Бухарин биография. Бухарин Николай Иванович (краткая биография). Революционная деятельность. Начало

с организовал самое крупное массовое убийство в истории, когда он заставил более 900 мужчин, женщин и детей выпить цианид в гайанском поселении, названном в его честь.

Прежде СМИ называли Джонстаун "культом смерти" и распространяли идею о том, что в ноябре 1978 года его жители спокойно предложили яд своим детям, прежде чем выпить его самостоятельно. Репортеры красочно описывали имеющиеся сенсационные факты и попутно придумывали несуществующие подробности. "Они приветствовали свое собственное уничтожение", - заявил один такой журналист из Сан-Франциско. Это стало "официальным" взглядом на трагедию: кучка калифорнийских лунатиков покончила с собой по велению больного демагога.

Эту карикатуру жертв Джонстауна было гораздо легче принять, чем истинную историю.

В то время, как средства массовой информации вызывали публичное презрение к жертвам Джонса, их тела лежали на жгучем экваториальном солнце в течение четырех дней. В это время Соединенные Штаты и Гайана спорили о том, что с ними делать. США давили на Гайану, чтобы закопать всех мертвых в единую могилу — но Гайана отказалась, поскольку считала всё это внутренним делом американских граждан. К тому времени, когда американские солдаты упаковали тела и отправили их на базу ВВС в Делавере, они были настолько сильно разложены, что судебно-медицинские эксперты смогли опознать только 69% жертв. Из них примерно половину похоронили их родственники; другим семьям было так стыдно за свою связь с "суицидальным культом", что они отказались принять останки своих близких. Несколько кладбищ отказались принять оставшиеся 409 тел из — за клейма Джонстауна — и громких возражений от соседей. Лишь кладбище Evergreen в Восточном Окленде согласилось похоронить их.

Уцелевшие члены церкви Джонса, - "Храма народов", - также подверглись порицанию. Гневные толпы собрались в Сан-Франциско, крича: "убийцы детей!" Тех, кто вернулся из Гайаны - без гроша в кармане, - отказывались принимать в бюро социального обеспечения и выдавать продовольственные талоны; работодатели не хотели принимать их на работу. Они считались монстрами, достойными своей судьбы.

Сегодня ужасное массовое убийство в Джонстауне сводится к банальности. "Не надо было пить яд!" - частая циничная фраза.

В последние годы взгляд на событие в Джонстауне начал меняться. Ряд выживших опубликовали воспоминания о своей жизни в джунглях. И иск вынудил ФБР выпустить около 50 000 страниц документов и около 1000 аудиокассет, собранных после упомянутого события. Эта новая информация углубляет наше понимание трагедии и резко противоречит описанию вины, наложенной на жертв Джонса.

Джонс внушал своим последователям - большинство из которых были афроамериканцами — что город его имени является некой утопией, где они могли бы жить без американского расизма, сексизма и элитарности. Вместо этого почти 1000 американцев, которые участвовали в этом смелом социальном эксперименте в течение четырех лет, оказались в ловушке антиутопического кошмара. Жители верили, что могут вернуться домой в любое время, если Джонстаун не понравится им. Но от поселения до цивилизации - два дня пути по реке. Никакие дороги не связывали поселение цивилизацией. Джонс конфисковал все паспорта и деньги, и сказал им, что если им что-то не нравится, они могут “плыть домой"."Несмотря на прежние обещания, что все будут жить в личных домах, он разлучил мужей и жен, родителей и детей. Несмотря на хвастливые заявления, огороды в джунглях не могли производить достаточно пищи, чтобы накормить всех голодных жителей.

Но самым пугающим аспектом для иммигрирующих членов храма было изменение их лидера. После прибытия последователей в джунгли, Джонс отбросил личину заботливого пастыря и запретил любую критику. Даже упоминание о жаре считалось "контрреволюционным"."Он запретил жителям покидать изолированное поселение, сказав им, что пустыня, которая окружала их джунгли, была полна ядовитыми змеями, львами и бандитами, которые хотели уничтожить их общину. Он подвергал цензуре входящую и исходящую почту, чтобы заставить мир поверить, что Джонстаун был счастлив и успешен.

Именно в Гайане Джонс впервые провел голосование по своей идее "революционного самоубийства". Несмотря на то, что он обсуждал идею в Калифорнии со своим близким кругом — нигилистическими последователями, которые в конечном итоге помогли ему осуществить свой ужасный план — постоянные члены храма народов переехали в Джонстаун, чтобы найти лучшую жизнь для себя и своих детей. Когда он озвучил перспективу на собрании в сентябре 1977 года, жители были ошеломлены и возразили. Они пришли на обетованную землю не чтобы умереть - они пришли для лучшей жизни. Но ночь за ночью Джонс собирал их, запрещая кому-либо ложиться спать, пока все не подняли свои руки в мнимой поддержке своих собственных смертей. По словам одного из выживших, постоянные разговоры о "революционном самоубийстве" стали скучными, и люди "проголосовали", чтобы получить возможность наконец-то заснуть.

18 ноября 1978 года была запущена смертельная цепь событий. Конгрессмен Лео Райан , который прилетел, чтобы расследовать заявления о том, что жителей удерживались против их воли, покинул Джонстаун с группой несчастных жителей. Они попали в засаду, устроенную прихвостнями Джонса. Конгрессмен, трое репортеров и беженцы были убиты. До того, как новости о провале Джонстауна стали достоянием общественности, Джонс приказал своему народу умереть. Окруженные вооруженной охраной, жители получили выбор: они могли умереть от пули или они могли умереть от яда. Жизнь не была одним из вариантов.

Джонс записал об этом событии для потомков, в так называемой “записи смерти". Это страшный, душераздирающий рассказ, легко найти в интернете. Джонс часто останавливался и начинал запись более 30 раз, стирая звучащие протесты. Его последний приговор - гротескная ложь: "мы не покончили с собой, мы совершили акт революционного самоубийства, протестуя против условий бесчеловечного мира". Крики, которые слышны на заднем плане говорят о реальной ситуации.

Жертвы Джонса мечтали о лучшем, более справедливом мире - мечта, которую сегодня разделяют многие из нас. Но вместо того, чтобы их запомнили, как борцов за их идеалы, их высмеивают как уродов. Эти люди, которые питали такую надежду и были так жестоко преданы всеми, заслуживают лучшего.

Только в 2011 году - через 32 года после массового убийства - жертвы Джонса наконец были удостоены мемориальной доски с указанием их имен на братской могиле на кладбище Evergreen. Это маленький шаг к восстановлению справедливости.

