна в 100 и больше сажень длиной, которые 50 и больше лет простояли не вымолоченные в полях, так что сквозь них росли деревья». Авраамий Палицын говорит, что и после голода в полях стояли старые скирды хлеба.

Таким образом, при всех своих масштабах, голод имел избирательный характер – он поразил в первую очередь крепостных, принадлежавших мелким провинциальным помещикам, у которых их хозяева отнимали весь прибавочный продукт, и которые поэтому не имели запасов зерна.

Годунов обращался с призывами к владельцам хлеба, требовал, чтобы хлеб продавали по более дешевой цене, но царь не мог настоять на выполнении своих распоряжений. Богатые помещики ожидали дальнейшего повышения цен, а бедные помещики, в свою очередь, не отпускали своих крестьян. «Те дети боярские отказчиков бьют и в железа куют», – свидетельствует один их документов того времени. Указ 1602 года, подтверждавший право выхода, признавал, что дети боярские силой держат за собой крестьян. Голодная смерть крестьянина была выгоднее для помещика, нежели его уход со всей семьей и имуществом. Холопов прогоняли со двора, чтобы они не просили хлеба, но при этом не давали им вольной – чтобы потом, если холоп выживет, предъявить на него свои права.

Повышение цен началось сразу же после неурожая, весной 1601 года четверть ржи в центральных районах стоила 30–32 деньги, а осенью – 60–70 денег. В феврале 1602 года цена достигла одного рубля (то есть 200 денег). Весной неожиданно грянувший мороз погубил посевы озимых – нужно было пересевать поля. Но у многих крестьян не оказалось запасов семенного зерна, и пересев производился «зяблыми семенами». Минимальный посевной запас семян старых урожаев мог бы спасти крестьян – теперь же наступила катастрофа. «Зяблые семена» не взошли, разразился страшный голод. Осенью 1602 года цена ржи достигла 3 рублей за четверть, и у многих крестьян попросту не было зерна для посева озимых. В 1603 году погода была хорошая – но поля стояли пустыми, и голод продолжался. Таким образом, катастрофа не была следствием «трехлетних проливных дождей», как полагают некоторые авторы – в действительности дожди шли лишь один год и вызвали один неурожай (1601 года). Но поскольку у закрепощенных крестьян не было минимальных хлебных запасов, то один неурожай породил страшный трехлетний голод. Причина катастрофы была не только в погодных условиях; катастрофа была в значительной степени следствием введения крепостного права.

Р. Г. Скрынников и Р. Крами объясняют голод 1601–1603 годов глобальными климатическими изменениями: похолоданием XVI века, пик которого пришелся на 1591–1620 годы. Действительно, средняя летняя температура уменьшилась на протяжении столетия на 0,8 градуса. Однако, как отмечалось выше, изменение температуры практически не коррелирует с частотой больших неурожаев. В частности, используя те же материалы, которые использовал Р. Г. Скрынников, можно указать на то обстоятельство, что значительное похолодание отмечалось также в 1526–1530 и в 1639–1643 годах, но в это время не отмечалось неурожаев и голода. Р. Крами, склонный объяснять всю динамику населения в XVI–XVII веках влиянием неурожаев и эпидемий, в то же время вынужден признать, что эти факторы не влияли на устойчивый рост населения в XVII веке (после Смуты).

