Гласные перед нн в причастиях упражнения. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях". Страдательные причастия настоящего времени

При электризации тел выполняется закон сохранения электрического заряда . Этот закон справедлив для замкнутой системы. В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной . Если заряды частиц обозначить через q 1 , q 2 и т.д., то

q 1 + q 2 + q 3 + … + q n = const.

Основной закон электростатики – закон кулона

Если расстояние между телами во много раз больше их размеров, то ни форма, ни размеры заряженных тел существенно не влияют на взаимодействия между ними. В таком случае эти тела можно рассматривать как точечные.

Сила взаимодействия заряженных тел зависит от свойств среды между заряженными телами.

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Эту силу называют кулоновской.

|q 1 | и |q 2 | - модули зарядов тел,

r – расстояние между ними,

k – коэффициент пропорциональности.

F - сила взаимодействия

Силы взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел направлены вдоль прямой, соединяющей эти тела.

Единица электрического заряда

Единица силы тока – ампер.

Один кулон (1 Кл) – это заряд, проходящий за 1 с через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А

g [Кулон=Кл]

е=1,610 -19 Кл

-электрическая постоянная

БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ И ДЕЙСТВИЕ НА РАССТОЯНИИ

Предположение о том, что взаимодействие между удаленными друг от друга телами всегда осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке, составляет сущность теории близкодействия. Распр. с конечной скоростью.

Теория прямого действия на расстоянии непосредственно через пустоту. Согласно этой теории действие передается мгновенно на сколь угодно большие расстояния.

Обе теории являются взаимно противоположными друг другу. Согласно теории действия на расстоянии одно тело действует на другое непосредственно через пустоту и это действие передается мгновенно.

Теория близкодействия утверждает, что любое взаимодействие осуществляется с помощью промежуточных агентов и распространяется с конечной скоростью.

Существования определенного процесса в пространстве между взаимодействующими телами, который длится конечное время, - вот главное, что отличает теорию близкодействия от теории действия на расстоянии.

Согласно идее Фарадея электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них создает в окружающем пространстве электрическое поле. Поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот. По мере удаления от заряда поле ослабевает.

Электромагнитные взаимодействия должны распространятся в пространстве с конечной скоростью.

Электрическое поле существует реально, его свойства можно исследовать опытным путем, но мы не можем сказать из чего это поле состоит.

О природе электрического поля можно сказать, что поле материально; оно сущ. независимо от нас, от наших знаний о нем;

Поле обладает определенными свойствами, которые не позволяют спутать его с чем-либо другим в окружающем мире;

Главное свойство электрического поля – действие его на электрические заряды с некоторой силой;

Электрическое поле неподвижных зарядов называют электростатическим . Оно не меняется со временем. Электростатическое поле создается только электрическими зарядами. Оно существует в пространстве, окружающем эти заряды, и неразрывно с ним связано.

Напряженность электрического поля.

Отношение силы, действующей на помещенный в данную точку поля заряд, к этому заряду для каждой точки поля не зависит от заряда и может рассматриваться как характеристика поля.

Напряженность поля равна отношению силы, с которой поле действует на точечный заряд, к этому заряду.


Напряженность поля точечного заряда.

.

Модуль напряженности поля точечного заряда q o на расстоянии r от него равен:

.

Если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряженности которых и т. д., то результирующая напряженность поля в этой точке равна:

СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛ.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПОЛЯ ЗАРЯЖЕННОГО ШАРА

Электрическое поле, напряженность которого одинакова во всех точках пространства, называется однородным.

Густота силовых линий больше вблизи заряженных тел, где напряженность поля также больше.

-напряженность поля точечного заряда.

Внутри проводящего шара (r > R) напряженность поля равна нулю.

ПРОВОДНИКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ.

В проводниках имеются заряженные частицы, способные перемещаться внутри проводника под влиянием электрического поля. Заряды этих частиц называют свободными зарядами.

Электростатического поля внутри проводника нет. Весь статический заряд проводника сосредоточен на его поверхности. Заряды в проводнике могут располагаться только на его поверхности.

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность поля

Электростатикой называется раздел учения об электричестве, в котором изучаются взаимодействия и свойства систем электрических зарядов, неподвижных относительно выбранной инерциальной системы отсчёта. Существуют два рода электрических зарядов - положительные и отрицательные. Силы взаимодействия тел или частиц, обусловленные электрическими зарядами этих тел или частиц, называются электростатическими силами. Точечным электрическим зарядом называется заряженное тело, форма и размеры которого несущественны в данной задаче. Электрический заряд любой системы тел состоит из целого числа элементарных зарядов, приближённо равных 1,6·10 –19 Кл.

