Есенин все живое особой метой анализ. Анализ стихотворения есенина черная потом пропахшая выть. «Гой ты, Русь моя родная…»

> "Если надо объяснять, то не надо объяснять" (З. Гиппиус). Согласны?

Роза

Уж если ухожу - так навсегда,
До полного в толпе неузнаванья.
И приплетать не следует сюда
Законные, быть может, основанья:

Какой-нибудь отъезд или отлёт -
Не повод, чтоб закрылся узел связи.
Я просто, уходя, включила лёд
И прекратила скуки безобразье.

Не знаю ничего скушней вранья,
Но многим эта нравится работа.
Тогда я просто поступаю, как свинья,
Не узнавая где-то и кого-то.

А если на меня идут стеной,
Чтоб я платила узнаванья цену,
Сквозь эту стену я иду, как психбольной,
Который ветками шумит в ночную смену.

Мне даже и не снится никогда
Та недействительность, где были мы знакомы
До моего за вас великого стыда,
Неузнаванья после выхода из комы.

Галина

Да я знаю вам еще лучше чтобы мужчина \личный\ был по профессии психоаналитик. Никаких проблем - он их заранее предусмотрел.(F)

Роза

Написано женщиной. Юнной Мориц.

Галина

Непонимание после объяснения - согласна, тупость... Или?.. А, может, это уже месть? (md)

Галина

Умная вы женщина Роза.(F)(F)(F)

Роза

Это не ум. Это обработка информации. :-D

Галина

Галочка. Зачем все объяснять. Объяснять значит выглядеть идиотом. Как я могу объяснить что у меня нет времени на нее я очень занятый в бизнесе человек \к примеру\ и любовь - это просто слово. Нам вместе было хорошо и достаточно - есть другие женщины им тоже хочется помочь:-D

Галина

Да мы мужчины полигамны и не я виноват в том что природа меня создала таким. Ты меня любила - мне было хорошо. Но есть и другие а вдруг с другой будет лучше. Се ля ви

Роза

В ответ на полигамию есть понятие безусловной любви. Вы, мужчины, будьте полигамны, а женщины, верящие в безусловную любовь, будут продолжать Вас любить. Не моя теория. Но у Вас логический прокол, Евгений. Если полигамны, то значит возможно совмещение одновременно нескольких женщин. Если это последовательный процесс, то и женщины полигамны.

Галина

Объяснять значит выглядеть идиотом.
Умный в гору не пойдёт:-P

Галина

Да согласен полигамия не только мужская черта сексуального поведения.Полигамия является и частью женского сексуального поведения. А если любовь такая безусловная то ревности не должно быть. Значит объяснений тоже.

Марк

Последнее - изящно. Респект Evgeniy.

Галина

Марк. Добрый вечер. Как я вижу сея теория отношений очень вам близка \впрочем как и мне\. А наши оппоненты явно сникли.Не находится у них аргументов. Шерше ля фам.

Роза

Оппоненты заняты. Сбором компромата на мужчин как полигамный вид. :-D

Галина

Я думаю это занятие намного интереснее и успешнее чем мысли вслух. Ищите ищите должон быть. Из народной мудрости. Но мы вас за эти изыски наказываем. Своим громким молчанием. А то они видите ли хотят все знать. Все знать - себе во вред.

Лора

Я,например,читаю.И ни чем особенным не занята.Просто хочу резко ответить.Но думаю,что резкость не аргумент.(Пойду от греха подальше,размахивая руками..Шовинизм кругом.Мужской..Ушла.)

Продолжая разговор, начатый в комментах.

Почему я не люблю эту фразу - "Если надо объяснять, то не надо объяснять". "Например, - пишет комментатор, - если человек не понимает, почему кошку не нужно бить палкой, хоть убейся объяснять, не объяснишь" .

По умолчанию фраза эта молниеносно возносит произносящего её над тем, кому "не надо объяснять". Скажи "если надо объяснять" - и распределение ролей налицо: того, кто не понимает, назначают именно не желающим понимать (а также глупым, злобным, ленивым - нужное подставить). Главное - безнадежным. Не понимаешь, почему не нужно бить кошку палкой - иди отсюда, дядя.

Но допустим, мы коммуницируем с эмоционально недоразвитым человеком. Вокруг полно таких, глуховатых на чувства, и не говорите, что вы их не встречали. Зайти к ним можно как минимум с трех сторон:

- ты причиняешь боль кошке (да, вовсе не факт, что у него в голове есть связка между палкой и болью, и я сейчас не говорю об умственно отсталых),

- ты причиняешь боль тем, кто любит кошку ,

и еще менее очевидное:

- ты причиняешь боль тем, кто любит тебя .

