Как разделиться бизнес между партнерами. Как законно оптимизировать (снизить) налоги путем дробления бизнеса на несколько юридических лиц. Выкуп акций по требованию акционеров

Когда олигарх Владимир Потанин решил развестись, его жена Наталия попыталась отсудить половину состояния (доли в компаниях «Норильский никель», «Интерпорт», «Интеррос Эстейт» и других), которое, по оценке Forbes, тогда составляло $12,6 млрд. Эта история наделала много шума из-за впечатляющей суммы, а так всё довольно типично. При разводе супруги часто делят не только совместно нажитое имущество, но и бизнес. Нередко он в результате разваливается, и тому, кто его создал, приходится начинать всё с нуля.

На какую долю в деле можно рассчитывать при разводе

Согласно Семейному кодексу при расторжении брака всё, что было нажито супругами, делится пополам: квартиры, автомобили, земельные участки. Разделу подлежат и бизнес-активы. И тот факт, что бизнесом занимался лишь один из супругов, а другой этой сферы вообще не касался и никак в ней не участвовал, суд не заинтересует.

Какие есть нюансы

Процедуру раздела бизнеса во многом определяет его организационно-правовая форма.

Если муж или жена - индивидуальный предприниматель, при разводе будет поровну делиться всё имущество, приобретённое в ходе бизнес-деятельности. При этом бывшие супруги станут долевыми участниками средств предпринимательской деятельности, например цеха или оборудования, и для продолжения работы им придётся договариваться о совместном управлении.

Чаще всего сторона, не имевшая к ведению бизнеса никакого отношения, настаивает на продаже имущества и разделе полученных средств (либо о выплате этой суммы в качестве компенсации за отказ от своей доли). Зачастую всё заканчивается продажей имущества и прекращением бизнес-проекта в том виде, в котором он существовал.

Если один из супругов - совладелец ООО, при разводе его доля также подлежит разделу. Самый негативный для бизнеса сценарий - если разводящийся супруг владеет 100% активов. Раздел компании поровну неизбежно приведёт к спорам относительно управления ООО (решения, кто будет генеральным директором, и т. д.). Если конфликты и не развалят бизнес, то точно парализуют работу компании хотя бы на некоторое время. Также не стоит забывать о репутационном вреде и, как результат, снижении стоимости предприятия.

В нашей практике неоднократно происходили случаи, когда процветающие предприятия погибали из-за того, что спор о разделе имущества между супругами перетекал в корпоративный конфликт в ООО. Это полностью блокировало работу бизнеса: сотрудники увольнялись, клиенты уходили, прибыль постепенно превращалась в убыток. Более того, всё это сопровождалось уже не одним судебным процессом, а несколькими - и в судах различной подведомственности.

Важно, что разделу подлежит не то имущество, которое принадлежит компании, а непосредственно доля участия в ней. Многие супруги, которые стоят на пороге развода, предполагают, что они смогут получить имущество, за счёт которого компания ведёт свою деятельность. Это не так. Юридическое лицо является отдельным хозяйствующим субъектом, у которого также могут возникать права. В том числе и право собственности.

Если в браке были приобретены акции какого-либо предприятия, эти ценные бумаги также подлежат разделу 50 на 50. При этом появление нового акционера может быть запрещено уставными документами предприятия или иными правилами, установленными законом. В данном случае альтернативным вариантом для того супруга, на которого не были оформлены акции, станет получение соразмерной компенсации.

Что разделить нельзя

Разделу не подлежит имущество, которое было приобретено до брака, получено в дар, в порядке наследования или в результате иных безвозмездных сделок (об этом говорит статья 36 Семейного кодекса).

Нередко предприниматели используют сделку дарения, чтобы не делить бизнес при разводе. Например, оформляют имущество на своего бизнес-партнёра, а тот уже «дарит» его настоящему покупателю - предпринимателю. Но этот метод связан с дополнительными финансовыми расходами (затраты на оформление сделки, налоги), а сама сделка может быть признана супругом мнимой (в Гражданском кодексе есть соответствующие нормы).

О чём нужно договориться заранее

Не доводить ситуацию с разделом бизнеса до суда поможет брачный договор. Он заключается на оговорённый срок до свадьбы (и вступает в силу после заключения брака) или уже во время супружеской жизни.

Брачный договор касается совместно нажитого имущества. Но супруги могут сразу договориться, кому из них целиком отойдёт та или иная его часть (например, машина или дача). Если собственником становится тот супруг, на которого записано какое-то имущество, это идеально для бизнеса - ничего не придётся менять при разделе. Например, когда супругу принадлежит доля в ООО и после развода она останется его собственностью.

Можно договориться, что бизнес, созданный в браке, переходит к одному из супругов, если он обязуется выплатить другому рыночную стоимость активов или фиксированную компенсацию.

