Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?
Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?
В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.
Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.
Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.
Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.
Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.
Главное, что нужно было запомнить
- обращения бывают распространенные и нераспространенные;
- не подчеркиваются;
- обращения и вводные слова не одно и тоже;
- выделятся запятыми.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).
Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).
В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).
Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)
Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:
Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:
Уважаемый Иван Иванович!
Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:
Здравствуйте, Иван Иванович!
В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.
Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.
Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.
Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).
Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:
О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).
Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?
Упражнение
- Чего тебе надобно_ старче? (Пушкин).
- Цыц_ проклятые_ как на вас погибели нет (Тургенев).
- Смилуйся_ государыня рыбка (Пушкин).
- Ты_ царица_ всех милее, всех румяней и белее (Пушкин).
- Глупый ты бес_ куда ж ты за нами полез? (Пушкин).
- Прощай_ свободная стихия! (Пушкин).
- Да как же_ батюшка_ Илья Ильич_ я распоряжусь? (Гончаров).
- А посмотреть в лицо ему: фу_ какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово (Гоголь).
- Ага_ Сам признаешься, что ты глуп (Пушкин).
- Чем вы_ гости_ торг ведете и куда теперь плывете? (Пушкин).
- Ба_ знакомые все лица! (Грибоедов).
- Здравствуй_ князь ты мой прекрасный! (Пушкин).
- Ах_ ты_ мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло (Пушкин).
- Государь ты наш_ Владимир Андреевич_ я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин).
- Барин_ не прикажешь ли воротиться? (Пушкин).
- Ну_ Максимыч_ ступай себе с богом (Пушкин).
- Святители_ как она была одета! Платье на ней было белое, как лебедь: фу_ какое пышное! а как глянула: солнце_ ей-богу_ солнце! (Гоголь).
- О_ боги_ боги_ за что вы наказываете меня? (Булгаков).
- О_ не верьте этому Невскому проспекту! (Гоголь).
- Ветер крутил песок, вода рябилась, холодела, и, глядя на реку, Палага шептала: «Господи_ да скорея бы, скорея бы заморозки!» (Есенин).
- Неужели у вас нет хоть Погодинского издания_ генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия… (Достоевский).
- Ай-ай_ какой голос! (Гоголь).
- «Где это_ ты_ зверь_ отрезал нос?» – закричала она с гневом (Гоголь).
- – О_ герой! Все мы выстроились перед Тобою в шеренгу по одному для того, чтобы выразить наше восхищение Твоим смелым и совершенно бессмысленным поступком (Клюев).
- «Стой_ Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу» (Гоголь).
- За мной_ читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (Булгаков).
- «Ни дать ни взять, копия с «Неутешного горя», копия с тебя_ Ерофеев», – сразу подумал я про себя и сразу про себя рассмеялся (Ерофеев).
- Он поставил их передо мной, раскрыл мой мешок со снадобьями и объявил, что будет пробовать на этих детях все снадобья подряд, пока не найдет нужное. Вот как был отравлен король_ дон Румата... (Стругацкие).
- Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг_ что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! (Гете).
- Четвертого дня прибыл я сюда_ любезный друг_ и, по обещанию, берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).
- – Ну_ брат Грушницкий_ жаль, что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).
Цели:
Дидактическая цель:
познакомить учащихся с новой
йотированной буквой Ю ю,
особенностями этой буквы:
обозначает два звука [й][у], если
находится в начале слова или
после другой гласной и
обозначает мягкость
предшествующего согласного
звука.
Образовательная цель:
продолжить обучение учащихся
звукобуквенному анализу слов,
делению слов на слоги, работе с
предложением, текстом,
создавать условия для
самостоятельной деятельности
учащихся.
Развивающая цель:
формировать навыки
правильного, осознанного,
выразительного чтения слов,
предложений; учить работать с
текстом, отвечать на вопросы;
работать индивидуально, в паре;
Воспитательная цель:
воспитывать уважение друг к
другу, родному языку.
(Приложение 1)
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
1.
Организационный
момент
Приветствие детей и гостей
урока Слайд 1
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на
урок,
Улыбнёмся друг другу, и
нашим гостям,
Чудесных открытий желаю
всем вам!
2. Актуализа ция
знаний
– Какое умение поможет нам
сегодня сделать ещё одно
маленькое открытие в мире
звуков и букв.
– Прежде чем приступить к
новому, что необходимо
сделать?
– Вспомните, с какой буквой
мы познакомились на прошлом
уроке?
– Что мы узнали про эту букву?
– Вам было задано прочитать
Текст «Заботливая внучка».