Суицид является крайним способом для отчаявшегося человека решить все свои проблемы. И нужно сказать, что способ этот не самый верный. Не зря практически религии и культуры мира считают суицид противоестественным, греховным поступком. Да и общество к людям, решившимся на самоубийство относится крайне негативно. Но в истории последнего времени есть примеры, когда люди не просто сводили счёты с жизнью, а делали это массово.

Движение за возрождение десяти заповедей Бога, Уганда, 2000 год
В конце 90-х годов XX века было очень много спекуляций на тему конца света, который якобы должен был случиться в момент смены тысячелетий. Одними из самых жестоких из этих спекулянтов стала секта «Движение за возрождение десяти заповедей Бога», основанная ещё в 1989 году в Уганде бывшей проституткой по имени Кредония Мверинда.

Мверинда утверждала, что является вестницей Девы Марии, которая будто бы лично дала ей такие полномочия, в то время когда сама Мверинда находилась в трансе на священной горе. Своими речами она смогла привлечь в секту несколько сотен последователей, убедив их в том числе отдать ей всё своё имущество в преддверии скорого конца света. По заявлениями Мверинды, Апокалипсис должен был состояться аккурат 1 января 2000 года.

После того как стало понятно, что конца света в назначенный срок не случилось, проповедница объявила, что абсолютный, окончательный конец миру придёт 17 марта 2000 года. Влед за этим имущество сектантов было распродано, а то, что продать не удалось - сожгли. Дома сектантов были объявлены святилищами, в которых тем надлежало проводить всё время за молитвами - кто будет застигнут концом света не в молитве, не получит спасения и вечной жизни.

В один прекрасный день около 500 последователей Мверинды собрались в церкви и заколотили двери и окна. А через некоторое время вся церковь взорвалась от подожжённых 100 галлонов бензина. Расследование дело не дало никакой ясности в том, было ли это актом добровольного массового суицида, или произошло убийство. В доме самой Мверинды нашли ещё шесть тел зарубленных топором, 81 тело было найдено в общей могиле и 47 тел оказались закопанными в саду Катарибабы. Все жертвы были задушены их же чётками. А вот самой проповеднице удалось бежать.

Орден Храма Солнца, Швейцария, Канада, 1994–1997 годы
В 1984 году эту секту основали преподаватель Жозеф Ди Мамбро и врач Люк Журе. По показаниям некоторых свидетелей, эти двое действительно верили в то, что получили высшее откровение, которые обязаны были нести людям. Своим последователям они внушали, что Земля неотвратимо движется к апокалипсису, при этом смерти не существует вовсе, она не более, чем иллюзия. Естественно, все адепты секты верили в то, что в потусторонней жизни их ждёт возрождение.

В соответствии с этими учениями, в ночь с 4 на 5 октября 1994 года одновременно в Швейцарии и Канаде около полусотни членов «ордена» провели некий обряд и покончили с собой, а оставшиеся в живых подожгли те здания в которых это всё происходило. Спустя год их примеру последовали ещё 16 сектантов. А последняя волна самоубийств произошла в 1997 году, когда на тот свет отправились ещё пятеро адептов.

Впрочем, как следует из полицейских отчётов по результатам расследования этих инцидентов, последователи Ди Мамбро и Журе практиковали не только самоубийства, но и ритуальные убийства. Так, например, многие из найденных тел были застрелены из винтовок и револьверов, некоторые задушены, а трёхмесячного младенца они и вовсе пронзили деревянным колом, объявив того антихристом.

Храм Народов, Гайана, 1978 год
Одно из самых жутких и масштабных массовых самоубийств последнего времени. Всё началось в 1955 году в Индианаполисе, США, когда 24-летний Джим Джонсон основал религиозную группу «Церковь Слова Христова», которую вскоре переименовал в «Храм народов». Новое движение проповедовало достижение «апостольского социализма».

В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участке земли площадью 15,6 квадратных километра, несколько членов «Храма народов» основали поселение, названное в дальнейшем Джонстаун, по имени главы движения. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями переехали в это поселение. Всего их было более 900 человек.

В течение некоторого времени члены коммуны вели переговоры с посольством СССР в Гайане. Они жаловались на то, что несмотря на переезд из США, коммуну продолжают преследовать. Руководители делегации Джонстауна официально уведомили советского консула о том, что собираются просить у СССР политического убежища, а также намерены разместить в Госбанке СССР значительные денежные средства организации.

Однако в ноябре 1978 года в аэропорту городка Порт Каитума на группу членов коммуны и их родственников было совершено нападение в результате которого были убиты пять человек, в том числе конгрессмен США Лео Райан. Лидер общины Джим Джонс сообщил своим почитателям, что после убийства сенатора переговоры с Советским Союзом потеряли всякий смысл, и чтобы не допустить того, чтобы сами адепты и их дети попали под влияние американских властей, они должны совершить так называемое «революционное самоубийство». 18 ноября 1978 года сектанты по приказу своего духовного лидера сперва дали раствор цианистого калия своим детям, а затем выпили его сами. Погибло 909 человек, в том числе 276 детей.

Сайпан, Япония, 1944 год
Во время Второй мировой войны Сайпан был последней линией обороны для метрополии. Ну удивительно, что Битва за Сайпан, проходившая с 15 июня по 9 июля 1944 года, стала одной из основных кампаний США во Второй мировой войне. Из примерно 30 000 японских солдат было взято в плен только 921 человек. После упорной защиты острова японскими войсками последовал приказ, который предписывал всем оставшимся в живых совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности императору страны Восходящего Солнца. Кроме того, более 1000 гражданских покончили с собой, сбросившись со «скалы самоубийц» и «Банзай Клиф».

Деммин, Германия, 1945 год
30 апреля 1945 года, с приближением восточного фронта, последние части вермахта и СС были вытеснены из пригородов, прошли через Деммин и подорвали все мосты ведущие из города, для замедления наступления советской армии. Войска 2-го Белорусского фронта без боя взяли город 1 мая 1945 года. Потеря города без боя, невозможность эвакуации из-за взорванных мостов, пожары и преступления, вместе с ранее проводившейся нацистской пропагандой, изображавшей жестокость советских захватчиков привели к массовой панике.


Многие жители города и беженцы в страхе совершали самоубийства, в том числе целыми семьями. Люди использовали всё, что годилось чтобы покончить с собой: огнестрельное оружие, бритвенные лезвия, яды, некоторые вешались, многие топились в реках. Отдельные женщины предварительно убивали своих детей. Некоторым не удавалось совершить самоубийство с первого раза, в частности, имеются свидетельства, что советские солдаты доставали людей из воды, препятствовали повешению и вскрытию вен. Погибших было так много, что их тела извлекали из воды ещё несколько недель. Точных свидетельств о том, сколько именно человек свели счёты с жизнью в том городке нет, по разным данным их было от 700 до 1200.

