Целеполагания и принципа проблемности процесс. Целеполагание в управлении. Цель зависит от доступа к ресурсам

Общие требования к процессу целеполагания

Цели должны быть:

    Конкретны

    доступны для понимания

  • достижимы

Ключевые принципы постановки целей:

    Обсуждение целей

    Определение приоритетов

    установление сроков выполнения целей

    обеспечение регулярной обратной связи

    связь целей с системой поощрения

Постановка целей организации требует от руководителей доведения их до сведения подчиненных, объяснения важности их достижения, определения механизма достижения (т.е. определение материальных, человеческих, финансовых, информационных ресурсов; сроков выполнения; распределение систем ответственности, контроля, мотивации, использование технологий и других потенциальных источников).

Цели организации не остаются неизменными, каждому этапу и циклу ее развития соответствуют определенные цели. Необходима своевременная их корректировка для успешного функционирования организации.

В целеполагании всегда возникает задача свести множество возникающих целей к минимуму, из минимума выбрать главную цель, исключить те, которые выступают как средство достижения других целей или не влияют на выбор альтернатив. Главное при определении целей указать ЧТО и КОГДА.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются с позиции цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание включает не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания – программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

5.3. Дерево целей как метод цеполагания

К методам целеполагания относят разработку «дерева целей», которое осуществляется путем последовательной декомпозиции (разделения) главной цели на подцели по следующим правилам:

    формулировка целей должна описывать желаемые результа­ты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходи­мые для их достижения;

    формулировка целей должна быть количественно и качественно измерима;

    должна выполняться полнота редукции целей: каждая цель вышестоящего уровня разворачивается в подцели нижестоящего уровня;

    формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата; не давать двойного толкования;

    на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

    декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позво­ляет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип «дерева целей» обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, соци­альных, политических, духовных), их согласование для достиже­ния главной, единой цели.

Формирование «дерева целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие - те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых за­висит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, под­разделяются на более частные и т.д. Так достигается максималь­ная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип, по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую опре­делить место и роль каждой цели в процессе ее достижения, раз­граничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Количество уровней дерева целей зависит от масштабов организации, сложности целей, характера проводимых мероприятий.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. , говоря иначе, цели - это конкретные состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

Доходы организации;

Работа с клиентами;

Потребности и благосостояние сотрудников;

Социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться:

Во-первых, цели отражают философию организации концепцию ее деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственные поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же - получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

В-четвертых, цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же самые заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную активность в работе, многократно перекрывая производственные нормы.

Наконец, в пятых, официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

|С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

    установление целей для организации в целом;

    построение иерархии целей;

    установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают оставление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации для всех ее подразделений и для всех членов.

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

В практической и общей психологии вопросы целеполагания рассматриваются очень по-разному, в зависимости от школы или от пристрастий того или иного автора. Люди все разные и если что-то подходит одному человеку, то не обязательно это подойдёт другому. Обычно системы целеполагания состоят из достаточно банальных вопросов, про то, что хочу или что не хочу, некоторые вообще уходят от целеполагания в сторону и создают нечто похожее на целеполагания и определение смысла жизни, наиболее правильно, с моей точки зрения, рассмотреть несколько способов постановки целей и работы с ними, для того, что бы выбрать для себя один или просто соединить их так, как вам захочется.

При целеполагании, независимо от способа, важно следовать нескольким простым правилам.

— позитивно называйте свою

— разделяйте желания и цели. Цель - нечто внешнее по отношению к человеку, то состояние, которого он сознательно стремится добиться. Цель подчиняет и формирует желания.

— сосредоточьтесь на большой цели, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.

— попробуйте перейти от цели «для себя» к целям «для других». Большие дела делаются для других людей.

— задумайтесь, какие плюсы принесет достижение цели. Если вы решите, что плюсов больше, чем минусов, то перестаньте обращать внимание на негатив. Это необходимая плата за успех.

— время, ушедшее на целеполагания, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний в разных направлениях.

