Коротаева марика валерьевна биография. Марика Коротаева: АСИ создает для регионов "Магазин верных решений". Введение диссертации по психологии, на тему "Продуктивность акмеологической экспертизы в профессиональной деятельности государственных служащих"

Я православный и был крещен с детства. Думаю принять католицизм. Могу ли я его принять и каким образом? То есть, каков будет процесс и насколько это долго? Ведь я уже крещен, но Православный, а у нас с Католической Церковью особой разницы нету, как брат и сестра. Я, если честно, очень редко хожу в нашу церковь, если только на Пасху. Но я думаю, мне ближе Католичество, у меня совсем другие взгляды.

Вячеслав

садовник, программист, Чело"Век"

Топки, Кемеровская область

Уважаемый Вячеслав, довольно странный вопрос Вы обращаете к православному священнослужителю - о том, как Вам покинуть Православную Церковь и стать католиком. Вряд ли Вы можете ожидать, во-первых, поощрения этого поступка, а во-вторых - инструкций, как Вам в данном случае действовать. Если уж Вы примете такое решение, то за разъяснениями Вам следует обращаться к той конфессии, куда Вы предполагаете направить свои стопы.

Не стремлюсь оказать на Вас никакого мировоззренческого давления, но просто задам вопрос, который Вы сами себе повторите: Вы хотите стать католиком вместо православного потому, что сравнили догматы веры, пришли к твердому убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви? Что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra - являются безошибочными? Вы убеждены, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а не только от Отца, как мы провозглашаем в Никео-Константинопольском Символе Веры? Путем тщательного разбора Вы пришли к взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? И многое другое. Или Вам понравилось нечто иное? Скажем, органная музыка, внешний вид священнослужителей, эстетика католического богослужения?

Если первое - то, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. Если второе или какие-то другие косвенные причины (скажем, бывает, что люди за супругой переходят в другую веру или по каким-то практическим соображениям жизненного порядка), - то это не очень основательный фундамент для принятия такого ответственного решения, как смена веры. Это шаг такой, перед которым нужно семь раз отмерить, или даже семижды семь раз, прежде чем один раз отрезать. Да и тот факт, что Вы и прежде в Православной Церкви не были усердны ни в изучении основ веры, ни в посещении богослужений, не вселяет уверенности в серьезности Вашего решения. Так что подумайте прежде крепко.

Навеки слава!

Станислав, что касается рая, ада чистилища, - сразу надо принять, что это состояния, которые мы не можем описать в тех категориях, которые мы воспринимаем. И это всегда будет тайной. Конечно же, мы можем что – то сказать, опираясь на Писание и Традицию Церкви. Но не думаю, что здесь разница в восприятии между и Православной Церквями слишком велика. Для Церкви это состояние, для православной скорее место

Станислав, можете сравнить:

Последнее очищение, или чистилище ( Церковь )

Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых. Церковное Предание, ссылаясь на некоторые тексты Писания, говорит об очистительном огне. (1 Кор 3,15)

Это учение опирается также и на обычай молитвы об усопших, о которой говорится уже в Священном Писании: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12,46). От самых ранних своих времен Церковь чтила память усопших и молилась за них, в особенности принося евхаристическую жертву, чтобы, очистившись, они могли достичь блаженного созерцания Бога. Церковь рекомендует также дела милосердия, молитвы об отпущении грехов и покаяние, приносимые во благо душ усопших:

Будем оказывать им помощь и совершать поминовение. Если сыновья Иова были очищены жертвою их отца, то как нам сомневаться в том, что наши молитвы за мертвых приносят им утешение? Будем же без колебаний оказывать помощь отшедшим и воз­носить молитвы за них (Св. Иоанн Златоуст, Беседа на I Послание к Коринфянам 41,5.).

(Православная Церковь )

Мытарства - посмертное истязание души христианина падшими духами, обвиняющими ее в содеянных грехах, препятствующими ее вхождению в горнее отечество, преграждающими ей путь в Царство Небесное, Божественный рай.

Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями. Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).