Как разделить бизнес, чтобы все были довольны

Если брачного договора нет, супруги всё равно могут договориться обо всём без суда. Для этого необходимо заключить соглашение о разделе нажитого имущества. Этот документ можно подписать до развода, после или в процессе расторжения брака. С декабря 2015 года соглашение о разделе имущества подлежит обязательному нотариальному заверению (пункт 2 статьи 38 Семейного кодекса).

В договоре нужно чётко прописать, какая часть или какое имущество целиком остаётся за каждым супругом. Согласно моему опыту,этот документ заключается чаще всего в то время, когда супруги находятся в нормальных отношениях и могут спокойно принять решение, как поделить имущество так, чтобы бизнес не пострадал. В некоторых случаях подписание такого соглашения сохраняет не только бизнес, но и брак.

Чтобы ничего не отдать, нужно ничем не владеть

Очевидный способ избежать раздела бизнес-активов при разводе - оформить их на третьих лиц. Тогда получится, что формально супруг-предприниматель никакой компанией не владеет, поэтому и разделить её активы нельзя.

Этот способ сопряжён с большими рисками. Нужно быть абсолютно уверенным в честности человека, на которого оформлена доля в бизнесе. При негативном развитии событий вернуть себе имущество будет очень сложно.

В суде по делу о разделе бизнес-активов Владимира Потанина между ним и бывшей супругой выяснилось, что предприниматель не владеет ценными бумагами компаний «Норильский никель» и «Интеррос Эстейт». Все они оказались оформлены на третьих лиц. Возможно, ценные бумаги оформлялись на третьих лиц именно с этой целью - предотвратить раздел имущества с женой. Если это так, Потанин всё рассчитал верно: его жена после развода осталась ни с чем.

Фотография на обложке: Seb Oliver / Getty Images

Вопрос как выйти из партнерства должен стоять еще до начала партнерского бизнеса. Как показывает статистика, удачное в малом бизнесе – явление довольно редкое. Я не встречал точной статистики — сколько бизнесов распадаются именно из-за неудачного партнерства. Но если даже предположить, что это часть из 90% неудавшихся бизнесов (а это мировая статистика), то количество их будет очень велико. Поэтому (я об этом писал ) так важно решить еще в начальной стадии бизнеса, как партнеры будут расходиться.

Когда партнеры по бизнесу расходятся.

И в этой статье я хочу дать несколько советов, как выйти из партнерства с минимальными потерями для компаньонов и для .

Для начала давайте разберемся, в каких случаях совладельцы расстаются, выходят из бизнеса, когда они хотят выйти из партнерства и должны решать вопросы раздела совместной собственности.

Естественно, когда бизнес обанкротился, и никто из совладельцев не желает его продолжать. В этом случае необходимо максимально распродать все имущество бизнеса — основные средства, производственные заделы, остатки материалов и комплектующих и т.д. Вырученные деньги, прежде всего, должны пойти на оплату долгов бизнеса. Ну а оставшиеся должны быть поделены в соответствии с договором о разделе прибыли между совладельцами. Если вырученных от распродажи денег не хватило на покрытие долгов бизнеса, оставшаяся часть долга должна быть поделена между совладельцами пропорционально их доле владения бизнесом. В такой же пропорции следует разделить все оставшееся после распродажи имущество.

Точно такая же процедура распила и при закрытии нормально работающего бизнеса, который компаньоны решили не продолжать, а продать не удалось.

В случае продажи малого бизнеса, вырученная сумма (возможно, после уплаты налогов) делится между бывшими партнерами в соответствии с договором о разделе прибыли.

Теперь перейдем к наиболее часто встречающимся случаям расторжения партнерства – выходу одного из партнеров из бизнеса. Причин для этого может быть множество. Я не стану их даже перечислять. Процесс этот не простой. Ведь недаром говорят, что в бизнес довольно легко войти, сложно из него выйти. А выйти одному из компаньонов нужно так, что бы оставшиеся компаньоны (один или несколько) могли продолжать бизнес.

Существует на практике несколько способов расставания с компаньоном. Я их буду приводить в порядке предпочтения.

Самый безболезненный вариант выхода партнера из бизнеса.

Самый, на мой взгляд, безболезненный для бизнеса вариант как выйти из партнерства. Оставшиеся партнеры (партнер) выкупают у выходящего из бизнеса компаньона его долю. Это могут сделать оставшиеся компаньоны за свои деньги. Они это могут сделать и за счет денег бизнеса, разделив выкупленную долю пропорционально между собой. Но не всегда это удается
сделать безболезненно. Прежде всего, непременно возникает вопрос оценки стоимости бизнеса на текущий момент и стоимости доли выходящего совладельца. Если этот вопрос упущен в договоре о партнерстве, разрулить мирно возникшую ситуацию будет очень сложно.