Массовые суициды имеют свои отличительные особенности, требующие отдельного рассмотрения данной темы. Но мы не будем сейчас говорить о психологическом аспекте этого вопроса. Лучше просто вспомним самые громкие случаи массовых самоубийств.

Читторгарх (Индия)

История азиатских стран знает немало прецедентов такого рода. Одна из причин этого кроется в местных традициях. Джаухар – именно так назывался обычай, по которому знатные раджпутские женщины сжигали себя в случае вторжения неприятеля. Акт самосожжения происходил не после битвы, а до нее. Таким образом в сердца воинов вселялась ярость, и они сражались с еще большим остервенением.

Расположенный в северо-западной части Индии город Читторгарх (столица княжества Мевар) пережил три осады, при которых жители массового практиковали джаухар. Самая известная произошла в 1303 году, когда город осадил делийский султан Ала-уд-Дин. В эпической поэме «Падмават» описывается, как султан нападает на город, желая заполучить прекрасную царевну Рани Падмини. Однако последняя совершает джаухар вместе с другими женщинами. Общее количество совершивших самосожжение придворных дам иногда оценивают в 700 человек. Впрочем, о столь давних событиях сложно говорить с уверенностью.

Последний знаменитый случай самосожжения в Читторгархе имел место в 1568 году: тогда город был захвачен армией падишаха Империи Великих Моголов Акбара Великого и разрушен до основания. Столицу княжества Мевар впоследствии перенесли в город Удайпур.

Сайпан (Япония)

Ни одна война в истории не принесла столько горя и страданий, как Вторая мировая. Случаи массовых самоубийств были особо распространены в самом конце войны на территории японских островов. Летом 1944 года США атаковали принадлежащие Империи восходящего солнца Марианские острова, на которых находилось много гражданских.

Нужно сказать пару слов о менталитете японцев, в рамках которого сдача врагу считалась чуть ли не главным позором в жизни. Жены открыто говорили отправлявшимся на войну мужьям: «Лучше умри, но не сдайся неприятелю». К 1944 году Япония еще не привыкла к массовым капитуляциям; это случится позже, во время сражения за Окинаву в 1945-м. Пропаганда успешно пугала солдат и мирных граждан «зверствами янки». Им, в частности, говорили, что американцы привяжут руки к одному джипу, а ноги к другому и разорвут тело пополам (и это далеко не самое жуткое, о чем вещала пропаганда). Но многие солдаты и офицеры, как мы уже сказали, и так были готовы умереть за бога-императора, без новых напутствий.

У США было превосходство в воздухе и на море, а десант высадился на остров Сайпан и успешно продвигался вглубь. Защищала остров 31 тысяча японских военнослужащих, из которых 5 тысяч покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Они прыгали со скалы с криком «Банзай», из-за чего последняя получила название «Банзай-Клифф». Так же поступили и гражданские: родители толкали вниз детей, а затем прыгали сами. Есть мнение, что жертвами массового суицида стали 22 тысячи обычных японцев (всего на острове находились 50 тысяч военных и мирных граждан). Эта цифра ставится под вопрос, но одно известно точно: тысячи японцев добровольно свели счеты с жизнью. И похожую картину можно было наблюдать в разных районах тихоокеанского театра военных действий вплоть до самого конца войны.

Деммин (Германия)

Немецкий город Деммин расположен в земле Мекленбург-Передняя Померания. В последние дни войны он стал ареной жестокого противостояния вермахта и частей Красной армии. 30 апреля немцы были вытеснены из города: уходя, они подрывали мосты, чтобы замедлить продвижение советских войск. С севера, запада и юга город окружали реки Пеена и Толленс, поэтому бежать мирным жителям было некуда.

Все это, напомним, происходило в самом конце войны, и в немецком обществе стали ходить упорные слухи о зверствах советских солдат и офицеров. Что-то из этого было правдой, что-то – выдумкой пропаганды Геббельса. В общем, напуганные мирные жители стали массово совершать самоубийства. В ход шло все, что было под рукой: пистолет, лезвие, яд, веревка. Многие жители топились в реках Пеена и Толленс: тела из воды извлекали на протяжении нескольких недель. При этом некоторых потенциальных утопленников якобы спасли советские солдаты. Женщины топили своих детей, а затем сами сводили счеты с жизнью. «Я все еще помню реки, красные от крови. Если бы мой брат не остановил маму, она бы утопила нас обоих», – рассказывает местная жительница Барбель Шрайнер, которой на тот момент было шесть лет.

Тех, кто свел счеты с жизнью, хоронили на местном кладбище Bartholomai. По разным данным, жертвами массового суицида стали от 900 до 2,5 тысячи человек. Всего же, по мнению исследователей, в 1945 году до конца войны от 10 до 100 тысяч немцев добровольно ушли из жизни. Значительная часть самоубийств пришлась на жителей столицы Германии.

«Храм народов» (Гайана)

Когда говорят о случаях массовых самоубийств, нередко именно инцидент в Гайане ставят на первое место. И это неспроста: основанная американским проповедником Джимом Джонсом секта уничтожила более 900 своих последователей. Среди жертв трагедии оказалось свыше 200 детей, а также конгрессмен Лео Райан, прилетевший в общину увидеть все собственными глазами.

Поселение Джонстаун было создано на территории Гайаны (северо-восточное побережье Южной Америки). Оно привлекло внимание правозащитников задолго до трагедии. Формально все было хорошо: члены секты много трудились (по 11 часов в сутки), вместе собирались, играли и общались. В общине даже были ясли и детский сад. Но постепенно до родственников стали доходить слухи о суровых телесных наказаниях, применении наркотиков, пытках и т.д. Многие также говорили, что членов общины удерживают там насильно.

Трагедия произошла 18 ноября 1978 года. Большая часть людей погибла от отравления цианидом после того, как получила приказ от своего руководителя. Сам Джим Джонс предпочел яду пистолет. В своей предсмертной аудиозаписи он указал в качестве причины на «страх перед влиянием американской власти». Конгрессмена Лео Райана и его людей уже после его отъезда расстреляли на взлетно-посадочной полосе. Только 80 членам общины удалось спастись: некоторые выжили потому, что не присутствовали на злополучном собрании.

Движение за возрождение десяти заповедей Бога (Уганда)

Из всех современных случаев массового суицида именно этот является самым пугающим. Причина – в огромном количестве жертв. Всего более 750 человек стали жертвами убийств и самоубийств. Инцидент неразрывно связан с личностью бывшей проститутки Кредонии Мверинды, в свое время заявившей, что она «получила приказ от Девы Марии». К секте примкнули, в том числе, влиятельные люди, такие как землевладелец Джозеф Кибветере. Это позволило быстро заручиться политической поддержкой и расширить влияние.

