Правописание точки с запятой в предложении. Значение «точка с запятой. Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях

Каждая карта имеет масштаб – число, которое показывает, сколько сантиметров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Масштаб карты обычно указан на ней. Запись 1: 100 000 000 означает, что если расстояние между двумя точками на карте равно 1 см, то расстояние между соответствующими точками её местности равно 100 000 000 см.

Может быть указан в численной форме в виде дроби – численный масштаб (например, 1: 200 000). А может быть обозначен в линейной форме: в виде простой линии или полосы, разделенной на единицы длины (обычно на километры или мили).

Чем крупнее масштаб карты, тем с более детально могут быть изображены на ней элементы ее содержания, и наоборот, чем мельче масштаб, тем более обширное пространство может быть показано на листе карты, но местность на ней изображается с меньшими подробностями.

Масштаб представляет собой дробь, в числителе которой единица. Чтобы определить, какой из масштабов крупнее и во сколько раз, вспомним правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель.

Отношение расстояния на карте (в сантиметрах) к соответствующему расстоянию на местности (в сантиметрах) равно масштабу карты.

Как же эти знания помогут нам при решении задач по математике?

Пример 1.

Рассмотрим две карты. Расстоянию в 900 км между пунктами А и В соответствует на одной карте расстояние в 3 см. Расстоянию в 1 500 км между пунктами С и D соответствует на другой карте расстояние в 5 см. Докажем, что масштабы карт одинаковы.

Решение.

Найдём масштаб каждой карты.

900 км = 90 000 000 см;

масштаб первой карты равен: 3: 90 000 000 = 1: 30 000 000.

1500 км = 150 000 000 см;

масштаб второй карты равен: 5: 150 000 000 = 1: 30 000 000.

Ответ. Масштабы карт одинаковы, т.е. равны 1: 30 000 000.

Пример 2.

Масштаб карты – 1: 1 000 000. Найдём расстояние между точками А и В на местности, если на карте
АВ = 3,42
см ?

Решение.

Составим уравнение: отношение АВ = 3,42 см на карте к неизвестному нам расстоянию х (в сантиметрах) равно отношению между теми же пунктами А и В на местности к масштабу карты:

3,42: х = 1: 1 000 000;

х · 1 = 3,42 · 1 000 000;

х = 3 420 000 см = 34,2 км.

Ответ: расстояние между пунктами А и В на местности равно 34,2 км.

Пример 3

Масштаб карты – 1: 1 000 000. Расстояние между пунктами на местности 38,4 км. Каково расстояние между этими пунктами на карте?

Решение.

Отношение неизвестного нам расстояния х между пунктами А и В на карте к расстоянию в сантиметрах между теми же пунктами А и В на местности равно масштабу карты.

38,4 км = 3 840 000 см;

х: 3 840 000 = 1: 1 000 000;

х = 3 840 000 · 1: 1 000 000 = 3,84.

Ответ: расстояние между пунктами А и В на карте равно 3,84 см.

Остались вопросы? Не знаете, как решать задачи?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  • Дать определения понятиям: "Карта", "Масштаб", "Чертёж".
  • Назвать виды масштаба и виды географических карт по масштабу.
  • Определить расстояние между предметами по плану карты.
  • Перевести численный масштаб в именованный и наоборот

Оборудование. Географические атласы, настенные географические карты, чертёжные принадлежности, раздаточный материал (карточки-задания).

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Попробуйте отгадать загадку: "Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте ). Правильно.

Сегодня мы узнаем как работать с картами, зачем нужен масштаб и какова его роль при составлении карты. Но, сначала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке и двинемся дальше в неизведанный мир географических карт.

Проверка раннее изученного материала.

Перед Вами карточки, каждая с тремя заданиями. Вы выполняете задания, затем меняетесь карточками. С моей помощью мы проверим выполненные задания, посчитаем количество правильных и неправильных ответов, оценим их. Каждый из Вас увидит свои ошибки.

Карточки-задания:

1-я. Установите соответствие между датой и положением Солнца:

А. Солнце в зените над Северным тропиком

Б. Солнце в зените над Южным тропиком

В. Солнце в зените над Экватором

2-я. Установите соответствие между условными линиями на карте и значениями географической широты:

Северный тропик

Северный полярный круг

Южный тропик

Южный полярный круг

Ответ:____________________________

3-я. О каком поясе освещённости говорится в описании: Данный пояс освещённости в течении всего года получает большее количество солнечного тепла и света. На параллелях, ограничивающих пояс, Солнце бывает в зените по одному разу в год, а между данными параллелями - по два.

