Ермак тимофеевич краткая. «Роду безвестного, но душой великой». Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Сражения и победы

Каждый человек при рождении получает имя. Задолго до того, как родится ребенок, родители думают о том, как они будут его называть. Почему это так важно? Конечно, имя отличает одного человека от другого. Но все-таки, давая имя ребенку, мы что-то меняем в нем. К дате рождения и биологическим особенностям, которые соединились в новом человеке по воле судьбы, мы хотим прибавить пожелание, напутствие, первый подарок - имя. Влияет ли оно на судьбу новорожденного? Даже тот, кто считает себя убежденным материалистом, не может не признать, что влияет. Поэтому люди всегда пытались понять, как именно это происходит. Этим занимались не только астрологи, но и представители других оккультных учений.

Возможно, читателя это удивит, но имена собственные давно являются предметом изучения. Ведь слово, как любой звук, имеет волновую природу и непосредственно влияет на мозг человека. Имя - это слово, которое человек слышит всю свою жизнь чаще других слов. Поэтому, естественно, оно оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, на его восприятие действительности, и даже на внешность, и как результат - на его судьбу.

Каждый гражданин имеет имя, фамилию и отчество. Имя имеет социальное значение, определяя своей формой статус человека. Обращения по имени, имени и отчеству, фамилии показывают разные роли человека в обществе и отражают различное отношение к нему. Каждая форма звучит по-разному и имеет свой оттенок смысла. Обо всем этом, и не только, стоит серьезно задуматься родителям, которые выбирают имя для своего ребенка.

В этой книге вы найдете много полезных сведений, которые помогут вам выбрать имя своему ребенку. Если вам свойственно материалистическое восприятие мира - вы можете выбрать имя, исходя из его исторических корней, благозвучия и воздействия на восприятие. Если вы верите в астрологию и нумерологию - вы сможете выбрать имя, пользуясь рекомендациями наиболее известных астрологов. Верующие смогут воспользоваться календарем именин и выбрать имя, пользуясь Святцами.

Читатель узнает об именах в других культурах, истории их возникновения и их необыкновенном родстве. Прочитав книгу, вы поймете, насколько люди разных культур близки друг к другу, насколько переплетены были судьбы всех людей и их имена в человеческой истории. Безусловно, это позволит вам сделать удачный выбор и преподнести своему ребенку достойный подарок.

В книге содержится и немало практических сведений, например, как сменить имя и фамилию, как имена звучат на разных языках. Она может пригодиться не только для того, чтобы выбрать имя ребенку, но вполне может стать увлекательным и полезным чтением абсолютно для всех.

Судьба и имя

История возникновения имен

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280-208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» - человек, «онима» - имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени - близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя - это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно - ведь боги эллинов, жили совсем близко - на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор - победитель, Максим - величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан - увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, - его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть - значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Разные имена - похожие корни

Почти все личные имена, которые мы давно привыкли считать русскими, были принесены христианством на Русь через Византию, которая собрала лучшие имена из своего языка, а также иноязычные имена и канонизировала их, то есть официально узаконила, сделав именами церковными. Поэтому они имеют греческое, латинское, древнееврейское происхождение, изредка можно встретить имена, принадлежащие некоторым другим восточным языкам, например, сирийские, египетские. Это же можно сказать и о многих других народах. Именно поэтому прослеживается соответствие имен в разных языках: русское - Иван, польское - Ян, французское - Жан, английское - Джон, немецкое - Иоганн; русское - Михаил, французское - Мишель, польское - Михал; русское - Ольга, немецкое - Хельга; русское - Павел, французское - Поль, немецкое - Пауль и т. д. При переходе имен из других языков утратилось их первоначальное значение (ведь все они произошли от нарицательных существительных), и они становились уже только именами собственными.

Интересно, что разные народы выбирали для наименования разные по значению корни. Так, у славян преобладают компоненты: «добр», «свят», «свет», «слав», «расти», «мир», «мил», «рад», «люб», у греков и римлян - слова, подчеркивающие в человеке нравственные качества. Евреи же и арабы предпочитали подчеркивать в именах отрешенность от земных благ и обращение к богу.

Многие имена, звучащие по-разному, имеют одинаковое значение. Например:

Никита, Никон (греч.), Виктор, Виктория (лат.) - победитель.

Федор, Дорофей (греч.) - дар божий.

Георгий, Юрий, Егор (греч.) - земледелец.

Олег, Ольга (сканд.) - святой.

Кирилл (греч.) - господин, Мария (арам.) - госпожа.

Альбина, Клара (лат.) - белая.

Иван, Жанна, Янина (др.евр.), Элиза (др.герм.) - милость божья.

Марина (лат.), Пелагея (греч.) - морская.

Зоя (греч.), Виталия, Ева, Виталий (лат.) - жизнь.

Феликс, Беатрис, Беата (лат.) - счастливый.

Однако наблюдается и обратная ситуация: большое количество имен в русском именослове имеют похожее звучание, но совершенно разное значение. Такие имена не следует путать, поскольку они несут в себе разную информацию.

Например:

Еразм (греч.) - возлюбленный; Ераст (греч.) - любящий; Филипп (греч.) - любящий коней.

Валентин (лат.) - сильный; Валерий (лат.) - бодрый, крепкий.

Вит (лат.) - побежденный; Виталий (лат.) - жизненный; Витольд (др.-герм.) - лесной властитель.

Вероника (греч.) - несущая победу, (лат.) - истинное, подлинное изображение; Ника (греч.) - победа.

