До ламанша что значит. Ла-манш. между англией и францией - мой журнал. История туннеля под Ла–Маншем



Ла-Манш (франц. La Manche, буквально - рукав)

Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Пролив Ла-Манш.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ла-Манш" в других словарях:

    Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

    манш-а-ботт - manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

    манш апре ла коне - * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    манш пагод - * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

    Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    - … Википедия

    - (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

    - (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Манш - (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр – г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

    Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 - 2000-х
  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900-2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., - интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…

Рельеф дна пролива Ла-Манш

Дно пролива Ла-Манш (Английский канал) имеет крутой склон до глубин 25—50 м. К ЮЗ от Великобритании этот склон сложен палеозойскими породами и изрезан террасами, представляющими собой погруженные, выровненные волнами платформы, ограниченные уступами сверху и снизу. Подножие наиболее значительного уступа находится на глубине 45 м. Ниже прибрежной зоны дно пролива Ла-Манш. обычно плоское, постепенно понижающееся до максимальной глубины, которая увеличивается с В на 3 от 35 до 110 м. Монотонность плоского дна нарушается тремя структурами:

1) мелями и островами, встречающимися к 3 от 2° з. д. и состоящими из вулканических и метаморфических пород 2) аллювиальными наносами — песчаными отмелями в самой восточной части пролива Ла-Манш и песчаными валами в западной 3) впадинами; самые большие — Хёрд (от 49° 55" с. ш., 2° 00" з. д. до 49° 20" с. ш., 4° 00" з. д.). Девы (49° 2" с. ш., 4° 40" з. д.) и Уэссан (48° 30" с. ш., 5° 15" з. д.).

Впадины имеют ряд общих черт: все они — узкие желоба с параллельными склонами, при этом северный склон обычно круче. Они расположены в районах развития мезозойских пород. Их происхождение неизвестно. Происхождение незначительных депрессий около Великобритании объясняют эрозией рыхлых пород приливными течениями.

Геология и история развития пролива Ла-Манш


Западная часть пролива Ла-Манш обрамлена палеозойскими породами, восточная — мезозойскими и кайнозойскими. Дно пролива Ла-Манш почти целиком сложено породами мелового возраста и более молодыми. Обнажения юрских пород в западной части очень немногочисленны. Восточную часть пересекает всльдская антиклиналь и ее продолжение в Булонь. Продолжение северного крыла антиклинали через пролив Па-де-Кале (Дуврский пролив) было доказано детальными геологическими съемками, которые проводили для прокладки туннеля под дном пролива. Остальная часть дна пролива Ла-Манш главным образом синклинальная с сохранением пород верхнемеловых и третичных.

Геологическая последовательность слоев осадков неполная: наблюдаются несогласия в подошве девонского красного песчаника, в основании слоев осадков верхнего мела, палеогена, плиоцена и современных отложений. На материковом склоне в районе к ЮЗ от пролива Ла-Манш на глубинах от 900 до 2500 м обнаружены третичные породы. Предполагается, что в этом месте должно быть их обнажение. Предполагается, что в западной части пролива Ла-Манш располагалась впадина, в которой в течение триаса накапливались осадки. Но помимо этого предположения нет данных, свидетельствующих о существовании пролива Ла-Манш до третичного периода. По-видимому, он образовался в результате складкообразования и прогибания земной коры, возможно, в послеэоценовую эпоху, сопровождавшихся эрозией третичных пород и в меньшей степени более древних пород.

Донные осадки пролива Ла-Манш

Во многих местах пролива Ла-Манш ударной трубкой могут быть подняты коренные породы, так как толщина слоя донных поверхностных осадков не превышает нескольких сантиметров. Отсутствие постоянной аккумуляции является результатом деятельности приливных течений, скорость которых на протяжении всего пролива Ла-Манш достигает 1,5 узла, а в некоторых местах во время сизигийных приливов и 3 узлов. Осадки, которые обнаружены в проливе Ла-Манш, делятся на два вида. Первый вид — галька,слишком крупный материал для того, чтобы он мог быть перемещен существующими течениями, второй вид — грубозернистые осадки, которые переносятся приливными течениями. Галька характерна для района, прилегающего к побережью Франции, между островом Уэссан (Ушант) и мысом Аг, но она была также обнаружена и во многих других местах.

Галька часто хорошо окатана и, по-видимому, под действием волн еще с плейстоцена находится в своем теперешнем положении. Второй вид осадков, по-видимому, представлен мелкозернистым песком, который образовался в результате разрушения верхнемеловых пород.