Ответ: ____________________________

Работа парами: проверка задания, выставление оценок.

Изучение нового материала.

Подготовка к основному этапу.

Ребята, сейчас я попрошу три человека подойти к доске и нарисовать маршрут от школы до станции. А один человек расскажет как найти дорогу от школы до станции (рисунки выполняются, одновременно, звучит рассказ о заданном маршруте ). Что же проще, идти по нарисованному маршруту или по рассказанному? Почему? (ответы учащихся ). Посмотрите внимательно на доску, что Вы видите? (рисунки у всех разные ). Правильно, у всех получились рисунки разными. Первые карты тоже были похожи на рисунки. Ваши рисунки будут понятны только тем, кому Вы их будете рисовать, одновременно, рассказывая дорогу. Так?

Работа с рис. 18.

Значит, карта - это не рисунок. Географическая карта - это чертёж местности. А чем чертёж отличается от рисунка? (варианты ответов учащихся ). Тем, что он выполняется с соблюдением определённых, причём, очень строгих, правил. Если три человека нарисуют одну и ту же местность, то у каждого получиться свой рисунок, непохожий на другие. Так? Если же они делают чертёж одной и той же местности с соблюдением всех правил, то он у всех получиться одинаковым. А, значит, он одинаково понятен всем кто на него смотрит. Однако, есть сложность. Для того, что бы понять, что изображено на чертеже, нужно уметь его читать, т.е. знать правила по которым он выполнен.

Давайте запомним: итак, географическая карта - это чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков. Про географические координаты мы уже говорили, займёмся теперь масштабом.

Посмотрите на наши рисунки, кто может сказать, каково расстояние от школы до станции? (попытки учащихся дать правильный ответ ). Правильно, никто. Чего-то не хватает? Может быть, масштаба, с помощью которого мы смогли бы сделать чертёж.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты?

Постановка проблемы:

Давайте подумаем! Зачем потребовалось вводить масштаб?

Карта - это не просто чертёж, это уменьшенный чертёж. Поэтому, при вычерчивании карты, расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не "на глазок", а в определённое количество раз.

Давайте запомним: масштаб показывает, во сколько раз длина линии на карте уменьшена относительно длины линии на местности.

Демонстрация настенных карт и атласов.

На карте, где-нибудь, в уголке обязательно указан масштаб. Без него мы не разберёмся с расстояниями на карте. Причём, существуют несколько способов записи масштаба. На данных картах Вы видите большие цифры:

Это численный масштаб.

Он указывает во сколько раз изображение уменьшено.

Решение задач . Например, если на карте обозначен масштаб 1: 10000, это означает, что изображение уменьшено в 10000 раз. Значит длина линии на карте в 1 см. соответствует длине линии на местности в 10000 см. А что такое 10000 см.? Правильно, это 100 метров. А значит в нашей карте 1 см. соответствует 100 м. на местности. Или мы говорим в 1 см. - 100 метров. Это второй способ записи масштаба, называется он именованным . Он расшифровывает численный масштаб, переводя сантиметры в метры или километры.

Практическая работа.

Давайте переведём численные масштабы других карт в именованные:

1: 25000000 - это 1 см.: 250 км.

1: 10000000 - это 1 см.: 100 км.

1: 20000 - это 1 см.: 200 м.

Работа с учебником.

Третий вид масштаба - линейный. На карте (рис. 19) изображена короткая линейка с сантиметровыми делениями, где указывается, какому расстоянию на местности соответствует один сантиметр в масштабе этой карты. Линейный масштаб позволяет производить определений расстояний на карте без вычислений. Мы, просто, прикладываем иголки измерителя к интересующему нас отрезку на карте, а потом к линейке масштаба. И всё, мы сразу узнаём расстояние.

Практическая работа.

Давайте попробуем: с помощью топографического плана местности, на форзаце в начале учебника, определим расстояние между колодцем и отметкой высоты 151,8. Прикладываем измеритель на карту, а, затем, переносим его на линеечку линейного масштаба, получаем 250 метров.

Давайте запомним.

Итак, существует три способа записи масштаба: численный, именованный и линейный. Хотя бы один из них, обязательно, указывается на карте.

Первичная проверка понимания.

