Построение двух треугольников углы между. Строим треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам - инструкция по построению. Построение треугольника по трем сторонам

§ 1 Написание ЖИ-ШИ

Этот урок начнем со сказки:

Однажды согласные буквы Ж с Ш решили отправиться в лес, посмотреть на распустившиеся подснежники, но заблудились.

Долго они кричали, звали другие буквы - ничего не помогало.

Их крики слышала очень важная гласная верхнего ряда Ы, однако не торопилась выручать согласные буквы из беды.

Только гласная нижнего ряда И сразу же поспешила потерявшимся на помощь.

Вывела буква И ослабевших Ж и Ш из леса.

С тех пор согласные буквы Ж и Ш стали неразлучны с гласной И.

Они решили с ней никогда не расставаться и всем вокруг говорили:

«ЖИ и ШИ пиши только с буквой И!»

А на букву Ы они обиделись и никогда с ней рядом не встают.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыш.

Запомни слоги жи и ши.

(О. Моисеева)

§ 2 Написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Прочитайте еще одну историю:

Решили согласные буквы с гласными в лесу поиграть в прятки.

Водящими стали согласные Ч и Щ. Так славно, дружно они играли, что очень быстро нашли все оставшиеся буквы русского алфавита.

Начали пересчитывать, а гласных букв нижнего ряда Я и Ю нигде нет.

Испугались согласные Ч-Щ.

Вдруг что случилось? Все-таки в лесу играли в прятки.

Стали звать, кричать, никак найти не могут. Делать нечего, пошли домой.

Проходят мимо домика, в котором Ю и Я живут и видят, как те сидят и чай пьют. Оказалось, надоело гласным Я, Ю в прятки играть, вот и ушли они домой, никому ничего не сказав. Обиделись согласные Ч-Щ на гласные буквы Я-Ю и всем объявили:

«ЧА-ЩА пиши с А!

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У!»

Плавником бьёт чудо-щука:

«Буква У нужна, а ну-ка!»

И шумит лесная чаща:

«Ты стихи читай почаще,

Там волшебные слова:

ЧА и ЩА пишите с А!»

(Е. Фролова)

§ 3 Написание ЧК-ЧН

Букве Ь однажды расхотелось разделять, захотелось ей смягчать.

Стало ей приятно, что вокруг все мягко - день, пень, лень, тень.

Подумала буква Ь, что будет очень хорошо, если встанет она рядом с согласным Ч.

Но буква Ч ей ответила, что звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается мягким знаком.

В сочетаниях Ч с другими согласными - ЧК, ЧН буква Ь для обозначения мягкости не пишется.

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, чк! чк! чк!

Кочка, почка, звездочка!

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Как писать «чн», «чк».

(А. Хасаншина)

§ 4 Краткие итоги урока

Надо запомнить:

1. В сочетаниях ЖИ и ШИ пиши после согласных «ж» и «ш» букву «и».

2. В сочетаниях ЧА и ЩА после «ч» и «щ» - букву «а».

3. В сочетаниях ЧУ и ЩУ после «ч» и «щ» — букву «у».

4. Пиши буквенные сочетания ЧК, ЧН без мягкого знака, например: точка, дочка, точно, срочно.

5. Звук [ч"] — мягкий непарный.

6. Мягкое произношение звука [ч"] не требует обозначения мягкости на письме.

Список использованной литературы:

  1. А.В. Венцов. Словарь омографов русского языка // Изд. СПбГУ, Санкт-Петербург, 2004.
  2. Азбука от А до Я: иллюстрированное учебно-методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель. - Минск: Асар, 2004.
  3. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ; Астрель, 2003.
  4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: 1999.
  5. Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. 1 кл. - М.: Вако, 2010.
  6. Я иду на урок в начальную школу. Чтение: книга для учителя. - М., 2000.

Урок русского языка во 2 классе

Программа «Школа России»

Учитель: Кудашкина Татьяна Александровна

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательная цель:

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Ход урока

    Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись,

И ко мне все повернулись!

