География. Что изучает география

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

География - это одна из древнейших наук в мире. Еще первобытные люди изучали свою местность, чертили на стенах своих пещер первые примитивные карты. Разумеется, современная наука география ставит перед собой совсем иные задачи. Какие именно? Что она изучает? И какое определение можно дать этой науке?

Определение географии: основные проблемы и трудности

Если физика учит "как", история объясняет "когда" и "почему", то география рассказывает "где". Конечно, это весьма упрощенное представление о данном предмете.

География - наука очень старая. Сам термин имеет древнегреческие корни и дословно переводится как "землеописание". Да и фундамент ее был заложен именно в античности. Первым ученым-географом называют Клавдия Птолемея, который еще во втором веке издал книгу с недвузначным названием: "География". Труд состоял из восьми томов.

Среди других ученых, которые сделали солидный вклад в развитие географии как науки, стоит выделить Герхарда Меркатора, Александра Гумбольдта, Карла Риттера, Вальтера Кристаллера, Владимира Вернадского,

Точное и единое определение географии до сих пор остается достаточно сложной задачей. Согласно одному из нескольких толкований, это система наук, изучающих различные аспекты функционирования и строения географической Существует еще одно определение географии, по которому эта наука изучает закономерности распространения любого явления по земной поверхности. А вот профессор В.П. Буданов писал о том, что хоть содержание географии определить весьма сложно, но её объектом вне всякого сомнения выступает поверхность всего земного шара.

География как наука о географической оболочке Земли

Все же главным объектом изучения выступает географическая оболочка Земли. Отечественная наука дает следующее определение данного термина. - это целостная и непрерывная оболочка планеты Земля, которая состоит из пяти структурных частей:

  • литосферы;
  • гидросферы;
  • атмосферы;
  • биосферы;
  • антропосферы.

Причем, все они находятся в тесном и постоянном взаимодействии, обмениваясь веществом, энергией и информацией.


Географическая оболочка имеет свои параметры (мощность - примерно 25-27 километров), а также обладает определенными закономерностями. Среди таковых целостность (единство компонентов и структур), ритмичность (периодичная повторяемость природных явлений), широтная зональность, высотная поясность.

Структура географической науки

Разграничение между естественными и жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разбросав отдельные её дисциплины в совершенно разные плоскости научного исследования. Таким образом, некоторые физикогеографические отрасли более тесно связаны с физикой или химией, нежели с населением, либо экономикой.


География Земли делится на две большие дисциплины.

  1. Физическая.
  2. Социальная и экономическая.

В состав первой группы входят гидрография, климатология, геоморфология, гляциология, география почв и прочие. Нетрудно догадаться, что они занимаются изучением природных объектов. Ко второй группе относится населения, урбанистика (наука о городах), страноведение и другие.

Связи с другими науками

Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин?

География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой.

Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие:

  • картография (география + геометрия);
  • топонимика (география + лингвистика);
  • историческая география (география + история);
  • почвоведение (география + химия).

Основные географические проблемы на современном этапе развития науки

Как ни странно это звучит, но одной из важнейших географических проблем является определение географии как науки. Более того, методологи и теоретики настолько увлеклись решением этой задачи, что уже возник вопрос, а существует ли такая наука вообще?


В XXI веке возросла роль прогностической функции географической науки. С помощью огромного количества аналитических и фактических данных строятся различные геомодели (климатические, геополитические, экологические и т.п.).

Главная задача географии на современном этапе - не только осознавать глубокие связи между природными явлениями и общественными процессами, но и научиться их предугадывать. Одним из важнейших разделов науки сегодня является геоурбанистика. С каждым годом растет численность городского населения в мире. Крупнейшие города планеты сталкиваются с новыми проблемами и вызовами, которые требуют немедленного и конструктивного решения.