Трагедия произошла 17 марта 2000 года. Руководство объявило об очередном «конце света» (предыдущий, намеченный на 1 января, так и не наступил). Все имущество сектантов распродали, а их самих заставили усердно молиться вплоть до наступления апокалипсиса. Эпилогом деятельности «спасителей» стала гибель 500 членов общины: они взлетели на воздух вместе с церковью, когда кто-то поджег 100 галлонов бензина. Свидетели говорят, что окна церкви были заколочены, дабы никто не выбрался наружу. В силу этого вообще сложно с уверенностью сказать, идет ли речь о суициде или об убийстве. Впоследствии на территории секты, огороженной забором, нашли массовые могилы, где были зарыты десятки других тел. Некоторых задушили, другие были зарублены топором людьми Мверинды.

А вот самой Кредонии удалось скрыться: некоторые видели, как она уехала куда-то на своем автомобиле. О местонахождении лидера секты ничего неизвестно до сих пор. Сейчас эксперты рассматривают Движение за возрождение десяти заповедей Бога в качестве одного из ярких примеров тоталитарных сект.


История человечества знает немало случаев, когда совершались массовые самоубийства людей, в основном, на религиозной почве. Самый известный из случившихся в двадцатом веке - джонстаунский суицид, когда 18 ноября 1978 года одновременно ушли из жизни 922 человека. Эта трагедия потрясла весь мир, и, конечно же, люди пытались разобраться в причинах произошедшего.

Джонстаун - поселение в южноамериканской Гайане, где жили члены религиозной секты «Храм народов», основанной Джимом Джонсом. Нетрудно догадаться, что поселение было названо в его честь.

Джим Джонс - американский религиозный проповедник. Он родился в 1931 году в штате Индиана. С раннего детства мальчик ходил в церковь, но проповеди священников не удовлетворяли его. Джим очень болезненно воспринимал расовое неравенство, а точнее, превосходство белокожих людей над чернокожими. Поэтому, повзрослев, он решил создать свою религиозную организацию, которая будет проповедовать равные права людей всех цветов кожи, это и произошло в 1955 году.

В 1960 году Джим Джонс становится священнослужителем, женится и усыновляет вместе с супругой несколько сирот с разным цветом кожи. Молодец, что скажешь! Количество последователей «Храма народов» очень быстро росло, и вскоре их было почти тридцать тысяч человек. Казалось бы, хорошая идея и красивая картинка, но число недовольных этой организацией было велико. В основном, это были родственники людей, входивших в «Храм народов». Они были уверены, что Джонс играл на чувствах людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Дело в том, что почти все члены его организации - пьяницы, наркоманы и другие несчастные, сбившиеся с нормального пути. Он давал им кров и уход, а взамен требовал беспрекословного подчинения. Родственники этих людей рассказывали позже, что Джонс отбирал у них деньги и подвергал телесным наказаниям за малейшие нарушения правил секты (а это была именно она).

Родственники сектантов подавали иски в полицию, именно поэтому у Джонса вскоре появилась идея поселить всех в одном месте, отдельно от остального мира. И в 1977 году было организовано поселение Джонстаун, где стали жить более девятисот человек.
Джим Джонс чувствовал себя здесь единоличным лидером, которому можно было все. Возможно, на этой почве у него развились некоторые психические заболевания, и он стал принимать сильнодействующие препараты. Некоторые специалисты полагают, что он стал наркоманом с помутненным рассудком.

Конечно же, власти периодически проверяли Джонстаун, зачастую это происходило по требованию тех же родственников, не верящих в созданную в поселении идиллическую картину. Но все проверки ничего странного и страшного не находили: их встречали довольные жизнью люди.

Жители Джонстауна с утра до ночи работали: рубили лес, ухаживали за окрестностями, ими было построено жилье, клуб, детский садик. А по вечерам сектанты собирались на религиозные собрания, причем, по словам выживших, Джонс зачастую среди ночи поднимал всех, чтобы устроить срочное служение. Понятно, что уставшим за день людям все это не нравилось. Недовольство Джонсом росло, как снежный ком. Лидер секты узнал, что кое-кто из жителей Джонстауна решил вернуться «в мир», что ему очень не понравилось.

В связи с накалившейся относительно притязаний родственников «жертв» затянутых в секту (напор был обеспечен бывшим адвокатом Джонса, перешедшего на другую сторону, противную прежней) атмосферой — было решено отправить для проверки в лагерь конгрессмена Лео Райана. С ним в Гайану поехали журналисты, члены организаций, комитет прибыл на место 17 ноября. Все выглядело безоблачно, все были счастливы, но Райану тайно передали информацию о том, что несколько активистов общины хотят вернуться в США. Поняв, что не все так просто, конгрессмен решает более обстоятельно обследовать обстановку, и находит еще 16 желающих покинуть лагерь.

Прибывший с проверкой политик вынес вердикт о том, что не все благополучно и остающимся здесь людям угрожает опасность: то есть лагерю и общине в скором времени придет конец. Он принимает решение эвакуировать тех, кто пожелал покинуть Джонстаун, вместе с ними летит и один из самых преданных активистов организации, под предлогом нужды выехать в США, что всех удивило.

По официальной версии Джим Джонс понял, что нужно принимать срочные меры. Его воспаленный сильными препаратами мозг не мог уже мыслить здраво…

Он спокойно согласился на отъезд желающих покинуть поселение и не уговаривал их остаться, что многих очень удивило. Когда люди вместе с членами проверяющей комиссии и журналистами сели в самолет, один из членов секты открыл по ним стрельбу. На помощь ему подоспели еще несколько вооруженных до зубов рьяных сектантов, и довели дело до конца. Было убито пять человек, включая конгрессмена США Лео Райана, том числе Райана, и журналиста NBC, который не выключает камеру и процесс расправы снимается на видео.

После этой чудовищной расправы Джим Джонс собрал на собрание всех жителей Джонстауна, рассказал им о случившемся и сообщил, что пришло время уйти всем в более совершенный мир, совершив добровольный суицид.

Основными уликами в деле служат: показания свидетелей (выживших членов секты), посмертная видео-запись убийства в аэропорту, аудио последнего служения, на котором Джонс сказал, что конгрессмена нет в живых, а пилот самолета тоже скоро погибнет, так как рядом с ним человек, который убьет его, после чего лидер «Храма Народов» предложил всем совершить добровольный акт суицида, уйти в новую реальность, встать на более высокую ступень существования.