Мы по шагам рассмотрим и разберём три метода постановки целей их разных сфер психологии и вы сможете попробовать их отдельно один от одного или создать свой.

Метод 1.

Метод этот предлагают современная психология, развившаяся на стыке нескольких течений. Для этого метода вам понадобиться ручка и бумага.

1. Напишите список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. И не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите - нарисуйте это.

2. Взгляните на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае - додумайте перспективу, во втором - распишите ближайшее будущее.

3. В списке из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.

4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.

5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы - все что угодно из того, что необходимо).

6. А теперь вспомните несколько случаев, в которых вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос:

«Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»

8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.

9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).

10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет - запишите эти советы.

11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.

12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).

13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Метод 2.

Этот метод нам преподнесла психология управления, которая выделяет у человека 5 основных сфер жизни.

— личная

— профессиональная

— социальная (окружение, друзья, социальный статус)

— духовная (внутреннее состояние, вера, культура)

— сфера здоровья

1. Поэтому при целеполагании в каждой из сфер надо ставить себе цель. При этом цель – это не то, что я делаю (например для того, чтобы улучшить что-тоили углубить), а ЧТО (или чего именно) я хочу. И у этого «ЧТО (или чего)» должен быть яркий образ – чем ярче, тем лучше.

2. После этого рисуем стрелку как на рис. ниже и прорабатываем шаги: «что я могу сделать для того, что хочу?» и вписываем в этот рисунок эти шаги. Чем больше таких шагов у вас получиться, тем лучше — потому что яркое светлое будущее на ваших же глазах превращается в конкретное, детальное, уже более реальное и ощутимое.

Всё дело в том,что приходит новый день и понимаешь, что у тебя теперь появилась еще одна какая-то возможность – и нужно ее вписать.

4. А теперь самое интересное – нам надо сделать все пять рисунков по каждой сфере, сравнить их и удивиться. Другой реакции у людей я ещё не видел при этом.

Один психолог знакомый говорил, что у кого получится все соединить в одно – тот Будда. может в этом помочь.

Только надо учитывать тот факт, что это работа не на один день, а на многие дни. После которой идёт еще и периодическая корректировка.

Метод 3.

Модель целепологания в НЛП строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: «Что ты хочешь?»


Условия хорошо сформулированной цели

1. Цель сформулирована позитивно.

2. Цель находится под вашим контролем.

3. Цель проверяема в сенсорном опыте.

4. Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

5. Цель находится в нужном контексте.

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

7. Возможные препятствия.

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели.

А теперь давайте разберём этот метод конкретно по шагам. Иногда полезно рабоать в этой методике с партнёром. На своих тренингах я всегда предлагаю людям сделать это в форме упражнения с партнёром, который будет строго следить за структурой. Итак, начнём.

1. Цель сформулирована утвердительно, позитивно.

Чего вы хотите, а не то, что вы не хотите.

Если вы хотите что-то «не» делать, то задайте себе вопрос: «Что будет, когда я перестану это делать? Что я хочу взамен этого?»;

И без отрицательной частицы «не»

Например, один участник говорит: хочу, чтобы было не тяжело. Тогда другой участник добивается ответа в позитивной утвердительной форме, спрашивая его: «А чтобы как тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться?».

Помните, если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, чтобы не и т.д.) Отрицание существует в языке, но не в опыте.

«Попробуйте не думать о желтой обезьяне». Что происходит? Когда мы исследуем, что может пойти “не так “ – очень полезно быть «несоглашателем». Но если мы ставим перед собой цель – должно быть только позитивное утверждение. Для нашего подсознания нет частицы “не”. Достичь цели мы можем, только если двигаемся к визуальному образу. Вопросы: “Что вы хотите?” вместо “Чего вы не хотите?”.

2. Цель относится к себе, находиться под собственным контролем.

Что вы будете делать? Что Вы лично можете сделать? Что Вы получите для себя внутри себя? Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Даже если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете выбрать, как вести себя.