Закон сохранения электрического заряда

Алгебраическая сумма электрических зарядов тел или частиц, образующих электрически изолированную систему, не изменяется при любых процессах, происходящих в этой системе.

Силы электростатического взаимодействия заряженных тел подчиняются экспериментально установленному закону Кулона. Поэтому их часто называют кулоновскими силами.

Закон Кулона

Сила электрического взаимодействия двух точечных электрических зарядов, находящихся в вакууме, прямо пропорциональна произведению этих зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами и направлена вдоль прямой, соединяющей заряды (рис. 1.1).

,

где e 0 =8,85·10 -12 Ф/м - электрическая постоянная.

Всякое заряженное тело можно рассматривать как систему точечных зарядов. Поэтому электростатическая сила, с которой одно заряженное тело действует на другое, равна геометрической сумме сил, приложенных ко всем точечным электрическим зарядам второго тела со стороны каждого точечного заряда первого тела.

Взаимодействие между электрически заряженными частицами или телами, движущимися произвольным образом относительно инерциальной системы отсчёта, осуществляется посредством электромагнитного поля, которое представляет собой совокупность двух взаимосвязанных полей - электрическогои магнитного. Характерная особенность электрического поля, отличающая его от других физических полей, состоит в том, что оно действует на электрический заряд (заряженную частицу или тело) с силой, которая не зависит от скорости движения заряда. Основной количественной характеристикой электрического поля служит вектор напряжённости электрического поля, являющийся его силовой характеристикой.

Напряженность электрического поля равна силе, действующей со стороны поля на положительный единичный точечный заряд, помещённый в данную точку поля, В/м.

Сила, действующая со стороны электрического поля на помещённый в него произвольный точечный электрический заряд q : = , где - напряженность в месте нахождения заряда q для поля, искажённого этим зарядом, т.е. в общем случае, отличного от поля, которое было до внесения в него заряда q .

Урок № 21 класс: 7 дата:__________

Тема: «Гласные в причастиях перед нн»

Цель : создать условия для открытия новых знаний, составить алгоритм написания гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и научить применять его

Задачи:

- обучающие: формирование умения верно писать гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-развивающие: развитие логического мышления учащихся;

воспитательные: развитие чувства ответственности, формирование познавательного интереса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Создание проблемной ситуации.

1. Хорошо замешенное тесто - оказаться замешанным в неприятную историю.

2. Выкаченный из сарая велосипед - выкачанная из цистерны нефть.

3. Плотно завешенное окно - завешанные картинами стены.

4. Подстреленная птица - хорошо пристрелянная цель

В чем разница? (Разные суффиксы: -енн, -а+нн, -я+нн)

    Актуализация знаний.

От глаголов какого вида образуются причастия пршедшего времени? (И действительные, и страдательные - от глаголов совершенного и несовершенного вида)

От переходных или непереходных глаголов они образуются? (Страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов).

Что вы знаете о написании безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени? (Перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени пишем ту гласную, что и в глаголе прошедшего времени, от которого причастие образовано, или проверяем по инфинитиву).

Вставить пропущенные гласные (по цепочке, объясняя):

Подта...вший снег, почу...вший добычу, замет...вший нас человек, давно наскуч..вший разговор, стро...вшийся на берегу санаторий, се...вший редкие растения, беспоко...вшаяся о здоровье ребенка мать, слыш...вшаяся вдали песня.

5. Открытие новых знаний

Что же нужно знать для решения проблемы: написание гласных перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? (Условия выбора в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени гласных а, я, е перед н и нн)

Как вы думаете будет ли действовать правило написания безударной гласной перед суффиксом -вш в действительных причастиях прошедшего времени применительно к страдательным причастиям прошедшего времени?

Выполним задание письменно: Образуйте от приведенных ниже глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы и гласный, производящий основы. Отдельно собери глаголы, от которых страдательные причастия не образуются, объясни, почему (на экране слова):

(Самопроверка после открытия правильно записанных причастий, т. е.: Оглушенный, прочитанный, брошенный, купленный, окруженный, засеянный, сорванный, подаренный, нарисованный, украшенный, воспитанный

Нельзя образовать : бросать, покупать, окружать - причина в ударении, которое падает на -ать и остается неизменным в образованных от данных глаголов причастий. (Подготовленный ученик рассказывает о данном языковом явлении).

Учитель задает вопросы, проверяющие глубину освоения правила.

- Какие буквы могут писаться перед Н-НН?

- Как взаимосвязаны инфинитив и гласная перед НН и Н? Что происходит с конечной гласной основы глагола в неопределенной форме перед суффиксом - енн (ЁНН )? (Обычно отсекается, например: укрепить - курепленный).