Чаще всего такая ситуация может быть разрешена только длительным судебным разбирательством, что наносит существенные материальные убытки обеим сторонам (да и о моральной стороне не следует забывать). Поэтому вопрос оценки стоимости бизнеса и процесс выхода одного из партнеров из бизнеса должен быть самым тщательным образом разработан и прописан на стадии подготовки к открытию бизнеса. И там же необходимо прописать, что преимущественное право покупки доли бизнеса уходящего партнера имеют его совладельцы.

Продажа доли уходящего партнера.

Если остающиеся партнеры не могут, или не хотят выкупить долю бизнеса уходящего партнера, он может ее продать человеку со стороны. Но этот вопрос так же необходимо зафиксировать в договоре о партнерстве. Продажа стороннему человеку таит в себе очень много подводных камней. Прежде всего – стоимость продаваемой доли бизнеса. Она может быть явно завышенной и, купивший эту долю, будет считать свое участие в общем бизнесе гораздо выше реального.

Поэтому стоимость продаваемой доли бизнеса непременно должна быть согласована со всеми партнерами, а не быть делом продавца и покупателя. Большую опасность для бизнеса таит в себе и возможная несовместимость приходящего в бизнес нового компаньона, с оставшимися. Редко вхождение в малый бизнес нового, практически не знакомого компаньона проходит без эксцессов. И мне кажется, что лучше всего прописать в договоре о партнерстве пункт о невозможности продавать партнерам свою долю в малом бизнесе третьему лицу без согласия на эту сделку всех партнеров. Если этого не сделать, выходящий из бизнеса партнер может провести такую сделку через суд.

Раздел бизнеса на части.

Одним из вариантов выхода одного из компаньонов из бизнеса может быть просто раздел бизнеса на две или более частей. Т.е. один бизнес разделить на два или более малых бизнесов. Этот вариант подходит далеко не для всех бизнесов. Например, если в основе бизнеса лежит производственный процесс с оборудованием, которое невозможно разделить. Или даже магазин с принадлежащим бизнесу небольшим помещением, которое даже на двоих невозможно разделить.

Обычно разделу подлежат малые бизнесы из сферы услуг. Например, два компаньона по ремонту электронной техники могут практически без ущерба разойтись, разделив приборы, инструмент и наемный персонал. Еще проще оформить развод и бизнесам, работающим в интеллектуальной сфере. Например, адвокаты, программисты могут легко разделить, при необходимости, свои бизнесы.

Что делать в случае смерти одного из партнеров.

Нельзя обойти вниманием и такой, не очень приятный, вопрос выхода из бизнеса, как свыйти из партнерства в связи со мертью одного из партнеров. В случае смерти одного из компаньонов, наследники умершего имеют права на его часть в бизнесе. Они могут воспользоваться этими правами несколькими путями. Они могут продолжать участвовать в деятельности бизнеса в соответствии с долей полученного наследства. Т.е. становятся полноправными совладельцами бизнеса. Они могут продать свою долю в бизнесе оставшимся компаньонам, как это описано в первом варианте.

Некоторые малые бизнесы предусматривают и вариант принятия решения наследниками покойного в зависимости от состояния бизнеса. Например, если бизнес находится в плохом состоянии, они могут просто отказаться от своей доли в бизнесе и не нести ответственности за его дальнейшую судьбу. Следует определить и еще один аспект этого вопроса. Наследники, как правило, наследуют финансовую составляющую бизнеса, но не наследуют право управления бизнесом. К примеру, если умерший компаньон был директором, то это не значит, что его наследник получает этот пост. Во многих странах существуют законы, регламентирующие различные аспекты наследования части бизнеса. Но не во всех странах и не на все случаи жизненных ситуаций. Поэтому в договоре о партнерстве необходимо предусмотреть и эту ситуацию. Ведь бывают случаи, когда оставшиеся компаньоны прибегают к различным уловкам, что бы уменьшить долю наследников.

Когда для выхода партнера из бизнеса следует обращаться в суд.

Следует рассмотреть и еще одну, не совсем приятную, ситуацию. Это ситуация, когда совладельцы бизнеса, не смогли прийти к согласованному решению по выходу одного из партнеров из бизнеса. Тогда рассмотрение решения как выйти из партнерства передается в суд. Через суд совладельцы могут добиваться и вывода одного из партнеров их бизнеса. Это может быть в случае, когда они считают, что пребывая в бизнесе, он приносит ему убытки или другой вред.

Как правило, судебные разбирательства идут очень долго. За это время обе стороны несут материальные потери. Судебные решения могут быть совершенно противоположны ожиданиям сторон. Поэтому этот вариант раздела бизнеса следует использовать в случае крайней необходимости. Лучше пойти на уступки друг другу и договориться между собой.

Аналитики прогнозируют, что кризис только начинается и его пик приходится на этот год. Это означает только одно – организации начнут терять прибыль и разоряться, а бизнес-партнеры будут думать как делить бизнес . Деление бизнеса между компаньонами – тяжелая процедура, если компаньоны не найдут общий язык и не поделят бизнес самостоятельно. Вопрос «как делить бизнес» остро встает, когда один из компаньонов хочет выйти из бизнеса. Но еще более остро встает вопрос, когда бизнес не приносит прибыль и имеются невыполненные контракты и долги.

