Оставь надежду всяк сюда входящий лагерь. Харьковчанин прошел ад четырех концлагерей. Деньги не пахнут

Пионы - излюбленные садовые цветы, и это не удивительно. Пышное и яркое цветение длится обычно две-три недели, но у разных сортов наступает в разное время. Поэтому цветение хорошо подобранной коллекции может продолжаться до трех месяцев. Начиная с первых чисел мая и заканчивая последней декадой июля ваш сад будет наполнен яркими красками и дивным ароматом.

В этом цветнике крупная коллекция травянистых пионов организована на газоне в форме концентрических полуокружностей. На зиму листья этих цветов полностью отмирают и подлежат обрезке, поэтому растения прекрасно зимуют под снегом. Единственное, чего они не любят, так это сезонного вымокания и свежей органики. И то и другое может привести к .

Эти садовые цветы различаются по цвету, размеру и форме цветка, могут быть простыми и махровыми. Они обладают богатым спектром ароматов, в большинстве сильно выраженным и необыкновенно приятным. Листья данных цветков ажурны, орнаментальны, декоративны уже ранней весной: еще в пустом саду, до цветения, они выделяются красноватыми и фиолетовыми оттенками. Их привлекательность сохраняется и летом, после цветения - обрезанные кусты прекрасно держат форму. А осенью с наступлением холодов листы пионов вновь приобретают красноватые, бронзовые и фиолетовые оттенки.

В последнее время фаворитом заслужено являются древовидные пионы. Условия их культивирования несколько отличаются от держания в саду травянистых разновидностей. Коллекцию древовидных пионов необходимо размещать на слегка затененных в полуденное время и хорошо защищена от ветра участках, так как их зимостойкость и общая устойчивость на продуваемых местах заметно снижается. Из данных цветков еще хорошо получаются арабески.

Выращивание пионов

Существует мнение, что при правильной агротехнике и последующем уходе, пионы могут расти на одном месте более 20 лет, при этом каждый год одаривая дачный участок своим великолепным цветением. Это дает нам стимул создать для цветов хорошие условия и обеспечить им достойный уход.


Подходящая почва

Пионарий может быть расположен практически на любой почве, но большее предпочтение отдает суглинкам, чистым и окультуренным. Не переносят растения только заболоченные и слишком сырые почвы. Обратить внимание следует и на уровень грунтовых вод, который должен быть на расстоянии не менее 50-70 см от поверхности почвы. Если же УГВ ближе, то пионы можно высаживать на искусственных грядках большей высоты, или же устраивать вокруг пионария специальные дренажные канавы. Игнорирование подобных фактов и действий ведет к загниванию корневой системы и гибели растений.

Место расположения цветника в саду

Специалисты рекомендуют высаживать пионы на солнечных местах, так как данные растения очень светолюбивы, но, возможно и выращивание в полутени. Будьте внимательны при выборе места, так как количество солнца регулирует цветение и его обильность.

Желательно определять место для посадки пионов в нескольких метрах от деревьев или кустарников, так как им нужна полная свобода, а вот недостаток влаги или питательных веществ, за счет развития рядом других крупных растений, может сказаться на росте и цветении. Также пионарий должен быть хорошо защищен от ветров и резких сквозняков.

Как выращивать пионы (видео)

Подготовка к посадке

Схема посадки пионов очень проста, а сами работы не заберут у вас много времени и сил, но следует провести тщательную подготовку перед посадкой пионария, так как от этого зависит рост растения, его развитие, цветение и продолжительность жизни.

Итак, в первую очередь, готовим ямы под посадку. Сделать это следует за месяц-полтора до высадки, чтобы земля внутри хорошо осела. Ямы копаются на расстоянии 80-100 см друг от друга, глубиной 60-70 см, диаметром 55-70 см. Правильная схема посадки поможет не только самим растениям в развитии, но и хозяину пионария в уходе за цветами.

Теперь, когда ямы готовы, необходимо внести в них специальную смесь - компост, торф и перепревший навоз с примесями 150 г сульфата калия, 350 г костной муки и 170-200 г суперфосфата, если грунты глинистые, можно добавить 140-170 г гашеной извести (измельченной). Весь подобный состав перемешивается с верхним слоем земли, снятым заранее, и утрамбовывается. В результате, вы должны получить примерно половину ямы питательной смеси, которая и послужит запасом нужного количества питательных веществ на будущее.

Посадка пионов

Наилучшим временем для посадки считается период с середины августа и до конца сентября. Если посадить пионы в данное время, то зимних холодов растение успеет прижиться и развить корневую систему, а это очень важно.