Кроме того, в песке присутствуют обломки палеозойских пород, принесенные с суши. Кварцевый песок встречается в районе к Ю от девонского и корнуоллского побережий, и возможно, образовался в результате разрушения подводных выходов «нового красного песчаника». В других местах песчанистые осадки состоят из раздробленных ракушек и мшанок. Ил встречается только на нескольких небольших участках вблизи побережья.

Ежегодно через пролив Па-де-Кале в Северное море поступает около 600 м3 песка. Считают, что песок перемещается далее на 3, к краю материковой отмели. Песчаные гряды не встречаются к В от линии, проходящей по 3° з. д.; западнее этой линии они есть и перемещаются в западном направлении. Песчаные банки в проливе Ла-Манш отсутствуют, за исключением самой восточной его части.

Гидрологический режим пролива Ла-Манш

Климат района пролива Ла-Манш умеренный ветрено, облачно, дождливо. Зимой вся толща воды перемещается к В, в то время как летом, по-видимому, существует перемещение поверхностных вод от берега и глубинных вод к берегу.

Соленость достигает максимума, а температура становится минимальной в конце зимы (35,3 пром, 9—10° С в западной части и 6—6,5° С в восточной). Летом соленость снижается на

0,1—0,5 пром, температура поверхностного слоя достигает 15—17° С. Наблюдаются значительные межгодовые колебания. Восточнее меридиана 2° з. из-за сильного приливного перемешивания по вертикали вода остается гомохалинной и гомотермической в течение всего года, тогда как западнее образуется значительный термоклин и температура в придонном слое не превышает 10—11° С. Летние штормы разрушают этот термоклин. Из-за технических трудностей важный район островов пролива Ла-Манш был мало изучен.

В проливе Олдерней скорость сизигийного приливного течения достигает 9.7 Узла. Оно несет в восточную часть пролива Ла-Манш большое количество воды, которая насыщается биогенными элементами в перемешанных водах среди Нормандских островов. Воды Атлантики попадают в Северное море через пролив Ла-Манш и Па-де-Кале, хотя это направление течения может измениться на обратное благодаря ветрам, дующим из Северного моря. Осенью, зимой и весной вода поступает главным образом с 3 или СЗ, но летом вода поступает с ЮЗ, из района расположения слоя температурного скачка.

П ервые люди добрались до Британии посуху. Но примерно 8500 лет назад уровень моря поднялся и на месте сухопутного «моста» образовался пролив, известный нам как Ла-Манш (от фр. la manche - «рукав»), а британцам - как English Channel («английский канал»). А пару веков назад люди вспомнили, что такое спорт, - и пролив стал препятствием, которое можно покорить...

...вплавь

Усатый капитан британского торгового флота Мэттью Уэбб как-то прочитал в газете историю: один пловец попытался переплыть Ла-Манш, но у него не вышло. «Значит, получится у меня!» - решил 27-летний Уэбб и приступил к тренировкам в холодной воде. 25 августа 1875 года Мэттью выпил энергетический напиток собственного изобретения (вишневый бренди с куриными яйцами), натерся дельфиньим жиром и шагнул в воду. В пути были инциденты (Мэттью получил сильный ожог от контакта с медузой) и трудности (он пять часов болтался у французского берега, дожидаясь, пока стихнут сильные приливные волны). Но спустя 21 час и 45 минут после старта усталый англичанин ступил на землю Франции. Уэбб утонул спустя восемь лет, пытаясь переплыть . MH предупреждает: не всякий спорт полезен для здоровья.

...на самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду - 1000 фунтов стерлингов получит тот, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась - Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио, поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/ч на высоте около 80 м). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все у него в итоге вышло как надо: через 37 минут полета Луи Блерио благополучно посадил самолет на английский берег.

...на коракле

Бернард Томас всю жизнь прожил в крошечном уэльском городке Ллехрид - ловил рыбу в местной реке Тейфи и мастерил кораклы, местные лодочки из ивовых прутьев. Томасу стукнул 51 год, когда он внес свое имя в историю: за 13 с половиной часов Бернард пересек Ла-Манш на одном из своих кораклов. Томас пытался привлечь внимание к популярной в Уэльсе истории о принце Мадоге, который в 1170 году с единомышленниками уплыл (на кораклах, само собой) в Северную Америку.

...без рук и ног

26-летний француз Филипп Круазон как-то залез на крышу своего дома, чтобы починить телеантенну, и получил изрядный удар током. Врачи отрезали Круазону руки (по локоть) и ноги (он остался без ступней). Через 16 лет после случая на крыше инвалид бросился в Ла-Манш, но не для того чтобы утопиться. Через 14 часов после старта, 18 сентября 2010 года он выплыл на другом берегу. Чтобы пересечь пролив, 42-летний Филипп использовал специальные протезы для рук и ног.

