Расстрелянные на бутовском полигоне. Бутовский расстрельный полигон. Выстрелы в лесу

12 сентября 2017 года, в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, в Санкт-Петербурге в пятый раз в этом столетии состоится общегородской крестный ход. Традиция идти крестным ходом от нынешнего Казанского собора к Александро-Невской Лавре существовала с 1743 года. В этом торжественном шествии, возглавляемом архиепископом, а позднее митрополитом Санкт-Петербургским, принимали участие десятки тысяч петербуржцев,

После революция эта традиция прервалась и возобновилась лишь в 2013 году, в год трехсотлетия со дня основания Александро-Невской Лавры.

Общегородской Крестный ход по Невскому проспекту отправится от Казанского собора в 11 часов, по окончании Божественной литургии, которую возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Особенностью крестного хода будет, в частности, то, что священнослужители и хоругвеносцы идут в ней не в две линейки, как обычно, а в четыре. Это способствует более быстрому закрытию и открытию движения транспорта по Невскому проспекту. Другой особенностью крестного хода явится то, что многие из участников шествия придут на него с иконами Царя-Страстотерпца Николая II, в знак своего неприятия кощунственного фильма «Матильда».

Праздничные мероприятия на площади Александра Невского начнутся в 12:15. В них традиционно примут участие первые лица города — губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, председатель Законодательсного собрания В.С. Макаров. В торжественной части примут участие ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры ордена Александра Невского. Затем участников праздника порадует концерт, в котором впервые примет участие Петербургский камерный хор Николая Корнева. Праздничные мероприятия продолжатся в Александро-Невской Лавре.

Дню перенесения мощей благоверного князя Александра Невского посвящен фотоконкурс «Крестный ход», организованный Александро-Невской Лаврой совместно с ювелирной компанией «Акимов». Участникам вручат ценные и познавательные подарки и призы.

Наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий призвал петербуржцев прийти на крестный ход:

«Человек, находясь в своей квартире, чувствует себя обособленным, а когда люди собираются вместе, видят, как много рядом единоверцев, согласных в своих гражданских, патриотических и религиозных взглядах. Очень важно, чтобы в этот праздничный и одновременно рабочий день мы могли собрать достаточное количество участников Крестного хода, потому что, если мы перекроем движение по Невскому, а пройдет всего 5-6 тысяч человек, это недостаточно для такого важного мероприятия. Важно, чтобы шествие явило, что Санкт-Петербург - православный город».

Говоря о значении святого князя Александра Невского и о его эпохе, Владыка отметил:

«Если бы мы в то время не противостояли Западу, который шел на Русь с крестовыми походами, благословленными папой римским, то мы поработили бы врагу самое главное - душу народа. С этой точки зрения в конкретных исторических условиях борьба Александра Невского с Западом была борьбой против порабощения души. Своей победой Александр Невский отбил охоту у западных соседей разрушать молодую строящуюся великую Русь. Для нас личность Александра Невского имеет непреходящее значение. Для современных политиков Александр Невский может служить примером, чтобы уравновесить Запад и Восток».

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

  1. Александро-Невский крестный ход проходит ежегодно 12 сентября по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Он является частью общегородского и церковного праздника – Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.
  1. К участию в Александро-Невском крестном ходе допускаются все желающие, внешний вид и поведение которых соответствуют смыслу события и православным традициям.
  1. Участники Александро-Невского крестного хода используют православные канонические иконы. Использование икон с изображением не канонизированных Церковью людей или событий не допускается.
  1. Участники также могут использовать:

Государственный флаг Российской Федерации, исторические флаги Российского государства (например, Андреевский флаг), флаги воинских подразделений и казачьих организаций;

Флаги, эмблемы, майки и символы православных общероссийских и общегородских общественных движений и организаций, флаги ветеранских организаций, организаций спортивной и патриотической направленности, входящих в Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга.

  1. Расписание и маршрут:
  • 12 сентября богослужения в храмах Санкт-Петербургской епархии совершаются по следующему распорядку:

9:00 - начало литургии в Казанском кафедральном соборе;

10:00 - начало литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры;

В прочих храмах совершаются ранние Божественные литургии . Узнавайте расписание в своем храме.

  • По окончании Божественных литургий крестные ходы проходят по следующим маршрутам:

11:00 - большой крестный ход с Казанской иконой Божией Матери : Казанский собор - Невский проспект - площадь Александра Невского;

12:00 - малый крестный ход с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского : Троицкий собор Александро-Невской Лавры - площадь Александра Невского.

Крестные ходы соединяются на площади Александра Невского, где у раки Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери служится праздничный молебен.

  1. Крестный ход - это не самочинное шествие, а вид церковного богослужения, поэтому, участвуя в нем, нужно не забывать о нескольких важных правилах:
  • если вы не можете пройти весь маршрут и хотите присоединиться к крестному ходу позднее, когда он уже начался, то не стоит обгонять идущих или идти отдельно. Дождитесь, когда пройдут хоругвеносцы и священнослужители, а затем присоединяйтесь к колонне;
  • крестный ход – это молитвенное шествие. Желательно для крестоходца участвовать в общем молитвенном пении, или хотя бы не мешать молящимся посторонними разговорами;
  • будьте внимательны к идущим рядом. Если вам или вашим сомолитвенникам станет плохо, обратитесь за помощью к добровольцам из молодежной добровольческой службы;
  • маршрут крестного хода достаточно продолжительный – 4,5 км. Время в пути - около часа. Заранее продумайте, какую часть маршрута вы сможете преодолеть без ущерба здоровью. Помните, что главное, это духовная польза от совместной молитвы, а не количество пройденных километров;
  • подумайте, какую удобную, по возможности непромокаемую, обувь надеть, чтобы ваши ноги не устали. Если прогноз погоды будет неблагоприятным, лучше взять с собой дождевик, а не зонт;
  • не забудьте взять с собой необходимые вам лекарства.
  1. Запрещается участие в Александро-Невском крестном ходе лиц находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Любые публичные действия во время крестного хода, противоречащие духу и смыслу праздника, не допускаются. Не проводится публичная политическая агитация, не используется символика политических партий. Не допускаются любые лозунги, флаги, флайеры или иные агитационные предметы, содержащие призывы к национальной или религиозной розне.