Традиции наречения

Упорядочение славянских имен началось с составления церковных списков - Святцев и Миней. По решению Папы Григория называть разрешалось лишь именами, узаконенными религией, или каноническими, записанными в этих книгах. Все остальные имена были названы языческими. Канонические имена включались в гражданские и церковные календари. Одни и те же имена приходились в календарях на одни и те же числа, связанные с почитанием того или иного святого. Христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение этой религии. Кроме того, эти же имена принадлежали и представителям тех народов, из языка которых они были заимствованы. Поэтому сейчас данные имена не воспринимаются нами как церковные. Ребенка нарекали именем святого, чье имя значилось в Святцах на день крестин ребенка. Нередко это были и очень неблагозвучные имена, но родители не могли идти против воли церкви. Правда, родители младенца из обеспеченных семей или принадлежащих к высшему сословию обладали некоторой привилегией - они могли выбирать имя, не согласовывая его с церковным календарем, но, тем не менее, это имя должно было содержаться в Святцах.

В истории имени существовали и другие системы именования. Например, имена папуасов, данные им при рождении, принято было менять на другие, когда ребенок вырастал и превращался в девушку или юношу. Представители северных народов считали, что ребенка надо обязательно назвать в первые три дня после его рождения, поскольку три дня спустя имя будет подсказано ему нечистой силой, что, конечно же, не может принести ему счастья. У других народов Севера позволялось называть ребенка только после того, как будет изготовлена колыбель для него. Делать ее до рождения считалось плохой приметой - ребенок мог родиться мертвым или недолго прожить, но без имени ребенок не допускался в свое первое жилище. У африканских племен система именования еще интереснее. Считалось, что в новорожденного переселяется душа умершего родственника, поэтому важно было определить, чья именно душа пожелала родиться второй раз, чтобы дать ее имя ребенку. Этим занимались шаманы.

Нельзя не заметить, что все это присуще и славянским именам. То же изменение имени - от уменьшительного к имени-отчеству, тот же обычай называть ребенка в честь ушедших родственников и предостережение от наречения именами живущих родителей.

Сейчас у нас не возникает вопрос о том, кто будет называть ребенка. Обычно это делают родители. Они выбирают имя по своему вкусу, иногда дают имя в честь бабушки, дедушки или какого-либо другого уважаемого и любимого родственника. Но в истории имени можно найти свидетельства о том, кто выбирал имя у разных народов, и это не всегда были родители. Нередко люди считали, что наилучшее имя ребенку может дать только незнакомый, чужой человек. Он выбирает имя объективно, и поэтому ребенок должен быть счастливым. Незнакомца, дающего имя ребенку, окружали почетом, очень щедро угощали, награждали подарками. Он исполнял роль крестного, который каждый год в день рождения должен был преподносить ребенку подарки, а в день его свадьбы должен был подарить ружье или лошадь, которые считались очень ценными подарками. В некоторых нигерийских племенах имя ребенку выбирала вся деревня.

Племена, населяющие Новую Зеландию, дают ребенку то имя, на которое он чихнет. Вот как это происходит: сначала отец перечисляет качества, которые желает видеть в своем ребенке, затем он сопровождает свои слова песней, в которой называет имена, одно из которых новорожденный должен выбрать для себя. Ребенок получает то имя, при произнесении которого он чихнет. Интересно, что иногда этого чихания дожидались около суток. А что делать, если таков обычай?

Социальная роль имени огромна, и в истории развития имен причудливо переплетаются традиции, которые отражают отношение людей между собой, с государством и с Богом. Поскольку людские сообщества увеличивались, одного имени для идентификации становилось недостаточно. Из этого положения выходили по-разному. У православных укоренилась традиция отчества. У католиков можно было встретить целые гирлянды имен. Так, в Испании XVIII века каждый дворянин имел право на 6 имен, родовитые вельможи могли иметь 12 имен, а уж самые высокопоставленные особы имели неограниченное количество имен. Каждое имя было именем небесного защитника, чем больше человек имел имен, тем больше защитников у него было. Но за каждое имя приходилось платить церкви, которая давала эти имена. Поэтому бедняки не могли позволить себе такую роскошь и пользовались всего лишь одним-двумя именами. Знать же демонстрировала шлейф своих имен как показатель состояния. Традиция эта осталась, но столь длинные имена встречаются сегодня редко. В ряде испаноязычных стран имя человека стоит посередине между именами матери и отца, а у иудеев имеет значение лишь имя матери.

Необычной традиции придерживаются индейцы племени квакутл - если представитель их племени берет у кого-либо в долг деньги, то он должен оставить в залог свое имя. Пока он не вернет долг, он не имеет права носить свое имя. К нему никак не обращаются или же используют в качестве обращения жесты и звуки. Не правда ли, это говорит о большом уважении к имени?

Значение и толкование имен

Каждое имя, пришедшее к нам из других языков, или же имеющее исконно русское происхождение, образовано от определенного слова и имеет свое значение. Но сегодня это значение настолько стерлось, что мы уже не проводим параллель между именем и его значением. Имя, в отличие от любого другого слова, не обозначает какой-то предмет, а называет конкретного человека, причем вследствие повторяемости одного имени его бывает часто недостаточно, чтобы отделить одного человека от другого, для этого еще надо знать отчество и фамилию.

В настоящее время ученые-антропонимисты на основе проведенных исследований пытаются сформулировать психологическую характеристику носителя определенного имени. Согласно этой теории, каждое имя имеет свои определенные признаки (ведь неслучайно у имени есть значение), которые формируют характер своего владельца. Эта теория имеет большой успех, поскольку на практике доказано, что действительно каждое имя откладывает на человека определенный отпечаток, вследствие чего у него формируются те или иные черты характера. Были проведены антропонимические исследования, в ходе которых было обнаружено, что носители одного и того же имени имеют общие особенности характера, а нередко большинство владельцев одного имени даже имеют сходную внешность. Речь, конечно же, идет о типе внешности, а не о конкретных чертах.

Кроме того, выбирая имя, следует задуматься о соответствии звуковой характеристики имени фамилии и отчеству. Доказано, что чем гармоничнее имя человека, тем гармоничнее будет его внутренний мир, а следовательно, тем удачливее и счастливее он будет.