Последнее уже требует расшифровки. По итогам которой, возможно, одной битой кошкой станет меньше.

Человеческое общение, друзья мои, на тридцать процентов состоит из объяснений. Из которых половина - объяснение того, что кажется нам совершенно очевидным.

Я, общаясь с близкими по духу и интеллекту людьми, моими близкими, заметьте -- то есть с теми, кто давно и хорошо меня знает, периодически натыкаюсь на ситуации полного непонимания. Это с близкими, которые уже, кажется, мысли мои должны читать (как и я их). Что уж говорить про посторонних.

Помимо того, что объяснения - налаживание нормального взаимодействия, это еще отличная тренировка гомосапиенсности. Поясню на примере. Некоторое время назад в ЖЖ был пост от молодой женщины, кажется, биолога. Она обсуждала ситуацию, когда семья с ребенком переезжает в другую страну, а у ребенка есть домашний питомец (допустим, морская свинка, не помню точно), которого тяжело и неудобно везти за границу. Оставить родственникам - не вариант. Скажите, спрашивала милая молодая умная женщина-кажется-биолог , почему бы родителям вместо всех этих хлопот не отравить бессмысленное животное, а ребенку сказать, что свинья сдохла сама? Почему нет - ведь это же так удобно!

В парадигме "если надо объяснять, то не надо объснять" ее сторонники, не дожидаясь продолжения банкета, начинают забрасывать кажется-биолога трупами дохлых свинок, тухлыми яйцами, сгнившими помидорами и прочими неароматными предметами.

Занудные люди вроде меня садятся и начинают размышлять. Итак, вот перед нами человек с математическим складом ума, бездетный и начисто лишенный сантиментов. Как объяснить, не прибегая к выражениям типа "сволочь бездушная", почему не стоит усыплять ребенкиного питомца?

Я вам ответственно заверяю, ибо проверено на себе: если вы найдете хороший ответ, следующие переговоры с любым респондентом пройдут значительно легче. В комментариях тогда подали много идей - почему "нет". Причем люди не оперировали абстрактными понятиями типа "добро", "гуманизм", "любовь" и так далее. Они говорили о практичности-непрактичности подобного подхода к свинкам и детям, о том, какие неудачные дивиденды это может принести в будущем -- и правильно делали.

Очень полезно бывает представить собеседника инопланетянином, которому вы должны объяснить без применения насилия, почему у нас, в человеческой культуре, принято то или иное. Ребенком не нужно, инопланетянином - гораздо вернее. Никакой снисходительности и чувства превосходства. Зачем старикам нужно платить пенсии? Зачем гроб с покойником нести на руках, когда можно проложить по кладбищу рельсы к каждой могиле (это реальный вопрос, который задал мне взрослый, старше меня, человек)? Почему плохо мародерствовать после боя, если вещи все равно больше не понадобятся хозяевам?

Так что - да, я сторонник того, чтобы занудно объяснять даже то, что кажется не требующим объяснения. В пяти случаях из десяти мое занудство приносит плоды.

А даже если бы и реже. Минус одна побитая кошка меня устроит.

Так же, как и минус одна дохлая морская свинья.

Мудрые мысли

(8 (20) ноября 1869, Белёв, Российская империя - 9 сентября 1945, Париж, Франция)

Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.

Цитата: 1 - 17 из 70

Блевотина войны - октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил - засек кнутом?

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.


Большинство людей не любит, боится лишнего взгляда в прошлое, особенно на себя в нем, а вдруг придется осознать свою ошибку?


Взывать к чуду - развращать волю.


Всегда чего-нибудь нет,-
Чего-нибудь слишком много…
На всё как бы есть ответ -
Но без последнего слога.

Свершится ли что - не так,
Некстати, непрочно, зыбко…
И каждый не верен знак,
В решеньи каждом - ошибка.


Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.


Грех - маломыслие и малодеянье,
Самонелюбие - самовлюбленность,
И равнодушное саморассеянье,
И успокоенная упоенность.

Грех - легкочувствие и легкодумие,
Полупроказливость - полуволненье.
Благоразумное полубезумие,
Полувнимание - полузабвенье.

Грех - жить без дерзости и без мечтания,
Не признаваемым - и не гонимым.
Не знать ни ужаса, ни упования
И быть приемлемым, но не любимым.

К стыду и гордости - равнопрезрение…
Всему покорственный привет без битвы…
Тяжеле всех грехов - Богоубьение,
Жизнь без проклятия - и без молитвы.