...быстрее всех

Представь себе картину: 8 сентября 2012 года Трент Гримси, член сборной Австралии по плаванию на открытой воде, кролем гребет к берегу Франции. Его желтая шапочка то скрывается под волнами, то вновь показывается на поверхности. Рядом идет катер; матрос периодически вывешивает за борт таблички - сообщения для будущего рекордсмена. «Ты должен сделать то, что задумал», - передает пловцу его мать. Ну он и сделал - пересек Ла-Манш за рекордные 6 часов и 55 минут.

Как самостоятельно переплыть через Ла-Манш

За всю историю пролив Ла-Манш вплавь пересекли чуть более 1000 человек - меньше, чем . Хочешь присоединиться к избранным, а то и поставить рекорд? С 1995 года (после нескольких смертельных случаев) Франция ввела запрет на заплывы, которые стартуют с ее берегов, поэтому теперь спортсмены отправляются в путь исключительно с территории Великобритании.

О своем намерении нужно сообщить в Channel Swimming and Piloting Federation (cspf.co.uk), за 250 евро федерация поможет в организации и регистрации заплыва. Пересекать канал можно только в сопровождении катера (с врачом и представителем ассоциации), аренда судна обойдется в 1000 евро и более. Имей в виду, что пловцам запрещено использовать гидрокостюмы, но можно наносить на тело специальный жировой состав из вазелина и ланолина. В ходе заплыва спортсмен не должен касаться объектов (людей, лодок), так что еду и напитки ему передают с катера на раздвижном шесте.

32 километра - ширина Ла-Манша в самой узкой его части, «проливе в проливе» Па-де-Кале. Но из-за сильных течений и большого судового трафика спортсменам обычно приходится преодолевать 50 и более километров.

Первый русский, покоривший Ла-Манш

Москвич Павел Кузнецов вообще-то хотел просто похудеть. Ходил в зал, сажал себя на диету. Потом занялся плаванием и так увлекся, что придумал покорить не нашу рубрику «Я худею...», а целый Ла-Манш. К заплыву Павел готовился около двух лет. Стартовав 22 августа 2006 года, он двигался 14 часов и 33 минуты в темпе 61–63 гребка в минуту, последние часы - при волнении на море 4 балла и в полной темноте.

Важный для нашей страны заплыв завершился 23 августа в 01:20 ночи на пляже в районе французского города Кале (подробнее об этой истории читай на сайте Кузнецова paulkuz.ru). На фото - Павел после финиша.

Павел Кузнецов о том, как ему плылось через Ла-Манш:

«...Больше всего у меня почему-то замерзали бедра. А ближе к концу я почувствовал острую боль в правой руке. Я терпел минут сорок, потом не выдержал и попросил обезболивающее. Мне на длинном шесте передали две таблетки. Финишировал я в глубокой темноте: встал и почувствовал под ногами песок. В этот момент я чувствовал себя самым счастливым человеком. Потому что доплыл? Потому что все хорошо кончилось? Сам не знаю почему...»

15-18ºC - температура воды в проливе Ла-Манш летом и в начале осени, когда чаще всего устраивают заплывы.

 /   / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Координаты : 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д.  /  50.18361° с. ш. 0.53111° з. д.  / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Ла-Манш Ла-Манш


Ла-Ма́нш или Английский канал (фр. la Manche [ МФА (фр.) : ], англ. English Channel [ МФА: [ˈɪŋ.glɪʃ ˈtʃæn.(ə)l] ]) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания . Под проливом с 1994 года проходит третий в мире по длине железнодорожный тоннель - Евротоннель .

Географическое положение

Происхождение названия

Слово Ла-Манш было заимствовано из французского названия пролива (фр. la Manche - рукав), которое впервые упоминается в XVII веке. Судя по всему, оно появилось из-за специфической формы пролива в виде рукава. Во многих языках, включая славянские, пролив называется похожим образом: на испанском - El Canal de la Mancha , на португальском - Canal da Mancha , на немецком - Ärmelkanal (Ärmel по-немецки - рукав). Явное исключение - это английский язык, где название English Channel означает «английский пролив», происхождение которого доподлинно неизвестно. Возможно, это было связано с заселением на британском острове племени англов (вместе с саксами), которые сумели вытеснить римлян с острова и образовать там своё государство на последующие пять веков. Англы пришли с территории современной Дании , а на скандинавских языках название канала совпадает с английским вариантом.

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь

Пловцы пересекают пролив Ла-Манш (точнее, наиболее узкую его часть - Па-де-Кале, Дуврский пролив, 32 км) в тяжёлых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 1000 человек (по состоянию на 2012 год) - это меньше числа людей, покоривших Эверест .