Далее, подготовленный посадочный материал высаживают в заранее выкопанные по схеме ямы, и регулируют глубину посадки. Требуется поместить посадочный материал в почву так, чтобы почки возобновления уходили в грунт не более чем на 3-4 см, при условии выращивания на суглинках, и не более чем на 5-6 см на песчаниках.

Уход за пионами

Если перед посадкой ямы и почва в них были подготовлены верно, то первые два года ваш пионарий не нуждается в подкормках и может отлично развиваться за счет удобрений, внесенных заранее. То, что наиболее нужно в данный период - это своевременное рыхление почвы, полив и прополка.

Рыхление проводится очень бережно, чтобы не повредить куст. Глубина рыхления - не более 5-7 см, расстояние от куста - 20 см, общая полоса рыхления по диаметру - около 15 см. Рыхление желательно проводить после полива или дождя, это исключит образование корки и создаст вокруг растения аэрированный мульчирующий слой.

Важен также своевременный и систематический полив, примерно раз в неделю, по 25-40 литров воды на каждый взрослый куст. Особенно важен полив в начале лета, в период активного роста растения и бутонизации.

Внимательно следите за подсыханием почвы вокруг кустов во время летней жары, за счет высокого испарения влаги может понадобиться и дополнительный полив. Если полив происходит в канавки, применить можно ту же временную схему, если же полив из лейки, то он возможен и ежедневно.

Старайтесь и вовремя удалять сорняки в пионарии, что положительно сказывается не только на внешнем виде растений, но и на их развитии.


Удобрение пионов

Подкормка проводится уже на третий год после посадки, когда растения начинают активно цвести. Всего проводится три подкормки за сезон.

  • Первая подкормка - азотно-калиевая, ранней весной, возможно, сразу же после схода снега. Вокруг куста рассыпается 10-15 г азота и 10-15 г калия. Удобрение следует сыпать только на почву, избегая попадания на куст.
  • Вторая подкормка - азот, калий и фосфор. Проводится она в период бутонизации, чтобы улучшить качество цветения. Количество удобрений азотно-калиево-фосфорной подкорми по 10 г, 12 г и 15 г, соответственно.
  • Третья подкормка проводится через 12-15 дней после цветения, необходима она для стимулирования образования крупных почек возобновления, что обеспечит хороший рост и цветение на следующий год. Подкормка калиево-фосфорная, по 12 г и 20 г удобрения, соответственно.

Видео о посадке и выращивании пионов на участке

Размножение пионов

Размножение культуры возможно несколькими способами, но наиболее часто нами используется самый простой и распространенный делением.

В первую очередь, обрезается взрослый куст белого пиона, чтобы его можно было выкопать. Ствол со стеблями обвязывают и, аккуратно обкопав, чтобы не повредить корни и почки, вынимают из лунки. Далее, корневая система омывается слабой струей воды из шланга, чтобы вам было легче разобраться с делением.

Теперь, при помощи деревянного кола и молотка, куст делится надвое, потом, каждая часть еще надвое, и уже садовыми ножницами на полноценный посадочный материал. Формируется качественная деленка, без старых или подпорченных корней, длиной около 30 см, с 1-2 хорошими корнями и несколькими почками.

Деленки красного пиона помещаются в подготовленные посадочные лунки, после осыпки землей верхняя почка должна быть под ее слоем на несколько сантиметров.

После посадки не нужно трамбовать землю вокруг, важно обильно полить саженец пиона и замульчировать почву вокруг будущего куста торфом или перегноем.

Сорта пионов

Травянистые и древовидные пионы насчитывают множество сортов, не говоря уж о том, что каждый год данное количество значительно вырастает. Мы решили подсказать вам некоторые из них, чтобы вы точно знали, от чего отталкиваться во время закладки пионария или размножения культуры на собственном участке.

Итак, самыми популярными, на сегодняшний день, по праву можно считать: Новость Алтая, Фестива Максима, Крейсер Аврора, Корина Версан, Пион желтый, Пион розовый, Сара Бернар, Пинк Рейдианс, Мерседес, Альбер Крусс, Монблан, Лонгфелло, Эжен Вардье, Филипп Ревуар, Клемансо, Аншантресс, Пион узколистный и многие другие сорта, которые не просто пользуются спросом у садовников, но и качественно дополнят любой сад.

