Ф м достоевский мальчики читать краткое содержание. Мальчик у христа на елке. Случай на железной дороге

/ / / Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Листья» и Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

А. Фет и Ф. Тютчев – мастера пейзажной лирики. Картины природы для них – не только отображение окружающего мира, но и движущая сила человеческой души. Многие стихи названных поэтов посвящены осени. Эту тему раскрывают и произведения «Листья» Ф. Тютчева и «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Главное их различие в том, что в центре «Листьев» – природа, а в Фетовском произведении – человек.

А. Фет описывает ощущения лирического героя, который оказывается сам посреди леса. Он пытается понять, отчего ему «шумно, и жутко, и грустно, и весело», но не может совладать собой. Второй куплет стиха посвящен осеннему пейзажу. Природа здесь не статичная, а динамичная: «все гудет и колышется», кружится листва.

Внимание лирического героя привлекает звук из медного рога. Автор не указывает его на источник, но герой наслаждается им, видимо благодаря тому, что медный зов оживляет монотонное осеннее шуршание. Кроме того, рог подсказывает, что где-то рядом человек, который, наконец, нарушит тягучее ощущение одиночества.

В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» природа оживает в его воображении, получая возможность рассказать больше, чем может увидеть человеческий глаз. Лирическим героем выступают листья. В первом куплете они вместе с автором размышляет над «вечностью» ели. Поэт считает, что иглы ее не бывают свежими, хоть и не желтеют. Зелень ели не роскошная, а тощая. То ли дело листики, которые каждый год осыпаются золотым дождем. В первой строфе образ лирического героя полностью сливается с автором.

Следующие три строфы написаны от имени листьев. Они называют себя цветущим племенем, гостем на сучьях. Листья осенние, на что указывают их воспоминания об ушедшем лете. Для них это была прекрасная пора игр с лучиками и купания в росе. Осенью уже желтеющее «племя» наблюдает за птицами и очень хочет улететь с ними. Листики понимают, что без помощи ветров путешествовать не получится, поэтому умоляют их: «Сорвите, умчите, … Мы с вами летим».

Таким образом, природа в стихе Ф. Тютчева не просто оживает, а предстает в образе любителя приключений. Можно предположить, что под образами спящих елей, у которых нет стремления ни к чему, и под образом листьев-энтузиастов автор скрывают соответствующие человеческие натуры.

А. Фет и Ф. Тютчев создают неповторимые картины при помощи системы художественных средств. В обеих стихах используется олицетворение: «Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые что мне листы» (А. Фет); «Игрались с лучами» (А. Тютчев). Также в каждой строфе есть метафоры и эпитеты. Тропы придают строкам живости, делают их ярче.

Стих А. Фета состоит из трех катренов, а Тютчева – из четырех восьмистиший. Строки Фетовского произведения, в отличие от Тютчевского, состоят из разного количества стоп. В обеих стихах разделение на куплеты продиктовано содержанием.

Стихотворения «Листья» и «Ель рукавом мне тропинку завесила» показывают, насколько многогранные явления природы. Человек видит ту грань, которая на данный момент близка его душе.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором - в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли?.. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) - они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них - тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом - «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим!..

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Литература

Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях// Казань. Магариф, 2009.- С. 6-10.
Резвая А. Глагол в поэзии. Газета «Русский язык» №31/2001
С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский Центр ВИРО, 2006. – С. 27-117.
Валентина Х. Лингвистический анализ текста. - http://www.tutoronline.ru/blog/

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Листья.

О стихотворении Тютчева «Листья»

«Листья» . В стихотворении Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках. Они стремятся туда, в южные страны, куда дуют ветры, куда улетели их друзья-птицы. Летом листья были вместе со всей природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе. Но зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии. Тютчев сказал в этом стихотворении о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства, гармонии.

Это стихотворение, в отличие от многих стихотворений, не гимн могучей природе, а скорее жалоба на то, что лето проходит так быстро и так же быстротечна жизнь листьев.

Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью. Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о жизни человеческой, её быстротечности, её красоте и печали.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», - отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», - вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», - именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Ответы на вопросы к стихотворению Тютчева «Листья»

1. Всё стихотворение - прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой - резкие порывы ветра в кронах деревьев?

В первых трёх строфах мы слышим весёлый лепет листьев, а в последней строфе на кроны деревьев налетают резкие порывы ветра: голоса листьев становятся более резкими, убыстряются (почти во всем благодаря большенному количеству звуков С в этих строчках).