Интересный факт: люди готовы заплатить своим адвокатам большую часть своей прибыли, но лишь бы не получить долю бизнеса с убытками. Это объясняется тем, что человек изначально негативно настроен на убытки. Убытки – плохо, зло, почему они должны достаться именно мне – эти и многие другие вопросы задают друг другу , когда занимаются делением бизнеса самостоятельно. Как правило, деление убытков происходит в более агрессивной обстановке с обидами и разочарованием в друг друге, чем деление прибыли.

Как делить бизнес , если миром разделить не получилось, то необходимо определиться, какой исход будет благоприятен именно для вас. У вас два варианта: свести свои потери к минимуму и отдать бизнес, либо, забрать бизнес и рассчитываться с долгами самостоятельно.

Первым делом необходимо подать исковое заявление в суд, а одновременно с этим нанимать адвоката, с которым обсудить план действий. Адвокат свяжется с вашим компаньоном, либо с его адвокатом. Необходимо сразу же определиться с количеством встреч, которые вы проведете для достижения результата. Если результат не будет получен, то дело перейдет в суд и делить бизнес будет гораздо сложнее и дольше. Интересно то, что некоторые потери с течением времени могут обернуться в некоторую прибыль, поэтому не стоит принимать резких действий.

Не оперируйте цифрами при делении бизнеса. Деление бизнеса должно происходить в процентном соотношении, как при делении прибыли, так и при делении убытков. Наилучший вариант деления бизнеса – 50 на 50, при условии, что развитие бизнеса начиналось в равных долях. Если же один из компаньонов вкладывал больше денег, сил, времени в бизнес, то, конечно же, он должен получить большую часть оставшейся прибыли. Деление бизнеса – математика на уровне 5-го класса.

Как делить бизнес – не торговаться. Торг не уместен при делении бизнеса, потому что нервы у всех на пределе и любое лишнее слово – разрыв «отношений» и переговоры зайдут в тупик, а дело перейдет в суд. Лучше доверить деление бизнеса профессионалам, которые выберет каждая сторона.

При делении бизнеса будьте вежливы и доброжелательны к своему компаньону. Найти общий язык всегда проще в спокойной обстановке. Наилучший вариант деления бизнеса – погасить все долги общими силами и , но уже с учетом сделанных ошибок. Это позволит сохранить дружбу и верного компаньона.

Платить меньше налогов - вполне понятное желание компаний. Предприимчивые бизнесмены уже придумали массу схем для минимизации налоговых платежей. Одна из них - дробление бизнеса. Естественно, налоговиков не устраивает снижение потока налоговых поступлений в бюджет. Из-за этого возникают споры, которые приходится решать в суде. Вопрос о законности дробления бизнеса уже 13 раз выносился на обсуждение Верховного суда РФ. А количество дел, рассмотренных окружными судами, приближается к двум сотням. Мы проанализировали 198 судебных разбирательств и делимся с вами своими выводами о том, когда дробление компании на несколько новых фирм приведет к доначислениям, а когда - нет.

В практике делового оборота под дроблением бизнеса подразумевается его перестройка, в результате которой компания сэкономит на налогах, например разделение одной компании на несколько посредством реорганизации, создание новых организаций или работа с зависимыми индивидуальными предпринимателями.

Такие манипуляции находятся под пристальным вниманием налоговиков. Налоговые органы уверены в том, что любое дробление бизнеса направлено на создание схемы по минимизации налогов. В результате проверяющие рассчитывают налоги исходя из всей суммы доходов, полученных зависимыми лицами, и вменяют доначисления плюс штрафные санкции материнской компании.

Если налогоплательщик не сможет обосновать экономическую сущность дробления бизнеса, суды признают доначисления правомерными. Когда у компании есть аргументы, которые доказывают, что разделение было необходимо, шансы отбиться от претензий налоговиков есть.

Давайте посмотрим, правомерность каких действий компании по оптимизации бизнеса будет сложно отстоять в судах.

Ошибка 1: разделиться, чтобы сохранить право на спецрежим

Дробление компании широко используется, чтобы не утратить право на использование такого специального режима, как упрощенная система налогообложения. Напомним, что «упрощенка» может применяться до тех пор, пока выручка не превысит 150 млн руб. Также ограничения есть по численности работников (их не должно быть больше 100 человек) и остаточной стоимости основных средств - не более 150 млн руб. (подп. 15 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Чтобы остаться в пределах этих показателей, владельцы бизнеса совершают разделение организации на несколько компаний, которые продолжают заниматься тем же видом деятельности, что и материнская компания, зачастую в том же самом помещении. Именно так произошло в деле, рассмотренном в постановлении АС Дальневосточного округа от 22.10.2015 № Ф03-4073/2015 .

