Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение
Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).
Первый вариант
Ход занятия
Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»
Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.
«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»
Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).
«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)
Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.
Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».
Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).
Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».
Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.
Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).
Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.
Второй вариант
Ход занятия
Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»
Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.
«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?
В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.
Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).
Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)
У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)
А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»
Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.
Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».
Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.
Оксана Логвинова
Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе
ТЕМА : «РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ «ДЕТИ ИГРАЮТ »
Программное содержание : продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину , помогая им определить её тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов) .
Материалы и оборудование : картинка «Дети играют » .
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку » .
Она называется «Дети играют » .
Как вы думаете, во что играют малыши на картинке ?».
(Педагог выслушивает ответы детей) . Затем предлагает их вниманию картину , дает возможность рассмотреть её и обменяться впечатлениями.
2. Беседа по картине .
-«Дети из крупных кубов и пластин построили забор. Какого цвета кубы вы видите?
В центре (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.
Перед аркой остановилась (большая синяя грузовая машина) . В кузове (кубики) .
Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шофёру грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)
У забора стоит ещё одна машина. Опишите её. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)
А где шофёр этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»
Физминутка
Мы на плечи руки ставим, Руки к плечам, вращение
Начинаем их вращать. плечами вперёд и назад.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, Руки перед грудью, рывки
В стороны разводим. руками в стороны
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем, Одна прямая рука вверх, другая
А другую вниз опустим. вниз, плавным движением одна
Мы меняем их местами, рука опускается, а другая
Плавно двигаем руками. одновременно - поднимается
А теперь давайте вместе Ходьба на месте.
Пошагаем все на месте.
3. Рассказ
«Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета-зелёных, синих, сиреневых-отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.
Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофёр вовремя доставит его на концерт».
4. Рефлексия.
– Какую картину рассматривали ?
– Что построили мальчики и девочки?
– В кузове какой машины сидел Петрушка?
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно рассматривает сюжетную картинку , отвечает на вопросы по её содержанию, пытается самостоятельно описать изображённое на картине .
Методическое обеспечение : Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада . – М.: Мозайка-Синтез, 2012.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №174 «Росинка»
Конспект
открытой образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
«Рассматривание репродукции картины С. Карповой «В лесу»
во второй младшей группе.
Выполнили:
воспитатель Смолина О.П.
музыкальный руководитель Мансурова Л.Н.
Ульяновск, 2015 г.
Цель:
развитие у детей способности видеть красоту красок природы через
ознакомление с творчеством ульяновского художника Светланы Карповой.
Задачи:
- учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению;
- закрепить знание детей о зиме, как о времени года;
- активизировать и расширять словарь;
- развивать у детей воображение, целостное восприятие картины, память,
внимание;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и русской берёзке.
Предварительная работа:
чтение стихотворений А. Прокофьева «Люблю
березку
русскую»,
В.
Рождественского
«Береза»,
созвучных
картине;
загадывание загадок.
Словарная работа:
зимний лес, заколдовала, сосулька, чудесная, морозный,
белым-бело.
Оборудование:
мольберт,
репродукция
картины
С
Карповой
«В
лесу»,
зимние деревья, снежинки, сказочный персонаж.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию в зимний лес.
В лесу мы с вами познакомимся с картиной художницы С.Карповой «В лесу»
(Дети заходят в группу)
- Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (В лес)
- Правильно, в зимний лес. Давайте полюбуемся. (Ходим и рассматриваем)
- Ребята, а где же картина? Куда же она пропала. Тут, наверное, кто- то
побывал? А это что такое? (Показывает на сугроб. Появляется Снежная
баба).
Снежная баба:
- Здравствуйте, ребята! Угадали, кто я? (Высказывания детей).
- Правильно! Я Снежная баба! А вы что здесь делаете?
Воспитатель: А мы пришли посмотреть на картину!
Снежная баба: А я её заколдовала! Но если вы хотите посмотреть на картину,
то
вы
должны
выполнить
мои
задания.
И
тогда
картина
расколдуется.
(Снежная баба убегает и разбрасывает снежинки).
Воспитатель:
Ребята,
давайте
посмотрим,
что
за
задание
оставила
нам
Снежная баба! (поднимает снежинку, а там загадки).
-Да тут ребята загадки! Давайте попробуем отгадать, может картина тогда
расколдуется. (Высказывание детей) (Загадывает загадки).
Загадки:
1. В шубе летом,
Зимой раздетый. (лес)
2. Зимой и летом
Одним цветом. (елка)
3. Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал. (снег)
4. Белая морковка зимой растет. (сосулька)
5. Летит- молчит
Лежит- молчит
Когда умрет
Тогда заревет. (снег)
(Разгадали загадки, сугроб растаял, появляется картина)
- Ой, ребята, посмотрите, какая чудесная картина! Но нам ее надо спасать от
Снежной бабы, чтоб она ее снова не заколдовала. А для этого нам надо ее
внимательно рассмотреть и рассказать все, что видите на ней.