Белые пионы на даче

Специалисты советуют очень серьезно относиться к данным цветам и уделять им достаточно времени, ведь только соблюдая правила агротехники и обеспечивая белым пионам корректный уход, вы сможете добиться не только правильной кустистости растения, но и красивого, продолжительного цветения.

  • Цветы следует высаживать в полутени или даже на солнечном месте, так как они требуют минимум 4-6 часов в сутки прямого солнечного света;
  • При высадке в грунт проследите за тем, чтобы корневая система не находилась слишком глубоко, так как это неправильно. Если корни растения будут уходить далеко в землю, то цветение может быть кратковременным, болезненным, также, это негативно скажется на развитии растения в целом;
  • Обязательно обеспечьте белые пионы систематическим и правильным уходом. Красивые и величественные растения предпочитают своевременный полив, рыхление почвы и правильные подкормки, которые благоприятно влияют на внутренние биоритмы растения и его внешность, в частности, цветение куста;
  • Когда цветы достигают возраста в 7-10 лет, их необходимо рассаживать, или же просто обновлять куст. Растение выкапывают и аккуратно разделяют на несколько сильных частей, оставляя только 3-4 корня, длиной не более 15 см;
  • Старайтесь следить не только за цветением и развитием пионов, но и за качеством цветов. Оно будет улучшаться, а, соответственно, и улучшать внешний вид куста, если вовремя убирать отцветшие и подсохшие бутоны;
  • В период цветения внимательно отнеситесь к завязям бутонов. Следует оставлять на цветоносе только один, самый большой и сильный бутон. В данном случае, ему хватит соков и жизненной энергии, чтобы показать . Остальные же, маленького размера и силы бутоны, будут только мешать ему развиваться, и собой не показывая особых результатов.


Этот небольшой список советов опытных дачников поможет вам не только вырастить белые пионы на собственном участке, но и, со временем, создать целый пионарий, который будет радовать обильным цветением и приятными ароматами долгие годы.

Отзывы и комментарии

(18 оценок, среднее: 3,81 из 5)

Светлана 28.01.2012

в моем саду пионы растут уже более 10 лет….И каждый год я не перестаю удивляться красоте этих неприхотливых цветов.

Тамара 12.08.2015

Для меня это любимый цветок весны,он душист и нежен,чист как невинность самой прекрасной девы земли!Цветение его не долго,но прекрасно и помнится всё лето!!!

Ольга 20.10.2015

Чудесные, роскошные, поистине королевские цветы! К моему огромному сожалению, на моем участке они почему-то расти и цвести не хотят((В этом году я снова сделала попытку и посадила малинового цвета пион. Посмотрим, как он будет себя вести, вдруг ему понравится у меня?

Оксана 12.12.2015

У меня на участке 4 куста пиона, разных цветов. Цветы красивы и на кусту, и в срезке. Жалко, что цветут не долго. Один год у нас было нашествие майских жуков, он просто уничтожили почти все бутоны. И вообще заметила, что пион очень привлекателен для насекомых, особенно куст с розовыми цветами — они особенно сладко пахнут. 🙂

Роза 11.02.2016

можно ли весной пересаживать пионы,и когда они потом расцветут?

Елена 29.03.2016

У меня в том году зацвел древовидный пион и причем очень обильно так зацвел, и это на 6 год после посадки. Оказывается он не любит заглубления, отгребла от прививки землю и зацвел. Цветет он на побегах прошлого и позапрошлого года, из удобрений не любит навоз, больше предпочитает минеральные удобрения. Рано весной, можно по снегу, проливаю азотным удобрением, а во время налива бутонов комплексным. Думаю что все делаю правильно, если что не так исправьте

Марина 14.04.2016

Пионы следует высаживать на открытых, доступных солнцу местах. Хотя эти цветы переносят и полутень. Но я их сажаю, где придется и как придется. Земля не плодородная, местами с щебенкой. Пересаживала даже во время цветения, на следующий год всё равно цвели. Если честно, то всегда думала, что это самый неприхотливый цветок, ничем не подкармливаю, только обрезаю отцветшие цветки, выравнивая куст.

Инна 19.05.2016

У меня возник вопрос к опытным садоводам. Вот уже года четыре как мне подарили три сорта великолепных пионов. Посадила на даче и жду когда зацветут. Зимой укрываю от морозов. Летом поливаю раствором золы, почва у нас кислая. Не цветут и все тут. Почему? Поделитесь, у кого такая красота растет, что делаете?

