Проблема обманчивости первого впечатления аргументы. Проблема первого впечатления. Гуманное отношение к человеку

«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).

Как же они выглядят, эти самые точки опоры? Они могут выглядеть по-разному: это может быть квартира, работа, человек, животное, еда, алкоголь и многое другое.

Работа

К примеру, возьмем работу. Для одних людей работа это просто место, где он зарабатывает деньги, и не более того. Человек не придает работе какого-то серьёзного значения, просто ходит на работу и всё. Если же случится так, что ему придётся уйти с данной работы, он особо не расстроится. В нашем мире достаточно других мест, где можно заработать денег, в данном случае работу не стоит считать точкой психологической опоры. Работу можно считать точкой опоры только в том случае, если человек произвёл её слияние с собственной жизнью, судьбой. Иначе говоря, для такого человека работа является жизнью или как минимум одной из самых важных её составляющих.

Очень ярким примером могут служить люди, основную часть жизни прожившие в СССР. В те времена считалось большим достоинством проработать на одном предприятии всю жизнь , и причём проработать с душой, отдавая всего себя работе, такой образ отношения всячески поощрялся и поэтому нет ничего удивительного в том, что для многих людей работа стала их жизнью. Поэтому вполне резонно поставить знак равенства между работой и смыслом жизни. Человек, пропитанный таким отношением, при увольнении по каким-то причинам теряет смысл жизни и уходит в глубокую депрессию или запой. Некоторые люди находят в себе силы встать на ноги и продолжить свой путь по жизни, а другие угасают на всю оставшуюся жизнь и живут только воспоминаниями о той «счастливой» жизни.

Другой вариант, уже более современный — Бизнесмен, открывший своё дело, горячо любящий его, отдающий себя этому делу целиком и полностью, без остатка. А если ещё какое-то время у него дела шли хорошо, и он получал кроме денег еще и собственное удовлетворение, а так же уважение окружающих, то что будет, если выбить у него эту точку опоры, (забрать или разрушить его бизнес) что произойдёт с человеком? Он с лёгкостью может потерять интерес к жизни на несколько лет, а то и на всю жизнь. Но люди бывают с разной волей и отношением к жизни, кому-то может хватит недели для переживаний, а потом он встанет и начнет что-то другое. Точку опоры можно назвать и другими словами, очень подходит слово важность, чего-то или кого-то.

Человек как точка опоры

Человек тоже мот быть точкой опоры, к примеру, сын для родителей, муж для жены и наоборот, в общем любой дорогой и близкий человек может стать для кого-то точкой опоры. Как узнать является ли для вас близкий человек точкой опоры или нет? Очень просто, если вы больше живёте жизнью этого человека, а не своей, этот человек-точка опоры, если потеря этого человека или долгая разлука для вас катастрофа - это снова точка опоры. На первый взгляд, что же такого страшного в том, что родители переживают за своего сына или жена за мужа? Это же хорошо, скажете вы. Да, это неплохо, но для всего есть своя мера. Нельзя доводить до фанатизма. Если сын не может спокойно чихнуть и не получить тут же горсть таблеток, или одеться так как ему нравится, за ним постоянно наблюдают из чувства чрезмерной любви, то от такой любви и заботы иногда хочется в лес убежать и спрятаться в землянке, чтобы никого не видеть и не слышать. В данном случае как минимум два человека не живут своей жизнью, тот, о ком заботятся и тот, кто заботится.

В таких случаях всегда хочется спросить у тех, кто чрезмерно опекает кого-то - вам что, делать больше нечего, как опекать, и, прямо скажем, следить за близким человеком? Почему вы считаете, что ваша голова лучше знает чего хочет человек, ведь у него своё мировоззрение, свои хотелки . Почему вы считаете, что человек, которого вы считаете родным, близким, должен жить в тюрьме ваших хотелок и убеждений? Живите своей жизнью, и дайте жить своей другим.

Для людей, которые чрезмерно опекают кого-то из своих близких, собственная жизнь и судьба пустое место , она для них неважна и не нужна, раз они ей так разбрасываются. Если у такого человека забрать опекаемого им человека, причём навсегда, (это необязательно будет смерть, человек может просто сказать «хватит меня опекать, отстань» и больше не позволит лезть в свою жизнь, другими словами заберёт у человека точку опоры, и что? Что будет с тем, кого лишили самого важного в жизни - объекта его заботы, интересов, смысла? Любой, потерявший точку опоры, на какое-то время становится психологическим инвалидом и становится бесполезен, я бы даже сказал обузой, как для себя самого, так и для окружающих. Точки опоры – это самое важное в жизни человека, на них опирается его сознание, они дают человеку иллюзию нужности и важности самой его жизни. Без них человек не видит смысла жизни, без точек опоры человек не живёт, а доживает свою жизнь.