День конченый - не повторится.
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем.
А все-таки не повторится.


Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.


Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.


Если надо объяснять, то не надо объяснять.


Еще не было в истории примера, чтобы какой-нибудь народ так обабился, как мы. Россия - баба.


Еще не было в истории примера, чтобы какой-нибудь народ так обабился, как мы. Россия - баба. Вечноженственное: *нет, нет!*, а в сущности - уже покоряются и слушаются со смаком, с упрямством длительным, - не оторвешь.


За Дьявола Тебя молю,
Господь! И он - Твое созданье.
Я Дьявола за то люблю,
Что вижу в нем - мое страданье.

Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает...
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я,- страдает.

Когда восстанет наша плоть
В Твоем суде, для воздаянья,
О, отпусти ему, Господь,
Его безумство - за страданье.

Пожалуйста! Анализ стихотворения Есенина! Заранее спасибо.
Нужно написать о чем это стихотворение, что автор хочет сказать этим стихотворением.

Немного уже написала, но этого очень мало - В этом стихотворении Есенин пишет о своем честном взгляде на жизнь. Ему не в первый раз падать и подниматься. Во взрослой жизни ему уже не бьют по лицу, а плюют в душу. Особо на это внимание поэт не обращает.
ТОЛЬКО НЕ С ИНЕТА ПОЖАЛУЙСТА! ТАМ НЕТ НУЖНОГО!

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет".

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"

Открытый урок "Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина"

1) Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, показать своеобразие его лирики, пробудить желание глубже исследовать творчество поэта.

2) Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельного анализа текста, навыки взаимодействия в группах.

3) Воспитывать любовь к Родине, природе, поэзии.

Оборудование: презентация, оформленная различными портретами поэта, аудиозаписи песен, сборники стихотворений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Эпиграф «Всё моё творчество выросло из одного большого чувства – любви к Родине…». (С. Есенин.)

I) Орг. момент. Приветствие, сообщение темы, целей урока, настрой на работу .

II) Проверка домашнего задания по творчеству И. А. Бунина. Рассказ «Господин из Сан – Франциско».

1.Прием «Мозговой штурм»

1. Где родился И.А. Бунин?

2. В каком возрасте начинает писать стихи?

3.С кем из русских писателей в 1895 году познакомился лично?

4. Каким даром обладал И.А.Бунин?

5. В каком году пишет рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

6. Почему был выбран именно корабль «Атлантида»?

7. На какое время планировал выехать в путешествие Господин?

8.Какие места хотел посетить Господин

9. Согласны ли вы с тем, что отсутствие имени у героя- символ его внутренней бездуховности, опустошенности?

10. Как восприняли окружающие смерть Господина?

III . Новая тема. Сергей Александрович Есенин. Лирика. Открыватель 2Голубой Руси». Глубокое чувство к родному краю. К Родине.

В этом имени- слово осень

Осень, ясень, осенний цвет

Что-то есть в нем от русских песен:

Поднебесье, тихие неси

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты

Только скажут: Сергей Есенин

Всей России встают черты.

Преподаватель: Наш сегодняшний урок посвящается жизни и творчеству замечательного поэта – Сергея Есенина. Он самый популярный, самый читаемый поэт в России, хотя прожил всего 30 лет. Его невозможно представить себе пожилым человеком: он навеки остался молодым, навеки осталась живой среди людей его нежная лирика.

Преподаватель: Прежде чем мы приступим к работе над текстами стихотворений Есенина, давайте послушаем сообщения о самом поэте.

1) Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина.

1 обучающийся: С.А.Есенин родился в 1895году, 21 сентября, в селе Константиново Рязанской губернии. Село Константиново располагалось на высоком берегу реки Оки, откуда открывался красивый вид. Именно здесь зародилась любовь к родной природе, которая вдохновляла его на создание прекрасных стихотворений.

Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 г. Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола, шумели народные гулянья, так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.

2 обучающийся: Поэт называет свою семью "простой крестьянской", хотя это не совсем так. Отец поэта, Александр Никитич, жил и работал в Москве, в мясной лавке. Приезжая домой только в отпуск, он не умел ни косить, ни пахать. Понимая, что и детям землей не прожить, старался им дать образование.

Мать, Татьяна Федоровна, была неграмотна, но считалась лучшей песенницей на селе, красиво пела, знала много народных песен. Некоторое время тоже жила в Москве, работала в кондитерской фабрике.