Место мытарств - воздух, поднебесная, служащая жилищем для падших духов, низвергнутых с неба. Число мытарств определяется числом человеческих страстей (в видении блаженной Феодоры указывается двадцать мытарств). Учение о мытарствах со всей определенностью вытекает из Священного Писания, где падшие духи названы «духами злобы поднебесными» (Еф. VI, 12), а глава их – князем, господствующим в воздухе (Еф. II, 2). Мытарства - удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю - Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть»

Людей, воспитанных в православной или в советской атеистической традиции, а потом сознательно перешедших в католичество, не так много, чтобы это можно было считать массовым явлением. Но и не так мало, чтобы вовсе не обращать на них внимания. По просьбе The Village корреспондент газеты «Коммерсантъ» Мария Семендяева расспросила московских католиков о том, как они пришли к вере и как им с ней живётся, а также поговорила с генеральным секретарем Конференции католических епископов России.

Наташа


Я приняла католичество на четвёртом курсе, не знаю, почему. Я была крещёная православная с детства. У меня была очень религиозная бабушка, которая меня отвела в храм и крестила, но моим религиозным воспитанием никто особо не занимался. При этом я была верующая девочка, впечатлительная, но не знала, как именно надо ходить в церковь, что там делать.

В какой-то момент я оказалась в тусовке, симпатизирующей католичеству. Я пришла с ними на службу, посмотрела, узнала, что у них есть катехизация - курсы, подготавливающие к принятию католичества. В принципе, если бы мне попались такие же православные курсы, возможно, я и не приняла бы католичество. В то время для меня всё это что-то значило, но сейчас мои мотивы изменились. Я по-прежнему хожу в храм каждую неделю, но первоначальный сильный порыв ушёл.

В католичестве меня больше всего привлекает единство учения: по сути, между православием и католичеством не так уж много различий, но у нас есть папа римский, его авторитет объединяет католиков всего мира. Тогда как у православных слишком много разнообразных и совершенно не зависимых друг от друга течений.

То, что сейчас какие-то православные священники заявляют про Pussy Riot, про гомосексуалистов так нетерпимо - дескать, горите в аду, - мне это кажется неправильным. От католических священников я такого не слышу. Возможно, в Италии какой-нибудь священник тоже жёстко задвигает про опасности современного мира. Но в российской прессе это слабо освещается, а иностранную я не читаю.

Я считаю, нельзя говорить, что всё прекрасно и хорошо и как мы живём - так и надо жить. Жёсткость, конечно, какая-то нужна, но разжигание ненависти - это плохо. Не знаю, что бы Христос сделал с гей-парадом и с Pussy Riot, но если можно как-то смягчить участь конкретных людей - надо смягчать. К тому же это люди не из церкви. Если человек воцерковленный что-то делает не так, священник может ему сказать: «Ты что делаешь, ты нас всех позоришь!» Но если это люди посторонние - тогда какая разница?

Мои родители не очень воцерковленные: моя мама вообще не крещёная, и ей это всё удивительно. Папа крещёный и иногда вроде как интересуется, ему нравится раз в год сходить на пасхальную службу. Я не чувствую в себе морального права их агитировать, хотя, конечно, было бы хорошо их затащить в церковь. Когда я сама соберусь выходить замуж, я обязательно буду венчаться, а детей крещу с детства в католичестве.

Лена


Меня крестили по православному обряду в пять лет. Я хорошо помню этот день. Отрицания христианства у нас в семье не было - был эстетический интерес: посмотреть в храме иконы, послушать пение.

Переход в католичество в 2003 году тоже был у меня связан с каким-то общекультурным интересом. Я тогда училась в музыкальном училище, проходили Баха - Мессу си минор. Меня пригласили послушать мессу, посмотреть на орган. Я пришла, познакомилась с потрясающими людьми, с очень мудрым священником, и с этого началось моё углубление в религию. То есть получается, что к вере я пришла через музыку. Я и сейчас учусь в Академии Гнесиных по специальности «орган» и играю на органе в храме святого Людовика.

Катехизировали сёстры милосердия из ордена матери Терезы. Они в Нальчике (я оттуда родом) помогали самым нищим и несчастным: бездомным, сиротам, тем, кого никто не посещает в больнице. В 2003 году прихожан в Нальчике было больше, чем в 2012-м, и молодёжи тоже больше.

Папа относился к моей вере холодно, мама тоже сначала смотрела настороженно. Всё же мне было 16 лет - в этом возрасте многих заносит либо в секту, либо на дурные пути. Но потом мама заболела, и мы с сестрой её навещали. Тогда из прихода многие люди очень помогали. Мама, слава богу, встала на ноги и после этого пересмотрела своё отношение. Она не переходила в католичество, но иногда приходит на мессу.