Мы с Вами выяснили, масштаб карты может быть разным. Мы можем уменьшить реальные размеры территории, в какое угодно число раз. Чем сильнее мы уменьшим расстояние на местности, тем мельче изображение на карте, тем меньше масштаб. Какой масштаб мельче: 1: 1000 или 1: 1000000? Мельче - миллионный. Почему? (ответы учащихся ). Правильно, ведь масштаб показывает во сколько раз уменьшено изображение. Понятно, что изображение, уменьшенное в 1000000 раз мельче, чем уменьшенное в 1000 раз. Выбор масштаба зависит от размеров участка земли, который мы хотим изобразить на карте. Чем больше территория, изображаемая на карте, тем мельче должен быть масштаб. А то, может, получиться неловко.

Практическая работа.

Давайте попробуем подобрать масштаб. Расстояние между точками на местности составляет 6 км, а мы выбрали тысячный масштаб - 1: 1000 (в 1 см - 10 м). И что получиться? Сможем мы нарисовать этот отрезок в тетради? Нет, ведь, получается 6 м! Лучше выбрать масштаб помельче. Какой? (1: 100000 (1 см: 1км)) Правильно! Тогда 6 км на местности будет соответствовать 6 см на карте.

Итак, ребята, давайте ответим на наш главный вопрос : "Зачем потребовалось вводить масштаб?" (ответы учащихся, как правило, верные).

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Проблема на следующий урок.

На следующем уроке мы подберём масштаб к нашему чертежу, с которого мы начали наш урок, начертим маршрут от школы до станции.

Давайте подведём итог:

В зависимости от местности различают карты:

Крупномасштабные - от 1: 10000 до 1: 200000

Среднемасштабные - от 1: 200000 до 1: 1000000

Мелкомасштабные - мельче 1: 1000000

Самый мелкий масштаб используется для карты мира.

По пространственному масштабу выделяют: карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

Проверка знания.

Что означает слово "чертёж"? Чем чертёж отличается от рисунка?

Что такое "масштаб"? Какие существуют формы записи масштаба?

Что такое географическая карта? Чем отличается мелкомасштабная карта от крупномасштабной?

А теперь посложнее:

Какой масштаб мельче: 1: 10000 или в 1 см - 1 км?

Какую длину имеет экватор на карте масштаба 1: 100000000?

Давайте сделаем.

Масштаб карты 1: 30000000. Переведите этот численный масштаб в именованный.

Определите масштаб карты, если длина линии на местности составляет 5 км, а длина линии на карте 0,5 см?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф № 5.

Откройте рабочие тетради стр. 15 задание № 2. Перед вами карта, на ней точка и 7 направлений в разные стороны на географические объекты. Определить расстояние от данной точки до географических объектов, но прежде чем это сделать, нужно перевести численный масштаб в именованный.

Урок окончен. До свидания.


§ 130. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (о запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, см.

§§ 137 и 138), например:
Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.
Лермонтов
Все вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах.
М. Горький
§ 131. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:
1. Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами см. §§ 137 и 138). например:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
Л. Толстой
Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж oна ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более.
Герцен
Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:
Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе...
Лермонтов
Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; a поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком.
Чехов
2. Союзами и и да (в значении "и") лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и, да, являются по характеру связи присоединительными.) Например:
Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению.
Л. Толстой
Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
Чехов
§ 132. Точка с запятой ставится между распространенными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:
Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; cпина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.
Л. Толстой
Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди.
Фадеев
§ 133. Точка с запятой ставится между значительно распространенными придаточными предложениями, подчиненными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:
Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохом, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.
Пушкин
Разница та, что, вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов cвоих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки...
Гоголь
§ 134. Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:
В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет...
Герцен
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии, что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском, что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует 50 тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
Л. Толстой
§ 135. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:
Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:
1) чтобы оторвавшаяся от якоря и плавающая на поверхности мина не могла повредить натолкнувшееся на нее судно;
2) чтобы при постановке заграждения не было всплывших мин, могущих указать место заграждения, и такие мины тонули;
3) увеличить безопасность постановки мин.
Академик А. Н. Крылов

Когда ставится точка с запятой в предложении? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Русская грамматика и считается одной из сложнейших как раз из-за подобных правил. В этой статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос и рассмотрим все возможные варианты постановки в предложении этого

Точка с запятой: правила

Такой ставится между двумя или несколькими независимыми предложениями, которые между собой объединены в одно без вспомогательных союзов. При этом вероятность постановки точки запятой возрастает, если эти предложения распространенные и внутри имеют запятые.

"Тем временем чай был выпит; уже давно запряжённые лошади продрогли на морозе; месяц блекло мерцал на западе и готовился погрузиться в мрачные тучи, сидящие на далеких горах, как куски разорванного занавеса".

"Вокруг все застыло в осеннем сне; через сереющую мглу едва виднеются под горами широкие поля; они рассечены Волгой, перекинулись чрез неё и растаяли в тумане".

Когда ставится точка с запятой в сложносочиненных предложениях?

Сложносочиненными (ССП) называют предложения, связанные между собой с помощью сочинительной связи. Части, из которых состоят такие предложения, считаются равноправными, то есть независящими друг от друга.

Итак, мы выяснили, какие предложения называют сложносочиненными. Но в каких случаях нужно ставить точку с запятой? Итак, этот уместен в следующих случаях.

Во-первых, если независимые предложения, входящие в состав ССП, соединены союзами «однако», «но», «тем не менее», «все же» и пр.

"Была у меня только голубая краска; но, несмотря на этот факт, я задумал изобразить осеннюю охоту".

"Казалось бы, ей совершенно незачем было ездить к нему, и сам он был не очень рад ей; однако ж приезжала она и жила у него целыми неделями, а иногда и намного более".

Обратите внимание! Перед союзом «а» наш знак препинания ставится только в том случае, если предложения, которые он объединяет, имеют внутри несколько запятых и значительно распространены.

"Мне показалось, что он начал плакать; а ведь надо вам сообщить, что Витька был упрямейший мальчишка, и, бывало, нипочем у него не выбьешь слез, даже когда был он и помладше".

Во-вторых, если бы между предложениями, входящими в состав ССП, можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «да» (в знач. «и») и «и».

"Она читала книгу, думая о том, что читала, приостанавливаясь, чтобы выслушать Нину Аркадьевну, которая болтала без устали; и вместе с тем разнообразные картинки будущей совместной жизни и хозяйства без какой-либо связи представлялись внутреннему взору ее".

Предложения с распространенными однородными членами

Теперь поговорим о том, когда ставится точка с запятой в предложении с распространенными однородными членами. Обычно ставятся, когда внутри себя имеют одну или несколько запятых.

«В темноте смутно представлялись все те же неясные очертания предметов: в отдалении иссиня-черная стена, такие же пятна на ней; возле меня самого - круп коня, который, помахивая хвостом, широко открывал рот; спина коня в белой черкеске, на которой виднелась беловатая головка пистолета в самодельной кобуре и раскачивалась винтовка в темном чехле; огонёк папиросы, освещающий рыжеватые усы, бобровый воротник и руку в кожаной перчатке». (Л. Н. Толстой).

«Люди были здесь из станиц и из хуторов и города, задержанные по подозрению в том, что они были советскими работниками, партизанами, коммунистами, комсомольцами; люди, словом или поступком оскорбившие немецкие мундиры; люди, скрывшие свои еврейские корни; люди, арестованные за то, что у них не было документов, и просто потому, что они люди». (А. А. Фадеев).

Сложноподчиненные предложения

Еще когда ставится точка с запятой в предложении? Данный знак препинания расставляется между придаточными (распространенными), если их не связывает союз, и они подчинены одному главному. Это правило становится обязательным, если внутри придаточных предложений есть другие придаточные.

«Разница в том, что, вместо насильной воли, объединявшей их в школе, они самостоятельно кинули матерей и отцов и бежали из отчих своих домов; что были здесь и те, у которых моталась уже веревка около шеи и которые, вместо мрачной смерти, увидели настоящую жизнь, и жизнь во всем своем разнузданном разгуле; что были здесь те, которые, по давнему и благородному обычаю, не могли в кармане своем удержать копейки». (Н. В. Гоголь).

Указание границ между предложениями

Продолжаем описывать случаи, когда ставится точка с запятой в предложении. Если смысловая составляющая требует, чтобы читатель точно увидел границу между группой предложений и отдельными предложениями, точка с запятой ставится между:

  • несколькими независимыми предложениями;
  • несколькими придаточными предложениями, относящимися к единому главному.

«В том саду было огромное множество ворон, их гнезда покрывали вершины деревьев, они кружили вокруг них и громко каркали; иногда, особенно в вечернее время, они взлетали целыми сотнями, поднимая других и шумя; иногда какая-нибудь из них перелетит наскоро с одного дерева на другое, и все снова затихнет». (А. И. Герцен).