«В то время, по воле божией, по всей московской земле наступили такая дороговизна и голод, что подобного не приходилось описывать ни одному историку… – свидетельствует Исаак Масса. – Так что даже матери ели своих детей… ели также мякину, кошек и собак… И на всех дорогах лежали люди, помершие от голода, и тела их пожирали волки и лисицы…» Борис Годунов распорядился выдавать в Москве милостыню голодающим, это вызвало приток в столицу населения из окрестных областей. Ресурсы казны вскоре иссякли, и, не получив помощи, голодающие умирали на улицах столицы. Авраамий Палицын сообщает, что в Москве в трех скудельницах было похоронено 127 тысяч погибших от голода. Один из свидетелей голода писал, что «вымерла треть царства Московского голодной смертью». Голодающие не имели иных средств к существованию, кроме разбоя; они собирались в отряды, нападали на дома богатых крестьян и на помещичьи усадьбы. «…Из-за ужасной дороговизны и голода начались столь страшные, бесчеловечные и в некоторых местностях никогда неслыханные убийства», – свидетельствует К. Буссов. Поэтому крестьяне, имевшие излишки хлеба, предпочитали прятать зерно в ямы, и даже в Москве хлеб на рынок, опасаясь нападений, вывозили тайком. С осени 1602 года «разбоями» были охвачены многие районы страны, сохранились сведения о посылке карательных отрядов во Владимир, Волоколамск, Вязьму, Можайск, Медынь, Ржев, Коломну. Летопись говорит, что царь Борис не мог справиться с «разбойниками»: «посылаша многожда на них и ничево им не можаху сотворити». «И бысть велие насилие, – писал очевидец событий, – много богатых домов грабили и разбивали и зажигали…» Многие исследователи считают это стихийное повстанческое движение первой вспышкой начинавшейся гражданской войны.

Таким образом, демографическая катастрофа 1601–1603 годов находит следующее объяснение в рамках демографически-структурной теории. Кризис 1568–1571 годов привел к резкому уменьшению численности крестьянства, что в соответствии с неомальтузианской концепцией обусловило резкое уменьшение ренты и налогов и перераспределение ресурсов в пользу крестьянства и в ущерб государству и элите. Под давлением элиты государство осуществило закрепощение крестьян; это позволило помещикам увеличивать ренту по своему произволу. Мелкие помещики, вынуждаемые необходимостью ежегодно снаряжаться на войну, стали отнимать у своих крестьян весь прибавочный продукт, не оставляя запасов на случай голода. Поэтому неурожай 1601 года вызвал страшный голод, который в первую очередь поразил помещичьих крестьян. В итоге можно утверждать, что катастрофа 1601–1603 года и последовавшая за ней гражданская война в конечном счете были следствием кризиса 1568–1571 годов.

Из книги «The Soviet Story». Механизм лжи (Forgery Tissue) автора Дюков Александр Решидеович

3.5. Голод 1932–1933 годов был актом геноцида украинского народа Тезис, согласно которому голод 1932–1933 годов был геноцидом украинского народа, в последнее время активно продвигается на международной арене украинскими политиками. Этот тезис мы встречаем и в фильме «The Soviet Story».

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1601 Догерти: Диссертация.

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

10. Голод 1601–1603 годов и разбои Современники находили, что Бог не благословил правления царя Бориса. Оно было неспокойно с самого начала. За избирательными интригами, смущавшими Бориса не только в период самого избрания, но и после избрания, все лето 1598 года, последовали

автора

БРАГЕ ТИХО (1546 г. – 1601 г.) 14 декабря 1546 года в датском поместье Кнудструп появились на свет два брата-близнеца. Один из них вскоре после рождения умер, второму же, получившему имя Тихо, было суждено стать одним из величайших астрономов всех времен и народов. Его родители

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ФЕРМА ПЬЕР (1601 г. – 1665 г.) В III веке н. э. в Александрии жил и работал математик Диофант. Потомкам он оставил большой трактат «Арифметика», из тринадцати книг которого, к сожалению, сохранилось только шесть. Во второй книге «Арифметики» Диофант поставил вытекающую из

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1601 Логинов Л.И. Записки одного инженера. Л. 91.

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1601 Анкеты № 355, 119, 123, 217, 121, 122/99. Личн. архив автора.

Из книги Голод 1932-1933 годов в СССР: Украина, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземная область, Западная Сибирь, Урал. автора Ивницкий Николай Алексеевич

Глава пятая Голод 1932-1933 годов В 1932-1933 гг. на огромной территории с населением более 50 млн человек разразился страшный голод. Он охватил почти всю Украину, Северный Кавказ, южные районы ЦЧО и Урала, Поволжье, Западную Сибирь и Казахстан, т. е. практически все зерновые районы

автора Пирлинг

Глава II ТАИНСТВЕННЫЙ ПРИЗРАК 1601–1604 гг IС 1599 года представителем Римского престола в Кракове, при дворе Сигизмунда III, был нунций Клавдио Рангони - князь-епископ Реджио. Уроженец Модены, аристократ по происхождению, он едва успел четыре года пробыть в своей епархии,