Философ А. Ф. Лосев об именах писал: «Разыскивая в языках соответствующий термин для имени, я не могу найти ничего лучшего, как термин «магия». Под магией обычно понимается как раз эта смысловая заряженность некоей идеи, которая, будучи актуально выражена и направлена в данном направлении, разряжается в виде крупных событий в данной области действительности. В символе нет актуальной направленности смысла; в имени же он есть. Имя всегда откуда-то исходит и куда-то направляется, в то время как символ просто дается как бытие статическое. Поэтому введение момента магии в диалектическую формулу имени является ее существенным дополнением. Имя есть символ личностный и энергийный, или - энергийно-личностный символ. Эта формула, однако, ярче выражает свою сущность, если мы скажем, что имя есть магически-мифический символ».

Возможно, с этим связана существующая легенда о том, как однажды Александр Великий заметил среди солдат своей армии человека, который всегда убегал с поля боя. Узнав, что того тоже зовут Александром, он сказал ему: «Или будь храбрым в сражениях, или перемени имя, чтобы меня с тобой не путали».

Интересно, что существует мода на имена. В определенный период времени становится модным одно имя или группа имен. Это может быть связано с героями книг, кинофильмов, популярных в это время, с именами известных людей, артистов и т. д. Но не стоит увлекаться подобными именами, так как в период популярности то или иное имя становится излишне популярным, и человек, получивший такое имя, может быть обречен на отсутствие индивидуальности. Согласитесь, гораздо больше внимания привлекает к себе человек с обычным русским именем, не вычурным, но и не очень распространенным. В связи с этим стоит вспомнить о таких добрых русских именах, которые были незаслуженно забыты, например: Савелий, Семен, Авдей, Евдокия, Алевтина, Варвара и т. д.

Как выбирать имя

Родовые и национальные традиции

Выбор имени обусловлен различными традициями. Во многих культурах человек имеет несколько имен. Одно из них сопровождает ребенка в детстве, другое - в период отрочества, а третье - окончательное, взрослое имя дается человеку с наступлением совершеннолетия. Так принято было в индейских племенах, а также в Китае, где есть молочное имя, школьное, брачное и даже служебное. В русской традиции мы также наблюдаем, что в детстве употребляется детское, уменьшительное имя, затем - полное, и как показатель того, что человек состоялся и не только является полноценным как личность, но и приобретает значение как хранитель рода, его называют по имени-отчеству, что всегда считалось данью уважения и не ко всем употреблялось. В более ранний период это обращение было исконно дворянским, людей же низких сословий называли пренебрежительными именами, и только особо уважаемые удостаивались полного имени.

Вместе с именем человеку дается небесный покровитель, который может быть заступником перед Богом. В это верят православные и католики. Поэтому, выбирая имя, узнайте, имя какого святого он унаследует, кто будет его покровителем. Это важно знать в том случае, когда вы или кто-то другой будете обращаться с молитвой о прощении грехов, об оказании помощи в житейских делах, об исцелении тяжелых недугов, о сохранении вашего имущества или продвижении в карьере. Если даже вы сами агностики - предоставьте своему ребенку возможность выбрать самому, быть ему верующим или нет.

С имянаречением связано много поверий и традиций, в которых причудливо сочетаются языческие представления о Высших силах и христианская доктрина. Поскольку эти традиции прошли через многовековые испытания, не стоит их сбрасывать со счетов. О некоторых из них мы расскажем.

    Считалось, что назвать ребенка именем праведника - к добру, а именем мученика - обречь на скитания и мучения в жизни.

    Не давали ребенку имя отца, матери, брата, сестры, имена всех тех, кто живет в доме, - он или его тезка могли умереть. Это чисто языческое поверье, но существует множество наблюдений, которые подтверждают его правильность.

    Считается, что девочку не следует называть именем матери - им будет трудно найти общий язык.

    Считается, что нельзя называть девочек мужскими именами, потому что они вырастают грубоватыми, часто с трудом выходят замуж.

    Ни в коем случае не называли одним именем трех человек.

Например, если бабушку, дочь и внучку звали одним и тем же именем, то это считалось плохой приметой. Наши предки верили, что из троих первый последнего забирает. Если же в вашей семье сложилась такая ситуация, нужно в трех церквях в один день всех троих перекрестить другими именами. Если первый уже умер, то младшего все равно нужно перекрестить. Причем тот, которого должны окрестить, по народным поверьям, должен приехать в церковь первым и первым же войти в крестильню, опережая остальных людей.

Однако наиболее благоприятным считалось называть детей в честь дедушек и бабушек, даже здравствующих - ведь они добровольно передают силу своего духа любимым внукам.

    Не давали ребенку имя умершего младенца в семье, чтобы он не повторил его судьбы.

    До крестин имя ребенка никому не говорили, чтобы не сглазили. А если спрашивали имя ребенка, отвечали: «Мой ребенок Богом дан и зовут его - Богдан».

    До крещения ребенку обычно давали временное имя.

    Если в семье умирали новорожденные дети, то их называли Адамом и Евой, в честь прародителей. Либо давали имена родителей, тем самым передавая им злую судьбу.

    В день именин нужно разбить что-либо из посуды, хотя бы и нарочно - на счастье.

В целом выбор имени - это очень важное решение в жизни родителей, которые определяют будущую судьбу своего ребенка. Ведь, прежде всего, имя - это ответ на вопросы «кто я?» и «какой я?». Попробуйте спросить трехлетнего малыша: «Кто ты?» - и, скорее всего, он ответит либо: «Я - мальчик (девочка)», либо назовет то имя, которым его называют дома. Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет малышу психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор развития.

Выбор имени для ребенка - очень важное первое вмешательство в его судьбу и попытка направить ее в лучшее русло. Это право принадлежит родителям. Очень часто бывает, что какое-то наитие подсказывает матери, как назвать своего ребенка, когда он еще не родился. Может, стоит ему последовать, но все же не помешает перед тем, как выбрать имя, соотнести его с фамилией, отчеством, знаком рождения. Когда ребенок родился, следует выбрать из предполагаемых имен то, которое будет наилучшим образом подходить к дате рождения.