October 2nd, 2013 , 11:58 pm

Если бы можно было представить себе ландшафт в некоей зримой ретроспективе, например в кино, то огромное число уголков именно нашей родины в течение последних 100 лет изменилось настолько и такое количество раз, что было бы непросто поверить в то, что это— один и тот же ландшафт. Речь, безусловно, не идет о тех случаях, когда изменения вызваны чем-то естественным: ростом города, строительством плотины и тому подобным. Речь о том, когда и изменений-то особых не происходит, однако с течением времени ландшафт делается совершенно непохожим на себя. Сам на себя неналожимым. Прежде всего по духу. Это, конечно, связано с драмой нашей истории, ибо тот же Соловецкий монастырь — это нечто совершенно противоположное Соловецкому лагерю особого назначения, размещавшемуся в его же стенах. Таких «перевоплощений» по стране — сотни. Нет нужды далеко ездить, чтобы в этом убедиться. Но одно место потрясает особенно — это Бутовский полигон километрах в семи на юг от современной Московской кольцевой дороги.

Здесь — прекрасное по своим ландшафтным возможностям место, не случайно оказавшееся в том венце усадеб, которым некогда окружена была старая Москва. Эта усадьба звалась Дрожжино. Парк, пруды, барский дом, конный завод, ипподром. Ее хозяин, И.И. Зимин, был коннозаводчиком. Управлял же имением его племянник, Иван Леонтьевич, жена которого, С.И. Друзякина, была певицей в опере и в свое время считалась одной из лучших исполнительниц партии Татьяны Лариной. Усадебный дух! Дух парка, сада: оранжереи, желтый песок, особенно любимые в подмосковных усадьбах белорозовые маргаритки и, конечно же, забавы. Слон, пущенный в парк для развлечения гостей, обезьянки, лошадки-пони из зверинца помещика Н.О. Сушкина, жившего в недалекой Щербинке. Постоянные наезды гостей из Суханово (имения Волконских), из Астафьево, катание на лодках, фейерверки, танцы дрессированных лошадей на круглой поляне...

Ну а потом — будто скукожилась и прогорела пленка, и— изображение блекнет, блекнет, пока вдруг не возникают какая-то понурая деревня, неухоженный парк, люди в фуражках...

Барский дом уже исчез, но что-то еще узнаваемо: вот конюшня, лошади... А потом снова — провал, скукоживание пленки, ибо метаморфоза неокончательна — бывшему имению Зиминых суждено было стать даже не сельхозколонией ОГПУ, а жутким местом, где всякий дух жизни вытравлен, где смерть торжествует во всей своей голой неумолимости: засекреченным, нигде, ни в каких архивах не значащимся Бутовским расстрельным полигоном.

Выстрелы в лесу

В 1934 году из Екатерининской пустыни, незадолго до этого превращенной в тюрьму (впоследствии известной как Сухановка — секретная политическая тюрьма НКВД), в Дрожжино на десяти подводах привезли зэков.

Жителей деревни, прилегавшей когда-то к усадьбе, почти всех выселили в поселок Подсобное хозяйство, обслуживающий Дом архитекторов «Суханово», разместившийся в имении Волконских. Ну а зэки обнесли два гектара леса колючей проволокой и внутри, на месте, где прежде были яблоневый сад и кусок парка, сделали еще одну выгородку: тогда там ни забора не было, ничего — проволоку так и вели по деревьям, она в двух местах, впившись в кору, сохранилась и сегодня. Оставшимся жителям Дрожжино и близлежащего Бутово было объявлено, что здесь будет стрелковый полигон НКВД. Ну, полигон — и ладно. Время было — не для вопросов. Тем более к такой организации.

И вот с конца 1935-го на полигоне стали раздаваться выстрелы. Потом — весь 36-й, 37-й, 38-й... Бывало, стреляли по многу часов подряд. Иногда вроде крики доносились, один раз будто бы даже женский: «Не трогайте меня, не трогайте меня!» На рассвете… Родители, отпуская детей в школу, запрещали им проходить мимо полигона, говоря, что это «скверное место». Конечно, кое о чем они догадывались, да и как не догадываться: почти все работали в НКВД — кто в столовой, кто извозчиком, кто истопником, кто шофером. Был там, в Дрожжино, мужик, дом у которого, прежде чем все обнесли колючкой, стоял прямо на территории полигона. Так вот он в спецзоне работал, по вечерам…

И все его звали Федька-палач. Хотя он палачом не был. Он на экскаваторе работал. И он-то уж точно знал, почему это место «скверное». Потому что каждый день здесь сотнями расстреливали людей. А он их землей присыпал с помощью бульдозерного ножа, которым был оборудован его экскаватор «Комсомолец». Ну и новые рвы копал — глубина 3 метра, ширина — 4, а длина — хоть 100. Так что по сравнению с тем, что другие знали-видели раз-другой, мельком, возвращаясь с ночной электрички, — проносящиеся мимо «воронки», крытые «автозаки», — он, можно сказать, знал почти все. Но никому не обмолвился ни словом…

Трава забвения

Сейчас уже все умерли — и свидетели, и исполнители. Поэтому так трудно было обнаружить эту «расстрельную зону», так трудно восстановить списки погибших там… После смерти Сталина полигон закрыли. Внутреннюю зону огородили глухим забором с проволокой, посадили охрану с автоматами и собакой и на долгие годы как бы закрыли на ключ. До этого, правда, чтобы провалы на месте рвов были не так видны, туда свозили с городских свалок мусор — заравнивали. Поселочек Дрожжино, ничего общего уже, конечно, не имеющий с бывшей усадьбой Зиминых, постепенно «отключился» от зоны, зажил своей собственной жизнью. Те же, кто знал, — молчали… Одни — потому, что глотнули страху, который навеки замкнул им уста. А другие—в Москве, на Лубянке,—молчали потому, что знали и другое: чтобы память умерла, нужно время. Много времени.

Потом вокруг зоны вырос дачный поселочек НКВД, в котором, правда, поначалу не разрешали строить дома выше одного этажа и с подвалами. Но потом и это забылось, по краям поселка выросли особнячки, клубника пошла, смородина, гаражи, насущные вопросы — и постепенно закрытая территория за забором, в щели которого виднелись только деревья да глухая трава, перестала занимать людей.