Из книги Дмитрий Самозванец автора Пирлинг

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 11 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Бояре Романовы и воцарение Михаила Феoдоровича автора Васенко Платон Григорьевич

Приложение Акты, относящиеся к делу о ссылке Романовых в 1601 году I. Царская грамота в Чебоксары Ждану Зиновьеву От царя и великаго князя Бориса Федоровича, всеа Русии, в Чебоксар Ждану Зиновьеву. По нашему указу послана с Москвы в Чебоксар с Яковом с Вельяминовым

Из книги Марк Таугер о голоде, геноциде и свободе мысли на Украине автора Тоджер Марк Б

ВОПРОС 1: Говоря о том, был ли голод проявлением геноцида, нам необходимо обсудить три момента: историческую методологию, определение понятия «голод» и определение понятия «геноцид» А. Методология.По результатам многолетнего труда историки разработали определенные

автора Кузьмин Сергей Львович

1601 Троянский конь из Поднебесной…

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1603 Тибет: правда, 1993.

Великий голод, начавшийся в 1601 году, был спровоцирован серьезными климатическими отклонениями. Лето 1601 г. было холодным и сырым, дожди не прекращались в течение 10--12 недель. Хлеба на полях не созрели. Из-за нужды и голода крестьяне начали уборку незрелого хлеба, а в сентябре начались морозы. В некоторых местах заморозки отмечались еще раньше - в конце июля и середине августа. (Корецкий В.И. Формирование крепостного права. С. 118--121.) С наступлением холодов дожди сменились обильными снегопадами. Крестьянские поля и огороды покрыли глубокие снежные сугробы. С октября морозы и снежные метели усилились. Замерз Днепр в среднем течении и верховьях, "и ездили по нем яко середь зимы". В стужу земледельцы раскладывали костры на полях, разгребали сугробы снега и пытались спасти остатки урожая. (ПСРЛ. Т. 32. С. 188.)

После суровой зимы наступила теплая весна 1602 г. Озимые хлеба там, где поля были засеяны старыми семенами, дали всходы. Но в середине весны, как записал летописец из Южной Белоруссии, грянул "великий, страшный мороз" и побил хлеб и прочие посадки "на цвету". (ПСРЛ. Т. 32. С. 188.) Потеряв озимые, жители деревни пытались заново засеять поля, используя "зяблую рожь", спасенную из-под снега. Однако, новые посевы не взошли - вместо ржи "родилося былие: хто сеял сто мер жита, и он собрал едину меру...". (Цит. по: Корецкий В.И. Формирование крепостного права... С. 126)

Весной 1603 г. зелень на полях не погибла. Лето выдалось сухое и жаркое. Год был благоприятным для сельскохозяйственных работ. Но крестьяне давно израсходовали запасы хлеба. У них не было семян, им нечего было есть.

Судя по записям очевидцев того времени, Я. Маржарет и К. Буссова, владевших поместьями в центральных уездах и осведомленных насчет хлебной торговли, цены на хлеб возросли в 25 раз. (Маржарет Я. Записки. С. 188; Буссов К. Московская хроника. С. 97.) Не только малоимущие, но и средние слои населения не могли покупать такой дорогой хлеб. Исчерпав запасы продовольствия, голодающие принялись за кошек и собак, а затем стали есть траву, липовую кору. Не редкими бывали даже случаи каннибализма. Голодная смерть косила население по всей стране. Трупы валялись по дорогам. В городах их едва успевали вывозить в поле, где закапывали в большие ямы. (И. Масса "Краткое известие о Московии в нач. XVII в.", М., 1937.)

Некоторые современники пытались определить общее число жертв "великого голода" в России. Но даже правительство не имело точных данных о количестве умерших по всей стране. "Счисление" умерших систематически проводилось лишь в пределах столицы. Специально выделенные команды ежедневно подбирали трупы на улицах и хоронили в огромных братских могилах. Царь Борис велел обряжать мертвецов в казенные саваны, и, по-видимому, приказные вели счет холсту, отпущенному из казны. "И за два лета и четыре месяца, - записал Авраамий Палицын, - счисляющие по повелению цареву погребоша в трех скудельницах 127 000, толико во единой Москве". Близкую цифру - 120 тыс. - сообщает и Яков Маржарет. (Сказание Авраамия Палицына. С. 106; ПСРЛ. Т. 14. С. 55; Маржарет Я. Записки. С. 188).