Людмила 13.06.2016

унас
Может попробуйте их пересадить в другое место? У меня была такая беда. Росли перед домиком с южной стороны возле сосны. Видно соседство с сосной им не понравилось. Пересадила в другое место осенью, весной после осенней пересадки сразу зацвели. Но вот только древовидный ни разу не цвел, хотя ему уже лет пять.
унас куши пионей ольше 10-год и сейчас они или поболели или что мы незнаем все кущи чёрными пятнами покрытые и они зацвели и сразу осыпались

Людмила 13.06.2016

у нас пионы болше 10-ти.год но в этом году стебли и листья покрылись чёрными пятнами и пионы неуспели за цвести как сразу осыпались подскажите пожалуйста что делать…буду зараней вам благодарна если вы подскажите что делать заранее спасибо……

Валентина Шмыговская 04.03.2017

спасибо большое!

Территория Дома 25.07.2017

Весной пересаживать можно, если растение старше 3 лет, то можно дать зацвести на следующий год. Если молодое, то бутоны лучше обрывать, чтобы он наращивал корневую систему. Рекомендуется их пересаживать осенью, но я сажала и весной и даже в июле, все принялось и цветет. Главное правильно место подберите, солнечное, открытое. Землю удобрите хорошенько, перегноем например и после пересадки нужно обрезать зеленую массу, оставляя 10 — 15 см., хорошо поливать и замульчировать. Хорошо поливать — это не значит заливать, но земля должна быть влажной, чтобы не создавать дополнительных стрессов растению.
.jpg

Территория Дома 25.07.2017

Если пионы долго не цветут, то нужно их пересадить, возможно при посадке вы заглубляете корневую шейку, этого делать нельзя, он не будет цвести. Почки должны уходить под землю примерно на 2 см. Раскислите землю именно в посадочной яме пиона, добавьте доломитовой муки и минеральных универсальных удобрений, можно компоста и все перемешать. Сажайте на открытом светлом участке, без сильных ветров. У меня тоже был один случай, когда пионы не цвели больше 7 лет, я их пересадила и посадила по правилам агротехники, через 2 года и по сей день цветут каждый год.
.jpg

Добавить комментарий

Множество крылатых фраз, которые мы слышим каждый день, пришли в наш язык из латинского языка. Сегодня мы расскажем о 6 выражениях, которые вы наверняка слышали, но не знаете их историю.

1 Оставь надежду всяк сюда входящий

Desine sperare qui hic intras - Оставь надежду всяк сюда входящий.

Распространение эта фраза получила после того как стала завершающими словами в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эта надпись была размещена над вратами Ада в его произведении, а в будущем фигурировала у многих других поэтов и писателей: у Пушкина («Евгений Онегин»), Чехова («Циник»), даже Ленина, который включил фразу в свою статью.

На сегодняшний день эту фразу можно слышать во многих фильмах, сериалах и прочитать на страницах разных книг. Чаще всего её используют или в ироническом ключе, или чтобы подчеркнуть, что положение действительно безвыходное, и лучше сразу оставить надежду.

2 Адвокат Дьявола

Advocatus diaboli - Адвокат Дьявола. Нет, мы не говорим о фильме с Киану Ривзом. Когда зародилась эта фраза, даже его родителей не было в планах. Изначально адвокат Дьявола – это должность в католической церкви. Такие люди занимались тем, что искали документы против того, чтобы причислить умершего монаха к лику святых. В их обязанности входило копаться в архивах, искать свидетельства того, что усопший не был так чист, как хотелось бы. Если же адвокат дьявола не находил достаточных доказательств, беатификация (то есть, возведение в лик святых) проходила успешно.

Сегодня «адвокатом Дьявола» мы называем человека, который поддерживает заведомо плохое решение в споре. Он намеренно выставляет это в хорошем свете, стараясь привлечь людей на свою сторону.

3 С нами Бог

Deus vult - С нами Бог. Ещё одна фраза, которая пришла к нам из церкви. Deus Vult использовалась Папой Урбаном II во время Первого крестового похода. Позже этот клич «подхватили» и другие крестоносцы, а ещё спустя немного времени фраза стала использоваться в разных странах, правда, с переводом. Теперь Deus Vult ассоциируется с крестоносцами почти так же, как и костры Инквизиции.

На сегодняшний день эта фраза используется в СМИ для обозначения альтернативного правого движения, является девизом Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

4 Деньги не пахнут

Писатель, историк Гай Светоний Транквилл

Aes non olet - Деньги не пахнут. Да, вы удивитесь, но эта фраза тоже пришла к нам из латыни. По легенде, римский император Веспасиан произнес её во время получения налогов на общественные туалеты. Обращена она была к Титу, его сыну, который этого действа не понимал. Гай Транквилл, древнеримский историк и философ, описывает эту ситуацию в своей книге. Прямым текстом там ничего не сказано и речь императора была передана косвенно: «…тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она».

