Классификация ситуаций депривации. Депривация — что это за понятие? Механизм действия различных видов депривации на личность человека

29 июня в Отделе Внешних церковных связей Московского Патриархата прошла совместная пресс-конференция главы Отдела митрополита Волоколамского Илариона и генерального секретаря Всемирного совета Церквей пастора доктора Олафа Фюксе Твейта. Пресс-конференцию вел заместитель главы ОВЦС игумен Филипп Рябых .

Митрополит Иларион напомнил присутствующим историю ВСЦ, ее состав и области деятельности и представил гостя.

Генеральный секретарь ВСЦ вдохновлен подвигом новомучеников

Генеральный секретарь Всемирного совета церквей пастор доктор Олаф Фюксе Твейт

Доктор Олаф Твейт посетил Русскую Православную Церковь, являющуюся крупнейшей организацией в составе ВСЦ, впервые после своего избрания на должность генерального секретаря Всемирного совета церквей.

Нынешний визит был крайне насыщенным: господин Твейт встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с российскими политиками, знакомился с русскими святынями и богослужебной практикой.

Сам доктор Твейт рассказал, что его особенно вдохновило посещение Бутовского полигона . По его словам, мученики, погибшие за Христа, укрепляют веру сегодняшних христиан.

Кроме того, высокий гость познакомился с работой Русской Православной Церкви с молодежью, а также в области религиозного образования и коммуникаций.

«Я увидел, – сказал господин Твейт, – как Церковь защищает те непреходящие ценности, за которые мы живем и за которые умираем; это Богом данные ценности, и их разделяют различные христианские церкви. Церковь также участвует в жизни общества». Генеральный секретарь ВСЦ отметил инициативу Русской Православной Церкви в области межрелигиозных отношений в России.

Отдельно был рассмотрен вопрос о состоянии экуменического движения. Всемирный Совет Церквей, как напомнил господин Твейт, как раз и был создан для того, чтобы совместно рассмотреть и найти способы разрешить различия между конфессиями. «Я с надеждой смотрю на наше будущее сотрудничество и надеюсь на больший вклад вашей Церкви в различные аспекты деятельности Всемирного совета церквей», – подытожил он.

После этого митрополит Иларион и пастор доктор Олаф Ф. Твейт ответили на вопросы представителей прессы.

Заместитель главного редактора агентства “Интерфакс-религия ” Алексей Соседов задал господину пастору вопрос, в считанные часы после окончания пресс-конференции попавший в новостные ленты: каково отношение Всемирного совета церквей к однополым союзам и женскому епископату?

Господин пастор ответил, что во Всемирном совете церквей состоят 350 церквей, и организация работает по принципу консенсуса. Это значит, что ВСЦ не имеет точки зрения по тем вопросам, по которым не добился консенсуса между всеми церквами. «Ни на один заданный Вами вопрос у Всемирного совета церквей нет своей позиции. Различные церкви имеет по данным вопросам разные взгляды. Роль Всемирного совета церквей – предоставлять пространство для высказывания различных церквей по различным вопросам. Я не предвижу, что когда-нибудь Всемирный совет церквей будет иметь единую точку зрения по любому из заданных Вами вопросов».

Знакомство протестантов со святоотеческим наследием

Последней господин Твейт упомянул проблему отношения к людям и общинам других вероисповеданий. По его мнению, христиане могут и должны обратиться к ним на глобальном уровне, и Русская Православная Церковь могла бы здесь сыграть важную роль.

Роль церквей в урегулировании военных конфликтов

Следующий вопрос поступил от корреспондента “The New York Times” Софьи Кишковски. Он касался встреч господина Твейта с политическими деятелями.

Господин Твейт ответил, что накануне встречался с заместителем министра иностранных дел Андреем Денисовым, заместителем председателя правительства Александром Жуковым и председателем комиссии Государственной Думы по международным отношениям Константином Косачевым. На этих встречах состоялся откровенный разговор о роли Церкви в обществе, в котором, в частности обсуждалось, как Церковь может способствовать примирению посредством диалога (в том числе, между большинством и меньшинством).

Также в ходе этого разговора была затронута роль ВСЦ на международной арене – в частности в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, между Израилем и Палестиной. Доктор Твейт считает, что прекращению конфликта может способствовать Россия, так как она состоит в хороших отношениях с обеими его сторонами. Однако, считает он, у этого конфликта есть и религиозное измерение, поэтому роль церквей в этом регионе очень велика.

Митрополит Иларион и Олаф Ф. Твейт о кардинале Каспере

Последний вопрос, также заданный Софьей Кишковски, вызвал большой интерес и у владыки Илариона, и у доктора Твейта. Он касался оценки деятельности кардинала Вальтера Каспера, на днях покидающего пост главы Папского совета по христианскому единству.

Митрополит Иларион отметил, что кардинал Каспер является крупным богословом, и выразил надежду, что уйдя в отставку, он продолжит богословскую работу. Особенно высоко владыка оценил его труд «Иисус Христос», развенчивающий поиск «исторического Иисуса» и демонстрирующий, что подлинный Христос раскрывается не в интеллектуальном поиске, а в опыте Церкви.

Митрополит Иларион уверен, что кардинал Каспер внес существенный вклад в дело межхристианского единства. Глава ОВЦС также отметил, что наиболее многообещающим является диалог между Православной и Католической церквами. В свою очередь, диалог и православной, и католической сторон с протестантскими общинами находится в кризисе по причине либерализации и вероучения, и нравственности, наблюдающейся в сегодняшнем протестантизме.

Доктор Твейт в свою очередь заявил, что кардинал Каспер является виднейшим представителем экуменического движения, в чем сыграли свою роль его личные качества: серьезность и в то же время дружественность и открытость. Когда он был главой Папского совета по христианскому единству, он всячески содействовал межконфессиональному диалогу. Кроме того, как рассказал доктор Твейт, во время их встречи кардинал Каспер подтверждал и желание укрепления связей со Всемирным советом церквей. «Я хочу наследовать его идеи», – подытожил доктор Твейт.

Наиболее важным результатом прошедшей пресс-конференции стало знакомство с основными направлениями деятельности Всемирного совета церквей. В частности, был очерчен круг богословских вопросов, имеющих приоритетное значение для работы этой межхристианской организации.

Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира. Официально целью организации считалась координация деятельности сторонников мира из различных стран, борьба против опасности мировой войны, против империалистических агрессий, за всеобщее разоружение и национальную независимость. За выдающиеся заслуги в деле борьбы за мир ВСМ награждает отдельных лиц или организации Золотыми медалями Мира имени Жолио-Кюри. ВС издавал журналы на ряде языков, организовывал масштабные «съезды сторонников мира».

Официальные публикации ВСМ говорили, что в его состав входят «представители широких общественных кругов без различия их политических и религиозных взглядов», но руководящие должности в ВСМ занимали коммунисты и их ближайшие сторонники. С момента основания ВСМ утверждал, что является независимым движением, которое существует на взносы своих членов, обвинения в получении субсидий из СССР и других социалистических стран отвергались как «провокационные». Только в 1989 г. руководство ВСМ признало, что 90 % финансовых поступлений в бюджет организации составляли перечисления из СССР (WPC, Peace Courier, 1989, No. 4).

