Сбежать из офиса. Как сбежать из офисного рабства. «Оказывается, это вдвое легче, чем я думал»

«Как же мне надоела эта скучная офисная возня! Все, больше не могу, увольняюсь!» - слышу в телефонной трубке отчаянный стон, нарушивший тишину моего размеренного рабочего утра, а заодно и мое душевное спокойствие. И это не первый звоночек. В последнее время все чаще и чаще слышу разговоры, и мне попадаются материалы о том, как здорово сбежать из опостылевшего серого скучного офиса на свободу. И пока я терпеливо слушала монолог моей знакомой, которая «больше не может терпеть эти постные лица и серые стены», и «вот бы заняться чем-то своим», но «разве на этом заработаешь, а ведь ипотека, семья, ребенок, кризис», я задумалась. А выход ли это - сбежать из офиса?

Когда поток стенаний иссяк, и монолог стало возможным перевести в форму диалога, я попробовала выяснить, что же именно мою знакомую в офисе не устраивает. Мне хотелось понять, что и как можно изменить и улучшить в ее ситуации. Оказалось, что критериев, которые в офисе не устраивают - не так много и каждый из них поддается корректировке. А еще во время разговора мне вспоминались подтверждающие доказательства того, что офис - офису рознь. И мне, также как и некоторым моим друзьям и клиентам, уже посчастливилось в этом убедиться.

1. Офис - это не всегда серые стены и дресс-код.

А, офисы, между прочим, бывают разные. Все больше компаний стремятся творчески подходить к оформлению офиса и обеспечивать комфортные условия для сотрудников. Их мудрые HRы создают особенную атмосферу для поколения Y, ярко оформляя офисное пространство, заменяя стулья в переговорках разноцветными пуфиками, устраивая тематические пятницы и запасая бесплатные фрукты.

Самый красочный офис, в котором я работала, больше всего запомнился мне яркими разноцветными стенами и полами, поощрением полной свободы самовыражения сотрудников в одежде, и указателями улиц внутри офисного пространства, названия которых придумывали сами сотрудники.

Что касается дресс-кода, не в каждой компании его строго соблюдают, даже если формально он принят. Если работа предполагает общение с клиентами, требования работодателя к дресс-коду вполне обоснованы. Согласитесь, даже если вы будете работать на себя, не в любой ситуации сможете позволить себе отправиться на встречу с клиентом в сланцах, шортах и с голым торсом. Хотя, мало ли, какие у вас клиенты и специфика бизнеса =)

Для сотрудников так называемого бэк-офиса, которые с клиентами не работают, некоторые работодатели, тем не менее, тоже вводят дресс-код. Это может быть связано с особенностями корпоративной культуры, важностью дисциплины и соблюдения правил в работе и другими факторами. В других случаях дресс-код может быть свободным или достаточно мягким. Обратите внимание, как одеты сотрудники офиса, когда идете на собеседование и «примерьте» их образ на себя.

Если ваши глаза устают от однообразия серого цвета, а чувство прекрасного не позволяет ежедневно ходить в серых костюмах - найдите свой яркий офис со свободным дресс-кодом!

2. Офис - это не всегда стены, как таковые, в принципе.

То есть, офис - это не всегда место, в которое надо каждый день приезжать и находиться там. С появлением интернета офис перестал быть обязательным условием, обеспечивающим возможность работать. Впервые я попробовала удаленный формат работы, будучи студенткой. В мои обязанности входил перенос резюме соискателей в электронную базу данных кадрового агентства. В офис требовалось приезжать только за новой порцией анкет, остальную работу можно было делать дома. Это было целых 12 лет назад, и сейчас вакансии, предполагающие удаленную работу, становятся все более разнообразными и многочисленными.

Например, несколько месяцев назад, мой клиент устроился в международную компанию на высокую позицию Key Account Manager, предполагавшую работу из дома с нечастыми выездами на встречи с клиентами. А пару дней назад я обнаружила вариант удаленной работы для исполнительного директора. Мне кажется, это не предел и формат удаленной работы еще больше будет развиваться в будущем.

Если вы готовы работать самостоятельно, не хотите тратить время на дорогу или офисные сплетни за кофе, найдите удаленную работу. Если вы не хотите работать из дома, но хотите меньше времени проводить в офисе, можно подобрать вариант разъездной работы или работы, предполагающей большое количество командировок.

3. Офис это не всегда с 9 до 18.

Этот параметр самый коварный, так как в трудовом договоре прописаны количество дней и часов, которые сотрудник должен отработать, и график работы. К сожалению, некоторые работодатели все еще продолжают измерять продуктивность сотрудников количеством часов, которые они «отсидели» в офисе. При этом, давно известно, что ни один человек не может одинаково эффективно работать 8 часов подряд.

И все же, выход есть всегда. Во-первых, все больше работодателей вводят ключевые показатели для измерения эффективности работы сотрудников. Например, для менеджера по продажам это может быть количество заключенных договоров и прибыль, которую он принес компании. Для программиста - задачи, которые он должен выполнить в определенный период.

Во-вторых, если вы хороший специалист, работаете хорошо и действительно приносите компании ценность, ваше руководство наверняка будет снисходительно относиться к вашему графику работы. Например, один мой бывший коллега обеспечивал 40% продаж всего отдела, и руководство позволяло ему приезжать к обеду или не приезжать вовсе. Конечно, это уникальный случай, и, как правило, чтобы работать эффективно - прохлаждаться в рабочее время не удастся. Другое дело, что «работать эффективно» - это вовсе не означает «физически находиться в офисе» или «сосредоточенно смотреть в монитор с 9 до 18».

В-третьих, если вам действительно нравится то, чем вы занимаетесь, никто и ничто не удержит вас работать столько, сколько возможно и даже больше. Поэтому найдите то, что вам нравится, станьте в этом лучшим, начните приносить пользу компании, и вопрос графика работы перестанет вас беспокоить!

Кстати, вы ведь догадываетесь, что если вы сбежите из офиса и займетесь чем-то своим, ваш график может стать ненормированным и, возможно, какое-то время, вместо «с 9 до 18» вам придется работать 25 часов в сутки.

4. Офис - это не всегда неадекватное начальство и ужасный коллектив.

