Кто палку взял тот и капрал значение. Кто палку взял, тот и капрал. См. также в других словарях

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818-1883). Слова Базарова (гл. 9). См. также Базаровщина.

Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЧ) автора БСЭ

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Мастера и шедевры. Том 1 автора Долгополов Игорь Викторович

2. Согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан: 1. Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;2. Правильно применять средства индивидуальной, а также коллективной защиты;3.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги Справочник необходимых знаний автора Менделев Владимир Аронович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Книга третья. Природа и человек …Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». В. И.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Работник РАБОТНИК - физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем и являющееся стороной трудового договора (контракта). Необходимое условие участия в трудовых правоотношениях - дееспособность лица и достижение им определенного возраста (см.

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Мастерская улица Улица проходит в Малой Коломне от улицы Декабристов до проспекта Римского-Корсакова. 20 августа 1739 года ей было присвоено название Офицерская улица. Предполагалось, что здесь будут жить офицеры Адмиралтейского ведомства. По плану Комиссии о

Из книги автора

Из книги автора

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

Природа не храм а мастерская и человек в ней работник

У современной молодежи существует положительное отношение к сохранению и приумножению природных богатств, сформирована гражданская позиция, высокие духовно – нравственные ценности и социальные ориентиры, но все же в последние годы уровень состояния природных ресурсов, качество питьевой воды, сохранность водоемов с пресной водой неуклонно движется вниз. Основными причинами нарушения состояния рек, водоемов выступают как внешние факторы, так человеческое вмешательство в природу, расточительное использование своих ресурсов и достаточно неэффективное. Именно эта проблема легла в основу разработки моего эссе.

Природа - весь мир в разнообразии его форм - до сих пор является объектом изучения для людей. Человечество открыло множество законов, объясняющих устройство разнообразных природных процессов. Мы научились добывать огонь, выводить новые породы животных путем селекции, мы отправили человека в космос. Мы сажаем злаковые и овощные культуры там, где захотим. Пусть даже почва не подходит - мы наполним ее органическими и минеральными удобрениями - и ростки взойдут. Мы высаживаем декоративные цветы красивыми геометрическими конструкциями, создавая новые прекрасные сады своими руками. Мы пробуем и ошибаемся, рассчитываем вероятности, теоретическим или практическим путем в конце концов приходим к заданной цели. Мы мастерим.

Человек издревле пытается подстроить природу под себя, создать новые удобные формы Все дальше и дальше уходит он от "первоначального замысла". Человек не позволяет процессу самостоятельно развиваться.

Он контролирует его и называет этот контроль культурой.

Человек не дает природе диктовать ему свои условия. В крупных городах перед масштабными парадами даже разгоняют тучи, не позволяя запланированному природой дождю омрачить праздник.

Вполне вероятно, что в будущем люди научатся изменять климатические условия. Погода станет полностью подчиненной человеку. И все же человек – это часть природы.

Человеческий организм до сих пор изучен не до конца. Даже знакомые специалистам биохимические реакции могут дать непредсказуемый результат. Человек волен сам делать свой выбор, но очень трудно ему бывает идти против своей природы.

Человек может высадить сад, но может ли он вылепить себя по желаемому образу? Может ли он контролировать биохимические процессы своего организма? Задавать ритм сердца, заставлять кровь циркулировать быстрее? Не позволять гормональным всплескам влиять на свое настроение? Замедлять или ускорять рост волос? Может - с помощью химических веществ. С помощью определенных физических упражнений он может изменить свое тело, с помощью пластической хирургии - свое лицо. Человек сделал мастерскую даже из самого себя. Но за кем же останется последнее слово? Пока мы стареем и умираем, оно остается за природой, однако будущее сверкает радужными перспективами. Возможно, это лишь вопрос времени?

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.

Человек равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Но как следует относиться к природе современному человеку?

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай дерево, не делай больно животному, не оставляй мусор в лесу, не рви без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры -, всему этому мы учимся с детства и это должно стать законом для отдыхающих на природе. Это первые уроки по охране природы. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Но мы должны и обязаны использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму, поддерживать разумные отношения с природой и просчиывать их на многгоие годы вперед.

Наше поколение должно непремнно помнить о тех разрушениях, котроые нанесли люди природе, например о большой экологической беде которой стал Чернобыль, обязательно считаться с природой и тогда в дальнейшем она ответит нам тем же.

Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно.



Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818-1883).
Слова Базарова (гл. 9). см. также Базаровщина .
Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник" в других словарях:

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Публицист, критик, переводчик, видный сотрудник журнала "Русское Слово" в 1863 1865 годах. Биографические сведения о нем крайне скудны. Родился Зайцев в Костроме 30 августа 1842 года. Отец его, занимавший должность советника Казенной… … Большая биографическая энциклопедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Центральный персонаж повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» (1925). П.П. хирург, светило мирового значения. Его литературными собратьями являются Базаров, Лопухов, Кирсанов. Так же как они, П.П. приверженец философии разумного эгоизма,… … Литературные герои

    Парный знак препинания, который ставится: а) для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также внесения каких либо добавочных замечаний (см. вставные конструкции). Цезарь (так авали льва в … Словарь лингвистических терминов

    § 198-203. О СОЧЕТАНИЯХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ - § 198. При встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Здорово живешь, соседка, поздоровался Петро, касаясь рукавицей шапки. Шолохов Примечание. Если после тире стоят слова, выделяющиеся по существующим правилам… … Правила русского правописания

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия - Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, жив­ший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна втом числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями - под водой оказались деревни и источники заражения воды - скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Черно­быль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спу тники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?

Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие плане. ты», то естьлеса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать - не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу - всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры - это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.