Я не была особо православной, но если бы мне в 2003 году попался хороший православный священник, возможно, я стала бы углубляться в ту веру, которая связана с историей нашей страны.

У меня есть знакомые, которые были православными сознательными, но потом перешли в католичество. Для меня это было удивительно. Я спрашивала их, почему, и сейчас сама чувствую то же самое: в католической церкви они нашли единство. Все конгрегации католической церкви объединены папой римским - этого нет в православии. Это единство очень хорошо чувствуется на международных встречах. Я была в прошлом году на такой встрече молодёжи с папой в Мадриде и в 2005-м в Кёльн ездила.

У меня много православных друзей, которые спокойно относятся к моей вере.

Глеб


Я принял католичество в 9 лет. Это был довольно осознанный шаг.
У меня папа - военный. После того как он вышел на пенсию, нас занесло на Западную Украину, под Винницу, где православие на второстепенных, так скажем, ролях. Папа был воспитан в духе научного атеизма и не придавал религии значения, пока не произошёл один случай. Папа бомбил на машине, и его остановил католический священник. Они ехали, было жарко, но священник почему-то прикрыл окно. И прямо в эту секунду в окно прилетел здоровый камень от проехавшего грузовика. Папа удивился - и они со священником разговорились, познакомились.

Папе нужна была работа, а священник приехал восстанавливать старый католический костёл - папа взялся помогать. Мы несколько лет общались с этим священником, сдружились. Всё произошло абсолютно естественно: сначала крестился папа, ну а потом я. Я даже не задумывался о том, что можно было не креститься.

Для детей катехизация минимальная, особенно если ходишь на занятия постоянно. Занятия проходили несколько месяцев по субботам, они назывались «пятёрки», потому что за каждые пять занятий дарили красивую открытку с библейскими сценами. Католическая община отличается большой активностью: у нас постоянно проводились какие-то вечера, песни под гитару, посиделки у костра.

Когда мы приехали в Россию в 1995 году, я сильно почувствовал разницу. Тут мамины родственники все православные - и приезжаем мы, католики с Украины. Мы казались странными.

Нам была непривычна дистанция между духовенством и прихожанами. Та община, к которой мы принадлежали, была очень сплочённой. Наверное, дело в том, что она была образована вокруг одного общего дела: мы восстанавливали костёл - и восстановили, сейчас он там главная достопримечательность.

Я сталкивался с неприязненным отношением к католичеству всего пару раз в жизни. Один раз я зашёл в православный храм в Северодвинске и перекрестился слева направо открытой ладонью. Тут, конечно, бабушки на меня зашикали, и я понял: о"кей, зайду в другой раз.

Ещё меня спрашивают: а вот как же так, ты католик, а у тебя татуировка, ты играешь в рок-группе. А ведь это не имеет никакого отношения к вере.

Одноклассники и однокурсники удивлялись скорее не тому, что я католик, а тому, что верующий. Особенно в пост странное отношение. У нас на курсе были такие постящиеся девушки - ни мяса, ни майонеза, ничего нельзя. Они знали, что я тоже пощусь, и когда видели, что я ем бутерброд с сыром, тут же начиналось: как же так, ты же постишься! А я им говорю: у меня католический пост, он мягче. А они: ваш пост - это вообще не пост! При этом они вечером в клуб, гулять - меня сильно угнетало это несоответствие.

Мне очень странно слышать, когда люди, которые крестились в сознательном возрасте, рассказывают, что их это сильно изменило. За последнее время было много случаев, когда мне, католику, приходилось защищать православную церковь от самих православных, которые возмущались «доколе, сколько можно». Католикам проще: они уже давно живут с постоянным негативным фоном, который был вызван, в частности, скандалами с педофилией. Учишься спокойно различать: есть люди, а есть вера.

Меня многое не устраивает в католичестве и мне нравится многое в православии. Католичество после II Ватиканского собора отказалось от многих важных вещей - в православии больше древних традиций сохранилось. Но у меня в голове не укладывается, как можно поменять религию. Невозможно поменять мать. Главное в церкви - не то, кто учит, а то, чему учат. Христианское учение - штука неудобная, и жить по нему тяжело, но упрощать его нельзя ни в коем случае.