Для многих моих знакомых коллектив является одним из самых важных критериев получения удовлетворения от работы. Как правило, они всегда создают вокруг себя потрясающие команды с замечательными отношениями или попадают в уже существующие прекрасные коллективы. Мне известны несколько примеров, когда коллектив являлся главным фактором, удерживавшим сотрудников от смены работы, не смотря на трудные времена, которые переживали компании и их сотрудники. А еще я сталкивалась с ситуациями, когда команды были настолько сплочены, что переходили из компании в компанию полным составом.

Мне всегда очень везло с руководителями, не все они были простыми и легкими в общении людьми, зато были профессионалами, и я многому научилась у каждого из них. И если и есть в этой общей тенденции исключения, то их незначительно мало и наше сотрудничество было непродолжительно. Мне очень часто нравились коллеги, хотя наличие коллектива никогда не было критично важным для меня, и я с удовольствием работала и работаю автономно. Тем не менее, с коллегами у меня складывались хорошие отношения, некоторые из которых переросли в крепкую дружбу.

Если вы не в первый раз меняете работу, но раз за разом оказываетесь среди неприятных вам людей, дело, скорее всего, не в них. И даже если вы в очередной раз сбежите из офиса, вы снова соберете похожее окружение вокруг себя. Вместо того, чтобы вновь и вновь наступать на одни и те же грабли, начните работать над собой. Нам свойственно притягивать людей, похожих на нас. Хотите работать с профессионалами - станьте достойным и равным для них, хотите душевный, дружный и творческий коллектив - научитесь открываться, дружить, заботиться о других и нестандартно мыслить.

Если же вам всегда везло с коллегами и, вдруг, на новом месте вы почувствовали разницу, оказавшись во вражеском лагере демотивированных непрофессиональных лентяев - бегите как можно скорее. Ничто так не влияет на нас и не изменяет нас так быстро, как наше окружение. Глазом моргнуть не успеете, как сами затоскуете и начнете деградировать.

Чтобы избежать такой ситуации, будьте бдительны во время поиска работы. Не забывайте о том, что во время собеседования, а также испытательного срока, не только работодатель оценивает и выбирает вас, но и вы его. Задавайте высокие стандарты и будьте внимательны при оценке.

5. Офис - это не всегда "я не смогу реализовать себя и получать удовольствие".

А знаете ли вы, в чем и каким образом вы можете реализовать себя? Задайте себе этот вопрос и постарайтесь быть честным с самим собой. Если мы сами не можем четко и понятно ответить себе на вопросы «кто я?», «зачем и куда иду?», «что хочу и могу дать другим?», как можно ожидать, что кто-то другой знает ответы на них? Как можно надеяться, что кто-то прочитает нашу ауру или будущее, и даст работу, которая идеально подойдет для нашей самореализации и к тому же понравится нам?

Чтобы начать получать удовольствие от работы, нужно понять, а что вам доставляет удовольствие, что вы умеете делать наилучшим образом. Затем выяснить, кому это могло бы быть интересно настолько, чтобы за это были готовы платить. На это потребуется смелость, усилия и время.

Чтобы найти любимую работу по призванию, нужно сначала его найти. Если раскрыть свое призвание - оно дает смысл, энергию, концентрацию и осознанность Делать то, что делаешь, всегда и везде, на любом месте работы, в офисе или вне его.

Собственная самореализация в процессе работы - это ответственность каждого из нас, а не работодателя, руководителя или HR -специалиста. Если вы не знаете ответов - начинайте поиск и анализ как можно скорее. Если ответы на все эти вопросы найдены - вы, скорее всего, уже ценный специалист и работодатели вас с руками и ногами готовы заполучить на любых условиях. Поэтому, если вас просто перестал устраивать ваш «офис» - его можно сменить на другой, тот, к которому ваша душа лежит больше.

“Если вам не нравится место, в котором вы находитесь, смените его — вы же не дерево” ( c ) Джим Рон .

Мой мудрый руководитель однажды мне сказал, что, работая на кого-то, вместо ожидания 100% удовлетворенности от работы, следует стремиться к балансу 70/30. Если 70% рабочих активностей и текущего положения дел вам нравится, то 30% не очень интересных вам рабочих обязанностей можно простить работодателю за то, что он обеспечивает вас теплым офисным креслом и регулярной зарплатой. Если более семидесяти процентов ваших должностных обязанностей доставляют вам удовольствие - можете смело себя причислить к сообществу удачно трудоустроившихся счастливых людей.

Если же ваши трудовые будни менее, чем на 70% состоят из того, что приносит вам удовольствие, вы начинаете испытывать неудовлетворение. И чем меньше становится эта цифра, тем ближе ваше состояние к отчаянию моей знакомой, с телефонного звонка которой началась эта статья. Неудовлетворение работой - это не повод бежать из офиса в свободное плавание. Но это повод проанализировать, какие именно критерии вас не устраивают, и изменить их. Есть три основных фактора, поддающихся улучшению, и напрямую влияющих на вашу удовлетворенность работой:


  • Сфера деятельности (например: медицина, искусство, спорт и др.);

  • Суть деятельности (что именно делать, чем заниматься);

  • Условия (где, как, с кем, сколько времени и т.д.)

«Офис» - это лишь один из аспектов фактора «условия». Если причина вашей неудовлетворенности работой имеет отношение к одному из двух других факторов - побег из офиса вряд ли будет эффективен. Смена офиса, возможно, поможет снять симптомы вашей неудовлетворенности на короткое время, но будет бессильна в «излечении» ее причины. Проанализируйте все три фактора, и начните поиск новой работы с их учетом. Можно кардинально сменить работу, изменив все три фактора, а можно корректировать их один за другим, постепенно и последовательно. Скорректировав свою работу хотя бы в рамках одного из трех факторов, вы уже начнете получать от нее больше удовольствия.

Таким образом, на мой взгляд, сбежать из офиса - это не выход. Если бежать «от» проблем, они обязательно догонят в новой реальности. Поэтому важно понять, куда и зачем вы идете, куда хотите прийти и двигаться «к» этой цели.

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.
- Да мне почти всё равно, - начала Алиса.
- Тогда всё равно, куда идти, - сказал Кот.
- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот, - конечно, если не остановишься на полпути.

( c ) Льюис Кэррол .