Характерно, что в годы хрущевской «оттепели» очень многое открылось. Все, разумеется, не могло открыться — тогда бы и сам Хрущев, и большинство власть предержащих оказались бы повязанными общим кровавым делом. Но очень многое всплыло. Из лагерей вышли люди, которые поведали страшную правду о ГУЛАГе. Однако название «Бутово» так нигде ни разу не промелькнуло…

Из всех, кто по ошибке или по формальной оплошности в оформлении его «дела» не был расстрелян в ту же ночь, как его сюда привезли, действительно избежал расстрела только один человек. В то, что он уцелел, почти невозможно поверить, но это факт. А травой забвения оказалась сорная трава — борщевик, который так буйно разросся в запретной зоне, что общественники из комиссии по делам необоснованно репрессированных, впервые ступившие на ее территорию (а случилось это только в июле 1993 года), оказались буквально в джунглях: несколько старых деревьев напоминали, что когда-то здесь был парк, да земля под ногами странно бугриста. Не так изначально была уложена Господом эта земля. Тогда об этом месте почти никто ничего не знал.

«Спецобъекты» НКВД

В рассекречивании Бутовского полигона не обошлось без журналиста: им оказался А.А. Мильчаков, сын репрессированного первого секретаря ЦК ВЛКСМ А.И. Мильчакова. Он начал исследования по массовым захоронениям задолго до того, как тем же вопросом официально занялся КГБ. Домыслов он не строил, а исходил из самой логики происходящего: с 1918 года в Москве беспрерывно расстреливали людей. Но если поначалу Донского крематория и окраин московских кладбищ кое-как хватало, чтобы хоронить этих несчастных, то в годы массового террора, порожденного ежовскими постановлениями 1937 года, «кладбищенское хозяйство Москвы», как это принято говорить, справиться с поступающим количеством трупов уже не могло. А значит, должны были существовать специальные кладбища или места расстрелов, где закапывали прямо на месте.

Мильчаков «нащупал» к югу от Москвы треугольник Сухановка — «Коммунарка» (бывшая дача наркома НКВД Ягоды, позже — место массовых расстрелов и захоронений) — Бутово. И в своем телерепортаже даже назвал эту «зону» Бутовским расстрельным полигоном. Видно, тогда еще были живы свидетели, которые проговорились хотя бы о названии. И хотя ворота ему, разумеется, не открыли и снимать ему пришлось, по сути дела, только забор, репортаж тот сыграл важную роль. Потому что в это же самое время в органах безопасности тоже были созданы группы реабилитации, которые занимались поиском мест массовых захоронений 1930—1940-х годов. Дедуктивным методом работники группы реабилитации тоже сошлись на целесообразности «проработки» южного направления — именно Бутово и «Коммунарки». И даже выезжали на места для опроса населения. Но что удивительно — в недрах своего ведомства никаких следов они очень долго не могли обнаружить. Ни одного документа, ни одного приказа, хотя бы косвенно подтверждающего существование спецобъекта Бутово! И только в конце 1991 года в архиве Московского управления КГБ были обнаружены неизвестные ранее и нигде не зарегистрированные материалы. Точнее — 18 томов дел с предписаниями и актами об исполнении приговоров о расстрелах 20 675 человек с августа 1937 по октябрь 1938 года. На документах стояли подписи начальника управления НКВД по Москве и Московской области И.Д. Берга (расстрелян 7 марта 1938 года) и его заместителя М.И. Семенова (расстрелян 25 сентября 1939-го).

Один из «ветеранов» НКВД, фамилию которого могущественное ведомство открывать не захотело, удостоверил их подписи и подтвердил наличие «спецобъектов» в Бутово и в «Коммунарке». В «Коммунарке» хоронили политическую «верхушку», партийных оппозиционеров, старых большевиков, деятелей Коминтерна и братских партий, членов правительства и так далее. В Бутово же расстреливали и сваливали во рвы приговоренную «тройками» к расстрелу «низовку». Народ…

Братская могила

В бутовской земле лежат все: люди разных возрастов, разных национальностей и вероисповеданий, разных занятий — от блестящих ученых и богословов до кустарей и подмастерьев. Бывшие сотрудники НКВД здесь соседствуют с трижды раскулаченными и под конец расстрелянными крестьянами. Здесь лежат и латышские стрелки — опора Ленина в 1918 году, — поголовно истребленные в конце 30-х, и романтики-коммунисты, приехавшие «строить социализм» откуда-нибудь из Германии или Южной Африки. Здесь — тысячи бывших «каналармейцев», воплотивших грандиозный проект соединения Москвы-реки с Волгой и уничтоженных сразу после того, как канал был построен и миллионное население Дмитлага стало ненужным стране. Здесь и все «бывшие» — предприниматели, офицеры и вообще, так сказать, «привилегированные классы». Но здесь — и рабочие. Здесь — и художники. Трудно поверить — одних художников 100 человек! Здесь люди совсем простые и всесторонне одаренные, подлинный цвет России. Скажем, Председатель 2-й Государственной думы Ф.А. Головин, московский генерал-губернатор В.Ф. Джунковский, обладатель семи высших боевых наград генерал Б.И. Столбин, духовный композитор М.Н. Хитрово-Крамской, иконописец граф В.А. Комаровский, митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), лицо которого даже на последней, тюремной, фотографии поражает своей духовной силой, здесь — яркий церковный мыслитель епископ Арсений Жадановский, представители дворянских родов Тучковых, Гагариных, Шаховских, Оболенских, Олсуфьевых, Бибиковых... И еще — несметное число людей совсем простых, с фамилиями далеко не литературными, подвернувшихся машине террора в силу самых разных жизненных обстоятельств. Скажем, Петров Виталий Александрович. Работал вольнонаемным на строительстве канала Москва—Волга, арестован в возрасте 36 лет за то, что, будучи 20-летним, через китайскую границу пытался бежать с другом в Харбин, а оттуда в Америку... Попытка бегства не удалась, знакомый китаец препроводил их через границу обратно. Он женился, стал работать... Мог ли он знать, что через 17 лет его настигнет статья 58-10 («шпионаж») и он с приятелем Николаем Бухваловым будет осужден и расстрелян в Бутово? Разумеется, не мог. Как и большинство здесь расстрелянных.

Семья Пресновых из подмосковного села Крылатское в полном составе (6 человек) угодила под расстрел за то, что их дом, да и окрестности на живописном берегу Москвы-реки приглянулись немцу Эрнсту Шуле, работавшему в посольстве Германии, который снял часть их дома как дачу.