Компания на упрощенной системе оказывала гостиничные услуги. Когда выручка фирмы приблизилась к пороговому значению, превышение которого повлекло бы утрату права на этот спецрежим, собственник зарегистрировал другую организацию с аналогичным видом деятельности. Он же выступил учредителем еще двух фирм, которые оказывали услуги питания клиентам отеля. Инспекция решила, что бизнес разделили только с одной целью: не выйти за предельные значения по доходу и остаться на упрощенной системе налогообложения.

В данном деле суд подтвердил необоснованное дробление и поддержал инспекцию в доначислении налогов на сумму более 32 млн руб. Доказательствами, помимо отсутствия реальной деловой цели, в том числе стали:

    оказание услуг разными фирмами в одном и том же помещении;

    отсутствие документооборота между компаниями.

Организация также может погореть на фиктивном дроблении с целью сохранения спецрежима, если налоговики обнаружат, что ее работники переведены в подконтрольные организации. Особенно если заявления на увольнение путем перевода работники написали в один день.

Инспекторы в таком случае обязательно проведут допросы сотрудников, чтобы выяснить условия перехода: сохранились ли за ними те же должность и заработная плата, обязанности, адрес места работы, руководство. И если все подтвердится, то дробление признают необоснованным.

Так, в деле, дошедшем до Верховного суда РФ(Определение от 23.01.2015 № 304-КГ14-7139), налоговики в результате контрольных мероприятий сделали вывод о том, что организация вела финансово-хозяйственную деятельность в условиях формального дробления бизнеса с целью занижения численности работников путем распределения их на несколько организаций. В результате компанией была получена необоснованная налоговая выгода посредством применения специального налогового режима. В связи с этим инспекция доначислила обществу налоги по общей системе налогообложения, начислила соответствующие суммы пеней и штрафа.

Суды поддержали вывод налоговиков. Они признали отсутствие реальной потребности в создании дополнительных взаимозависимых организаций, осуществляющих один вид деятельности, находящихся на одной территории с налогоплательщиком, не имеющих собственных производственных площадей (помещений, складов), оборудования, транспорта.

Проблемы могут возникнуть и у тех налогоплательщиков, которые желают сохранить право на применение ЕНВД. Пример - постановление АС Дальневосточного округа от 19.01.2017 № Ф03-5944/2016. В этом деле фигурантами дробления выступили два индивидуальных предпринимателя - муж и жена. Они применяли ЕНВД в отношении розничной торговли, вели одинаковые виды деятельности в одном магазине, разделенном на части.

Налоговики решили, что магазин разделили только с целью применения «вмененки». Ведь площадь зала для розничной торговли не должна быть более 150 кв. м (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но суды первой и апелляционной инстанций отказали инспекции. Они исходили из того, что недвижимость (магазин) приобретена супругами-предпринимателями в браке, а значит, они оба в равной мере вправе использовать ее для своих целей.

Кассация направила дело на новое рассмотрение в краевой арбитраж и предписала исследовать довод инспекции о формальном разделении торговой площади в магазинах. Арбитры указали, что, если в одном торговом помещении залы конструктивно или визуально разделены, но самостоятельное ведение деятельности в них не подтверждено, схема дробления будет подтверждена. Так как «самостоятельность объекта торговли определяется не только наличием признаков обособленности, но и независимостью осуществляемой в данном объекте деятельности».

Еще один пример, касающийся сохранения ЕНВД. Под обвинения в дроблении попала аптечная сеть из 14 отдельных юридических лиц, применяющих «вмененку». До того как фирмы стали самостоятельными, они входили в состав одной организации и имели статус филиалов.

Налоговики решили, что целью дробления бизнеса являлось занижение доходов путем распределения их по искусственно созданным организациям, формально осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды через применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД. Инспекция в результате проверки объединила выручку всех недавно созданных организаций и «на радостях» доначислила «главной» фирме налоги со всей этой суммы. По подсчетам налоговиков, недоплата составила почти 46 млн руб.

Суды встали на сторону компании. Но это скорее исключение из общей тенденции. Компании удалось доказать, что разделение вызвано необходимостью сохранить конкурентоспособный бизнес. Дело в том, что фармацевтическая деятельность лицензируется. Закон дает право лицензирующему органу в случае выявления нарушений приостановить деятельность компании на срок до 90 суток. Причем перечень таких нарушений довольно обширный.

Фирму не раз подвергали такому наказанию, и она несла убытки. Поэтому собственники приняли решение разделить одну компанию на несколько. Это позволило в случае проверки не приостанавливать деятельность всей организации, а продолжать работать отдельным фирмам, кроме той, которой выдали предписание о приостановлении деятельности.

Удивительно, но суд этот довод принял в качестве экономического обоснования некриминального дробления (постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-5980/2014).