Итак, если ваша цель - найти любимую работу по призванию, рецепт ее достижения прост и увлекателен. Сначала ищем призвание, как это сделать, я писала . Затем анализируем три фактора: сферу, суть и условия деятельности, и корректируем карьеру с их учетом. Если необходимо, параллельно развиваем недостающие навыки. И вуаля - через несколько месяцев или лет работа мечты - ваша! Желаю вам интересных открытий и увлекательных приключений!

PS: А если дело все-таки в офисе? Если призвание найдено, достигнут уровень профессионализма в любимой работе, офис мил сердцу, но в нем стало тесно - значит, действительно, пора делать шаг в свободное плавание. Но это движение «к» новой цели, а не «от» серых стен. И это уже совсем другая история.

3 выбрали

Офисы у нас как-то не очень любят, во всяком случае, на словах. Существует такое печальное понятие как "офисное рабство" и пренебрежительное "офисный планктон ", но я что-то ни от кого не слышала об "офисном счастье" или "офисных суперменах" . Если вы тоже без энтузиазма относитесь к офисному труду, давайте вместе подумаем, как сбежать из этого рабства.

О плюсах и минусах удаленной работы мы уже говорили . Учитывая их, каждый решает сам, как ему лучше работать. Если для вас плюсы очевидно перевешивают, давайте разрабатывать план побега.

Большая часть офисных сотрудников технически могут работать на дому. В первую очередь, это представители творческих профессий, такие как журналисты, художники, дизайнеры и верстальщики. На дому могут также работать программисты, бухгалтеры, юристы, финансовые аналитики и даже проектировщики. Один мой знакомый режиссер собирал часовую программу для телевидения на собственном компьютере, избегая необходимости ехать в офис. В общем, трудиться удаленно может практически кто угодно, за исключением профессий, где надо работать в команде, использовать сложное оборудование или вживую общаться с клиентами (продавцом-консультантом удаленно не поработаешь). Несмотря на столь широкие возможности, начальство не стремится отпускать сотрудников на "удаленку", логично предполагая, что их производительность от этого снизится . Поэтому руководители по-старинке предпочитают держать подчиненных под боком, чтобы лучше контролировать их работу.

Впрочем, с начальством можно и не договариваться, ведь существуют варианты работы, где вы становитесь "сами себе начальником" : фри-ланс и, часто как следствие, развитие собственного бизнеса. Плюсы очевидны: вы работаете в удобное для вас время и в удобном месте, а ваш заработок зависит от вашей производительности . Но и минусы не заметить сложно: вы лишаетесь соц. пакета, сидите без денег, если нет заказов, и больше никаких вам оплачиваемых больничных, отпусков или выходного пособия. Поэтому, при всей ненависти к офису, мало кто решается уйти в "свободное плаванье".

Но можно попытаться сбежать из офиса, оставаясь работать на комфортных условиях штатного сотрудника .

Как это делается:

  • Попытайтесь убедить начальство, что дома вы будете работать значительно быстрее и продуктивнее . Сошлитесь на тяжелую дорогу, которая отнимает у вас все силы еще до начала рабочего дня, отвлекающие факторы в офисе или недостаточно мощный офисный компьютер. Придумайте и другие аргументы, которые могут убедить начальника в большей производительности домашнего труда.
  • Когда он вам не поверит, предложите провести эксперимент : вы один или два дня в неделю будете работать дома, а начальство сможет оценить вашу производительность за эти дни.
  • В таком случае ближайший месяц вам придется действительно эффективно работать дома . Кроме того, старайтесь всегда находиться в сети, чтобы начальник не заподозрил, что вы отправились в рабочее время по своим делам. В определенный момент он убедится в том, что вы дома действительно работаете, и ослабит контроль. После этого можно будет чуть-чуть выдохнуть и расслабиться… а лучше выторговать себе еще дни для работы на дому.

Как эффективно работать дома?

Повторюсь, если вы хотите убедить начальство в эффективности вашей работы на дому, работать придется по-настоящему. Исключение составляют разве что те редкие специалисты, в работе которых другие сотрудники ничего не понимают. Такие люди порой умудряются ничего не делать весь день, а по вечерам составляют объемные отчеты о проделанной работе, которые в глазах начальства наполняют ничегонеделанье их подчиненных глубоким смыслом.

Если же вы не настолько редкий и загадочный специалист, подобными мистификациями заниматься не стоит – повышайте эффективность своей работы . Выработайте четкий план действий на каждый день: составьте список задач и выполняйте каждый день по несколько пунктов. Не проверяйте рабочую почту на протяжении всего дня, из-за этого вы отвлекаетесь и неоправданно тратите время. Выделяйте каждый день по часу на то, чтобы разобраться с почтой и ответить на все мелкие письма. Те сообщения, которые требуют длинного развернутого ответа, включите в список задач. Я уж не говорю о том, что для эффективной работы придется позабыть об общении в социальных сетях и других интернет-развлечениях.

Еще один способ повысить эффективность своей работы: придумайте свой исключительный метод, как оптимизировать рабочий процесс . Автор книги "Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть" Тимоти Феррисс рассказал в ней пример из своей жизни. Он работал менеджером на телефоне, обзванивал потенциальных клиентов и предлагал продукцию своей компании. Его коллеги знают, что самое сложное в этом деле – прорваться сквозь заслон секретарей, которые отказываются соединять звонящего с высшим руководством. На общение с этими людьми, которые чаще всего ничего не решают, менеджеры и тратят большую часть рабочего времени.

Феррисс исходил из того, что секретари – это обычные наемные работники, и в офисе они сидят с 10 утра до 6 вечера, и ни минутой больше . А их начальники – это либо предприниматели, либо карьеристы, которые обычно проводят в офисе значительно больше времени. Поэтому Феррисс стал обзванивать своих клиентов каждый день с 9 до 10 утра и в 6 до 7 вечера и сразу попадал на нужных ему людей . В результате фактическое время его работы уменьшилось до 2 часов в день, а производительность резко возросла. Подумайте, какие хитрости вы можете использовать в своей работе, чтобы сократить временные затраты и увеличить эффективность труда.

Если придумаете, как, сократив рабочее время, повысить эффективность труда, не сообщайте об этом начальству. Лучше пусть оно полагает, что дома вы работаете без сна и отдыха, от зари до зари. Здесь тоже существует маленькая хитрость – отправляйте некоторые рабочие письма в неурочное время, рано утром или поздно вечером, чтобы создавалось впечатление, что вы сутки напролет погружены в работу.

Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка" жить где угодно и богатеть Феррис Тимоти

Глава 12. Исчезновение: как сбежать из офиса

Глава 12. Исчезновение:

как сбежать из офиса

Добросовестно работая по восемь часов в день, можно в итоге стать боссом и работать по двенадцать часов в день.

РОБЕРТ ФРОСТ (1874-1963), американский поэт, лауреат четырех Пулитцеровских премий

На этом пути считается только первый шаг.

ЖАН-МАРИ ВИАННЭ, «Кюре из Арса», католический святой

Пало-Альто, Калифорния

Платить за телефон мы не станем».

– А я и не прошу. Молчание. Затем кивок, смешок, натянутая улыбка в знак одобрения.

– В таком случае – отлично.

Вот и вся премудрость. Сорокачетырехлетний Дейв Камарильо, проработавший всю жизнь, нашел выход из лабиринта и начал вторую жизнь.

Его не уволили и даже не обругали. Босс на удивление мирно воспринял известие. Да, Дейв был ценным работником, вряд ли он собирался шокировать и отпугивать клиентов, и все-таки он умудрился пробыть 30 дней в Китае, никого не предупредив.

«Оказывается, это вдвое легче, чем я думал»

Вместе с 10 тыс. сотрудников Дейв работает в компании Hewlett-Packard и, как ни странно, по-настоящему любит свое дело. У него нет ни малейшего желания создавать свою компанию, последние семь лет он занимался технической поддержкой клиентов из 45 штатов и 22 стран. Но полгода назад у него возникла небольшая проблема.

Вот описание этой проблемы: женского пола, ростом 155 см и весом 50 кг.

Может, Дейв, как большинство мужчин, боялся ответственности, не желал отказываться от любимых пробежек вокруг дома в трусах с Человеком-пауком или расставаться с обожаемой игрушкой любого уважающего себя мужчины – приставкой PlayStation? Нет, ни в коем случае. Мало того, Дейв был уже готов к решительному шагу, но ему не давали отпуск, а его подружка жила в другом городе на расстоянии свыше 9000 км.

Дейв познакомился с ней во время деловой поездки в Китай в Шэньчжене. Пришла пора знакомиться с родителями и решать вопросы логистики.

Недавно Дейв начал отвечать на служебные звонки из дома, а дом там, где сердце, верно? Один билет на самолет, один трехчастотный мобильник с GSM, и Дейв уже летит где-то над Тихим океаном. Так прошел первый день семидневного эксперимента. Перелетев 12 часовых поясов, Дейв сделал предложение, узнал, что его приняли, и понял, что на родине никогда не был так счастлив.

Вторая поездка вылилась в 30-дневное знакомство с китайскими семейными традициями и местной кухней («кому добавить свиных пятачков?»), а Шумэй By стала Шумэй Камарильо. А тем временем в Пало-Альто компания Hewlett-Packard продолжала штурмовать вершины мирового господства, даже не подозревая, где находится Дейв. Все звонки переадресовывались на мобильник его молодой жены, все складывалось как нельзя лучше.

Дейв вернулся в США, надеясь на лучшее, но готовясь к самому худшему, и получил скаутский значок отличия за мобильность. Будущее рисовалось в радужном свете. Теперь Дейв каждое лето мог проводить по два месяца в Китае, а затем наверстывать упущенное в Австралии и Европе, и все это при полной поддержке босса.

Почему его помиловали? По очень простой причине: он попросил прощения, а не разрешения.

– За тридцать лет я ни разу не выбирался из дома, так почему бы теперь не начать?

Именно этот вопрос должен задать себе каждый: почему бы и нет, черт возьми?

Из князей в изгои

Старая аристократия, люди высшего класса с замками, скачками и тявкающими собачками, редко покидала насиженные места. Шварцы обосновались в Нантаккете, Макдоннеллы – в Шарлоттесвилле. Скукотень. Летний отдых в Хэмптоне давно не в моде.

Люди меняются. Привязанность к одному месту вскоре будет определяющей чертой среднего класса. А для «новых богатых» характерно не только наличие денег, но и почти неограниченная мобильность. Мир открыт не только для владельцев компаний и фрилансеров. Его могут увидеть и наемные работники.

И не только могут. Все больше компаний поощряет в работниках охоту к перемене мест. Монстр электроники – компания BestBuy – не только отправляет тысячи сотрудников по домам из головного офиса в Миннесоте и утверждает, что сумел снизить затраты, но и добивается улучшения результатов на 10-20%. Новая мантра звучит так: работай где угодно и когда угодно, главное, справляйся с делом.

В Японии зомби в костюме-тройке, которые каждое утро бросаются в молотилку и вертятся в ней с девяти до пяти, называются «саларимэн» (от англ. salaryman – сотрудник, клерк). В последние несколько лет появился новый глагол «дацу-сарасуру» – избегать (дацу) образа жизни, характерного для сотрудника офиса (сара).

Ваша очередь научиться танцу дацу-сара.

Меняю босса на пиво: случай на Октоберфесте

Освободиться от оков просто, надо лишь иметь рычаги давления. Для этого мы предпримем два шага: продемонстрируем выгоду от удаленной работы, а чтобы нам не отказали в ней, сделаем отказ слишком дорогим и болезненным.

Помните Шервуда?

Его французские тельняшки входили в моду, ему не терпелось покинуть США и объехать весь мир. Денег было предостаточно, но требовалось сбежать из-под постоянного офисного надзора, чтобы применить все средства экономии времени из раздела «Устранение» и путешествовать в свое удовольствие.

Шервуд – инженер-механик, дневную норму он выполнял бы за полдня, если бы 90% времени не отнимали расхитители и отвлекающие моменты. Качественный скачок в его работе заметило начальство, компания признала Шервуда ценным работником, потеря которого обошлась бы дорого. Чем выше ценность, тем больше рычагов давления для переговоров. Шервуд сдерживался, ограничивал производительность и рациональность труда, чтобы во время испытательного срока при дистанционной работе удивить начальство.