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.

1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?

«Неохотно и несмело…»: пламень белый и летучий - визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые - звук грома; смятенная земля - земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля - из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;

«С поляны коршун поднялся…»: два живых крыла - крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать - природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;

«Листья»: тощая зелень - иголки сосен и елей; легкое племя - листья; буйные ветры - сильные ветры.

Размер стиха?

Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге.

Метафоры и олицетворения?

«Их тощая зелень,Как иглы ежа.»-это сравнения.
«сосны и ели… Закутавшись, спят»,»На сучьях гостим,… играли, купались, (имеются ввиду листья)»-олицетворение.
«тощая зелень»,»На сучьях гостим»,»красное лето»,»С докучных ветвей»-это метафоры.

Вдова Красоткина 30 лет проживала на свои средства в маленьком, но очень уютном доме. Её супруг умер очень давно, около 13 лет назад, он был очень хорошим собой, добрым и опрятным человеком. Вдова недолго смогла прожить в браке, всего год. У них родился ребёнок, мальчик, назвали его Коля, именно ему она и решила посвятить свою жизнь.

Мама очень долго заботилась о своём сыне, когда же мальчик смог вырасти, она отправила его в прогимназию. Вместе с ним она очень много изучала, чтобы иметь возможность помогать ему делать уроки. Николая часто дразнили, что он маменькин сынок, но мальчик оказался очень сильным и всегда отстаивал себя. Николай учился прилежно, хорошо относился к одноклассникам, не показывал, что он умнее многих, был дружелюбным и знал, как держать себя в руках при общении с учителями. Мальчик был эмоционально сильнее мамы, и она так и не смогла подчинить его себе. Она слушалась сына, хотя и хотела, чтобы мальчик ее любил больше. Сын относился к маме с трепетом, хотя и не любил тесного контакта. Иногда Николай шалил и любил повырисовываться. Из всего того, что осталось от отца, были книги, мальчик прочитал их все, даже те, которые ему нельзя читать.


Вдова решила отвести сына к своей очень хорошей подруге. Её муж служил на станции. На ней Николай захотел испытать себя и, познакомившись с мальчишками, поспорил, что сможет пролежать под поездом в движении. Николай смог выиграть спор, но, оказавшись под поездом, его сознание его покинуло, мать очень испугалась за него, вскоре это происшествие дошло до прогимназии и все начали относиться к нему, как к отчаянному. Николая хотели исключить, но Дарданелов, который был влюблён в Красоткину, смог это предотвратить. Вдова всё же дала какую-то надежду на дальнейшие отношения. Николаю не нравилось, что Дарданеллов ухаживает за матерью, но всё же Коля к нему хорошо относился. Спустя немного времени Николай принес в дом собаку и придумал ей кличку, назвал его Перезвоном. Он с трепетом относился к питомцу и обучал его командам.


Как-то в морозный ноябрьский день, это было в выходной, Николай очень хотел погулять, но такой возможности ему не представлялось, так как взрослых дома не было, а его оставили приглядывать за маленькими детьми: сестрёнкой и братиком. Николай очень любил брата с сестрой и часто называл их ласково «пузырями». Это были дети соседки Красоткиной, её муж когда-то ее бросил.


Это случилось в день, когда служанка соседки решила рожать, её повезли на роды к Агафье, она служила маме Николая и сегодня припозднилась на рынке. Николаю очень понравились разговоры детей про то, откуда они появляются, мальчик и девочка не хотели оставаться одни, поэтому Николаю пришлось их занимать. Он показал им свою пушечку, ведь она умеет стрелять и показал свою собаку, и те трюки, которым он сумел её научить. Агафья пришла, Николай ушел и забрал Перезвона.

Скоро Коля встретился со своим другом Смуровым, он был сыном богатого чиновника. А по возрасту был младше на 2 года. Родители этого мальчика не любили Николая, так как он любил шалости, но это не мешало общаться мальчикам в тайне.


Вскоре мальчики отправились ещё к одному их другу, его звали Ильёй. Илья Снегирев сильно болел и не мог встать с кровати. Карамазов очень просил мальчиков навещать Снегирёва, ведь ему так необходимо общение в последние дни жизни. Николай был в удивлении от того, что у Карамазова итак много своих проблем, но он всё равно общается с детьми, несмотря на то что его брат недавно убил отца.


Для мальчика Карамазов был странный, но Коля очень хотел пообщаться с ним более близко, чтобы иметь возможность узнать этого человека более глубоко.