Эту картину нарисовала художница Светлана Карпова, а называется она «В
лесу». Светлана Карпова живет в городе Ульяновске, как мы с вами.
- Давайте рассмотрим картину и скажем, какое время года изображено на
ней? (Высказывание детей)
- Почему вы думаете, что зима? (На деревьях лежит снег, много снега в лесу,
кругом все белым- бело).
- Вам нравится зима? Почему?
(Высказывание детей)
-
Внимательно
посмотрите
и
скажите,
какое
на
картине
небо?
(Ясное,
голубое) (Высказывание детей)
- Как вы думаете, что можно сказать о воздухе? Какой он? (Холодный,
морозный)
- Ребята, какие деревья на переднем плане картины? (Берёза, ёлка).
- Какие берёзы? (Большие, красивые, на них лежит снег).
- А ствол у берёзы какой? (Белый, с чёрными пятнами)
- Что есть на стволе? (Ветки)
- Ветки какие? (Длинные, тонкие, на них тоже снег лежит)
- А что ещё возле берёзки растёт? (Ёлочка)
- Ёлочка какая? (Маленькая).
- А что есть у ёлочки? (Иголки)
- Какого цвета иголочки? (Зелёные)
- А что же лежит на ёлочке? (Снег)
- Давайте посмотрим внимательно, что вы видите на заднем плане картины?
(Много деревьев)
-
Правильно
ребята.
Деревья
большие
и
маленькие, их
много.
Они
все
покрыты белым снегом. А когда много деревьев как можно сказать одним
словом? (Лес).
- Правильно. Это лес, зимний лес. Поэтому картина называется «В лесу».
- А давайте рассмотрим, что лежит на земле? (Снег)
- Правильно! Снег. Какой он? (Холодный, белый, пушистый).
- Да ребята, снег лежит повсюду в лесу, на деревьях, на ветках, на земле. В
лесу много снега, так красиво кругом, все деревья спят под снегом, они
укрыты белым одеялом, им всем тепло. И они будут спать до весны.
- Вы хотите поиграть со Снежной бабой? Тогда позовём Снежную бабу и
поиграем с ней. (Зовём снежную бабу).
Игра «Снежная баба».
К снежной бабе близко, близко, подойдём,
Снежной бабе низкий, низкий, наш поклон
Мы над бабой посмеёмся ха-ха-ха
Хороша ты, наша баба, хороша
Раз, два, три - нас ты баба, догони! (Игра повторяется 1,2 раза)
Воспитатель: Снежная баба, тебе понравилась у нас? (Да).
-Тогда ты оставайся с нами, сядь рядом и отдохни. Посмотри, как наши дети
занимаются.
- Ребята скажите, что мы с вами сегодня рассматривали? (Картину)
- Как называется картина? (В лесу)
- А кто нарисовала ее? (Художница Светлана Карпова)
- Где же она живет? (В городе Ульяновске)
- Что мы видели на картине? (Высказывание детей)
Правильно
ребята!
Какая
красота
в
лесу.
Кругом
все
белым
бело!
Как
прекрасна наша родная природа!
Природа – это красота и богатство Родины, и ее надо любить, сохранять и
беречь!
Снежная баба: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, выполнили все мои
задания,
и
за
это
вам
я
прочитаю
стихотворение
про
березу.
Хотите
послушать? (Да). А стихотворение называется «Белая береза» и написал С.
Есенин.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках, снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом
Обсыпает ветки, новым серебром!
- Вам понравилось стихотворение С. Есенина «Белая береза». (Да).
Ребята, мне пора, я с вами прощаюсь. До свидания.
(Снежная баба уходит)
Воспитатель: Давайте скажем до свидания Снежной бабе.
На этом ребята наше занятие закончилось, мы с вами возвращаемся в группу.
Татьяна Макрушина
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе
Тема : Мама купает ребенка.
Цель картинке , развивать умение слушать пояснения.
Ход : На картине изображена ванна , в которой сидит маленький мальчик. Мать мочалкой трёт ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Не далеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. Воспитатель упражняет в назывании слов : купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Воспитатель показывает картину и дает детям возможность рассматривать её , прислушивается к их возгласам. Затем говорит : «Это мама, мама купает своего сыночка Ваню. Ваня любит купаться. Катя, покажи ванну. В ванне тёплая вода. Мама трёт мочалкой Ване спину. А что это у Вани? Утка плавает в ванне, большая, жёлтая утка. Ваня хочет поймать утку. Вымоет Ваню мама и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Ваню. Ваня чистенький теперь.»
