Что произошло в 1549 году. Первый земский собор на руси. Российская республика и рсфср

  1. Сглаз и порча. Православное мнение.

    Какое богохульство: "целитель" гадает на сатанинских картах,
    рядом иконостас, горит церковная свеча!
    Если вы в трудную минуту жизни обратитесь к «народному целителю», он обязательно скажет, что Вас сглазили или на вас навели порчу. Да ещё и подскажет, кто её навел (чтобы Вы потом годами мучались непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же Вас успокоит, предложив снять её методами «народной медицины», которыми он «в совершенстве владеет»: заговоры, «выкатывание» яйцами, «сливание» воском или водой и т. п., - естественно, за немалую сумму. Только не удивляйтесь, если после подобного исцеления Вы попадете в психиатрическую больницу.
    Итак... о «порче».

    Господь наш Иисус Христос сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-32).

    Следовательно, ничто и никто (даже диавол) человеку не повредит, если сам человек себе не повредит, т. е. не отпадет от Бога через нарушение Его святых заповедей. Скорби и страдания нам попущены Богом именно за наши грехи и являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.
    Так, значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить?

    Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров существует с давних времен и отрицать её - значит отрицать наличие самого князя тьмы, диавола. Но их негативное влияние возможно только попущением Божиим для укрепления человека в вере и осознания им того, что Бог и только Бог - наш единственный заступник. Да вот беда - многие этого не осознают и не хотят менять греховный образ жизни, который их вполне устраивает.

    Слова «порча» и «сглаз» отсутствуют в Библии, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. В новозаветные же времена о всех «порчах», «насланных болезнях», «наговоренных продуктах» апостол Павел ясно сказал любителям «бабьих басен»: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4).

    Все эти призывы: «Бойтесь колдунов», «Бойтесь порчи» - это ещё и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5).

    Тем, кто болеет страхом перед колдунами дает совет свт. Тихон Задонский: «Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог всё, и кроме Бога всё ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».

    Итак, мы должны решить - к чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в «порчу» и боязнь её есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог, - значит мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется «порчей» и «сглазами», чем больше боиться их - тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха.

  2. В этом и есть самое неприятное. Что обычный рядовой человек, далекий от веры, может понять? Он пришел к такому колдуну с проблемой. Проблему сняли. И такой "исцеленный" расскажет о чудодейственной силе колдуна еще шестерым таким же людям...
    Так вот активно и пополняются ряды бесовские. :ai:
    Только, спустя некоторое время, когда приходится платить по счетам, таким "исцеленным" и не вдомек, отчего у них беды и горести начинают сыпаться как из рога изобилия. Они же уже и не помнят о своих грехах, а значит и не связывают свои походы к колдунам с новыми печалями. :bn:
  3. Ничего колдуны не снимают, к ним идут за легким решением. Молиться долго надо, да и Бог не допустит плохого помысла в молитве. У колдунов все проще - плати и получишь иллюзию, что все изменилось.
  4. Могу добавить лишь одно - все в этом мире по Воли Божьей. Если человек грешит постоянно и меняться не хочет, тогда и получает порчи и сглазы. Я очень сомневаюсь, что наши замечательные Батюшки, свято верующие в Бога, носят на себе порчу или сглаз. Если наша душа чиста и открыта Богу, то нам ничего не страшно. И если ты узнал, что тебе сделали порчу, прежде всего надо идти в Церковь и истово молиться, чтобы понять почему это произошло и менять себя, свое отношение и мировоззрение. Также и в противоположном случае, если сам со злости пожелал кому-либо зла или осудил - сразу просить прощения и молиться. Это лично мое мнение, могу и ошибаться.
  5. Сделаем вывод на основании Священного Писания и святых отцов: Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку. И никаких порч или сглазов нельзя навести на православного человека. Если бы такая проблема была актуальна, то в храмах не было бы отбоя от просящих отслужить, скажем, молебен от сглаза. Но у нас в Церкви нет таких чинопоследований. Нет, потому что всё это - суеверия, пришедшие из языческого прошлого. Сейчас любая гадалка или ворожея скажет вам, что на вас навели порчу и только ваши доллары могут исправить это положение. Ясно, что весь народ не может быть подвержен сглазу и шарлатаны умело манипулируют сознанием доверчивых простаков или суеверных людей. Но иногда по попущению Божию нечистый может навредить человеку, но только тому, кто не почитает Истинного Бога и не участвует в Церковных таинствах. Человек, отпадая от Бога и становясь рабом дьявола, сам обрекает себя на множество неприятностей, потому что у дьявола нет ни своих не чужих - он всех ненавидит. Кто носит на себе святой крест и живёт в мире с матерью - Церковью, того никто не одолеет!
  6. Уважаемые священослужители!
    Подскажите, пожалуйста, как можно определить настоящего целителя, исцеляющего Силой Божию, среди всех этих шарлатанов-мракобесов?
    И ещё один вопрос, не совсем относящийся к теме.
    Уважаемый иерей Олег, Вы говорите:

    Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Но как же тогда объяснить такой эпизод из Священого Писания?

    10
    Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
    11
    И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Исход 7: 10,11
  7. Истинные чудеса может творить лишь Бог ("Ты еси Бог творяй чудеса"). Часто это совершается по молитве кого то из угодников Божиих, и этих угодников люди называют чудотворцами, хотя чудо творит Господь, а они лишь ходатаи об этом чуде. Бесы же творить чудес не могут, хотя и пробуют изображать нечто подобное ("обезьянничают"). В некоторых случая по попущению Божию у них что-то получается, как в случае с фараоновыми волхвами, но лишь до той поры пока Бог это им попускает, ведь те же волхвы мошек уже не смогли произвести(Исх.8.18.). Попускается же им что-то сделать для того что бы еще больше посрамить - жаб то они произвели, а вот избавиться от них уже не могли и вынужден был фараон позвать Моисея и услышать от него:"Нет никого как Господь Бог наш(Исх.8.10)"
    В свете выше сказанного, напрашивается вывод, что среди так называемых "целителей" от Бога нет никого. Исцеление это чудо Божие, а чудеса Бог творит по Своей Воле, а не "под заказ" целителя. Люди должны молиться, а Бог знает в чем мы имеем нужду и если это нам на пользу, то даст и исцеление и все необходимое.
  8. Протоиерей Александр , как я понимаю египетские волхвы творили чудеса от каких-то других могучих сил, но не от Господа нашего. Зачем Богу было помогать врагам израилитян?
    И вы не совсем ответили на мой вопрос. Вы говорите, что угодникам дан дар исцеления. Я и хотел узнать как отличить такого угодника от мракобеса. И почему мракобесы не могут научиться дару исцеления?
  9. К сожалению, Вы невнимательно прочитали ответ. "Обезьянничае" волхвов - это жалкое подобие чудес. И Бог не помогал им, а попускал, что далеко не одно и тоже. Причину попущения я уже объяснил: для их же посрамления.
    А зачем Вам нужно искать целителей или чудотворцев? Еще Христос предупреждал о том, что род лукавый ищет знамений (чудес) и знамения не дастся ему.
  10. Протоиерей Александр , а ежели Господь попускал им повторение чудес, то всё-таки, какими силами они были сотворены?
    А целители и чудотворцы мне нужны для того, чтобы подлечить кое-какие недуги и уладить личные дела.
  11. Ищите, прежде всего, Царствия Небесного и Правды Его, и все остальное приложится.
  12. Про сглаз.
    А как быть, когда у человека "дурной глаз". Т.е. человек может и не хочет, но не так глянул/сказал/подумал - и у другого начались проблемы?
    Собственный пример. Я, 15-летней девочкой, первый раз в деревне, и увидела петуха. Потрясающе красивого, с цветными, переливчатыми перьями в хвосте - прямо как с картинки! От души восклицаю: какой красавец! - после обеда этого петуха задавила машина.
    Мне 22 года. С подругой и нашими мужьями идем после конференции на банкет. Подруга идет потому, что у нее муж участвовал в подготовке мероприятия, сама она никакого отношения ни к организации конференции, ни к ее содержанию не имеет. Неожиданно получается, что она выглядит на банкете красивее всех: удачная юбка, подчеркивающая красивые ноги, сама подруга по характеру веселая и жизнерадостная. Вобщем, я весь вечер смотрю на ее ноги и думаю: ну почему так? Она совсем "левый" человек здесь, заслуг никаких нет для того, чтобы ее пригласили на этот банкет, как других. Даже эту самую юбку она заняла у подруги, и юбка так потрясающе подчеркивает ее фигуру, и даже скрывает отсутствие талии! - На следующий день подруга обварила ноги кипятком.