Царь Борис Годунов старался помочь преодолеть голод щедрой раздачей денег и хлеба бедным, но это только усугубило бедствие, потому что, узнав про милость государя, толпы народа хлынули со всех сторон в Москву; сюда шли и те, которые смогли бы прокормиться на местах. Нужда в столице еще больше усилилась, и Борис решил прекратить эту раздачу. В стране царила спекуляция. Борис издал строгий приказ, адресованный землевладельцам, о продаже хлеба за полцены. Как писал Конрад Буссов, царь Борис воззвал к "князьям, боярам и монастырям, чтобы они приняли близко к сердцу народное бедствие, выставили свои запасы зерна и продали их несколько дешевле, чем тогда запрашивали...". Царские посыльные отправились во все концы страны, чтобы отписать в казну старый хлеб, хранившийся на полях в скирдах. Конфискованный хлеб отправляли в казенные житницы. Чтобы предотвратить массовую гибель бедноты, Годунов приказал "во всех городах открыть царские житницы и ежедневно продавать тысячи кадей за полцены". (Петрей П. История о великом княжестве Московском. М., 1867. С. 193; Буссов К. Московская хроника. С. 98.)

Долгожданный урожай (1604) положил конец голоду, но его последствия оказались чрезвычайно разрушительными для всей нации. Голод ожесточил население городов и деревень. Страшные разбои стали обычным явлением. Разбойничьи шайки составлялись преимущественно из холопов, отпущенных своими господами во время голода. (Владимир Богуславский "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.) В такой обстановке в 1602-1603 гг. в России произошли вооруженные народные выступления.

Среди самых известных столичных подземелий чаще всего называют Метро-2, библиотеку царя Ивана IV и облаченную в каменные берега Неглинку. Но в их число можно смело включить и подземные коммуникации доходного дома на Солянке. Как же они устроены?



Подобный вид встречает всех, кто побывал там. Но прежде немного о прошлом.

В XVI веке на пересечении "улицы от Варварских ворот к Ивановскому монастырю" и "большой улицы к Яузским воротам" преуспевающий купец Никитников создал Соляной рыбный двор. В этом месте продавали и хранили как обычную соль, так и ее разновидность - поташ (карбонат калия). Приторговывали тут и соленой рыбой. Основу Архитектурного комплекса составлял большой внутренний двор, который был обнесен лавками и амбарами. Внутрь вели двое ворот - малые и главные. Последние были отмечены башней с караулкой. Чтобы предотвратить воровство, уличных окон на уровне первого этажа не делали, а в торговые помещения вели обособленные входы. Складские помещения имели своды, которых поддерживали массивные столбы. Можно предположить, что у них был подвальный этаж, сопоставимый по размерам с надземным.


Лишь спустя время соседние улицы получили свои наименования - Большой Ивановский переулок (с 1961 года - улица Забелина) и Солянка. В 1912 году пришедшие в упадок торговые помещения стали постепенно разбирать с целью возведения доходного дома. Во время раскопки котлована был обнаружен клад. В найденных кувшинах покоилось около полумиллиона монет, общим весом порядка двух центнеров (13 пудов). Все они относились ко второй половине XVI - началу XVII вв, когда правили Иван Грозный, его сын Федор Иоаннович и Борис Годунов.

Ценная находка скорей всего оказалась выручкой Соляного двора, надежно спрятанная и позабытая за годы Смуты. Эти деньги не сделали счастливыми их обладателей. Во время дележки клада ранили одного из подрядчиков. Прибывший к месту происшествия полицейский изъял лишь малую толику клада -всего 7 кг монет (около 9 тысяч штук), которые после изучения Археологической комиссией возвратили обратно.

Чтобы обеспечить возможность строительства Московская купеческая компания приобрела у многих собственников участок неправильной формы и организовала конкурс на лучшую разработку проекта. В итоге победителями оказались несколько архитекторов - Шервуд В.В, Сергеев А.Е и Герман И.А. Их работа наиболее полно отвечала запросам застройщиков - сооружение приросло в размерах, а участок был задействован по максимуму. Неоклассическое здание стала украшать лепнина, правда, неудачно выходящая на закрытые дворы-колодцы, внутри появились шикарные комнаты.