Эта идея пришлась по вкусу не всем, особенно не хотели умирать дети, а их было 270. Основным орудием смерти было отравленное вино - кто-то пил его добровольно, а нежелающим силой вливали его в горло. Были случаи, когда остервенелые родители перерезали горло своим малышам, отказавшимся пить отравленное вино.

Всего было убито 918 человек. А что же Джим Джонс? Он побоялся пить вино и пустил себе пулю в висок, выбрав более быструю смерть. Такую же смерть выбрал его ближайший подельник. Двое сектантов покончили жизнь самоубийством находясь в другом городе Гайаны — Джорджтауне, предварительно зарезав двух своих детей. Таким образом, общее количество самоубийц - 922 человека.

Некоторым счастливчикам удалось выжить. Может, они приняли маленькую дозу яда, а может, их организм был более крепким и невосприимчивым к зелью. Именно они дали показания, что почти у всех суицид был добровольным. Они же рассказали, что Джонстаун был, как концлагерь, где работающих охраняли вооруженные люди, били их и насиловали.

После этой трагедии Джонстаун был закрыт, а секта «Храм народов» запрещена. А ведь многие секты в настоящее время мало того, что действуют, да еще и имеют огромное влияние и финансы - вот посмотрите как там все выглядит ВНУТРИ СЕКТЫ

Множество статей, фильмов, сюжетов, кричащих только о том, что всему виной секта — заполонили пространство СМИ того времени. Например, игровой фильм «Три дня в Джонстауне» — был как воссозданием трагедии, но в реале — это издевка, оскорбление чувств родственников…

Неофициальная версия массового самоубийства в Джонстауне

Неофициальная информация по какому-то событию, как известно, изобилующая или шокирующими, или неправдоподобными фактами, почти всегда более провокационная, чем то, что мы увидим в СМИ после обработки служб. Но в истории про Джонса и его организацию было ясно любому (ну или многим), что не все так просто, история темная, неоднозначная. В частности, одна из версий представлена в книге «Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ» (С.Ф.Алинин, Б.Г.Антонов, А.Н.Ицков «Юридическая литература», 1987 год). Однако и эту книгу причисляют к еще одной теории заговора.

Однако, странно, что все это считают нереальным после того как изучено и обсуждено множество Запрещенных экспериментов над людьми в США включая например знаменитый уже Проект ЦРУ «МК-Ультра» и Как ЦРУ испытывало на своих граждан ЛСД .

Вот что говорят факты: Джонс симпатизировал Советскому Союзу и хотел перебраться со всеми своими единомышленниками в статусе политических эмигрантов на его территорию.

«Это был социальный эксперимент, сродни коммунам Фурье и Сен-Симона, пытающийся организовать жизнь своих последователей по примеру израильских «кибуцев» — т.е. отрицание частной собственности на средства производства и «труд каждого на благо всех», этакий «патриархальный коммунизм», а также борьба за права человека, против расовой дискриминации и т.д.. Джонс, в действительности в молодости быв проповедником, со временем разочаровался в религии и стал атеистом, мало того, социалистом-марксистом(!), что не было секретом для его соратников. Для чего же он придал видимость церкви своей организации? Джонс, будучи практичным человеком, воспользовался преимуществами в налогообложении, даваемыми американским законодательством религиозным организациям.

Джонс и его единомышленники неоднократно высказывали свои симпатии Советскому Союзу. В интервью, данном корреспонденту ТАСС, побывавшему в посёлке, Джонс заявил, что он выбрал для поселения Гайану, потому, что это страна социалистической ориентации. В декабре 1977 года члены коммуны Дебора Тушет, Шэрон Амос и Майкл Прокс имели беседу с консулом посольства СССР в Гайане Фёдором Тимофеевым в Джонстауне. Гости передали ряд документов коммуны, спустя неделю жена Джонса — Марселина рассказала историю создания организации и то, что несмотря на их переезд из США, коммуну продолжают преследовать. В коммуне стали распространяться слухи о скором переезде общины в СССР. 17 марта 1978 года коммуна направила Тимофееву письмо, с прошением о переносе денежных средств. 19 марта было послано ещё одно письмо с ещё более настоятельной просьбой. 20 марта делегация из Джонстауна посетила посольство СССР и дала знать о своем намерении просить у СССР политического убежища, а также о желании разместить в Госбанке СССР значительные денежные средства организации, принять советское гражданство и переехать в Союз.

Это заявление озадачило дипломатов, и они немедленно занялись обсуждением данного вопроса с Москвой, которая рекомендовала, для начала, отправить в Советский Союз делегацию от «Храма народов». 18 сентября 1978 года пришло ещё одно письмо. 27 сентября Фёдор Тимофеев и врач посольства Н. Федоровский приехали в Джонстаун, чтобы сообщить о решении, принятом в Москве, после чего все члены коммуны окончательно поверили в скорый переезд. Для решения практических вопросов переселения был намечен визит Джонса в СССР в конце ноября — начале декабря 1978 года. 25 октября 1978 года от коммуны пришло письмо с поздравлениями в честь 61-й годовщины Октябрьской революции. Однако развивать дальнейшие отношения с Советским Союзом помешала трагедия.

В столице Гайаны, Джорджтауне, община "Храма народов" арендовала дом, по сути небольшую гостиницу, перевалочный пункт для гостей из США. Тут же находилось представительство, отвечающее за связь общины с гайанскими правительственными учреждениями, и радиостанция. Вскоре Тимофеев посетил этот дом и имел продолжительную беседу с группой представителей руководства общины: "Все эти люди подробно рассказали мне, что борьба секретных служб против "Храма народов" в США приняла угрожающие размеры: физически уничтожен был ряд членов "Храма", многие арестованы. В гонениях на общину участвуют ФБР и ЦРУ, действующие через дипломатическое представительство в Джорджтауне. Перлюстрируется вся корреспонденция, блокируется доставка пенсий, которые выплачиваются через консульство престарелым членам этой организации, американская таможня задерживает без оснований грузы, направляемые из США в Джонстаун. Используются экономические рычаги давления на гайанское правительство, чтобы добиться принудительной репатриации членов общины США...". Потом разговор перешел к главному вопросу: "как бы советские власти отнеслись к тому, если бы члены "Храма народов" обратились с просьбой в советское посольство в Гайане разрешить им всем переселиться в СССР?"

Этот вопрос был для меня неожиданным - вспоминает Тимофеев - я сказал, что сразу не могу дать на него ответ, но проинформирую МИД СССР. При этом подчеркнул, что подобную просьбу нужно изложить в письменном виде". Вскоре этот документ был передан в посольство, фотокопия его предъявлена в книге. Вот

Почему именно в Гайану? Основные причины - близость к США, (большая часть общины оставалась там, многие колонисты сохраняли связи с родственниками, а для пассажирских перевозок и транспортировок грузов община из экономии пользовалась двумя собственными небольшими кораблями), благоприятный обменный курс валюты - на пять долларов в Гайане там можно было прожить чуть ли не неделю - и относительная безопасность, т.к. Гайана относилась к "неприсоединившимся" странам, вела относительно самостоятельную политику и пыталась строить некий "кооперативный" социализм.

Глазами посторонних

За время существования коммуны ее посетило более пятисот (!) визитеров - гайанских и иностранных граждан - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане. В толстенной книге отзывов, по словам советского консула Ф.М.Тимофеева, все отзывы были положительными, "в этих записях часто встречалось слово "рай" - люди писали о возникшем у них впечатлении, будто они побывали в раю и видели счастливых, одухотворенных людей, живущих в гармонии между собой и дикой, первозданной природой".

Сотрудники посольства США в Гайане посещали колонию в 1974-76 гг. три раза, (в 1977 г. был визит официального представителя американского "Управления Международного Развития по вопросам сельского хозяйства"), в 1977-78 гг. пять раз (30.08.77г., 11.01.78г., 02.02.78г., 10.05.78г., 07.11.78г.), с целью "...предоставления консульских услуг, выяснения благосостояния и местопребывания американских граждан...". На самом деле посольские работники выполняли требования госдепартамента о "...расследовании обвинений о задержке американских граждан против их воли...". Эти визиты, не обнаружившие никакого криминала, стали причиной телеграммы посольства (в январе 78-го), где говорилось об опасении того, что они "могут стать поводом к упрекам в адрес посольства и госдепартамента в "...беспокоящих действиях..."". Госдепартамент согласился с этим и предписал посылать одного служащего не чаще раза в квартал, т.к. "...визиты, осуществляемые без какой-либо очевидной цели, могут послужить усилению подозрений в том, что за общиной ведется наблюдение". Во время всех посещений американские чиновники имели доступ во все строения Джонстауна без ограничения и имели личные беседы без свидетелей с любым жителем по своему желанию. Отчеты посольства гласят, что они постоянно анонимно предлагали своим собеседникам покинуть колонию, обещая им свою защиту и гарантируя неприкосновенность - и все как один отвечали что уезжать не хотят, что они не живут в страхе и очень счастливы.

Из отчета посольства после визита 11.01.78г.: "на основе своих личных наблюдений и бесед с членами "Храма народов" и гайанскими правительственными чиновниками консул убежден в невероятности сообщений, что кого-либо удерживают в Джонстауне против их воли. Во время бесед с членами "Храма народов" он не разу не ощущал, что люди испытывают страх, принуждение или давление. Они выглядели достаточно сытыми и выражали удовлетворение своей жизнью. Некоторые занимались тяжелой физической работой, ремонтировали технику и расчищали поля, но это была обычная работа на фермах... консул следил за возможными попытками приукрасить действительность специально для его визита, но судя по обстановке в поселке, он не считает, что такие попытки предпринимались. Все выглядело нормально. Люди, с которыми он говорил с глазу на глаз, (некоторые из них были теми, которых якобы удерживали якобы против их воли), свободно и непринужденно вели беседу, и отвечали на его вопросы. Местные правительственные чиновники, часто без предварительного уведомления посещающие поселок, говорили консулу, что они никогда не замечали каких-либо странных явлений в поселке... консул, как обычно опросил 12 членов "Храма народов", в отношении которых имелись конкретные заявления от озабоченных родственников, будто "Храм народов" их удерживает против их воли. Все ответы были отрицательными. Консул задавал аналогичные вопросы общего характера другим членам "Храма народов", к которым он подходил по собственной инициативе...ни в одном из случаем у консула не сложилось впечатления, что полученные им отрицательные ответы были заранее отрепетированы...все пожилые люди, с которыми консул обсуждал вопросы социального обеспечения, были опрятно одеты и выражали свое удовлетворение жизнью в Джонстауне. У консула никогда не появлялось ощущения, что более пожилые члены "Храма народов", с которыми он беседовал, сколько-нибудь опасались разговаривать с ним... На основе своих наблюдений консул счел невероятной версию, что кого-либо в Джонстауне удерживают против воли. Консул не верил, чтобы кто-либо из обитателей (особенно из числа молодых людей) не мог просто найти возможность уйти в джунгли, добраться до Порт-Кайтума или Метьюз-Ридж и попросить оказать помощь в дальнейшем переезде"


(Вечерний концерт в клубе)

После визита 02.02.78г.: "...у заместителя главы миссии сложились следующие впечатления: дети, которых он видел, выглядели здоровыми и прибранными, он не заметил никаких признаков плохого отношения к людям... Большое впечатление производили опрятный вид поселка и проделанная тяжелая работа по расчистке и освоению участка джунглей..."

Визит 10.05.78 г.: "все шесть человек, с которыми по отдельности беседовал консул в связи с запросами, поступившими от их родственников, ответили отрицательно на вопрос, не держат ли их против воли и не подвергаются ли они плохому обращению. Трое подтвердили, что они получили письма, переданные и консулом через штаб-квартиру "Храма народов" в Джорджтауне...после взлета самолета из Порт-Кайтума...попросили летчика медленно облететь поселок, чтобы сфотографировать его под таким углом, который позволил бы заметить какие-либо дороги или строения за пределами поселка, не видимые из-за джунглей из самолета, пролетающего прямо над ними. Когда пленки были проявлены, таких сооружений не было обнаружено"

В докладе госдепартамента отрицается ввоз контрабандным путем оружия или чего-либо незаконного "Храмом" в Гайану. В сентябре 77-го и январе 78-го таможенными службами США и Гайаны были проведены внезапные доскональные проверки грузов, предназначенных для Джонстауна. Ничего незаконного обнаружено не было.

И еще одна немаловажная деталь: "Храм народов" вовсе не был каким-то тибетским монастырем, откуда никто живым не уходил. Многие колонисты покидали его с целью навестить своих родственников в США или по иным своим причинам, и затем возвращались - или не возвращались, и никого это не трогало. Некоторых колонистов изгоняли из коммуны за какие-либо проступки или по подозрению в "шпионаже".

Итак, можно сделать такое резюме: впечатления всех визитеров находились в промежутке от восторженно до сдержано благоприятного, лица, прямо заинтересованные в обнаружении каких-либо нарушений прав человека в коммуне, (и имеющие все возможности для поиска оных), ничего подобного не обнаружили.

Вот что пишут в книге «Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ»:

«Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США. …Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс… Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Черных пантер», «Везерменов», «Новых левых» и др. Участников объявленных «террористическими» организаций «Черных пантер» и «Везерменов» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Таким образом радикальные движения политического протеста были полностью разгромлен »

Вот такая версия в стиле "теории заговоров" существует:

Все остальное, ставшее кульминацией уничтожения членов «Храма Народов», клубок перемешанных событий, которые кто-то сфабриковал по своему усмотрению. На видео, которое запечатлел журналист NBC, вооруженные люди, а не активисты Джонстауна. Ряд видео и аудио материалов сфабрикованы, экспертизы трупов не проведены (а те несколько, что сделаны — выглядят нелепо), относительно того, что Джонс почему-то был застрелен, а не умер от яда — тоже нашлись свои объяснения.

«Все трупы были сожжены в обстановке строжайшей секретности на военно-воздушной базе Довера.

Невзирая на то, что абсолютно все факты свидетельствовали о убийстве, основные средства массовой информации США, такие как «Нью-Йорк Таймс», «Ассошиэйтед пресс», немедленно назвали трагедию «массовым самоубийством». Газеты, как по команде, в одних и тех же выражениях чернили имя Джонса и колонистов. Этой трагедии посвящена целая серия книг и кинофильмов, к которым ЦРУ приложило свою руку, поощряя авторов этих дезинформирующих материалов.

Сохранившиеся фото и кино материалы, запечатлевшие лица убийц и последние минуты жертв, так и не были опубликованы. Магнитофонные записи, на которых якобы записаны последние часы Джонстауна и где Джонс призывает всех к «революционному самоубийству», возникшие через продолжительный промежуток времени, скорее всего сфабрикованы задним числом в лабораториях спецслужб США»
(Лайвжурнал)

Само истребление джонстаунцев было организовано ЦРУ, исполнено парой сотен наемников, авиадесант был выброшен в окрестностях лагеря вечером 18 ноября с самолетов, вертолетов. Перестреляв самых сильных (в первую очередь был убит Джонс -именно поэтому и причиной его смерти были огнестрельные ранения), убийцы принялись за детей, стариков и женщин. Их выстроили в ряды и насильно напоили коктейлем из снотворного и яда, вкололи яд через шприцы, также, есть версия, что наемники распыляли отравляющие вещества, поскольку мертвы были и животные (исполнители были в противогазах).

Трупы намеревалось сжечь, для чего их уложили в штабеля, об этом свидетельствует фото с вертолета. А чуть позже, к приезду журналистов трупы опять были разбросаны. То есть их решили просто бросить. Патологоанатомические экспертизы шокировали своей безграмотностью, повторение их стало бессмысленным в связи с сильным разложением умерших в тропическом климате. Однако, один врач из Индианаполис, осматривавший жертв, успел зафиксировать следы уколов цианистого калия, сделанных в спину. Позже их сожгли. Все СМИ вторили друг другу и культивировали идею самоубийства на фоне фанатизма, призывали клеймить культ деструктивным.

Осудили по данному делу всего лишь одного человека: выжившего Лерри Лейтона (стрелявшего в салоне самолета по собиравшейся покинуть Гайану делегации).

Сразу же после этого преступления американские газеты озвучили официальную версию правительства США: массовое самоубийство на религиозной почве. Двое суток армия и спецслужбы США занимались в Джонстауне «непонятно чем». Поселок был изолирован от внешнего мира, в него не допускались даже представители гайанских властей. Лишь 20 ноября гайанские чиновники и три журналиста смогли попасть туда. Стали проявляться нестыковки в американской версии произошедшего. Первые сведения, переданные армией, гласили: обнаружено 400 трупов. Через день, когда «посторонних» допустили на место преступления, число трупов вдруг выросло до 800. И, наконец, 26 ноября «обнаружилось» еще 110 трупов.

В США, как и большинстве других стран мира, если возникают какие-либо сомнения в причинах смерти, тело умершего подвергается вскрытию. Заключение патологоанатома - основной документ в процессе следствия. Трагедия в Джонстауне очень напоминает по количеству тел и по удаленности от мест цивилизации падение авиалайнера в джунглях. Для подобных случаев существуют стандартные процедуры, такие, как фотографирование каждого тела, лица и позы, взятие частиц тканей и жидкостей, отметка на земле места и посмертной позы трупа контуром - после этого тело можно перемещать для полевой аутопсии или в морг, или, при необходимости, бальзамировать. По свидетельству д-ра Уэхта, (патологоанатома, юриста и члена комиссии по расследованию обстоятельств смерти Дж.Ф. Кеннеди), ведущих судебных экспертов США Сиднея Б. Уайнберга и Лесли И.Лукоша, сразу же после распространившейся информации о «групповом самоубийстве» они потребовали аутопсии и предложили свои услуги. Также ими было предложено использовать военный морг в Окленде, так как большинство покойных имели родственников в Калифорнии, что очень облегчило бы опознание.

Как же поступило правительство США?

Сначала оно обратилось к правительству Гайаны с просьбой захоронить тела в специально вырытом рве. Вопрос об аутопсии даже не поднимался. Гайанское правительство ответило отказом.

Через два дня пустых разговоров, убедившись, что власти США не предпринимают никаких действий по вывозу разлагающихся в тропической жаре трупов из джунглей и получив отказ американцев проводить аутопсию, гайанские власти стали проводить свое собственное полицейское расследование и опознание жертв трагедии с помощью выживших колонистов. Некоторое количество экспертиз смог провести главный медэксперт Гайаны д-р С. Лесли Муту. На его неоднократные просьбы о помощи от американских специалистов ответа не последовало. Обследовав лишь небольшую часть трупов, гайанский патологоанатом обнаружил, что 83 умершим были сделаны инъекции цианистого калия в спину. Он добавил, что не смог продолжить исследование от усталости, нехватки оборудования и полного отсутствия помощи.

Лишь после того, как трупы пролежали под лучами тропического солнца четыре дня, первые сорок тел были упакованы и отправлены в столицу Гайаны Джорджтаун. Там они пролежали на земле еще несколько дней, дожидаясь прилета «своего» самолета. Только на 10-й день последние трупы были доставлены на базу Довер (штат Делавэр). Там без аутопсии и без взятия образцов было проведено их бальзамирование.

Наконец, 15 декабря была проведена экспертиза останков Джима Джонса и шести колонистов. Патологоанатомы отметили отсутствие замороженных образцов, взятых немедленно после смерти. На их претензию, высказанную д-ру Круку (ответственному за вывоз тел из Гайаны), последний ответил: «У меня не было даже карманного ножа, не говоря о спецоборудовании и средствах для сохранения образцов». Возможно, он сказал правду, но надо вспомнить то обстоятельство, что в Джонстауне была прекрасно оборудованная клиника, и несложно было обратиться за помощью к гайанским властям.

