Довоенный Ленинград глазами американского путешественника Бренсона ДеКу, Ч.1 - история в фотографиях

Сегодня я предлагаю вам прогуляться по довоенной Москве, посмотрев на неё сквозь объектив американского фотографа Брэнсона Деку. Он побывал в нашем городе в 1931 году, сделал сотни чёрно-белых фотографий, некоторые из которых он собственноручно раскрасил анилиновыми красками.


1. Кремль докрашивают в красный, а Софийская набережная ещё пешеходная.

2. Вид с Большого Москворецкого моста.

3. Интересно, что за постройка на Кремлёвской набережной? Может ?

4. Не знаю как вам, но вот лично мне пустой Васильевский спуск нравится больше.

5. Грановитая палата.

6. Благовещенский собор.

7. Колокольня "Иван Великий".

8. Раньше по Красной площади можно было проехать на машине, а сейчас нет. Более того, где-то видел картинку на тему того, как представляли в начале 20-го века Москву 21-ого, и там на Красной площади люди нарисовали подвесную железную дорогу.

10. Воскресенские ворота ещё не покрасили.

11. На Театральной площади (тогда площади Свердлова) было значительно больше зелени, чем сейчас. Ну а желание стоять в длинных очередях у нас, видимо, заложено в ДНК.

12. Дворники.

13. До открытия метро основным видом транспорта в Москве были трамваи. Их линии проходили по всюду, в том числе и по Театральному проезду. На этих фотографиях ещё поражает то, что люди абсолютно спокойно ходят по проезжей части - сейчас это выглядит возмутительно.

15. Центральный детский театр.

16. Если кто не знает, Торгсин - это Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами. Занималась она обслуживанием иностранцев, а также советских граждан, имеющих валюту, которую можно было обменять на разные товары.

17. На Кузнецком мосту и сейчас хорошо.

18. На Охотном ряду же одни машины.

19. На Пушкинской площади всегда было людно.

20. В 1931 году Триумфальная арка стояла недалеко от Белорусского вокзала, однако через 5 лет её разобрали. И только во второй половине 60-х их собрали снова, но уже на Кутузовском проспекте.

21. Историю Храма Христа Спасителя знают все. Опять же, в начале 30-х площадь у главного храма страны была значительно зеленее, чем сейчас.

30. Американскому фотографу удалось заснять Сухареву башню, которую через 3 года снесут.

31. В районе нынешней Манежки.

32. По Моисеевской площади раньше ходили трамваи, а сейчас из наземного транспорта здесь только автобусы и троллейбусы.

34. Москвичи с любопытством рассматривают иностранца.

36. Прямо хочу попробовать баварский квас)

37. Парк "Сокольники".

38. Биржевая площадь.

40. Думаю многие читатели моего блога застали примерно такое же)

43. Парковка у Ленинградского вокзала.

44. Опять очередь.

45. Как-то так)

Да, и не забудьте нажать на заветную кнопку, ведь всё самое интересное только впереди)

Об авторе:
Брэнсон Деку (Branson DeCou), фотограф и ведущий лекций о путешествиях, странствовал по всему свету тридцать лет до самой своей смерти в 1941 году в относительно молодом возрасте 49-и лет. Он родился 20 октября 1892 года в Филадельфии, в городе с долгой историей фотографических инноваций, начиная с братьев Лангенхейм и заканчивая работами Томаса Икинса. Этот город славится как традиционным коллекционированием и многочисленными публикациями фотографий (Компания Библиотек Филадельфии, один из старейших американских институтов культуры, уже к 1900 году собрала великолепную коллекцию фотографических произведений), так и действующими объединениями фотографов профессионалов и любителей, такими как Филадельфийское Фотографическое Общество и Клуб Фотолюбителей.

Отец Деку занимался оптовой продажей обуви в Филадельфии, но семья перебралась в Нью Джерси, где Брэнсон начал учебу в академии Блэр в Блэрстоне. После окончания академии он поступил в Технологический Институт Стивенс в Хобокене, где всерьез увлекся фотографией. Но после года учебы он покинул Институт ради того, что впоследствии станет смыслом всей его жизни – путешествия.

Знаменитая выставка Панама Пасифик 1915 года на международной ярмарке в Сан Франциско привлекла невероятное число посетителей, среди которых был Брэнсон Деку, столь эффектно запечатлевший в серии фотографий ярмарку вечером, что передовой в те времена американский фото-концерн Ундервуд и Ундервуд решил их опубликовать. Успех этих снимков воодушивил Деку, и он начал проводить лекции со слайдами о путешествиях, соединив воедино два своих увлечения. Это поле деятельности было очень популярным в то время, являясь образовательным и развлекательным одновременно. С середины 19-го века фотографы устраивали в школах, салонах и музеях публичные и частные слайдовые презентации на всевозможные темы, такие как путешествия, религия, трезвенность, комические ситуации или иллюстрированные литературные сюжеты. Деку объехал всю Америку, давая лекции местным общественным объединениям, таким как Клуб Патриотов Чикаго, Женское Объединение Нью Джерси, а также в культурных и образовательных учреждениях, например в Гавайском Университете и Американском Историческом Музее в Нью Йорке.