Перечисления

Мы рассмотрели, в каких предложениях ставится точка с запятой, теперь поговорим о перечислениях.

Наш знак препинания ставится после рубрик перечисления. Но только если эти рубрики не могут выступать самостоятельными предложениями, но в то же время достаточно распространены, и внутри них уже поставлены какие-либо другие знаки препинания.

"Из-за такого использования мин к ним были предъявлены следующие требования:

  • чтобы случайно оторвавшаяся и свободно плавающая на поверхности воды мина не смогла нанести вред проплывающему мимо нее судну;
  • чтобы в момент установки заграждений мины не всплывали, указывая таким образом врагу места заграждения;
  • увеличение безопасности при установке мин (Академик Крылов).

Таким образом, точка с запятой может ставиться как в сложных предложениях, так и при перечислении чего-либо.

По сути своей этот знак препинания очень близок обычной точке. Он тоже часто указывает на завершенность, но не целого предложения, а только его отдельной части. Точка с запятой, как правило, ставятся в сложносочиненных предложениях, части которых не только распространены, но и осложнены такими элементами, как вводные слова, причастные или деепричастные обороты.

Случаи, когда целесообразно ставить точку с запятой:

1. Данный знак препинания используется в сложносочиненных предложениях , если для связи их частей не употреблялись союзы, тем более, если эти части внутри себя уже имеют много знаков препинания (обычно запятых). Например:

— Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз; они выделялись яркими пятнами.

— По дороге все чаще и чаще стали попадаться елочки, казалось, что они давят на другую растительность, поглощая ее; травы становилось все меньше, а потом она и вовсе пропала.

2. Знак препинания «;» ставится между независимыми друг от друга предикативными частями в том случае, если они объединены в одно сложное предложение, и связанны между собой:

а). Союзами «но», «однако», «все же», «тем не менее» и подобными им, особенно если эти части сильно распространены и уже имеют внутри себя запятые, например:

— Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.

Примечание. Данный знак препинания ставится перед союзом «а» только в том случае, если соединяемые им части предложения достаточно распространены, осложнены, и внутри них уже используются другие знаки препинания (обычно запятые):

Мне показалось, что он дрожит от страха, и как будто даже всхлипывает, коротко втягивая воздух; а, надо тут заметить, чтобы вы знали, мой брат совсем не из трусливых.

В таких случаях, предикативные части, присоединяемые союзами «и», «да» по своей сути являются присоединительными.

б). Союзами «и», «да» (= «и»), но только в том случае, если бы без этих союзов части сложного предложения были бы полноценными отдельными предложениями, например:

— Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы; и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

3. Точка с запятой ставится между однородными членами предложения , если они сильно распространены, осложнены и особенно, уже имеют внутри себя запятые. Например:

— По сторонам дороги в Санкт-Петербург мелькали: одинокие, серые домики, освещенные изнутри тусклым светом; собачьи будки, такие же хмурые и одинокие; скрюченные деревья с вороньими гнездами на них.

— Я была довольна всем: и новым, шикарным домом со множеством комнат; и большой конюшней рядом ним, услаждавшей мой слух лошадиным ржанием; и огромным садом в английском стиле, со множеством зеленых лабиринтов и тихих беседок.

4. Точка с запятой ставится между придаточными частями сложноподчиненного предложения , если все они относятся к одной главной части, не связаны сочинительными союзами. Особенно, если эти части в свою очередь внутри себя имеют тоже придаточные предложения. Например:

— О чем же мечтала моя дочь? О том, что она станет принцессой; что всегда будет солнечно и ярко; что все вокруг будут любить ее и восхищаться ею.

5. Точка с запятой ставится между группами частей предложения в сложносочиненном предложении , или между группами придаточных частей сложноподчиненного предложения, относящихся к одной главной части. Делается это с целью показать границы между соединенными по смыслу группами частей предложения и отдельными частями предложения. Например:

— В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (Герцен)

6. И, наконец, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления , если эти рубрики не являются самостоятельными и относятся к одному предложению. Особенно, если они уже распространены или осложнены. Например:

— Такой способ работы заставил его исполнять следующие правила:

1) вставать не позже шести часов утра;

2) каждый день писать не менее шести строк;

3) Не пытаться работать позже шести часов вечера.