ВСМ активно критиковал агрессивные действия США, в том числе войну во Вьетнаме и многочисленные американские интервенции в Латинской Америке, но никогда не выступал против аналогичных акций СССР и его союзников. После советско-китайского разрыва другой постоянной мишенью критики стала КНР , представители которой официально вышли из ВСМ в 1966 г.

В начале 1971 во Всемирный Совет Мира входило около 600 человек, рекомендованных национальными организациями сторонников мира, а также международными общественными организациями левой направленности - Всемирной федерацией профсоюзов, Международной демократической федерацией женщин, Международной ассоциацией юристов-демократов и др.

ВСМ проводил сессии не реже одного раза в два-три года. Руководящие органы ВСМ:

  • Президиум (создан в после смерти Ф. Жолио-Кюри - президента ВСМ в 1950-59)
  • Секретариат во главе с генеральным секретарём (с - Р. Чандра, Индия), местонахождение Секретариата - до начала 1990-х гг. Хельсинки , в настоящее время - Афины).

В - президентом-исполнителем ВСМ был Дж. Бернал, в - президентом-координатором - Изабелла Блюм. В 1969-1970 президентом ВСМ был Л.Карденас, в 1973-1990 - Ромеш Чандра, с февраля 1990 - Е.Махерас.

ВСМ издавал ежемесячные журналы «Курьер мира» на английском, французском, немецком и испанском языках и «Новые перспективы» на английском и французском языках.

Распад СССР и почти полная потеря финансирования привели к фактическому краху ВСМ. Его штаб-квартира была переведена в Грецию, и в настоящее время ВСМ является малочисленной организацией без серьезного политического значения.

Президенты ВСМ

См. также

Ссылки

  • Сайт ВСМ (англ.)
  • В.Буковский ПАЦИФИСТЫ ПРОТИВ МИРА

Wikimedia Foundation . 2010 .

    - (ВСМ) руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Президент Е. Махерас (с 1990). Секретариат ВСМ в Хельсинки … Большой Энциклопедический словарь

    ВСМ руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Секретариат ВСМ в Хельсинки. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Марка СССР (1951): 3 я Всесоюзная конференция сторонников мира. Подписание обращения Всемирного Совета Мира (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1658) Всемирный совет мира (ВСМ) высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира, из … Википедия

    - (ВСМ) один из руководящих органов Движения сторонников мира. Создан на 2 м Всемирном конгрессе сторонников мира в нояб. 1950 в Варшаве. Состав ВСМ избирается на конгрессах Движения по представлению нац. к тов сторонников мира. В 1963 в ВСМ… … Советская историческая энциклопедия

    - (ВСМ) высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира (См. Движение сторонников мира), избираемый на всемирных конгрессах и сессиях Движения. Был образован на 2 м Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве в ноябре 1950,… …

    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ МИРА (ВСМ), руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Секретариат ВСМ в Хельсинки … Энциклопедический словарь

    The World Council of Churches Символ мирового движения за объединение христианских церквей Город: Женева … Википедия

    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ - [ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христ. орг ция, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды). История ВСЦ был сформирован на базе межхрист. движений «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и… … Православная энциклопедия

    - (World Council of Churches) руководящий орган экуменического движения (См. Экуменическое движение) (движения за объединение христианский церквей), созданный в Амстердаме в 1948. Объединяет значительное число протестантских и православных… … Большая советская энциклопедия

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

ОРГАНИЗАЦИИ

Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (МСЦ ЕХБ; бывший СЦ ЕХБ ) - объединение церквей евангельских христиан-баптистов , существующее с 1961 года. Председателем СЦ ЕХБ в настоящее время является Николай Степанович Антонюк .

Неофициально членов церквей, входящих в МСЦ ЕХБ, иногда называют «отделённые» или «нерегистрированные» баптисты, ранее именовались также «инициативниками».

История

С конца 1950-х годов, когда в стране начала разворачиваться широкомасштабная хрущёвская антирелигиозная кампания в среде верующих стало расти недовольство уступками государству руководителей ВСЕХБ . Особенное возмущение вызвали принятые под нажимом государства два нормативных документа жестко ограничивающих жизнь поместных церквей: «Положение ВСЕХБ » и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам », которые очень жестко ограничивали жизнь местных общин ЕХБ.

Эти документы привели к открытому выступлению внутрицерковной оппозиции, которую возглавили А. Ф. Прокофьев , Г. К. Крючков , Г. П. Винс , Б. М. Здоровец и другие. В соответствии с действующим советским законодательством они организовали "Инициативную группу" по созыву съезда представителей поместных церквей ВСЕХБ (такой съезд не проводился с 1944 года).

25 февраля 1962 года «Инициативная группа» была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Движение инициативников (как их тогда называли) поддержала значительная часть поместных церквей. Точных данных о численности участинков движения нет. По оценке советского религиоведа Л. Н. Митрохина , оно составляло 20-30 тысяч человек.

В 1963 году руководство СССР, встревоженное размахом протестного движения, дало разрешение на проведение ВСЕХБ съезда поместных общин. Представителей Оргкомитета пригласили на съезд, однако они проигнорировали приглашение и позднее не признали этого съезда. На съезде было принято решение об отмене двух документов ВСЕХБ, вызвавших волну возмущения.

В 1964 году вышла брошюра Оргкомитета "О святости и освящении ", основной идеей которого стало "отделение от мира", которое в общинах трактовалось как полное неприятие светской культуры и литературы и вообще враждебность по отношению ко всему "мирскому". После выхода издания в общинах началась компания "освящения" в рамках которой каждый верующий на богослужебном собрании должен был засвидетельствовать свое "отделение от мира" и "вручение себя Богу" путем публичного исповедания грехов и покаяния. Если община оценивала слова верующего как неискренние, на него налагали взыскание - вплоть до отлучения.

В сентябре 1965 года Оргкомитетом было принято решение о создании альтернативного ВСЕХБ объединения церквей - Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ).

В 1960-х годах власти стали выборочно регистрировать общины, входящие в СЦ ЕХБ, но как "автономные". Это ставило их в более выгодные условия, чем нерегистрированные церкви. Руководители СЦ ЕХБ (Г. К. Крючков и Г. П. Винс) вели переговоры со светскими властями о регистрации самого Совета церквей, но получали неизменный отказ (однако на сами переговоры власти шли с удовольствием, поскольку они дискредитировали руководителей инициативников в глазах верующих) .

В ответ руководством СЦ ЕХБ было принято решение о принципиальном отказе общин от регистрации.

На проятжении всей истории СЦ ЕХБ попытки руководителей ВСЕХБ разрешить конфликт и воссоединить разделенное братство ЕХБ руководителями СЦ ЕХБ отвергались.

С середины 1960-х годов Совет церквей ЕХБ наладил регулярный выпуск журналов, а затем и Библий, песенных сборников и другой духовной литературы. В 1971 году СЦ ЕХБ создало нелегальное издательство "Христианин" , которое печатало духовную литературу на сравнительно высоком полиграфическом уровне.

СЦ ЕХБ не было признано советскими властными структурами и его участники подвергались репрессиям, включавшим осуждение к лишению свободы, применение административных арестов и штрафов, увольнение с работы. Имели место факты лишения родительских прав за воспитание детей в религиозном духе. Собрания, проводимые нерегистрированными общинами, разгонялись, дома верующих, которые они предоставляли для проведения богослужений, конфисковались. Преследования начались с 1961 года и продолжались вплоть до конца 1980-х гг.

Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за десятилетие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 году было 48 арестов, в 1972 - 53, в 1973-1975 гг. - 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 года их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

Л. Н. Митрохин отмечает, что при безусловной бесцеремонности и жесткости властей в преследованиях верующих, нередко лидеры и активисты СЦ ЕХБ сами провоцировали эксцессы и столкновения.

После распада СССР Совет церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный совет церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада).

Общины МСЦ ЕХБ и сегодня не принимают государственную регистрацию.

15 июля 2007 года в городе Туле на 81-м году жизни, после перенесенного за полтора года до этого инфаркта, скончался руководитель Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов Геннадий Константинович Крючков .

В январе 2008 года Совет церквей назначил временно исполнять обязанности председателя Николая Степановича Антонюка, представлявшего Кавказское объединение МСЦ. 10 октября 2009 года он был избран председателем в ходе 6-го съезда МСЦ ЕХБ . .

Духовная литература

Мерилом по всем вопросам церковного и семейного устройства, а также личной жизни является Священное Писание - каноническая Библия, включающая 66 книг Ветхого и Нового Завета. Неканонические книги (включённые в православные издания Библии) как авторитетный источник не используются и таковым не считаются.

Вероучительные документы МСЦ ЕХБ

Периодические издания

  • Журнал «Вестник истины» (6 номеров в год и одно приложение для ищущих Бога), духовно-назидательного характера.
  • «Братский листок» (как правило, 6 выпусков в год или по мере необходимости), информативное издание для поместных церквей, содержащее праздничные приветствия, отчёты съездов.
  • «Срочные сообщения отдела заступничества МСЦ ЕХБ» : периодически по мере необходимости отдел заступничества МСЦ ЕХБ издает срочные сообщения о гонимых в различных странах.
  • Детский журнал «Светильник» МСЦ ЕХБ : В детском христианском журнале «Светильник» издательства «Христианин» печатаются детские рассказы, песни, стихи и многое другое, «указывая нашим детям путь к Господу Иисусу, вечному источнику любви и света».

Сборники песен

  • Песнь возрождения : Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. / Музыкально-хоровой отдел МСЦ ЕХБ. - Издание второе, переработанное и дополненное - Христианин, 2002. - 542 с. - 800 песен - Стандартный сборник общего пения. Представляет собой значительно переработанный сборник первой редакции 1978 года, ранее считавшийся стандартным. Сборники редакции 1978 года вышли из употребления в богослужении.

Философские ошибки рыночной доктрины

Продолжать критику провалов настоящей доктрины значило бы только повторять то, что уже было показано многими другими авторами. Вместо этого полезней было бы обратиться к истории и ценности некоторый базовых догматов экономики. Три главных догмата соответственно их актуальности, заслуживают дальнейшего рассмотрения и прояснения:

  • Концепт «Невидимой руки» Адама Смита и соответствующая убежденность, главным образом Чикагской Школы Экономики, в том, что рынки по определению стоят выше государств или законодателей в плане поиска оптимального пути развития.
  • Открытие Давида Рикардо о сравнительных преимуществах, которые в теории делают торговлю выгодной операцией для обеих сторон обмена.
  • Теория Чарльза Даврина, которая было ложно интерпретирована как постулат от том, что конкуренция, чем жестче, тем лучше, ведет к продолжению прогресса и эволюции.

Все три догмата актуальны и по сей день, но каждый нуждается в лучшем понимании, исходя из исторической перспективы.

Development Alternatives является чрезвычайно обнадеживающим примером инициативы, предпринятой в одном из беднейших регионов мира, которая обеспечила надежные средства к существованию, рабочие места, здоровье экосистем и оптимистические перспективы буквально для миллионов людей. Инициатива была начата д-ром Ашоком Хослой, который в 1982 году оставил свою удобную карьеру в правительстве и Организации Объединенных Наций, чтобы создать новый тип учреждения, предназначенного для преодоления разрыва между гражданским обществом и Правительством, с одной стороны, и гражданским обществом и бизнесом, с другой. Ашок и его команда смогли продемонстрировать, что экологические проблемы наилучшим образом решаются путем устранения их коренных причин. Хотя во многих случаях необходимы немедленные меры по исправлению положения, профилактика с помощью альтернативных стратегий развития может привести к более дешевым, глубоким и долгосрочным решениям, отсюда и название организации «Development Alternatives» (DA).

Было упомянуто, что крайне разумно было бы заняться повышением производительности ресурсов для сокращения безработицы и для развития благосостояния от использования ресурсов. В «Факторе пять», представленном в Риме в 2009 году, авторы продемонстрировали, что пятикратное увеличение производительности ресурсов доступно даже в четырех наиболее энергоемких и водоемких секторах (строительство, промышленность, транспорт и сельское хозяйство). В книге также было отмечено, что большая часть этого потенциала остается бездействующей, в основном из-за низких цен на ресурсы. Однако очень обнадеживает тот факт, что даже, в основном, в неблагоприятных условиях, можно наблюдать значительный прогресс.

3.9.1 Транспорт

Транспорт является сложным и ключевым сектором в отношении производительности углерода. В «Факторе пять» были представлены три основные области в качестве средства достижения значительного сокращения выбросов парниковых газов, а именно переход на источники энергии для транспортных средств с низким содержанием углерода или вообще его не содержащих, повышение энергоэффективности транспортных средств и обеспечение надлежащего модального выбора, например, предоставление общественного транспорта вместо индивидуальных пассажирских транспортных средств.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.


3.6.1 Экополис: Циклические потоки ресурсов

В разделе 1.7 описываются проблемы неуклонно растущего населения и некоторые экологические проблемы урбанизации. Но в нем также упоминается важный факт, что урбанизация помогает стабилизировать население.

Следуя логике соавтора Герби Жирарде, города должны отойти от своего теперь по существу линейного метаболизма, с ресурсами, протекающими через городскую систему без особого беспокойства об их происхождении или о назначении отходов. Входы и выходы до сих пор рассматриваются как в основном несвязанные. Это один из недостатков урбанизации, который, тем не менее, имеет непреднамеренный, но очень приветствующий эффект быстрого снижения рождаемости, в то же время делая семьи более счастливыми и более преуспевающими.

Разумеется, городам необходимо двигаться в направлении кругового метаболизма, давая питательные вещества для растений - азот, фосфаты и калий - обратно на сельскохозяйственные угодья, сохраняя углерод в почвах и лесах, возрождая городское сельское хозяйство, эффективно управляя населенными пунктами за счет возобновляемых источников энергии, вновь соединяя города с регионами, Эти меры являются основой для создания жизнеспособных новых городских экономик.

Задача нашего времени - превратить сильно неустойчивую модель сегодняшних городов в то, что Герби Жирарде называет «Экополисом», востаналивающим городом. Города, являющиеся нашим основным домом, должны соблюдать основные законы экологии.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

3.5.1 Общие направления устойчивой сельскохозяйственной политики

Чтобы рассказать о борьбе за плодородие и экологически устойчивое сельское хозяйство потребуется отдельная книга. В п. 1.8, мы сказали, что доминирующее в настоящее время глобальное сельское хозяйство никоим образом не является устойчивым и взяли отчет IAASTD в качестве лучшей альтернативы. В основных выводах политики доклада подчеркивается многофункциональность сельского хозяйства, которое является поставщиком продовольствия, социального обеспечения, экосистемных услуг, ландшафтной ценности и многого другого. Это контрастирует с подходом агропромышленности, который отделен от социальных и экологических особенностей и сосредоточен исключительно на максимальном производстве.

Практика устойчивого сельского хозяйства была названа агроэкологией, охватывающей широкий спектр систем, адаптированных к местным условиям и совершенствуемых для удовлетворения местных потребностей.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

3.17. Действия на национальном уровне: Китай и Бутан

Политика в области устойчивого развития является главной национальной политикой. Конечно, истории успеха, рассказанные в начале 3 главы являются субнациональными. Другие главы предлагают решения для мира бизнеса или для международного уровня. Что касается национального уровня, невозможно осветить почти 200 стран мира. Вместо этого в качестве примеров будут выступать две страны. Их можно рассматривать как крайности в отношении численности и плотности населения, индустриализации и важности для мировых торгов: Китай, гигант, и Бутан, карлик. Оба они по-своему продемонстрировали замечательные стратегии решения проблем устойчивого развития. Китай выбрал стратегию быстрой индустриализации и экономического роста, а в последнее время также «озеленения» своей экономики.

Бутан выбрал радикальную задачу в области охраны окружающей среды, провозгласив счастье своего народа более важным, чем экономический оборот.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

3.12 Реформы экономической системы

Реформы финансового сектора требуют срочного обсуждения, и они, по сути, находятся на повестке дня как внутри государств, так и на международном уровне. Но в каком-то смысле реформы - это всего лишь первый шаг. Для действенных и долгосрочных изменений к лучшему необходимо углубиться и взглянуть на экономические и политические системы, которые сформировали нынешнее состояние финансового сектора.

Одним из ярких примеров, который рассматривается на данный момент, является ЕС. Европейское экономическое сообщество сформировалось в качестве общего рынка, состоящего из шести стран, которые ранее воевали друг с другом в течение более тысячи лет. Экономическая интеграция объединила шестерку мирным путем и стала причиной нецелесообразности ведения междоусобных войн. Начиная свое развития с угля и стали, а вскоре добавляя сельское хозяйство и, в конечном счете, охватывая все секторы экономики, привлекая все больше стран и создавая общие инфраструктуры, ЕС стал одним из величайших успешных примеров в истории после Второй мировой войны. ЕС также представляет собой баланс между местными, провинциальными и национальными управленческими процессами с одной стороны, и европейскими - с другой, которые лучше работают, если они выполняются на уровне Сообщества: школы попадают под местное и национальное управление, но признание дипломов - это европейское управление, которое, однако, обязывает государства согласовать стандарты качества.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

3.16.1 Введение: система ООН и перспективные идеи

Большая часть работы Римского клуба связана с глобальными проблемами и инициативами. Многие идеи, представленные в гл. 3 этой книги прямо или косвенно требуют некоторой координации или решения на глобальном уровне.

В п. 2.5 было сказано, что «философия» национального государства, возникающая на этапе «пустого мира», должна быть пересмотрена во многих отношениях, включая некоторые правовые инструменты глобального управления. Это не ново. Когда Организация Объединенных Наций была основана в 1945 году, все знали, что в будущем следует избегать ужасов мировой войны и что народы мира должны собраться вместе, создав транснациональный глобальный институт с полномочиями, которые в некоторых случаях могли бы брать вверх над полномочиями национальных государств. Наша книга не нацелена на функционирование или нарушение системы Организации Объединенных Наций. Но можно с уверенностью согласиться с тем, что, несмотря на все его недостатки, ООН обязательно должен существовать и является нашим подарком судьбы.

Однако в этой книге следует рассмотреть идеи и институты, способствующие глобальной координации политики, поддерживающей 17 целей устойчивого развития. Для этого необходимо рассмотреть варианты как относящиеся к системе ООН так и те, что вне её.
С самого начала можно упомянуть два разных подхода к глобальному управлению и международному сотрудничеству. Один из них - Всемирный совет будущего (WFC), неправительственная организация, основанная Якобом фон Икскюлем, основателем и первоночальным спонсором премии «Право на жизнь»; другой - «Великий переход» Пола Раскина.

Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

3.10 Healthy Disruption

Предыдущие главы оптимистичны. Но требуется предпринять гораздо более мощные меры, чем те, которые были замечены в недавнем прошлом, особенно в отношении климата. В каком-то смысле наши экономические и социальные системы требуют именно подрывных улучшений (disruptive improvement). В пункте 1.11, обсуждались некоторые проблематичные, даже пугающие стороны сбоев, оцифровки и экспоненциального развития. Такие недостатки следует учитывать, когда рассматриваются положительные стороны разрушения (disruption). Это может помочь определить, что именно необходимо для здоровых подрывных технологий.

3.10.1 Тридцать лет внедрения информационных технологий

В разделе 1.11 показано, что цифровая революция началась с синхронизации с популяризацией доклада Брундтланд о концепции устойчивого развития (SD). Комиссия Брундтланд ожидала возможности развития информационно-коммуникационных технологий и ожидала от них значительного вклада в устойчивое развитие. Международный союз электросвязи (ITU), агентство ООН, организовал Всемирный саммит по информационному обществу (WSIS, 2003/2005), в котором утверждалось, что «революция в области информационно-коммуникационных технологий может иметь огромное положительное влияние как инструмент устойчивого развития», - в «Декларации принципов» WSIS неоднократно упоминалось устойчивое развитие, а также были названы международные агентства, которые должны «разработать стратегии использования информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития, в том числе устойчивые модели производства и потребления» и были перечислены области деятельности, в которых применения информационно-коммуникационных технологий могли бы способствовать устойчивому развитию.
, является управление «Космическим кораблем «Земля». Его книга была названа «одной из пяти классических пророчеств, которые впервые сделали устойчивость общественным вопросом».

Но тогда многие мыслители увидели, что управление было трудным в условиях полного мира. Это стало главным посланием Римского клуба в его ранние годы, записанным в «Границы роста». Люди не могут стать успешными управляющими «Космическим кораблем «Земля» с идеалами развития, научными моделями и наборами ценностей, которые были сформированы во время пустого мира, когда население было маленьким, а щедрость природных ресурсов на этой земле казалась бесконечной, то есть в то время, когда разрасталось Европейское Просвещение и Америка выглядела как место, где поселенцы и предприниматели могли бесконечно найти новое пространство.

[ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христ. орг-ция, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды).