Обязательно следует подумать о том, каким именем вашего ребенка будут называть в детстве. Не следует выбирать слишком вычурное имя, так как оно может стать поводом для насмешек. Для мальчиков при выборе имени следует учитывать, что когда-то и он станет отцом и будет думать о том, как его имя образует отчество.

Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает причислять себя к его истории и наследовать национальный характер. Существуют и интернациональные имена, которые дают малышу большую свободу в национальном самоопределении. Они имеют некоторое объединяющее значение, то есть человеку с таким именем легче чувствовать себя «гражданином мира».

Если вы живете в многонациональной стране, с уважением относитесь к своим национальным традициям. Если вы хотите запечатлеть в имени принадлежность сына или дочери к определенной культуре, прежде всего подумайте о том, в какой языковой среде им предстоит жить. Если, например, дома мусульманское имя ребенка будет звучать абсолютно естественно, то в русскоязычной среде мальчик с таким именем будет постоянно сталкиваться с вопросами и искажениями своего имени. Лучше все же выбрать имя, более или менее знакомое носителям русского языка и поэтому лучше запоминающееся.

В такой ситуации полезно знать об «интернациональных» именах, имеющих варианты в разных языках - как европейских, так и восточных (среди них - Мария, Иван, Яков, Гавриил, Георгий и др.).

Если в смешанном браке имя или отчество ребенка имеет ярко выраженную принадлежность к определенному языку и культуре, подумайте, как будет сочетаться выбранное вами имя с отчеством и фамилией ребенка. Тут очень важен принцип единства: иноязычное имя будет диссонировать с русской фамилией и отчеством.

Иностранные имена следует давать с оглядкой. Сочетание Орландо Иванович, наверное, принесло бы много страданий своему обладателю. Лучше, если это будет имя, которое адаптировано к той культуре, в которой вы живете. Для православных желательно, чтобы имя было в Святцах, если вы собираетесь крестить ребенка. Конечно, всплеск увлечения иностранными именами, давший такие странные сочетания, как Эстер Петровна, Джон Иванович и другие, уже прошел, и в последнее время отмечается противоположная тенденция - возвращение к старорусским именам: Прасковья, Тарас, Агафья, Фекла, Аким, Захар. Безусловно, слишком редкое имя, вычитанное в старинных Святцах, например, Ардальон или Псой, выделит ребенка среди других, но мода быстро проходит… Будет ли уютно человеку с таким редким именем в жизни? Хотя, несомненно, многие имена и люди, которые их носили, достойны того, чтобы ими называли детей.

Итак, имя должно быть благозвучным, образовывать различные формы, которые не будут поводом для насмешек над ребенком, национально подходящим и красиво сочетаться с фамилией и отчеством.

1. Имя должно легко произноситься как отдельно, так и с отчеством.

2. Имя должно легко запоминаться.

3. От имени должны легко образовываться уменьшительно-ласкательные формы.

4. Имя не должно вызывать у людей нежелательных для его носителя ассоциаций.

5. Если ребенок будет носить фамилию, не указывающую на его пол, не стоит давать ему имя типа Жени, Саши или Вали. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот.

Крещение и имя

Таинство крещения до сих пор является одним из самых сокровенных обрядов, проводимых церковью. Это равное благословение для всех христиан, наделение человека именем, которое он пронесет через всю жизнь, которое будет влиять на его судьбу. Ведь известно, что именослов состоит из узаконенных церковью имен, принадлежащих святым. Называя ребенка тем или иным именем, родители как бы призывают святого охранять их малыша. Недаром сказано в Писании: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». То есть церковь считает, что христианское имя - это благословение Божье.

Благодаря обряду крещения все христиане сегодня носят имена, которые когда-то были выбраны Иисусом. В Библии можно прочитать о предупреждениях Иисуса о сохранении имени в том виде, которое дано им. То есть речь идет именно о сохранении словесной формулы.

Когда начали называть детей при крещении именами святых мучеников, апостолы учили, что это делается не ради повторения мученического пути, а во славу тех, кто его прошел и ради самого имени. Итог таков: нельзя не признать, что хотя бы одно из пророчеств Библии сбылось - Иисус Христос дал имена всем христианам.

Разные народы имеют одинаковые имена, с незначительными колебаниями в написании и произношении, которые получились при адаптации их к национальным особенностям. Остальные же - это перевод на местный язык имени, которое пришло с тех же времен и употреблялось ранее. Например, имя Агафон (добрый) соответствовало славянскому Добрыне, Петр - древнерусскому Камню. Древнееврейское имя Фома соответствует латинскому имени Томас и греческому имени Дидим, которое затем трансформировалось в имя Дмитрий и обозначает «близнец».

Крещение - это ритуал наречения именем. Первые христиане меняли имя. Человек, который проходит обряд крещения, входит в воду без имени, а священник в это время молитвой отгоняет темные силы и призывает силы Света взять человека под свою опеку и называет имя, по которому те узнают его. Светлые силы должны помогать крещеному человеку.

Нарекая детей во время крещения именами мучеников, пострадавших за веру, считалось, что после смерти святые оказывались у престола Господня и имели возможность попросить милости за своих «подопечных».

Старинный обычай называть детей в честь героев и богов получил свое продолжение. Сначала не было никаких особых правил, по которым человек, принимающий христианскую веру, выбирал святого, именем которого крестился. Это был тот человек, деяния которого ему были наиболее близки или затронули какие-то струны его души, или тот человек жил поблизости.

В XVI веке, римский папа Григорий XIII, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, ввел календарь, который стал называться Григорианский, официально утвердил обычай давать при крещении имена святых и мучеников. Имя человеку теперь давалось в тот момент, когда он принимал христианство, а также новорожденным, чьи родители были христианами.

