Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»
Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.
В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.
Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» - символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.
Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Образ цветов в лирике
МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная
школа №1 им. » г. Жуков
Научный руководитель: ,
На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.
умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении: Листья облетели в саду и в лесу . Он пишет:
Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…
Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.
В первых двух строчках он использует аллитерацию , звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов: осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.
Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины - они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.
Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста - описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:
Осыпал сад свои вершины
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _
Лес обнажил своё чело
_ _ _ _/ _ _/ _ _/
Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.
Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.
Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. , используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры
– помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.
Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты
не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
(«Сентябрьская роза»)
Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное - радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения,
одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза…
Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.
При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны - счастливое пробуждение природы (« трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела» ) и предчувствие любви («необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной») . Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в
описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.
Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения:имаем атмосферу весны, "лени берёза"едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость
Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету,-
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,-
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.
Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза - символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:
Если радует утро тебя
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
Повторы придают эмоциональную насыщенность:
Если радует ….если веришь…
Хоть на миг….. хоть кого
Эту розу…
Петр Ильич Чайковский сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.
писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,-
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
Мотив красоты - ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.
Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика (гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.
Заключение.
Мир цветов - мир красоты.
учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.
Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорожденных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют людей на свадьбе и в праздники. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное - рядом, и мир прекрасен!
За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)
Список литературы:
Фет дождь - Тула: Приокское книжное издательство,1983г. Фет, поэмы - М.: Художественная литература, 1980г. Григорьев поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г. О поэтике – Литература в школе №8, 2000г.
Приложение.
Фета.
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей, весны!
Так дева в первый раз вздыхает,
О чём, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Осенняя роза.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Сентябрьская роза.
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
Расцвесть в надежде неуклонной
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!
Роза
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь,-
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветания
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета» Планирование проекта. Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета». При реализации проекта учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Критерии оценки: Приложение – файл №6 Примеры оценивания: Приложение – файл №7. Ключевые слова: лирика, образ, импрессионизм, чистое искусство.
«Жизнь Фета» - Во время крымской кампании находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Мария Петровна Боткина. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным. И снится мне, что встала из гроба Такой же, какой ты с земли отлетела.
«Фет биография» - Брейн-ринг. Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й слог? 2-й слог? 3-й слоги? Что такое звукопись? Дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, будучи студентом. Страницы биографии. Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Какие вы знаете размеры стиха? Цель урока. Афанасий Неофитович Шеншин.
«Фет и Тютчев» - Афанасий Фет и Фёдор Тютчев – певцы русской природы. Эпитет. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Олицетворение. А.А. Фет. Поэзия – великое чудо. Сравнение. Метафора. учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна. Звукопись. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Какие чувства выражают А. Фет и Ф.Тютчев в своих стихотворениях?
«Фет о любви» - Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и образованная. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь - вот и вся тематика. О, называй меня безумным!
«Поэт Фет» - В полумраке Прозрачный вьется огонек. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Ференц Лист Ferenc Liszt. Я верить не хочу! Мария Петровна Боткова. Однообразие служебных будней скрашивало только знакомство с местными помещиками. Что ж прикажете делать? Побывал Лист и в Елисаветграде, где познакомился с Марией Лазич.
Всего в теме 25 презентаций
973 0
Не секрет, что поздняя лирика окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.
В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение . Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.
Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» - символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.
Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.
«Если радует утро тебя…» Афанасий Фет
Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету, -
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, -
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.
Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»
Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.
В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.
Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» — символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.
Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.