Игорь Ковалевский

генеральный секретарь Конференции католических епископов России,
администратор прихода святых Петра и Павла в Москве


Католическая община в Москве немногочисленна по сравнению с населением города, но в количественном отношении наши общины весьма весомы. Наши прихожане разные: есть и иностранцы, которые работают или учатся в Москве, но большинство прихожан - российские граждане, русские по культуре, языку и даже по менталитету. Поэтому можно смело назвать нашу католическую общину в Москве русской. Мы и служим на русском языке.

К нам приходят многие люди, у которых не было в семье католиков. Многих привлекает, скажем так, эстетика и то, что служба идёт на современном русском языке. Есть романтики, которые видят в католической церкви нечто особенное, не характерное для московской и российской постсоветской культуры. Есть люди, интересующиеся историей. Есть люди ищущие - любители ролевых игр, виртуального мира, которые находят некую крышу в католической церкви.

Есть у нас и те, кому что-то не нравится в православии, однако мы стараемся с этими людьми поступать очень осторожно, потому что некое духовное диссидентство - это неглубокая мотивация. Нередко от интеллигентных москвичей можно услышать критические замечания в адрес Русской православной церкви и некие комплименты в адрес церкви католической. Я лично к этому отношусь с большим скепсисом: живи они в католической стране, они ругали бы католическую церковь.

Так или иначе, мотивация самая разная, и очень важно, чтобы она углублялась и созревала, становилась религиозной.

Чтобы взрослый человек принял крещение, необходима подготовка - как минимум год. Если человек уже крещёный, надо тоже готовиться около года. Главное в этой подготовке - не только изучение основ католического вероучения: можно и самому в интернете катехизис прочитать. Главное - процесс воцерковления, мотивации. Надо понять, зачем ты сюда пришёл.

Содержание обрядов, таинств у нас с православными одинаковое, отличается лишь форма. У нас то же самое учение о таинствах, об апостольской преемственности, у нас одинаковая позиция по многим нравственным вопросам. Сразу надо сказать, что мы очень близки к православию, но есть специфика - особая роль епископа Рима и его преемника папы римского. Для нас это видимый знак единства Церкви Христовой.

Процесс подготовки включает размышление над церковью как таковой. У нас сейчас потеряно это ощущение общины в огромном городе. Мы часто даже соседей по лестничной клетке не знаем. Храмы тоже часто превращаются в такой зал ожидания на вокзале. Мы стараемся, чтобы прихожане общались и ощущали единство друг с другом.

Наша главная проблема, общая со всеми религиями в России, - катастрофически низкий уровень религиозной образованности. Мы не зря поддерживали введение духовно-нравственного воспитания в российских школах. Россия нуждается в глубоком религиозном просвещении. Если бы здесь православные действительно были сильны с точки зрения религиозных практик, нам было бы гораздо легче нормально развиваться.

Важно понимать, что такое католическая церковь, а то вот у девушек часто такая мотивация: у вас здесь красиво, орган играет, скамеечки, а в православной церкви заставляют платок надевать. Это очень поверхностная мотивация, эмоциональная. С такой мотивацией, возможно, завтра разонравится и католическая церковь.

Когда в 90-е годы по радио объявили, что есть Господь Бог, приток во все религиозные конфессии России был огромный, но потом такой же огромный был и отток. Несколько лет назад, в частности, после кончины папы Иоанна Павла II, интерес к католической церкви среди москвичей возрос. Однако процесс этот не продолжался долго. Сейчас мы имеем стабильную в плане количества общину. Если в начале 90-х у нас в год было несколько сотен крещений, то сейчас - до 60–70. Но у нас уже высокий процент крещений младенцев. Это дети наших католиков - будущее нашей церкви.

В Москве и области проживают несколько десятков тысяч католиков. Храмов у нас два - в Милютинском и на Большой Грузинской улице, а также есть храм в Люблине, где раньше был ДК, потом дискотека, а сейчас он выкуплен и перестраивается под храм. Это главная наша беда - отсутствие достаточного количества храмов.

Отношения с православной церковью у нас за последние годы значительно улучшились. Я бы не стал называть католическую церковь либеральной или более либеральной по сравнению с православной. Мы выступаем совместно с православной церковью по многим вопросам. У многих россиян складывается ошибочное мнение, что католическая церковь - это западноевропейская культура и антагонист православной. Это совершенно не так. Католическую церковь нельзя отождествлять с современной либеральной западноевропейской культурой. Католическая церковь защищает традиционные ценности, и здесь мы выступаем вместе с православной церковью.