Обряд крещения таков. Сначала священник трижды читал молитву. Затем так же трижды призывал Святой Дух, освящал воду, которая находилась в крещельной купели. В эту воду он трижды погружал младенца (с головой). Для взрослых трудно было найти большую купель, поэтому священнослужитель, который совершал таинство, трижды обрызгивал новообращенного освященной водой. Вода - не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирал и затем воскресал, но уже в качестве христианина.

Вновь рожденному дается новое имя - христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощения и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония - миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося. Оно означает благословение Господне и равенство всех перед Господом.

— легендарный казачий атаман, положивший начало освоению необъятных Сибирских земель русскими, является одной из известнейших фигур в истории России. К сожалению, достоверных сведений о дате и месте рождения славного атамана Ермака Тимофеевича нет. Согласно народным преданиям он был родом из деревни, расположенной на Северной Двине. Полное его имя было Ермолай, сокращенное — Ермак. И родился он где-то в 30-40 годах шестнадцатого века. Не известно, по какой причине Ермак покинул северную деревню и оказался на волжских просторах. Здесь он провел не меньше четверти века, возглавлял казачью станицу и вместе с казаками и другими атаманами совершал набеги на ногайские становища. В этих набегах Ермак отличался огромной храбростью, отвагой и смекалкой, со временем он стал знаменитым казачьим атаманом. В Ливонской войне в 1581 году он командовал казачьей сотней.

После перемирия с поляками и литовцами Ермак вместе со своей дружиной двинулась на Яик, где объединились с отрядом казаков под командованием Ивана Кольцо. Согласно некоторых источников, вскоре он получил предложение от уральских купцов Строгановых поступить к ним на службу, дабы охранять от набегов сибирских татар их владения. За прошедшее с 1572 по 1582 годы татары совершили не меньше пяти крупных вторжений, в которых подверглись грабежу, убийствам и насилию русские поселения, расположенные вдоль рек Чусовой, Каме, Сылве. Неоднократно они осаждают небольшие гододки и острожки, а также основную крепость Пермского края — город Чердынь.

Строгановы обеспечили Ермака порохом, свинцом и продовольствием и в сентябре 1582 года казачья флотилия, в которой были в основном легкие суда, двинулась по рекам Чусовой и Серебрянке. Преодолев расстояние в триста километров, двигаясь при этом против течения, казаки добрались до тагильских перевалов. Груз и суда через перевал они перенесли на руках, а затем по руслу рек, бравших свое начало у перевалов добрались до Тагила и дальше до Иртыша, преодолев еще более 1200 километров. Теперь быстрые сибирские реки сами несли легкие казачьи суда. По пути казакам приходилось вступать в бой с татарами и местными племенами, в устье Тобола был разгромлен важный сановник ханства Карачи.

Сибирский хан Кучум стал срочно собирать войско из татар и манси для битвы с казаками, командовал войском племянник Кучума, лучший полководец Маметкул. Согласно некоторых источников отряд Ермака насчитывал 540 казаков, в то же время войско хана Кучума в несколько раз превосходило их по численности. Однако, казаки были намного лучше вооружены. 26 октября 1582 года под Чувышевым мысом состоялось сражение, в результате которого был ранен предводитель татарского войска Маметкул, а хан Кучум со своими людьми обратился в бегство. Ермак с казаками вошел в Сибирь (Кашлык или Искер) — столицу Кучумова ханства. Захваченную добычу Ермак поделил поровну между казаками. Однако, хан не хотел сдаваться и через пять недель против Ермака выступило отборная Сибирская орда под предводительством Алея. 5 декабря 1582 года в битве у озера Абалак, благодаря опыту и таланту выдающегося полководца, казаки Ермака наголову разбили превосходящие в несколько раз силы противника.

Несмотря на победы, Ермак со своими соратниками понимали, что без помощи из России в виде продовольствия, оружия и людей они не смогут удержать Сибирь. На казачьем кругу они приняли решение, имевшее величайшее историческое значение, о присоединении Сибири к государству Российскому. Ермак отправил к царю посла, им был атаман Иван Кольцо. Были отправлены гонцы и к купцам Строгановым. Узнав о взятии Сибири, Иван Грозный богато одарил казаков и осенью 1583 года отправил к Ермаку князя Волховского в качестве сибирского наместника и с ним еще 300 стрельцов. Казаки с нетерпением ждали стрельцов, которые должны были доставить съестные припасы. Однако, почти все припасы были истрачены в пути и с наступлением зимы пришла голодная смерть. От голода погибли стрельцы и почти половина казацкого отряда. Ермак погиб в ночь на 6-е августа 1585 года, когда он с сотней казаков плыли по Иртышу. На спящих казаков напали татары Кучума. Согласно преданиям, Ермак был тяжело ранен и пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше из-за тяжелой кольчуги. Казакам пришлось ненадолго уступить Сибирь Кучуму, которые через год они вернулись сюда с царскими войсками. Ими был сделан самый важный и трудный шаг в деле освоения Сибири.

Ермак, кратко о завоевателе Сибири

Ермак Тимофеевич краткая биография для детей

Ермак кратко сказать - это казацкий атаман, его биография доподлинно не известна, о его деятельности можно судить по обрывочным описаниям в немногочисленных летописях. До его знаменитого похода против Сибирского хана Кучума, Ермак во главе казацкого отряда участвовал в Ливонской войне, воевал против польского короля Стефана Батория и против литовцев, осуществлял бандитские налеты на торговые суда, проходящие по реке Волга.

В 1579 году отряд Ермака, согласно Строгоновской летописи, вместе с другими казацкими дружинами прибыл на реку Чусовую по приглашению купцов Строгоновых. Дело в том, что земли Строгоновых находились на границе с Сибирским ханством, и регулярно подвергались набегам кочевников. Для казаков это приглашение было более чем интересно, так как к этому времени их отряды находились вне закона, и разыскивались московскими воеводами за грабежи торговых и государственных судов. В течение двух лет на службе Строгоновых казаки успешно отражают атаки Сибирских кочевников на границах, а в сентябре 1581 года снаряжают военный отряд в поход против Сибирского хана.