Учащиеся самостоятельно формулируют закономерности написания гласных перед н и нн в страдательных причастиях.

Составляем алгоритм:

Причастия: -а+НН(Н), -яНН(Н) ------- от глаголов на -ать, -ять я+НН(Н)

-ЕНН(Н), ЁНН(Н)-------------- -ить, -еть

Обращаемся к учебнику «Теория», читаем §15, убеждаемся в верности собственных выводов, отвечаем на на вопросы:

1) Какие буквы пишутся перед нн и н ?

2) Почему необходимо находить форму инфинитива?

Уделяем внимание графическому обозначению орфограммы.

6. Развитие орфографических умений (Отработка умений и навыков. Формирование действий по алгоритму. Введение новых знаний в систему изученного материала).

Учимся находить слова с изученной орфограммой. Выполняем упражнение

Обозначаем условия выбора гласной перед н и нн

Делаем вывод о том, что необходимо учитывать, что страдательные причастия и настоящего, и прошедшего времени образуются только от переходных глаголов (на предыдущем уроке мы повторили данную тему)

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка, заброш_нный замок, взлеле_нный матерью, прикле_нный к стене

7. Подведение итогов. Рефлексия


- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Что на уроке вы узнали нового?

- Что вы считаете самым трудным в этой теме?
– Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Домашнее задание: упр. 121


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, формировать навык выбора необходимой орфограммы. Сделайте морфемный разбор словПоразительный, приведённый, переведённый Знакомство с новым материалом Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется а или я перед суффиксом -нн- (Если они образованы от глаголов на -ать или -ять.)В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишутся те же гласные буквы, но суффикс у них -я-.Размешать - размешанный - размешан, размешана, размешана размешаны.Засеять - засеянный - засеян, засеяна, засеяно, засеяны. Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс -енн- (-ённ-). (Если они образованы от глаголов на -еть, -ить.) В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется в этих случаях суффикс -ен-.Увидеть - увиденный - увиден, Покрасить - покрашенный - покрашен, покрашена, покрашено, покрашены. Тренировочные упражнения Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.Рассе..ны, рассаж..ны, обтес.нный, завяз..ны, расставл..нный, выкормл..на, повеш..нный, растер..нный, застро..ны, закраш..но, разве..нный. Рассеяны, рассажены, обтесанный, завязаны, расставленный, выкормлена, повешенный, растерянный, застроены, закрашено, развеянный Выпишите из текста страдательные причастия. Объясните написание гласной перед н.Долгое время знакомые Эдисона были удивлены тем, как тяжело открывается садовая калитка в его доме. Как-то один из них заметил: -Такой гений, как вы, мог бы сконструировать более совершенную калитку. -Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды. Сделайте морфемный разбор первого и третьего кратких страдательных причастий прошедшего времени. (Удивлены, соединены) С каким правилом правописания причастий мы сегодня познакомились?Что мы узнали о правописании суффиксов страдательных причастий?


Приложенные файлы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, формировать навык выбора необходимой орфограммы.

Сделайте морфемный разбор слов Поразительный, приведённый, переведённый

Знакомство с новым материалом Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется а или я перед суффиксом - нн -

(Если они образованы от глаголов на -ать или -ять.) В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишутся те же гласные буквы, но суффикс у них - я -. Размешать - размешанный - размешан, размешана, размешана размешаны. Засеять - засеянный - засеян, засеяна, засеяно, засеяны.

Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс - енн- (-ённ-).

(Если они образованы от глаголов на - еть, -ить.)

В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется в этих случаях суффикс - ен -. Увидеть - увиденный - увиден, Покрасить - покрашенный - покрашен, покрашена, покрашено, покрашены.

Тренировочные упражнения Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рассе..ны, рассаж..ны, обтес.нный, завяз..ны, расставл..нный, выкормл..на, повеш..нный, растер..нный, застро..ны, закраш..но, разве..нный.

Рассеяны, рассажены, обтесанный, завязаны, расставленный, выкормлена, повешенный, растерянный, застроены, закрашено, развеянный

Выпишите из текста страдательные причастия. Объясните написание гласной перед н. Долгое время знакомые Эдисона были удивлены тем, как тяжело открывается садовая калитка в его доме. Как-то один из них заметил: -Такой гений, как вы, мог бы сконструировать более совершенную калитку.

Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды.

Сделайте морфемный разбор первого и третьего кратких страдательных причастий прошедшего времени.

(Удивлены, соединены)

С каким правилом правописания причастий мы сегодня познакомились? Что мы узнали о правописании суффиксов страдательных причастий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И Н

Урок русского языка в 7 классе Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И НЦели: изучить орфограмму «Гласные перед нн инв причас­тиях»; понаблюдать над использованием в предложении синтакси­ческих конструк...