Каждая такая лекция была иллюстрирована в среднем 150-ю раскрашенными вручную слайдами, и фотографии сопровождались музыкой. Деку называл свои шоу «Сказочные Картинки» и подавал их в рекламных афишах как «завораживающий новый вид развлечения при помощи плавной шторки и пары чудесно раскрашенных стерео-слайдов, которые проецируются в полной синхронизации с музыкальными шедеврами проигрываемыми на патефоне. Комбинация двух возвышенных эмоций ». Представления Деку могли иллюстрировать как отдельно взятый регион, например «Утопающий в джунглях Ангкор», так и продолжительное путешествие в виде серий – «Вокруг южного полушария: Южная Африка, Южная Америка, Австралия, Тасмания и острова Южного Моря».

Судя по отзывам о таких презентациях, Деку имел чрезвычайный успех. «Нам никогда не доводилось лицезреть столь прекрасные слайды. Что касается лекции, Вы настолько заворожили их, что они позабыли ерзать и шевелиться в неудобных раскладных стульях. Ваша дикция превосходна, и даже Ваши небольшие остроты были приняты благосклонно. У Вас есть талант подавать лекцию в стиле отличном от стереотипов» заметил обозреватель от Ньюаркского Клуба в Нью Джерси. «У Вас есть все причины гордиться собой при виде той великолепной публики, которую Вы собрали, и всех признаков, что она крайне довольна проведенным вечером» писал Чарльз Аткинс, директор Бруклинского Института Наук и Искусств. У каждой презентации были свои названия: «Обольстительный Бали: Последний райский уголок», «Вечно пленящий Париж», «Сады Аллаха:Алжир и Тунис», а также своя музыка: Прелюдия Рахманинова в До диез Миноре для «Величайшее Зрелище Природы: Большой каньон Колорадо», вторая часть Трио Соль Мажор Гайдна для «Витражи Сан Марко».

В марте 1932 Деку женился вторично на Элзи Вере Стенли, которая также была лектором. Последние девять лет его жизни они провели в путешествиях, и вместе продолжали представлять то, что тогда называли «музыкальными травелогиями, иллюстрированными шедеврами живописи и фотографии». Если лекция была долгим двухнедельным представлением, Элзи вела ее в один вечер, а Брэнсон сменял ее на следующий. Будучи заядлыми путешественниками, супруги Деку обзавелись временными жилищами в различных городах, в том числе в Голливуде, где они устраивали презентации для представителей культуры. «Не могу передать Вам какое удовольствие мы получили от прекрасных картинок и музыки Деку. Моими гостями были Рекс Инграм, мистер и миссис Уильям Демилль, и тд. – и всем чрезвычайно понравилось» писала Рут Ст. Денис из Лос Анджелеса.

Брэнсон скончался от сердечного приступа 12 декабря 1941 года, в доме своей матери, миссис Чарльз Бервин, в Нью Джерси. Он приехал туда по окончании лекционного турне в восточной части страны. Элзи несколько лет продолжала читать лекции, пользуясь слайдами Брэнсона. Она жила в городке Кармель в Калифорнии, затем в Лагуна Бич, и, наконец, в Сан Маркос, где она и умерла 1 января 1997 года в возрасте 96 лет. В десятилетия, прошедшие после смерти Брэнсона, она продолжала путешествовать, наблюдая за изменениями в культуре и ландшафте, часто замечая, что загрязнение в некоторых регионах земного шара разбивает ей сердце. Некоторые ее письма, например, свидетельствуют о том, что в 1984 году в возрасте 83 лет она провела зиму в Европе, три месяца в Найроби, а также побывала в Маниле и Гон Конге.

Дни лекций со слайдами прошли. Цветные слайды стали доступны в продаже с 1940х годов, заменив волшебные, раскрашенные вручную слайды, будучи более точными и предпочтительными для образовательских и развлекательных целей. Элзи, по наущению друга земляка из Кармеля Ансела Адамса, предложила поместить фотографии мужа в новом кампусе Калифорнийского Университета в Санта Круз. В 1971 библиотека университета получила в свое распоряжение художественное наследие Брэнсона в виде 10000 снимков. В этих снимках был весь мир:от Лапландии до южных островов Тихого океана, ота японских пагод до египетских пирамид. С помощью снимков Деку, мы унаследовали свидетельства жизни до индустриализации, разрушения Второй Мировой войны, урбанизации и потери ремесленных и культурных традиций.

Архив Брэнсона Деку состоит из 8000 раскрашенных вручную стеклянных слайдов три с четвертью на четыре дюйма. Слайды использовались им во время турне с лекциями и покрывают все страны мира с 1920 по 1941 год. В коллекции также есть сопроводительные негативы, 48 альбомов с фотографиями, дневники, коробки для хранения слайдов и два проектора.