На первый взгляд они нужны, даже необходимы для человека, но они же и становятся в определённый момент его психологическим адом, и так всегда, все точки опоры рано или поздно станут адом. Точка опоры - это искусственно созданная разумом для самого себя иллюзия важности какого-то объекта, человека или события . Чаще всего чья-то точка опоры для остальных пустое место, ничего не значащая игра воображения.

Так же точку опоры можно назвать идолом для поклонения, сознание само создало идола, обожествило его и само же поклоняется и молится на него. Обычно у человека несколько точек опоры, но не много, а бывает так, что и совсем одна, чаще, чем меньше точек опоры, тем больше их важность для человека и тем губительнее последствия при её утрате.

На самом деле точка опоры - это ограниченность сознания, упёртость в один угол и не видение всего остального мира. Правильное понимание этого вопроса открывает человеку равнозначность всего его окружающего мира, устраняет ограниченность восприятия. Другими словами, человек получает в подарок не одну-две игрушки, а целый мир, наполненный радостью и счастьем, и если из этого безграничного пространства что-то исчезнет, то это не принесёт боли и страданий. Человек, живущий на берегу моря, не замечает исчезновения одной гальки с побережья, ведь у него их целый берег. Но с другой стороны, если он создаст себе точки опоры (выберет с побережья несколько камушков и влюбится в них), тогда пропажа одной из них будет трагедией.

Любить близких — нужно и очень важно, но не превращайте это в фанатизм

Любовь должна быть подарком!

Первая, и самая важная точка опоры должна быть у каждого человека на себе самом, но так же без фанатизма и идеализации. То есть, мы все должны понимать что в жизни у нас есть только мы сами, от начала жизни и до конца, до самого последнего момента, всё остальное нам даётся в жизни на время, и близкие люди в том числе, не говоря уже о работе, машине, квартире и прочих общепринятых ценностях, поэтому не стоит возлагать на них важность всей жизни.

Человек осознавший свою ценность, важность и значимость для самого себя, уже не будет навязываться другим с претензиями, что его не любят, уделяют мало внимания и какими то иными способами не тешат его эго. Всё, ему это уже ненужно, он стал духовно взрослым и понял, что если он сам не заполнит свою внутреннюю пустоту, не один человек на свете не сможет сделать это за него. Он становится свободным и счастливым по максимуму, данным его судьбой.

Спонсор статьи – сайт ирригаторов http://irrigator-store.ru/ . Здесь представлены лучшие ирригаторы полости рта ведущих производителей в мире (АНД, Омрон, Орал Би и т.д.). При выборе прибора не забудьте проконсультироваться с менеджером магазина.

«Быть, существовать в этом мире уже означает иметь с ним отношения. И так же, как мы относимся к миру вообще, мы относимся ко всему, что нас окружает. Ведь и родители, и люди знакомые и незнакомые, и все предметы, и животные – часть мира. Но просто существованием в заданных обстоятельствах дело не ограничивается. Отношения с миром – это в первую очередь постижение правил игры, которая называется жизнь.

Удивительно, но в философии эту тему разработал лишь Мартин Хайдеггер – в начале ХХ века*. Он описал такие правила, назвав их «экзистенциалами». Это условия, на которых мы существуем в мире, «данности нашего существования». Ведь мы приходим в ситуацию, которую не выбираем. Пол и эпоха, родители и национальность, социальный слой и даже, например, город, в котором мы живем, – ничто из этого мы не выбираем. Следовательно, наша задача – эти данности принять. И пусть мы планируем переехать в другой город или хотим пробиться в другой социальный слой или даже сменить пол – для начала мы должны принять, что сейчас живем именно в этом городе, родились мужчиной или женщиной... Дальше можно понять, что это нам не подходит, и пытаться изменить, но все начинается с принятия. Хайдеггер видел суть принятия в том, чтобы перестать бояться своих обстоятельств, научиться смотреть на них спокойно.

Наши отношения с миром формируются в первые семь лет жизни. Второе семилетие посвящено нашим отношениям с другими людьми. В третьем мы строим отношения с собой. Сначала ребенок открывает мир и учится с ним взаимодействовать. Образцом для такого взаимодействия становятся его отношения с матерью: для младенца мать и есть мир. После полутора лет включаются и другие факторы: доверие к миру возникает не только благодаря родителям. В конце концов, отношения с ним – личное решение каждого из нас. У нас есть свобода довериться миру.

Слово «доверие» здесь не случайно. Вспомните, как познает действительность маленький ребенок. Он то прижимается к маме, то, убедившись, что он в безопасности, отправляется исследовать мир. И расстояние этих «челночных экспедиций» с каждым разом все увеличивается. Ребенок узнает, что земля твердая и по ней можно ходить, что соседская собака – добрая и не укусит, что качели во дворе – крепкие и не оборвутся. Он учится доверять: матери, природе, людям и своим силам.

