Искусственная гибернация или анабиоз человека. Не работает режим гибернации

Ил-96 это первый советский пассажирский авиалайнер для дальнемагистральных рейсов имеющий широкий фюзеляж. Самолет Ил-96 был разработан конструкторским бюро имени Ильюшина в конце восмидесядых годов прошлого века на базе предыдущей машины - Ил-86 . Новый самолет отличался крыльями, которые имели большую площадь и установкой новых турбовентеляторных двигателей ПС-90А. На самолет установлено четыре таких мотора каждый тягой по 16000 кгс.

Причиной создания новых пассажирских самолетов является постоянное развитие нашего общества и увеличение желающих воспользоваться услугами авиакомпаний. Именно поэтому и был создан новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96. Главной особенностью данной модели является то, что она имеет широкий фюзеляж, что позволяет разместить еще больше пассажиров и предоставить им комфортные условия полета. С помощью использования больших самолетов авиакомпания может перевозить большее количество пассажиров за один раз, и это позволяет снизить цену на эту услугу. Эти все факторы заставили руководство СССР задуматься над созданием новой машины, которой и стал Ил-96. Он был спроектирован на базе уже существовавшего самолета Ил-86.

Где применяется пассажирский самолет Ил-96

Ил-96 является дальнемагистральным самолетом, который перевозит пассажиров. Данная модель самолета способна выполнять перелеты на большое расстояние без посадок. Основной задачей данной модели было заменить узкофюзеляжные самолеты, которые были задействованы на рейсах как в пределах страны, так и за границу. До создания новой машины Ил-96 все перевозки пассажиров осуществляли старенькие Ил-62 и Ил-86. Потребность в новой широкофюзеляжной машине росла с каждым годом, поскольку начался активный рост количества пассажиров, которые хотели воспользоваться услугами авиакомпаний. Также самолеты, которые имели широкий фюзеляж, могли предоставить более комфортные условия перелета для клиентов.

История создания Ил-96 и его модификации

К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.

Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.

Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.

Описание пассажирского самолета Ил-96

Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне.

Фюзеляж самолета Ил-96 имеет такой же диаметр, как и предыдущая модель, но длина нового Ила меньше на 5 метров, чем у старого Ил-86. Конструкторы совместно с экспертами по аэродинамике провели плодотворную работу по созданию эффективного крыла нового самолета. Была также увеличена площадь хвостового пера на случай отказа одного из двигателей, это новшество помогло бы удержать самолет в полете.

Шасси этого самолета включает в себя три основные опоры, которые располагаются позади и учитывают центры масс. Также в систему шасси включена передняя опора. Каждая задняя опора состоит из четырех колес, которые оснащены эффективными тормозными системами. Передняя опора имеет два колеса и не имеет тормозной системы. Все колеса, которые входят в систему шасси Ил-96, имеют одинаковые размеры и давление.

Отрыв от земли обеспечивают четыре двигателя модели ПС-90А. Даная модель турбовентиляторных двигателей является достаточно эффективной и экономичной. Говоря о топливной системе, нужно отметить, что она работает автоматически, но при необходимости можно управлять ею вручную. Топливо в систему поступает из 9 баков. Восемь баков расположены в крыльях, а один по центру самолета.

За счет того, что Ил-96 является двухпалубным судном, его можно использовать в двух основных вариантах: смешанном и туристском. Первым и основным вариант является туристский. Его особенностью является то, что пассажирские кресла размещены в 3 ряда по 9 мест. При использовании такого метода размещения в переднем салоне самолета может разместиться 66 человек, а в заднем салоне − 234. При смешанном варианте самолет делиться на три класса и может вместить 235 пассажиров.

Ил-96 в коммерческой эксплуатации

В коммерческую эксплуатацию данная машина поступила только летом 93 года, первый рейс был из России в США. На первых этапах использования данный агрегат проводил международные рейсы по всему земному шару, а затем начал обслуживать и перелеты в пределах нашей страны. Во внутренних перевозках он связывал города России как на дальних, так и на коротких дистанциях. В 2005-2006 годах Илы начали экспортироваться за кордон, а именно три машины были проданы Кубе, причем один из них был президентского класса. В наше время отечественные авиакомпании широко используют Ил-96 для перевозки своих пассажиров. Также некоторые компании имеют в своих ангарах грузовые модели машин.