Тот самый дом:




Но главная его особенность находится в недоступном от постороннего взгляда месте. Речь идет о широком подвале с большим количеством помещений, высокими сводами и просторными коридорами, где без труда разъедутся два автомобиля. В свое время группа "Моделмикс" изготовила замечательный макет одного из корпусов вместе с подвальными помещениями в масштабе 1:100. Кто заказал этот макет и где он хранится в настоящий момент доподлинно неизвестно, но имеющиеся фотографии позволяют представить огромные размеры подвальной части дома.


Я долго вглядывался в фото макета и все никак не мог понять - для чего построили эти огромные подземные лабиринты и как это удалось сделать? Учитывая, что подвальные помещения расположены не очень глубоко, скорее всего, сначала был вырыт котлован, а затем возведено кирпичное сооружение. После этого установили перекрытия, а потом обратно закопали, вывезя излишки грунта. Но могло ли такое произойти в XVI веке, если и по нынешним временам масштабы строительства впечатляют.

Вот что я думаю по этому поводу. Раньше здесь располагалась надземная часть города. Вероятно, выше этих строений находились другие этажи, которые были уничтожены мощным наводнением, последствия которого изобразил Джованни Пиранези. Оставшаяся нетронутой водой часть строений оказалась хорошим фундаментом для новых сооружений. А эти этажи превратились в подземелье. Спустя время их расчистили от хлама и начали использовать как складские помещения.






Сама подземная часть сильно похожа на средневековые кварталы, где привычно соседствуют жилые помещения и неширокие улицы:

Вполне вероятно из-за потопа исчезла и легендарная библиотека Иоанна Васильевича. Лежит в каком-нибудь заваленном месте и ждет своего часа. Выдвину свою версию -вполне можно допустить, что в столице могут быть еще подобные масштабные подземелья. Иначе как объяснить появление столь грандиозного сооружения.

Продолжим экскурсию по подземелью.

Таково расположение подвала относительно находящегося над ним ландшафта. Как видно он занимает всю площадь под всем архитектурным ансамблем, включающим корпуса, внутренний двор и проезд:




В годы Советской власти дом оказался по начальством Наркомата путей сообщения. Во время брежневского застоя (1970-е - начале 80-х гг.) в подвале находился гараж для милицейских автомобилей, но из этой затеи ничего хорошего не вышло, так как благодаря повышенной влажности техника часто выходила из строя. Позднее, в годы Перестройки, гаражи были переданы местным жителям, а в лихие 90-е здесь нашли пристанище криминальные дельцы, устроившие в исторических подвалах разбор угнанных авто и перебивку номеров. В 2002 два диггера сделали примерную схему подземных помещений. В сравнении с вышеприведенным планом хорошо заметно, что у них получилось описать лишь малую толику подвальных площадей, но энтузиазм молодых людей заслуживает одобрения.


Обратите внимание как выглядит подземелье в наши дни:


Арки выполнены из того самого кирпича. Умели все-таки раньше строить!


В начале прошлого века в некоторых местах потолок укрепили железобетонными конструкциями.


Эту колонну возвели относительно недавно чтобы не допустить обрушения.


Массивные стены подземелья имеют метровую толщину. Между ними в разных местах построены тонкие перегородки из кирпича, благодаря которым в подземелье появилось множество небольших каморок и закутков, ныне захламленных накопившимся мусором.


Высота подвальных помещений достигает пяти метров, они имеют двухуровневую, а иногда трехуровневую структуру. Здесь проложены широкие коридоры, на которых свободно могут разъедутся две машины.














Огромный коридор напоминает улицу с проезжей частью.