Есенин же был отдан на воспитание деду, Федору Андреевичу Титову. Он был умным, общительным, веселым, учил внука быть сильным, чтобы его никто не поборол. "Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах", - вспоминал поэт в автобиографии. Эти воспоминания нашли отражение в его творчестве.

(1 обучающийся читает выразительно)

«Все живое особой метой »

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг.
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»

3 Обучающийся: Большое участие в воспитании племянника принимали дяди по материнской линии. Отчаянные и озорные, они сажали трехлетнего Сергея на лошадь и пускали вскачь или учили плавать, бросая как щенка в воду.

Читать научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало для него одним из любимых занятий. "Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам", - вспоминал поэт.

4 обучающийся: Ранние стихи Есенина, которые появились в 1914 году, звучат как признание в любви родной природе. Есенин рос в деревне, поэтому с ранних лет ему запали в душу народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Народное творчество укрепило песенную основу его лирики.

1-е напечатанное стихотворение Есенина - "Береза", которое появилось в январе 1914 г. в журнале "Мирок" с подписью "Аристон" (что в переводе с греческого означает "самый лучший")

(1 обучающийся читает выразительно)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Краткий комментарий к организации:

Класс делится на группы, учитывается уровень подготовки учащихся и личные интересы, что даёт учителю возможность дифференцированно подойти к обучению и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Каждая группа получает папку с заданиями (опережающими) для выполнения проекта- исследования.

Задание 1. Какие краски дарит Есенин отчему краю?

I группа. «Золотой» вопрос. Найдите «одетые в золото» есенинские строки.

Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», т.е. взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение. Особенно значим для поэта эпитет «золотой». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Есенина:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

«Закружилась листва золотая…»

Не жалею, не зову, не плачу,

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Синий плат небес.

Преподаватель: Золотой, т.е. жёлтый, но непременно с оттенком высшей ценности. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» золотой не столько цвет избы, сколько символ её ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Преподаватель: Поэт подарил своему краю золотой цвет, т.к. он символ высшей ценности и привязанности к дорогим его сердцу местам.

Задание 1. Какие цвета использует поэт в своих стихотворениях?

2 группа. Вопрос - «Цвета радуги» малой родины .

В стихах Есенина радуга - некий мост в невидимый мир, соединяющий небо и землю, реальное и чудесное. Все привыкли видеть Русь бедной, нищей, убогой, а Есенин обернул её нарядной стороной. Всё, к чему он притрагивался словом, будь то покосившаяся избёнка или сломанное дерево, становилось прекрасным. Он не просто красил, у него был какой-то свой особенный способ «крашения», дающий большой звук.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета:

Проскакал на розовом коне…

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

«Выткался на озере алый свет зари…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

«Запели тёсаные дроги…»

Лебеды и не искать следа.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, серебряный, медный; много зелёного цвета:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

Есть и белый, и чёрный, и серый цвета:

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

«Чёрная, потом пропахшая выть…»

Преподаватель: Но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Они пронизывают строки есенинских стихов. Когда поэт хочет придать синеве особую праздничную звучность, он употребляет малиновую краску, но это не просто краска, но и образ, с которым связано множество чисто русских ассоциаций: малиновый звон колоколов, мелодия песни «Калинка-малинка», малиновые меха тальянки.

Преподаватель: Среди всех цветов есть особенный, все другие краски превосходящий.

Задание 1. «Синий» вопрос. Любимый цвет поэта. Вспомните «синие» строки

3 группа. «Синий» вопрос.

Это «голубое» - стихия его простой, сотканной из музыки души. Оно расплескалось волнами в стихах. И Есенин не боится ни повторности, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не от скудости поэтической фантазии, просто потому, что не хотел бы и не мог сказать иначе.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Но всё-таки у него есть и любимые цвета – синий и голубой. Эпитет «синий» встречается в стихах Есенина более 50 раз:

Тонкий лимонный лунный свет…

«Синий туман. Снеговое раздолье…»

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали…

«Заметался пожар голубой…»

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Преподаватель: Синяя цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам, создаваемым Есениным. Лучше всего, по моему мнению, это выражено в стихотворении «Я по первому снегу бреду»:

Я по первому снегу бреду,

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

«Я по первому снегу бреду…»

Голубые и синие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосёт глаза.

«Гой ты, Русь моя родная…»

Есенинский синий цвет может быть разным: от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, до черноты.

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчётлив стук подкованных копыт…

За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

«За тёмной прядью перелесиц…»

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге…

«Я покинул родимый дом…»

Преподаватель: Я думаю, что только Есенин мог сказать: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Поэт не только увидел синь родных просторов, но и услышал её в имени Родины, в бездне пространства самого дорогого ему слова – Россия.