Наиболее широко Илы в нашей стране используют две авиакомпании − это «Аэрофлот», а так же Cubana. Ил-96 имеет большое преимущество на дальних дистанциях, потому что он более просторный и комфортный для пассажиров, нежели его узкофюзеляжные аналоги. Пассажиры сами говорят о преимуществах данной модели над всеми остальными.

К сожалению, этот авиалайнер не смог достичь очень большой популярности из-за своей высокой цены и достаточно большого расхода топлива, на это также повлияли и другие экономические факторы. В начале 2009 года авиаконструкторы подняли вопрос о снятии самолета Ил-96 с серийного производства. Данная проблема возникла в основном из-за высокой конкуренции иностранных моделей пассажирских самолетов.

Интересные данные о пассажирском самолете Ил-96


    Данный пассажирский самолет стал первым воздушным судном с широким фюзеляжем, который был изготовлен на территории бывшего СССР.


    Он является одним из наиболее безопасных пассажирских самолетов на всем земном шаре, поскольку не было ни одной аварии, в которой пострадал человек.


    Были построены две модификации этого самолета под названием Ил-96-300ПУ. Он являет собой пункт управления войсками на случай ядерного удара. Также в этой модели увеличена дальность полета.


    Многим Илам дают имена. Как правило, их называют в честь известных летчиков или же космонавтов.


    Данное судно отличается своей надежностью, поскольку за все года использования этих самолетов запрет на вылет получил только один из них, а именно президентский самолет и то из-за неполадок в шасси.


    Ил-96 является первым аппаратом из всего огромного семейства Илов, которым способны управлять всего лишь три человека. Это стало возможным за счет установки в самолете новейшего бортового оборудования.


Несмотря на то, что на сегодняшний день создание пассажирских самолетов марки Ил-96 практически приостановлено, этот авиалайнер по-прежнему служит верой и правдой народу на территории нашей страны и за ее пределами.

Ил 96-Фото

Первый испытательный прототип Ил-96 поднялся в воздух в 28 сентября 1988 года. После прохождения 1200 часов летных испытаний, в декабре 1992 года Ил-96 получил сертификат о летной годности. Испытания самолета проводились в разных метеорологических условиях, с температурным разбросом от -50 до +40, и в разных климатических зонах. В самолете используется электродистанционная система управления (ЭДСУ). Имеется также и резервная механическая система управления. Информация о состояниях систем самолета и показаний полета выводиться на шесть цветных дисплея. В серийном производстве самолет Ил-96-300 находится с 1993 года. Производство серийного Ил-96-300 ведется воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО).

Ил-96 Фото салона

В 1993 году Ил-96 был модифицирован и получил обозначение Ил-96М. Данная модификация имеет удлиненный корпус, и на самолет установлены американские двигатели PW-2337 фирмы "Partt & Whitney". Данный самолет способен совершат перелет на расстояние свыше двенадцати тысяч километров, и размещать до 435 пассажирских мест.

Лучшие места салона самолета IL 96-300 — Аэрофлот

Ил 96-300 схема салона

В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. В новой модернизации был использован фюзеляж от Ил96-М. Эта модель получила обозначение Ил96-400. На этой модификации установлены турбореактивные моторы ПС-90А-1. Каждый имеет тягу больше 17000 кгс. Изменениям подверглась и авионика самолета. Дальность полета и Ил96-400 составляет тринадцать тысяч километров. А на основе уже этой модели был разработан грузовой вариант самолета - Ил96-400Т. На сегодняшний день в эксплуатации находятся модели Ил96-300 и грузовая версия Ил96-400Т. Пассажирская версия Ил96-400 в эксплуатации не находится, так как на эту версию не было заказов от авиаперевозчиков.

Характеристики Ил-96-300:


    Вес пустого: 117000 кг


    Длина: 55,35 м.


    Высота: 17,55 м.


    Размах крыльев: 57,66 м.


    Площадь крыла: 391,6 кв.м.


    Крейсерская скорость: 850 км/ч.


    Максимальная скорость: 910 км/ч


    Дальность полета: 9000 км.


    Потолок: 11500 м.


    Длина разбега: 2600 м.


    Длина пробега: 1980 м.


    Число пассажирских мест: 230-300 мест.


    Экипаж: 3 человека


ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400, как явствует из названия, - две модификации одного самолета, созданного российскими конструкторами. Вторая версия должна была стать логическим продолжением первой, но в силу целого ряда причин получилась совершенно другая машина. Самолеты различаются интерьером, техническими параметрами, летными характеристиками и... судьбой.

Изначально это были лайнеры для перевозки пассажиров, соответственно, на средние и дальние расстояния. Но сейчас 300 модель служит только в президентском отряде, а 400-я... Собственно, обо всем по порядку. Технические характеристики, особенности и фотографии модели ИЛ-96-400 мы и рассмотрим.

История

В начале 80 годов ОКБ Ильюшина разрабатывает среднемагистральный самолет, получивший имя Ил-86. Машина создавалась по принятым стандартам того времени. В отличие от более раннего 62-го и некоторых разработок Туполева, двигатели 86-го находятся на пилонах под крыльями. Это широкофюзеляжный самолет, имеющий современные (на то время) моторы и системы управления. Одно но: полностью заменить морально устаревший ИЛ-62 данная машина пока не может.

В конце 80 годов появляются данные о пассажирском самолете ИЛ-96. Эта разработка должна тоже относиться к широкофюзеляжному типу, но стать дальнемагистральной машиной. Основой нового самолета должен послужить 86, но с соответствующими поправками, касающимися скорости, объема топливных баков, и возможности длительного полета. В 1988 году проводятся первые летные испытания, а с 1993 года начинается серийное производство. В 2009 году объявлено о сворачивании производства модели, как бесперспективной. За эти годы свет увидели всего 22 (по другим данным 28) машины. Из оставшихся в эксплуатации, работает на Кубе, еще несколько модифицированных версий использует авиакомпании «Россия» для обслуживания первых лиц государства.

Модель 300

После начала серийного производства новая модель, получившая индекс 300, поступает в «Аэрофлот». За машину, способную потягаться силами с ведущими разработками "Боинга" и "Эйрбаса", коллектив разработчиков получает Государственную премию. И хотя этот самолет был дешевле, безопаснее, а по некоторым параметрам даже превосходил разработки американцев, отечественные перевозчики покупали "Боинг". При этом мотивация такой покупки порой принимала самые смехотворные формы. Например, что на "Боинге" два члена экипажа, а на ИЛе три. Или же что "Боинг" более безопасен, хотя проектные испытания нашей разработки доказывали обратное.

Подробные технические характеристики самолета ИЛ-96-300 практически повторяют версию 400, просто отметим, что наличие этого лайнера позволяло "Аэрофлоту" совершать беспересадочные полеты из Москвы в любой город обеих Америк, и при этом перевозить до 300 человек (односалонная планировка).

Рождение 400

Первым грузовиком в линейке стал ИЛ-96Т. Он родился в 1997 году в рамках российско-американского договора. Россия предоставила планер, а американцы предоставили 4 двигателя от "Пратт-Уитни" (такие же использует и бортовую авионику от Коллинза. Самолет получил немного удлиненный фюзеляж, грузовое оборудование, и даже прошел сертификацию по американским стандартам FAR25. Но в дальнейшее производство так и не вышел. Именно на его основе был впоследствии сконструирован первый 400-й. В самолете установили русскую авионику и российские же двигатели.

Модель 400

На рубеже веков разработчики выпускают лайнер, способный лететь на 500 км дальше, и при этом взять на борт уже 435 человек. Но сложная финансовая обстановка в России практически ставит крест на пассажирском самолете, однако на его основе проектируется транспортная версия. Меняются пассажирские, добавляются грузовые двери, и в 2007 году на авиасалонах демонстрируется следующая разработка воронежского предприятия — ИЛ-96-400Т. Это не новая разработка, так как летные характеристики остаются неизменными. Два года самолет простаивает, меняя хозяев, как перчатки, но в 2009 году машиной заинтересовалась российская компания «Полет», и первые три самолета отправляются к ней (два были собраны ранее 2007-го и существовали, как экспериментальные образцы). Таким образом, датой начала эксплуатации принято считать 23 апреля 2009 года. Карпов, президент «Полета», планирует довести число машин до 6 штук, но в 2013 году перевозчик признается банкротом. Воронеж собрал четвертый самолет, но он, по понятным причинам, так и не был выкуплен компанией.

Но транспортной версией заинтересовался другой покупатель — ВВС России. На сегодняшний день ходят слухи о 30 транспортных самолетах и стольких же модели 300. Официальные источники из Минобороны говорят, что программа распланирована на 10 лет, с таким расчетом, чтобы последнюю машину получить в 2024 году.

Модельный ряд

За свою непростую жизнь ИЛ-96 претерпел несколько модификаций. Кроме основных моделей — 300 и 400, было выпущено еще несколько вариантов, большинство из которых было либо переделано в другие версии, либо оставлено, как опытный образец. К их числу можно отнести:

  • ИЛ-96Т — первый прототип современной 400 модели. Единственный экземпляр из всей линейки, какое-то время носивший американское оборудование.
  • Ил-96М — второй экземпляр-прототип. Основным отличием был удлиненный фюзеляж.
  • Ил-96-300 — пассажирская модель широкофюзеляжного самолета. Почти 20 лет эти модели в ограниченном числе использовались Аэрофлотом (по неофициальным данным, на балансе компании находилось всего 6 машин).
  • ИЛ-96-400 и 400Т — соответственно пассажирская и транспортная модели самолета. Либо до 92 тонн багажа, либо свыше 400 человек.
  • ИЛ-96-400ТЗ — модель переделана из предыдущей версии. Топливозаправщиком заинтересовались ВВС России. Именно в таком варианте заказана 400 модель, для планового замещения ИЛ-78.
  • Ил-96-550 — опытный образец двухпалубного самолета. Аналог Будет ли дальнейшая разработка — пока не известно.

В список специально не включены еще несколько моделей рязряда "ПУ" (пункт управления) эти модифицированные 300 и 400 модели которые служат в отдельном отряде авиакомпании "Россия" и по международной классификации именуются как "Борт №1"

Особенности

Российский самолет ИЛ-96-400 в процессе создания получил несколько особенностей, которые выгодно отличают его от самолетов других компаний.

Самолет-топливозаправщик, заинтересовавший военных, является моделью «два в одном». размещаемые в фюзеляже, подключаются к основной топливной системе и способны вместить 62 тонны дополнительного горючего. Самолет может доставить этот запас на расстояние 3 500 км. Если необходимость в топливозаправщике отпадает, его легко переделать в обычный транспортник. Дальность полета не изменится, но груза можно принять до 92 тонн.

Вторая особенность этого лайнера касается безопасности полетов. 96-й стал единственным самолетом в мире, который способен нормально сесть даже при отказе всех 4 двигателей на борту. Такая проверка проводилась при первых испытаниях российскими летчиками-испытателями. В полете выключались все 4 двигателя, после чего самолет спокойно сажали по обычной схеме посадки.

Технические параметры

Ниже рассмотрим другие особенности и параметры самолета ИЛ-96-400. Технические характеристики транспортной версии:

  • длина — 64 м;
  • высота — 15, 7м;
  • ширина — 6,1м;
  • размах крыла — 60,1м;
  • площадь крыла — 392 кв. м;
  • взлетная масса (max) — 270 т;
  • крейсерская скорость — 850 км/час;
  • потолок — 13100 м;
  • дальность — 10000 м;

  • пассажировместимость — 435 человек (для одного класса размещения);
  • ВПП для взлета — 2600м, для посадки — 1980 м.

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Заключение

В силу целого ряда причин самолет ИЛ-96-400, разработанный изначально как дальнемагистральный лайнер, перешел на военную службу. В то же время в силу пассажирского прошлого, ВВС получают машину, которая способна выполнять несколько задач: от обычного транспортника до самолета сопровождения. Сложись ситуация иначе, эти стальные птицы летали бы по территории бывшего Союза на средние и дальние дистанции. Ведь вся линейка 96 изначально планировалась, как замена двум машинам: Ил-86 и Ил-62.

Гибернация искусственная

Гибернация искусственная (латинское hibernatio зимняя спячка) - метод фармакологического воздействия на организм, направленный на защиту и сохранение его жизнедеятельности в условиях действия чрезвычайных повреждающих факторов окружающей среды (хирургическое вмешательство, травма, ожоги, инфекционные заболевания и другое). Может быть использована как один из компонентов комбинированной анестезии, а также в комплексе мероприятий интенсивной терапии по лечению тяжелых состояний, обусловленных шоком, интоксикацией, инфекционным заболеванием и так далее.

Основоположник метода гибернации искусственной - французский патофизиолог А. Лабори. Согласно его взглядам, шок возникает вследствие срыва физиологических реакций, направленных на поддержание гомеостаза.

Вначале симптомы шока завуалированы нейроэндокринной реакцией, наиболее важным моментом которой является усиленное выделение адреналина, способствующего поддержанию кровообращения в жизненно важных органах и в первую очередь в центральной нервной системе (период компенсированного, или латентного, шока). Если действие повреждающего фактора продолжается, то после безуспешных попыток восстановить гомеостатическое равновесие во время скрытой фазы шока организм внезапно отказывается от борьбы. Возникает и нарастает атония сосудов, и наступает следующий период - фаза декомпенсированного шока, нередко завершающаяся смертью.

Все проявления реакции организма на повреждающее воздействие, по А. Лабори, можно подразделить на три группы: 1) первичный синдром повреждения (lesional syndrome) - расстройства, нарушения функции и повреждения, которые являются непосредственным результатом воздействия внешнего агента; 2) синдром реакции (reactional syndrome) - комплекс рефлекторных нейровегетативных и эндокринных реакций, возникающих как ответ организма на воздействие внешнего фактора и вызванные им повреждения; 3) вторичный синдром повреждения - нарушения и расстройства, возникающие вторично в связи с длительным существованием синдрома реакции, являющегося чисто функциональным.

Основу синдрома реакции составляет рефлекторная деятельность вегетативной нервной системы с выделением медиаторов и других биологически активных веществ (адреналина, ацетилхолина, гистамина, серотонина) и деятельность эндокринной системы, главным образом гипофиза и надпочечников. При вторичном синдроме повреждения органические изменения связаны с беспорядочностью (дисгармоничностью) некогда защитных реакций, утративших поэтому свое приспособительное значение.

Помощь организму в борьбе с грозными нарушениями физиологического равновесия может осуществляться либо за счет увеличения силы и длительности защитных реакций организма, либо достижением такого состояния, при котором интенсивность реакции будет значительно снижена, что поможет организму пережить период наибольшего внешнего воздействия и в последующем восстановить нарушенное равновесие

Ослабление реакции организма может быть достигнуто с помощью снижения обмена веществ и торможения нейроэндокринной системы, что Лабори считает одной из важнейших задач анестезии во время операции и терапевтических мер при лечении таких тяжелых состояний, как шок. По мнению А. Лабори, уровень основного обмена зависит от нейрогормональных медиаторов (адреналин, ацетилхолин и других). Адреналин повышает основной обмен, а ацетилхолин его снижает. Следовательно, всякий препарат, который тормозит освобождение адреналина и способствует действию ацетил холина, уменьшает обмен и наоборот. Этому же может способствовать гипотермия (смотри Гипотермия искусственная).

Поиски средств, обладающих подобными свойствами, завершились внедрением в клин, практику большой группы фармакологических препаратов - производных фенотиазина, получивших название нейроплегики, а вызываемое ими своеобразное состояние было названо нейроплегией. Наряду с производными фенотиазина при проведении гибернации искусственной используют также ганглиоблокирующие, антигистаминные, симпатолитические, анальгетические препараты и другие. Таким образом, основу метода гибернации искусственной составляет блокада нейровегетативных и эндокринных реакций. Существенным, но необязательным элементом гибернации искусственной является гипотермия, достигаемая физическим охлаждением больного.

Что такое гибернация, впервые стало известно еще в 70-х годах прошлого века. Метод разработан специально для того, чтобы предотвратить наступление тяжелой стадии шока, развивающейся на фоне травм и заболеваний.

Понятие искусственной гибернации ввел французский патофизиолог А. Лабори.

Что значит гибернация

Термин «гибернация» в переводе с латинского означает «зимняя спячка». Искусственная гибернация вызывается применением лекарственных препаратов, блокирующих активность нейроэндокринной системы. Проводится искусственная гибернация в условиях действия чрезвычайных повреждающих факторов с целью защиты от их воздействия организма пострадавшего. Такими повреждающими факторами являются тяжелые травмы, ожоги, инфекционные заболевания, обширный инфаркт миокарда и так далее.

А. Лабори все проявления реакции организма на тяжелое повреждение разделил на три группы синдромов:

  • первичный синдром - результат непосредственного воздействия на организм того или иного фактора;
  • синдром реакции - ответ организма на воздействие внешнего фактора; активизируется действие нейроэндокринной системы с выделением большого количества нейромедиаторов (адреналина, гистамина, серотонина), активизирующих защитные силы организма с целью компенсации повреждающего действия внешнего фактора;
  • вторичный синдром повреждения - нарушения, связанные с длительным существованием синдрома реакции - происходит истощение компенсаторных возможностей организма, организм отказывается от борьбы, кровеносные сосуды теряют сократительную способность, падает артериальное давление, наступает тяжелая стадия шока, которая приводит к гибели пострадавшего.

Для того чтобы избежать наступления тяжелой стадии шока, А. Лабори предложил вводить пострадавшего в такое состояние, при котором интенсивность синдрома реакции будет значительно снижена. Это позволит организму пережить период наибольшего внешнего воздействия и через определенный период времени восстановить нарушенного равновесие.

Как проводится гибернация

Состояния гибернации можно достичь, замедлив обменные процессы в организме и подавив нейроэндокринные реакции. А так во всех этих процессах большое значение имеет присутствие нейромедиаторов (веществ, с помощью которых передается нервное возбуждение), именно на них и оказывается основное воздействие. Так, нейромедиатор адреналин повышает обмен веществ, а нейромедиатор ацетилхолин его снижает. Поэтому для проведения гибернации необходимы лекарственные препараты, подавляющие секрецию адреналина и стимулирующие секрецию ацетилхолина. Снижению обмена веществ также способствует снижение температуры тела (искусственная гипотермия).

Достичь состояния гибернации можно при помощи лекарственных препаратов из группы нейролептиков (А. Лабори рекомендовал для этой цели аминазин) - они вызывают у человека особое состояние, получившее название нейроплегии.

Нейроплегия обеспечивает стабильное состояние покоя нейроэндокринной системе и поддержание нормального, но сниженного по интенсивности обмена веществ, несмотря на тяжесть агрессии, которой подвергается организм.

Кроме нейролептиков для проведения искусственной гибернации используются антигистаминные (подавляют выделение гистамина), симпатолитические (подавляют выделение адреналина) и обезболивающие препараты. Эти препараты вводятся в виде смесей, получивших название литических коктейлей. Взаимное потенцирование (усиление) действия компонентов коктейля позволяет применять их в небольших дозах в виде дробного, постепенного, но непрерывного введения. При длительной гибернации состав коктейлей ежедневно меняют для того, чтобы избежать привыкания.

Сон и гибернация - отличия

В состоянии гибернации глаза больного могут быть открыты, зрачки сужены, но хорошо реагируют на свет (расширяются в темноте и суживаются на свету). Кожа сухая, теплая, естественного цвета. Пульс слегка ускорен (до 90-100 ударов в минуту), артериальное давление понижено по сравнению с индивидуальной нормой пострадавшего. Если не применяется специальное охлаждение организма (искусственная гипотермия), температура тела снижается незначительно (до 36˚ и немного ниже).

Что такое гибернация, впервые стало известно в 70-х годах прошлого века. Понятие искусственной гибернации ввел французский патофизиолог А. Лабори. Метод разработан специально для того, чтобы предотвратить наступление тяжелой стадии шока, развивающейся на фоне травм и заболеваний.

Что значит гибернация

Термин «гибернация» в переводе с латинского означает «зимняя спячка». Искусственная гибернация вызывается применением лекарственных препаратов, блокирующих активность нейроэндокринной системы. Проводится искусственная гибернация в условиях действия чрезвычайных повреждающих факторов с целью защиты от их воздействия организма пострадавшего. Такими повреждающими факторами являются тяжелые травмы, ожоги, инфекционные заболевания, обширный инфаркт миокарда и так далее.

А. Лабори все проявления реакции организма на тяжелое повреждение разделил на три группы синдромов:

  • первичный синдром – результат непосредственного воздействия на организм того или иного фактора;
  • синдром реакции – ответ организма на воздействие внешнего фактора; активизируется действие нейроэндокринной системы с выделением большого количества нейромедиаторов (адреналина, гистамина, серотонина), активизирующих защитные силы организма с целью компенсации повреждающего действия внешнего фактора;
  • вторичный синдром повреждения – нарушения, связанные с длительным существованием синдрома реакции – происходит истощение компенсаторных возможностей организма, организм отказывается от борьбы, кровеносные сосуды теряют сократительную способность, падает артериальное давление, наступает тяжелая стадия шока, которая приводит к гибели пострадавшего.

Для того чтобы избежать наступления тяжелой стадии шока, А. Лабори предложил вводить пострадавшего в такое состояние, при котором интенсивность синдрома реакции будет значительно снижена. Это позволит организму пережить период наибольшего внешнего воздействия и через определенный период времени восстановить нарушенного равновесие.

Как проводится гибернация

Состояния гибернации можно достичь, замедлив обменные процессы в организме и подавив нейроэндокринные реакции. А так во всех этих процессах большое значение имеет присутствие нейромедиаторов (веществ, с помощью которых передается нервное возбуждение), именно на них и оказывается основное воздействие. Так, нейромедиатор адреналин повышает обмен веществ , а нейромедиатор ацетилхолин его снижает. Поэтому для проведения гибернации необходимы лекарственные препараты, подавляющие секрецию адреналина и стимулирующие секрецию ацетилхолина. Снижению обмена веществ также способствует снижение температуры тела (искусственная гипотермия).

Достичь состояния гибернации можно при помощи лекарственных препаратов из группы нейролептиков (А. Лабори рекомендовал для этой цели аминазин) – они вызывают у человека особое состояние, получившее название нейроплегии.

Нейроплегия обеспечивает стабильное состояние покоя нейроэндокринной системе и поддержание нормального, но сниженного по интенсивности обмена веществ, несмотря на тяжесть агрессии, которой подвергается организм.

Кроме нейролептиков для проведения искусственной гибернации используются антигистаминные (подавляют выделение гистамина), симпатолитические (подавляют выделение адреналина) и обезболивающие препараты. Эти препараты вводятся в виде смесей, получивших название литических коктейлей. Взаимное потенцирование (усиление) действия компонентов коктейля позволяет применять их в небольших дозах в виде дробного, постепенного, но непрерывного введения. При длительной гибернации состав коктейлей ежедневно меняют для того, чтобы избежать привыкания.

Сон и гибернация – отличия

В состоянии гибернации глаза больного могут быть открыты, зрачки сужены, но хорошо реагируют на свет (расширяются в темноте и суживаются на свету). Кожа сухая, теплая, естественного цвета. Пульс слегка ускорен (до 90-100 ударов в минуту), артериальное давление понижено по сравнению с индивидуальной нормой пострадавшего. Если не применяется специальное охлаждение организма (искусственная гипотермия), температура тела снижается незначительно (до 36˚ и немного ниже).