Друзья решили пойти через рынок на площади. Николай рассказал Смурову, что он хочет стать социалистом, что он считает, что общество должно быть равным. Но вскоре их разговор зашёл о том, что рано пришли морозы и граждане к этому не готовы. Пока они шли по базару, Николай разговаривал со всеми, иногда задерживался, он говорил, что прекрасно разговаривать. Он учинил не совсем большой скандал, а также запутал парня приказчика. Мальчики дошли до штабс-капитана Снегирёва. Николай сказал Смурову позвать Карамазова. Николай с большим трепетом ожидал этой встречи, молодой человек собрал все свои силы в кулак. Он не хотел, чтобы Карамазов увидел его в плохом свете. Николай решил, что он будет показывать всем своим видом независимость, но всё же он очень боялся, что из-за того, что он маленький, Карамазов даже не решится с ним разговаривать. Алексей был очень рад от того, что смог увидеть Николая.


Иногда у Илюши был бред воспоминания о друге. Он горевал, что друзья совсем его бросили. Карамазов узнал от Николая, как они познакомились с Ильёй. Он сказал, что он заметил Илью ещё тогда, когда они ходили на подготовку к обучению. Все в классе не любили маленького мальчика, но он всегда давал отпор и не подчинялся обидчикам, именно это тогда и понравилась Николаю, поэтому Илюшу он решил защищать любой ценой.


В какой-то день произошло очень неприятное событие, Николай услышал, что лакей семьи Карамазова показал Илье, как можно пошутить над собакой. Он сказал, что надо взять хлебного мякиша и засунуть туда булавочку, и всё это дать самой голодающей собаке. Мальчик дал хлебный мякиш с булавкой Жучке. Вскоре Илья понял, что наделал и посчитал, что животное умерло.


Он очень сильно чувствовал свою вину перед ней. Николай захотел проучить Илюшу и сказал, что больше никогда, ни при каких обстоятельствах не будет разговаривать с ним.


Конечно Николай хотел простить Илью спустя некоторое время. Но их одногрупники поняли, что Илюша больше не под защитой Николая. Они вновь стали издеваться над мальчиком, обзывая его отца и не давая ему прохода. Как-то раз мальчика очень сильно побили. Николай тоже присутствовал при драке, он хотел помочь Илье, но мальчик подумал, что Николай тоже смеется и запереживав в предательстве друга, ударил в его ногу ножом. У Николая потекла кровь. В этот день, уже сильно перевозбудившись, Илья прокусил палец Алексею. Спустя некоторое время он заболел. Николаю было стыдно, что он тогда не заступился за Илью, поэтому он боялся зайти, навестить его и поговорить с ним хотя бы о чём-то.


Всё время своей болезни Илья корил себя за Жучку, и считал, что это Бог наказал. Ребята во главе со Снегиревым не смогли найти собаку. Они думали, что Николай точно сможет найти, хотя он пытаться искать не собирался.


Николай очень боялся идти к Илье, поэтому он попросил Карамазова немного рассказать, кто такой отец Ильи, и кто такой штабс-капитан, и почему весь город называл его отца шутом.


Штабс-капитан очень любил сына. Алексей часто задумывался, что когда Илья умрет, отец не сможет выдержать этого и закончит жизнь самоубийством. Николай боялся, что все остальные ребята рассказали о нём очень плохо Карамазову и что много из того, что рассказали было неправдой. К примеру, он боялся, что до него донесли, как он во время перерывов играет в шумные игры. Алексей считал, что в этой игре нет ничего плохого, а также она развивает мальчишек. Коля успокоился, пообещав, что он сможет показать Илье какое-то небольшое представление. Когда Николай зашёл туда, он увидел маленькую, тесную и очень бедную комнату, в ней было очень много ребят, которые учились вместе с ним. Снегирев потихоньку заводил в комнату к Илье друзей, одного за другим, он очень надеялся, что сыну станет чуть лучше. Он заранее поговорил со всеми и все знали кто следующий пойдет в комнату. Единственный, с кем он не смог договориться, это Красоткин, так как он имел свое мнение, сам решал, когда пойдёт к больному.


Илья всё время находился в кровати, над ним были иконы, недалеко от него была его сестра, у которой не было ног и сошедшая с ума мама, которая напоминала своим поведением ребенка. Когда Илья начал болеть, Снегирев перестал пить, а мама стала пребывать в задумчивом виде. Снегирев очень старался для сына, развеселить его, поддержать или что-то другое, но когда его покидали силы, он убегал из дома и начинал рыдать очень сильно, так что его слышал весь дом. Совсем недавно очень богатая купчиха Екатерина решила помогать Снегирёвым, она давала приличные деньги, вызывала врачей.