Ему удалось отвертеться от большинства собраний и личных бесед, 80% всего общения с боссом и коллегами он перевел в электронную почту, оставшиеся 20% – в телефонные разговоры. Мало того, с помощью советов из седьмой главы «Препятствовать препятствиям и уметь отказывать» он сократил объем несущественной и повторяющейся работы почты вдвое. Благодаря этому переход на удаленную работу стал почти незаметным с точки зрения руководства. Шервуд работал в полную силу и не нуждался в надзоре.

Шервуд разделил бегство на пять этапов (шагов), приступил к нему 12 июля, во время затишья в бизнесе, и закончил через два месяца поездкой на Октоберфест в Мюнхен. Эта двухнедельная поездка стала последним испытанием перед воплощением более грандиозных и дерзких планов будущего путешественника.

Шаг 1: увеличьте вложения

12 июля Шервуд завел с боссом разговор о дополнительном обучении, на которое имели право сотрудники. Он предложил компании оплатить ему четырехнедельные курсы промышленного дизайна и объяснил, что они помогут ему лучше взаимодействовать с клиентами, не говоря уже о пользе для босса и дела в целом (таким образом, снижалась необходимость в привлечении специалиста, улучшались результаты переговоров, увеличивалось время, которое должен был оплатить клиент). Шервуд добивался, чтобы компания вложила в него как можно больше средств. Тогда в случае его увольнения потери будут существенными.

Шаг 2: покажите, что при удаленной работе повышается производительность

Следующие вторник и среду, 18 и 19 июля, Шервуд пропустил по болезни, чтобы доказать: при удаленной работе производительность только растет. «Проболеть» часть недели со вторника по четверг он решил по двум причинам: чтобы никто не заподозрил, будто он решил устроить себе трехдневные выходные, а заодно проверить, как он сможет работать в социальной изоляции в обычный будний день. За оба дня производительность выросла вдвое. Шервуд известил об этом босса и записал все свои результаты, чтобы ссылаться на них во время последующих переговоров. Поскольку на рабочем месте он пользовался дорогим лицензионным программным обеспечением CAD, он предпринял пробный запуск программы дистанционного доступа GoToMyPC, благодаря которой мог управлять офисным компьютером из дома.

Шаг 3: подготовьте список количественных преимуществ дистанционной работы для бизнеса

Шервуд составил список, который наглядно свидетельствовал о том, что вне офиса он работает продуктивнее. Он понимал, что удаленная работа должна выглядеть как разумное деловое решение, а не личная причуда. Согласно количественному анализу результатов Шервуд выполнял на три проекта больше, чем обычно, и увеличивал время работы, оплачиваемое клиентом, на три часа. Он указал и дополнительные преимущества: он не тратил времени на дорогу из дома на работу и обратно и отвлекался реже, чем в шумном офисе.

Шаг 4: предложите единоразовый испытательный срок

По горячим следам выполненных заданий из раздела «Проблемы комфорта» Шервуд настойчиво запросил себе испытательный срок: в течение двух недель разрешить один день в неделю работать дома. План он составил заранее, но не стал оформлять его в виде презентации в PowerPoint, чтобы не придавать испытательному сроку характер серьезного решения с необратимыми последствиями.

Шервуд постучал в кабинет босса в 15:00 в сравнительно спокойный четверг 27 июля, через неделю после отсутствия. Его план приведен ниже. Ключевые фразы выделены, сноски объясняют основные идеи.

Шервуд: Здравствуйте, Билл. У ВАС МИНУТКИ НЕ НАЙДЕТСЯ?

Билл: Найдется, конечно. А в чем дело?

Шервуд: ХОТЕЛ ОБСУДИТЬ ОДНУ МЫСЛЬ, КОТОРАЯ НЕ ДАЕТ МНЕ ПОКОЯ. ДВУХ МИНУТ ХВАТИТ С ЛИХВОЙ.

Билл: Хорошо. Слушаю.

Шервуд: Как вы помните, на прошлой неделе я болел. А чтобы не терять времени, решил поработать дома, хотя чувствовал себя неважно. И вот что интересно: я думал, что ничего не смогу, а закончил на три проекта больше, чем в обычные дни. К тому же смог включить в счет три лишних проработанных часа, ведь я не отвлекался на дорогу, офисный шум, звонки и т.д. Об этом и речь. Я ХОТЕЛ БЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА разрешить мне работать на дому в понедельник и вторник в течение двух недель. ВАМ РЕШАТЬ, я могу приезжать на собрания, если понадобится, но я бы все-таки попробовал ввести новый график всего на две недели и посмотрел, что из этого выйдет. Я на 100% уверен, что сделаю вдвое больше. КАК ПО-ВАШЕМУ, РАЗУМНО?

Билл: Хм… А если понадобится общая работа над проектом?

Шервуд: Есть такая программа – GoToMyPC, я пользовался ею, пока болел, чтобы получить доступ к офисному компьютеру. Я вижу все, что здесь происходит, мобильник всегда при мне. ИТАК… ЧТО СКАЖЕТЕ? МОЖЕТ БЫТЬ, НАЧНЕМ СО СЛЕДУЮЩЕГО ПОНЕДЕЛЬНИКА И ПОСМОТРИМ, ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ? Билл: М-м-м… ну хорошо, давайте. Но это лишь эксперимент. Мне пора, у меня в пять встреча, но мы об этом еще поговорим.

Шервуд: Отлично. Спасибо, что уделили мне время. Я буду держать вас в курсе дела. Уверен, вас ждет приятный сюрприз.

Шервуд не ожидал, что ему разрешат два дня в неделю не появляться на работе. Два дня он попросил с умыслом: если бы начальник отказал ему, он выдвинул бы запасной вариант – всего один день. Почему же Шервуд не попросил пять дней дистанционной работы в неделю? По двум причинам. Во-первых, не хотел сходу ошарашивать руководство такой дерзкой просьбой. Продвигаться вперед надо мелкими шажками, превращая их в прыжки постепенно, чтобы не вызвать у окружающих панику. Во-вторых, полезно отшлифовать навыки удаленной работы, немного порепетировать, прежде чем требовать большего. Таким образом можно устранить вероятность кризисных ситуаций и промахов, после которых об удаленной работе придется забыть.