Назову еще один небезынтересный факт:

В начале 70-х гг. во время котлована с обоих сторон от Мавзолея неподалеку от Кремлевской стены была найдена западная стена Алевизова рва. Как писали советские археологи верхняя часть стены находится всего в 50 см от поверхности. При выходе на заданную отметку грунтовой выемки до дна рва добраться не удалось. Его внутренняя стена очень похожа на кремлевскую. Одна из лицевых сторон, обращенная по направлению к Кремлю, оказалась вертикальной и была выполнена из арок. Другой фасад, обращенный внутрь рва, был гладкий. Он оказался наклонен в сторону Кремля на 1,1 метра на 10 метров высоты. Также были сделаны и стены Кремля. На десятиметровой глубине арка имеет ширину в 11,5 м, глубина арок - 1,6 м, они находятся на расстоянии 5 метров. Стена толщиной около 4 м. Западная стена выполнена из кирпича и находится на основании из белого камня.


Можно также привести в пример эти раскопки у кремлевской стены:




Загадки монастырских подземелий

В одном из них, возможно, и находятся сокровища Ивана Грозного

Подмосковье не зря зовется сердцем России. Издавна места эти были отмечены благодатью Божьей. Поэтому и поднимались здесь святые обители. И у каждого подмосковного монастыря существует своя легенда, своя тайна. Особенно часто она бывает связана с подземельями и спрятанными в них сокровищами.

Народная молва сохранила легенды о загадочных подземных галереях, тянущихся от монастырей на многие километры. Большинство из этих рассказов являются выдумкой. Сделанный когда-то в подвале церкви тайник для хранения монастырской казны превращался, благодаря народным домыслам, в огромные подземные ходы. Но бывало, что ученые, краеведы, да и просто местные жители действительно натыкались на полуразрушенные, неизвестные ранее подземные сооружения.

Самыми устойчивыми слухами, которые ходят среди населения, обычно бывают те, в которых упоминается о таинственных подземных галереях, соединяющих два монастыря - мужской и женский. Причем рассказчик, усмехаясь, обязательно уточнит, что девять десятых подземного хода было прорыто женщинами. Но порой анекдоты эти неожиданно оказываются правдой.

Спас грех от супостата
Самым известным, самым почитаемым монастырем Подмосковья, без сомнения, является Троице-Сергиева лавра. С нею связаны две легенды о тайных галереях.

Первая «подземная» легенда берет свое начало в годы Смутного времени. Идет лето 1608-го... На московском престоле сидит боярский царь Василий Иванович Шуйский. А вокруг русской столицы, как волк вокруг плохо охраняемой овчарни, бродит очередной Лжедмитрий, прозванный в народе «тушинским вором». Взять Москву штурмом он не решается. По совету своих польских союзников Лжедмитрий задумывает захватить святыню русского народа - Троице-Сергиеву лавру. И в сентябре 1608 года 35-тысячное войско, возглавляемое опытными польскими гетманами Сапегой и Лисовским, осадило обитель.

Полтора года длилась осада. Десятки штурмов выдержали ее защитники - монахи, окрестные жители и стрельцы. По всем военным законам лавра должна была пасть - ни пороха, ни продовольствия не было заготовлено на столь долгий срок. И все-таки монастырь устоял, и 12 января 1610 года польское войско с позором отступило.

В чем же секрет неприступности монастыря-крепости? В 12 километрах от Троице-Сергиевого мужского монастыря находится женский Покровский монастырь. Легенды гласят о соединяющем эти две обители подземном ходе. Именно по нему непрерывно доставлялись в осажденный монастырь порох, продукты, оружие. Об этом упоминается в истории осады лавры, написанной келарем Авраамием Палицыным. Так анекдот о таинственном подземном ходе неожиданно приобретает правдивые очертания.

Загадка Черниговского скита
Еще одна легенда возникла много позже - в ХIХ веке. Она также связана с подземным ходом, соединяющим Троице-Сергиеву лавру с Черниговским скитом. Основан был скит старцем Варнавой. Недовольный сытой, благополучной жизнью в лавре, старец основал в 6 километрах от нее пещерный монастырь. Московский уфолог Петр Шарыгин утверждает, что для монастыря были приспособлены протяженные естественные пещеры. Но большинство историков считают, что ушедшие со старцем монахи вырыли 14 келий и небольшую подземную церковь.

Черниговский скит имел широкую известность в дореволюционной России. Здесь часто бывали православные философы. В стенах скита нашли свое последнее пристанище прославившиеся не только на всю Россию, но и на весь мир Василий Розанов и Константин Леонтьев. Нередко приезжал в Черниговский монастырь и Павел Флоренский, впоследствии окончивший свои дни в Соловецком лагере особого назначения. По словам философа, в этом дивном месте на него сходила благодать Божья.