Как переживается фундаментальное доверие? Вот как: я возложил часть своих проблем на что-то или на кого-то, на некую опору – и опора выдержала! Причем тут нет обязательной любви и радости, есть лишь опыт отношений с людьми, которые меня принимали. Значит, я могу быть и мне дают быть!

Вся наша жизнь, наши отношения с миром – это поиск и создание опор, на которые можно возложить часть груза своей жизни. Мы находим друзей, осваиваем профессию, создаем семью. Опорой может быть и структура, в которой мы работаем, и отношения с коллегами, и наши способности и интересы, люди и группы людей… Одна из важнейших опор – наше собственное тело. Мы чувствуем себя хорошо укорененными, когда у нас много опор.

Решение о доверии также связано с реалистичностью нашего восприятия. Чем ближе к реальности наша оценка той или иной опоры, тем меньше разочарований и больше доверия к людям и самому себе. Подводят опоры обычно того, кто не соглашается принять реальность, кто хочет переделать ее по своему усмотрению и не воспринимает то, что не соответствует его ожиданиям. Мир вообще не укладывается в схемы и теории. (Единственное надежное утверждение о нем – он ничего не гарантирует никому из нас.) Спасти может только открытая позиция доверяющей любознательности.

Кстати, истории про обиды, которые могут быть изжиты, преодолены прощением – это всегда истории про опору, не оправдавшую ожиданий. И одна из практик прощения как раз заключается в том, чтобы помочь человеку понять: мог ли тот, кто оказалася ненадежной опорой, выдержать возложенный на него груз? Благодарность же, напротив, – переживание, связанное с тем, что моя опора меня не подвела.С любым из нас в любой момент может случиться все что угодно – это одно из главных правил игры. И это – самая большая проверка наших отношений с миром. Когда все опоры рухнут, останется ли что-то? Как я тогда смогу быть в мире? И смогу ли быть? Или провалюсь в эту бездну ужаса и отчаяния, потому что опор больше нет?

В экзистенциальном анализе есть понятие «основы бытия». Речь о переживании, укорененном, как правило, в предыдущем опыте. Переживании того, что даже если все опоры рухнут, что-то все равно останется. Эта очень сложная философская конструкция тем не менее интуитивно понятна каждому, кто довольствуется фразой: «Никогда так не было, чтобы никак не было». Это и есть основа нашего бытия.

Мне очень нравится образ мира как натянутого над пропастью батута. Можно в ужасе смотреть сквозь сетку в пропасть. А можно сфокусировать взгляд на переплетениях самой этой сетки, понимая, что она не раз уже нас выдерживала. Да, подбрасывала – так, что мы неуклюже падали на нее. Но она выдерживала. И выдержит снова. Человек с таким фокусом зрения, с таким отношением к миру хорошо устроен в жизни – вне зависимости от всего остального. Это предельное переживание доверия люди часто называют Богом. Но это не вопрос веры в конкретных богов. Это вопрос наших отношений с миром».

* М. Хайдеггер «Бытие и время» (Академический проект, 2013).

Точки опоры — это то, что позволяет нам чувствовать себя уверенно и спокойно.

Внешние точки опоры — это то, что может вызвать зависимость, потому что оно находится во внешнем мире: одобрение других людей, их мнение, их подсказки и советы, комплименты, поддержка, помощь, защита, любовь. Это всегда зыбкие и временные вещи, которые мы боимся потерять.

Внутренние точки опоры — это то, что мы можем найти внутри себя и не можем никак потерять, потому что оно всегда с нами. Это наш внутренний ресурс, наш внутренний покой, поддержка нашего рода, связь с Богом, наша собственная интуиция и мудрость, наши навыки, наше умение выстраивать отношения с людьми и наша способность приносить реальную пользу для других людей.

Важнейшим элементом духовного развития является переход от внешних точек опоры — к внутренним. Мы перестаём опираться на внешнее, временное и вместо этого опираемся на внутреннее, вечное.

Например, развиваем свою собственную интуицию и мудрость, понимаем, что она гораздо адекватнее, чем мнение и советы других людей, и начинаем доверять именно ей.

Например, познаем, что такое любовь Бога, что такое поддержка нашего рода, и эти ощущения позволяют нам перестать остро нуждаться в "любви" родителей и других людей в виде их одобрения и хорошего отношения к нам. Мы нашли любовь внутри себя, и она становится точкой опоры.

Внутренние точки опоры не дают абсолютной независимости. Мы всегда зависим от других людей, в этом нет ничего плохого. Мы социальные существа, мы живём за счёт друг друга, помогая друг другу, взаимодействуя, обмениваясь ценностями.