История

ВСЦ был сформирован на базе межхрист. движений «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). Определенную роль в его создании сыграл и Всемирный альянс для содействия международной дружбе через Церкви (World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches, 1914). Движение «Вера и церковное устройство» появилось в 1910 г. по инициативе Епископальной Церкви в США. По предложению еп. Ч. Брента специальная комиссия, состоявшая из представителей этой церкви, рассматривала богословские вопросы, имеющие первостепенное значение для объединения различных христ. конфессий. Эта идея была поддержана методистом Дж. Моттом, основателем Всемирной студенческой христ. федерации, и Р. Гардинером. В подготовительной встрече конференции движения «Вера и церковное устройство», состоявшейся в 1920 г. в Женеве (Швейцария), приняли участие представители 80 Церквей; на 1-й международной конференции движения в 1927 г. в Лозанне (Швейцария) 400 представителей от правосл., протестант. и свободных Церквей обсуждали проблему сходства и различий христ. Церквей. В задачу движения «Жизнь и деятельность», возникшего после окончания первой мировой войны, входило дать христ. оценку экономическому, социальному и нравственному состоянию мирового сообщества в послевоенное время и создать условия для предотвращения возможности новой мировой войны. В авг. 1920 г. в Женеве собрались 90 церковных протестант. лидеров из 15 стран для подготовки 1-й конференции. Основатель движения, глава Церкви Швеции архиепископ Н. Сёдерблом, предложил создать международный экуменический совет, для этого на конференцию были приглашены представители от правосл. и католич. Церквей. Первая конференция с расширенным составом, получившая название «Жизнь и деятельность», состоялась в 1925 г. в Стокгольме (Швеция) под девизом: «Доктрина - разделяет, служение - объединяет». В 1934 г. началась подготовка к очередной конференции «Жизни и деятельности» под рук. Архиепископа Йоркского У. Темпла и Дж. Олдема, основателя Международного миссионерского совета (International Missionary Council, 1910). В июле 1937 г., накануне конференций движений «Вера и церковное устройство» в Оксфорде (Великобритания) и «Жизнь и деятельность» в Эдинбурге (Великобритания), их представители встретились в Лондоне и приняли решение объединиться во всемирную межхрист. ассамблею. Представитель США С. Мак-Кри Каверт предложил дать ассамблее название - ВСЦ. Каждое движение направило по 7 представителей в Утрехт (Нидерланды), и в мае 1938 г. был создан Комитет ВСЦ в процессе подготовки (Provisional Committee responsible for the World Council of Churches in process of formation). Председателем комитета был избран Архиепископ Темпл, Генеральным секретарем - д-р В. А. Виссер"т Хоофт . Комитет занимался разработкой устава (constitution) и структуры буд. ВСЦ, направил приглашения 196 христ. Церквам, в т. ч. и Римско-католической Церкви (гос. секретарю Ватикана), войти в состав ВСЦ. В нач. 1939 г. Временный комитет принял решение провести 1-ю Ассамблею в авг. 1941 г., но этому помешало начало второй мировой войны. С 1940 по 1946 г. комитет продолжал свою деятельность в США, Великобритании и Швейцарии. В Женеве под рук. Виссер"т Хоофта сотрудники комитета помогали беженцам и военнопленным, создали службу военных капелланов. После окончания войны Временный комитет собирался в 1946 г. в Женеве и в 1947 г. в БакХилсе (шт. Пенсильвания, США). К нач. 1948 г. 90 Церквей официально сообщили о решении присоединиться к ВСЦ. В авг. 1948 г. в 1-й Ассамблее в Амстердаме приняли участие представители 147 Церквей (351 делегат) из 44 стран. На ассамблее были представлены все конфессиональные семьи, за исключением Римско-католической Церкви. Тема ассамблеи: «Человеческий беспорядок и замысел Божий» (Men"s Disorder and God"s Design). Итогом работы ассамблеи стало принятие устава, к-рый впосл. неоднократно пересматривался, а также были определены условия (rules) для вступления во ВСЦ, названы приоритетные направления в деятельности Совета. Обсуждались возможности установления и поддержания связей с др. экуменическими орг-циями. Декларацию «О природе Совета» решено было выработать позднее. На ассамблее подчеркивалось, что одна из основных задач для Церквей в ХХ в.- это миссионерская и евангелизаторская деятельность. Возникла острая дискуссия между представителями 2 политических систем. В защиту социалистической идеи выступил реформатский богослов Й. Громадка (Чехословакия), против был Дж. Ф. Даллес (буд. гос. секретарь США), представлявший Пресвитерианскую церковь в США , призвавший к уничтожению социализма во всех его формах. В истории ВСЦ эту дискуссию рассматривают как свидетельство того, что никакие политические расхождения не могут служить препятствием для существования содружества христиан, т. к. главное - это добиться согласия в том, что необходимо защищать свободу, и особенно религ. свободу, человека от любых форм тирании и империализма. Ответом на сложившиеся политические реалии стала экуменическая концепция т. н. ответственного общества как альтернативы капитализму и коммунизму. На 2-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США), присутствовали 502 делегата от 161 Церкви. Тема: «Христос - надежда мира» (Christ - the Hope of the World). На ассамблее велись богословские дискуссии о понимании «христианской надежды». Европ. Церкви подходили к проблеме с эсхатологической т. зр., североамер. настаивали на возможности практического решения «здесь и сейчас». Были подтверждены призывы 1-й Ассамблеи защищать религ. свободу, бороться против расовой дискриминации. Особое внимание было уделено миссионерской работе мирян, к-рые должны быть своеобразными «мостами» между миром и Церковью. Тема 3-й Ассамблеи ВСЦ, состоявшейся в 1961 г. в Нью-Дели (Индия),- «Иисус Христос - свет мира». В ее работе принимали участие 577 делегатов от 197 Церквей. ВСЦ принял в свои ряды экуменическую орг-цию Международный миссионерский совет. Совет стал подразделением ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Был изменен «Базис» ВСЦ. Членами ВСЦ стали правосл. Церкви из Вост. Европы: РПЦ, Болгарская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь. На ассамблее обсуждалась также проблема отношения христианства к др. религиям и возможность диалога с ними, была принята резолюция против антисемитизма. ВСЦ стал больше внимания уделять помощи голодающим, беженцам, жертвам стихийных бедствий и т. д. независимо от их религ. принадлежности. 4-я Ассамблея состоялась в 1968 г. в Уппсале (Швеция). На ассамблее присутствовали 704 делегата от 253 Церквей. Тема: «Се, творю все новое» (Behold, I Make All Things New). Перед ассамблеей совместная комиссия представителей Римско-католической Церкви и ВСЦ выработала документ «Кафоличность и апостоличность». Кафоличность толковалась как выражение истины и милосердия Христа и Св. Духа, причем полное ее осуществление возможно только с пришествием Христа во славе, т. е. кафоличность в экуменическом понимании приобрела и эсхатологическое измерение. На основе этого документа был составлен доклад «Святой Дух и кафоличность Церкви» для обсуждения на ассамблее в Уппсале. В этом докладе кафоличность определялась как качество, через к-рое Церкви выражают полноту и целостность жизни во Христе. Ассамблея отметила, что в деле примирения и консолидации светские институты бывают более эффективны, чем церковные, поэтому Церкви должны приобрести «новую открытость миру» с его «стремлениями, достижениями, неуемностью и отчаянием». Прозвучал призыв усилить миссионерскую деятельность и расширять диалог с миром. На ассамблее было заявлено о возможности вступления Римско-католической Церкви во ВСЦ, что так и не состоялось. После обсуждения вопроса о молитвенном служении ассамблея призвала Церкви-участницы изучать молитвенные практики друг друга. Было принято неск. новых программ и созданы соответствующие комитеты и комиссии: по борьбе с расизмом, по диалогу с представителями др. религий, по «справедливости и служению», медицинская. В 1971 г. к ВСЦ присоединился Всемирный совет христ. образования (World Council of Christian Education), к-рый получил статус департамента по образованию. 5-я Ассамблея состоялась в 1975 г. в Найроби (Кения) и собрала 676 делегатов от 285 Церквей. Тема: «Иисус Христос освобождает и объединяет». Было декларировано, что вера в Триединого Бога и обращение ко Христу тесно связаны с выполнением социально-политических обязательств и активным участием в изменениях экономических и социальных структур на благо человечеству. Ассамблея обратилась с просьбой к Церквам-членам ВСЦ присылать отзывы на документ «Крещение, Евхаристия, служение», подготовленный комиссией «Вера и церковное устройство». Работа ассамблеи была направлена на обсуждение принципов создания справедливого, объединенного и устойчивого общества. 6-я Ассамблея ВСЦ проходила в 1983 г. в Ванкувере (Канада) при участии 847 делегатов от 301 Церкви. Тема: «Иисус Христос - жизнь мира». Среди приоритетных направлений работы ВСЦ ассамблея назвала включение Церквей-членов ВСЦ в процесс признания ответственности за справедливость, мир и целостность творения в мировом сообществе. На ассамблее была проведена т. н. Лимская литургия, составленная М. Тюрианом для пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство» в Лиме (Перу, 1982), на к-ром был принят окончательный вариант документа «Крещение, Евхаристия, служение». Этот документ явился попыткой согласовать учения о таинствах разных христ. Церквей. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как «экуменическое действие Святого Духа», направленное на создание новой «экуменической традиции». Лимская литургия содержала богослужебные элементы, заимствованные из различных христ. традиций, и должна была стать наглядным выражением идей принятого на ассамблее документа «Крещение, Евхаристия, служение». 7-я Ассамблея состоялась в 1991 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 842 делегата от 317 Церквей. Тема: «Приди, Святой Дух,- обнови все творение» (Come, Holy Spirit,- Renew the whole Creation) была впервые сформулирована как молитвенный призыв ко Св. Духу. Организаторы ассамблеи надеялись, что пневматологический аспект откроет новые перспективы в богословской дискуссии и во взаимном изучении молитвенного опыта. Однако война в Персидском зал., начавшаяся за 3 недели до открытия ассамблеи, спровоцировала дискуссии о допустимости ведения т. н. справедливых войн. В ходе ассамблеи стало ясно, что экуменическое движение за годы существования так и не достигло единства своих членов по отношению к таким вопросам, как Евхаристия, Священство и природа Церкви. Ассамблея выразила поддержку коренному населению Австралии и обратилась к правительству страны с просьбой вернуть аборигенам отобранные земли. 8-я Ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). В ней приняли участие 966 делегатов от 336 церквей. Тема: «Обратись к Богу - возрадуйся в надежде». Ассамблея проходила в год 50-летия ВСЦ и была в основном посвящена подведению итогов его деятельности, а также формированию планов на будущее.