Шаг 5: увеличьте время удаленной работы

Шервуд убедился, что вне офиса он работает особенно продуктивно, хотя в последние дни работы в офисе он слегка снизил производительность, чтобы подчеркнуть контраст. На 15 августа он договорился с боссом об итоговом совещании. Шервуд подготовил наглядный список улучшенных показателей и завершенных проектов по сравнению с аналогичным периодом работы в офисе. Затем он предложил увеличить время удаленной работы до четырех дней в неделю – опять-таки на испытательный срок. При этом он был полностью готов уступить и согласиться всего на три дня, если понадобится.

Шервуд: Все складывается еще лучше, чем я ожидал. Если вы посмотрите цифры, то убедитесь в этом, а я могу сказать, что теперь работа доставляет мне больше удовольствия. И самое главное: Я ХОТЕЛ БЫ ПРЕДЛОЖИТЬ в течение двух недель нового испытательного срока работать дома четыре дня в неделю. МНЕ КАЖЕТСЯ, приезды в офис по пятницам будут хорошей подготовкой для следующей недели, но мы можем выбрать любой другой день, который вы предпочитаете.

Билл: Шервуд, вряд ли это возможно.

Шервуд: ЧТО ИМЕННО ВАС БЕСПОКОИТ?

Билл: Такое впечатление, что вы рветесь на свободу. Вы собираетесь уйти от нас? И потом, что будет, если все захотят работать дома, как вы?

Шервуд: ЛОГИЧНО. ВЕРНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. ЧЕСТНО ГОВОРЯ, Я ПОДУМЫВАЛ ОБ УВОЛЬНЕНИИ. НАДОЕЛО ПОСТОЯННО ОТВЛЕКАТЬСЯ, ЕЗДИТЬ ТУДА-СЮДА И т.д., НО СЕЙЧАС, КОГДА МОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ИЗМЕНИЛСЯ, У МЕНЯ БУДТО ОТКРЫЛОСЬ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ. Во-первых, я успеваю больше, но не так сильно устаю. Во-вторых, удаленная работа – привилегия тех, кто демонстрирует рост производительности, а я – просто удачный эксперимент. Но если кто-то другой сможет так же успешно работать дома, почему бы не перевести его на новый режим для пробы? Офисные затраты снизятся, производительность возрастет, сотрудники будут довольны. ЧТО СКАЖЕТЕ? Можно мне попробовать поработать в новом режиме две недели и приезжать по пятницам, чтобы разбираться с офисными делами? Я буду вести подробный учет, к тому же ВЫ СМОЖЕТЕ ПЕРЕДУМАТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ.

Билл: Упорный вы человек. Ладно, давайте рискнем, только пока никому ни слова.

Шервуд: Конечно! Спасибо за доверие, Билл. До встречи.

Шервуд по-прежнему продуктивно работает дома, а в офисе демонстрирует не столь высокую производительность. Через две недели он анализирует результаты с боссом и продолжает работать еще четыре дня в неделю дистанционно на протяжении двух недель, до вторника, 19 сентября. После этого он переходит на две пробные недели исключительно надомной работы и навещает родных, живущих за пределами штата. Отдел Шервуда занимается проектом, в котором требуется его активное участие, и Шервуд готовится уйти с работы, если босс откажет ему. Как и в случае с расценками на рекламу перед сдачей журнала в номер, он понимает, что вероятность добиться своего зависит скорее от выбора момента, чем от формы, в которую облачена просьба. Шервуд предпочел бы никуда не уходить, но тельняшки приносят ему достаточный доход для исполнения мечтаний, в том числе и для поездки на Октоберфест.

Босс соглашается, Шервуду незачем пускать в ход угрозу. Вечером он возвращается домой и покупает за 524 доллара билет в оба конца. Эту сумму он заработал продажей тельняшек всего за одну неделю. Он летит в Мюнхен на Октоберфест.

Итак, пора внедрять все времясберегающие технологии и отсекать лишнее. В перерывах между дегустацией пива и плясками в кожаных шортах Шервуд успевает прекрасно справиться с работой, пользуется «принципом 80/20», развивает собственную компанию и веселится вовсю, путешествуя по миру.

Но погодите минутку… а если босс все-таки откажет вам? Что ж, тогда придется форсировать события. Если высшее руководство компании не увидит своей выгоды, воспользуйтесь советами из следующей главы и задайте ему жару.

Альтернатива: метод песочных часов

Чтобы добиться права подолгу не появляться в офисе, можно прибегнуть к методу, который некоторые НБ называют «песочными часами». Такое название он получил потому, что сначала приходится долго доказывать целесообразность дистанционной работы, потом получать разрешение некоторое время работать удаленно, но с условием, что в итоге вы вернетесь в офис на полный рабочий день. Вот как это выглядит:

1) сошлитесь на запланированное мероприятие или форс-мажор (семейные или личные проблемы, переезд, ремонт в доме, что угодно), из за которых вы пару недель будете отсутствовать на работе,

2) скажите, что вы не можете просто бросить работу и потому предпочли бы работать вместо отдыха;

3) предложите поработать удаленно, а при необходимости за сниженную (только на этот период!) плату, если окажется, что производительность снизилась по сравнению с работой в офисе,

4) спросите у босса, как это лучше сделать, чтобы привлечь его к процессу;

5) две полученные недели превратите в самый продуктивный период работы;

6) после возвращения в офис представьте боссу количественные результаты, объясните, что без отвлекающих моментов, езды на работу и т.д. вы успеваете сделать вдвое больше; попросите в качестве пробного срока 2 недели, чтобы работать дома 2-3 дня в неделю;

7) позаботьтесь о том, чтобы дни удаленной работы были сверхпродуктивными;

8) просите удаленную работу только на 1-2 дня в неделю;

9) дни в офисе должны быть самыми непродуктивными за неделю;

10) предложите предоставить вам полную «ободу маневра, и босс обязательно согласится.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Недавно меня спросили, уволю ли я сотрудника, если он допустил ошибку, которая стоила компании 600 тыс. долларов. «Нет, – ответил я, – просто потратил 600 тыс. долларов на его обучение».

ТОМАС ДЖ. УОТСОН (1874-1956), основатель компании IBM

Свобода - это ответственность. Вот почему многие ее боятся.

ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ

Предприниматели испытывают максимум проблем с автоматизацией , поскольку боятся сложить с себя ответственность, а наемные работники – с освобождением , потому что боятся взять на себя эту самую ответственность. Примите решение взять дело в свои руки – от этого зависит вся ваша жизнь.