В Пирочах, что под Коломной, дело было уже посерьезнее: тут натуральный открылся заговор. Деревня издавна считалась одной из самых богатых в округе. Часть ее жителей уже была «раскулачена» в начале 30-х и даже отбыла ссылку. Естественно, отношение к советской власти у крестьян было соответствующее. В Коломенский райотдел НКВД вызвали председателя пирочского сельсовета и допросили с «пристрастием». За 2 дня допросили 5 раз, грозили револьвером. В результате председатель дал-таки показания на десятерых односельчан. Те, в общем-то, и не скрывали своих настроений: «Колхозники — те же крепостные, работают они не на себя, а на дядю, работают помногу, а получать — ничего не получают, сидят голодные и холодные» (из протокола допроса крестьянина И.М. Минаева). «Колхозы — это та же барщина.... Крестьяне увидят облегчение только тогда, когда не будет большевиков и советской власти» (из протокола допроса крестьянина Е.В. Симакова). Мгновенно было «сделано» дело о контрреволюционной крестьянской группе села Пирочи. Через 20 дней после первых арестов дело слушалось тройкой Московского управления НКВД. Всех десятерых ждал расстрел. Приговор был приведен в исполнение уже на следующий день после заседания «тройки»...

А.Ф. Бородина, бывшая монахиня Всехсвятского монастыря, была домработницей в семье врачей, работавших на строительстве канала Москва—Волга. Стала посещать церковь, что не понравилось ее хозяйке. Та написала на нее донос, прося милицию известить ее загодя о принятом решении, чтоб она «заранее могла взять себе сразу другую работницу». На допросах Бородина призналась, что она человек религиозный, но категорически отрицала контрреволюционную агитацию. Расстреляна в Бутово 14 сентября 1937 года.
Ошибка наборщика, ставшая хрестоматийным сюжетом литературы и кино, стоила жизни наборщику 1-й Образцовой типографии Д.Г. Ларюкову. «В феврале мес. 1937 г. он допустил грубую ошибку, в заводской многотиражке набрал: «очистить Советский Союз от Советской нечисти» вместо «троцкистской нечисти». Расстрелян в Бутово 25 ноября 1937 года.
Даже самые высокие чины и самые нужные стране знания не спасали человека. Расстреляны в Бутово альпинисты, особенно имевшие контакты с иностранными инструкторами. В том числе: участник Памирского похода 1936 года Г. Розенцвейг (врач, альпинист), А. Гланцберг, военный инженер 2-го ранга, начшколы альпинизма РККА, М. Фриновский, командарм 1-го ранга, заместитель наркома внутренних дел — один из организаторов армейского альпинизма...

Пляска смерти

Художник Роман Семашкевич был арестован накануне персональной выставки, и вместе с ним навсегда исчезли подготовленные к развеске одетые в рамы картины. Его жена искала их всю жизнь, но так и не нашла. И сейчас отыскать картину Семашкевича — это большая удача. Но вот кое-какие записи его, в том числе и письма к жене, остались. В одном он пишет: «На дороге деревня-сказка. Миллион ландшафтов! Дом, люди, и у каждого пара чистых, совершенно прозрачных глаз. (...) Нет слов выразить то, что я вижу. Выжал краски на тарелку (нет палитры). Несчастные, они лежат, ждут воплощения и исчезновения. Я живу. (...) Мы же, художники — рыцари».

А вот отрывок из автобиографии его товарища, Александра Древина, тоже расстрелянного в Бутово: «Что может быть для художника более необходимым, как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа...» Даже из пары строк видно, какие рыцари искусства пали под пулями… Но как бы ни жить, что бы ни чувствовать — быть известным художником или оставаться существом совершенно незаметным, — не имело никакого значения. Террор 1937—1938 годов не оставлял вне возможного обвинения ни одного человека, находящегося на территории СССР. Кроме, пожалуй, одного…

Вообще, говоря о терроре 30-х, видимо, пора отказаться от термина «политические репрессии»: он далеко выходил за рамки политики и ему давно нужно подыскать другое определение. Некоторые исследователи говорят о «саморазгоняющейся машине» террора. Действительно, на первых порах в работе НКВД есть и отчасти утешительные даже черты машинности. Все-таки машина слушается человека. У нее есть профиль-задание, есть свои КПД, мощность, нормы выработки, результаты работы. Но когда речь не идет больше ни о кубометрах земли, ни о тоннах золота, а только о количестве подписей — «расстрел», «расстрел», «расстрел», — тут уже дело в зле, как таковом, мировом зле, вырвавшемся из-под контроля. К сожалению, в человеческой истории такие вулканические выбросы случаются…

И если продолжать о Бутовском полигоне — что, мол, там было? То дать ответ сложно, потому что мест, где смерть с таким азартом отплясывала бы свою адскую пляску, немного. А с другой стороны — и «интересного», прошу меня простить, — ничего, потому как зло, оно бесплодно. Творчество, гениальность, самопожертвование — вот загадка. А здесь — что? Барак, куда привозили заключенных. Домик, где ждали своего часа приговоренные. Рвы. Тринадцать рвов, доверху заполненных, как грязью, мертвыми людьми. Экскаватор. В общем, по протяженности — километр рвов. Можно высчитать объем и количество трупов, «необходимых», чтоб этот объем заполнить. Есть еще какие-то ямы в лесу.

Конечно, здесь не 21 тысяча человек лежит. Просто про них нам известно. А про всех остальных — нет. Немота. Прятание документов, оружия, людей, любой правды — всего. А потом все эти «двойки», «тройки», обезьянья имитация правосудия и кропотливейшая сверка личности перед расстрелом: точно ли того привезли? «Автозаки», в которые набивали по 50 человек и по дороге подтравливали выхлопным газом, чтоб не вздумали трепыхнуться (выдумал это, видимо, И.Д. Берг, показания такого рода были в его деле, но сейчас — исчезли). Или попросту били. Существовал такой специально обученный гад, у которого профессия была — избивать людей перед казнью, чтобы не вздумали бежать. А то вдруг приговоренный к расстрелу — убежит? На Севере начальник конвоя на нервной почве 5 дней пил, а потом лично перестрелял весь этап — 1 110 человек.

Расстрельщики — особая дьявольская порода: все были офицеры, проверенные еще с Гражданской. Водка у них была всегда. Выпьют — и вперед — лично из своего нагана в затылок...