Сегодня фразу «деньги не пахнут» используют, когда имеется ввиду не совсем честный способ дохода. Она характеризует обстоятельства, когда человек не пренебрегает никакими способами в достижении богатства.

5 Пришел, увидел, победил

Император Гай Юлий Цезарь

Veni vidi vici - Пришел, увидел, победил. Знаменитые слова, произнесенные Юлием Цезарем в Риме, когда тот рассказывал о своих военных успехах на Западе. Сказаны они были после того как Цезарь в третий раз одержал победу в Понтийском царстве, но на этот раз римский консул праздновал не победу как таковую, а то, что одержана она была очень быстро, Цезарь буквально «пришел, увидел и победил».

Сегодня смысл фразы не изменился. Её используют, когда говорят о быстром триумфе, на который не было затрачено много сил.

6 Знание – сила

Художник Фрэнсис Бэкон

Scientia est potential - Знание — сила. Авторство этой фразы довольно спорно. Есть как минимум три претендента на авторство, но из-за неточностей перевода мы до сих пор так и не знаем кто же был первым, кто это сказал. Впервые фраза встречается ещё в старой арабской книге «Путь красноречия». Позже фраза была использована Фрэнсисом Бэконом и Томасом Гоббсом. В любом случае «Знание – сила» означает только одно – то, что знание – и есть сила.

Оставь надежду всяк, сюда входящий.

Так написал Данте над вратами вымышленного им ада. Сколько существует человечество, столько не дает людям покоя вопрос, что будет с человеком после смерти, особенно - что ждет человека в качестве расплаты за его злодеяния.

Хочется сказать, сколько народов, культур, столько и моделей ада. И это не совсем так: не только у каждого народа, но и у каждого человека своя модель ада, отражающая его представление о том, кого и за какие провинности нужно карать.

Первые задумки ада появились еще в древнем Египте: по преданиям умерший человек попадал на суд бога Осириса. Осирис клал на одну чашу весов сердце человека, на другую - перышко ибиса. Если злые дела человека перевесят перышко, то Осирис бросает сердце чудовищу с телом льва и головой крокодила.

Здесь мы еще не видим жестоких и извращенных наказаний за грехи при жизни. А вот в древнегреческом Аиде, царстве мертвых, наблюдается картина уже более изысканных возмездий. Например, миф о Тантале, богатом царе, любимце богов. При жизни он часто поднимался на Олимп, пировал с богами, считал себя равным богам. За это после смерти боги жестоко посмеялись над Танталом. В царстве мертвых его постоянно мучили голод и жажда, но стоило Танталу наклониться к кристально чистой воде родника, как родник исчезал, а стоило протянуть руку за спелыми плодами на ветках, как ветви поднимались высоко-высоко. Но не только голод и жажда истязали Тантала, к ним добавлялся вечный страх: над Танталом нависала огромная скала, готовая рухнуть на него в любой момент.

В греческой и римской мифологии боги карали человека не только после смерти, но порой и при жизни, могли превратить в какое-нибудь чудовище, и.т.д.

Примечательно, что в языческих верованиях в ад попадали не преступники и грешники, а… обычные люди, все, кроме воинов. Воины после смерти оказывались в очень своеобразном раю, где ночи проводили в веселых пирах, а дни - в сражениях. В глубокой древности такая картина мира была приятна нашим воинственным предкам, позже, с развитием земледелия, скотоводства, мирный крестьянин стал искать менее агрессивные религии. Например, христианство.

Больше всего фантазий породил миф о христианском аде и христианских демонах возмездия. Христиане верят, что грешников в аду ждет «мука вечная». И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. В Библии, например, есть легенда, как дева Мария после смерти попросила ангелов показать ей ад, поочередно летала с ангелами на север, на юг, на восток и на запад ада, видела муки грешников. Мария спрашивала ангелов, за что так истязают людей, просила для них пощады. Но ангелы рассказывали о злодеяниях грешников, и дева Мария говорила: «По вере их им и воздастся». Так клеветников в аду подвешивали за язык, лжесвидетелям рот наполняли огнем, лентяи лежат на ложах из огня, женщины, сделавшие аборт, кормили грудью змей. Все же дева Мария вымолила у бога право для грешников отдыхать от мук один раз в году.