Цели и задачи

В ст. 1 Устава ВСЦ дается определение «Базиса» - общей богословской основы для Церквей-членов. Первый «Базис» был разработан в Утрехте (1938) и принят на ассамблее в Амстердаме (1948). В нем говорилось, что ВСЦ - содружество Церквей, к-рые принимают Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Однако не все Церкви-члены были согласны с такой формулировкой, поскольку полагали, что основа для сотрудничества должна иметь ярко выраженный тринитарный характер, а также содержать упоминание о Свящ. Писании. Новый «Базис» был принят на 3-й ассамблее в 1961 г. в Нью-Дели и определил ВСЦ как «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Свящ. Писанию и стремящихся вместе исполнить общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». На ассамблее в Амстердаме было заявлено также, что ВСЦ не «всемирная Церковь», к-рая стоит над всеми др. Церквами, а инструмент для достижения христ. единства и осуществления сотрудничества в вопросах, требующих совместных действий. В 1950 г. в Торонто (Канада) ЦК ВСЦ была принята декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» (т. н. Торонтская декларация), в к-рой говорилось, что ВСЦ не является и не должен стать сверхцерковью, а также не может брать за основу деятельности лишь одну концепцию Церкви. ВСЦ стремился показать, что среди его членов есть место для любой Церкви, чья экклезиология не противоречит его «Базису». Членство во ВСЦ не означает, что каждая церковь должна признавать в др. Церквах, входящих в Совет, «наличие элементов» истинной Церкви. Членство во ВСЦ также не означает принятия единой для всех Церквей доктрины о сущности христ. единства. Хотя Торонтская декларация до сих пор остается одним из основополагающих документов ВСЦ, многие ее положения постепенно морально устаревали, что привело к созданию новой декларации «К общему пониманию и видению ВСЦ» (Towards Common Understanding and Vision of the WСC), представленной в 1998 г. на ассамблее в Хараре. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в «общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ - это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт».

Структура

Высшим руководящим органом ВСЦ является ассамблея, к-рая собирается 1 раз в 7 лет. Ее участниками являются представители всех членов ВСЦ, делегированные церквами и религ. орг-циями, обладающие правом голоса. Ассамблея избирает 8 президентов ВСЦ, к-рые составляют Президиум ВСЦ, и 150 (максимум) членов ЦК (пропорционально численности, конфессиональной принадлежности и географическому положению Церквей). Центральный комитет избирает Генерального секретаря ВСЦ, к-рый является главой исполнительного комитета и руководителем всех адм. сотрудников ВСЦ. Генеральными секретарями были: В. А. Виссер"т Хоофт (1948-1966), Юджин Карсон Блейк (1966-1972), Филип А. Поттер (1972-1984), Эмилио Кастро (1985-1992), Конрад Райзер (1993-2003) и Сэмюэл Кобиа (с 2004).

Ассамблея 1948 г. создала 12 основных отделов (36 сотрудников), к-рые находились под контролем генерального секретариата. В 1956 г. на ассамблее в Эванстоне деятельность ВСЦ была распределена между 4 большими подразделениями, каждое из к-рых имело свои отделы: изучения (Studies) - «Вера и церковное устройство», «Церковь и общество», «Евангелизация и миссионерские изучения»; экуменические действия (Ecumenical Actions) - молодежь, миряне, «Женщины и мужчины в Церкви и обществе», Боссе экуменический ин-т ; межцерковная помощь, беженцы и международные дела (Interchurch Aid, Refugees and International Affairs); информация (Information). Ассамблея в Уппсале (1968) приняла решение изменить структуру «для упрощения и лучшей координации работы». В 1972 г. во ВСЦ было преобразовано 3 отдела: «Вера и свидетельство» (Faith and Witness); «Справедливость и служение» (Justice and Service) и «Образование и обновление» (Education and Renewal). Каждый отдел работал по специальным программам. Целью такой реорганизации было преодоление разрыва между теорией и практикой. Каждая из единиц имела подъединицы со специальными программами. После ассамблеи в Хараре (1998) деятельность ВСЦ разделена на 4 основных направления, подразделяющиеся на неск. групп (teams): связи (Церковь и экуменические связи, межрелиг. связи и диалог, международные связи, религ. связи и разделение ресурсов); проблемы и темы (образование и экуменическое формирование, вера и устройство, справедливость, мир и творение, миссия и евангелизация); коммуникации (общедоступная информация, публикации и документы); финансы, службы и администрация.