О благостном воздействии Черниговского скита не только на душу, но и на тело человека хорошо знали по всей России. Сюда стекались люди со своими хворями и из Московской губернии, и из весьма отдаленных краев. Достаточно было провести в пещерном скиту всего несколько часов, как болезнь отступала.

После революции поток страждущих прекратился, и о заброшенном ските пошли совсем другие легенды. Со страхом рассказывали местные жители о черном монахе гигантского роста, то вдруг являвшемся, то бесследно исчезавшем посреди чиста поля, что раскинулось близ монастыря. Видели огромные черные фигуры и уфологи из Ассоциации непознанного, проводившие исследования аномальной зоны, расположенной в районе бывшего скита.

Не так давно легенды о подземном Черниговском ските получили вполне материальное подтверждение.

Земная твердь, на которой мы живем, обладает двумя свойствами: во-первых, она рассечена многочисленными разломами, во-вторых, находится в постоянном колебательном движении. Это движение концентрируется в разрывах и особенно в местах их пересечений. Именно в такой зоне был возведен Черниговский скит. На космических снимках Подмосковья отчетливо видно, что именно здесь пересекаются два крупных разрыва. Сжатие и растяжение в таких зонах приводят к возникновению меняющих свою интенсивность геофизических полей. Вот эти поля и воздействовали на людей, помогая одним укрепить свой дух, у других пробуждая скрытые силы организма, помогавшие справиться с недугами, третьих приводя в состояние, близкое к галлюцинации, часто проявляющейся в виде передвигающихся темных столбов с неясными очертаниями или черных фигур.

Как и женский монастырь в Хотькове, Черниговский скит был соединен с Троице-Сергиевой лаврой подземным ходом. Выяснилось это в 1990 году, когда вблизи Черниговского скита ремонтировалась прохудившаяся теплотрасса. На глубине 2,5 метра ковш экскаватора неожиданно вскрыл подземный ход, выложенный так называемым старинным большемерным кирпичом.

«Болезнь» Иосифо-Волоколамского монастыря
Имеются свои тайные подземные галереи в знаменитом на всю Россию Иосифо-Волоколамском монастыре. Обнаружил их известный московский оператор биолокации Игорь Прокофьев, приехавший в монастырь по приглашению восстанавливавших его монахов. В отличие от прочих русских святынь Иосифо-Волоколамский монастырь в основном пощадили и время, и советская власть. Прекрасно сохранился весь архитектурный ансамбль монастыря с его изумительной, практически не требующей реставрации росписью центрального Успенского собора. Исчезла лишь его уникальная колокольня, превосходившая по высоте знаменитую колокольню Троице-Сергиевой лавры. В 1941 году она была взорвана советскими войсками, так как служила прекрасным ориентиром для фашисткой авиации, бомбившей Москву.

Приехал Игорь Прокофьев в монастырь по весьма утилитарной причине. Неожиданно на его территории поднялись грунтовые воды, которые начали подмывать фундамент зданий, просачиваясь в подвалы монастырских строений.

Побродив с биолокационной рамкой, Игорь довольно быстро выяснил причины «водянки», которой «заболел» монастырь. Рядом с его стенами располагается огромное рукотворное озеро. Чтобы защитить здания от подтопления, строители монастыря создали уникальную дренажную систему: проложили под землей многочисленные подземные галереи, заполненные крупной галькой. Именно они выводили с его территории лишние грунтовые воды.

Реставраторы почти погубили строения монастыря. Чтобы обеспечить удобный подъезд к нему многочисленных туристов, мечтающих посетить древнюю православную обитель, между озером и монастырской стеной было проложено превосходное шоссе. Ездить по нему стало действительно удобно, но галереи, по которым подземные воды стекали в озеро, были полностью разрушены.

Но самые невероятные открытия были сделаны, если так можно выразиться, при свободном поиске на территории монастыря. Сначала Игорь Прокофьев «проследил» забытый тайный подземный ход, выводящий за крепостные стены. Монахи не поверили оператору биолокации. Было сделано несколько раскопок над кровлей предполагаемого подземного хода. Все они уткнулись в каменную кладку!