Именно этот поход прославил Ермака в вкратце сказать как умелого воеводу, благодаря четкой военной организации и строгому подчинению, его войско в размере 540 человек действовало быстро, результативно и согласовано. Была четко выстроена иерархия военных руководителей. Казаки делились на десятки, которыми руководили десятники, затем шли пятидесятники, сотники, есаулы и атаманы. По некоторым летописным данным (Ремизовская и Есиповская летописи) этот поход был инициирован самим Ермаком, по другим данным - предложение последовало от братьев Строгановых, и помимо казаков в походе участвовало 300 дружинников (Строгоновская летопись). В любом случае поход был полностью финансирован купцами Строгоновыми.

За три месяца отряд Ермака быстрым темпом прошел по реке Чусовой и Серебрянной и вышел в район бассейна реки Оби. Здесь, согласно летописи Ремизовской, казаки перезимовали. А весной продолжили свой поход за Урал. Ермак одержал несколько военных побед, и Кучум выслал навстречу казакам своего племянника Маметкула. В бою близ рек Тобол военный отряд Маметкула потерпел сокрушительное поражение. Но главное сражение Ермака с Сибирским ханом произошло позже, 26 октября 1582 года, в этой битве на берегу реки Иртыш принимал участие и Сибирский хан Кучум, и его племянник.

Татары были обращены в бегство, оставив столицу ханства - город Сибирь. После этого летом 1583 года казаки попытались подчинить себе мелкие населенные пункты вблизи города Сибирь, но встретили ожесточенное сопротивление. Последней крупной победой на этом направлении был город Назым. С момента взятия Сибири Ермак отправляет официального посла к Ивану Грозному.

Царь одобрил действия Ермака и отправил в помощь казакам 300 ратных солдат во главе с воеводами Иваном Глуховым и Семеном Болховским. Но подкрепление подошло слишком поздно. К осени 1584 года, когда дружина царя подошла к Сибири, отряд казаков практически был разбит в результате постоянных вражеских атак. Ермак погиб 6 августа 1584 года. Его отряд попал в засаду на реке Иртыш, татары напали на спящих казаков и перебили их безоружными. Ермак бросился в реку, но не смог доплыть до своего струга и утонул.
Поход Ермак не закрепил власть Москвы над Сибирским ханством, но во многом определил дальнейший ход истории и экспансию славян на восток.

Ермак Тимофеевич (по некоторым источникам Ермак Тимофеевич Аленин) (1530/1540-1585) - казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. В разных источниках назван по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей.

По одним данным, родился в Вологодской земле, по другим - в Двинской. Согласно одной из легенд, Аленин в молодости был артельным кашеваром на струге, за что и получил прозвище Ермак (т.е. «дорожный артельной таган» или «артельный котел»). Согласно другому толкованию, поскольку лексема «ермак» тюркского происхождения и означает «прорыв», постольку прозвище характеризует его как человека особого свойства («прорва, а не человек»).

Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не жалуй ты меня городами, подселками
И большими поместьями -
Пожалуй ты нам батюшку тихий Дон
Со вершины до низу, со всеми реками, потоками.
Со всеми лугами зелеными
И с теми лесами темными! (из фольклора)

Ермак Тимофеевич

Происхождение Ермака вызывает споры. По словам Н.М.Карамзина, «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Одни историки считают, что он был донским казаком, другие - казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. В одном из рукописных сборников 18 в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых, получивших в 1558 первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х - на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На руке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия. Последний был, согласно Ремизовской летописи, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист». Он «ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком».

В 1550-1570-х возглавлял казачью станицу, «полевал» между Волгой и Доном. По некоторым данным, в 1571 вместе с дружиной отражал у Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, участвовал в Ливонской войне (1558-1583) в битвах под Оршей и у Могилева, совершил набег на ногайцев.

В 1577 купцы Строгановы пригласили его вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы.

Согласно одной версии, получив разрешение царя провести набор казаков для защиты владений (средства позволяли вооружить около 1000 чел.), Строгановы наказали Ермаку создать сильный боевой отряд, поскольку армия Кучума, по слухам, достигала 10 тыс. чел. Ермак собрал войско в 540 чел. Согласно иной версии, Ермака никто не нанимал и он отправился в поход самовольно, разгромив вместе с дружиной имение Строгановых и захватив хлеб, муку, оружие, вещи. Костяк отряда Ермака составили казаки во главе с Иваном Кольцо, Матфеем Мещеряком, Богданом Брязгой и Никитой Паном, грабившие до этого ногайских и русских купцов и пришедшие к Ермаку, чтобы пополнить его «сибирскую дружину» в надежде и самим поживиться в ожидаемом походе.

В июне 1579 (по другим данным - в сентябре 1581) Ермак отправился в военный поход. Перевалив Уральский хребет, вторгся во владения сибирского хана, используя водные пути - реки Чусовую, Серебрянку, Жаровль. На перевалах казаки несли ладьи на руках. По Тагилу дошли до Туры, где впервые сразились с татарскими князьями и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Успех Ермака объясняется и наличием у казаков огнестрельного оружия (пищалей), и верно выбранной тактикой, когда противник был принужден вступать в бой там, где не мог использовать конницу.

Следующее сражение Ермака было в местечке Юрты Бабасана, где Ермак одержал победу над Мамет-кулом, племянником Кучума. Решающим сражением стала битва в устье Тобола 23-25 октября 1582, где Ермак захватил небольшой укрепленный городок и превратил его в опорный пункт для завоевания столицы Сибирского ханства - Кашлыка. Кучум с Мамет-кулом, захватив некоторые ценности, бежал в Ишимские степи. 26 октября казаки вошли в Кашлык. Взятие его оказалось важнейшим рубежом в освоении Сибири: ханты, манси и некоторые татарские улусы пожелали принять русское подданство. Территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства и наряду с другими освоенными территориями, стала выплачивать Москве дань (ясак). В 1583 были подчинены земли до устья Иртыша. Сибирское ханство распалось. Иван Грозный наградил всех участников похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, обещал помощь в 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский».

