Рассказ о девятом мае. День Победы в России: история и традиции праздника. История Георгиевской ленты

Наталия Кузоватова
Консультация для родителей: «Детские капризы»

Детские капризы

Рождение и воспитание ребенка – огромная радость для любой заботливой и любящей семьи. Всегда очень трепетно наблюдать за тем, как малыш подрастает, овладевает новыми навыками, каждый день узнает новое и учится тому, что не умел раньше.

По мере взросления ребенка формируется его индивидуальность, закладываются основы его будущего характера. Ребенок развивается как личность с собственными желаниями и запросами. Но в один прекрасный день родители понимают , что их послушный малыш ведет себя не совсем так, как раньше : безо всякой причины устраивает истерики, швыряет игрушки, поднимает рев, плохо спит. Проходит время, но подобное поведение ребенка не только не прекращается, но и усугубляется. Ласковый и добрый малыш становится вредным, упрямым, раздражительным и практически неуправляемым. Любое требование воспринимает в штыки, на отказы и запреты родителей реагирует бурными криками. Слова «не желаю» , «не хочу» , «не буду» становятся главными и почти единственными в лексиконе ребенка.

Нам, взрослым, порой очень сложно объяснить логику в таких поступках ребенка; мы считаем подобное поведение проявлением дурного характера или неправильного воспитания других членов семьи. И, как следствие, не находим верного решения сложившейся ситуации. В результате появившихся противоречий в душе ребенка накапливаются обида, недоверия, сомнения в собственной значимости. Кем станет в будущем такой малыш?

С другой стороны, у родителей возникает вопрос , стоит ли потакать всем без исключения требованиям и капризам ребенка ? Не станет ли такое дитя беспощадным тираном, терроризируя всех членов семьи? Очевидно, что вседозволенность тоже не выход.

Так как же поступать родителям , если малыш капризничает ? Как следует реагировать на плач и истерики, как справляться с раздражением у ребенка, а главное, как пережить этот острый период детских капризов , не испортив нервов ни себе, ни малышу? Несложные рекомендации помогут вам справится с маленьким капризулей .

Если ребенок не хочет идти спать :

Замечайте первые признаки переутомления ребенка (капризничает , трет глаза, зевает) .

Переключайте ребенка на спокойные игры (рисование, пазлы, настольные игры) .

Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой, вода успокаивает.

Оставайтесь сами спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж, спойте колыбельную, поговорите с ним, почитайте книгу.

Если ребенок не хочет убирать игрушки :

Твердо решите для себя : необходимо ли это.

Будьте примером для ребенка сами.

Убирайте игрушки вместе, разговаривайте с ребенком, объясняя смысл происходящего.

Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

Если ребенок говорит грубые слова :

Объясняйте ребенку, почему нельзя говорить такие слова (они обижают человека) .

Расскажите, как чувствует себя человек, которому сказали грубое слово (обидно, грустно, хочет заплакать) .

Покажите, какими другими словами можно заменить грубость. Не ругайте ребенка и не угрожайте наказанием.

Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другими способами, например, в игре.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей природой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос : «Что вы сегодня кушали?» . Лучше задайте нейтральные вопросы : «Что было интересного в садике?» , «Чем занимался?» , «Как твои успехи?» . Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”


Подготовила: Зам.зав.по ВМР МБДОУ д/с №65 «Буратино»

Дорошенко А.В.


Чтобы преодолеть детские капризы, прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постарайтесь вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Ребенок, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя -это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка – разнообразная совместная со взрослым деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу-не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки – со сказками, а раскраски – с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, полить цветы, покормить рыбок, и сделать что-то еще. Стоит только приложить усилия и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательная жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Предложим вашему вниманию, несколько советов о том, как следует вести себя непосредственно в тот момент, когда ребенок капризничает.