1. Предположим, вы перенесли инфаркт, а ваш босс – отзывчивый человек. Каким образом вы могли бы работать удаленно в течение четырех недель?

Если вы бьетесь лбом о стену, пытаясь удаленно решить, как вам кажется, не предназначенную для этого задачу, или предчувствуете сопротивление со стороны босса, задайте себе следующие вопросы.

Чего вы добиваетесь, выполняя эту задачу? Каково ее назначение?

Если бы от вас требовалось найти другие пути ее выполнения и если бы от этого зависела ваша жизнь, как бы вы поступили? Прибегли к селекторным совещаниям? К видеоконференциям? Научились бы пользоваться GoToMeeting, GoToMyPC и другими программами?

Почему ваш босс настроен против удаленной работы? Какое негативное воздействие на компанию она может оказать, как можно предотвратить его или свести к минимуму?

2. Поставьте себя на место вашего начальника. Разрешили бы вы себе работать вне офиса, помня, как вы справлялись с делом раньше?

Если нет, перечитайте раздел «Ликвидация», чтобы повысить производительность, а затем прибегните к методу «песочных часов».

3. Научитесь работать так, чтобы не зависеть от окружения.

Перед тем, как предложить испытательный срок, две субботы подряд попробуйте в течение 2-3 часов поработать в каком-нибудь кафе. Если вы ходите в тренажерный зал, попробуйте в течение двух недель заниматься спортом дома или в другой обстановке, но не в тренажерном зале. Ваша задача – научиться отделять свою деятельность от определенного окружения и выработать в себе привычку работать в одиночестве, под собственным руководством.

4. Определите текущую производительность.

Если вы применяете «принцип 80/20», пользуетесь правилом «препятствовать препятствиям», справляетесь с подготовительной работой, ваша производительность непременно должна быть высокой – неважно, обслуживаете вы клиентов, приносите компании доход, выдаете написанные страницы, ускоряете обработку счетов и т.д. Задокументируйте эту производительность.

5. Найдите способ продемонстрировать производительность при удаленной работе, прежде чем просить о глобальном переходе на дистанционную форму.

Это проверка вашего умения работать за пределами офисной среды и доказательство тому, что вас не надо постоянно подгонять пинками.

6. Перед тем как сделать предложение боссу, продумайте свои шаги в случае отказа.

Идите на рынок и торгуйтесь, во время поездок или перелетов просите бесплатной пересадки в салон первого класса, требуйте компенсации, если столкнулись с неудовлетворительным обслуживанием в ресторанах, предъявляйте миру прочие требования, учитесь задавать чудодейственные вопросы, когда вам в чем-нибудь отказывают.

Что я должен сделать, чтобы получить (желаемый результат)?

При каких обстоятельствах вы согласились бы (желаемый результат)?

А если в порядке исключения?

Разве вы никогда прежде не делали исключений?

(Если на два последних вопроса вам ответят «нет», не сдавайтесь и спросите: «Почему?» Тот же вопрос стоит задать и при утвердительном ответе.)

7. Начните обрабатывать работодателя на предмет вашей дистанционной работы: предложите работать на дому по понедельникам или пятницам.

Запланируйте это предложение и последующие шаги на период, когда увольнять вас будет нецелесообразно, даже если удаленная работа окажется менее продуктивной, чем ожидалось.

Если работодатель ответил резким отказом, пора искать нового босса или самому становиться предпринимателем. На нынешней работе у вас никогда не будет свободного времени. Если решите соскочить с поезда, попробуйте подвести руководство к этой мысли: увольняться самому порой бывает более мучительно, чем подвергаться увольнению, которое в сочетании с отсутствием новой работы может стать поводом для длинного отпуска.

8. Продлевайте каждый успешный испытательный срок, пока не приучите начальство к удаленной работе и не достигнете желаемого уровня мобильности.

Не стоит недооценивать свой вклад в работу компании. Работайте добросовестно и высказывайте свои пожелания. Если выполнять их никто не собирается, уходите. Мир слишком велик, чтобы всю жизнь посвятить офисной каторге.

Из книги Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль автора Файфер Боб

ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК ЗА СТЕНАМИ ОФИСА Договоры подписывают обычно на деловых встречах в офисе, но существует ряд мероприятий, которые могут происходить за его стенами. Наиболее распространены деловая встреча в кафе или ресторане и деловой прием. Такие мероприятия очень

Из книги Бизнес без правил. Как разрушать стереотипы и получать сверхприбыль автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Внедрение бэк-офиса Разработка и отладка системы бэк-офиса – процесс тяжелый и сложный. Внедрение бэк-офиса тоже не обходится без различных специфических ситуаций.Запуск нового бэк-офиса проводился следующим образом. Директор Владимир Долгов вместе с IT-специалистом

Из книги Прибыльная турфирма [Советы владельцам и управляющим] автора Ватутин Сергей

Шаг 33. Размеры офиса Во многих компаниях сложилось совершенно несуразное представление о том, сколько рабочей площади требуется каждому служащему. Люди, которых не бывает на месте по три дня в неделю, имеют отдельные (пустующие в их отсутствие) кабинеты. На самом деле лишь

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Прокачай мозг методом Шерлока Холмса автора Кузина Светлана Валерьевна

Из книги Как стать незаменимым сотрудником автора Крэйг Дональд

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Детективная задача 19 Из любой тюрьмы можно сбежать Лондонский Тауэр считался образцовой тюрьмой. Руководство тюрьмы особенно гордилось тем, что за все время ее существования не было сделано ни одной попытки побега оттуда. «Нашим клиентам так нравится здесь,?– любил

Из книги автора

2.3. Законы офиса В любом рабочем коллективе есть свои негласные правила. Существуют общие для всех нормы поведения, которые принято соблюдать на рабочем месте. Бывают также особые правила, свойственные конкретной организации, подразделению.В любой организации обычно

Из книги автора

Целью практики не является исчезновение Наиболее пробуждённые мудрецы и святые никогда не были мягкими и безликими людьми. Они были весьма харизматичными, чувствовали себя как дома в своих телах и в своей уникальности. Их личности – это способ быть прозрачным для

Ну что же, тема заявлена, буду отвечать.
Естественно, основываясь на собственном примере.