Цель должна быть в сфере контроля. Результат должен быть в принципе достижим. Если проблема или цель вне нас – мы не получим результат. Где находится область, в которой вы можете достичь результата? Перефразировать проблему так, чтобы было возможно достижение результата. Процедура проверки: “Как бы вы могли достичь этой цели?”, “Как бы вы узнали, что вы ее достигаете?”, “Что вы сами собираетесь сделать, чтобы ее достичь?”. Проверка уместности и значимости: “Соотносится ли это с тем, чего вы хотите?”.

3. Сенсорный опыт.

Как ты узнаешь что достиг(ла) цели?

Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате достижения своей цели? Определите сенсорно обоснованные описания или поведенческую демонстрацию.

4. Экология – цель сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

Как желаемый результат повлияет на вас? Чего Вы лишитесь? Что Вы получите дополнительно? Каковы будут последствия при достижении цели не только для меня, но и для домашних, коллег; не возникнет ли проблем дома, в семье, на работе? Проверьте внимательно, что ни одна из выгод настоящего состояния не исчезает и учтена.

5. Цель находится в нужном контексте.

Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите этого? Обязательно определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых нет. Идентифицируйте подходящие контекстуальные ключи (маркеры ситуаций).

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

Есть ли все ресурсы для достижения цели? Какие ресурсы Вам нужны для достижения цели? Какие навыки, способности; деньги, время и т.д.?Можете ли Вы иметь к ним доступ? Где и как вы можете найти эти ресурсы? Если нет, то «В» помогает их найти и спрашивает:

«Что могло бы быть решением?»

«Если бы ты знал, то что бы это могло быть?»

«Если бы был человек, который имел доступ к ресурсам, который бы знал, который бы представлял, то какой бы он был и как бы он это делал?»

7. Исследование возможных препятствий на пути к достижению цели .

Что мешает достичь цели? Задать себе вопрос: «Почему я до сих пор не достиг цели?. Что может быть решением? Кто и что может помочь? Если бы вы знали решение, то какое оно было бы? Если бы вы знали, что может помочь, то что бы это могло бы быть».

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели (подстройка к будущему).

Что будет первыми шагами для достижения цели?С чего вы начнете? Какие первые действия по достижению цели? 2-3 пункта. Проверьте все последствия достижения цели. Необходимо, чтобы они не нарушали общего плана (краткосрочных и долгосрочных целей) индивидуума или группы.

Если бы вы знали, то что могло бы явиться первыми шагами?

Попробуйте представит, что вы уже достигли цели, то есть когда вы уже достигнете цели и посмотрите назад (для тех, у кого «прошлое находится сзади»), на момент начала, то какие шаги окажутся (могут оказаться) первыми?

Используя эти техники как основные для достижения целей, вы можете прекрасно стоить своё будущее, а если их совместить с дополнительными техниками для работы с целями, тогда вы можете открыть для себя нечто большее, чем просто постановка и достижение целей.

Дополнительные техники для работы с целями.

Не всегда поверхностная «мишура» даёт нам возможность что-то изменить или заглянуть в глубины себя, что-бы стремиться к действительно своим целям и мечтам, именно поэтому на протяжении тысячелетий люди придумывали и создавали методы для открытия более глубоких своих целей и устремлений. Следующие три дополнительных метода так-же взаимодополняющие и пересекающиеся.


Метод исключений.

Человек – особенное существо, чрезвычайно различное в своих проявлениям. Существо такое, которое очень часто ленится, особенно когда бежит не в ту сторону. А больше половины людей не знают зачем живут, точнее не знают к чему стремятся, они плывут туда куда несет их жизнь. Этот прекрасный способ помогает ещё лучше понять себя и свои цели.

Для этой техники нам снова понадобиться листок и ручка. Выполняется техника в течении нескольких дней по 15-30 минут каждый день.

На листке бумаги напишите всё, чего вы бы хотели достичь за свою жизнь. Минимум 50 вещей или понятий и максимум хоть 1000.Перечитать и заняться своими делами.

Ровно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть половину. Менее занчимую.

Росно через сутки вернуться к листку и вечеркнуть ещё половину, которая покажеться менее значимой.

Это последний день, в который вы оставляете 5-10 понятий или вещей в списке.