Вывод по заданию

1. Золотые, розовые, малиновые, синие цвета. Настроение поэта как бы опирается на цветовые детали пейзажа, а они, в свой черёд, обостряют чувство и мысль. Уберите цветопись, и стих потускнеет.

V . Закрепление новой темы.

1.Общее задания для групп.

2.Выразительное чтение и анализ стихотворения?

3.Каким настроением проникнуто это стихотворение?

4.Какую картину рисует поэт?

5.Найдите примеры цветового изображения.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

А по двору метелица

1. Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

2. Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

3. «Топи да болота…»

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

4. Выткался на озере алый цвет зари,
На бору со стонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется, на душе светло.

Знаю - выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем, в копну свежую, под соседний стог.
Зацелую, до пьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости, пересудов нет.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
Утром ты умоешься ледяной водой,
А потом не девушкой ты пойдёшь домой.

Превратишься в женщину с грустью и тоской,
И опять свидания не найдёшь со мной.
И пускай со звонами плачут глухари,
И тоска весёлая в прелестях зари.

5. «Запели тесаные дроги…»

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

6. «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

7. «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

8. Черная, потом пропахшая выть!

Черная, потом пропахшая выть!

Выйду на озеро в синюю гать,

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.


В хворосте белые веки луны.


Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты - русская боль.

9. Синий туман. Снеговое раздолье,

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.

Вот при такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я, как странник гонимый,-

Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,

Не по душе мне соболий мех.

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,

Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей,-

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас, -

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

10. « Заметался пожар голубой»

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

12. Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз.

О, лесная, дремучая муть!
О, веселье заснеженных нив.
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бёдрами ив.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа.

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Сергей
Есенин

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Чёрная, потом пропахшая выть!»

К произведениям этого непростого периода относится стихотворение «Черная, потом пропахшая выть!…», написанное в 1914 году. Стараясь запечатлеть то, что довелось видеть в детстве и юности, Есенин не стремится облагородить сюжетную линию, хотя и понимает, что светская публика ждет от него совершенно иного. Тем не менее, на свет появляются стихи, многие слова в которых утонченным московским критикам кажутся чужеродными и непонятными. Действительно, им трудно догадаться о том, что выть - это небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы. А уж понять, почему эта делянка пахнет потом, и вовсе невозможно.

Между тем, Есенин, выросший среди рязанских лугов и лесов, прекрасно осведомлен о том, каких усилий требует работа пахаря. И каким отрадным бывает отдых, когда все дневные заботы отходят на второй план. «Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнет благодать», — отмечает поэт. Природа словно бы дарит всем сельским тружениками удивительное чувство радости и умиротворения. В такие вечера нет ничего лучше, чем сидеть у костра и слушать рассказы, как это делают уставшие за день косари.

Однако не только они бодрствуют этим поздним вечером. Жизнь на селе и в его окрестностях не затихает даже ночью, и поэт с нежностью и теплотой отмечает, что «где-то вдали на кукане реки дремную песню поют рыбаки». Эта идеалистическая картина, всплывающая в воображении Есенина, настолько сильно отличается от того, что ему приходится видеть в Москве, что автор пытается хотя бы мысленно перенестись в прошлое и задержаться там подольше. Он понимает, насколько тяжел труд крестьянина, но в такие минуты готов променять свою спокойную, сытую и размеренную столичную жизнь на возможность вот так же посидеть ночью у костра или же отправиться на рыбалку. Однако этому не суждено сбыться, потому что поэт уже сделал свой выбор, оборвав последние нити, связывающие его с отчим домом.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «К другу»
  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений»
  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Радость (Любимца Кипридина.)»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «В полях (Солнца контур старинный.)»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Веселье на Руси»

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Сергей Есенин - Черная, потом пропахшая выть

Chernaya, potom propakhshaya vyt!
Kak mne tebya ne laskat, ne lyubit?

Vydu na ozero v sinyuyu gat,
K serdtsu vechernyaya lnet blagodat.

Serym veretyem stoyat shalashi,
Glukho bayukayut khlyup kamyshi.

Krasny koster okrovil tagany,
V khvoroste belye veki luny.

Tikho, na kortochkakh, v pyatnakh zari
Slushayut skaz starika kosari.

Gde-to vdali, na kukane reki,
Dremnuyu pesnyu poyut rybaki.

Olovom svetitsya luzhnaya gol.
Grustnaya pesnya, ty - russkaya bol.

Xthyfz, gjnjv ghjgf}