Тема : Дети обедают
Цель : Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине : научить умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя , расширять словарь, учить рассказывать об изображениях на картинках .
Ход : Воспитатель показывает картинки , рассказывает : На картинке нарисованы дети . Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка) . А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (чашка) . В чашке компот. А это что? (блюдце) . Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня покажи стакан с салфеткой. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые. Затем воспитатель просит отдельных детей рассказать , что делают мальчики и девочки. Что они держат в руках? Что едят? Просит назвать цвет одежды (зеленое платье, красная рубашка) . Упражняются в названии слов тарелка, чашка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.
Тема : Коза с козлятками
Цель : Помочь детям понять содержание картины , охарактеризовать персонажей, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , а при повторном прослушивание активно помогать ему рассказывать .
Ход : Перед детьми картина «Коза с козлятками» . Дети рассматривают её , обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине , предлагает рассмотреть в начале козу , а потом козлят. Рассматривая козу , дети отмечают, что коза большая, с рогами : у неё длинная шерсть, а на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Колокольчик : «Коза наклоняется и колокольчик звенит. Ведет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла» Затем воспитатель, обобщит результаты рассматривания в небольшом рассказе , обращается к картине . Говорит, что рядом с козой гуляют козлята, предлагает детям рассказать про них . Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек, у них весёлые мордочки, тонки ножки, густая шёрстка. Козлята гуляют, играют. Они делают вид, что бодаются и т. д. Завершая, рассмотреть воспитатель предлагает внимания детей рассказ про козу с козлятами. «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик, коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая шерсть пушистая и забавная мордочка. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, передние подогнули и отталкиваются ими друг от друга. Малыши – шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться – то- нечем- рожки не выросли!» воспитатель повторяет рассказ , побуждая детей договаривать отдельные слова.
Тема : Едем на лошадке
Цель : Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины . Внимательно слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , вызвать желание рассматривать картину после занятия .
Ход : Утром до занятия целесообразно предложить детям поиграть : сделать из стульев телегу, запречь в неё лошадку и покататься. Воспитатель предлагает вспомнить, как было весело кататься на лошадке. Со словами «кататься на лошадке» любят все малыши, ставят на мольберт картину . Дети рассматривают её . Им очень нравится эта картина .
Видите, -показывает воспитатель, - дети запрягли лошадку. Она везёт скамеечку. Только это вовсе не скамеечка! Это тележка. Кто же едет в тележке?- Мальчик в красной рубашке. Он держит вожжи. Это он сказал лошадке : «Тпру-у-у» . И она остановилась. – Ещё в тележке сидит очень хорошенькая и весёлая девочка. У неё в руках кукла, завернутая в одеяло. Почему остановили лошадку? Её поят водой. Мальчик что-то говорит ласковое лошадке. Интересно, что мальчик говорит ей? Пей лошадка, пей. Красивую лошадку запрягли дети? Да с пышной гривой и хвостом. Как вы думаете, дети просто катаются или куда-то едут? Наверное, едут в гости, потому что нарядные. Воспитатель предлагает послушать рассказ :
«Решили дети поехать в гости. Они запрягли самую красивую лошадь и сели в телегу. Впереди мальчик в кепочке. Сзади весёлая и очень хорошенькая девочка. У неё в руках малышка в одеяле. Долго ехали. Устала лошадка. ТПРУ стой лошадка! Пора тебе пить! Вова принес тебе целое ведро чистой холодной воды! Пей, лошадка, пей!»
Воспитатель повторяет рассказ , а дети договаривают концовки предложений.
Тема : Петушок и его семья.
Цель : Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами, строками народных поэтических творений. Расширять ориентировку в окружающем.
Ход : Ребята, угадайте, про кого я говорю : Рано встает, деткам спать не дает? Правильно Петушок. А как он голосисто поет (Ку-ка-ре-ку) Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам (появляется Петушок- игрушка) Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, детки! Вы ведь знаете кто я такой? Какое стихотворение про меня можете рассказать ?
Дети : Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка
Ребята, а кого Петушок зовет? Курочку. Давайте поможем ему, позовем громко : «Курочка иди к нам!»
Ко-ко-ко. Петя –петушок ты не видел куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне найти их. Ребята, слышите кто- то пищит. Кто это?
Пи-пи-пи! (цыплята) Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, желтенькие. Какие у них маленькие клювики, крылышки, лапки. Затем воспитатель вместе с детьми ходят имитируют движения петушка, курочки, цыпляток.