Всё меньше я слышу вопросов о том, чем отличаются католики от христиан, - невежественных вопросов, за которые сложно судить. Крайне мало практикующих христиан - как православных, так и католиков. Если бы в России количество верующих возрастало, мы бы только радовались. Главная наша борьба - с безбожной советской культурой. Атеизм - это тоже некая форма веры, а безбожие - самое худшее состояние, жизнь как будто Бога нет.

Фотографии: Анастасия Хартулари

Для расширения географии успешной реализации социально-экономических проектов в российских регионах Агентство стратегических инициатив (АСИ) проведет на Международном инвестиционном форуме (МИФ) "Сочи-2016" панельную дискуссию, где представит итоги лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов. Такой конкурс в России проводится впервые.

Заместитель генерального директора АСИ Марика Коротаева рассказала в интервью ТАСС о том, что стало предпосылками для проведения конкурса, и назвала претендентов на победу.

- На протяжении трех лет АСИ составляет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Как составляется рейтинг и кто сейчас занимает лидирующие позиции?

Во-первых, важно понимать, что данный рейтинг основан на оценках, которые дают сами предприниматели условиям ведения бизнеса в регионах. Совместно с бизнес-объединениями "Деловая Россия", "Опора России", а также Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей мы проводим опросы и получаем предельно ясную картину сильных и слабых сторон каждого региона. В числе лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности сейчас находятся Республика Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская, Тюменская, Владимирская области, Чувашия и Краснодарский край. Во время нашей работы мы обнаружили большое количество практик, которые напрямую не влияют на инвестиционный климат, но делают жизнь людей в регионе лучше, создавая атмосферу, в которой хочется и работать, и жить, и деньги вкладывать.

- Какой была главная задача конкурса?

Для нас конкурс не самоцель, это часть системы масштабирования правильных идей, ведь нет смысла изобретать велосипед в условиях необходимости оперативного принятия верных решений. Нужно находить лучшие решения и дорабатывать их с министерствами и ведомствами, делая их максимально универсальными и приемлемыми для большинства регионов. Я уверена, какие-то практики будут проработаны на федеральном уровне и масштабированы в рамках всей страны.

Мы создаем "Магазин верных решений", в котором можно не теоретический совет получить, а универсальное решение в виде проекта, со ссылкой на регион-донор и его практику реализации, а также экономический и социальный эффект, плюс гарантированную поддержку федерального ведомства, в ведении которого находится данная тема. Одним из инструментов внедрения является также типовая дорожная карта. С этим уже сразу можно работать.

По сути, речь идет о стандартизации управления и ускорении внедрения лучших решений. Мы часто говорим о стратегии развития регионов, но это напрямую зависит о того, существует ли механизм оперативного реагирования на изменяющуюся экономическую и социальную реальность.

Мы создали механизм и площадку для обмена лучшими практиками между регионами. Благодаря конкурсу удалось сделать информационный срез востребованных практик, хорошие идеи буквально витают в воздухе и реализуются в нескольких регионах одновременно, такие, например, как "Народный бюджет", предполагающий решение первоочередных проблем жителей за счет объединения ресурсов областного бюджета, бюджета муниципальных образований, финансовых средств населения, а также иных привлеченных средств.

Наша задача - обобщить аналогичные практики, создать наилучшую модель, доработать ее с министерствами в части унификации и соответствия законодательству, и уже некую "отшлифованную" модель представить для масштабирования в регионах.

- Кто является участником конкурса?

Безусловно, сам регион, поскольку только он обладает всей полнотой информации для того, чтобы признать то или иное управленческое решение успешным. По итогам первого конкурса мы просмотрели 302 проекта из 68 регионов страны. Для первого конкурса это отличный показатель. Сейчас сформирован список из 18 претендентов на победу в шести номинациях: "Социально-экономическая политика", "Создание комфортных условий для жизни", "Развитие человеческого капитала", "Взаимодействие с общественностью", "Эффективное бюджетирование" и "Качество оказания госуслуг". Итоги конкурса мы подведем 30 сентября на Международном инвестиционном форуме в Сочи.

- Какие социально-экономические практики регионов вошли в число претендентов на победу?

Это был сложный выбор, поскольку хорошо проработанная методология конкурса позволила собрать качественный материал, а именно много хороших и полезных практик.