В Бутово их работало четверо. Но вот, скажем, 28 февраля 1938 года на полигоне расстреляли 562 человека. Трудно представить, чтобы каждый так вот, «в затылок», убил больше 140 человек. Значит, либо подмога была, либо автоматы. Сейчас выясняется, что постоянных расстрельщиков на всю Москву было всего 12 человек. Все они не дожили, собственно, до старости. В основном спились. Один повесился. Один сошел с ума. И только один — ничего. Отработал, вышел на пенсию. Вид имел сельского учителя, почти добродушный: очки, усики… Говорят, за годы работы лично расстрелял 10 000 человек…
Впрочем, цифры такая вещь — в конечном счете они перестают и убеждать, и даже пугать.

Воскресение

Сейчас в Дрожжино, в бывшей разведшколе КГБ, открыта воскресная школа в честь новомучеников и исповедников российских, где работает небольшой центр по увековечению памяти всех расстрелянных в бутовской «зоне» людей. Издано 6 книг памяти, где о каждом из 21 тысячи расстрелянных сообщены по возможности полные сведения, собранные в результате многолетней и многотрудной архивной работы. Возглавляет все это отец Кирилл, когда-то приехавший в Бутово молодым геологом взглянуть, где похоронен его дед, священник Владимир Амбарцумов, а в результате сам ставший настоятелем храма. И, в общем, деятельность всех причастных к Бутово людей — будь то архивная работа Лидии Алексеевны Головковой или обобщающая огромный массив собранных материалов «компьютерная мастерская» Александра Назарикова — оказалась так или иначе связана с церковью. Потому что без веры в жизнь после смерти, без разделения Добра и Зла и без веры в то, что Добро в конце концов восторжествует, — вся эта работа во многом бессмысленна. Потому что тогда и книги эти, и интернет-сайт будут просто огромным реестром мертвых людей.

Лидия Алексеевна Головкова — автор очень интересных статей по Бутово — бывший художник. За разговором я спросил, как получилось так, что она оставила любимое прежде дело и стала архивариусом, сотрудником богословского института и какой вообще в ее работе смысл — исторический или религиозный?

Она задумалась.
— А помните был философ Николай Федоров? У него странный был идефикс: добиться человеческими силами воскресения мертвых. Во плоти. И я, читая его, все думала: какой же это ужас получится… А теперь смотрю на Сашу Назарикова, слушаю, как он о митрополите Серафиме (Чичагове) как о живом рассказывает и фотографии его показывает — вот он еще в армии, а вот уже сменил мундир на церковное облачение... И хочет, чтоб я им прониклась, полюбила его — и в величии земной славы, и лишенного всего, в Бутырской тюрьме, но не сломленного — и понимаю, что вот это и есть человеческое воскрешение по-федоровски.

А церковь молится не только о Воскресении к жизни вечной, но о Воскресении к свету душ заблудших и погибающих, искушенных злом. И о Воскресении в людской памяти подвига душ сильных и светлых, испытанных злом и даже истерзанных, — но не сломленных, святых душ. Без этого мрак не рассеется над Бутовским полигоном и ландшафт не просветлится.


Из жизнеописания священномученика митрополита Cерафима

Митрополит Серафим, расстрелянный в возрасте 81 года, происходил из старинной дворянской фамилии, тесно связанной с историей российского флота. Прадед его — знаменитый адмирал В.Я. Чичагов, один из первых исследователей Ледовитого океана, дед — морской министр России П.В. Чичагов, видный участник войны 1812 года. Первоначально и будущность родившегося в 1856 году потомка прославленного рода связывалась с военной карьерой. Он получил образование в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии, возвратился Георгиевским кавалером с Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и начал литературную деятельность — сначала как военный историк. К этому времени относится его знакомство с протоиереем Иоанном Кронштадтским, в духовном послушании которого он находился 30 лет. Внутреннее преображение, вызванное этим знакомством, привело к тому, что в 1891 году полковник Леонид Михайлович Чичагов совершил невероятное: подал в отставку и объявил о своем желании стать священником. Это решение вызвало шок у всех его близких, в том числе и у жены, но он не отступился от своего решения. Подготовка к принятию сана сочеталась у него со страстным желанием помогать ближним. Он начал осваивать медицинскую науку (лечение травами) и даже изложил свое учение о здоровье в «Медицинских беседах», вышедших в 2-х книгах. В 1893 году Л.М. Чичагов был рукоположен в сан священника и начал службу в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове. Через два года умерла его любимая жена, и он, вступив в монастырское братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, был пострижен в мантию с именем Серафим. Началась его литературная работа в области церковной истории: написанное им житие старца Серафима Саровского оказало решающее влияние на канонизацию старца как святого. Проповеди его были настолько проникновенны, что даже в то время записывались: в Кишиневе в 1911 году вышел сборник его проповедей — бесед и речей, в которых изложено его понимание человеческой свободы и Божественной благодати, — смелый и мудрый образец православной мысли. После Поместного Собора Русской Православной церкви 1917—1918 годов преосвященный Серафим был возведен в сан митрополита, однако назначенное ему служение в Варшаве не смогло исполниться из-за начавшихся революционных событий. Он остался в Москве и служил в разных храмах. Современники отмечали доброту его сердца, всегдашнюю готовность откликнуться на нужды ближних. Он сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией, хорошо рисовал, занимался иконописью: в московской церкви во имя Пророка Божьего Илии, что во 2-м Обыденском переулке, можно видеть замечательный образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. В 1922 году последовали первый его арест и высылка на 4 года на жительство в Архангельск. В 1927 году владыка Серафим признал власть митрополита Сергия (Старгородского) и через год был назначен на Ленинградскую кафедру. Пять лет пришлось ему противостоять «обновленческой деятельности», поощряемой партией, и бороться за подлинную церковь. В 1933-м митрополит Серафим был удален на покой. В ноябре 1937 года он был арестован на подмосковной даче и 11 декабря расстрелян и захоронен в одном из тринадцати бутовских «рвов».