Следует отметить, что ВАС РФ в постановлении Президиума от 09.04.2013 № 15570/12 указывал, что дробление обоснованно, если компания структурирует бизнес наилучшим для себя образом. Например, переводит деятельность с одной фирмы на другую, из-за лучшего снабжения последней. То есть наличие реальных экономических причин для разделения вполне может обосновать законность дробления.

Ошибка 2: совпадение учредителей и руководителей

На практике одинаковый состав собственников-управленцев всегда вызывает у налоговых органов вопросы при проверке. Налоговики и судьи не склонны верить в простые совпадения.

В уже упомянутом нами постановлении АС Дальневосточного округа от 22.10.2015 № Ф03-4073/2015 учредителем всех компаний стало одно и то же физическое лицо. Собственник также исполнял обязанности директора. Да и главбух был один на всех.

С одной стороны, такие совпадения сами по себе не являются наказуемыми. Граждане и организации вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Оно не содержит запрета на создание одним лицом нескольких организаций. Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (далее - постановление № 53), взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

С другой стороны, в совокупности с иными обстоятельствами взаимозависимость приведет к доначислениям. Если для целей налогообложения операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловлены разумными экономическими причинами (целями делового характера), то п. 6 постановления № 53 не работает, а налоговая выгода признается необоснованной (п. 3 и 7 постановления № 53).

Например, АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 07.12.2016 № Ф02-6540/2016 акцентировал внимание на том, что учредители и директора в группе компаний являлись родственниками, то есть взаимозависимыми лицами. Это убедило судей в доказанности налоговым органом схемы дробления бизнеса и, как следствие, правомерности доначисления оспариваемых сумм.

Однако, как показывает анализ арбитражной практики, одинаковый состав учредителей и директоров не всегда приводит к отрицательному для налогоплательщика судебному решению. Так, АС Дальневосточного округа в постановлении от 07.10.2015 № Ф03-4067/2015 указал, что «налоговый орган не представил доказательств влияния факта взаимозависимости на условия и экономические результаты сделок и деятельности участников хозяйственного оборота, а также необоснованного уменьшения налоговых обязательств».

В этом деле налогоплательщику удалось доказать, что юридические лица являлись самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности. Ведь каждая из компаний располагалась в разных местах, самостоятельно вела учет своих доходов, определяла объект налогообложения и налоговую базу, исчисляла обязательные платежи и представляла отчетность.

Ошибка 3: использование ИП на спецрежимах

Поводом для возникновения претензий со стороны налоговых органов могут послужить следующие действия - компания регистрирует своих работников в качестве индивидуальных предпринимателей и снабжает их продукцией для реализации. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный в постановлении АС Волго-Вятского округа от 30.06.2016 № Ф01-2276/2016.

Фирма продавала товар через индивидуальных предпринимателей на ЕНВД. По мнению налогового органа, ее деятельность сопровождалась искусственным дроблением бизнеса для формального перераспределения численности своих работников с индивидуальными предпринимателями. Напомним, что применять «вмененку» имеют право только те плательщики, у которых численность работников не превышает 100 человек в год (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Суды установили, что ООО продавало стройматериалы оптом и в розницу и было единственным поставщиком указанных индивидуальных предпринимателей. Предприниматели не имели собственных основных средств и активов, продавали товар в магазинах, принадлежащих фирме, но переданных им в аренду или субаренду. Товар к ним привозили транспортом, принадлежащим организации.

Помимо этого, для общения с банком предприниматели использовали IP-адрес директора компании, индивидуальные предприниматели были указаны в распорядительных документах фирмы в качестве структурных единиц, у которых она вправе была проводить инвентаризацию.

Все это убедило судей, что компания создала схему для минимизации налогов, и позволило вынести решение о доначислении ей 43 млн руб. налоговых платежей.

Еще один пример такого дробления. В качестве индивидуальных предпринимателей оформили работников, которые много лет трудились в компании. С ними заключили гражданско-правовые договоры, согласно которым фирма предоставила предпринимателям статус дилеров и регулярно производила поставку партий товаров (инструмента и оборудования). Предприниматели же перепродавали товар от своего имени и за свой счет. Схема аналогична предыдущей. Торговые площади принадлежали обществу и были предоставлены ИП в аренду. На вывесках размещалась информация о компании. Кроме того, выручка предпринимателей возвращалась обществу в качестве беспроцентных займов.

Суды поддержали инспекцию. Они отметили, что такая схема ведения бизнеса указывает на несамостоятельность индивидуальных предпринимателей; деятельность фактически вела сама фирма, а выручка от продажи товаров на счетах предпринимателей отражалась искусственно (Определение ВС РФ от 27.06.2016 № 301-КГ16-6290).

А теперь посмотрим, каких правил стоит придерживаться, чтобы доказать в суде правомерность действий по разделению бизнеса.