Легенда про христианский ад породила множество последователей - писателей, поэтов, художников. Достаточно вспомнить Иеронима Босха, мастера изображать самых немыслимых чудовищ ада. В его аду людей распинают на музыкальных инструментах, обнаженные грешники сплетаются в неистовом танце с жуткими демонами, людей заживо едят крысы. Особенно Босх ненавидел обжор, нарисовал для них изощренное наказание: огромное чудище с головой птицы и поварским котлом на голове пожирает грешников-чревоугодников и испражняется ими в бездну. Жадных людей в аду Босха рвет золотыми монетами, убийц рвет кровью, и.т.д.

Христианские черти проказничали не только в аду, но и в мире живых, и грешников карали не только за явные злодеяния, но и за неосторожные слова. Есть легенда про девушку, которая поклялась выйти замуж за одного парня, сказала, пусть меня черти заберут, если я его обману. Но сердце красавицы склонно к измене, скоро девушка вышла замуж за другого. На свадьбе к ней подошел человек в черном, пригласил на танец, подхватил девушку, улетел с ней по воздуху, превратившись в демона. Через пару дней демоны вернулись в дом девушки, принесли ее подвенечное платье и фату, сказали, что они должны были забрать только грешницу, а ее одежду возвращают.

Другой человек пригласил в дом много гостей, наготовил угощения, а гости не смогли прийти. Тогда хозяин в сердцах воскликнул, так пусть все черти пожалуют ко мне! Через некоторое время к нему во двор стали приезжать всадники, заходить в дом, а из окон дома стали высовываться собачьи, коровьи и свиные головы на человеческих телах: это пожаловали черти. Они пили вино, угощались за накрытым столом, и целую неделю никакие молитвы не могли выгнать их из дома.

В немецком фольклоре есть легенда про дикого охотника: графа, который отличался свирепым нравом. Однажды он поехал на охоту, по пути затравил стадо коров, убил пастуха, разрушил монастырь в лесу, и.т.д. Возмездие было страшным, граф внезапно оказался один в темном лесу, без своих подданных, он не мог закричать, позвать на помощь. Разверзлась земля, толпы демонов вырвались из ада, погнались за охотником. Ночью они бегут по темному небу, днем - под землей, и так до скончания времен.

Иногда человеку удается обвести демонов вокруг пальца, оставить в дураках. У одного крестьянина жена была ведьмой, и летала на шабаш. Однажды муж попросил жену взять его с собой. На шабаше гости сели за накрытый стол, уставленный изысканными кушаньями, но все они были приготовлены без соли, так как демоны соль не едят. Крестьянин сказал, что он человек, и не может есть без соли, сию минуту ему подали солонку. Гость воскликнул - Слава Богу, вот и соль! Тут же вся нечистая сила исчезла, мужик оказался один в чистом поле, в незнакомой стране, и потом три месяца добирался до родного дома.

Каждый человек представляет ад по-своему: муки ада, грехи, за которые следует отправить в ад. Так Данте очень ловко и остроумно наказал всех своих врагов и недоброжелателей, написав «Божественную комедию». В ней Данте подробно расписывает, какому наказанию он хочет подвергнуть того или иного своего врага.

В первом круге ада - Лимбе - томятся души некрещеных младенцев и язычников, например, древнегреческих поэтов, философов, и.т.д.

Второй круг представляет собой вихрь, который носит по кругу души людей, подвергшихся безмерной страсти.

В третьем круге в грязи под дождем маются души обжор, в этот круг Данте поместил своего покойного друга Чакко.

В четвертом круге маются расточители и скупцы, туда Данте селит многих кардиналов.

В болоте пятого круга маются лентяи и гневливые люди.

В шестом круге в гробах горят еретики, туда Данте отправляет мучиться Фаринату, своего политического противника.

Там же, в шестом круге мается папа Анастасий, которого Данте записал в еретики.

В седьмом круге в кипящем кровью потоке варятся тираны и разбойники, с берега в них из луков стреляют Кентавры.

В восьмом круге Данте наказывает сводников и соблазнителей, их хлещут рогатые бесы, льстецов - они сидят в массе нечистот, а также духовники, торговавшие церковными должностями: их ноги, объятые пламенем, торчат из каменной стены. Там же маются прорицатели и колдуны, - со скрученными шеями.