Тогда отец Иоанн, руководивший восстановлением монастыря, решил воспользоваться присутствием Прокофьева, чтобы получить ответ на несколько интересующих его вопросов. Во-первых, где бил из-под земли ключ со святой водой; во-вторых, остались ли на его территории опасные «подарки» времен Второй мировой войны? Оператор незамедлительно решил обе проблемы. Ключ был обнаружен под древним деревянным срубом, а в небольшом пруду действительно были зафиксированы несколько невзорвавшихся артиллерийских снарядов.

Но самый большой сюрприз ожидал монахов, когда Игорь Прокофьев стал «трассировать» на местности расположение галереи, когда-то соединявшей собор с трапезной. Там, где галерея делала резкий изгиб, оператор обнаружил древнее захоронение. Прокофьев сообщил монахам, что, по его мнению, именно здесь находится могила знаменитого «заплечных дел мастера» Малюты Скуратова. К словам оператора сначала отнеслись с недоверием, пока кто-то из монахов не вспомнил о легенде, сохранившейся среди жителей древнего села Теряево, около которого расположен монастырь. Задолго до своей кончины Малюта пожелал, чтобы его похоронили перед порогом церкви, чтобы «всяк входящий в Божий храм помолился, попирая ногами его прах!»

После гибели Малюты его тело тайно, чтобы многочисленные родственники замученных жертв «цепного пса» Ивана Грозного не надругались над ним, было привезено в монастырь, расположенный на самом краю московских земель. Именно здесь, у подножия галереи, нашел себе последнее пристанище человек, перед которым трепетали самые именитые русские княжеские рода.

Подмосковные палестины
Наверно, третьим по церковной значимости следует назвать огромный Новоиерусалимский монастырь, построенный по распоряжению всесильного патриарха Никона. По его замыслу вблизи Москвы было создано подобие святых мест Палестины. Холм, на котором начали строительство главного собора монастыря - Воскресенского, получил название Сиона, реку Истру переименовали в Иордан. Появились на территории монастыря заглубленная в землю церковь Константина и Елены, круглая часовня «Гроба Господня» с великолепным шатровым покрытием и другие аналоги иерусалимских церквей.

Территорию монастыря и его окрестностей в течение нескольких лет исследовала московская группа операторов биолокации «Радуница». Они обнаружили подземные ходы, ведущие из центра монастыря к реке Истре и к укрытому в роще уединенному скиту. От этого небольшого изящного строения шел еще один небольшой ход, выходящий в глубокий овраг. Существует легенда, что когда попавший в опалу патриарх в течение восьми лет жил в этом ските, то к нему по подземному ходу приводили для секретных переговоров Степана Разина, и что именно из-за них опальный патриарх был сослан на Север.

Новые следы библиотеки Ивана Грозного
Много легенд, связанных с монастырскими подземными тайнами, ходит среди жителей Александровской слободы. При Иване Грозном слобода с 1565 по 1582 год стала фактически столицей русского государства. Небольшая охотничья усадьба была превращена в неприступную крепость. Ее не только обнесли мощной каменной стеной, но и построили обширные подземелья. В них, как гласит легенда, хранились перевезенные из Московского Кремля сокровища русский царей, в том числе и знаменитая Либерия Ивана Грозного.

По мнению некоторых историков, легендарная библиотека не сгорела во время бесчисленных московских пожаров, а была заблаговременно надежно сокрыта в каменных лабиринтах Александровской слободы. Эту гипотезу подтвердили исследования оператора биолокации Ивана Кольцова, специализирующегося на раскрытии с помощью своего уникального дара исторических загадок. Ему удалось восстановить план подземных ходов, ведущих далеко за крепостные стены, и даже определить расположение тайников с книгами. Они, по словам исследователя, находятся на глубине 40 метров.

Подтверждением результатов исследований Ивана Кольцова служит свидетельство последней настоятельницы женского монастыря, основанного в Александровской слободе в XVII веке. Она рассказывала, что видела в тайнике, скрытом в подземных переходах под Троицкой церковью, сундуки, наполненные книгами.


Михаил БУРЛЕШИН