Давайте сейчас проверим, как
вы дома читали.
– Все ли слова вам были
понятны? Объяснение!
– Чтение значения этого слова
из словаря.
Слайд 2
– Давайте продолжим
повторение, какие звуки мы
знаем?
– Что вы можете сказать про
согласные звуки?
– Что можете сказать про
гласные звуки?
– Умение учиться
– Повторить то, что
нам потребуется на
уроке
– С буквой Ха.
– Что согласная,
глухая, непарная,
мяг., и твер.
Чтение текста
– грамотная нет
– Согласные и
гласные
– они звонкие, глухие,
мягкие и твердые
– ударные,
безударные
– а, о, ы, у, и, я, у, ё,
е,
– гл. твердые и
мягкие
– про гласные (я, е, ё)
– они обозначают по 2
звука
3. Постановка
проблемы и её
решение
– Назовите все гласные буквы.
Слайд 3
– На какие группы можно
разделить?
– О каких буквах мы можем
сказать, что они особые
(хитрые) Почему?
– Мы повторили всё, что нам
потребуется сегодня на уроке, а
открыть новое нам поможет
звуковая схема. Слайд 4
– Посмотрите на звуковую
схему. Что вы можете
рассказать про это слово?
– Отгадайте загадку и узнаете,
что я загадала.
Слайд 5
Кручусь, верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день.
Слайд 6
– Проверим, подходит ли
звуковая схема к слову.
– Какие звуки мы слышим?
– Где возникло затруднение?
– Как мы произносим этот
звук? Легко или трудно?
– Что мы должны узнать?
– Кто догадался, с какой новой
буквой мы познакомимся
сегодня на уроке?
– Кто сможет сказать какая эта
буква гл. или согл.?
– Почему?
– С какими гласными она будет
дружить?
– Сформулируйте тему урока.
Слайд 7
– В этом слове 2
слога, 4 зв., 2 глас., 2
сог, 1 мяг. согл., 1
твёр. согл.
– Юла
– При произношении
слышим звуки [йула]
– При обозначении
первого слога,
– Легко
– Какой буквой
обозначить эти звуки?
– Познакомиться с
буквой Ю
– Гласная
– Легко произносится,
можно спеть
– я, е, ё
– Тема урока: «Буква
«Ю» и звуки, которые
она обозначает».
Формируют цели и
– Значит, каких целей, нам
сегодня надо достичь на уроке?
(вывесить на доску цели)
Слайд 8
познакомиться с новой
буквой и звуками,
которые она обозначает;
научиться отличать их от
других звуков;
учиться читать слова,
слоги и предложения с
новой буквой.
– Кто сможет найти эту букву в
алфавите на стене.
– Эта буква особенная, кто
догадался, почему я так
говорю?
Это первый секрет
– Сейчас откроем учебники и
прочитаем слоги и слова с этой
буквой на стр_________
– Назовите ещё слова, где буква
ю в начале слова.
– Как можно назвать мальчика в
морской форме?
Слайд 9
Чтобы точно узнать значение
слова «Юнга» давайте
обратимся к словарю, я заранее
нашла это слово (работа над
значением слова)
– В этом слове какую роль
играет буква ю?
Слайд 10
– Как вы думаете, можно ли с
уверенностью утверждать, что
буква ю обозначает 2 звука
они выводятся на
экран.
Показывают
– Обозначает 2 звука
Называют по
памяти
– Юнга
– Обозначает 2 звука
– Нет, не всегда
– Плюшки, салют,
верблюд, клюшка
– Буква ю в середине
сл.
– Мягко
– Обозначает
мягкость
предшествующего
согласного звука
– Июль
– Ю обозначает два
звука
– После другой
гласной.
– 1 столбик: Юбка,
одеваю
– 2 столбик: брюки,
всю
всегда?
– Посмотрите на картинки
обратите внимание, есть ли в
этих словах буква ю?
– Где находится буква ю в этих
словах?
– Как вы думаете, какую
команду даёт буква ю соглас
ным звукам: читаться мягко
или твёрдо?
– Это второй секрет буквы ю.
Как его сформулировать?
Слайд 11
– Назовите, какой месяц
изображён на картинке, если он
считается серединой лета?
– Что мы замечаем, произнося
это слова?
– Обратите внимание, где
находится буква ю.
– Значит буква ю обозначает 2
звука еще когда
Третий секрет
– Мы открыли три секрета
буквы Ю. Проверим, как вы
поняли.