    Или. Мужу подарили литровую пивную кружку. Но ее очень трудно было мыть, т.к. она рельефная. Однажды я в сердцах подумала: как достала эта кружка, мыть трудно, и выбросить жалко, хоть бы сломалась, что ли... - Через день кружку уронил ребенок и разбил.
    Подобных случаев в моей жизни много. Совпадениями назвать их трудно, настолько их много и настолько они четкие. Я уже боюсь от души хвалить что-то... И как мне быть? Как с этим бороться? Если это не сглаз, то что это?
  13. Скажите, как развиваются Ваши взаимоотношения с Православной Церковью? Вообще Вы должны понимать, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется.
  14. Мои взаимоотношения с Церковью... Меня крестили в детстве, в советский период, что тщательно скрывалось. Лет в 15 я начала задумываться о Боге, о том, что он всё-таки есть. Чуть позже начала носить крест. Лет в 17 начала ходить в храм, но не для молитвы, а чтобы попросить за предстоящий экзамен. В 20 лет поженились и повенчались с моим нынешним мужем.
    Потом мы переехали в город, где не было церкви. Находясь в командировках, я иногда заходила в храм. Исповедовалась очень редко. Однажды за грех, который я никак не могла преодолеть и повторяла вновь и вновь, батюшка отлучил меня от причастия. Я очень расстроилась и перестла ходить в храм вообще - подумала, что теперь не имею права да и вообще нет смысла (не знала тогда, что можно и без причастия ходить).
    Потом лет через 5 всё же пошла. Да и переехали мы в город, где храм есть.
    А в 35 лет я захотела второго ребенка, достаточно позднего, очень боялась и... пришла в церковь, снова просить. И вот тут уже начала изучать и соблюдать все правила, попыталась вникать в слова молитв, многое начало проясняться, перестала грешить многими грехами - нашла в себе силы.
    Сейчас каждое воскресенье хожу в храм, соблюдаю утреннее и вечернее правило, среду и пятницу, посты, стараюсь быть миренной (что мне очень трудно удается) и т.п. Ну т.е. делаю то, что делает обычный христианин и прихожанин. Вот так развиваются мои взаимоотношения с Православной Церковью.
    Я согласна, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется. Но ведь у меня часто бывает, что я даже не думаю о сглазе, а когда действие уже произошло (т.е. плохое с другим человеком случилось), то корю себя: ведь знала же, что нельзя так делать!

    Причем наш батюшка говорит, что сглаза нет, особенно для того, кто живет по законам божиьм. Значит всё-таки есть? А для того, кто живет по законам божиьм, сглаз имеет меньшую силу или не имеет ее вообще?

    А как быть, когда не я, а другой человек сглазил? Таких случаев в моей жизни тоже много. Например, я активно общаюсь на форуме мамашек, где мы делимся опытом воспитания детей. Многие часто "вывешивают" фото (дни рожденья, то или иное развивающее занятие, просто счастливого ребенка). Так вот когда я вывешиваю фото своего ребенка, он обязательно начинает прихварывать. Фото дочки и внучки - нет, а фото сына - обязательно болячка.
    Как оградить детей/работу/дом и т.п.?

«Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты». «Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм. И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело».

Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами. В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча. И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям.

То, чего нет

«Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. преподобного Паисия Святогорца:

«Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой» .

Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами». . «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру. Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

У современного человека есть мечта – «быть средним». Наверняка, все слышали рассуждения многих наших современников в стиле «я не сделал ничего плохого» или «я делал как все». Но в духовной жизни невозможно быть средним – нет «серого» в Православии. Есть либо добро, либо зло. И когда человек наивно рассуждает, что он ничего плохого не сделал, да и верит он «как все», то есть «в душе», то нужно поставить себе честный диагноз – от Христа такой человек отошел. А это значит одно – он открыт для любых бесовских нападок, которые не заставят себя ждать.

Как бороться?

И вот, человек отошел от Христа. Начинаются разные бесовские нападения. Человек решает, что на него навели порчу, и начинает с ней «бороться». А тут рынок магических услуг предлагает огромный ассортимент. Можно постараться заранее защитить себя от порчи, можно её «снять». Если хотите отгородиться от потенциального нанесения порчи, правильно прикалывать булавку, можно «глаз Фатимы» носить и многие другие варианты, вплоть до полной экзотики. Только надо помнить духовную сущность подобных практик – это такое же обращение к бесам. Я часто говорю людям, которые приходят в храм с красной ниткой или с «глазом Фатимы», что они носят на себе маленького чертенка. Быть может, немного резковато, но доходчиво. Большинство эти нитки в храме же и снимают и выбрасывают.

Вряд ли есть смысл писать про «снятие порчи», так как это тот же «клин клином». И понятно, что обращение к бесам за помощью против бесов делает только одно – усугубляет рабство человека.

«Безгрешный приворот»

Скажу только об одной немаловажной подробности «снятия порчи». «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14) – сказано в Новом Завете. Не бывает «безгрешного приворота», равно как и не может маг, «экстрасенс» (и прочие наименования этих служителей дьявола) быть православным христианином. Он может сколько угодно использовать православную атрибутику: предлагать поставить свечи в храме, зажигать их во время магических сеансов, использовать иконы и делать многое другое. Но помните слова апостола Павла, процитированные выше. Не обольщайтесь этими внешними православными символами – суть от этого не меняется.

Вопрос: «Знакомая девушка поругалась с цыганкой и та обещала навести порчу. Стоит ли опасаться? Правда ли что у цыган есть такой дар? Мне вообще говорили, что их Бог этим одарил. Правда ли все это? »