Из жизнеописания священномученика отца Владимира Амбарцумова

Владимир Амбарцумович Амбарцумов окончил Московский университет в роковом для России 1917 году. Он был талантливым физиком, и его могла ждать блестящая карьера как за границей, так и в тогдашней России. Однако он решил оставить научную деятельность и начал зарабатывать на жизнь частными уроками, а сам вместе с женой целиком ушел в деятельность студенческого христианского кружка. В Кречетниковском переулке нашли брошенный дом, который студенты привели в порядок, где и поселились Владимир Амбарцумов с семьей и наиболее активные члены кружка. Здесь проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В начале 1920-х годов студенческое христианское движение набрало силу во многих городах России. Амбарцумов, сам основавший в разных городах несколько кружков, стал председателем Центрального комитета российских христианских студенческих кружков. В 1925 году кружки были запрещены и вслед за запретом немедленно последовали репрессии. Как-то раз Амбарцумов ночевал в доме Н.Е. Пестова, куда с ордером на обыск и арест пришли сотрудники ОГПУ. Чекист, проводивший обыск, не знал, что перед ним председатель студенческого движения; он продержал его всю ночь и рано утром отпустил, арестовав только хозяина квартиры. Владимир Амбарцумович пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет— шли обыски. Проходив по городу до открытия парикмахерских, он сбрил бороду, усы, постриг волосы, а затем сменил пенсне на обычные очки. После этого случая он полностью перешел на нелегальное положение — уволился с гражданской службы и не имел постоянного места жительства...

В 1927 году в городе Глазове он был рукоположен в сан иерея, а в 1929-м назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Но время его открытого служения церкви, «неподпольной» жизни и счастливого общения со своими детьми было недолгим. В 1932 году последовали арест и продолжительные гонения. Лишь в 1934-м он вернулся в Москву и устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино.

В ночь с 8 на 9 сентября 1937 года за ним пришли. Дети собрали отцу кое-какие вещи и положили их в наволочку. Когда он вышел из дома, дочь, провожавшая его, сорвала в саду и подала отцу яблоко. «Не надо», — отрезал сотрудник ОГПУ. Он, видно, знал, что забирают на этот раз не для того, чтобы отпустить. 5 ноября 1937 года отец Владимир Амбарцумов был расстрелян в Бутово.

Отец Кирилл: «Бутово должно стать местом памяти»

«...После того как Церковь узнала о том, что на Бутовском полигоне погибло много священнослужителей — это было весной 1994 года, — возникла необходимость строительства на этом месте храма. Не потому, что мы знали, что многие погибшие здесь за веру будут потом прославлены как святые, а потому что это вообще в традициях православия. Причем эта мысль была высказана как Святейшим, так и мэром Москвы. Но в это время и Святейший, и Ю. Лужков занимались строительством Храма Христа Спасителя — было ясно, что еще на один храм их не хватит. И тогда родственники пострадавших на полигоне попросили у Патриарха разрешения создать общину, чтобы самим заняться строительством храма. Община была создана в конце 1994 года. Я был избран председателем приходского совета, или, попросту, старостой. По нашей просьбе Святейший обратился в ФСК (теперешнее ФСБ) с просьбой о выделении в Бутово земельного участка под строительство храма. Никто не думал, что нам отдадут полигон, и тем более центральную часть, поэтому формулировка была именно такая. Неожиданно быстро в патриархию позвонили из администрации Московской области и предложили обсудить этот вопрос. Переговоры проводил владыка Арсений, теперешний архиепископ. Я присутствовал. Два чиновника из администрации Московской области поинтересовались: зачем вам это? Когда им было объяснено, что здесь пострадало много священнослужителей и вообще много известных людей, один из них сказал: «Тогда возьмите лучше «Коммунарку», там такой хороший лес...» Владыка Арсений сказал: «Нет. Здесь пострадали конкретные люди, родственники которых живы до сих пор…»

Неожиданно быстро эти вопросы разрешились. При этом было решено, что в Бутово будет открыт храм, куда люди смогут приходить молиться — потому что здесь земля освящена кровью священномучеников. Как только территория была передана Русской Православной Церкви, она стала открытой для всех. Ибо даже тогда, когда чекисты признали, что это зона массовых захоронений, они разрешили доступ сюда только по выходным дням. Затем был построен храм по проекту архитектора Дмитрия Шаховского, чей дед, священник Михаил Шикт, тоже здесь расстрелян.

В 1997 году на средства Московского правительства в Дрожжино была практически заново построена дорога от Варшавского шоссе. Сюда был пущен автобус, налажено рейсовое сообщение. Этот рейс был организован именно для того, чтобы люди приезжали на место захоронения, и сейчас этим автобусом пользуются все, хотя расписание его приурочено к расписанию богослужений. Так или иначе это место стало достижимым, доступным. В начале 1997 года по благословению Его Святейшества было произведено вскрытие одного из рвов и впрямую доказано, что это — место массовых захоронений расстрелянных. И в 2000—2001 годах, опять же на средства Московского правительства, были проведены проектно-изыскательские работы с целью точного нахождения рвов. Их обнаружено тринадцать. После этого, собственно, и возникла мысль, чтобы всю эту территорию сохранить как памятник. Для начала пришлось остановить строительство здесь, в Дрожжино, микрорайона из нескольких многоэтажных домов, коммуникации которых вообще планировалось проложить через южный ров. После того как план отменили, было принято решение о сохранении этого места как исторического памятника.

К 2007 году был построен и освящён православный Храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

На территории Бутовского полигона размещены стенды с поимённым перечислением 935 расстрелянных служителей и прочих членов Русской Церкви.

Бутово должно стать местом памяти не только тех, кто был расстрелян здесь, но и всех невинно убиенных, репрессированных, погибших в лагерях на территории бывшего СССР. Ибо для людей, родственники которых сидели в Колымлаге или в Казахстане, нереально туда съездить. А это место около Москвы смогут посетить очень многие люди со всей России. Поэтому Бутово могло бы стать местом памяти всех пострадавших. Тут должны стоять какие-то памятные знаки... Какими они будут — это уже относится к углубленной разработке проекта музея памяти. Возможно, это найдет стихийную форму для воплощения. Так что мы не будем сейчас думать об окончательном виде Бутовского мемориала. Каким он будет — покажет время... Но все, что происходит здесь, не только в православных, но и в очень русских традициях...»

Бутовский полигон был организован в 1935 году как стрельбище НКВД территорией 2 км. кв. Окруженный глухим забором, он был идеальным местом казни. Кладбища Москвы не вмещали такого количества убитых, поэтому хоронили как слоеный пирог - расстреливали в линейку возле рва, упавших присыпали землей, сверху вторая партия. Рвов на территории 13 штук, не менее 300 метров каждый.

Самому младшему, Мише, было 13 лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки».

Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек. В раскопе площадью в 12 кв. м. специалисты обнаружили останки 149 человек.

Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, - по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», - рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа.

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками - ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года). В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.

Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие - фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря. Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Сейчас здесь два храма - деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, - рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули - все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками. Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, - считает протоиерей Кирилл Каледа. - Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».

Из результатов документальных исследований, выполненных Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав жертв политических репрессий, выяснены обстоятельства казней на Бутовском полигоне за период с августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Всего за указанный период было произведено 20 765 расстрела, по именам установлено 20 тысяч человек. На 2003 г. не реабилитированными остаются 5595 человек (27 %). За годы ВОВ результатов нет. Захоронения производились без уведомления родственников и без церковной или гражданской панихиды. Родственники расстрелянных стали получать свидетельства с указанием точной даты и причины смерти только с 1989 г.

Вообще в Москве было два основных полигона - Коммунарка и Бутово. В Коммунарке расстреливали высокопоставленных чиновников, аристократию, партийную верхушку (знаменитый 17 кровавый съезд партии, почти весь казненный в 37 году (из 56 членов съезда в живых осталось только 2) был убит именно там). Остальных привозили в Бутово и кончали. Своеобразный рекорд полигона - 582 расстрела - приходится на 28 февраля 1938 года.

Как добраться до Бутовского полигона

До полигона можно доехать от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского». Непосредственно до полигона доезжает автобус № 18. Этот автобус ходит, начиная с 6-20, с интервалом ровно в час. Последний автобус отправляется от метро в 20-20. В качестве альтернативы можно добраться от метро на любой маршрутке, которая идет по варшавскому шоссе. Нужно будет выйти у поворота на полигон (ориентир - эстакада над «Варшавкой»), перейти по подземному на противоположную сторону шоссе, и далее пройти по аллее Березовая около 800 метров.

Территория захоронений открыта ежедневно с 8 утра до 8 вечера. При храме действует экскурсионная служба. Группы паломников принимаются ежедневно при условии предварительной договоренности. Кафе в непосредственной близости от мемориала отсутствуют, однако по предварительной договоренности возможно пообедать в трапезной воскресной школы. При храме также действует мемориальный центр «Бутово», в котором можно получить консультацию по поиску репрессированных родственников.

Бутовский полигон называют Русской Голгофой. Именно здесь в 1930–1950-е гг. были невинно убиты десятки тысяч людей. Только в период так называемого большого террора, с августа 1937-го по октябрь 1938 г., здесь были расстреляны более 20 000 человек. В Бутово погибли тысячи священнослужителей – от простых диаконов до иерархов Церкви. Одним из самых знаменитых бутовских мучеников был митрополит Петроградский Серафим (Чичагов). Незадолго до своего последнего ареста он пророчески сказал: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей – тот спасен будет. Многие сейчас из за преследований отходят от Церкви, другие же предают ее. Из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на этот раз. Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит сама история христианства».

1568 г. Первое упоминание о селе Дрожжино. Его владельцем был Федор Михайлович Дрожжин, представитель земского боярства, который при Иване Грозном «был казнен в опричнине». Впоследствии село, а затем сельцо именовалось Космодемьянским – по деревянной церкви, что стояла на погосте на берегу речки Гвоздни (ныне Гвоздянка).

Вторая половина XIX в. Деревня Бутово, которая находилась на 18-й версте старого Варшавского тракта и в одной версте севернее от сельца Космодемьянского, дает название железнодорожной станции и прилегающему к ней дачному поселку.

1880-е гг. На месте будущего Бутовского полигона строится за городная усадьба потомственного почетного гражданина Николая Макаровича Соловьева (имение называлось Косьмодемьянское Дрожжино). Главный усадебный дом был одноэтажным каменным с колоннами по фасаду. Пруды при Соловьеве были вычищены, в них разводили зеркальных карпов. На одном из прудов была устроена купальня и причал для лодок.

1889 г. В имении Н.М. Соловьевым основан конный завод: выстроен превосходный конный двор, у леса устроен ипподром со зрительскими трибунами и двумя вышками для судей. В разные годы здесь содержалось от 80 до 150 лошадей. На конном заводе занимались преимущественно разведением орловских рысаков.

1909 г. Новым владельцем конного завода, а затем и всего имения, переименованного в Бутово, становится Иван Иванович Зимин – представитель известного рода купцов, занимавшихся текстильной промышленностью. Были выстроены добротные деревянные дома для работников, налажено питание, работали прачечная и баня.

1914 г. И.И. Зимин и его племянник – управляющий И.Л. Зимин – уходят на фронты Первой мировой войны. В 1915 г. после ранений оба были демобилизованы, вернулись в Бутово и продолжали вести коннозаводческую деятельность вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

1917–1918 гг. Владелец Бутовского имения И.И. Зимин, не дожидаясь конфискации, отдает его государству и уезжает с семьей за границу.

1920 г. Конный завод в Бутове передают Красной армии. Бывший управляющий И.Л. Зимин служит на конном заводе объездчикоми с перерывами до 1934 г. продолжает жить в Бутове.

Конец 1920-х гг. В Бутовской усадьбе размещается сельскохозяйственная колония ОГПУ–НКВД. В начале марта 1934 г. в Бутово на десяти подводах привезли заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 г. находилась тюрьма (будущая секретная политическая тюрьма Сухановка). Прибывших поместили вопустевших конюшнях, которые наскоро переделали под тюремные помещения. Вскоре часть заключенных перебросили на соседнюю Щербинку, где в бывшем имении Сушкина был так же оборудован «спецобъект». Заключенные Щербинки были заняты на сельскохозяйственных работах; некоторые имели право выхода за зону и отправлялись за 4 км в Бутово для оформления документов на вывоз продукции: машины, груженные капустой, картофелем, свеклой, всевозможными ягодами и фруктами, отправлялись из Бутова в Москву на Лубянку.

1935–1936 гг. Большинство жителей, занявших бывшее имение Зиминых, выселяют в поселок Чудный, более известный в здешних краях под названием «Подсобное хозяйство», обслуживающее Дом отдыха архитекторов «Суханово». На территории бывшей усадьбы «Бутово» оборудован стрелковый полигон НКВД. Появилась ограда из колючей проволоки, посты с часовыми. Часто слышались выстрелы, иногда стрельба продолжалась много часов подряд.