Правило 1: компании ведут разную деятельность

Отстоять право на свободное осуществление предпринимательской деятельности в той форме, в которой собственник считает необходимым, безусловно, можно. Но при наличии реальной деловой цели. Рассмотрим, какие аргументы убедят судей, что она есть.

Обосновать деловую цель можно тем, что компании осуществляют самостоятельные виды деятельности, которые не являются частью единого производственного процесса. Этот аргумент работает, даже когда все юридические лица находятся под одним управлением.

Проиллюстрируем данный вывод на примере дела, рассмотренного в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 31.01.2017 № Ф04-6830/2016. Организация занималась переработкой сельхозпродукции и применяла общий режим налогообложения. Директор учредил еще две фирмы на «упрощенке», которые закупали сырье у производителей.

Налоговики после проверки обвинили группу компаний во взаимозависимости, создании схемы дробления бизнеса с целью получения необоснованной выгоды. Но в суде налогоплательщик привел экономическое обоснование такой организационной структуры.

Ему помогли такие доказательства:

    деятельность компаний внутри группы не являлась идентичной;

    контрагенты на допросе рассказали, что не знают о взаимозависимости компаний;

    все организации зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ;

    по местонахождению компаний есть офисные помещения;

    внутри группы между фирмами заключены договоры и организован документооборот;

    контрагенты компаний не пересекались друг с другом;

    по сделкам внутри группы потери бюджета по НДС отсутствовали;

    налогоплательщик не использовал необоснованные вычеты по НДС.

Правило 2: каждая фирма имеет свое имущество

Если каждый налогоплательщик после дробления получил на баланс отдельное имущество, необходимое для уставной деятельности, это может послужить аргументом в пользу компании. Конечно, совместное использование имущества допустимо (например, если речь идет об административном здании).

Иллюстрация к изложенному - постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2014 № А81-4180/2013. Суд указал, что каждое из предприятий имеет на балансе имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, достаточную ресурсную базу и работает независимо друг от друга.

Использование одного и того же административного здания не подтверждает отсутствие самостоятельной предпринимательской деятельности. Ведь в данном деле организации группы компаний арендовали офисные помещения у третьего лица. Договоры аренды они заключали самостоятельно.

Имейте в виду, что налоговики будут оценивать стоимость имущества, полученного каждой компанией при дроблении. Перекосы говорят о необоснованности разделения. Так, например, одна компания владела зданием, которое стоило почти 700 млн руб., а после создания других юридических лиц получила долю приблизительно на 700 000 руб., что составляет 0,1% от цены недвижимости. Притом что другим фирмам передали по 15%. Это несоответствие убедило суд в «криминальном» дроблении (Определение Верховного суда РФ от 13.08.2015 № 304-КГ15-8734).

Как видим, один фактор, будь то единый состав собственников или общее имущество, не говорит о необоснованном дроблении. Суды будут оценивать совокупность обстоятельств. Не зря ФНС России дала указания территориальным налоговым органам в таких делах добывать «железобетонные» доказательства, которые бы «однозначно свидетельствовали о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды» (

Часто ли удаётся красиво разойтись с партнёром по бизнесу? Так, чтобы без скандалов, судебных разборок, взаимных оскорблений, угроз и прочей грязи? Честно говоря, мне крайне редко приходилось сталкиваться с такими ситуациями – когда предприниматели спокойно и на позитиве решали шкурные вопросы разделения их совместного бизнеса.

В чём же причина? Почему люди не могут нормально находить общий язык в таких ситуациях? К сожалению, причина здесь не одна – их очень много. Тем не менее, я более чем уверен, что при желании, можно мирно разойтись со своим партнёром и сохранить с ним хорошие отношения. Но, чтобы это получилось, следует разработать правильную стратегию поведения и учесть все нюансы. Вот об этом и пойдёт речь в данной публикации. Предлагаю перейти к делу. Итак, чтобы максимально безболезненно разделить совместный бизнес, надо учесть следующие факторы:

  • Психологический настрой. Партнёры зачастую делят свой совместный бизнес, испытывая, друг к другу откровенно негативные эмоции. Мы уже детально рассмотрели и не обнаружили среди них ни одного позитивного момента.

    А что порождает агрессия и негативные эмоции? Зачастую они порождают аналогичную ответную реакцию. А теперь скажите мне, какие отношения позволяют легче прийти к компромиссу: позитивные или враждебные?

    Кто-то сейчас может мне возразить: «Юрий, а зачем думать о позитиве, если у меня есть подписанный с партнёром ? Действуем строго в соответствии с его пунктами и плевать на позитив!»