Это и будут самые важные и ценные цели в вашей жизни.

Метод двух вопросов Рейнуотер

1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.

2. Начните с короткой релаксации.

3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»

4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.

5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.

6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»

7. Повторите это несколько раз подряд, расслабляясь всё больше.

Метод «Санкальпа»

Санкальпа - техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.

1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.

2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.

3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.

4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.

Многие люди планируют поход на футбол лучше чем свою карьеру. Это связанно с тем, что кому-то легче уйти, кому-то намного интересней находиться в прекрасных внутренних состояниях на футболе чем на рабочем месте. Именно техники целеполагания и позволяют создать в жизни прекрасную мотивацию и отличные внутренние состояния от движения в правильном направлении, на работе или дома, на отдыхе или семье. Ведь эти техники универсальны, и нет необходимости использовать их только для рабочих или карьерных целей. Попробуйте привнести это в отношения с другими людьми, отдых, спорт, общение и прочие сферы жизни и результат вас обрадует.

Статья для журнала “Психология Сегодня”,

1. Технология (это понятие шире, чем понятие методов, данное в названии главы, м. б., перенести его туда?) целеполагания при принятии решений. (м. б., этот заголовок сделать по аналогии с параграфом 1 главы 2.3: Целеполагание: методы и место в принятии решения?)

2.Типология методов формирования множества альтернатив.

3. Методы активизации творческого мышления (м. б., чтобы связать с темой главы, добавить: для поиска новых альтернатив).

4. Классификационные методы (добавить: генерирования альтернатив?).

§1.Технология целеполагания при принятии решений

Постановка целей занимает важнейшее место в процессе разработки решений, являясь одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования любой системы управления.

Формирование и выбор целей являются следующим этапом процесса принятия решения после этапа анализа и диагностики проблемы.

Под целью понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения.

Цели, направленные на ликвидацию проблемной ситуации, можно классифицировать по ряду оснований.

      По степени значимости выделяют стратегические и тактические цели.

Стратегические цели формируются при определении долговременного развития объекта управления, организации или проблемной ситуации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

      Цели также различаются как траекторные и точечные.

Траекторные , или направляющие цели, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» траекторная. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата, например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.

      Цели различаются по уровню иерархии.

Если целью 0-го уровня можно считать генеральную цель, например, «получение прибыли», то целями 1-го уровня будут «введение нового товара», «снижение издержек», «повышение квалификации сотрудников». Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут быть представлены в виде совокупности целей 2-го уровня.

Сформулированные цели должны удовлетворять определенным требованиям:

Комплексность. При постановке цели необходимо ориентироваться на будущее состояние объекта по всем аспектам проблемной ситуации. Например, добиваясь высокого качества продукции, нельзя забывать о ее цене или забывать о социальных аспектах работы организации.

Системность. Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом и факторы проблемной ситуации, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Согласованность . Цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.

 Если среди целей организации встречаются противоречащие друг другу цели (например, стремление обеспечить максимальный объем производства и минимизировать затраты), то необходимо найти эффективное компромиссное решение. В качестве такого компромиссного решения может, например, выступать цель «максимизировать объем производства при заданном уровне затрат» или «минимизировать затраты при заданном уровне производства».

Достижимость. Состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения, должно быть реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

Конкретность. Цель, поставленная ЛПР, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей реализации определенные управленческие действия.

Гибкость. Цель должна быть сформирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внутренних и внешних условий.

Приемлемость. Сформированные организационные цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации и функционирование объекта управления, а также для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных целей.

Иерархичность. Иерархичность в целеполагании при принятии решения определяется соподчиненностью, развертываемостью и взаимной полезностью целей. 43

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня. Поэтому цели управления формируются последовательно сверху вниз, начиная с целей всей системы и заканчивая целями ее отдельных элементов.

Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня.