В 1585 Кучуму удалось собрать новые силы для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек,с трудом перезимовав в Сибири (продовольствие быстро кончилось, в отряде начался голод) отправился вверх по Иртышу и дошел до устья реки Шиш. Здесь 6 августа 1585 Кучум внезапно напал на отряд Ермака у устья р.Волая (приток Иртыша). Будучи раненным, Ермак попытался переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга - дар царя Ивана IV Грозного - потянула его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».

Ермак Тимофеевич

Ермак Тимофеевич (между 1537–1585), казачий атаман. Бывалый воин и сильный организатор. Положил начало освоению Русским государством Западной Сибири и освобождению ее народов от власти хана Кучума, ставленника Ногайской Орды.

Фамилия Ермака не установлена. По одним летописным данным, Ермак был из рода суздальских посадских людей Алёниных и при крещении наречён Василием. Другие источники считают Ермака донским или волжским казаком и утверждают, что подлинное имя героя – Ермолай, а прозвище – Токмак, отчего и получилось сокращённое имя Ермак, означающее артельный котёл. А некоторые краеведы уверенно говорят, что настоящее имя героя – Ермек, а сам он было крещеным татарином на русской службе…

О воинской биографии Ермака известно, что, начав постигать ратное дело примерно с 1562 года, он участвовал во многих боях между низовьями Днепра и Яика, на Дону и Тереке, в сражении с конницей Девлет-Гирея под Москвой (1571). За талант организатора, смелость и справедливость казаки выбрали его атаманом. В Ливонской войне 1581 года Ермак командовал флотилией волжских казаков на Днепре у Орши и Могилева, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1582).

Однако следует иметь в виду, что деятельность знаменитых волжских атаманов того времени не ограничивалась боями и походами под царским стягом. В свободное от службы время казачьи ватаги воевали с ногайскими мурзами, грабили их улусы, а порой и караваны купцов – татарских, персидских, не делали исключения и для русских. Имена волжских атаманов известны историкам – это Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Богдан Брязга. Таким же атаманом был и Ермак Тимофеевич.

Отношение царской власти к наездам казаков на татарские владения было непоследовательным и противоречивым. Конечно, присутствие вооружённых русских отрядов на Волге и Яике сдерживало агрессию князей, входивших в состав Большой Ногайской Орды, но в то же время царь опасался, как бы эти дерзкие и своевольные казаки не спровоцировали серьёзный военный конфликт с татарами. Но и в истинных намерениях татар разобраться было трудно. Когда князь Урус направил на переговоры в Москву своего посланника в сопровождении 300 всадников, а в это время вдвое больший отряд начал вероломно грабить русские села, казаки Ивана Кольца разбили оба отряда. И хотя они действовали по приказу из Москвы, царь не простил атаману разгром посольского каравана. Атаман и его люди были объявлены ворами (государственными преступниками) и заочно приговорены к смертной казни.

Однако вольные казаки на свой страх и риск продолжали воевать с ордынскими князьями. Их смелые наезды имели куда большее воздействие, чем дипломатические методы официальных властей. И когда возникли благоприятные условия для полного разгрома Ногайской орды, Ермак объединился с Кольцом и начал готовить казаков к походу. Но в это время казачий круг принял решение о походе в Сибирский край, к границам владений русских купцов Строгановых. Руководителем экспедиции казаки выбрали атамана Ермака Тимофеевича, а в помощники ему определили атаманов Ивана Кольцо, Богдана Брязгу и четырех есаулов.

Зачем было казакам идти в Сибирь? Неведомыми землями русские люди интересовались давно. Ходили «за Камень» и новгородцы, и суздальцы, и подданные Государя Всея Руси. В царском титуле Иван IV в 1557 году величается уже как государь «Обдорской, Кондинской и всех Сибирских земель, повелитель Северной стороны». Есть прямые доказательства, что некоторые области Сибири признавали власть царя задолго до похода Ермака – в частности, хан Едигер, который ради русской помощи против наступавших на него бухарцев добровольно подчинился Москве и обещал ежегодно платить дань соболями. Но уже к 1568 году его победил и убил бухарец Кучум, провозгласивший себя сибирским ханом.

Вскоре Кучум заставил платить себе дань вогулов (манси) и остяков (хантов), живших но обе стороны Иртыша, севернее устья Тобола, и даже по нижней Оби. Кучум подчинил окрестные племена от «Камня» на западе до Барабинских степей в Обь-Иртышском междуречье на востоке.

Владения Строгановых не были отделены от Кучумова царства чёткой границей. Набеги татар повторялись всё чаще. Царь разрешил Строгановым собирать и вооружать «охочих людей и остяков, и вогуличей, и югричей, и самоедь», но эти силы были очень невелики. Необходима была надёжная, профессиональная военная защита, и Строгановы пригласили к себе на службу донских казаков.

Почему именно Ермак Тимофеевич стал человеком, чья роль не ограничилась исполнением чисто служебных обяхзанностей? Некоторые историки сравнивают его с Кортесом и Писарро. Но главной целью испанских конкистадоров, наряду с захватом земель и властью над ними, было обогащение. Золото ацтеков, золото инков, золотая страна Эльдорадо – вот что влекло их в опасные походы. В действиях же Ермака совершенно не видно подобных устремлений. Было, видимо, нечто, отличавшее его от других коллег-современников. Об этом размышляет в своей книге «Загадки Урала и Сибири» известный исследователь В.Н. Демин: «Что двигало им – в то время никому не известным человеком, каких на Руси, казалось бы, было превеликое множество? Порыв души? Отвага и удаль? Или же веление судьбы? И то, и другое, и третье – все это неотъемлемые компоненты пассионарности. Ну и, конечно, под судьбой необходимо понимать не иррациональную волю… Но откуда же в таком случае получил Ермак пассионарный заряд и толчок? Где? Когда? Каким образом? И почему именно он? Загадка истории! Тайна России!»