    Знаете, друзья:

    В жизни не всё чёрное и белое – есть ещё и масса оттенков. Я к тому, что при желании можно найти способ обмануть или перехитрить.
    Безусловно, договор поможет в разделении бизнеса. Но следует понимать ещё вот что:

    Прекращение отношений с партнёром – это сложный и многовекторный процесс. А потому работать над ним надо в нескольких плоскостях. Это и договора, и психологический настрой, и постоянный анализ текущей ситуации.
    Я понимаю, что сложно скрыть своё реальное отношение к партнёру, который замечен в воровстве. Также достаточно непросто улыбаться человеку, который постоянно вставляет палки в колёса и мешает тебе вести бизнес так, как ты хочешь. Но ведь вы не плаксивая домохозяйка! Вы же предприниматель!

    Хотите максимально безболезненно разделить бизнес? Хотите спасти своё дело? Что для вас важнее: 100 раз плюнуть в лицо уже бывшему партнёру или свести к минимуму эмоциональные и финансовые потери?

    Ответив на все эти вопросы, вы поймёте, что:

    В процессе разделения бизнеса, все эмоции следует спрятать куда подальше. Только в спокойном состоянии люди способны эффективно решать сложные вопросы.

  • Конструктивный подход. Этот пункт является продолжением предыдущего. Когда я говорил о позитивном настрое, я не имел ввиду «вылизывание задницы» своему партнёру. Нет, этого делать не надо. Единственное, что следует сделать – это:

    Запереть на амбарный замок все свои негативные эмоции, а их место должны занять конструктивные мысли и предложения.
    Можете считать, что вы заключаете сделку со своим партнёром – сделку по справедливому разделению вашего совместного бизнеса. А потому, в процессе обсуждения её деталей, на повестке дня должны быть только конструктивные предложения (по делу) и гоните прочь взаимные обвинения, претензии, угрозы и т. д. Запомните:

    Только конструктивный диалог способен дать максимально эффективный результат.

  • Подготовка благоприятной почвы. Многие предприниматели просто берут и «бьют горшки» в прямом смысле слова. Вот не устраивает партнёра размер его доли, и он, вместо того, чтобы всё спокойно обдумать, начинает скандалить, конфликтовать и в результате, публично заявляет о своём выходе из бизнеса.

    А, ведь, это ошибка, друзья мои. Запомните:

    Пилить бревно удобнее, когда оно лежит в спокойном состоянии, а не тогда, когда оно раскачивается из стороны в сторону.
    Вас всё достало? Вы хотите забрать свою долю из компании? Замечательно! Только, прежде чем сделать громкое заявление, глубоко вдохните, затем – медленно выдохните, закройте глаза и успокойтесь.

    Успокоились? А теперь скажите, всё ли продумано и подготовлена ли почва для разделения бизнеса? Заблокированы ли слабые места, через которые вас может «кинуть» ваш партнёр? У вас готов пошаговый план действий по разделению компании? Нужные кадры уже успели переманить? А счета под усиленный контроль поставить? А в охрану своих людей внедрить?

    Что? Вы ещё не готовы? Ага, я понял – вы решили просто достать из ножен шашку и с криками «Ура! За Родину!» вот так вот одним махом разделить ваш совместный бизнес?

    Эх, было бы всё так просто, друзья мои. Увы, в разделении совместного бизнеса есть масса нюансов. А потому:

    Тсс! О вашем решении никто не должен знать до тех пор, пока вы не подготовите благоприятную почву для его воплощения в жизнь!
    Так что, разжимаем кулачки, расцепляем зубки и улыбаемся – время «размахивать шашкой» ещё не наступило.

  • Договаривайтесь – не доводите дело до суда. Сейчас модно судиться. Причём, иногда дело доходит до абсурда – судятся даже в ситуациях, для решения которых достаточно: по-человечески договориться, попросить прощения или просто «дать в морду». Я этого не понимаю. Людям что, делать нечего? А может, они так постигают азы юриспруденции? А может – зарабатывают себе на жизнь?

    Я не советую вам выяснять отношения со своим партнёром в суде.

    Практика показывает, что судебные разборки по разделению совместного бизнеса между предпринимателями, ведут чаще всего к лишним нервотрепкам и финансовым потерям, а также затягиваются на долгие годы, что, как правило, ведёт к полному развалу и обесцениванию предприятия.
    Если вас привлекает многолетняя судебная волокита, если вам хочется постоянно тратить немалые деньги на юристов и адвокатов, тогда задумайтесь вот над чем:

    Действительно ли вам так дорог ваш бизнес? Действительно ли вы хотите заниматься предпринимательской деятельностью? Может, надо всё бросить, поступить в «юридический», стать адвокатом и профессионально заниматься юриспруденцией?

    Поймите, важно не просто разделить совместный бизнес любой ценой. Важно ещё сделать это быстро и эффективно. И даже, если в результате разделения, вы получите меньше, чем ожидали, то вы сэкономите гораздо большее – это своё время и нервы.

Итак, друзья, подошло к концу рассмотрение темы о совместном бизнесе. Надеюсь, вы получили много полезной и интересной информации. Далее я предлагаю разобраться с тем,