– Найдите в книге текст на
стр.___и из этого текста на
листочки, которые лежат на
партах, выпишите в 1 столбик
слова, где буква ю обозначает 2
звука, а во второй, где мягкость
согласного.
Проверка
Слайд 12
Физминутка
4. Закрепление
Работа с текстом
– Сейчас мы будем работать с
– Есть название
– Понятно о чем
прочитали.
– Матросом
– Первое
предложение
Работа в тетрадях
– Строчная буква Ю
состоит из двух
элементов. Это
наклонная палочка с
соединением и овала.
– Познакомиться с
новой буквой и
звуками, которые она
обозначает
– С буквой Ю
– Обозначает 2 звука;
– Учиться читать
слова, слоги и
предложения с новой
буквой
текстом, который написан у вас
на листочках.
– Подумайте, о ком пойдёт речь
в тексте?
Слайд 13
Юнга
Юркий кораблик «Юла» плывёт
к берегу. Юра –юнга «Юлы». У
Юры уютная каюта и любимый
кот Юпитер. Юнга хочет стать
матросом. Он будет плавать по
морям и океанам.
– Докажите, что вы прочитали
текст.
– Как зовут мальчика?
– Кем он хочет стать? Найдите
и прочитайте предложение, в
котором говорится о названии
корабля
Слайд 14
– Давайте сейчас посмотрим, из
каких элементов состоит
строчная буква ю. Посмотрите,
как правильно надо написать
эту букву.
– Обратите внимание как вы
сидите! Примите правильную
позу. Правильно возьмите в
руку ручку.
– У вас в тетрадях написан
образец. Обведите образец и
напишите до конца строчки
самостоятельно.
– Письмо слогов и слов с новой
буквой по образцам.
Рефлексия
– Какая цель была на этом
этапе урока?
– С какой новой буквой
познакомились?
– Почему она особенная?
– Спасибо, вы отлично
поработали!
Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.
Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"
Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.
Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.
"Ю" похожа на юлу,
Что кружилась на полу,
Повертелась как волчок
И упала на бочок.
"Юбка", "люстра" и "люблю", -
Вот словечки с буквой "Ю".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.
Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .
- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.
Обучение чтению. Слова с буквой Ю
Цель : формирование навыка чтения.
Материал : рабочий лист.
Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.
Подчеркните одной чертой мягкие согласные.
Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.
Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"
Цель
Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:
Буква "Я" собой гордится:
Всех важнее быть стремится.
Яхта, яблоко, земля, -
Вот словечки с буквой "Я".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.
Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.
Проводим звуковой анализ слова МЯСО.
- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.
Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.
Поделите слова на слоги.
Поставьте в этих словах ударение.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.
Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?
Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).
Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.
- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).
Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5
Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Давайте правильно заполним домики цифрами.
В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.
Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.
В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.
В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.
Развитие мышления. Скажи наоборот
Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Подберите противоположные слова.
Математика. Примеры. Решение задач
Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
- Давайте составим задачу про птиц.
- Сколько птиц сидит на ветке?
- Сколько птичек прилетело?
- Зная, эти данные мы можем составить задачу?
- Составьте задачу.
На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?
- Назовите условие задачи.
- Какой вопрос в задаче?
- Решите составленную задачу.
- Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
- Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
- Прочитайте получившийся пример.
- Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
- Какая задача у вас получилась?
- Назовите условие и вопрос задачи?
- Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.
Развитие умственных действий. Анализ-синтез
Цель : развитие анализа-синтеза.
Материал : мяч.
Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.
Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.
Подготовка руки к письму. Палочки
Цель : формирование графо-моторных функций.
Материал : рабочий лист
Обведите и допишите палочки.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].
Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
Буква «Ю»
Веселые стихи
Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.
Юнга вел корабль умело, И вперед смотрел он смело. Юрка катит снежный ком. Вьюга кружит за окном. Юру я не узнаю… С комом он, как буква Ю . В. Степанов Юра тащит вкусный груз – Замечательный арбуз. На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю , с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степнов Юра только сел на стул, Ножки свесил и заснул. Юра очень утомился – Целый день юлой крутился. Ф. Бобылев |
* * *Чтобы О
не укатилось,
Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю . А. Шибаев Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью. Любят хрюшки букву Ю : Без нее не скажешь: «Хрю!». В пути, в неведомом краю Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в южный Крым, Где нет зимою вьюг. Я узнаю юлу свою, Когда смотрю на букву Ю . |
Пословицы и поговорки
1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Скороговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
Игра «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Найди слово».
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
Игра «Добавьте звук».
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
Загадки
Спасибо, что посетили мою страничку.