Приглашенный Строгановыми защищать их владения, Ермак Тимофеевич не верил, что можно прекратить грабительские набеги только оборонительными действиями. Исповедуя принцип «Лучшая оборона – это нападение», он решил начать поход во владения сибирского хана. По пути следования казаки одержали победу в ряде сражений с местными мурзами у Туры и Тобола. Взяв штурмом городок Карачи, Ермак отправился к столице ханства – городу Искеру на Иртыше.

21 октября 1582 года на подступах к Искеру произошла решительная битва с отрядом хана Кучума, и 25 октября Ермак занял столицу. Однако видя, что малочисленному отряду невозможно закрепиться на огромных захваченных пространствах, Ермак отправил посольство в Москву с просьбой прислать помощь. Царь наградил всех участников Сибирского похода, самому Ермаку присвоил титул «князя Сибирского» и простил «воров», примкнувших к нему, а в 1584 году послал подмогу – 300 стрельцов под руководством воеводы, князя Волховского. Но из-за плохой организации похода отряд стрельцов растерял в пути почти все припасы. А казаки Ермака успели заготовить на зиму продовольствия в количестве, необходимом только для пропитания своего отряда. Когда все запасы истощились, начался голод. Стрельцы вымерли полностью, а численность казаков в отряде Ермака резко сократилась.

Однако даже в таких тяжелейших условиях Ермак, командуя оставшимися казаками, одержал несколько блестящих побед. Летом 1585 года его отряды предприняли ряд походов в южные пределы Сибирского ханства, преследуя отряды Кучума. Но бухарец применил военную хитрость и заманил казаков в ловушку. Дождливой ночью, в грозу, Кучум неожиданно напал на дружину и перебил около 20 человек, погиб и сам Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков, и они, покинув Искер 15 августа, вернулись на Русь.

Торжество Кучума было недолгим. Жестокое притеснение местных жителей вызвало их недовольство и отказ воевать на стороне Кучума. Уже через шесть лет после гибели Ермака русские восстановили его завоевания по Иртышу, а ещё через три года раздвинули границу до реки Тары, в устье которой в 1594 году построили город Тару. А для окончательной победы над Кучумом была собрана полуторатысячная рать князя Андрея Елецкого, которая состояла, наряду со стрельцами и казаками, больше чем наполовину из волжских и сибирских татар, башкир и бывших данников «сибирского салтана». Выступления отрядов Григория Ясыря, Бориса Доможирова и Андрея Воейкова к 1598 году довершили разгром остатков войска Кучума. Дорога России на восток была открыта.

О Ермаке Тимофеевиче еще в ХVI веке были сложены предания и песни. Он стал героем устного народного творчества – причём не только русского, но и сибирско-татарского. Позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 году в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В.А. Беклемишев, архитектор М.О. Микешин), созданный на добровольные взносы, собранные по подписке среди донцов; его фигура выделяется на монументе в честь 1000-летия России в Новгороде. А по всей Сибири и в наши дни не бывает застолья, в котором не прозвучит, подхваченная дружным хором, старинная песня на слова поэта-декабриста К.Ф. Рылеева – о том, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Азиатская Россия всегда будет помнить своих героев.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевич – завоеватель Сибири. Происхождение Е. неизвестно в точности: по одному преданию он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому – уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению проф. Никитского,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕР) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевич (между 1537–1585), казачий атаман. Бывалый воин и сильный организатор. Положил начало освоению Русским государством Западной Сибири и освобождению ее народов от власти хана Кучума, ставленника Ногайской Орды. Фамилия Ермака не установлена.

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Владимир Атласов, «Камчатский Ермак» Владимир Васильевич Атласов (1661–1711), русский землепроходец, сибирский (якутский) казак. Дал первые сведения о Камчатке и Курильских островах.Владимир Васильев Атласов был уроженцем Северо-Двинского края. На якутской службе он

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Ермак - Степан Разин На протяжении долгого периода времени казачество было неотъемлемой частью русской общественной жизни. В XVI–XVIII веках российская цивилизация представляется сложным симбиозом двух взаимосвязанных, но глубоко противоположных по духу общественных

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Какую реку пытался переплыть Ермак после нападения хана Кучума? Вопреки общеизвестной песне на стихи К. Ф. Рылеева, утверждающей, что трагедия случилась «на диком бреге Иртыша», исторический ночной бой имел место на берегу реки Вагай. Этот приток Иртыша безуспешно

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (около 1537–1585) Донской атаман. Первопроходец. Покоритель земли СибирскойСреди народных героев казачьего роду-племени времён далёких, о которых уважительная намять сохранилась не только в исторических летописях, сказаниях и песнях, есть

Из книги автора

Камчатский Ермак Только через 30 лет после этого якутский казак Лука Старицын, по прозвищу Морозко, основал первое русское поселение на Камчатке, «не дойдя до Камчатки-реки один день». За пять лет до конца XVII века приказчик Владимир Атласов провел несколько походов на

Из книги автора

Из книги автора

Ермак Тимофеевич (между 1532 и 1542–1585 или 1584) Казачий атаман. Походом в 1582–1585 годах положил начало освоению Сибири Русским государством. Открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал. Погиб в бою с ханом Кучумом.После завоевания Казани и Астрахани царские владения

Из книги автора

«Ермак» «Ермак» – русский ледокол, использовавшийся в начале ХХ в.«Ермак» был спущен на воду с верфи Армстронг (Ньюкасл, Англия) в 1899 г. и куплен Россией. Название получил в честь известного атамана Ермака Тимофеевича. Этот корабль под командованием С. О. Макарова смог

Из книги автора

Кто такой Ермак? Во времена Ивана Грозного в России процветал богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах рек Двины и Камы (на северо-восточных и восточных окраинах страны). Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на