Однако, описания ада у Данте не только ужасны, но порой и забавны: Данте рассказывает про кипящую смолу, в которой варятся взяточники, их терзают крючьями озорные черти, чтоб не высовывались. Данте дает чертям забавные имена: Косокрылый, Забияка, Собачий Зуд, Злохвост, и.т.д. Черти кривляются, сыплют непристойными шутками, в конце концов два черта подрались за право поддеть крючьями одного грешника, сами свалились в смолу. :))

Дальше Данте показывает лицемеров, на которых надели тяжелые свинцовые одежды. Воров, которых кусают ядовитые змеи, туда Данте помещает знакомого вора Ванни Фуччи, он украл ризницу и обвинил в краже другого.

Данте карает и коварных советчиков, превращает их в говорящее пламя. Наказывает вечным зудом алхимиков, например мастера Адама, который подмешивал медь в золотые монеты.

В девятом круге ада Данте показывает ледяное озеро Коцит, туда вмерзли люди, предавшие своих родных. Туда же Данте помещает злодея Альбериго, который в то время еще не умер. Но Данте говорит, что его тело еще живет, в душа за множество грехов уже свергнута в ад.

Наконец, на дне глубокой воронки ада из земли торчит Люцифер, властитель ада. У него три головы, три пасти, в каждой пасти он держит грешника: Кассия, Брута и Иуду. Данте рассказывает, что ад появился, когда Люцифер упал с небес на землю, низвергнутый богом, пробил в земле глубокую воронку, на склонах которой и расположились миры возмездия.

Самой интересной картиной ада мне кажутся миры возмездия в картине мира Даниила Андреева. В книге «Роза мира» Андреев пишет про параллельные миры, светлые и темные, окружающие нашу материальную землю, строит уникальную картину мира. Интересно, что Андреев сочетает древние предания (Рай, Ад, изгнание темных ангелов) и понятия современной науки (многомерные миры, энергетика, инопланетные персонажи, и.т.д.) В отличие от Данте, который не отрицал, что пишет пасквиль, Андреев уверял, что действительно видел параллельные миры, духов, демонов, общался с ними, входил в транс. По ночам, в тюрьмах и лагерях, Андреев путешествовал во сне по иным мирам, потом записывал свои впечатления, прятал от тюремщиков, чудом переправил свои записи на волю.

По Андрееву душа грешного человека становится тяжелой, пока человек жив, материальное тело поддерживает душу на Земле, как поплавок. Но после смерти грешная душа начинает опускаться в темные миры.

Уволакивают душу в ад блюстители кармы, жуткие прямоугольные твари с собачьими мордами, очень умные, но бесчувственные и безжалостные. Андреев пишет, что эти существа прибыли на Землю с других планет, из которых были изгнаны темные силы.

Первый слой ада называется Скривнус, сюда помещают тех, кто при жизни слишком много внимания уделял материальному, и слишком мало - духовному. Скривнус - это череда мрачных бараков, с одной стороны огороженная стеной, а с другой стороны - морем. Грешники целыми днями должны делать бессмысленную монотонную работу, до блеска натирать битую посуду, чинить рваные тряпки, которые никому не нужны, и.т.д. Работу люди получают от чудовищ, которые бросают вещи из-за стены.

Иногда на горизонте показывается черный корабль, причаливает к берегу, забирает в трюм людей, которым предстоит опуститься на более низкие круги ада.

Следующий круг ада называется Ладреф, здесь люди несут наказание за бездуховность, маловерие. Человек остается в полном одиночестве, но чувствует незримое присутствие других людей по их следам.

За Ладрефом следует Мород, царство мрака и тишины. Слабо фосфоресцирует почва и растения. Человек остается наедине с собой, снова и снова переживает память о своих земных злодеяниях, терзается муками совести. Пищей служат некоторые почвы, вокруг эфирного тела человека появляется что-то вроде светящейся одежды, похожей на лохмотья.

В следующий слой ада - Агр, - человек попадает, как бы проваливаясь в трясину, черное болото засасывает его все глубже. В Агре посреди черных испарений под темным небом светятся подобие земных городов. В Агре преобладает один цвет, даже не красный, а инфракрасный, который живой человек не способен увидеть. Грешники в Агре становятся похожими на пигмеев, гномов, с обнаженными уродливыми тельцами, они испытывают постоянный стыд за свое убожество. Пищей здесь служит плесень на стенах домов. Но не только стыд терзает их, но и страх: в Агре живут огромные хищники, - волгры, мешковатые, рыхлые, с серой ноздреватой кожей, с пустыми глазницами, лишенные рта. Волгры засасывают свои жертвы через поры кожи. Однако, в городах есть здания, куда волгры не подходят, где грешники могут ненадолго спрятаться: это храмы. У волгр не два, а три пола, мужская особь совокупляется с особью среднего рода, какое-то время она носит зародыш, потом передает женской особи.