Используете положительные просьбы. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживания. Помогите им в этом. Выразить чувство ребенка словами: «Наверное, тебе очень хотелось мороженного, и теперь ты злишься, потому что не получил его». После этого объясните ему, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: «Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице». И обязательно предупредите ребенка о последствиях которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.

Эффективный способ остановить истерику пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, ребенок с большой вероятностью справится с истерикой.

Еще один способ успокоить кричащего ребенка – присоединиться к нему. Начните плакать вместе с ребенком и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, ребенок успокоиться.

Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрение, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят на много выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случаи ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желания.

Непросто изучить все тонкости науки воспитания детей, – но еще труднее воспитание применить на практике, да еще собственному ребенку. Успехов вам!

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

    Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

    Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

    Своеволием

    Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

    выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

    в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

    в недовольстве, раздражительности, плаче.

    в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

    Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

    Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

    упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

    Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

    Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

    Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

    В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

    Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

    Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

    Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

    Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

    Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

    Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

    Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

    Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

    Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

    Спокойный тон общения, без раздражительности.

    Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

    достигнуто не своим трудом.

    не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

    из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

    за поступок, за свершившееся действие.

    начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

    очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

    уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

    ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

    когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

    во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

    после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

    когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

    когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

    когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

    наказание не должно вредить здоровью.

    если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

    за 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

    лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

    надо наказывать и вскоре прощать.

    если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

    ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Анастасия Костюхина
Консультация для родителей «Упрямство и капризы ребенка. Как с ними справиться?»

Консультация для родителей

Тема : Упрямство и капризы ребенка . Как с ними справиться ?

Цель :

Оказание родителям педагогической помощи, в разрешении конфликтной ситуации.

Задачи :

Выявить причину капризов и упрямства

Повысить знания родителей по преодолению упрямства и капризов ребенка .

Вопросы к родителям :

1. В чем проявляются капризы и упрямство ребенка ?

2. Как часто они проявляются?

3. Какие эмоции преобладают в вашей семье?

4. Как вы реагируете на данную ситуацию?

5. Обращались ли вы за помощью к другим специалистам?

Выдающийся российский психолог Леонид Семенович Выготский описал такие симптомы этого кризиса :

1. Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

2. Упрямство . Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу» ).

3. Своеволие. Все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам» ).

4. А. С Макаренко говорил : Как можно больше требования к ребенку , как можно больше уважение к нему.

5. Помните «ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей (В. А. Сухомлинский)

Как предотвратить упрямство и капризы :

1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности . Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка .

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно . Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы , если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Предлагаейте ребенку выбор , который устраивает Вас.

6. Истеричность и капризность требует зрителей , не прибегайте к помощи посторонних :

7. Если ребенок капризничает , не слушается Вас- оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка если : достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум, из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка : за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы , одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра , как можно раньше и на ночь тоже; хвалить не хваля (пример : попросить о помощи, совет, как у взрослого) .

13. Нельзя ребенка наказывать и ругать : когда ребенок болен , испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок ест , сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример : когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример : ребенок упал , вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не справился со страхом , невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.

Игры направленные на преодоление проблемы :

1. «Салют» .

Ребенок выбирает для себя листы, затем в течение нескольких минут рвет его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют.

2. Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

3. Придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

4. Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка . Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

5. Сочиняйте с ребенком сказки . В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

Публикации по теме:

Детские капризы. Консультация для родителей Детские капризы и упрямства, меры воздействия. Детские капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных.

Консультация для родителей «Капризы и непослушание» Дорогие родители тема данной консультации: " Капризы и непослушание. " Ребёнку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако,.

Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться» В наше время, в ХХI веке, многие дети (а порой и взрослые, страдают заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными.

Консультация для родителей «Как понять капризы ребёнка» Мы поговорим о поведении ребёнка младшего возраста от 3-х до 4-х лет. В возрасте трёх лет ребёнок уже довольно много умеет: самостоятельно.

Консультация для родителей «Кризис трех лет, или Как справиться с упрямством» «Кризис трех лет или как справиться с упрямством» На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве,.