Православные Церкви и ВСЦ

В янв. 1920 г. появилось окружное послание К-польского Патриарха, призывавшее всех христиан к установлению добрых отношений, к сотрудничеству, к богословскому диалогу и к созданию Лиги Церквей по образцу Лиги Наций. В послании приводились следующие аргументы для участия правосл. богословов в межхрист. встречах: представители др. церквей будут черпать свои познания о правосл. Церкви из живого общения с ее представителями; общение с протестантами поможет постепенному искоренению у них предубеждений в отношении Православия как христианства 2-го сорта; правосл. христиане постепенно поймут образ мыслей своих зап. братьев и узнают, что разные изъявления христ. веры и жизни зависят от исторических обстоятельств и условий, влиянию к-рых в своем продолжительном историческом развитии Вост. церкви не подверглись (Православие и экуменизм. С. 68-71). Т. о. постепенно формировались основные принципы участия правосл. Церквей в экуменическом движении, важнейшим из к-рых стал принцип свидетельствования о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей. В том же году представители К-польской, Александрийской, Элладской, Сербской, Болгарской Церквей и рус. эмиграции приняли участие в учредительной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Женеве, где предложили до начала серьезных дискуссий об объединении создать «содружество Церквей» для «совместной деятельности в сфере моральных и социальных проблем». В 1927 г. на конференции в Лозанне православные выступили с критикой документов движения «Вера и церковное устройство», к-рые, с их т. зр., предлагали только внешнее единство христиан, допуская излишнюю широту в толковании христ. вероучения, и отказались от голосования, т. к. сочли недопустимым любой компромисс в вероучении, а также нашли, что термины, использовавшиеся в документах, допускают двоякое толкование. Правосл. Церкви принимали участие в работе движения «Жизнь и деятельность». Так, в 1925 г. на 1-м межцерковном конгрессе в Стокгольме присутствовали делегаты К-польской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Румынской, Сербской и Болгарской Православных Церквей. В 1936 г. в Афинах на 1-м всеправославном конгрессе богословов обсуждался вопрос об участии правосл. Церквей в экуменическом движении и была принята следующая резолюция: «Считая экуменическую работу для единства церкви и для практического христианства отрадным выражением пробуждения нового интереса к Церкви и богословию, конгресс приветствует это движение и уверяет, что он готов в православном духе сотрудничать в этом деле». В 1946 г. РПЦ получила приглашение от Комитета ВСЦ в процессе подготовки принять участие в формировании Совета. Была назначена делегация во главе с митр. Николаем (Ярушевичем), но предполагаемые контакты и поездки не состоялись. В обстановке начинавшейся тогда «холодной войны» руководители СССР не сочли возможным разрешить международные церковные контакты. Митр. Николай поддерживал переписку с Виссер"т Хоофтом, изучал материалы подготовки 1-й Ассамблеи ВСЦ в Амстердаме. В 1948 г. в Москве состоялось празднование 500-летия автокефалии РПЦ и приуроченное к нему Совещание Глав и представителей Православных Церквей. В совещании приняли участие представители К-польской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской Поместных Православных Церквей. Наряду с проч. вопросами обсуждалась тема «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению». В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь», принятой совещанием, говорилось: «В течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 г.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучительной почве документально больше уже не обсуждается - ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколения… снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову Апостола, доступна и бесам (Иак 2. 19; Мф 8. 29; Мк 5. 7)» (Там же. С. 189-191). Констатировав это, совещание постановило сообщить ВСЦ, что все Православные поместные Церкви - участницы совещания вынуждены отказаться от участия во ВСЦ. В результате в 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме участвовали только К-польская и Элладская Православные Церкви. В 1946 г. в РПЦ был создан Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), к-рый тщательно изучал деятельность ВСЦ и поддерживал переписку и контакты как с правосл., так и с протестант. деятелями экуменического движения. Как положительный факт в развитии ВСЦ было воспринято принятие Торонтской декларации 1950 г., в к-рой ясно говорилось, что ВСЦ не является церковью и никогда не станет сверхцерковью. Было также положительно отмечено стремление ВСЦ выработать ясное определение, что же такое «единство Церквей», к-рое было бы приемлемо для всех христ. конфессий. К 1958 г. практически определилась положительная позиция РПЦ к вступлению во ВСЦ. До 1961 г. проводились долгие и интенсивные переговоры. В авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегации РПЦ с делегацией ВСЦ. От РПЦ участвовали: митр. Николай (Ярушевич) , еп. Смоленский Михаил (Чуб) , заместитель Председателя ОВЦС, А. С. Буевский , секретарь ОВЦС. От ВСЦ - председатель ЦК ВСЦ д-р Ф. К. Фрай, д-р Виссер"т Хоофт, Генеральный секретарь ВСЦ, и митр. Митилинский Иаков (Клеомврот) , представитель К-польского Патриархата при ВСЦ. В марте 1959 г. для изучения деятельности и структуры ВСЦ в Женеву был направлен прот. Виталий Боровой , затем он как офиц. наблюдатель от РПЦ посетил заседание ЦК ВСЦ на о-ве Родос. В дек. 1959 г. в Москву прибыла 1-я офиц. делегация ВСЦ во главе с Виссер"т Хоофтом. В ходе переговоров по предложению РПЦ был выработан проект нового «Базиса» ВСЦ с ярко выраженной тринитарной основой. Позднее он был принят на 3-й Ассамблее в Нью-Дели. В нояб. 1960 г. еп. Никодим (Ротов) и Буевский встретились в Женеве с д-ром Виссер"т Хоофтом для подготовки вступления РПЦ во ВСЦ. В нач. марта 1961 г. в Женеву прибыли председатель ОВЦС еп. Никодим, прот. В. Боровой и Буевский для окончательного согласования с д-ром Виссер"т Хоофтом вопросов вступления РПЦ во ВСЦ. 30 марта 1961 г. Свящ. Синод РПЦ, заслушав доклад Председателя Комиссии по межхрист. связям РПЦ при Свящ. Синоде митр. Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова) , постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во ВСЦ одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г.

В 1961 г. на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели РПЦ стала его полноправным членом. Примеру Русской Церкви последовали и др. участники Совещания 1948 г. Следует отметить, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжелом положении. Руководитель СССР Н. С. Хрущёв , с одной стороны, начал новые гонения на Церковь внутри страны, а с другой - сделал попытку расширить взаимодействие с различными гос-вами мира, используя для этих целей и Церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на Церковь со стороны гос-ва. На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому гос-ву в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на 3-й Ассамблее было сделано «Заявление» правосл. участников, в к-ром четко изложено правосл. видение христ. единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь - это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделенной церкви, из которых происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому» (Там же. С. 248-249). В 1975 г. на 5-й Ассамблее ВСЦ в Найроби православные решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на 6-й Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители правосл. Церквей выступили против использования т. н. инклюзивного языка - именования Бога в жен. роде.