Итак, что мы имеем в начале.
Молодой человек, выпускник известного технического вуза (МФТИ - Физтех), большой карьерист, уже с опытом работы в консалтинге.
На неделе у меня было три предложения о работе, два из них в крупных международных компаниях (одна компания из большой четверки, вторая Loreal), и одно из консалтинговой компании, специализация которой именно бизнес - консалтинг. Бизнес - консалтинг в то время мне приглянулся больше, и я принял предложение о работе.

Через год я уволился и отправился в свободное плавание, что в итоге привело меня к тому, что я стал сумасшедшим профессором Николя.

О том как это происходило, почему я уволился, что я делал без работы и к чему я в итоге пришел под катом.

Сбежать из офиса никогда не поздно, но чем раньше ты это сделаешь, тем легче тебе будет начать новую жизнь;
- не надо боятся быть без работы, если есть голова на плечах, то всегда можно найти какую-то подработку;
- прежде чем ввязаться в свое дело, путешествуйте, так очистится ваша голова и вы поймете, что вам на самом деле нужно;
- если вы решили сбежать из офиса, то скорее всего хотите начать свое дело, начинайте:)


Информацию легче воспринимать в структурированном формате, буду излагать тезисно.

Почему я решил уволиться и уйти в свободное плавание:
- если сначала мне казалось, что быть бизнес - аналитиком это очень круто, да и вообще здорово, быть таким из себя важным, то потом стало казаться, что атмосфера в офисе очень искусственная;
- ты не можешь делать то, что хочешь. Если вдруг ты собирался уйти из офиса в 7 вечера, на тебя начинали смотреть косо, как же так, ведь все еще работают;
- общая атмосфера в офисе такова, что мало кто общается искренне;
- да, конечно можно расти в карьерном плане, но все равно твои возможности ограниченны, выше определенного уровня ты стать не сможешь;
- я не понимал, что хочу в дальнейшем, а офисная работа не способствовала к рефлексии.

В общем, я уволился:)))
Накоплений у меня не было никаких, пара сотен долларов не в счет, так что конечно тем, кто решит пуститься в свободное плавание, лучше иметь какую-то подушечку, хотя бы в пару месяцев стандартного дохода. Но и это необязательно.

В общем, что имеем на этот момент. Молодой человек, полный сил и энергии, хочет творчества, чего-то интересного. Поехали!!!
Я подумал тогда, что мне дорога на телевидение, стать телеведущим, а может и актером (при этом конечно же не имея актерского образования, но мы же все таланты, не правда ли).
В общем, в то время жизнь моя шла по разному, но интересно.

Что было:
- стал участвовать в различных телевизионных съемках, бегать на кастинги;
- подрабатывал съемками в эпизодах сериалов. Платили 100-200 долларов за съемочный день, но таких дней было немного;
- снимался в различных судебных передачах. Платили 1000-4000 рублей за съемку в зависимости от роли и передачи;
- подрабатывал аниматором на детских праздниках. Лучшая роль была Фунтик:)
- снимался в различных телевизионных играх, в одной даже выиграл 87 тыс. рублей
- также учился в телевизионной школе;
- как только просек всю эту телевизионную кухню стал подрабатывать в различных передачах набирая туда людей, массовку различную или подгоняя актеров для различных сюжетов;
- бегал рекламным агентом по школам продвигая услуги образования, в зависимости от результата получалось 2-4 тыс. в день, но это была такая сезонная работа;
- стал по выходным работать преподавателем мастерства публичных выступлений. В воскресенье у меня было 4 группы ребят, получалось в день около 3 тыс. рублей
- стал подрабатывать в компании, которая занималась организацией детских праздников в научном стиле, и понял, что эта тема очень крутая.

работаю в компании, которая организует научные праздники

снимаюсь в различных передачах на ТВ

веду различные мероприятия от праздничных агентсв

В общем, доходы мои в то время были небольшие, случайные, но зато опыта я получал очень много и самого разного, а самое главное, я был никому ничего не должен, был такой фрилансер в поисках дохода.

Но так как мой доход в то время все-таки зависел от других, пришло время задуматься о своем деле.
Чем заниматься я пока еще не понимал, и думал о том, что очень хочется путешествовать.
Что я сделал? Я взял кредит в банке:) Купил фотоаппарат, и поехал в Эфиопию:))))
Вернулся из Эфиопии и через месяц поехал в Иран)))
А вернувшись из поездки в Иран понял, что как же это круто путешествовать, но денег на путешествия уже не было (да и кредит нужно было возвращать)

большая эфиопская семья:)

милые жители

в Иране с приятелем

Мысли стали работать в направлении, как же можно путешествовать, делать это бесплатно, а при этом еще и заработать немного.
- в итоге понял, что нужно организовать поездку самому;
- принял участие в организации поездки в Перу, после 10 дней поездки, туристы улетели домой, а я еще целый месяц путешествовал самостоятельно по Перу и Боливии - было очень интересно;
- далее организовал фототур в Эфиопию.

в Перу с милым животным

возле озера Титикака

Мачу Пичу

В результате подумал, что все это здорово и можно работать в данном направлении, продолжать организовывать поездки, ездить самому и при этом что-то зарабатывать.
Мысль казалась хорошей, и я стал собирать людей на следующую поездку, но параллельно думал и над другими направлениями деятельности, и тут я вспомнил про свой опыт работы в компании, которая занималась организацией праздников в научном стиле и подумал, что ниша довольно свободная и можно также работать и в этом направлении.
Я стал выступать самостоятельно как артист, придумав себе имя сумасшедший профессор Николя, потихоньку количество выступлений стало расти, а новая группа в туристическую поездку набиралась не особо активно, так что на этом этапе я оказался перед выбором:

Сосредоточить все усилия на развитии туристического направления, организуя туры в экзотические страны;
- сосредоточить все усилия на развитии научного шоу.

Так я стал выступать в качестве сумасшедшего профессора Николя


Как нетрудно догадаться, я подумал, что потенциал у научного шоу выше, и два года назад зарегистрировал компанию ООО "Веселая наука", и стал заниматься исключительно развитием научного шоу.

А о том как развивать компанию с нуля и в чем специфика развития научного шоу я расскажу в своем следующем посте:)
Главное, нельзя бояться, нужно просто брать и делать:)