Подводя итог проделанной работе, специализированный журнал «Лэб Уорд» (солидное издание, предназначенное для директоров лабораторий и судебных патологов США) писал: «Противоречия, несоответствия и сомнения, наличие которых стало очевидным в результате данных интервью, оставляют многие вопросы без ответа. Фактически этот эпизод указывает на плохую организацию правительством США всех операций или намеренное сокрытие им действительных факторов».

После короткого формального расследования все трупы коммунаров были сожжены в обстановке строжайшей секретности на военно-воздушной базе Довера.

Невзирая на то, что абсолютно все факты свидетельствовали об убийстве, основные средства массовой информации США, такие как «Нью-Йорк Таймс» и «Ассошиэйтед пресс», немедленно назвали трагедию «массовым самоубийством». Газеты, как по команде, в одних и тех же выражениях чернили имя Джонса и колонистов. Этой трагедии посвящена целая серия книг и кинофильмов, к которым ЦРУ приложило свою руку, поощряя авторов этих дезинформирующих материалов.

Сохранившиеся фото- и киноматериалы, запечатлевшие лица убийц и последние минуты жертв, так и не были опубликованы. Магнитофонные записи, на которых якобы записаны последние часы Джонстауна, когда Джонс призывает всех к «революционному самоубийству», появившиеся через продолжительный промежуток времени, скорее всего, сфабрикованы задним числом в лабораториях спецслужб США.

«Официально смерть «Храма народов» наступила в конце короткого слушания в суде в переполненном зале муниципалитета Сан-Франциско. После тридцатиминутного слушания судья Ира Браун зачитала решение о расформировании организации... прокурор Й. Аппалас не возражал».

«Ссылаясь на осложнения юридического характера, специальная комиссия палаты представителей отменила планировавшееся публичное расследование деятельности официальных представителей госдепартамента по делу о массовом самоубийстве... Депутат от штата Флорида Данте Б. Фасчелл заявил, что слушание в той его части, которая касается трагедии в Джонстауне, будет отложено на неопределенное время...»

И.Р. Григулевич, выдающийся советский разведчик-нелегал, членкор АН СССР, профессор:

«Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США... Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс... Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Черных пантер», «Везерменов», «Новых левых» и др. ... Участников объявленных «террористическими» организаций «Черных пантер» и «Везерменов» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Таким образом радикальные движения политического протеста были полностью разгромлены».

Доктор Н.М. Федоровский, врач посольства СССР в Гайане:

«Я не политик и, может быть, не очень профессионально сужу о некоторых событиях. Но даже недостаточно сведущему в тонкостях политики человеку ясно, что одновременная гибель членов сельскохозяйственного кооператива, вернее, коммуны, убийства в Джонстауне и Джорджтауне, смертельные выстрелы в мэра Сан-Франциско, дружившего с Джимом Джонсом, - звенья одной преступной цепи политических убийств. И мне думается, уничтожение сотен людей в Джонстауне так же похоже на «самоубийство», как похожа на «самоубийство» гибель жителей вьетнамской деревни Сонгми или жертв сионистов в лагерях палестинцев Сабра и Шатила».

Альтернативные версии:

«Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество версий случившегося. В частности, выдвигались следующие версии:

Сразу же после трагедии в прессе появились указания на то, что конгрессмен Лео Райан во время своего визита в Джонстаун обнаружил неоспоримые доказательства того, что Джим Джонс штатный агент ЦРУ, участвовавший в длительном эксперименте над контролем сознания. И чтобы скрыть реальные факты (мертвые молчат), был организован массовый суицид. Истинной целью произошедшего в Гайане было убийство Лео Райана, а массовое самоубийство — всего лишь хитрый маневр для отвлечения внимания.

Джонс вместе со своими людьми был убит агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду.

Трагедия была спровоцирована внедрившимися в организацию агентами правительства США с целью увеличить военный контингент США в Гайане, не вызывая подозрений, и этими силами уничтожить советскую ракетную базу на территории этого государства в рамках предстоящей атомной войны.
Большинство документов, касающихся расследования этой трагедии, было засекречено»

Как бы ни было — однозначно уже сложно сказать, что там произошло. 18 ноября 1978 года Джонстаун стал могилой почти для тысячи человек.


Mourners watch as flowers are tossed onto names of loved ones engraved on the Jonestown memorial

источники

С печальной славой Берлина, ставшего лидером среди немецких городов по числу самоубийств в конце войны, может посоперничать небольшой городок Восточной Померании Деммин. Там в период с 30 апреля по 4 мая 1945 года по приблизительным подсчетам свело счеты с жизнью от 1200 до 2500 горожан. Примечателено, что большинство самоубийц принадлежали к вполне респектабельной части немецкого общества.

Свою запись случаев суицида в Деммине вела и дочь кладбищенского садовника. Сегодня этот документ хранится в городском музее. В нем упоминаются 612 имен, приводятся даты и причины смерти жертв. Исходя из списка пик самоубийств пришелся на 2 мая, а самыми распространенными средствами суицида были: огнестрельное оружие, бритвенное лезвие, различные ядовитые вещества и удавка; некоторые также топились.

Учитывая, что в Деммине в 1945 году проживали около 15-16 тысяч человек, в среднем выходило, что самоубийство там совершил каждый седьмой житель. В чем же особенность этого городка, который по числу суицидов на каждые 100 жителей намного опередил Берлин? Историки объясняют это географией. Деммин располагался между реками Пене и Толлензе, и после распоряжения германского командования взорвать мосты он превратился в настоящую западню.

Многие демминцы, убежденные немецкой пропагандой, что в случае прихода в город Красной Армии их ждет страшный конец, без долгих раздумий шли на крайние меры - лишали себя жизни. Барбель Шрайнер, которой в конце войны было всего шесть лет, вспоминала, как чуть не стала очередной жертвой массового помешательства: «Я все еще помню реки, красные от крови. Если бы мой брат не остановил маму, она бы утопила нас обоих».

Случалось, что групповое самоубийство по каким-то причинам не удавалось довести до конца, и тогда выжившим приходилось долгие годы нести всю тяжесть содеянного. В 1959 году по обвинению в совершении нескольких убийств перед немецким судом предстал 55-летний житель Мекленбурга Пауль Китель. Тогда в 1945-м он застрелил жену и двух сыновей, на него самого патронов не хватило.

В настоящее время каждый год 5 мая в городской церкви Деммина исполняют «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. По мнению горожан, это наиболее подходящий способ выразить скорбь и помянуть жертв страшной трагедии, которая разыгралась весной 1945 года.