На протяжении 80-90-х гг. ХХ в. во внутренней жизни протестант. церквей произошли значительные изменения. Широкое распространение получили такие явления, как жен. священство, а в нек-рых сообществах и жен. епископат, отрицание греха гомосексуализма и поддержка прав геев и лесбиянок вплоть до освящения их браков и рукоположения в пасторское и в епископское достоинство. Учитывая, что подавляющее большинство членов ВСЦ составляют именно протестант. церкви, все эти процессы в той или иной степени проявлялись в мероприятиях, документах и дискуссиях ВСЦ. В результате представители правосл. Церквей оказались втянутыми в обсуждение абсолютно чуждых им проблем и вопросов. А поскольку решения во ВСЦ принимаются простым большинством голосов, то не раз получалось, что правосл. участники как бы поддерживали все принятые в рамках ВСЦ решения, хотя в действительности они выступали против. Такое положение не могло считаться нормальным. Беспокойство вызывало и безграничное умножение числа членов ВСЦ, к-рые иногда представляли собой мелкие группы, возникшие в результате продолжающегося деноминационного деления протестант. сообществ. Также членами ВСЦ становились многочисленные межхрист. орг-ции с неясными целями. Впервые в этих новых обстоятельствах православные выразили протест на 7-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в Канберре в 1991 г. Было принято специальное «Заявление», подписанное всеми правосл. участниками ассамблеи, в к-ром говорилось, что православные обеспокоены наблюдаемым отходом от «Базиса» ВСЦ. В результате «во многих документах ВСЦ мы не находим утверждения, что Иисус Христос есть Спаситель мира… Наблюдаем отход от библейски обоснованного христ. понимания: а) Триединого Бога, б) спасения, в) благой вести самого Евангелия, г) человека как сотворенного по образу и подобию Божию, д) Церкви, а также иных вероучительных вопросов» (Там же. С. 432). Также в «Заявлении» с тревогой говорилось, что «некоторые участники ассамблеи склонны с большой легкостью утверждать присутствие Святого Духа без различения во многих действиях и событиях… Мы должны остерегаться склонности к подмене Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне, «частными» духами, духами мира и иными духами» (Там же. С. 433). Наконец, было заявлено о недовольстве православных «способами принятия решений», когда их мнения практически не учитываются, и был поставлен вопрос о пересмотре отношений с ВСЦ. Более подробно эти проблемы православные рассмотрели на Всеправославных совещаниях в 1991 г. в Фанаре (Турция), в 1995 г. в Шамбези (Швейцария), в 1996 г. в Бейруте (Ливан).

РПЦ как одна из основных инициаторов перемен во ВСЦ провела силами Синодальной Богословской комиссии изучение ситуации в экуменическом движении. Результаты исследования были представлены в докладе Архиерейскому Собору 1994 г. Собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», в к-ром отмечалось, что участие Русской Церкви в деятельности ВСЦ на протяжении 35 лет прежде всего являлось «свидетельством о Православии перед лицом инославного мира». Была поставлена задача проанализировать экуменический опыт и только тогда уже сделать окончательные выводы о смысле участия РПЦ в экуменическом движении, в т. ч. и во ВСЦ.

В кон. 90-х гг. XX в. разногласия между правосл. Церквами и ВСЦ становились все более острыми. В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято. В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ снова рассматривал вопрос об экуменизме и о том, может ли РПЦ оставаться членом ВСЦ. Было решено обсудить проблему совр. экуменического движения на всеправосл. уровне, а «в настоящее же время продолжить участие представителей РПЦ в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире» (Там же. С. 485). Всеправославное совещание было созвано весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Было заявлено, что нынешняя структура ВСЦ, механизм принятия решений, организация совместных молитв являются неприемлемыми для правосл. Церквей. Представители правосл. Церквей заявили, что или они уйдут из ВСЦ, или ВСЦ должен быть радикально реформирован. Со стороны РПЦ была предложена новая модель межхрист. сотрудничества: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства Церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества. Совещание приняло совместное коммюнике «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением», в к-ром, в частности, выражалась обеспокоенность православных «определенными тенденциями в жизни некоторых протестантских Церквей, членов ВСЦ, находящими свое отражение в дебатах ВСЦ», отсутствием прогресса в экуменических богословских дискуссиях и ощущением того, что существующая структура ВСЦ делает сколь-либо значимое правосл. участие все более затруднительным, а для нек-рых и невозможным. В дек. 1998 г. на 8-й Ассамблее в Хараре «Заявление» правосл. Церквей, принятое в Фессалонике, было обнародовано. В ответ на это ассамблея создала Специальную комиссию по участию правосл. Церквей в работе ВСЦ в составе 60 чел. от правосл., Древних Восточных и протестант. Церквей. РПЦ также выработала позицию по отношению к экуменическому движению на совр. этапе. архиерейский юбилейный Собор 2000 г. среди проч. принял документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», к-рый имеет Приложение «Участие в международных христианских организациях». В нем подробно проанализирована работа РПЦ в рамках ВСЦ и выражена озабоченность совр. состоянием ВСЦ по всем пунктам, обозначенным Всеправославным совещанием в Фессалонике в 1998 г. Специальная комиссия ВСЦ провела 4 пленарных заседания: в Морже (Швейцария, дек. 1999), в Каире (Египет), где ее принимали патриарх Шенуда III и Коптская Православная Церковь (окт. 2000), в Берекфюрдё (Венгрия, нояб. 2001) по приглашению еп. Реформатской Церкви Венгрии Г. Бёльчкеи и в Хельсинки (Финляндия), где ее принимали еп. В. Хуотари и Финская Лютеранско-Евангелическая Церковь (май 2002). В Хельсинки впервые присутствовали представители Иерусалимского Православного Патриархата. В заключительном отчете комиссии (Женева, 2002) были выработаны новые подходы к членству во ВСЦ, новые механизмы принятия решений и сделаны конкретные предложения по проведению молитвенных собраний на межхрист. встречах. В частности, ВСЦ было рекомендовано полностью отказаться от использования термина «экуменическое богослужение». У ВСЦ нет и не может быть своей экклезиологии, а значит, не может быть и собственного богослужения. Было предложено также внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Константинопольского Символа веры и поднять нижний порог членства с 25 до 50 тыс. членов, т. к. с т. зр. комиссии православные должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Заключительный отчет Специальной комиссии был представлен ЦК ВСЦ (февр. 2005), к-рый одобрил поправки, внесенные комиссией в Устав и правила ВСЦ. Т. о., был введен новый механизм принятия решений на основе консенсуса, предполагающего полное согласие участников; голосование невозможно по вопросам, затрагивающим экклезиологию Церквей-членов ВСЦ. Для обеспечения действия новых правил ЦК учредил постоянный Комитет по консенсусу и сотрудничеству, в состав к-рого в равном количестве будут входить представители правосл. и протестант. Церквей-членов ВСЦ. Внесенные поправки будут представлены для окончательного утверждения на 9-ю Ассамблею ВСЦ в февр. 2006 г.

Лит.: Bell G . K . A . The Kingship of Christ: The Story of the World Council of Churches. Harmondsworth, 1954; A History of the Ecumenical Movement. Vol. 1: 1517-1948 / ed. R. Rouse, S. Neil. L., 1954; Vol. 2: The Ecumenical Advance, 1948-1968 / ed. H. E. Fey. L., 1970; Bilheimer R . S . Breakthrough: The Emergence of the Ecumenical Traditiion. Grand Rapids, 1989; Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999; Elderen M ., van . Conway M . Introducing the World Council of Churches. Gen., 2001.

Е. С. Сперанская