1937–1938 гг. Старинное имение И.И. Зимина превращается в место массовых расстрелов – Бутовский полигон. В наибольшей степени известно о расстрелах, проводимых по приказу наркома внутренних дел Ежова № 00447. Они начались в Бутове 8 августа 1937 г. За 14 месяцев здесь были расстреляны 20 760 человек. По свидетельству местных жителей, с полигона иногда доносились крики людей.

1938–1945 гг. По непроверенным данным, на полигоне осуществляются захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах заключенных.

1943–1945 гг. Поблизости от Бутовского полигона располагается лагерь немецких военнопленных, работающих на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе.

1946–1953 гг. В поселке Бутовский полигон функционирует закрытая школа для спецслужб дружественных стран Варшавского договора. Нынешние строения Бутова в основном остались от этого времени.

1955–1956 гг. Часть окраинных территорий Бутовского полигона передают под строительство дач высшему офицерскому составу Министерства госбезопасности со строгим предписанием – подвалов под домами не выкапывать.

1960-е гг. Между дачными участками за деревянным типовым армейским забором с колючей проволокой высаживают фруктовые деревья, а просевшие участки земли засыпают бытовым мусором и грунтом.

1970-е гг. Обновляют обветшавший забор вокруг полигона, в восточной части высаживают яблоневый сад. Территория по прежнему находилась в ведении КГБ и строго охранялась вплоть до 1995 г.

1991 г. В архивах находят списки казненных в 1937–1938 гг. Начинается поиск места расстрелов.

1993 г. Установлено, что местом расстрелов 20760 человек, осужденных «тройками» УНКВД по Московской области, был Бутовский полигон. На территории захоронений общественностью Москвы установлен Мемориальный камень в память жертв политических репрессий.

Май 1994 г. На территории захоронений на Бутовском полигоне установлен и освящен Поклонный крест в память о православных клириках, монашествующих, мирянах и всех пострадавших. Начинает формироваться православная община, в которую входят родственники и близкие пострадавших в Бутове и иных местах России и бывшего СССР.

25 июня 1995 г. В походном алтаре-палатке священством Православного Свято-Тихоновского богословского института отслужена первая Божественная литургия на Бутовском полигоне.

1996 г. Возведен и освящен деревянный однопрестольный храм Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, построенный в русском стиле (архитектор Дмитрий Михайлович Шаховской, сын расстрелянного в Бутове священномученика Михаила Шика).

1997 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II проводятся археологические исследования на территории захоронений. Подтверждены факты расстрелов и захоронений на территории Бутовского полигона жертв репрессий. Восстановлена картина функционирования полигона: во рвы, вырытые экскаватором «Комсомолец» (ширина рва около 5 м и глубина около 4 м), сбрасывали тела людей, которые потом засыпали мусором и землей. Общая протяженность 13 погребальных рвов – более 900 м. Приблизительный расчет, основанный на числе человеческих останков во рве, где работали археологи и криминалисты, показал, что численность погребенных в Бутовской земле может превышать 40 000 человек. Настоятелем храма на Бутовском полигоне назначен иерей Кирилл Каледа, внук убиенного в Бутове священномученика Владимира Амбарцумова.

27 мая 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословляет и лично возглавляет Патриаршее богослужение под открытым небом на Бутовском полигоне. В этом же году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены более 100 новомучеников, в Бутове пострадавших. С 2000 г. Патриаршее Богослужение в память Собора Бутовских святых на Бутовском полигоне становится традицией и проходит ежегодно в четвертую субботу по Пасхе.

2001 г. Бутовский полигон постановлением правительства Московской области объявляется памятником истории регионального значения. Государство признало мемориальность и значимость этого места для истории Москвы, Московской области и страны.

2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в непосредственной близости от территории захоронений закладывает каменный собор Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В закладке принял участие митрополит Восточно Американский и Нью-Йоркский Лавр (РПЦЗ). Правительства Москвы и Московской области, общественные организации начали работы по благоустройству и благоукрашению мест захоронений на Бутовском полигоне. Территория приняла вид, соответствующий святости и значимости данного места.

2006 г. Закончено строительство шестипрестольного двухэтажного соборного храма в память и прославление подвига Святых новомучеников и исповедников Российских (архитектурная мастерская «АРХХРАМ», архитекторы А.Н. Оболенский и М.Ю. Кеслер).

19 мая 2007 г. Освящен новый собор Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совместно с Первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом митрополитом Лавром в рамках торжеств, посвященных восстановлению канонического общения внутри Русской Православной Церкви. Центральный престол верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова, правый придел верхнего храма освящен во имя Святых новомучеников и исповедников Российских, левый придел верхнего храма – во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, как главы Собора новомучеников и исповедников Российских.
Центральный престол нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, посвящен Державной иконе Божией Матери.
Правый и левый приделы нижнего храма пока не освящены. Предполагается, что они будут посвящены сщмч. Серафиму (Чичагову), митрополиту Санкт Петербургскому, в Бутове пострадавшему, и святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому – молитвеннику о всех русских православных христианах, по разным странам в годы лихолетья разбросанных.
В нижнем храме на стенах помещены иконы новомучеников Бутовских по дням их памяти – так называемая «Бутовская минея». Рядом расположен небольшой музей реликварий, в котором представлены личные вещи и святыни, св. новомучеников Бутовских, документы и фотоматериалы первой половины ХХ в.

8 августа 2007 г. Водным крестным ходом от стен Соловецкого Спасо Преображенского монастыря принесен в Бутово и освящен Соловецкий Поклонный крест. Совершено крестное шествие мимо больших и малых городов России по Беломорско Балтийскому и другим каналам, построенным руками безвинных страдальцев.

30 октября 2007 г. В День памяти жертв политических репрессий Бутово посещает Президент России В.В. Путин. Святейший Патриарх Алексий II совершил литию по погибшим в те годы. Первоиерарх и Президент РФ обошли территорию захоронений, возложили цветы к Поклонным крестам.

31 мая 2008 г. В день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, который празднуется ежегодно в четвертую субботу по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении священнослужителей Москвы и Московской области совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне.

23 мая 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную литургию на Бутовском полигоне.

1 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских.

2011 г. В храмах Бутовского полигона продолжают возносить молитвы ко святым новомученикам и исповедникам российским, чтить память всех пострадавших в годы безбожных гонений. На сегодня Собор Бутовских святых включает 329 человек.

Подготовил материал Иннокентий Кулаков.