 Например, цели администрации муниципального образования развертываются в цели сфер управления администрации (социальная, градостроительство и архитектура, финансовая, организационная и т.д.), цели сфер управления - в цели отдельных структурных подразделений (комитет здравоохранения, комитет по управлению имуществом города, комитет по охране окружающей среды и т.д.).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Свойства иерархичности целей нашли свое отражение в важнейшем методе структуризации целей – дереве целей.

Метод «дерево целей» - метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней (рис. 2.2.1.).

Рис. 2.2.1. - дерево целей

Каждая из подцелей может быть разложена на составляющие цели таким образом, чтобы прямое произведение (конъюнкция (логика «и»)) этих подцелей определяло вышестоящую цель. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей, при которой цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов.

Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения генеральной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и элементам. В таблице 2.2.1. показана взаимосвязь уровней планирования и целей.

 Таблица 2.2.1. – Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей 44

Уровень планирования

Уровень целей

Характеристика целей

1.Цели и задачи

0 – цель решения проблемы

1 – главные сферы реализации цели

2 – задачи

Коммерческие, социальные, политические цели

Основные направления реализации цели

Основные задачи

2.Средства

Пути и способы решения

3.Элементы средств достижения целей

5 – виды деятельности, обеспечивающие выполнение заданий

6 – элементарные действия

Комплексы и единичные действия

Использование деревьев целей можно найти в методах ПАТТЕРН, прогнозного графа Глушкова, они являются основой программно-целевого подхода. Грамотно выделить цели различных уровней позволяет SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа.

Построение «дерева целей» включает 2 этапа:

      Схематичное отображение процесса разложения генеральной цели на подцели (собственно построение «дерева целей»);

      Последующая количественная оценка относительной важности подцелей (важность подцелей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования).

 При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%.

Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые не подлежат дальнейшей декомпозиции и дают конечные результаты, определенные главной целью.

Логическим продолжением построения дерева целей является дерево решений, еще один метод логической структуризации на этапе целеполагания и определения альтернатив. По мере перехода задач «дерева целей» к конкретным способам, операциям и мероприятиям, дерево целей «преобразуется» в «дерево решений».

После определения наиболее важной подцели посредством присвоения коэффициентов относительной важности становится очевидным, какая из подсистем становится объектом дальнейшего изучения и основой построения «дерева решений».

В самом общем виде под деревом решений понимаютсхематичное представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.

Метод «дерево решений» – это метод структуризации, направленный на получение развернутого перечня работ, которые должны быть выполнены или перечня решений, которые должны быть приняты, чтобы поставленные цели были достигнуты. Это диаграмма, описывающая процесс принятия решения и последствия выбора каждой из возможных альтернатив. На ней одновременно могут приводиться вероятности рисков и затраты или доходы от выбора каждой логической последовательности событий и будущих решений. Если «дерево целей» отвечает на вопрос «что?», то «дерево решений» на вопросы «как?» и «каким образом?».

Ведущим логическим принципом при построении дерева решений является логика «или» (дизъюнкция) или принцип альтернативности и взаимоисключения в выборе элементов, что означает, что к реализации принимается только один наиболее эффективный, предпочтительный из числа элементов, детализирующий элемент более высоко уровня.

Альтернативность бывает полной или частичной.

Частичная альтернативность - логика и/или , которая характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям частичной альтернативности и состязательности.

Дерево решений дает обзор всего множества альтернатив решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько альтернатив решения, сколько ветвей на дереве. Альтернативы решения становятся все более конкретными, по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов решения представлен на рис. 2.2.2.

Рисунок 2.2.2. – Дерево решений

В представленной структуре дерева решений уровни обозначаются следующим образом:

    Уровень Р – цель решения;

    Уровень А – альтернативы решения;

    Уровень С – способы решения

    Уровень М – конкретные работы и мероприятия.

Таким образом, отдельную группу методов, направленных на формирование вариантов и альтернатив решения составляют методы «дерева целей» и «дерева решений». Важность метода «дерева целей» как способа целеполагания при принятии решения заключается в том, что данная технология является основой для последующего формирования альтернативных вариантов решения.

Задание 1. В чем заключается отличие методов «дерево целей» и «дерево решений». Выделите параметры отличия и заполните таблицу.