Тот, кого сожрали волгры, возрождается в более низком слое ада - Буствиче. Тело человека в Буствиче напоминает испражнения, которые пожирают огромные белые человеко-черви, человек как бы гниет заживо, но не сгнивает дочиста.

Ниже Буствича находится Рафаг, там карают предателей и тех, кто служил тиранам ради собственной корысти. В Рафаге людей терзает мука вечного непрерывного истощения.

Шим-биг представляет собой медленный поток под высоким сводом туннеля. Души грешников теряют сходство с людьми, они похожи на темно-бурые клочья. Здесь людей терзает стыд за злодеяния при жизни и страх упасть в поток, унестись по течению в нижние миры.

Ниже Шим-бига расположен Дромн, наказание для атеистов, для тех, кто при жизни верил, что после смерти ничего не будет. Вот грешник и получает это самое «ничего» - бесконечную пустоту, небытие, в которой остается только сознание человека.

Мало-помалу грешник понимает, что он опускается куда-то все ниже и ниже, и вот уже видит бесконечного далеко внизу красноватое сияние. Это следующий слой, Фукабирн, раскаленная магма. Ниже Фукабирна находится Окрус, вязкое дно Фукабирна, в котором эфирное тело человека становится похожим на металлический шар. Сюда попадают люди, осуждавшие невинных, истязавшие беззащитных и детей. Андреев недаром так сурово наказывает тех, кто осуждал невинных, ведь он сам ни за что ни про что был брошен в сталинские лагеря.

Под Окрусом находится Гвэгр, неподвижная магма, и Укарвайр, магма бушующая. Там терзают тех, кто извратил высокие идеи, обманул миллионы людей (на мой взгляд, прямой намек на Сталина, которого Андреев осуждал за свои собственные страдания).

В Пропулк, твердую магму под Укарвайром Андреев отправляет Ежова и Берию, а также Малюту Скуратова и Робеспьера. Под Пропулком находится сверхтяжелая магма Ырл.

Дальше идут темные миры, расположенные в ядре планеты. Это Биаск, безвыходные пещеры, в которых черти терзают грешников, а тело человека напоминает животное. В Биаске карают тех, кто совратил много людей с пути праведного.

Ниже Биаска грешники маются в Амиуце, вертикальных щелях, здесь наказывают за сознательный садизм в огромных масштабах. Под Амиуцем - Ытрэч, царство вечной ночи, в Ытрэче отбывал наказание Иван Грозный.

В самом низу слоев ада находится особый слой, Журщ, созданный персонально для одного человека, - Иуды.

Ниже, под Журщем находится Суфэтх, Андреев называет его еще мировым кладбищем. Здесь находятся души, которые так сильно упорствовали во зле, что от них отвернулись собственные первоосновы, монады, ушли к Богу, искать себе более достойную душу. А без монады душа (шельт) не живет, медленно растворяется в небытие. Искра сознания теплится до конца, и мера ее мук превышает воображение самих демонов. Например, там заключен Жюль де Рэц, садист, который купался в ваннах из крови убитых им детей.

Кроме миров возмездия Андреев показывает миры, созданные демонами и для демонов. Дигм - двумерный мир, где живет дьявол, которого Андреев именует Гагтунгр. Дьявол как бы лежит в лиловом океане, раскинув черные крылья в свете фиолетового солнца. В свой слой Гагтунгр забирает приспешников зла, например, Торквемаду. За Дигмом находится Шог, многомерный мир, куда может входить только сам Гагтунгр, чтобы пообщаться с самим Люцифером.

В темных мирах есть и одномерный мир, - Дно, плотность которого сравнима с плотностью погасших звезд, белых карликов. Грешники и демоны, попавшие на Дно, должны постоянно карабкаться вверх по одномерному миру, чтобы их не утянуло на Дно галактики, где останавливается само время, и откуда нет выхода. Дно Галактики находится в районе звезды Антарес, там встречаются «днища» темных миров всех планет.

В наше время тема миров возмездия давно перекочевала из религии и философии в литературу, кинематограф, компьютерные игры, то, что когда-то вызывало в сердцах людей ужас, сейчас вызовет разве что легкий интерес. Люди давно не боятся греха, живут под лозунгом «бери от жизни все». И все-таки древние предания заставляют остановиться в гонке повседневности, оглянуться, задуматься, а что будет с нами дальше, там, по ту сторону, а вдруг…

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.