Учитель : всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

    Самоопределение к теме урока

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

    Минутка чистописания

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Оценивание (лист самооценки)

Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.

Слайд Учитель : Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

    3 слога + (проговорите)

    Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)

    Ударение падает на 1 слог –

    В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд)

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться? (слайд)

Учитель: жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками.

    Фонетическая зарядка

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

    Закрепление

Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Как озаглавить?

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу)

Выполняем.

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

    Физминутка (слайд) Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

    Работа в парах.

Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …, да …, лы …, … вёт, хо …, и …, ро …, …вель, …раф, …повник, пи…, …сы, ту …, …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (слайд)

Что за правило мы сегодня повторяем?

    Какографическая минутка (работа в парах)

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?

Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

    Рефлексия

Возвратимся в начало урока.

Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

Чему учились?

Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке . Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

    Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

    Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

    Составить текст, в котором есть эти сочетания.

    Упражнение 15, страница 11

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!

Самоанализ урока

Уважаемые члены жюри! Разрешите представить Вашему вниманию анализ урока. Своё выступление я буду сопровождать словами из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» и обращусь ещё раз к картине «Зима».

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится. (СНЕЖИНКА)

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи и планируемые результаты урока Вы можете видеть на листах, которые я выдала Вам до урока.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. (СНЕЖИНКА)

На уроке использовала технологию критического мышления (задание «Вы согласны, что…»), проблемно-диалогическую (задания со словом снежинка, «Найди ошибки»), здоровьесберегающую (элементы дыхательной и зрительной гимнастики, массаж рук, выход к доске), для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала я использовала ИКТ.

Мною были использованы следующие методы обучения :

    словесные (объяснение, беседа с учащимися);

    наглядные (демонстрация презентации, картина «Зима»);

    практические (работа с карточками)

    проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для закрепления материала использовались следующие формы работы :

    фронтальная,

    работа в парах,

    индивидуальная работа.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая. (СНЕЖИНКА)

Урок я начинала с организационного момента.

Минутка чистописания тесно связана с темой урока и развивает умение видеть и создавать красоту вокруг себя. Здесь же на данном этапе применила зашумлённые картинки на снежинках. Использовала элементы дыхательной гимнастики и массажа рук. Итогом этого этапа была самооценка. (К листам оценивания дети возвращались после каждого задания.)

На следующем этапе урока была проведена орфографическая работа со словом снежинка. Выполнив звукобуквенный анализ и найдя ошибку в слове, дети подошли и сформулировали цели урока. Для активности и мотивации учащихся использовала сказку. Также же я включила проговаривание чистоговорок.

Задача основного этапа урока – актуализация раннее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся. Основные формы работы – индивидуальная, парная и фронтальная. Очень важно рационально использовать время на уроке, для этого использовала цветные карточки.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
(Снежинка)

Логопедические минутки не делят урок на части. Она гармонично объединяет этапы урока между собой, помогает плавно перейти к следующему заданию.

Контрольно-оценочная деятельность на уроке осуществлялась с помощью оценочных листов, самоконтроля, взаимоконтроля. Заключительным этапом было подведение итогов по листам самооценивания и украшение картины снежинками ребят.

Ученикам на уроке было комфортно, каждый был по-своему успешен. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников с включением логоминуток показала себя эффективной, т.к темп урока позволил выполнить все задания. Создание проблемных ситуаций мотивировало учащихся к работе.

С целью формирования прочных навыков правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу домашнее задание было на выбор.

Уважаемые члены жюри, обратите своё внимание на нашу картинку. Здесь есть и красные снежинки. Может быть, возможно так вышло, потому что… . Были трудности …, много времени ушло…, не все ученики были внимательны.

Но всё же я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! (СНЕЖИНКА)

И наша картина тоже закончена.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ .

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А , а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У .

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И , считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А теперь отправимся в город шипящих звуков:

1. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я криЧУ

Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

2. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу.

3. Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри » и «парашют » написаны с буквой ю. Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн: