Хазарское море. Река итиль и хазарское море. История исследования Каспия

Ингода – красивейшая и своенравная река Забайкальского края длиной около 700 км. В верховьях река Ингода течет в узких, удивительно живописных ущельях с крутыми склонами. В этой части, примерно на протяжении первых 200 км от истока, река абсолютно дикая и необжитая. Русло ее изобилует порогами и скалами, вода чиста и прозрачна, а берега поросли густыми, преимущественно хвойными лесами со вкраплениями березы и осины.

Если есть желание очутиться посреди нетронутой природы, река Ингода – именно то место, которое нужно.

Далее река выходит в лесостепи, течет по обширной котловине между хребтами Черского и Яблоновым, и по ее берегам появляются дороги и села. По долине Ингоды на довольно большом участке тянется Транссибирская железнодорожная магистраль.

Река достаточно мелководна на значительной протяженности, и местами ее можно перейти едва ли не вброд. Но не стоит обольщаться, у нее крутой и своенравный характер. Хороша на Ингоде рыбалка, и знаменита эта река в первую очередь обилием раков. Ну а в тайге вокруг немало пушных зверей, водятся здесь черно-бурая и красная лисы, волк, бурый медведь и даже соболь. Можно встретить лося, кабаргу, изюбря, косулю.

А еще здешние края богаты драгоценными, полудрагоценными камнями и, конечно, минеральными источниками.

Путешествие

Как добраться. Самолетом до Читы или поездом. Далее придется добираться местным транспортом.

В Чите можно переночевать в одной из местных гостиниц и перекусить в одном из ресторанчиков с русской, европейской, японской или китайской кухней. Однако стоит приготовиться к тому, что, отправившись в путешествие к реке, можно превратиться в настоящего дикаря и вкусить все прелести жизни на природе.

Палатка, вечера у пылающего костра, ароматная уха, первозданная природа, прозрачная водная гладь и особый, насыщенный хвойными ароматами, сибирский воздух.

Туристический сезон

Отправляться в путешествие к Ингоде лучше всего в период с мая по октябрь, наиболее благоприятные месяцы – июль и август. Также будет прекрасная возможность ознакомиться еще и с обычаями местных жителей, не испорченных цивилизацией. На вопрос «Какой вы национальности?» здесь, скорее всего, ответят, «Мы – семейские». Да, в первую очередь семейские, а потом уж русские. Но люди здесь воистину русские, так как сохранили в чистоте русский язык, культуру и обычаи.

Забайкалье на территориях, прилегающих к берегам реки Ингоды, представляет собой причудливый и своеобразный край, где суровые горы, покрытые сибирской тайгой, удивительным образом сочетаются с необъятными равнинными степями. Степи Забайкалья, по сути, продолжение степей монгольских. Река Ингода поражает путешественников своей красотой.

Любопытно, что по количеству солнечных дней здешние места превосходят Москву, Ессентуки, Кисловодск и даже Ялту. За весь год здесь наберется не более 20 дней, когда небо в течение дня затянуто облаками.

Ингода

(Ангида по-бурятски, Енгинда по-тунгусски) - р. Забайкальской обл., одна из двух речных ветвей, образующих при своем соединении р. Шилку. Взяв начало на сев. склоне Забайкалья (Чокондо), в пределах Акшинского округа, И. направляется на С.В., держась Яблонного хребта до самого г. Читы, здесь она круто поворачивает на В., течет дугообразно до ст. Князе-Береговой, затем направляется на С.В. и, соединившись с р. Ононой, образует р. Шилку после 560 в. течения. В верховьях своих на протяжении 160 в. до с. Ключевского И. течет в узких, крутых и чрезвычайно живописных ущельях; русло ее наполнено порогами, шиверами и скалами. На всем этом протяжении речная долина И. недоступна, необитаема, а потому мало известна. В особенности мало доступно ущелье, в котором река пробивается сквозь Атадайский хребет. Ингода принимает большое число притоков, в особенности с лев. стороны, благодаря близкому соседству Яблонного хребта. С его высот низвергается множество рек и речек, вливающихся в протекающую у самой подошвы хребта И. Ширина последней у с. Ключевского не более 15-20 в., но затем долина р. расширяется и становится обитаемой, меженная глубина не превышает еще 4 фт.; речное ложе скалисто, а вода чрезвычайно чиста и прозрачна. Горы, еще довольно тесно сжимающие русло р., раздвигаются, начиная от с. Доронинского, затем несколько выше г. Читы ширина И. достигает уже 30 с.; далее до соединения с Ононой ширина колеблется в пределах 30-80 с. В среднем и нижнем течении глубина И. при нормальном уровне воды не превышает 10 фт., и даже ниже Маккавеевской ст., т. е. после принятия двух наибольших притоков, Аленгуя и Читы, И. во многих точках проходима вброд (верхом). Быстрота течения р. ниже г. Читы настолько значительна, что между г. Читой и Усть-Ононским поселком на каждую версту течения приходится 4,6 фт. падения, тогда как выше оно не превышает 1,2 фт. на версту. Во многих местах на И. виднеются о-ва, поросшие ивняком; летом, по спаде воды, выступают наружу отмели и обнажаются подводные скалы. В верховьях И. берега реки покрыты дремучим лесом; близ Читы речная долина расширяется, местами до 3 вер., и в половодье она почти всегда заливается водой. Сплав и отчасти судоходство возможны по И. лишь ниже г. Читы и то только в продолжение шести недель после вскрытия реки. Поэтому предназначаемые для сбыта на Амуре товары и жизненные продукты доставляются заблаговременно к г. Чите, где с открытием навигации нагружаются на баржи и плоты, сплавляемые вниз по течению, снабжая попутные гор. и сел. хлебом, лошадьми, продуктами скотоводства и мануфактурными товарами, привозимыми из Европейской России сухим путем. Распродав весь груз, продают плоты и баржи, отчасти вследствие дороговизны леса на Амуре, но главным образом потому, что гужевого движения вверх по Амуру не существует. Когда И. покрывается льдом, она служит зимним путем сообщения. Летом по И. перевозятся также и новобранцы, поступающие на службу из сибирских губ. и предназначенные для укомплектования войск Приамурского военного окр.; перевозка совершается на плотах довольно скоро - в 25 дней (от Читы до Благовещенска). В речной долине И. есть минеральные ключи, недостаточно, частью даже вовсе не исследованные. Первые известия об И. относятся к середине XVII века. В 1654 г. по И. в Шилку и Амур спускались воеводы Бекетов и Пашков. В 1735 г. спускались по И. от Читы к Нерчинску Гмелин и Миллер; они спускались на небольших плотах, потому что плаванию в лодках препятствуют здесь пороги; из последних самые значительные порог Капитан у Кручинской ст. и порог Боец ниже Воровской пади. Здесь, у Бойца, река становится опасной, стремится с шумом и пеной, причем беспрестанно бьется об узкий проход, почему порог и получил название "боец". В самой точке соединения обеих pp., И. и Онона, Миллер видел на лев. берегу соединенной реки 50 древних исторических гробниц, известных здесь под назв. маяков. Горы, образующие скаты речной долины, состоят преимущественно из гранитов, гнейсов, грюнштейнов, порфиров и слюдяных сланцев и почти повсюду покрыты густым лесом. Рыбы в И. весьма мало, но зато в ней водятся раки, не встречаемые нигде в более зап. pp. Сибири. Наиболее замечательные притоки И.: с левой стороны - Чита и Кручина, а с правой - Тура и Аленгуй.

Л. Вейнберг.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ингода" в других словарях:

    Река, лев. составл. Шилки; Читинская обл. Русск. Ингода из эвенк. ингакта река с галениковыми и песчаными берегами См. также Онон, Чита. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Река в России, в Забайкалье, левая составляющая р. Шилка. 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км2. Средний расход воды 123 м3/с. Сплавная. Ниже г. Чита малое судоходство. * * * ИНГОДА ИНГОДА, река в Забайкалье, левая составляющая р. Шилка. 708 км … Энциклопедический словарь

    Река в Забайкалье, левая составляющая р. Шилка. 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км². Средний расход воды 123 м³/с. Сплавная. Ниже г. Чита малое судоходство … Большой Энциклопедический словарь

    ИНГОДА, река в Забайкалье, левая составляющая р. Шилка. 708 км, пл. бассейна 37,2 тыс. км2. Средний расход воды 123 м3/с. Сплавная. Ниже г. Чита малое судоходство.

Длина реки — 708 км, площадь бассейна — 37,2 тыс. км². Берёт начало в хребте Хэнтэй . В верховьях течёт в узком ущелье, в среднем течении — по широкой котловине между хребтами Яблоновым и Черского , ниже впадения реки Чита прорезает хребет Черского и ряд невысоких горных хребтов, где долина её сужается. Сливаясь с Ононом , образует Шилку .

Питание главным образом дождевое. Среднегодовой расход воды у устья — 72,6 м³/сек. Замерзает в начале ноября , вскрывается в конце апреля .

На реке Ингода, при впадении реки Читы , стоит город Чита . Ниже Читы река судоходна для малотоннажных судов.

По долине реки Ингода на большом своём протяжении проходит Транссибирская магистраль .

О происхождении названия реки высказано два мнения. От бур. ангида — «река, делающая поворот вправо» (Н. С. Тяжёлов). И от эвенк. инга — «песчаная или каменистая отмель; речная коса; галька, камень» и суффикса − гда — «только одна» (Г. М. Василевич). В первых сообщениях русских землепроходцев о реке, относящихся к 1651—1652 гг., река именуется Ингедой.

В Ингоде представлены рыбы амурского ихтиологического комплекса. Преобладающие виды — гольяны (амурский, Черского, обыкновенный), обыкновенный пескарь, горчаки (сорожки), чебак (амурский язь), краснопер (амурский щукоголовый жерех), амурский сом, налим и др. Для малопроточных участков характерны конь-губарь, серебряный карась, вьюны, а для верховий и притоков — хариус, ленок, голец (из вьюновых), щиповки, бычки-подкаменщики. В XXI веке все более обычными становятся чужеродные виды — обыкновенный окунь, ротан-головешка и др. Крайне редок таймень . В прошлом известны заходы осетровых в нижнее течение (например калуги до с. Маккавеево). Довольно редки в реке раки (особенно ниже г. Чита)

Ингода - красивейшая и своенравная река Забайкальского края длиной около 700 км. В верховьях река Ингода течет в узких, удивительно живописных ущельях с крутыми склонами. В этой части, примерно на протяжении первых 200 км от истока, река абсолютно дикая и необжитая. Русло ее изобилует порогами и скалами, вода чиста и прозрачна, а берега поросли густыми, преимущественно хвойными лесами со вкраплениями березы и осины.


Если есть желание очутиться посреди нетронутой природы, река Ингода - именно то место, которое нужно.

Река достаточно мелководна на значительной протяженности, и местами ее можно перейти едва ли не вброд. Но не стоит обольщаться, у нее крутой и своенравный характер. Хороша на Ингоде рыбалка, и знаменита эта река в первую очередь обилием раков. Ну а в тайге вокруг немало пушных зверей, водятся здесь черно-бурая и красная лисы, волк, бурый медведь и даже соболь. Можно встретить лося, кабаргу, изюбря, косулю.

А еще здешние края богаты драгоценными, полудрагоценными камнями и, конечно, минеральными источниками.


Отправляться в путешествие к Ингоде лучше всего в период с мая по октябрь, наиболее благоприятные месяцы - июль и август. Также будет прекрасная возможность ознакомиться еще и с обычаями местных жителей, не испорченных цивилизацией. На вопрос «Какой вы национальности?» здесь, скорее всего, ответят, «Мы - семейские». Да, в первую очередь семейские, а потом уж русские. Но люди здесь воистину русские, так как сохранили в чистоте русский язык, культуру и обычаи.

Забайкалье на территориях, прилегающих к берегам реки Ингоды, представляет собой причудливый и своеобразный край, где суровые горы, покрытые сибирской тайгой, удивительным образом сочетаются с необъятными равнинными степями. Степи Забайкалья, по сути, продолжение степей монгольских. Река Ингода поражает путешественников своей красотой.


Как известно, у древних тюрков Стороны Света в контексте сакральной географии имели особую качественную характеристику.
Так, например, Восток в сакральной географии тюрков традиционно считается землей изобилия и счастья. Если нужно помолиться или просто взбодриться, то древний тюрок поворачивался к Солнцу - значит, на Восток.
Запад имеет прямо противоположный символический смысл. Это “страна смерти”, “мир мертвых”.
Запад это “анти-Восток”, страна “заката”, упадка, деградации, перехода из проявленного в непроявленное, из жизни в смерть, от полноты к нищете и т.д.
Запад - место, где заходит солнце, у тюрков: «баты»-батмаг, то есть «тонуть».
Известный французский лингвист Л. Базен в статье «ЧЕЛОВЕК И ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в» пишет о том, что у древних тюрков (по данным орхоно-енисейской клинописи) «регулярно упоминаются основные космические направления, в соответствии с системой ориентации, в основание которой положен восход Солнца («вперед» значит «на восток», «назад» - на запад, «направо» - значит на юг, «налево» - на север)… У тюркских народов, в отличие от монголов и тунгусо- манчжуров, бытует иная система названия сторон света, в которой передней стороной является восток, восточная сторона, а задней – запад, западная сторона, при этом юг, южная сторона находится закономерно справа, а север, северная сторона –слева. Полную аналогию этой системе ориентации мы находим в древнетюркском языке. в котором ilgaru означает ‘вперед’ и ‘на восток’, qurї;aru – ‘назад’ и ‘на запад’, bergaru – ‘направо’ и ‘на юг’, а jїr;aru – ‘налево’ и ‘на север’. В современных тюркских языках подобную же восточную ориентацию можно видеть в тофаларском и якутском языках. При этом в тофаларском языке понятия “восток” и “на восток” передаются одним и тем же словом буру;;аары (букв. ‘вперед’), а понятия “запад” и “на запад” – словом со;;аары (букв. ‘назад’). Юг обозначается словом h;;г;;рi (букв. ‘в сторону солнца’), а “север” и “на север” – словом;ара;;аары (букв. ‘в сторону тьмы’)…
В якутском языке “восток” – это илин (букв. ‘передний; передняя сторона’), а “запад” – ар;аа (букв. ‘задняя, тыльная сторона’), “север” – хоту (букв. ‘вниз по реке’), “юг” – со;уруу (букв. ‘вверх по реке’)… Таким образом, ориентацию восточную, характерную для древних тюрок и связанную, видимо, с культом восходящего Солнца. С древности человек определял примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное - по месту восхода, а западное - по месту заката солнца». (Л. Базен, ЧЕЛОВЕК И ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в.Оригинальная версия: // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986.)
Как известно, у тюрков (хунны)-дверь открывалась на восток, а у монголов-на юг (Викторова, «Монголы»)
Древнетюркские термины kunto;suq, kunto;su; ‘восток’ (букв. ‘зарождение солнца’), kunbatsiq, kunbatsi;, kunbatu; ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Этот принцип номинации сторон света сохраняется и в некоторых современных тюркских языках, например, в татарском, в котором кюнчыгыш – ‘восток’ (букв. ‘восход солнца’), кюнбатыш – ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Ср. соответственные термины казахского – к;ншы;ыс, к;нбатыс и алтайского –кyнчыгыш, кyнбадыш – языков.
Однако, древние тюрки, предки азербайджанцев, которые не покинули свою прародину на Южном Кавказе, до принятия ислама, возможно, запад обозначали словом «кара», а восток –«аг». Отсюда и название западного для них моря- «гара дениз» (Чёрное море) и «аг дениз» (Каспийское море). Об написано в книге лингвиста начала XIV в. Ибн-Муханны, известного в истории тюркологии как "Араб-филолог" тюркского происхождения. Книга Ибн-Муханны называется "Китаби тарджумани фарси ва тюрки ва моголи" (Книга-переводы с персидского, тюркского и монгольского) и написана она в качестве учебника для изучения арабами и арабоязычными персидского, тюркского и монгольского языков. По мнению русского тюрколога и монголиста Платона Михайловича Мелиоранского (1868-1906), книга написана, вероятно, в северо-западной Персии в эпоху чингизидов, а именно Хулагуидов, в начале XIV в. Если в трудах Махмуда Кашгари описывается тюркский язык в целом, то в книге Ибн-Муханны - в основном огузская группа языков. (П. М. Мелиоранский. Араб филолог о турецком языке. СПб., 1900).
Каспийское море (перс. ;;;;; ;;;, авар. Хазар ралъад, азерб. X;z;r d;nizi,. Хазар денгиз.
Современное русское название моря - новое, книжное имя вместо др.-русск. Хвалисьско;е море (Лаврентьевская летопись). Из лат. Саspium Маrе или С. реlagus от греч. ;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;;; ;;;;;;; (Страбон и др.). За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов:
Гирканское море - по названию города (ныне Горган) и провинции Гиркания.
Джурджанское море - по названию города Джурджан (ныне Горган).
Хвалынское море или Хвалисское море - древнерусское название, происходящее от названия жителей Хорезма, торговавших на Каспии - хвалисы;
Хаза;рское мо;ре - название Каспийского моря на арабском (;;; ;;;;; - Бахр аль-Хазар), персидском (;;;;; ;;; - Дарьяе Хазар), турецком (Hazar Denizi), азербайджанском (X;z;r d;nizi), туркменском (Hazar de;zi), аварском (Хазар ралъад) и крымскотатарском (Hazar de;izi) языках. Происходит от названия народа хазары, создавшего в VII-X на северо-западном побережье Каспия могущественное государство - Хазарский каганат. Гидроним впервые появился в арабских географических сочинениях IX века (Ибн Хордадбех и его последователи Ибн ал-Факих и Кудама ибн Джа"фар). Наряду с данным именем письменные источники того времени сохранили и иные формы названия Каспия, производные от народов, обитавших на его берегах. Среди них ряд локальных: Табаристанское, Делеймское, Ширванское море. Наиболее распространённым было древнее название Джурджанское море. Примечательно, что именно так Каспий назван в хазарском памятнике - письме царя Иосифа.
Вывод: Ибн Муханна донёс до нас древнетюркское название Каспийского моря-Аг Дениз.