Кристина Бантинг, глава уникальных коллекций и архивов Калифорнийского университета
Перевод на русский язык: 2011 © Алексей Плюснин

Начало каждого мая справедливо посвящено воспоминаниям о героическом подвиге Ленинграда в годы блокады. Фотографии и дневники очевидцев рисуют перед нами леденящие кровь картины жизни в преображённом войной городе. Теперь, благодаря опубликованному в Интернете архиву американского путешественника Бренсона ДеКу (Branson DeCou), мы можем насладиться панорамой жизни Ленинграда за 10 лет до войны. Получившийся неожиданный контраст между яркими диапозитивами 1931 года и чёрно-белыми блокадными фотографиями наглядно говорит о трагедии, пережитой городом.

Честь открытия бесценного собрания Бренсона ДеКу для широкой публики принадлежит Калифорнийскому университету в городе Санта-Круз (Калифорния, США). Именно сюда и поступили более 10 000 стеклянных диапозитивов, сделанных путешественником в период с 1920 по 1941 годы. Сам же Бренсон ДеКу (1892—1941), несомненно, был уникальным человеком своего времени. Этот неутомимый энтузиаст не только объездил с фотоаппаратом чуть ли не весь мир, но и сумел извлечь из этого приятного занятия коммерческую выгоду. Его цикл лекций с достойным кинокомпании названием «Dream Pictures» (примерный перевод: «Сказочные виды») стал широко известен как в Америке, так и в Европе. Успех объяснялся просто: путешественник эффектно иллюстрировал свои рассказы с помощью многочисленных слайдов, которые он показывал посредством простого «волшебного фонаря». В угоду большей зрелищности он даже решил раскрасить стеклянные диапозитивы яркими анилиновыми красками, а их демонстрацию сопроводить классической музыкой Й. Гайдна и С. Рахманинова, которая исполнялась на громоздкой виктроле. Сегодня, когда мало кто представляет себе «волшебный фонарь» и виктролу, хрупкие диапозитивы Бренсона ДеКу предстают перед зрителями на экранах мониторов.

Фотографии, посвящённые Санкт-Петербургу (в своих подписях американец именно так, по-старому, именует бывшую столицу Российской империи) легко делятся на две части: собственно городские виды и пейзажи пригородов и дальних окраин. Первая группа снимков и оказалась сегодня в центре нашего внимания.

Находясь в Ленинграде, Бренсон ДеКу как опытный турист запечатлел практически все знаменитые достопримечательности: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Медный Всадник… Но нельзя не заметить, что американского наблюдателя гораздо больше интересует бурная и своеобразная городская жизнь. Яркие уличные сценки, необычные типажи, встреченные фотографом на улицах Ленинграда и характерные приметы времени, заявленные в многочисленных агитплакатах и вывесках - вот что делает эти снимки неповторимыми. Надо отметить, что новоиспечённые ленинградцы (а город сменил название всего 8 лет назад) были преисполнены ответного любопытства и сами активно позировали перед объективом Бренсона ДеКу.

P.S. Все фотографии были тщательно подписаны и озаглавлены самим Бренсоном ДеКу. Именно его оригинальные подписи и были переведены и использованы в этой статье.

1. Санк-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства
.


2. Санк-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы, завершающаяся зданием Адмиралтейства
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


3. Санк-Петербург. Невский проспект: перспектива улицы с башней Городской Думы справа
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу.
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


4. Санк-Петербург. Перекрёсток Невского проспекта и Садовой улицы
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу.
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


5. Санк-Петербург. Собор Воскресения Христова (храм Спаса на Крови): вид с набережной канала Грибоедова. Церковь была построена в 1883—1907 архитектором Альфредом Парландом.
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу.
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


6. Санк-Петербург. Кооперативные магазины на Невском проспекте
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


7. Санк-Петербург. Очередь в булочную на Невском проспекте
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


8. Санк-Петербург. Мужчины, распивающие напитки у входа в магазин на Невском проспекте
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


9. Санк-Петербург. Панорамный вид на Петропавловскую крепость на Неве
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


10. Санк-Петербург. Набережная Невы у Адмиралтейства
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


11. Санк-Петербург. Адмиралтейская набережная
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


12. Санк-Петербург. Ростральная колонна на Васильевском острове (две Ростральные колонны были возведены архитектором Тома де Томоном около 1811 года)
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


13. Санк-Петербург. Панорамный вид с купола Исаакиевского собора
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


14. Санк-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади (здание Зимнего дворца было построено в 1754—1762 годах архитектором Растрелли и впоследствии претерпело множество изменений)
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


15. Санк-Петербург. Здание Главного штаба: вид со стороны Дворцовой площади (здание было построено архитектором Карло Росси в 1819—1829 годах)
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


16. Санк-Петербург. Эрмитаж (бывший Зимний дворец): вид на главный фасад со стороны Дворцовой площади
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


17. Санк-Петербург. Александровская колонна на Дворцовой площади: деталь основания с аллегорическим барельефом (монумент воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном в 1830—1834 года)
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


18. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами (музей построен по проекту архитектора Лео фон Кленце в 1842—1851 годах)
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


19. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


20. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: портик с атлантами
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


21. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители музея у портика с атлантами
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США


22. Санк-Петербург. Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа: посетители у входа в музей
Раскрашенный стеклянный диапозитив. 1931 год. Фото: Бренсон ДеКу
Место хранения: Калифорнийский университет в Санта-Круз, США