В этот день тоже должен был приехать доктор из Москвы, именно Екатерина попросила доктора посмотреть на юношу.


Николай, увидев Илью, сильно удивился, как может болезнь изменить человека за такой короткий срок. Коля подошел и очень грозно посмотрел на Илюшу, этим взглядом он постарался напомнить Илье о том, что он сделал с Жучкой, но спустя минуту в комнату вбежал Перезвон. Илюша узнал ту собаку, которую накормил булавкой.


Коля поведал, что когда Илья накормил собаку, он сразу пошёл искать и спустя несколько дней нашёл собаку, закрыл ее у себя дома и научил разным командам, только поэтому он не мог приходить к нему.

Николай даже не представлял, что это очень сильно повлияет на умирающего мальчишку, ведь такая новость сильно его взволновала, несмотря на всё, он радовался воскрешению жучки. Николай смог показать всё, чему он научил Перезвона, а после этого он отдал Илюше свою пушечку и хорошую книгу, ведь именно для него он поменял её у одноклассника.


Маленькая пушечка очень понравилась маме и сын отдал эту игрушку. После этого Красоткин рассказал всё то, что произошло и не забыл то приключение, которое произошло с ним на базаре. Он поведал, что как-то предложил одному глупому мальчику провести тест, сможет ли гусиная шея выдержать колесо телеги. Гусь умер и все они попали на суд. Суд присудил этого гуся парню, но он должен был заплатить деньги хозяину птицы. Николая судья отпустил, но доложил в прогимназию. Скоро приехал доктор, все вышли из комнаты.


Николай всё-таки смог поговорить с Алешей Карамазовым. Это произошло в сенях, он очень старался быть взрослым и разговаривать образовано. Мальчик рассказал всё, что он думает обо всём, он даже не забыл женщин, у которых тоже должны быть права, и о боге, и его необходимости в нашем мире. Николай в свои 13 лет говорил, что Господь необходим для порядка, что если бы Иисус жил сейчас, он точно бы был революционером. Алексей долго слушал Николая. Он крайне сильно изумился столь раннему развитию ребенка, он смог прочитать о Вальтере, Белинском и запрещенной литературе. Ну разве что первый выпуск журнала.


Мальчик не читал все это, но всё же имел свое правильное мнение. Наверное, в голове у Николая было столько много мыслей и додумок из того, что он смог найти, ведь много из того, что он прочитал он даже не понимал. Карамзину стало очень печально, он понял, что этот молодой человек, только недавно начавший жизнь, сильно испорчен всем прочитанным, он понял, что мальчик самолюб, но это отличало всех гимназистов. Алексей знал, что Николай еще может измениться, только если начнёт общаться со Снегиревым. Николай сам сказал Карамазову, что его сильно тяготит самолюбие, также он сказал, что изредка у него появляется такое чувство, что весь мир не принимает его, поэтому часто страдает его мать.


Карамазов сказал что он должен слушать только себя, не смотреть на других и должен осуждать сам плохие свои поступки и что он способен на это. Он хотел сказать Коле, что его ждёт нелегкая, но прекрасная жизнь. Мальчик был в восхищении от Алексея, а также от того, что Алексей поговорил с ним как со взрослым. Он всё ещё мечтал о крепкой дружбе. В то время, когда Коля и Алексей разговаривали, доктор посмотрел Илью и сестру и маменьку. И вышел ко всем. Николай слышал, что всё, что он смог сделать, он сделал, больше ничем он помочь Илюше не может и предложил увести его в Италию и постараться вылечить там. Также он предложил Снегирёву съездить с дочерью на Кавказ, а с женой в психиатрическую клинику.

Денег у Снегирёва не было. Николай очень рассердился на этого врача, он начал разговаривать с ним грубо, да так, что Алексею пришлось приструнить мальца. Врач сильно затопал ногами и покинул дом.

Отец начал плакать, Илья понял, что скоро умрет. Он сказал отцу, что когда его не станет, он должен взять себе нового сына на воспитание. Также он попросил Колю ходить вместе с псом на могилу. После этого мальчик попытался крепко обнять отца и Николая.


Николай был обескуражен, поэтому он выбежал в сени и начал громко плакать.

Алексей попросил парня приходить как можно чаще к маленькому умирающему Илье...