Какую независимость дают внутренние точки опоры?

Например: вы не умеете создавать ценность для других людей, в этом случае вы зависите от того человека, который согласится платить вам деньги хоть за что-то. Вы будете бояться расстроить этого человека, потому что боитесь, что он вас выгонит. И тогда вы можете не найти того, кто будет вам платить хотя бы такую же сумму. Вы не знаете, что в вас есть такого, благодаря чему вы можете быть обеспеченной. Поэтому вашей точкой опоры становится другой человек, который вам в данный момент платит деньги. И это страшно.

Но если вы умеете делать что-то очень полезное, что умеют делать немногие, и осознаёте эту свою ценность, тогда у вас нет страха и беспокойства. Вы чувствуете уверенность, вы не боитесь, что вас уволят или выгонят, потому что, во-первых, это маловероятно, ведь вы знаете, какую ценность даёте, во-вторых, вы мгновенно найдёте других людей, которые уже готовы вам платить не меньше. Заметьте: вы вроде бы по-прежнему зависите от других людей. Но при этом вы находитесь в покое и уверенности. Потому что ваша точка опоры — это не другие люди, а ваша способность приносить пользу людям, с которой вы всегда будете обеспеченны и достаточно свободны.

Если же женщина на это пока не способна, она будет ревновать мужа, она будет бояться, что он не даст ей необходимого изобилия и безопасности, что он может её бросить, она начинает его пилить и т.п. Потому что муж в этом случае является внешней точкой опоры.

Где есть внешняя точка опоры, там всегда есть страх потерять, желание удержать и контролировать.

То, что внутри нас, — не нужно ни удерживать, ни контролировать. Это невозможно потерять.

Опоры могут быть внешние и внутренние. Отличной внешней опорой становится, например, успешная работа, любимое дело — в общем, то, что даёт удовлетворение, финансовую безопасность и уверенность в будущем.

Сплочённая семья, неравнодушное окружение — тоже опора. По данным многочисленных исследований, люди, у которых сильна связь с родными, близкими людьми, с друзьями, намного счастливее и здоровее, чем те, кто не поддерживает тёплых отношений с родственниками. Понимание и поддержка в семье защищают нас от жизненных невзгод и помогают справляться с ударами судьбы с меньшими потерями.

Опорой может выступать и религия, которая часто даёт утешение и подсказывает, как себя вести.

Внутренний стержень

Однако внешние опоры часто ненадёжны: окружающие люди, любимая работа не всегда могут дать нам то, что мы хотим. Поэтому у человека обязательно должны быть опоры внутренние. И тогда в сложных обстоятельствах он сможет не только попросить о помощи, но и поддержать себя самостоятельно.

Одна из таких мощных внутренних опор — это наши ценности. Отношение к основополагающим вещам в жизни, представления о нравственности, наши внутренние обязательства перед самими собой. Чёткая и крепкая система ценностей помогает выстоять, когда всё идёт не так. Человеку, который живёт в ладу с собой, проще следовать внутреннему голосу, не пытаясь оправдать ожидания окружающих или вписаться в социальные рамки. Поэтому любые неудачи такие люди переживают легче, чем те, кто зависим от мнения остальных.

Источник энергии

Идеальный вариант — это когда вы можете опираться и на себя, и на других людей. Но на себя всё же больше, потому что те, на кого вы рассчитываете, могут сами оказаться не в самой лучшей форме и не сумеют оказать вам поддержку.

Опора на себя — это ваш личный волшебный источник, который питает самооценку и даёт устойчивость к трудностям. Уверенный в себе человек мало зависит от окружающих — от их доброй воли, настроения, обещаний. В этом и есть сила. Она помогает не чувствовать себя беспомощным перед любыми вызовами и одновременно притягивает к вам людей, делает вас лидером.

Но иногда происходит путаница между понятиями «опираться на себя» и «принципиально отказываться от помощи окружающих». Опора на себя предполагает, что вы не ждёте, что кто-то будет вас опекать, решит ваши проблемы и превратит жизнь в сплошное удовольствие и праздник. Она подразумевает, что свои проблемы вы можете решать самостоятельно, равно как и получать удовольствие от жизни, оставаясь при этом в контакте с другими людьми, разделяя с ними радости, обращаясь к ним за поддержкой, если чувствуете, что собственных ресурсов всё же недостаточно.

Первый читатель

Наталья Земцова, актриса :

—  Мне кажется, свою психологическую опору в жизни я ещё не нашла. Но я всегда хотела, чтобы мной гордились мои родные. Пожалуй, это заставляет меня подниматься с дивана. Слова «мы и так тебя любим» мне не подходят. Хочется стать самой лучшей, чтобы сын с гордостью говорил: «Это моя мама!».