Рекорд среди мужчин с 2012 года принадлежит Тренту Гримси (Австралия) (6:55); среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 год, 7 ч 25 мин 15 с).

Пересечение пролива Ла-Манш на транспортных средствах

Экология

Как на всякой загруженной судоходной линии, на Ла-Манше есть проблемы с охраной окружающей среды из-за судов с токсичными грузами и нефтяных танкеров, в больших количествах проходящих пролив. Порядка 40 % инцидентов с загрязнением окружающей среды в Великобритании происходит в Ла-Манше и его окрестностях . К примеру, при крушении контейнеровоза «Наполи» в 2007 году на берега залива Лайм (Юрское побережье) было выброшено порядка 1700 тонн опасного груза .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ла-Манш"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ла-Манш

– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес. Ла-Манш. Между Англией и Францией

Пролив Ла-Манш - один из самых известных в мире морских судоходных маршрутов. Скалы отвесно опускаются в его воды на французском берегу, в Нормандии.

Ла-Маншем его называют французы и весь мир. Англичане - с патриотизмом островитян и упорством, достойным уважения. - величают этот пролив Английским каналом.

Глядя на историю, можно подумать, что сам пролив «играет» за Англию, потому что много раз спасал ее от континентальных захватчиков. Однако Ла-Манш одинаково суров ко всем: его воды стали могилой миллионов людей и судов. Впрочем, в конце XX в. его все же удалось приручить, прорыв тоннель - один из самых протяженных в мире.

ВОДНЫЙ БАРЬЕР

Ла-Манш - название французское. Англичане называют этот пролив Британским или (в прямом переводе) Английским каналом. Последнее имеет более старое происхождение:
древние римляне назвали водное пространство, отделявшее Британию от континента, «Маре Британикум», или «Британское море».


Во II в. до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус». Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.

Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в Балтийское море. Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.

По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.

Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.

В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.

Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г

Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.

Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул - и они рассеялись»»).

Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-ман-шские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.

Какое бы название пролив ни носил и кому бы ни принадлежал, он одинаково относится к морякам по обе стороны. Ураганный ветер, проливной дождь, гигантские волны, высокие приливы и густой туман - обычное явление в тих местах. До открытия Евротоннеля непогода создавала большие проблемы для паромов.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЛА-МАНША

XX в. показал, что значение пролива Ла-Манш как оборонительного рубежа нисколько не уменьшилось даже с развитием авиации и ракетостроения. Но с окончанием эпохи мировых войн Ла-Манш вновь стал связующим звеном между Англией и Европой.

Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.


25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.

Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракет-но-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.

В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат

В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.


После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.


Туннель в проливе Ла-Манш,"Чаннел"

Новый проект был запущен в 1973 г Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.

Туннель под Ла-Маншем фотографии


1. Тоннель под Ла-Маншем это самый длинный в мире подводный тоннель проходит под Ла-Маншем и соединяет Англию с Францией.


2. Длина тоннеля составляет 50 километров, 38 из них проложено под морским дном. Тоннель под проливом был открыт в 1994 г. как часть современной транспортной системы.


3. За последние 200 лет были предложено множество способов преодоления Ла-Манша. Проект тоннеля был предложен в 1802 году, и уже через 90 лет начались разработки проекта.

4. Преодолеть же пролив предлагал даже Наполеон III. Так королева Виктория в согласии с Наполеоном III в 1860 году одобрили новый французский план тоннеля, и начали строительство, правда, дальше, чем на 2 км тоннель не продвинулся.


5. Сейчас существуют три тоннеля: два железнодорожных и один служебный, расстояние между каждым 30 метров. На английском берегу работы начались в декабре 1987 года, а на французском чуть позже. Обе стороны тратили по месяцу на прокладку каждого километра. Прокладка тоннеля заняла три года.


6. Тоннели проложены на 45 метров ниже морского дна.


7. Благодаря тоннелю можно без труда посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут, учитывая, что в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут.


8. Диаметр тоннелей - 7,3 метра, длина каждого тоннеля - около 50 километров, из которых 38 проходят под толщиной воды.


9. Тоннель под Ламаншем это поистине грандиозный тоннель, так же его называют «Евротоннель».


10. Машины же перевозят поезда, машины просто въезжают в специальные вагоны, и выезжают на другом конце.


11. Тоннель открыли в 1994 году 6 мая, Елизавета II и президент Миттеран. Вот таким мы с вами увидели Тоннель под Ла-Маншем и его фотографии.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г В период 1946-73 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.

Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.

Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.

На о. Сарк (Нормандские о-ва) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.

Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг

На о. Олдерни (Нормандские о-ва) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным
и праздничным дням.

Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.).