Среди тех, которые решением экспертного жюри вошли в список претендентов на победу, я бы назвала практику установки дополнительных пожарных извещателей в жилые помещения, в которых проживают неблагополучные семьи, а также малоимущие и многодетные семьи. Если посмотреть статистику, основная доля пожаров приходится именно на эту зону риска. Безусловно, практика нуждается в распространении по всей стране.

Есть отличные практики для удаленных районов: Ленинградская область представила проект "Автолавки в село", по этому проекту предприниматель может открыть небольшие автомагазины для работы в отдаленных населенных пунктах за счет субсидий из регионального бюджета. Двойная выгода очевидна: обеспечивать работу стационарного магазина значительно дороже, чем создавать автолавки, при этом решается проблема с обеспечением самым необходимым удаленных поселений.

Великолепный социокультурный проект Свердловской области для людей с ограниченными возможностями по зрению "Традиции народной культуры - на кончиках пальцев" дает возможность "увидеть" все культурное многообразие и уникальность своей малой родины.

- Что касается законодательной составляющей, многие хорошие региональные и муниципальные инициативы могут не вписаться в рамки существующего законодательства и быть истолкованы как превышение полномочий? Как с этим справляться?

Законодательство - вещь рукотворная, меняющаяся в соответствии с реальными потребностями граждан. Если проект работает в регионе, значит инициаторы эту практику уже привели в соответствие с региональным законодательством. Остается только понять, как его инсталлировать в другом регионе. Часть присланных нам практик мы доработаем с заинтересованными министерствами и ведомствами, и здесь, скорее всего, не обойдемся без внесения изменений в законодательные акты.

Скажу больше, в дальнейшем, вероятно, у нас появится номинация "Законодательная инициатива". Столкнулись с тем, что некоторые регионы сознательно представили свои новые нормативно-правовые акты в качестве лучшей практики, поскольку именно это позволило регионам решить системно какой-либо вопрос. На примере всегда нагляднее. Принятие закона о молодом специалисте в Самарской области, с учетом отсутствия определения на федеральном уровне, позволило создать в регионе целую программу льготного, комфортного режима для вчерашних выпускников вузов.

Например, помощь в приобретении жилья в разных регионах молодым людям оказывают по-разному. В Московской области начата программа социальной ипотеки для молодых ученых, учителей и врачей. В Калужской области предоставляются социальные выплаты для сотрудников предприятий, которые работают на территории индустриальных парков. Похожие практики нам присылали из Волгограда, Ростова, Саратовской области, Удмуртии, Башкортостана. В Бурятии реализуется практика молодежно-жилищных комплексов, на приобретение жилья в которых молодежи до 30 лет предоставляются льготы.

- Какие еще социально-экономические практики могут рассчитывать на представление в Сочи?

По-настоящему интересных и актуальных практик среди представленных нам немало. Среди них можно назвать "Лекарственное страхование населения", предложенное Кировской областью.

Суть этой практики в централизованной закупке лекарственных препаратов на 90% из средств регионального бюджета, а на 10% за счет соплатежа со стороны пациентов. Благодаря такому подходу в области не только всегда есть необходимые препараты, но и удалось снизить показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

В Удмуртии уже не первый год реализуется проект "Моя школьная карта". Пластиковая карта позволяет родителям контролировать посещение школы ребенком, помогает оплатить питание, проезд в общественном транспорте. На эту же карту родители могут экстренно перевести деньги, есть возможность подключить и другие функции. В Республике Удмуртия уже 44% учащихся (более 104 тыс. детей) пользуются этими картами.

- Есть ли на сегодняшний день практики поддержки в регионах малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, в условиях недостатка средств, поступающих в бюджет?

В нынешних условиях остро стоит вопрос эффективного антикризисного менеджмента. Мы прекрасно знаем: ресурсы всегда ограниченны, значение имеет лишь то, как ими распоряжаются. Тут как в семье: повезет с женой - и хозяйство ладится, а с "плохой", сколько ни принесешь, всегда мало. Сейчас нельзя работать так, как работали раньше: нет времени на метод проб и ошибок.

Говорить о том, кто лучше, а кто хуже справляется с кризисом, невозможно, потому что и у муниципалитетов, и у регионов изначально разные условия. Но я уверена, что дополнительные институты поддержки малого и среднего бизнеса создавать не нужно, их уже создано достаточно. Проблема в другом: у предпринимателей не всегда есть четкое понимание, к кому, зачем и как обращаться. Необходимо формирование четкого понимания зоны ответственности каждого института.