Отвечает протоиерей Вячеслав Брегеда:
- Есть такое слово – суеверие, когда человек в «суе верит» и доверяет всему этому. К сожалению, некоторые думают, что если ты причастился и исповедался, то ты как застрахован, тебя как заговорили. Сохраняется такое язычество своего рода.
Как ко всему этому относиться?
Из жития священномучеников Киприана и Иустиньи такой случай отражается. Киприан был язычником, волхвом, и его попросили сделать так, чтобы Иустинья полюбила одного юношу. И вот Иустинья стала чувствовать в себе какое-то влечение, она стала задумываться - как так случилось? Она старалась во всем угождать Господу, следила за своими помыслами, жила такой доброй жизнью и вдруг в ней какая-то перемена. Она стала усиливать свою молитву и помыслы эти отошли, потому что она истинная христианка, которая хочет Богу угодить. И Киприан ничего не мог сделать, что даже дьявол решил обратиться в Иустинью и прийти к этому юноше. Но, когда юноша увидел дьявола в образе Иустиньи, он воскликнул: «О, Иустинья, моя!» и так было это имя ненавистно для бесов, что сразу их чары пропали. Потому что так она отражала верой, была такой настоящей христианкой.
Так и в нашей жизни, беда вся в том, что мы не имеем такой веры, чтобы жить с Господом. Все чего –то боимся, все нам кажется, что порчу сделают, сглазят. Мы должны быть по –настоящему христианами, которые надеются на Господа. Да, может и болезнь какая-то прийти, но я уповаю на Господа, я живу с Господом. «Господь – моя помощь, упование – мой Отец, прибежище – мой Сын, покров – мой Дух Святой. Троица Святая слава Тебе!» Я с Господом живу, и болезни могут прийти, но я воспринимаю эту болезнь, как попущение Божие. Господи, помоги мне все перенести. Я прежде всего хочу быть верным Тебе, жить по Твоим заповедям. И это главное. Не надо смотреть на все эти сглазы, порчи – это настоящее суеверие и пустота. Этого надо избегать, чтобы в нашем христианском сознании не реагировать ни на что подобное.
Владыка Антоний (Сурожский) вспоминал, что однажды, к нему обратилась женщина и сказала: - Вы, знаете, я патентованная колдунья, но у меня почему – то ничего не получается. И он ответил ей: - Значит ты как – то не так живешь, не тому служишь. Так, она, даже, потом христианкой стала.
И вся наша боязнь порчи и проклятий, это признак того, что мы не имеем такой настоящей доброй веры. Помоги, Господи, жить нам с Богом, надеяться на Бога, во всем угождать ему и отходить от всяких суеверий. Мы, вообще, не должны об этом думать, должны думать только о том, как угодить Господу. (4 голоса : 5 из 5 )

Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», – такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему.

Одна из них фактически копирует представления оккультизма : зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения.

Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.

Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже). Такие люди совершенно не бояться смертного греха клеветы, и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять. Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками). Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи. Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:10-13 ).

Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных. Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным. Он неделю пил водку, ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами. Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10 ), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу.

В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет. Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:12-13 ) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.

Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них. Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой. Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.

Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя. По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:20-14 ).

Бог конечно защитник всем призывающим Его. Но, как говорит Давид: «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7:11 ), а не тем, кто просто использует Его силу. Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придет сама.

Но есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию. Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к темным силам через магию или подобным образом. Даже с формальной точки зрения непонятно, почему мы должны доверять нашим представлениям больше чем реальности? Ведь к пустому колодцу по воду не ходят. Если бы не было злого воздействия на людей из мира духов, то откуда взялось бы само представление о порче и сглазе?

Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм. Но подобным образом рассуждают и любые сектанты. Все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы). Короче всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.

О. Андрей Кураев, подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в Интернет–публикациях), приходит к следующим выводам: «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся. Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» – вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают. Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же защитил и спас Христос? Богатства и земной власти Своим ученикам Он не дал. И вот оказывается, что на частицу Его тела, на церковную частицу… любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 239).

Чтобы обосновать этот вывод о. Андрей проводит изощренные исследования и пытается основываться на данных предания Церкви. Он говорит: «Обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания – это вероучительные определения Вселенских соборов. Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в «порчу» и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 238-239).

Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо боятся болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» , известнейшей символической книге Православия, утвержденной на Киевском, Ясском и Константинопольских Соборах и одобренной восточными патриархами сказано о грехах против 2 заповеди: «Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных» (Догматические Послания Православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. с. 133).

Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил . Так крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, систематизировавший все предыдущие толкования канонов, объясняя, почему волшебник по правилу св. Василия Великого подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, например члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной» (Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 316).

Также и другой великий канонист Православной Церкви, Зонара говорит: «справедливо таковые (т.е. волшебники – С. Д.) наказываются подобно убийцам, потому что волшебство содержит в себе и призывание злых духов, и отравление; оно умерщвляет, или лишает рассудка, и делает смерть желанной для страждущего, когда он придет в себя, или, если не для него, то, по крайней мере, для близких к этому человеку. Временем же епитимии для таковых должно быть, говорит св. отец, время назначенное для дерзнувшего на вольное убийство, т.е. 20 лет» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 336).

Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм , который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признается как вполне реальный. Канонической оценке волшебства посвящены параграфы с 13 по 24. Здесь прямо утверждается, что «чародеи волшебством бесы привлачат на своя хотения». Перечисляются те чародеи, которые вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т.п.

Неужели о. Андрей считает себя мудрее тех отцов, которые составили и пользовались Номоканон? Почему для него постановление протестанствующего еп. Феофана Прокоповича важнее многовекового опыта Церкви?

Точно также и литургическое предание подтверждает очевидный факт нападения демонов на людей по просьбе чародеев. Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп. Феодора Студита, который поется во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т.п.), говориться и о смерти от «чаровных напоений», которых он просит упокоить со святыми (Триодь Постная. Канон субботы мясопустной, песнь 6. Тот же тропарь в каноне Троицкой родительской субботы). Как мы видим, даже если человек умрет от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесен вред его душе. Для Отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.

Упоминание о причинении вреда другому чрез волхвование содержится и в Чине Таинства Исповеди в Большом Требнике.

Уже не приходиться говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых. Впрочем, для либералов этот источник вообще не считается не только авторитетом, но хотя бы заслуживающим хоть какого-то уважения. Ведь если для о. Андрея недостоверно житие святых Киприана и Иустины (написанное, замечу, императрицей Евдоксией в начале V века на основании подлинных документов), которое подтверждалось уже святителем Григорием Богословом (24 слово), то неудивительно, что и касательно современности он доверяет только своим теориям. Знаменитые слова «если моя теория противоречит фактам – тем хуже для фактов», во всей красе проявляется и в этом вопросе. Не удержусь, чтобы не заметить, что и знаменитая (и отвергаемая о. Андреем) история о превращении женщины в лошадь, описанная в житии преп. Макария Великого с точки зрения исторической доказательности засвидетельствована едва ли не лучше, чем большинство событий церковной истории IV века. Ведь помимо самого жития (согласно рукописной традиции написанного святителем Сарапионом Тмуитским – конец IV в.), об этом чуде упоминает Лавсаик еп. Палладия, Руфин, «Достопамятные сказания». И Палладий, и Руфин лично общались и самим преподобным Макарием, и с многими очевидцами этого чуда. Так на каком основании мы должны не верить очевидцам, а доверять теориям либералов конца XX века?

Нам лично приходилось сталкиваться с тяжелыми последствиями либеральных теорий, которым верят больше чем реальности. Так недавно ко мне подошел один человек, у которого была следующая проблема. Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась. Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем. После этого в нем появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания молодого человека не кончились. Он стал в прямом смысле сохнуть. Его мышцы стали высыхать, причем обследования не нашли этому естественных причин. В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться. Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, что состояние его только ухудшилось. Лишь после Таинства Исповеди и Соборования ему стало легче. Перед нами очевидный пример действенности магии на крещенного человека, который не защищен Причастием . Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочел отвергать реальность ради теории.

Теперь стоит посмотреть на то, как можно богословски осмыслить этот феномен.

«Когда ты слышишь здесь (Гал. 3:1 ) слово зависть (букв. «сглаз»), или в Евангелии – худое око (Мф. 6, 23 ), что означает тоже самое, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят, потому что глаз, как член тела, сам по себе не может быть завистлив; но здесь Христос так называет зависть. Ведь дело глаз – просто только смотреть, смотреть же лукаво – зависит от развращенного сердца. Так как через чувство зрения входит в нашу душу знание рассматриваемых нами предметов, и, например, в большинстве случаев возбуждает в нас зависть богатство, а богатство мы видим глазами, равно как начальников и их свиту, то поэтому назвал лукавым такое око, которое не просто смотрит, но смотрит с завистью и душевной злобою». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 774)

«…говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу, но потому что учившие сему этому по зависти решились на это». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 775)

В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.

Даниил Сысоев , иерей, кандидат богословия